Реферат по предмету "История"


Мозговая организация зрительного восприятия

2. Мозговая организация.


На первом этапе возбуждения, возникающие на сетчатке глаза доходят до первичной (проекционной) зрительной коры, где проецируются на соответственных пунктах, распадаясь на огромное число составляющих признаков.


При поражении первичных отделов, нарушение зрительного восприятия носит элементарный соматотопический характер, проявляющийся в следующих формах:


  • Гомонимная гемианопсия – выпадение контралатеральной половины зрительного поля.

  • Квадрантная гемианопсия – выпадение определенного сектора зрительного поля.

  • В виде скотом – выпадение отдельных участков зрительного поля, соответствующих пораженным участкам проекционной коры.


Для этих видов нарушений является характерным, то, что элементарные дефекты могут компенсироваться движением глаз, исключение составляет анозогнозия, при которой не воспринимается свой дефект.


Второй этап мозговой организации зрительного восприятия происходит при участии вторичных зон зрительной коры, которые составляют основной аппарат синтеза зрительно воспринимаемых элементов, хотя сами эти зоны находятся под влиянием внезрительных отделов мозга.


Поражение вторичных зон коры приводит к дефектам восприятия, которые принимают форму нарушения симультанных зрительных синтезов или форму оптической агнозии, в этом случае каждый элемент зрительной структуры воспринимается отчетливо, но синтез этих элементов в единое целое и процесс узнавания объекта становится недоступным.


Поскольку вторичные отделы зрительной коры осуществляют исполнительную или операционную часть перцептивной деятельности, их поражение затрудняет зрительный синтез, а порой делает вообще недоступным, хотя сама деятельность сохраняет направленный характер.


Зрительное восприятие имеет пространственную организацию, которая только в самых простых случаях является однозначной (симметричной), чаще всего воспринимаемые фигуры имеют ассиметричное пространственное расположение. Важно отметить, что пространственная организация является не только функцией затылочной (зрительной) коры, для её осуществления также необходимо участие нижних теменных (или теменно – затылочных) отделов мозга. Поражение этого отдела мозга приводит к тому, что при общей сохранности, пространственная организация зрительного восприятия нарушается.


Особенностью зрительного восприятия является широкий симультанный синтез, обеспечивающий одновременное восприятие множественной ситуации (например, целой картины), этот вид восприятия протекает при участии теменно-затылочных отделов мозга, благодаря которым человек сначала обозревает ситуацию последовательно, а затем охватывает целостный образ. Нарушение, которое связано с таким видом восприятия, называется «симультанная агнозия Балинта», и выражается в том, что кора не может одновременно иметь дело с несколькими возбужденными пунктами, и это приводит к невозможности фиксировать центр зрительной информации с помощью центральной части сетчатки и в то же время воспринимать сигналы на её периферии. При этой форме агнозии координированные движения глаз исчезают или грубо нарушаются.


Ещё одним вариантом зрительного пространственного восприятия является «односторонняя пространственная агнозия». Она отличается от «гомонимной гемианопсии» тем, что больной игнорирует всю левую сторону зрительной и тактильной сферы, при этом, не осознавая своего дефекта. Такое нарушение чаще всего возникает при поражениях теменно - затылочных отделов субдоминантного (правого у правшей) полушария. Известно, что аппараты доминантного (левого полушария у правшей) имеют непосредственное отношение к речевым процессам и вторичное – ко всем остальным психическим процессам, в которых речь принимает активное участие. Действительно речь непосредственно участвует в формировании наиболее сложных форм зрительного восприятия – кодировании восприятия формы, цвета и отнесения предметов к определенным категориям. Поэтому поражение отделов коры, непосредственно относящихся к речи, приводит к существенным нарушения всего зрительного восприятия в целом.


Те дефекты, которые были рассмотрены, возникают в процессе непосредственного приема зрительной информации, но перцепторная деятельность ограничена не только процессами зрительного восприятия, она включает в свой состав возможность активно вызывать зрительные образы по словесному описанию. Обычно зрительный образ – яркий у одних людей, и размытый у других – легко вызвать простым словесным обозначением предмета; со временем этот образ изменяется, превращаясь либо в обобщенный, либо в нем проявляются более выраженные признаки. В норме случаи полного отсутствия актуализации зрительных образов не известны, хотя в мозговой патологии, поражения височно – затылочных отделов левого полушария могут приводить к тому, что понятное слово, не вызывает отчетливого зрительного образа. Поражение правой затылочной области, часто приводит к нарушению узнавания лиц, нарушения наглядных, непосредственных форм зрительного и зрительно – пространственного восприятия вызывает явления конструктивной пространственной апраксии, и нарушение рисования.


Восприятие предмета есть вместе с тем его узнавание, иначе говоря, включение его в систему уже знакомых связей. Данный процесс нарушается в тех случаях, когда зрительные синтезы дефектные, при этом, воспринимая отдельные признаки, невозможно соединить их в одно воспринимаемое целое.


Существуют, и случаи, когда процесс непосредственного зрительного синтеза остается сохранным и больной хорошо видит предъявленный ему предмет или его изображение, но не может узнать его. Лиссауер назвал такой феномен «ассоциативной душевной слепотой», в основе которой лежит нарушение систем связей между зрительной и внезрительной корой, наблюдается при поражениях теменно – затылочных отделов правого (субдоминантного) полушария.


Рассматривая мозговую организацию зрительного восприятия нельзя обойти вниманием участие лобных долей мозга в организации перцепторной деятельности. Именно, активный характер перцепторной деятельности зависит от их участия. Если больному с массивным поражением лобных долей предложить неясное изображение, т.е. изображение в необычном положении, или в его восприятии возможны альтернативы, то можно наблюдать, что он заменит адекватную оценку на случайную, вытекающую из непосредственного впечатления. Восприятие в таких случаях срабатывает таким образом, что перевернутая шляпа воспринимается как тарелка, галстук как птица и т.д. Препятствием для правильного восприятия является патологическая инертность возникшего однажды образа, мешающая переключится на новый.


Наиболее отчетливо видны нарушения перцептивной деятельности при поражениях лобных долей мозга. Это было зафиксировано в опытах с восприятием сложных оптических структур и пониманием картин, для которых окончательная оценка требует активного анализа, сопоставления деталей, создания гипотез и их проверки.


В опытах с регистрацией движения глаз у таких больных, обнаружилось, что они легко прослеживают движущийся по стандартной траектории предмет, но испытывают затруднения, как только нужно активно переводить взор с одной точки на другую.


В результате проведенного анализа процесса восприятия, можно сказать, что он является сложной функциональной системой, которая опирается на совместную работу целого комплекса корковых зон, где каждая зона вносит определенный вклад в построение активной перцепторной деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ancient Babylon Essay Research Paper The code
Реферат Социальные опасности и их характеристики
Реферат Анализ обращений граждан, поступивших в Администрацию Нелидовского района за I квартал 2012г
Реферат Summary Of 1984 Essay Research Paper Summary
Реферат Физическая природа формирований конфигураций фигур вращения электронных оболочек атомов
Реферат Луна (реферат)
Реферат Розвиток памяті у дітей дошкільного віку
Реферат Анализ информационной системы организации. Политика информационной безопасности организации
Реферат Мир как история, различия цивилизаций в подходах к пониманию истории, взгляд Шпенглера на историю
Реферат Социологический опрос населения: "Отношение различных слоев населения г.Москвы к введению с 1 июля 1998г. повременной оплаты за телефонные переговоры и влияние "повременки" на будущее благосостояния населения"
Реферат Компьютерные системы
Реферат Экономика пищевого предприятия
Реферат Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия 3
Реферат Organisation Of Memory Essay Research Paper The
Реферат Архивный комитет ленинградской области