Реферат по предмету "История"


Реформы Петра 1 10

Сравните политику Екатерины IIи предшествующих ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.


Период второй половины XVIII века называют екатерининским периодом.


Екатерина II – София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская была выбрана Елизаветой Петровной в невесты в 1744 г. своему племяннику Петру Федоровичу. Она приехала в Россию, приняла здесь православие и была наречена Екатериной Алексеевной. 17 лет она жила при русском дворе будучи женой великого князя Петра, а затем полгода – женой императора Петра III. В 34 года в результате дворцового переворота в 1762 г. Екатерина взошла на престол. Чтобы заставить всех признать законность своей власти, она в сентябре 1762 г. коронуется и после этого 34 года правит Россией. Подробнее о личности Екатерины II будет рассказано на лекции и семинаре.


Период правления Екатерины II именуют «политикой просвещенного абсолютизма»
в России. В основу политики легли идеи французских философов – просветителей. Эти идеи заключались в следующем: все люди равны и свободны; только просвещенное общество может установить справедливые законы. Непросвещенное, темное общество, получив свободу, придет только к анархии; просвещение возможно через мудрого правителя; законы определяют благополучие государства. Законодательная, исполнительная, судебная власть должны быть разделены, чтобы не было деспотизма.


Европейские правители использовали эти идеи, вкладывая в них свое понимание, заключавшееся в укреплении прав и привилегий господствующего класса.


Утверждение абсолютизма было вызвано внешними и внутренними причинами.
Подробно об этом будет рассказано на лекции. Российский абсолютизм имел свои особенности.


В правлении Екатерины II выделяют 2 периода: 1 – период реформ до крестьянской войны Пугачева; 2 – период реакции, отход от реформ.


Рост антикрепостнической борьбы крестьян и влияние западных идей заставило Екатерину II устранить наиболее отжившие законы, чтобы сохранить монархию, абсолютизм.


Во внешней политике
России второй половины ХVIII 111c века ярко проявился «имперский», т.е. силовой подход к решению территориальных и национальных проблем.


Первое направление во внешней политике было направлено на расширение территории России на юге до Черного моря. Второе направление было связано с решением национального вопроса на западе, где в результате разделов польско-литовского государства-Речи Посполитой – произошло политическое объединение русской народности и воссоединение с белорусами и украинцами.


В состав страны вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва.


Приобретение новых земель на юге и западе увеличило экономические ресурсы и политический вес России. В 1760 г. Россия была самым населенным государством в Европе. Основным источником роста населения России в этот период были присоединения, завоевания и естественный прирост нерусского населения.


С 1791 г. стал исполняться первый неофициальный гимн Российской империи – марш-полонез О.А. Козловского «Гром победы, раздавайся» на слова Г.Р. Державина, созданный в честь взятия русскими войсками Измаила в декабре 1790 г. Позже, к 1801 г., был создан национальный русский гимн на слова М.М. Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе».


Екатерина II придавала большое значение законодательству.
В среднем в тот период издавалось по 12 законов в месяц. В 1767 г. была создана Комиссия для создания нового свода законов взамен устаревших, но задача эта не была решена.


Реформы
Екатерины II в области управления:
сократилось число коллегий, реорганизован Сенат, законодательные функции изъяты у Сената, они сохранились только за монархом, таким образом, в руках Екатерины сосредоточилась вся законодательная и распорядительная власть.


Проведена секуляризация
церковных владений. За счет этого пополнилась казна и сократилось влияние церкви на жизнь общества.


В 1775 г. проведена губернская реформа
– реформа местных органов власти. Образованы 50 губерний, которые делились на уезды со своими органами власти. Были созданы новые судебные органы. Каждое сословие получило свой суд. Судебные органы власти были отделены от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, могли участвовать в местном управлении. Реформы привели к децентрализации управления, укреплению власти на местах. Эта система управления просуществовала около века.


В 1785 г. издается «Жалованная грамота дворянству»
– документ, дававший права и привилегии дворянам. Время Екатерины II называют «золотым веком дворянства».


«Жалованная грамота городам»
делила население городов на 6 групп – разрядов – и определяла права каждой группы. Основную массу городских жителей составляли люди, принадлежавшие к 3 и 6 разрядам, они получили название мещане (место – город). В городах к концу XVIII века жило 4% населения. Уже к началу XIX века в России насчитывалось 634 города, в которых проживало около 10% населения страны. В городах вводились органы самоуправления.


Эти реформы определили границы сословий, их права и привилегии и оформили социальную структуру общества.


Население России в середине XVIII века составляло 18 млн. человек, а к 1796 г. – 36 млн. человек.


Основную массу населения составляли крестьяне. 54% крестьян были частновладельческими и принадлежали помещикам, 40% крестьян – государственными и принадлежали казне, остальные – 6% принадлежали дворцовому ведомству.


Екатерина II первоначально хотела дать жалованную грамоту крестьянам
, но отказалась от этих замыслов и крестьяне указами 1765–1767 гг. (ссылка крестьян в Сибирь за неповиновение помещику и за жалобу на него) были еще больше закрепощены и стали более беззащитны перед произволом помещиков, крепостной уже мало отличался от раба. Именно в этот период крепостное право достигло наибольшего своего развития.


Реформа образования.
Были открыты новые учебные заведения, создавалась система общеобразовательной школы. В России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60–70 тыс. учеников.


Во времена правления Екатерины II Россия остается аграрной феодальной страной, но в экономике
происходят изменения
в сторону капиталистического развития, вводится свобода предпринимательства, развиваются ремесла, промышленное про 111c изводство, банки, осваиваются восточные районы страны, строятся грунтовые, шоссейные дороги, в т.ч. Сибирский тракт Петербург – Москва – Байкал. Расширяется внутренний рынок, торговля, сельское хозяйство.


Оформлению и дальнейшему развитию капитализма мешало крепостничество, оказывавшее огромное влияние на формы, пути и темпы развития капитализма.


Главными источниками доходов
государства были различные налоги, сборы. Они давали 42% денежных доходов государства. При этом 20% – это были питейные налоги. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII века в 4 раза. Однако расходы увеличились еще больше – в 5 раз. Недостаток средств вынудил правительство начать выпуск бумажных денег – ассигнаций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги. С этого времени в России существовали 2 денежные единицы: рубль серебром и рубль ассигнациями. Впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии.


Второй период
в правлении Екатерины II начинается после крестьянской войны Е. Пугачева (1773–1775) – период реакции. Оценивая эту войну, историки отмечают, что крестьянская война подорвала крепостнический строй и ускорила развитие новых капиталистических отношений. Но эта война привела к уничтожению огромного числа населения, расстроила хозяйственную жизнь в Уральском регионе, затормозила его развитие. Насилие и жестокость были с обеих сторон. Война не смогла решить ни одну из проблем. Более того, после этого бунта власть начала преследовать русских просветителей, ужесточила цензуру, репрессии.


В 1796 г. после смерти Екатерины II на престол всходит ее сын – Павел I (1796–1801 гг.).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.