Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Причины раскола……………………………………………………………...4
2. Реформа……………………………………………………………………...…5
3. Движение раскольников………………………………………………………9 4 .Церковный собор……………………………………………………………..10
5. Из истории монастыря………………………………………………………..13
6. Первые зачатки раскола………………………………………………………17
7. Соловецкое восстание…………………………………………………….…..18
8. Василий Ключевский: восстание в Соловках –
часть всеобщей смуты в России………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………...…22
Введение
Соловецкий бунт 1667–1676 гг. – вооруженное восстание монахов и мирян Соловецкого монастыря, выступивших против московского правительства на стороне противников церковной реформы патриарха Никона.
Соловецкая обитель - крупнейший русский монастырь, один из влиятельных центров православия, оказался в стане непримиримых противников происходивших в стране политических, а затем и церковных реформ. Постепенное нарастание антиправительственных настроений в обители продолжалось вплоть до сентября 1667 г. На состоявшемся 15 сентября в монастыре черном соборе старцы и миряне решали, подчиняться ли им полученным от правительства и патриарха грамотам, которые содержали требование принять церковную реформу под угрозой царской опалы и проклятия. Выражением мнения большинства бывших на соборе старцев и приглашенных мирян стала челобитная, посланная царю. В ней прямо и ясно говорилось: «И вели, государь, на нас свой меч прислать царьской...»
Борьба с мятежными старцами превратилась в настоящую войну, которая затянулась на восемь с половиной лет. Однако восстали не только Соловецкие монахи, волна недовольства среди духовенства прокатилась по всей России. Этот период в России в конце XVII века историки называют церковным расколом [5].
Эта проблема остается актуальной и по сей день, не смотря на то, что реформы были утверждены царем Алексеем Михайловичем, вторым среди династии Романовых.
Соловецкое восстание, одно из самых значительных по своим последствиям событие в истории России XVII в., чрезвычайно остро поставило проблемы взаимоотношения церкви и государства. Оно происходило под старообрядческими лозунгами и тесно связано с историей церковной реформы и старообрядчества в целом. Идеи истинной веры, социальной справедливости, верности культурной традиции задали форму и направление народному протесту, и Россия получила первые антицарские программы [8].
Цель контрольной работы – углубить теоретические знания по теме Соловецкое восстание.
Задачи
1.Рассмотреть сущность церковного раскола.
2. Подробно изучить историю Соловецкого восстание.
Причины раскола
В начале XVII в. - «бунташного века» – после Смуты, в феврале 1613 г., на престоле Русского государства занял Михаил Федорович Романов, положивший начало 300-летнему правлению дома Романовых. В 1645 г. Михаилу Федоровичу наследовал его сын, Алексей Михайлович, получивший в истории прозвище «Тишайшего».
К середине XVII в. восстановление разрушенного Смутой хозяйства привело к положительным результатам (хотя шло медленными темпами) – постепенно оживляется внутреннее производство, возникают первые мануфактуры, происходит увеличение роста внешнеторгового оборота. Вместе с тем происходит укрепление государственной власти, самодержавия, законодательно оформляется крепостное право, вызвавшее сильное недовольство крестьянства и ставшее в будущем причиной многих волнений. Достаточно назвать самый крупный взрыв народного недовольства – восстание Степана Разина в 1670-1671 гг. [6].
Внешнюю политику правители Руси при Михаиле Федоровиче и его отце Филарете вели осторожную, что и неудивительно – последствия Смуты давали знать о себе. Так, в 1634 г. Россия прекратила войну за возвращение Смоленска, в Тридцатилетней войне (1618-1648), разразившейся в Европе, участия практически никакого не принимали.
Ярким и поистине историческим событием в 50-е гг. XVII в., во время правления Алексея Михайловича, сына и преемника Михаила Федоровича, стало присоединение к России Левобережной Украины, боровшейся во главе с Б. Хмельницким против Речи Посполитой. В 1653 г. Земский собор принял решение о принятии Украины под свое покровительство, а 8 января 1654 г. Украинская Рада в Переяславе одобрила это решение и принесла присягу на верность царю [12].
В перспективе Алексей Михайлович видел объединение православных народов Восточной Европы и Балкан. Но, как говорилось выше, на Украине крестились тремя перстами, в Московском государстве – двумя. Следовательно, царь стоял перед проблемой идеологического плана – навязать всему православному миру (который давно уже принял нововведения греков) собственные обряды либо подчиниться господствовавшему троеперстному знамению. Царь и Никон пошли вторым путем.
В результате первопричиной церковной реформы Никона, расколовшей русское общество, являлась политической – властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного на теории «Москва – третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение. К тому же восточные иерархи (т.е. представители высшего духовенства), зачастившие в Москву, постоянно культивировали в умах царя, патриарха и их окружения идею о будущем главенстве Руси над всем православным миром. Семена упали на благодатную почву [7].
В результате, «церковные» причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение.
Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства – как один из централизаторских процессов в Истории – неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения.
2. Реформа
Смута поколебала авторитет церкви, а споры о вере и обрядах стали прологом к церковному расколу. С одной стороны, высокое мнение Москвы о собственной чистоте православия, с другой – непонимание греками как представителями древнего православия обрядов Русской церкви и следование ею московским рукописным книгам, которые не могли являться первоисточником православия (на Русь православие пришло из Византии, а не наоборот) [9].
Никон (ставший шестым русским патриархом в 1652 г.), сообразно твердому, но упрямому характеру человека, не обладающего широким кругозором, решил пойти прямым путем – насильственным. Первоначально он повелел креститься тремя перстами («сими тремя персты подобает всякому православному христианину изображать на лице своем крестное знамение; а кто крестится двумя перстами – тот проклят!»), повторять возглас «Аллилуйя» три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус и др.
Собор 1654 г. (после принятия Украины под власть Алексея Михайловича) оказался «коренным переворотом» в русской православной жизни – он одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Константинопольский патриарх и другие восточные православные патриархи (Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский) благословили начинания Никона [3].
Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вел дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела. Но оно имело в основе не преклонение перед эллинистической культурой и византийским наследием, а провинциализм патриарха, выбившегося из простых людей и претендовавшего на роль главы вселенской греческой церкви.
Более того, Никон отвергал научные знания, ненавидел «еллинскую мудрость». Так, патриарх пишет царю: «Христос не учил нас диалектике ни красноречию, потому что ритор и философ не может быть христианином. Аще кто от христиан не истощит от своего помышления всяку премудрость внешнюю и всяку память еллинских философов, не может спастися. Премудрость еллинская мати всем лукавым догматам» [5].
Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям. Книги, по которым жили их отцы и деды, всегда считались священными, а теперь – проклятыми?! Сознание русского человека не было подготовлено к подобным переменам, и не понимало сущности и коренных причин проводимой церковной реформы, а им, конечно, никто ничего не удосужился объяснить. Да и возможно ли было какое-либо объяснение, когда священники в деревнях не обладали большой грамотностью, являясь, плоть от плоти и кровь от крови такими же крестьянами (вспомним слова новгородского митрополита Геннадия, сказанные им еще в XV в.), а целенаправленная пропаганда новых идей отсутствовала?
Поэтому низы встретили нововведения «в штыки». Старые книги частенько не отдавали, прятали их, либо крестьяне бежали с семьями, скрываясь, в леса от никоновых «новин». Иногда старые книги местные прихожане не отдавали, поэтому кое-где применяли силу, происходили драки, заканчивавшиеся не только увечьями или ушибами, но и убийствами.
Усугублению ситуации способствовали ученые «справщики», порой прекрасно знавшие греческий язык, но в недостаточной степени владевшие русским. Вместо грамматического исправления старого текста, они давали новые переводы с греческого языка, незначительно отличавшиеся от старых, усиливая и без того сильное раздражение у крестьянской массы [2].
Например, вместо «дети» теперь печаталось «отроци»; слово «храм» заменили на слово «церковь», и наоборот; вместо «ходив» - «пешешествовав». Ранее говорили: «Запрещается ти, диаволе, Господь наш Исус Христос, пришедший в мир и вселивыйся в человецех»; в новом варианте: «Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех».
Оппозиция Никону сформировалась и при дворе, среди «лютчих людей» (но весьма незначительная, поскольку более чем подавляющая часть староверов «комплектовалась» из простонародья). Так, в некоторой мере олицетворением старообрядчеству стала боярыня Ф.П. Морозова (во многом благодаря знаменитой картине В.И. Сурикова), одна из самых богатых и знатных женщин в русском дворянстве, и ее сестра княгиня Е.П. Урусова. Про царицу Марию Милославскую говорили, что она спасла протопопа Аввакума (по меткому выражению русского историка С.М. Соловьева, «богатырь-протопоп») – одного из наиболее «идейных оппозиционеров» Никону. Даже когда почти все пришли «с повинной» к Никону, Аввакум остался верен себе и решительно отстаивал старину, за что и поплатился жизнью – в 1682 г. его вместе «со союзники» заживо сожгли в срубе (5 июня 1991 г. в родном селе протопопа, в Григорово, состоялось открытие памятника Аввакуму).
Константинопольский патриарх Паисий обратился к Никону со специальным посланием, где, одобряя реформу, проводившуюся на Руси, призывал московского патриарха смягчить меры по отношению к людям, не желающим принимать сейчас «новины». Паисий соглашался на существование в некоторых областях и регионах местных особенностей: «Но если случится, что какая-нибудь церковь будет отличаться от другой порядками, неважными и несущественными для веры; или такими, которые не касаются главных членов веры, а только незначительных подробностей, например, времени совершения литургии или: какими перстами должен благословлять священник и т.п. Это не должно производить никакого разделения, если только сохранится неизменно одна и та же вера».
Однако в Константинополе не понимали одну из характерных черт русского человека: если запрещать (либо разрешать) – обязательно всё и вся; принцип «золотой середины» правители судеб в истории нашей страны находили очень и очень редко…
Организатор реформы, Никон, недолго пробыл на патриаршем престоле – в декабре 1666 г. его лишили высочайшего духовного сана (вместо него поставили «тихого и незначительного» Иоасафа II , находившегося под контролем царя, т.е. светской власти). Причиной тому являлась крайняя амбициозность Никона: «Видишь ли, государь, - обращались к Алексею Михайловичу недовольные самовластием патриарха, - что он возлюбил стоять высоко и ездить широко [12]. Управляет этот патриарх вместо Евангелия бердышами, вместо креста – топорками». Светская власть одержала победу над духовной.
Староверы подумали, что возвращается их время, но глубоко ошибались – поскольку реформа полностью отвечала интересам государства, она стала проводиться и дальше, под руководством царя [7].
Движение раскольников
Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.
Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.
Раскол православной церкви произошел на соборе 1666–1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.
Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем [6]. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.
6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвящение. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.
В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей – горожан, стрельцов, крестьян, – видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.
Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675–1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны Беловодье.
Церковный собор
Церковный собор 1666-1667 гг. стал поворотным пунктом в истории раскола. Собор 1666-1667 гг. завершил торжество никониан и грекофилов.
Собор отменил решения Стоглавого собора, признав, что Макарий с иными московскими иерархами «мудрствовал невежеством своим безрассудно». Именно собор 1666-1667 гг. положило начало русскому расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви. Преданные анафеме ревнители старого московского благочестия получили название раскольников, или староверов и подверглись жестоким репрессиям со стороны властей [3].
В результате решений собора разрыв между господствующей церковью и раскольниками стал окончательным и необратимым. После собора движение раскола приобрело массовый характер. Далеко не случайно этот этап совпал с массовыми народными выступлениями на Дону, в Поволжье и на Севере. Вопрос о том, имел ли раскол антифеодальную направленность, трудно решить однозначно. На сторону раскола встали в основном выходцы из среды низшего духовенства, тяглых посадских людей и крестьян. Для этих слоев населения официальная церковь являлась воплощением несправедливого общественного устройства, а «древнее благочестие» было знаменем борьбы. Не случайно, вожди раскола постепенно перешли на позиции оправдания выступлений против царской власти. Раскольников можно было встретить и в войске Степана Разина в 1670-71 гг. и среди взбунтовавшихся стрельцов в 1682 г.
Вместе с тем в старообрядчестве был силен элемент консерватизма и косности. «до нас положено: лежи оно так во веки веком! - учил протопоп Аввакум, - Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много!» К расколу примкнула и часть консервативной знати.Духовными дочерями протопопа Аввакума стали боярыни Феодосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Они были родными сестрами.Феодосья Морозова, овдовев, стала обладательницей богатейших вотчин. Аввакум с восхищением и удивлением писал о боярыне: «Как так! Осмь тысящ хрестиан имела, домова заводу тысящь болши двух сот было...» Феодосья Морозова была близка ко двору, выполняла обязанности «приезжей боярыни» у царицы. Но ее дом стал приютом для старообрядцев. После того как Феодосья приняла тайный постриг и стала инокиней Феодорой, она открыто начала исповедовать старую веру. Она демонстративно отказалась явиться на свадьбу царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, несмотря на то что царь посылал за ней свою карету. Морозову и Урусову взяли под стражу. За боярыню заступился патриарх, просивший ее освободить, однако Алексей Михайлович отвечал «Давно бы я так сделал, но не знаешь ты лютости этой женщины. Как поведать тебе, сколь поругалась и ныне ругается Морозова та! Много наделала она мне трудов и неудобств показала. Если не веришь моим словам, изволь сам испытать; призови ее к себе, спроси, и сам узнаешь ее твердость, начнешь ее истязать и вкусишь приятности ее» [13].
Сестер увещевали высшие церковные иерархи, но Морозова на требование причаститься по новым служебникам отвечала: «Враг божий Никон своими ересями как блевотиною наблевал, а вы ныне то сквернение его полизаете; явно, что и вы подобны ему». Феодосью Морозову и Евдокию Урусову подвергли пытке, но не смогли добиться отречения от старой веры. Тогда их отправили в Боровск, где посадили в подземелье. Аввакум, как мог ободрял женщин, но судьба их была печально - сестер уморили голодом [8].
На сторону старообрядцев встали некоторые из монастырей, в частности одна из самых почитаемых православных обителей – Соловецкий монастырь. Монахи монастыря, в котором в бытность простым иноком не смог ужиться Никон, не приняли церковных реформ в его бытность патриархом. Когда в монастырь были присланы новопечатные книги, их спрятали, не переплетая, в казенную палату, а потом на общем собрании постановили отнюдь нынешних служебников не принимать. Тогдашний архимандрит Илия говорил со слезами богомольцам, совершавшим паломничество в знаменитую обитель: «Видите, братья, последнее время: встали новые учители, от веры православной и отеческого предания нас отвращают и велят нам служить на ляцких крыжах по новым служебникам». Несколько монахов колебались и не хотели подписывать приговор об отказе от новопечатных служебников – «так на нас архимандрит закричал с своими советниками, как дикие звери: «Хотите латинскую еретическую службу служить! Живых не выпустим из трапезы!» Мы испугались и приложили руки».
Н. М. Никольский, автор «Истории русской церкви», считал, что нежелание принять новые служебники объяснялось тем, что большинство духовенства попросту не могло переучиться. Сельское духовенство, малограмотное, учившееся службам со слуху, должно было или отказаться от новых книг, или уступить место новым священникам, ибо переучиваться ему было немыслимо. В таком же положении было и большинство городского духовенства и даже монастыри. Монахи Соловецкого монастыря выразили это в своем приговоре напрямик, без всяких оговорок: «Навыкли мы божественные литургии служить по старым служебникам, по которым мы сперва учились и привыкли, а ныне по тем служебникам мы, старые священницы, очередей своих недельных держати не сможем, и по новым служебникам для своей старости учиться не сможем же...» [9]. И снова и снова рефреном повторялись в этом приговоре слова: «мы священницы и дьяконы маломочны и грамоте ненавычны, и к учению косны», по новым книгам «нам чернецам косным и непереимчивым, сколько не учитца, а не навыкнуть...»
5. Из истории монастыря
Первыми поселенцами Соловецкого острова, дотоле пустынного, были иноки Кирилло-Белозерского монастыря Герман и Савватий, прибывшие на остров в 1429 г. и поселившиеся под Секирною горою, где и прожили вдвоем 6 лет. В 1435 г. Савватий, отправившись на материк, дорогою заболел и умер в дер. Сороке, где и был похоронен. После того к Герману прибыл инок Зосима, уроженец с. Толвуя [4]. Оба эти отшельника, с помощью нескольких других, построили небольшую церковь и испросили игумена во вновь устроенный монастырь у новгородского архиепископа, так как вся тогдашняя Беломорская страна зависела от Новгорода. При третьем игумене Ионе, монастырь выхлопотал у Великого Новгорода дарственную грамоту на вечное владение всеми Соловецкими островами. Грамота эта, с «вислыми» оловянными печатями, доныне хранится в монастырской ризнице. Владение это подтверждено было Иоанном III. В 1450 г. новгородская боярыня Марфа Посадница пожертвовала монастырю свои беломорские волости Суму и Кемь. В 1471г. мощи преподобного Савватия перенесены были из с. Сороки в Соловецкий монастырь. В 1478 г. представился преподобный Зосима, который с 1452 г.управлял монастырем в звании игумена; в 1484 г. умер и преподобный Герман, управлявший монастырем после Зосимы. В 1485 и 1557 гг. монастырь погорал. С 1558 г. при игумене Филиппе (впоследствии митрополите московском) началась постройка каменного монастырского здания.
Монастырь окружен стеной, которую начали класть в 1584 г. и над которой трудились монахи и монастырские крестьяне 12 лет. Стена сложена из громадных камней дикого булыжника и гранитных глыб, в виде неправильного пятиугольника; окружность ее 510 саж., высота ее 5 - 6 саж., ширина 3 саж. На стенах 8 громадных башен; в амбразурах некоторых башен стоят старинные пушки, из которых стреляют в царские дни. В стене 7 ворот; из них главные - Святые, выходящие на набережную бухты; над ними церковь Благовещения. Всех церквей в монастыре внутри стен 9; из них главная - Троицкий собор, где находятся в серебряных раках мощи основателей монастыря, преподобных Зосимы и Савватия. Преображенский собор - самый большой и великолепно отделанный монастырский храм; под ним церковь препод. Германа, с его мощами. Под церковью Николая Чудотворца монастырская ризница, в которой много драгоценных даров царей московских, начиная с Иоанна III, и других жертвователей [1]. Здесь же хранятся палаш кн. Михаила Скопина Шуйского и сабля кн. Пожарского. Близ Преображенского собора часовня с мощами преподобного Иринарха. Главная колокольня имеет 28 саж. высоты и 35 колоколов, из коих в наибольшем 1100 пд. весу; под другой колокольней, «Царской», сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 г. обстреливали монастырь. Вне монастырских стен на братском монастырском кладбище церковь св. Онуфрия. Часовен 6. Всех каменных строений 17, из них 8 для братии; в числе остальных больница (с доктором, фельдшером и аптекой), богадельня и тюрьма, в которой некогда содержались сосланные в монастырь лица. За стенами монастыря, на берегу Святого оз., много хозяйственных строений, казармы для рабочих, огороды, конный двор. На юге от монастыря имеется док для починки и осушки судов. Монастырская библиотека, хотя в 1854 г. много из ее было вывезено драгоценного в Казань, до сих пор довольно богата. В монастыре начальное училище и иконописное заведение.
При монастыре заводы салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница, мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и др. Прекрасно устроенное водоснабжение, начало которому положил еще святитель Филипп, управлявший монастырем в 1561 г. и соединивший Святое оз. посредством каналов с 52 озерами: ныне оно соединено уже с 70 озерами. Не менее хорош для такой холодной местности монастырский огород, разведенный на 40 десятинах. Молочная ферма [4].
Монашествующих в монастыре теперь 230 чел. (в XVII в. их было до 370 - 450), в том числе 45 монахов, 30 дьяконов и около 60 послушников. Крестьян между монахами 140, мещан 40, купеческого звания 7; духовн. 18, прочие - разных сословий. В монастыре проживают даровые работники из богомольцев, так называемые «трудники» (Так называются лица, добровольно обрекшие себя на безвозмездную работу по указанию монастырского начальства; получают от монастыря жилище, одежду и пишу.) до 500 чел., и другие вольнонаемные служащие и рабочие; всего в монастыре проживает круглый год от 800 до 850 чел. Женщин проживающих постоянно нет; приезжающие летом на богомолье живут вне монастырских стен, в течение 3 дней. Богомольцев, посещающих летом монастырь, бывает от 11 до 12 тыс., иногда и более.
Монастырь имеет значительные доходы как от богомольцев, так и от других своих хозяйственных статей, архангельского подворья, пароходов, рыбных и звериных ловель и проч., всего от 160 до 170 тыс. руб. в год. Расходы монастыря составляют ежегодно от 150 до 155 тыс. руб. Монастырь имеет несколько парусных судов и 4 парохода, экипаж которых состоит из монашествующих, трудников и вольных рабочих [11]. Пароходы ходят в Архангельск и посад Суму, перевозя богомольцев и монастырские грузы. Монастырю принадлежат лошадей 180 голов, рогатого скота 80, овец 150.
Управляется монастырь настоятелем, в сане архимандрита, и монастырским собором, состоящим из наместника, казначея, ризничего, благочинного и духовника. Соловецкий монастырь играл видную роль на севере, как его колонизатор, просветитель и защитник.
В 1571 г. было неудачное на монастырь нападение шведов, вследствие чего в монастырь был прислан воевода Озеров, со стрельцами. Озеров поставил деревянный острог с пушками. В 1584 г. началась по плану, составленному монахом Трифоном, постройка каменной стены и были выстроены остроги в монастырских селениях Кеми и Суме. Войска как в монастыре, так и в острогах содержались на монастырский счет, и С. игумен фактически был их главным начальником.
Соловецкий монастырь сделался важным стратегическим пунктом, из которого исходила защита всего сев. Поморья; лишь только где появлялся враг, Соловецкие войска бились с ним до прибытия подкреплений из Москвы. Так, напр., в 1582 г. они разбили шведских воевод Магнуса и Иварстона. В 1596 г.
Соловецкое войско состояло из 1000 чел. стрельцов и в отмщение за нападения финляндцев опустошило г. Каяну и соседнюю с ним страну. Монастырь заботился о разоренных войною крестьянах и достиг того, что в начале XVII в. на Соловецких монахов стали смотреть как на единственных защитников крайнего севера. Иностранные соседи видели в Соловецком настоятеле главного сев. воеводу, сносились с ним по делам и даже заключали с ним перемирия. В 1611 г. шведы разбойнически напали на монастырские волости и подступили к монастырю, но были отражены суроном. В 1613 – 15 гг. воpовскиe казаки разорили монастырские поморские волости, но не могли взять Кемских и Сумских острогов. В то же время шведы потребовали от игумена сдать Сумской острог, но получили отказ. Монахи так освоились с военным делом, что в 1637 г. последний Соловецкий воевода сдал Соловецкому настоятелю все письменные дела, крепостные ключи, воинские запасы и отбыл в Москву.
Во время ливонско-шведской войны при царе Алексее монастырские стены с сев. и южн. сторон, откуда был единственный удобный доступ к монастырю, были окопаны рвом; монахи насыпали земляной вал, на стенах поставили 90 пушек и снабдили монастырь боевыми и хлебными запасами; вся братия, в числе 454 чел., призвана была к оружию, что составило с стрельцами до 1500 чел. [10].
6. Первые зачатки раскола
Первые зачатки раскола появились в Соловецком монастыре с 1636 года, когда патриархом Никоном были присланы сюда исправленные богослужебные книги. Против патриарха, бывшего уже под царским гневом, было предубеждение. Монахи, даже не просмотрев книг, сразу запечатали их в сундуки и поставили в монастырскую оружейную палату. Начало было сделано. Потом, сначала благодаря приездам сочувствующих расколу, а в 1661 году благодаря ссылке целой группы раскольников, раскол стал быстро распространяться, заражая все больше и больше иноков. Присоединение к расколу беглых московских стрелков и мятежников из шайки Степана Разина очень усилило движение и придало ему политический оттенок.
Пожар разгорался и наконец, в 1666 г., при игумене Варфоломее вспыхнул открытый мятеж. Помимо игумена, руководимые келарем Савватием Абрютиным и казначеем Терентием, монахи составили очень грубую челобитную царю. Царь вызвал к себе игумена и архимандрита Никонора и велел им увещевать недовольных. Однако, обратно в монастырь их даже не впустили, что было уже явным сопротивлением царской власти. Варфоломея перевели тогда в Свияжский монастырь, а архимандрит Никонор перешел на сторону бунтовщиков.
7. Соловецкое восстание
На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения. Он притворно выразил согласие с постановлениями собором и получил разрешение вернуться в обитель, но по возвращению скинул греческий клобук, опять надел русский и стал во главе монастырской братии. Царю была отправлена знаменитая «Соловецкая челобитная», излагавшая кредо старой веры. В другой челобитной монахи бросили прямой вызов светской власти: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие». С. М. Соловьев писал: «Монахи вызывали мирскую власть на тяжелую борьбу, выставляя себя беззащитными жертвами, без сопротивления подклоняющими головы под меч царский. Но когда в 1668 году под стенами монастыря явился стряпчий Игнатий Волохов с сотнею стрельцов, то вместо покорного подклонения голов под меч встречен был выстрелами. Такому ничтожному отряду, какой был у Волохова, нельзя было одолеть осажденных, у которых были крепкие стены, множество запасов, 90 пушек [15].
«Соловецкое сидение» затянулась на восемь лет с 1668 по 1676 гг. В первое время власти не могли послать больших сил на Белое море из-за движения Стеньки Разина [14]. После подавления бунта под стенами Соловецкого монастыря появился большой стрелецкий отряд, начался обстрел обители. Осажденные отвечали меткими выстрелами, а игумен Никандр кропил пушки святой водой и приговаривал: «Матушки мои галаночки! надежда у нас на вас, вы нас обороните! «Но в осажденном монастыре начались разногласия между умеренными и сторонниками решительных действий. Большинство монахов надеялось на примирение с царской властью,
Меньшинство во главе с Никандром и миряне – «бельцы» во главе с сотниками Ворониным и Самко требовали «за великого государя богомолие отставить», а про самого царя говорили такие слова, что «не только написать, но и помыслить страшно». В монастыре перестали исповедоваться, причащаться, отказались признавать священников. Эти разногласия предопределили падение Соловецкого монастыря. Стрельцам никак не удавалось взять его штурмом, но перебежчик монах Феоктист указал им отверстие в стене, заложенное камнями. В ночь на 22 января 1676 г., в сильную метель, стрельцы разобрали камни и проникли в монастырь [4].
В самой обители произошел жестокий бой. Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру.
Соловецкий монастырь пришел в полный упадок. Храмы и постройки разрушились, соляные промыслы запустели, припасы и скот были истреблены, касса совершенно пуста. Игумен и «соборные старцы» (келарь и казначей) были назначены из других монастырей. Через бирюча был объявлен царский указ о возобновлении пропуска богомольцев на Соловки; стрелецкая команда, однако еще долго стояла в монастыре, на всякий случай.
Защитники обители погибли в неравном бою. Одних зачинщиков восстания казнили, других отправили в ссылку. Посещение обители Петром I (1694, 1702 г.г.) стало свидетельством прощения опального монастыря [15].
Такими перед нами предстали события тех далеких времен, такими их видят сегодняшние историки и историографы, но, конечно, остается еще много загадок и белых пятен, и поэтому не иссякает интерес ни к патриарху Никону, ни к его реформам.
8. Василий Ключевский: восстание в Соловках -
часть всеобщей смуты в России
«Вместе с чувством тяжести принесенных жертв и понесенных неудач росло и недовольство ходом дел. Оно попало на подготовленную Смутой почву общей возбужденности и постепенно охватило все общество сверху донизу, только выражалось неодинаково в верхних и нижних слоях его. В народной массе оно сказалось целым рядом волнений, которые сообщили такой тревожный характер XVII веку: это эпоха народных мятежей в нашей истории. Не говоря о прорывавшихся там и сям вспышках при царе Михаиле, достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. мятежи в Москве, Устюге, Козлове, Сольвычегодске, Томске и других городах; в 1649 г. приготовления к новому мятежу закладчиков в Москве, вовремя предупрежденному; в 1650 г. бунты в Пскове и Новгороде; в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 1670 – 1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер, когда с ним слилось им же возбужденное движение простонародья против высших классов; в 1668 - 1676 гг. возмущение Соловецкого монастыря против новоисправленных церковных книг. В этих мятежах резко вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением...» [3]
Заключение
К середине XVII столетия хозяйство Соловецкого монастыря достигло расцвета, растет его политическое и нравственное влияние не только на Севере, но и во всем государстве. В благодарность за новые земельные пожалования и льготы монастырь ссужает государство значительными денежными средствами. И тем неожиданней и сильней поразила русское общество разгоревшаяся на Соловках церковная «смута», вылившаяся в знаменитое «Соловецкое сидение» или, иначе, «Соловецкое восстание» – восьмилетнюю оборону (1668-1676 гг.) монастыря от царских войск.
Упорство в вере и мученичество, с каким «соловецкие сидельцы» приняли смерть, создали вокруг них ореол славы. Многочисленные списки «Истории об отцах и страдальцах соловецких», написанной со слов очевидцев писателем-старообрядцем Семеном Денисовым, расходились по всей России и пользовались большой популярностью среди народа.
В данной работе нами рассмотрены сущность церковного раскола и подробно изучена история Соловецкого восстания даже сейчас, в век компьютерных технологий, русские верующие люди делятся на староверцев, поддерживающих старую дореформенную веру, и нововерцев, принявших новую веру патриарха Никона. Староверцы придерживаются также и церковных обычаев, существовавших до конца XVII века. И хотя староверцев сейчас редко встретишь, они все-таки есть и до сих пор считают старую веру единственно верной и правильной. И кто знает, сколько еще лет или веков будут существовать староверцы. Быть может они исчезнуть, а может, будут существовать, и придерживаться старой веры еще несколько веков.
Список использованной литературы
1.Архангельский Север в документах истории (с древнейших времен до 1917 г.): хрестоматия / под общ. ред. А.А. Куратова. – Архангельск, 2004. – 439 с.
2.Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. Для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
3.История России с древности до наших дней. / Под редакцией М. Н. Зуева. – М.: Высшая школа, 1998. – 543с.
4.История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. (Репринтное издание). – 2-е изд., дополн. / Коммент. Г.М. Зеленской. Послесл. А.В. Лаушкина и В.П. Столярова: Несколько слов об истории этой книги и о соловецкой истории XX в. – М.: Товарищество северного мореходства, 2004. – 342 с.,
5. Каргалов В. В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю. С. Савельев, В. А. Федоров. – М.: Русское слово, 1998. – 500с.
6.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. / С. Ф. Платонов. - М.: Высшая школа, 1993. – 210с.
7.Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией А. С. Орлова, А. Ю. Полунова и Ю. А. Щетинова. – М.: Простор, 1994. – 389с.
8.Сахаров А. Н. «История России с древнейших времен до конца 17 века» / А. Н. Сахаров, В.И. Буганов, М.: Просвещение, 1995. – 378с.
9.Скрынников Р. Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII веках. / Р. Г. Скрынников. – М.: Московский рабочий, 1988. – 430с.
10.Соловки: монастырь на островах. – М.: Изд-во «Эксмо», Изд-во Алгоритм, 2004. – 448 с.,
11.Соколова В. И. Наше наследие: Храмы, монастыри и иконопись России / В.И.
12.Сыров С. Н. Страницы истории. / С. Н. Сыров. - М.: Русский язык, 1986. – 280с.
13.Учебник История России: Конец XVI – XVIII век: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Посвещение, 2005. – 240 с.
14.Чистякова Е. В. «Степан Разин и его соратники» / Е. В.Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, - 380с.
15.Чумичева. О «Соловецкое восстание 1667-1676 гг.» Новосибирск: Издательство СО РАН, Научно-издательский центр ОИГГМ, 1998. 196 с.
23
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Рихард Штраус |
Реферат | "Холодная война" |
Реферат | Усама бен Ладен |
Реферат | Логистика: Выбор места размещения склада |
Реферат | Сталин в годы Второй Мировой Войны |
Реферат | Сущность и функции современных финансов |
Реферат | 1934 год |
Реферат | Творчество Мопассана |
Реферат | Абсолютная монархия во Франции. |
Реферат | VIII – IX вв. в истории славянства |
Реферат | Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство |
Реферат | Основы биотехнологии и ее научно производственная база |
Реферат | CCCР в годы НЭПа |
Реферат | Методические процедуры внедрения эфективной системы контроля производственных запасов |
Реферат | Бреттон-Вудские соглашения. Золотовалютный стандарт: 1944-1971 |