Реферат по предмету "История"


Российская молодежь проваливается на экзамене по сталинской эпохе

В своей статье "' " Сара И. Мендельсон , используя данные, полученные в ходе социологических исследований, рассматривает очень интересный вопрос: как и почему молодое поколение россиян относится к Сталину. При рассмотрении данного вопроса выявляется совершенно определенная картина – «преобладающее отношение к Сталину среди российской молодежи можно охарактеризовать как неоднозначное». Это происходит из–за незнания истории собственной страны и с подачи нашего правительства. На мнение российской молодежи можно повлиять, но не без помощи извне.

В самом начале он проводит параллели между немцами и русскими, Гитлером и Сталиным. Немцы к Гитлеру относятся крайне негативно, а вот русские к Сталину неопределенно – кое-кто считает беспощадным тираном, кое-кто – мудрым правителем, но основная масса не может сформулировать определенную точку зрения по этому вопросу. Возникает вопрос почему такое положение вещей не вызывает беспокойство у международного сообщества и политических лидеров США и Европы. На основании этого факта автор делает заключение, что в Европе все в порядке, а вот у нас сложная ситуация с отношением к прошлому «заминается» в угоду правительству . Проще когда Россия выглядит «нормальной» страной в глазах мировой общественности и не надо заниматься поисками «эффективного ответа на опасные проявления советского наследия»». Намеренному игнорированию данного вопроса Сара И. Мендельсон противопоставляет пережитки «культа личности», до сих пор сохранившиеся в народном сознании и, более того, косвенно поддерживающиеся различными путями.

Автор вполне логично замечает, что совокупность подобных фактов может быть чревата конкретными политическими последствиями, с чем нельзя не согласиться.

Есть еще одна позиция. Многие специалисты по России не забывают наш пресловутый «русский национальный характер». Они считают, что неоднозначное отношение к Сталину вызвано нашей «врожденной предрасположенностью к авторитаризму», а, следовательно, это отношение изменить нельзя. Изменить нельзя, если не пытаться что–то делать. В стране никогда не проводилась скоординированной компании десталинизации. В связи, с чем вполне логично замечено, что совокупность подобных фактов может быть чревата конкретными политическими последствиями, с чем нельзя не согласиться.


Анализ восприятия Сталина молодежью в России был проведен с помощью социологических опросов, которые показатели путаность и неопределенность взглядов молодых людей на этот вопрос. Был предложен вопрос: «Проголосовали бы вы за Сталина, если бы он сегодня баллотировался в президенты?».Менее половины опрошенных россиян ни за что не стали бы голосовать за Сталина на сегодняшних выборах. 42% (до 30 лет) и 34%(более 30лет) опрошенных находятся в затруднительном положении. Это почти половина всех опрошенных. Исходя из данных , следует, что популярность Сталина возрастает в зависимости от возрастных критериев респондентов. Таким образом, нет однозначного мнения в данном вопросе у населения нашей страны.

Задавая вопросы о Сталине в виде утверждений о нем и просьбе выразить согласие или не согласие с каждым из них,были получены еще более противоречивые цифры,чем в первом случае. Больше всего противоречий вызвали утверждения,которые звучат таким образом : "Был ли Сталин жестоким тираном?" , "Сталин бросил за решетку,подверг пыткам и уничтожил миллионы невинных людей" и "Победа во второй мировой войне является заслугой Сталина". Сталина не считают жестоким тираном, но при этом соглашаются, что он бросил за решетку и подвергал пыткам людей. Но, отвечая уже на следующий вопрос, большинство отвечают положительно.

Это свидетельствует о том, что отвечающие не могут иметь однозначного мнения по данной теме. Фигура Сталина в истории нашей страны неоднозначная и противоречивая. Негативные действия Сталина оправдываются его позитивными действиями, так как все, что он делал, делалось им во благо страны. Нельзя утверждать, что подавляющее большинство относится к сталинистам, или, наоборот, к их противникам. Для нашего народа патриотическое начало в деятелях государства – самое главное. Скорее всего, преобладающее отношение к Сталину среди молодежи, на самом деле, весьма неоднозначно, потому что никак не могут определить чего же он больше сделал – хорошего или плохого. По одним вопросам они занимают просталинскую позицию и антисталинскую – по другим.

Судя по всему, остальные респонденты оказались в еще более затруднительном положении при ответах на заданные вопросы (10 – 14% опрошенных), они не смогли ответить ни да, ни - нет.

Чтобы оказаться более точными в подлинном отношении российской молодежи к Сталину в декабре 2004 года специалистами Левада – центра в Москве и Ярославле были проведены фокус – группы с участием студентов. В ходе этих исследований выяснилось не только непоследовательное и неопределенное отношение к Сталину, но и обозначились причины этого явления. При данном виде опросов участники, также высказали весьма разнообразные мнения о Сталине и его действиях. Кто-то восхвалял действия Сталина, кто-то критиковал. Были и такие, которые считали, что его действия были продиктованы условиями того времени, считая, что в наше время такое не возможно.

Основной причиной путаности и неопределенности взглядов молодых людей на этот вопрос является плохое представление о реальном положении вещей, вследствие элементарного незнания истории своей страны, а также слишком путанных, зачастую противоречивых точек зрения, которые черпаются через «в первую очередь телевидение, затем школу и книги, потом родителей, бабушек и дедушек, и, наконец, государственных чиновников». Некоторым кажется, что раньше жилось лучше, чем сейчас, что благодаря Сталину СССР одержал победу над фашизмом и что только при авторитарном режиме в стране установится порядок. Кроме того, многие из опрошенных считают, что они не нуждаются в дополнительном изучении тех или иных исторических фактов, так как в достаточной мере владеют информацией. То есть, не знают и знать не хотят. Интерес к своему прошлому значительно снизился и поэтому многие не «видят смысла оглядываться на прошлое» и со скепсисом относятся к необходимости изучать историю. Вот это весьма печально. Конечно, все это происходит из-за недостатка знаний и информации, да и информация, которую мы получаем, имеет весьма противоречивый характер, проверить которую либо нет возможности, либо не возникает желания. Отсюда и неопределенность взглядов. Нельзя говорить, что такой молодежи преобладающее большинство. Я думаю, что у нас достаточно молодых людей, которые любят и ценят свою страну, а значит и ее историю.

И, тем не менее, можно и нужно убеждать молодежь, что знать собственное прошлое просто необходимо. Чем больше правдивой информации мы получим, тем более определенными будут взгляды. Для этого, конечно же, нужны целенаправленные и масштабные усилия. На взгляды молодого поколения влияют не только знания нашей истории, но и современная мировая политика.

Нельзя такого рода процессы пускать на самотек, молодежь всегда должен кто–то направлять. Для этого существует система просвещения, которая должна найти способы вызвать у молодежи интерес к изучению своего прошлого. Тогда, возможно появятся те самые герои, с которых захочется брать пример.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование рынка информации в экономике
Реферат Болгария – краткая характеристика основных налогов
Реферат Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 2
Реферат Iron In Drinking Water Essay Research Paper
Реферат «Хай живе самостійна російська національна держава!» Ставлення оун—упа до Росії та росіян
Реферат Словянофильская философия И.В. Киреевского
Реферат Розробка плану маркетингу малого середнього підприємства
Реферат Проект сигарной комнаты в гостинице "Атлантида" категории "5 звезд"
Реферат Амортизация основных фондов Украина
Реферат О девиантном поведении
Реферат Статистическое изучение и анализ производственных затрат и себестоимости молока
Реферат Концессия как форма государственно-частного партнёрства
Реферат Творчество ИЕ Репина Костюм стиля романтизм Скульптура как вид изобразительного искусства
Реферат Становление римской государственности Социально экономическое и по
Реферат Управління ефективністю розвитку ВАТ молокозавод "Самбірський"