Реферат по предмету "История"


Глоттальная теория



План
Введение
1 Описание

2 Критика теории



Список литературы


Введение


Глоттальная теория — теория древнейшего состава, фонетических презентаций и дальнейших трансформаций праиндоевропейских смычных согласных фонем. Базируется на сравнительно-исторической фонологии и морфонологии индоевропейских языков и на типологии сходных консонантных систем в разных языках мира.


Впервые взгляды, легшие позднее в основу теории, высказал датский лингвист Х. Педерсен.


1. Описание


Выдвинута в 1972 г. Т. В. Гамкрелидзе и Вячеславом Всеволодовичем Ивановым и, независимо от них, в 1973 г. П. Дж. Хоппером. Согласно глоттальной теории, реконструируемые традиционно три серии индоевропейских смычных согласных:


· I звонкие неаспирированные, II звонкие аспирированные, III глухие,


— реинтерпретируются в виде серий:


· I (глухие) абруптивные, II звонкие, III глухие.


По схеме Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, II и III серии представлены аспирированными звонкими и глухими согласными (аспирация которых фонетически релевантна, но фонологически избыточна), по схеме П.Дж. Хоппера, — звонкими и глухими. Наиболее полно теория изложена в монографии Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова (1984 г.).


Реинтерпретация была вызвана отсутствием в языках мира типологических аналогов традиционной схеме как в общем составе серий (наличие серии звонких аспират при отсутствии самостоятельной серии глухих аспират), так и в инвентаре I серии (отсутствие или слабая позиция b при наличии bh). Результатом реинтерпретации явилась принципиально новая парадигма индоевропейской фонологической и морфонологической системы. В ее рамках находит типологическое обоснование общий состав серий, ущербность позиции абруптивного [р'], а также непротиворечиво объясняются комбинаторные ограничения и позиционная презентация смычных: несовместимость в пределах корня двух согласных I серии (артикуляторное неудобство сочетания двух абруптивных); совместимость согласных II серии, но с разными знаками аспирации (реинтерпретация закона Грассмана как синхронного правила распределения аллофонов в индоевропейском корне, а не диахроническая дезаспирация первого согласного); совместимость согласных III серии.


По-новому трактуются рефлексы индоевропейских согласных в языках-наследниках: наиболее архаичными оказываются консонантные системы германских, армянского, хеттского языков, считавшиеся традиционно «продвинутыми»: отражение согласных I серии в виде глухих смычных в общегерманском и армянском является относительно близким фонетически к индоевропейскому прототипу, как и отражение их в анатолийских (хетто-лувийских) языках. Системы арийских (то есть, индоарийских, иранских, нуристанских), балто-славянских, греческого, кельтских, италийских и других языков, в которых согласные I серии продолжаются в виде звонких, оказываются инновационными. Архаичными предстают в арийских языках глухие согласные, продолжающие I серию, в исходе корня перед постфиксами, что прежде рассматривалось как результат позднего оглушения звонких неаспирированных (реинтерпретация закона Бартоломе).


Глоттальная теория также находит поддержку в рамках классической
(Иллич-Свитыч — Долгопольский) ностратической гипотезы, так как реконструируемая праностратическая система система согласных ближе к той, что даёт глоттальная теория, чем к традиционной[1].


2. Критика теории


В 2000х годах Сергей Анатольевич Старостин высказал мысль, аргументированно оспаривающую некоторые положения теории, то есть мнение об отсутствии
собственно «глоттальных», и об альтернативной интерпретации этого ряда, не в качестве «гортанных» звуков не только непосредственно в праиндоевропейском языке, но и в ностратическом, при этом данные картвельских языков интерпретированы им как заимствования особенностей произношения оригинального ряда звуков (то есть их абруптивную, усиленную артикуляцию), а данные афразийских этот исследователь предпочитал выделять в отдельную, хотя и родственную макросемью. Кроме того ни в одном индоевропейском языке, включая хетто-лувийские, с ларингальным согласным, представляющим собой уникальный архаизм, не сохранились «глоттальные» серии, как и в подавляющем большинстве ностратических языков, кроме вышеупомянутых картвельских.[2][3]. При этом Старостин критикует, а не отвергает теорию, речь идет об альтернативной интерпретации гипотетических глоттальных. Данные картвельского протоязыка могут представлять с его точки зрения возможное субстратное влияние.(там же)


Список литературы:


1. Вяч. Вс. Иванов
Академик Тамаз Валерианович Гамкрелидзе (к 80-Летию ученого) // Известия РАН. Серия литературы и языка
. — Москва — В. 2. — Т. 069. — С. 3–9.


2. Explorations in Language Macrofamilies. Universitaetsverlag Dr. Norbert Brockmeyer, Bochum, 1989, стр. 42-67. Перепечатано в: С. А. Старостин. Труды по языкознанию. М., Языки славянских культур, 2007, стр. 448—466.(стр 455. конкретнее)[1]


3. Список работ на «Вавилонской башне»[2]


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Глоттальная_теория



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изготовление швейного изделия(Летние брюки)
Реферат Развитие Черноморского экономического сотрудничества
Реферат Столыпинская модернизация
Реферат «Черносотенные» погромы октября 1905 года в России: культурный конфликт в российском обществе начала ХХ века
Реферат «Российская символика: история и современность» для учащихся 2 11 классов учреждений общего и дополнительного образования и учащихся I, II курсов нпо
Реферат Роль и место Австрии в мировой экономике
Реферат Роль и задачи Германии в Европейском Союзе
Реферат Особенности клинического применения продуктов детского питания ФРИСО
Реферат Life Of Aaron Copland Essay Research Paper
Реферат Эмма Бовари – это я!
Реферат Причини карибської кризи
Реферат Тактика и организация допроса
Реферат Регулирование международных кредитных и валютных отношений
Реферат Англо-русская война
Реферат Контрольная работа по банковскому делу 5