Введение
1 История
1.1 XIV—XVI века
1.2 XVII век
1.3 XVIII—XIX века
1.4 XX век и современность
1.4.1 Вторжение многоэтажной застройки
1.4.2 Расширение Третьяковки
1.4.3 Разрушение Кадашёвской набережной
2 Улицы и переулки Кадашей
3 Памятники Кадашей
4 Кадаши в литературе
Список литературы
Кадашёвская слобода
Введение
Кадашёвская слобода́, Кадаши́ — историческая местность в московском районе Якиманка, впервые упомянутая как село Кадашёво в духовной грамоте Ивана III (1504 год)[1] и достигшая расцвета в середине XVII века, при Алексее Михайловиче. Крупнейшая[2] из слобод Замоскворечья, в XVII веке Кадашёвская слобода занимала территорию между Якиманкой, Ордынкой, Николаевской улицей, Полянским рынком и старицей реки Москвы. На территории бывшей слободы, в Лаврушинском переулке, находится Государственная Третьяковская галерея; c 2004 года действует музей «Кадашёвская слобода» при храме Воскресения Христова.[3]
Традиционная московская топонимика возводит название слободы к кадь (бочка): кадаши — бондари, мастера по изготовлению бочек, кадушек и прочей деревянной утвари.[4][5] Однако роль слободы в жизни города была существенно выше, чем могло бы обеспечить единственное ремесло: жители слободы промышляли торговлей, а с 1613 года здесь появилось значительное ткацкое производство.
1. История
Панорама Замоскворечья из Кремля. Д. Индейцев, акварель, около 1850. В центре, позади лабазов на Болоте — Кадаши
1.1. XIV—XVI века
Церковь св. Космы и Дамиана, фото из альбома изд. Н. А. Найдёнова 1883 года
Слобода зародилась на большой дороге, проходившей от перевоза через реку Москву вблизи устья Неглинной — на юг-юго-восток, в Серпухов. Дорога эта, неоднократно менявшая основную трассу, проходила примерно вдоль современной Полянки. Параллельно ей, к востоку, прошла Ордынская дорога (на Коломну и далее). Современная сеть радиальных переулков Кадашёвской слободы повторяет заданное в XIV веке направление на юг-юго-восток — в отличие от Ордынки и Пятницкой, трассы которых приняли современный вид (строго на юг) в первой трети XVII века.
Историческим ядром слободы изначально была церковь св. Космы и Дамиана Ассийских[6] «что в Кадашах», стоявшая на месте современного сквера у дома по Большой Полянке, 4 — на бойком месте рядом с переправой через топкую старицу реки Москвы (современный Малый Каменный мост).[7] На восточной стороне в XV веке сформировался второй, более молодой центр вокруг церкви Воскресения в Кадашах, впервые упомянутой в 1493 году в завещании князя Патрикеева[8] (совеременное здание построено в 1687—1695 годы [9]). Её место в иерархии замоскворецких церквей было закреплено порядком московского колокольного звона: первыми начинали звон колокола в Кремле и в монастырских соборах, затем — церковь Воскресения в Кадашах — и только после неё прочие приходские храмы.[10] Здание церкви, выстроенное заново в 1680-х, лежит строго на луче, соединяющем колокольню Ивана Великого с храмом Вознесения в Коломенском. Именно Воскресенская улица (современный 1-й Кадашёвский переулок), проходившая рядом с Воскресенским храмом, и стала главной улицей Кадашей.[11]
Палаты XVI—XVIII веков в Ордынском тупике
На рубеже XV—XVI веков на территорию Кадашей, с юга, вторглась Толмачёвская слобода, ранее находившаяся к востоку от Ордынки (см. Старый Толмачёвский переулок). Главной улицей новых Толмачей стала Николаевская. К западу от Якиманки с Кадашами соседствовала сильная Голутвинская слобода при подворье Коломенского Голутвина монастыря, с севера (между старицей и рекой Москвой) — дворцовые сады и Садовнические слободы.
Петров и Сигизмундов «чертежи» (карты Москвы) 1599 и 1610 годов, зафиксировавшие Москву такой, какой она была перед разрушениями Смутного времени, показывают территорию Кадашей полностью застроенной. У стены Скородома, в XVI веке сформировались поселения стрельцов, казаков и иностранных наёмников. Между Кадашами и дальними слободами — чистое пространство, «всполье», со всех сторон окружённое деревянной застройкой. Существует версия, что всполье принадлежало именно кадашёвцам, как общинный выгон для скота в пределах города, что было признаком особого привилегированного положения слободы. По другой версии, здесь была торговая площадь — необычно обширная для Москвы XVI века.[6] Вплоть до середины XIX века бывшее всполье оставалось застроенным только по периметру, и до сих пор в центре Замоскворечья сохраняется необычно большой для центра города квартал между Пыжевским, Старомонетным, 1-й Казачьим переулками и Ордынкой.
1.2. XVII век
Карта 1760-х годов. Крупнейшая постройка (выделена красным) — бывший Хамовный, а в XVIII веке Денежный двор
В первое десятилетие по завершении Смуты слобода изменилась: здесь возник центр ткацкого производства. Первые сведения о нём известны с 1613 года, а в 1622—1623 Михаил Фёдорович закрепил привилегированное положение Кадашей: слобода стала «государевой хамовной» (хам — льняное полотно), поставлявшей ко двору узорчатые ткани. Рядом с ткачихами и швеями (ткаческое ремесло было преимущественно женской долей)[12] работали художники и ювелиры. Благодаря освобождению от податей и повинностей процветала торговля.
К середине XVIII века слобода достигла расцвета, захватив кварталы по обе стороны Большой Ордынки. Число дворов увеличилось с 413 в 1630 году до 510 в 1682 году.[13] В то время, в связи с переносом переправы через Москву-реку на линию Балчуга-Пятницкой, куда и переместилась большая дорога на юг — юго-восток, Ордынка превратилась во второстепенную, внутрислободскую улицу: в документах XVII века она именуется Перепёлкиной улицей, по имени домовладельца.[14] Главенство «ордынского», юго-восточного, направления, сохранялось: все современные переулки слободы, идущие с севера на юг — юго-восток, в XVII веке считались улицами.[14]
В 1658 году Алексей Михайлович основал в Кадашах государев Хамовный двор, располагавшийся правильным квадратом на месте современных домов 5-11 по Старомонетному переулку. Уже по завершении первой очереди строительства (1658—1661) Хамовный двор стал одним из крупнейших ансамблей Москвы в целом — по территории он был сравним с городскими (Ивановским, Высокопетровским) укреплёнными монастырями.[15] К 1661 году здесь заработал двухэтажный ткацкий корпус; в начале правления Петра I стены и башни были надстроены и приобрели высокие бочкообразные кровли, зафиксированные обмерами 1775 года.[16]
1.3. XVIII—XIX века
1-й Кадашёвский переулок. Застройка XVIII—XIX веков
В конце XVII века, после общего для заречных слобод расцвета, отмеченного постройкой храмов Воскресения Христова, Николы в Толмачах, Григория Неокесарийского (на Полянке) и стрелецкого Николы в Пыжах, слобода утратила свои привилегии. Неизвестно, затронул ли её прямо разгром стрельцов после бунта 1698 года,[17] но вскоре Кадаши пришли в упадок.
Пётр I, учредив полотняный завод в Преображенском, отказался от поддержки хамовного производства в Кадашах. В 1701 году на месте запустевшего Хамовного двора начал работу монетный двор, действовавший здесь до 1736 года. «В документах петровского времени это предприятие упоминается под самыми различными названиями — Хамовный, Кадашёвский, Замоскворецкий, Новый монетный, Монетный денежный, Адмиралтейский и Военно-морской двор».[18] Дело в том, что этот монетный двор, пятый по счёту в петровской Москве, был основан Адмиралтейским приказом, и поставлял деньги флоту. Само слово монета было введено при Петре, в отличие от старых серебряных денег, поэтому и производство вначале именовалось именно денежным двором. Кроме традиционных денег и новых монет, здесь чеканили «бородовые знаки» — свидетельства об уплате налога на бороду.[19]
Карта 1850-х годов отражает уличную сеть, сложившуюся в 1780-е годы и окончательно зафиксированную после застройки Денежной площади (1800-е годы)[20].
Первая половина XVIII века — период после перевода столицы в Санкт-Петербург и запрета на каменное строительство 1714 года — не оставила в слободе ярких сохранившихся памятников, и в целом для Москвы была периодом упадка. Тем не менее, именно серединой XVIII века датируется большинство сохранившихся кадашёвских палат. В Замоскворечье параллельно происходили два процесса: владения, выходившие на большие радиальные улицы, укрупнялись и застраивались крупными усадьбами знати; в стороне от больших дорог, в Кадашёвских переулках, шла постепенная перестройка в камне старых кварталов с сохранением масштаба, установленного в XVII веке.[21] Слободской уклад жизни был полностью разрушен на больших улицах, но сохранялся в глубине Кадашей.
В течение 1770-х и 1780-х годов произошло последнее по времени изменение уличной сети Замоскворечья. Около 1770 года Лаврушинский проезд получил сквозной выход в Большой Толмачёвский переулок; на перекрёстке была выстроена усадьба Демидовых. Севернее неё, между Лаврушинским и Малым Толмачёвским переулками, появилась обширная, в квартал, усадьба военного семейства Кологривовых[22] — в будущем ядро Третьяковской галереи. На основе Прожектированного плана 1775 года вдоль старицы реки Москвы был спланирован фасад каменных домов современной Кадашёвской набережной, а после наводнения 1783 года по старице реки Москвы был проложен постоянный Водоотводный канал. При ремонте Каменного моста и постройке канала использовали кирпич от разборки построек Хамовного двора. Он простоял ещё 20 лет и был окончательно снесён в 1803; на его месте образовалась Денежная площадь, вскоре застроенная домами по Старомонетному переулку.
Колбасная фабрика Николая Григорьева, ок. 1900
С. В. Виноградов Весна Церковь Воскресения Христова в Кадашах. 1910
Восстановленная после пожара 1812 года[23] застройка Кадашей в течение последующего столетия почти не изменилась: только в предреволюционное десятилетие по Старомонетному переулку началось строительство доходных домов (1908, арх. А. В. Иванов), а рядом с Воскресенской церковью были выстроены Кадашёвские бани (1905, арх. А. Э. Эрихсон).
За церковью Воскресения был построен небольшой завод, в 1878 г. приобретенный Н. Г. Григорьевым, перестроенный им и к концу века превратившийся в процветающую колбасную фабрику. Фабричный комплекс включил в себя ряд построек более раннего времени, в том числе палаты князей Оленевых рубежа XVII—XVIII вв., в которых расположилась фабричная контора [24].
В 1872 году кологривовская усадьба перешла в собственность рода Третьяковых. По мере расширения частного собрания картин, в 1881—1891 годах арх. А. С. Каминским были выстроены выставочные залы по Малому Толмачёвскому переулку. После смерти П. М. Третьякова, в 1899—1906 годах главный жилой дом был также перестроен под галерею и приобрёл новый фасад по проекту В. М. Васнецова. Васнецовский фасад — всё, что осталось от дореволюционной Третьяковки после реконструкций 1980-х — 1990-х годов[25] (см. ниже).
1.4. XX век и современность
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предполагал пробить по Ордынке одну из трёх главных магистралей столицы — от Останкина до Серпуховского шоссе.[26] По проектам 1934 года, разработанным мастерской Н. А. Ладовского, ответственного за генплан Замоскворечья, весь район Ордынки — Пятницкой следовало перестроить в широкий парадный бульвар, обрамлённый крупномасштабными кварталами-новостройками.[27] Этот проект, также как и проект Ладовского по перестройке Садовников, реализован не был.
Вторжение многоэтажной застройки
Семиэтажный дом современной постройки подавляет старую усадьбу XVIII—XIX веков (1-й Кадашёвский переулок, 12 и 14). При постройке новодела были снесены палаты XVIII века[28]
Другое положение Генплана 1935 года предписывало замкнуть Бульварное кольцо в Замоскворечье. Этот проект также не был выполнен, но оставил следы в Кадашах. В Лаврушинском переулке возник многоэтажный «Дом Писателей» (1937, арх. И. И. Николаев, надстроен в 1947—1948), в Старом Толмачёвском, уже после войны, — здание Минатома (1957, арх. П. П. Зиновьев, Л. З. Чериковер). В начале Большой Полянки выстроили многоэтажные дома по проектам А. Г. Мордвинова и А. К. Бурова (экспериментальный крупноблочный дом, 1940).
В 1973 году городские власти утвердили создание девяти заповедных зон в центре Москвы; под № 9 в список вошло Замоскворечье, с ядром охраняемой территории в Кадашах. С этого момента здесь допускалась только застройка «зданиями, архитектура и этажность которых определяются в композиционной увязке с существующей застройкой» — то есть исключалась массовая, типовая застройка.[29] Действительно, вплоть до конца 1990-х годов новое строительство в Кадашах, помимо расширения Третьяковки, приостановилось.
В 1990-е — 2000-е годы в Кадашах велось «точечное» строительство, вновь исказившее силуэт старой слободы. На месте одно-двухэтажной застройки появились дома в 7-8 и выше этажей (1-й Кадашёвский переулок, 12; Старый Толмачёвский, 4; Старомонетный, 18 и другие). На участке, непосредственно примыкающему к Воскресенской церкви (здесь располагались корпуса колбасно-гастрономической фабрики купца Н. Г. Григорьева, действовавшей до 1918 г.) запланировано строительство масштабного жилого комплекса «Пять столиц». В зону сноса попадает и дом причта церкви — памятник XVIII века. «В результате, помимо подлинного исторического силуэта Замоскворечья, уничтожается также и неповторимая атмосфера одного из последних районов старинной низкоэтажной застройки в центре столицы… массивные объемы жилого комплекса высотой от трех до шести этажей нависнут над церковью со всех сторон, во много раз превысят ее по своим размерам, закроют большую часть ее живописных ракурсов».[30] Противостояние в охранной зоне церкви Воскресения Христова привело к битве при Кадашах.
Расширение Третьяковки
Первая очередь реконструкции, начатой в 1983 году и продолжающейся в 2008—2010 годах, завершилась приёмкой в 1985 году кубообразного здания депозитария (Лаврушинский, 8), «крайне невыразительного по архитектуре»,[31] где во время реконструкции главного здания хранились сокровища музея. В январе 1986 года Третьяковка, которой тогда руководил Ю. К. Королёв, была закрыта для посетителей.[32] Часть картин из «лаврушинских» фондов была выставлена в новом зале на Крымском Валу, объединённом с Третьяковской галереей в 1985.
Вторая очередь реконструкции (1986—1995) «обернулась фактической гибелью памятника».[31] Были сломаны здания старой галереи (и XIX века, и «щусевские» 1930-х годов), южного флигеля, ограды храма Николы в Толмачах. Внутренние дворы щусевского корпуса оказались перекрыты и перестроены под выставочные залы. Новый инженерный корпус по Большому Толмачёвскому переулку (1989) оказался вне связи с окружающей застройкой, а по Малому Толмачёвскому и вовсе оказалась глухая стена длиной в целый квартал.
В конце 2007 года были обнародованы планы по застройке северной части квартала Третьяковки, по Малому Толмачёвскому и Кадашёвской набережной (снесён в 1994 году, см. ниже). По предложению «Моспроекта-4» (главный архитектор проекта А. Г. Сержантов) на Кадашёвской набережной будет воссоздан сплошной фронт застройки, причём со стеклянным куполом: «У Третьяковской галереи должен быть такой фасад, который не прятался бы где-то в глубине кварталов, не сливался с окружающей застройкой, а четко обозначал место, где расположена главная картинная галерея страны».[33] По Малому Толмачёвскому переулку будет выстроена ещё одна глухая стена. Общая площадь новых выставочных залов — 8100 кв. м.
Разрушение Кадашёвской набережной
В послевоенные годы на набережной были снесены дома № 2, 4, 14, 20, 26, 28, 32. Здание гостиницы на углу Старомонетного (№ 6) надстроили с 4 до 6-7 этажей. Оставшаяся застройка была объявлена памятником архитектуры.
В 1994 году, несмотря на протесты прокурора Москвы и общественности, охраняемый памятник архитектуры «Кадашёвская набережная» (дома 12, 16, 18, 30) был снесён. На его месте к 1999 году был выстроен двух-трёхэтажный фасад «под старину». Статус памятников с домов 12-30 был снят только в 1998 году.[34] [35][36] К востоку от Лаврушинского переулка, на месте одно-двухэтажного фасада возникло офисное здание с угловой ротондой, заимствованной у дома Разумовских, что на Воздвиженке, — решение, по мнению критиков, совершенно неуместное в Замоскворечье.[30] Единственное историческое здание на набережной к востоку от Лужкова моста — угловой дом № 22, к западу — надстроенный № 6 и трёхэтажный № 10, попадающий под снос при расширении Третьяковки.
2. Улицы и переулки Кадашей
Радиальные улицы и переулки (направление с севера на юг-юго-восток)
Большая Якиманская улица | Малая Якиманская улица | Большая Полянка | Денежный переулок | Малый Толмачёвский | Лаврушинский | Большой Кадашёвский | Большая Ордынка |
Большая Акиманская улица | Акиманская улица | Козмодемьянская улица | Приказная улица | Мухина улица | Хохлова или Попкова улица | Воскресенская улица | Перепёлкина улица |
Поперечные переулки (направление с запада на восток)
Водоотводная улица | Средний Кадашёвский переулок | Тупой переулок | Малый Кадашёвский переулок | Тупой переулок | Большой Толмачёвский переулок | Бородинский переулок и Полянский рынок |
Царицына и Кадашёвская улицы | Воскресенский переулок | Алымов переулок | Билибинский переулок | Перепёлкин переулок | Николаевская улица | Полянский торг |
Исчезнувший в предвоенные году Козмодемьянский переулок, названный по имени церкви св. Козьмы и Дамиана, находился на месте современного дома 1/3 по Большой Полянке, построенного в 1940 году.
Из всех упомянутых улиц и переулков в советское время была переименована только Большая Якиманка — в улицу Димитрова и обратно. Собственно Кадашёвские переулки и набережная — не переименовывались.
3. Памятники Кадашей
Кроме упомянутых выше храма Воскресения в Кадашах и Третьяковской галереи (ГТГ), под государственной охраной находятся:
Храм святителя Николая в Толмачах
1-й Кадашёвский переулок, 10 — комплекс из трёх жилых домов XVII—XIX веков. На рубеже XVIII—XIX веков — единое владение «суконной фабрики содержательницы Федосьи Евреиновой». Реставрированы в 1990-х годах.[37]
1-й Кадашёвский переулок, 14/13 — городская усадьба XVIII—XIX века. В основе главного дома — палаты середины XVIII века.
Большая Ордынка, 20 — Храм иконы Богоматери Всех скорбящих радости. Трапезная и колокольня постройки В. И. Баженова, 1783—1791; главная ротонда — постройки О. И. Бове, 1828—1833. Построены на средства кадашёвских купцов Долговых — отца и сына.
Большой Толмачёвский переулок, 3 — городская усадьба Демидовых, 1770-е годы, перестройка 1814 года.
Большой Толмачёвский переулок, 5 — 11 — одно-двухэтажные дома XIX века. Исторический дом Е. С. Лобковой (№ 7), ещё в апреле 2005 года доступный для публичных экскурсий,[38] в 2007 году частично разобран, стоит в руинах.
Лаврушинский переулок, 3 — приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова, архитектор Н. С. Курдюков, инженер Н. Егоров. Выстроен в 1912 году двухэтажным, впоследствии надстроен до 4 этажей
Лаврушинский переулок, 4 и 6 (на территории ГТГ) — усадьба XVII—XIX веков. Включает палаты Гусятниковых постройки 1680—1690-х годов и ампирный главный дом купца Савельева 1822 года.[39]
Малый Толмачёвский переулок, 9 (на территории ГТГ) — Храм святителя Николая в Толмачах. Основной объём построен кадашёвцами Кондратием и Лонгином Добрыниными в 1690—1697. В пожар 1812 года церковь уцелела, но весь её приход выгорел: два года невостребованный храм стоял запертым. Колокольню выстроил в 1833—1834 Ф. М. Шестаков.
Ордынский тупик, 5 — палаты XVII—XVIII веков. По переписи 1739 года принадлежали полковнику Василию Титову; его отец, Григорий Титов, был главою московских стрельцов, а дед, Семён Титов — думным дьяком при Алексее Михайловиче. Ядро здания (подвалы и подклет западной части) — палаты постройки 1650—1660-х годов. В 1670—1680-х годах здание расширили пристройкой с востока, в 1750-х годах — к северу. При реставрации, в целом сохранившей изменения здания в XVIII—XIX веках, был воссоздан облик палат, сложившийся в третьей четверти XVIII века.[40]
В Лаврушинском переулке установлены памятники П. М. Третьякову (у главного входа в ГТГ) и писателю И. С. Шмелёву — уроженцу Кадашей.
4. Кадаши в литературе
Из тридцати пяти чаще всего я звоню на четырех колокольнях: на Бережковской набережной, на Кадашёвской, близ Большой Ордынки, на Псковской близ Арбата на Спасо-Песковской площадке, и на Никитской…
Анастасия Цветаева, «Сказ о звонаре московском», 1927—1976
Злые ливни веков по Москве барабанят,
но не трогают в замоскворецкой тиши
Кадашёвский тупик, Кадашёвские бани,
Кадашёвскую глушь, Кадаши, Кадаши…
Вадим Егоров, 1984
Осталась церковь в Кадашах,
Где мы компанией гуляли,
В розлив портвейн стаканом брали
И говорили во дворах.
Дома московского ампира,
Канал, вчерашняя вода…
Гремела варварская лира -
Я пел по-своему тогда.
Владимир Бережков, 1985
Список литературы:
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. Подготовлено к печати Л. В. Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. — C. 353—364. См. текст духовной грамоты Ивана III на сайте истфака МГУ.
510 дворов в 1682 году. — Романюк С. К. Из истории Московских переулков. — М., Сварог, 2000. — Гл. XXVI. ISBN 5-93070-022-2.
Музей «Кадашёвская слобода». История создания
Сытин П. В. Из истории московских улиц. — М., Московский рабочий, 1948. — C. 165
Этимология кадашей на gramota.ru
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 143. ISBN 5-210-02548-9
См. карточку храма на temples.ru
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 157. ISBN 5-210-02548-9
Храм Воскресения в Кадашах (история)
Кудрявцев М. П. Москва — Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. — 2-е изд. М.: Троица, 2008. — C. 106. ISBN 5-85482-008-7
Кудрявцев
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 139. ISBN 5-210-02548-9
Романюк С. К. Из истории Московских переулков. — М., Сварог, 2000. — Гл. XXVI. ISBN 5-93070-022-2.
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 140—141. ISBN 5-210-02548-9
Подробно исследования Хамовного двора описаны в: Подольский Р. П. Государев хамовный двор в Кадашёвской слободе в Москве // Сообщения института истории искусств. Архитектурное наследство СССР. В. 1. — 1951.
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 142—143. ISBN 5-210-02548-9
Памятники
Спасский И. Г. Русская монетная система. — Л.: Аврора, 1970
Спасский
Атлас столичного города Москвы, составленный по распоряжению г. московского обер-полицеймейстера, свиты его императорского величества генерал-майора Лужина, А. Хотевым. — М., 1852—1853
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 153. ISBN 5-210-02548-9
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 179. ISBN 5-210-02548-9
Разрушения в Кадашах не были массовыми: например, полностью сохранилась кологривовская усадьба.
Семейное дело Григорьевых
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 180—181. ISBN 5-210-02548-9
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 года, раздел «Планировка города Москвы», гл. 8
Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. — М.: Архитектура-С, 2007. — С. 74-77. ISBN 978-5-9647-0132-3
Под угрозой. Кадашёвская слобода. MAPS, 16.01.2007
Решение Мосгорисполкома № 45/3 от 28 ноября 1973 «О создании заповедных зон в центральной части г. Москвы в пределах Садового кольца и режиме их застройки» [1]
Под угрозой
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 181. ISBN 5-210-02548-9
Официальный сайт ГТГ
Интервью с А. Г. Сержантовым, 05.10.2007 // РИА Новости
Постановление правительства Москвы № 362 от 05.05.1998 «Об исключении из списка памятников архитектуры зданий по адресу: Кадашёвская наб, дом 12, строения 1, 2» [2]
Рахматуллин Р. Памяти Кадашёвской набережной. — Известия, 06.03.2006 [3] [4]
Нечаев А. Ускользающие Кадаши. — Итоги, 25.05.2000
Можаев, А. Кадашёвская слобода, 10 // Архитектурное наследство. № 46 — 2006. [5]
Объекты культурного наследия, которые в этом году могут увидеть все желающие // Российская газета, 15.04.2005 [6]
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 170—173. ISBN 5-210-02548-9
Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. — М.: Искусство, 1994. — C. 164. ISBN 5-210-02548-9
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кадашёвская_слобода
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |