Готфрид Вильгельм Лейбниц Г. В. Лейбниц - философ и ученый, математик, физик, юрист, историк, языковед, изобретатель. Родился в Лейпциге 1 июля 1646г. Его отец был профессором нравственной философии. Он получил образование в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. С 1676 г. состоял на службе у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря, историографа и тайного советника юстиции. Занимался широкой и разносторонней практической и теоретической деятельностью.
Характерная особенность жизни Лейбница - стремление соединить теорию с практикой. Независимо от Ньютона он открыл дифференциальное и интегральное исчисление, придумал счетную машину, способную производить операции над большими числами, занимался также вопросами экономики, инженерной деятельности. Едва ли существовала при нем хоть одна отрасль знания, которую он не изучал бы, и в которую не внес бы что-нибудь новое. Писал исторические и политические статьи, но особенно его привлекала организация
научного труда. В 1700г. по проекту Лейбница основывается Берлинской Академии наук, первым президентом которой он и стал. Философско-литературное наследие Лейбница огромно. Кроме многочисленных статей, трактатов, диалогов он оставил после себя свыше 15 000 писем, в которых он чаще всего излагал свои философские взгляды, отправленных различным ученым и философам, с которыми
был знаком как лично, так и заочно. Основные философские произведения Лейбница следующие Рассуждение о метафизике 1685, Новые опыты о человеческом разуме 1705, Теодицея 1710, Монадология 1714. В философии Лейбница нашли отражение почти все философские идеи, накопленные к тому времени европейской философией. Его система - результат многолетнего труда по переработке основных концепций философии с древности до его времени. Среди теоретических источников философии
Лейбница учения Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. В философии Лейбница как бы синтезировалось все рациональное, достигнутое до него, он - завершитель европейского рационализма. К философским концепциям прошлого он подходил с позиции ее сохранения всего того, что представляет в них значительную ценность, как большинство школ правы в значительной части своих утверждений, но заблуждаются в том, что они отрицают.
В то же время, внимательно изучив концепции предыдущих философов, Лейбниц не был согласен со многими из возражал против декартовского дуализма, не принимал тезис. карта о врожденных идеях, а также положение Спинозы о субстанции, считая, что подобная позиция означает омертвление действительности. В ответ на произведение Локка Опыт о человеческом разумении, не согласившись с излагаемыми там положениями, он выступил со своим трактатом Новые опыты о человеческом разуме.
Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадах. Лейбниц полагал, что если бы существовала только одна субстанция, то вещи не обладали бы активностью. Поэтому он утверждал, что субстанций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает как субстанция. Они, т.е. вещи или субстанции носители силы, и эти силы являются единицами бытия, или монадами. Монады это существа, лежащие в основе мира.
Но монада - это не материальная единица бытия, а духовная субстанция, она - самостоятельная единица, способная к активности. Монада в своих первичных качествах является деятельной, нигде в мире нет пассивных вещей. Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Это понятие у Лейбница должно объяснить существующие в мире взаимосвязь и согласованность. Так как монады - психические сущности, взаимодействовать физически они не в состоянии, однако в мире
мы наблюдаем согласованный порядок. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предустановлено Богом. Это определяет гармонию в явлениях и гармонию между сущностью и явлениями. Как таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты в себе. По словам Лейбница, они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них
входить или из них выходить. Каждая монада в то же время представляет собой свой особый мир, в котором отражается весь мировой порядок, все другие монады и весь мир. Говоря словами Лейбница, монада - это живое зеркало Вселенной. Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой двух монад, абсолютно тождественных, не существует. Лейбниц различает монады трех видов разновидности в зависимости от степени
развития голые, души и духи. 1. Монады, которые характеризуются так называемой перцепцией, пассивной способностью восприятия, образуют низший вид они способны только формировать неясные представления. Низшие монады голые - спят без сновидений и образуют то, что мы называем неорганической природой. В соответствии с системой Л. она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду. 2. Для следующей степени развития монад характерна способность обладать ощущениями и образовывать явные
представления. Их Лейбниц называет монады-души. Это более интенсивная форма проявления жизненной силы, которую составляет душа. Душами пишет Л. в Монадологии можно назвать только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью. Память открывает возможность появления эмпирической последовательности, общей для человека и животного. Она состоит в том говорит Л. в статье Материя, взятая в себе что получающий те ощущения, которые он
уже несколько раз получил следующие одно за другим, ожидает снова и снова получить их в той же последовательности на основе опыта. Но в этой деятельности души еще нет разумения рассудка, без которого невозможна рациональная последовательность практичность, рассудительность характерная для человека. Душа роднит животный организм с человеческим, но в последнем она выступает как дух. Этим понятием Л. обозначает всю сферу человеческого сознания.
Третья степень развития монад дух обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наделены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием апперцепцией. Таким образом, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только наиболее развитые монады обладают такой индивидуальной программой, при которой им свойственно самосознание. Т.е. наряду с восприятиями-представлениями он наделяет монады стремлениями, или аппетициями.
Л. утверждает, что жизнедеятельность душ и тем более голых монад лишь бледное подобие той многообразной жизненной активности, которой наделены духи. Лишь они обладают стремлениями, и прежде всего стремлением к преобразованию перцепций в апперцепции. Тем самым обнаруживается главное свойство человеческого духа его способность к высшим проявлениям познавательной деятельности, активности энтелехия. В принципе, стремление к познанию присуще любой монаде, но только в духе это стремление реализуется
наиболее совершенным образом. Монады первой степени развития находят свое выражение в телах неживой природы, второй степени - в телах биологической природы, третьей степени - объективируются в человеке, наделенном сознанием и самосознанием. Считая, что монады обладают способностью к перцепции, представлению, Лейбниц полагает, что вся природа одушевлена. Монада, таким образом, подобна микроорганизму. Так как монады - духовные образования, не обладающие физическими характеристиками, мы не можем постигать
их чувствами, а постигаем только разумом. Поскольку каждая монада индивидуальна и бестелесна, то ни одна из них не может действовать на другую. Каждая монада замкнута в себе, т.к. ни одна их них, не имеет окон. Вместе с тем Л. называет каждую монаду живым зеркалом Вселенной, универсума, отражающим его. В философии Лейбница впервые в эпоху Нового времени была выдвинута идея универсальности развития.
Согласно Лейбницу, каждая монада - источник развития и движения, так как обладает активной силой. Понимая мир целостно, Лейбниц стремился подчеркнуть динамичный характер всего мира. Монады, действующие целесообразно, образуют такой мир, который постоя развивается ко все более совершенным образованиям. Это постоянное совершенствование мира достигает своего пика в познающем человеческом духе. Монады развиваются под действием разных причин те из них, которые вызывают изменения в телах, он называет
действующими, внутренние причины называет целевыми и финальными. Развитие монад осуществляется непрерывно посредством преодоления бесконечно малых величин - малых перцепций. Поэтому в каждый данный момент монада содержит в себе и будущее и прошлое, т.е. развитие заключается в том, что последовательно развертывается изначальное содержание монады. В вопросах познания Лейбниц в основном стоит на рационалистических позициях, однако стремится преодолеть
недостатки как эмпиризма, так и рационализма. Он принимает главный тезис сенсуализма нет ничего в разуме, чего раньше не было бы чувствах, но при этом дополняет это положение своим утверждением кроме самого разума. Таким образом, он признает наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о существовании в разуме врожденных идей. Чувственное познание выступает у Лейбница как низшая ступень познания, своего рода предпосылка познания
рационального, так как оно не в состоянии объяснить необходимость и всеобщность в познании истины. Только рациональное познание может дать картину всеобщности и необходимости, существующих в мире. Человеческий ум, по Лейбницу, похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которая будет изваяна скульптором. Так образно Лейбниц описывает процесс возникновения знания. Лейбниц выдвинул учение о двух истинах истинах факта и истинах необходимых.
Истины факта - это такие истины, которые получаются в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни явления с другими. Для этого рода истин действует закон достаточного основания, посредством которого мы заключаем о существовании
одного факта относительно другого. Метафизические же вечные истины обнаруживаются посредством разума, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не противоречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики. Лейбниц много сделал для развития логики, которую понимал как науку о всех возможных мирах.
Он придавал большое значение понятию вероятности. В работе Об искусстве комбинаторики Лейбниц предвосхитил некоторые положения современной математической логики. Лейбницу, в частности, принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. Он также развил учение об анализе и синтезе. Лейбниц внес большой вклад в разработку понятия необходимость. Необходимость он понимает как то, что должно быть обязательно.
Самой первой необходимостью выступает метафизическая, абсолютная, а также логическая и геометрическая необходимость. Она основывается на законах тождества и противоречия, поэтому допускает единственную возможность событий. Лейбниц отмечает и другие особенности необходимости. Необходимость Лейбниц противопоставляет случайности, понимая ее не как субъективную видимость, а как такую объективную связь явлений, которая зависит от свободных решений и от хода процессов во
Вселенной, т.е. он понимал ее как относительную случайность, которая носит объективный характер и возникает на пересечении определенных необходимых процессов. Он подчеркивал, что причинность присуща как необходимым, так и случайным процессам, только детерминация в этих двух сферах происходит по-разному. Лейбниц не оставил произведения, в котором бы систематически излагались его взгляды на общество. Большинство идей содержится в трактате
Теодицея Оправдание Бога. В нем он, в частности, развивает свою знаменитую теорию оптимизма. Лейбниц писал, что хотя наш мир содержит много зла и имеет много недостатков, все же он наилучший и совершеннейший из всех возможных миров. Это положение вылилось в поговорку Все к лучшему в этом лучшем из миров. Одну из наиболее характерных черт философии Л. представляет доктрина о многих возможных мирах.
Мир возможен, если он не противоречит законам логики. Существует бесконечное число миров, каждый из которых бог созерцал прежде, чем сотворил действительный мир. Будучи добрым, бог решил сотворить лучший из возможных миров, а он считал, что лучшим должен быть тот, в котором добро значительно превышает зло. Он мог бы сотворить мир, не имеющий зла, но он не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Вот почему большое благо логически связано с некоторым
злом. Возьмем самый обыкновенный пример глоток холодной воды в жаркий день, когда вы страдаете от жажды, может дать принести вам такое несравнимое большое удовольствие, что вы подумаете, что стоило испытать жажду, хотя она и была мучительна, потому что без нее не было бы так велико последующее наслаждение. Для теологии важны не такие примеры, а связь греха со свободой воли. Свобода воли является великим благом, но для бога логически невозможно даровать свободу воли и в то
же самое время повелеть не быть греху. Поэтому бог решил сделать человека свободным, хотя и предвидел, что Адам съест яблоко, и что грех неизбежно повлечет за собой наказание. В мире, явившемся рез-том этого, хотя в нем и существует зло, перевес добра над злом больший поэтому он является лучшим из всех возможных миров, а зло, которое в нем содержится, не является аргументом против доброты бога. Согласно Л зло можно понимать метафизически, физически и морально.
Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое зло в страдании, а моральное в грехе. Обосновывая необходимость зла в человеческом и природном мире Л. обращается к учению иранского пророка Зороастра о том, что мир искони расколот на 2 равноправных начала свет и тьму, жизнь и смерть, добро и зло. Л. уделяет особое внимание ему, т.к оно трактует зло как неискоренимое начало бытия. Л. не полностью отрицает проблему чуда.
Л. говорит, что Бог ничего не может творить без оснований, даже когда творит чудеса Список использованной литературы 1. Блинников Л.В. Великие философы М 1997 2. Соколов В.В. Введение в классическую философию
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |