Реферат по предмету "История"


Культурная жизнь в СССР в 20-е годы XX века

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления - НИНХ


РЕФЕРАТ


По отечественной истории


Культурная жизнь СССР в


20-е годы ХХ века


Выполнила:


Студентка 1 курса


Группа 9151


Малютина В.О.


Проверила:


Поломошнова Г.Б.


Новосибирск 2009


Логический план к реферату


I. Введение.


II. Идеологические установки коммунистов по отношению к российской культуре:


1. Главные цели задачи «культурного строительства»


2. Средства и методы культурной политики :


2.1. Агитпроп.


2.2. Государственная пропаганда. Марксистская идеология.


2.3. Пролеткульт.


2.4. РАПП


III. Начало «культурной революции»:


1. Первый шаг


2. Революция и интеллигенция


3. Политика в отношении религии и церкви


IV. Система образования и воспитания:


1. «Долой неграмотность!»


2. Реформирование системы народного образования:


2.1. Цели.


2.2. Преобразования. Школа.


2.3. ВУЗы.


V. Наука.


VI. Литература и искусство:


1. Интеллигенция


2. Художественная литература


3. Изобразительное искусство.


4. Архитектура


5. Театр и кинематограф.


6. Музыка.


VII. Выводы. Заключение


VIII. Список литературы.


I. Введение


Советский период – это сложное и противоречивое явлениев развитии не только нашей истории, но и культуры. Но что же вообще такое культура?


Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей.


Конечно, ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили. Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления.


Рассматривая вопрос о культуре России в 20-е годы ХХ века, нужно вернуться немного назад, в первые годы после Октябрьской революции 1917 года, так как именно в это время и начинается так называемая «культурная революция» в России.


Для начала, я думаю, надо все-таки понять какие же цели ставило перед собой правительство и партии того времени, стремясь изменить русскую культуру.


II. Идеологические установки коммунистов по отношению к культуре.


1. Главные цели и задачи «культурного строительства»


«Культурное строительство» рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области явились:


– Создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам В.И. Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;


– Подъем общего культурного уровня народа;


– Формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.


2. Средства и методы культурной политики.


Правительство начало принимать участие в культурной жизни общества, контролировать его, с помощью различных государственных партийных аппаратов, а также с помощью общественных объединений, для так называемого формирования нового, коммунистического сознания. Развернулась пропаганда коммунистических идей.


2.1.

Партийное руководство(Агитпроп)


С 1920 г. специальным органом, пытавшимся сосредоточить партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп
). В деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны.


2.2.

Государственная пропаганда. Марксистская идеология.


Борьба за утверждение марксистской идеологии являлась главной задачей политической пропаганды и агитации. В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.


2.3.

Пролеткульт.


Пролеткульт — это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая на­кануне Октябрьской революции и прекратившая свое су­ществование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное насле­дие, за исключением, пожалуй, тех художественных про­изведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролет­культа была подвергнута резкой критике даже руководст­вом большевистской партии.


2.4.

РАПП


Другой очень влиятельной творческой группой был рапп (российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Все­российском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоци­ации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с тео­риями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен.


III. Начало «культурной революции»


1. Первый шаг.


Если мы снова вернемся в первые года после революции, то нужно отметить, что почти сразу на базе Министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство – наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. Круг полномочий его был много шире прежнего министерства. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры.


Это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием и школой(начальной, средней и высшей), политическим «просвещением» населения и издательским делом, профессиональной подготовкой рабочих и научными учреждениями, театрами и музеями, библиотеками и клубами. Наркомпрос смело и безапелляционно вторгался даже в такую тонкую область творческой деятельности человека, как литературу и искусство.


2. Революция и интеллигенция


Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство предпринимало отчаянные попытки наладить диалог с представителями старой интеллигенции – малочисленной(около 2.2% населения), но особо значимой общественной группы, главной носительницы знаний и национальных культурных традиций.


Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшение их быта, с другой – в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты. В начале 20-х гг. эта политика обрела бо’льшую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию. Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.


В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы(«философский пароход» 1922г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключения в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведения некоторых авторов(Н.С. Гумилев).


Менее жестокой была борьба с «попутчиками» - представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившие о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.


3. Политика в отношении религии и церкви.


Еще с октября 1917 года новая власть стремилась также подчинить себе авторитетную в народе Русскую православную церковь(как, впрочем, и другие религиозные конфессии) и последовательно, невзирая ни на что, продвигалась к поставленной цели.


На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви(20 января 1918г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. Также в 1918 году было восстановлено патриаршество, патриархом стал митрополит Московский Тихон. Однако, по прямому указанию В.И. Ленина проводились конфискации (1922г.) под предлогом борьбы с голодом ценностей церкви, а также последовавший вслед за этим массовый террор против ее служителей. Начиная с 20-х годов стали появляться различные литературные издания и различные организации и союзы. Самым крупным из таких организаций стал союз «воинствующих безбожников», который к 1930 году насчитывал в своем составе 3,5 млн. человек. Многие церковные праздники заменялись советскими, прошли аресты религиозной интеллигенции.


В итоге, в 1927 году советская власть ликвидировала патриаршество, которое смогло восстановится только лишь 1943 году, после чего началось очередное массированное наступление на все религии. И если забежать немного вперед, в начало 30-х годов, то необходимо отметить, что в 1932 году был принят Декрет СНК СССР «О безбожной пятилетке», в котором ставилась задача к 1 мая 1937 года забыть «имя Бога» «На всей территории СССР».


IV. Система образования и воспитания


1. «Долой неграмотность!»


Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России и была усугублена Гражданской войной. Но еще с 1919 года, когда был принят Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» , начинается наступление на это «вековое зло». Этот Декрет обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учится читать и писать. Начала создаваться сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В 1920 году была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а в 1923 году было создано массовое добровольное общество «Долой неграмотность!»


Таким образом, к концу 20-х гг. около 50% населения умели читать и писать(против 30% в 1917 г.). В тоже время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19 месте в Европе.


2. Реформирование системы народного образования


2.1. Цели.


Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы
, важнейшими принципами которой являлись:


– Связь обучения с производством;


– Преемственность в воспитании и образовании;


– Совместное обучение.


2.2. Преобразования. Школа.


Первым шагом в направлении преобразований стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви ». Отменялось преподавание в школах «Закона Божьего». Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». Специальным постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения.


На основе положения ВЦИКа «О единой трудовой школе» создавалась двухступенчатая школа (I ступень – 5-летнее обучение; школы IIступени создавались на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. Появились учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 году был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения,
рассчитанного на 10 лет.


2.3. ВУЗы.


Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах прием в высшие учебные заведения РСФСР» предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все учебные степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество выходцам из трудового народа.


Позднее, в 1919г. Были созданы рабфаки
– факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В 1921г. Положения «О высших учебных заведениях РСФСР» ликвидировали автономию высшей школы. Они были поставлены под бдительный надзор партийных и государственных органов. Профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. Также были упразднены юридические, историко-филологические факультеты, а вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). Кроме того, с 1921г. Вводилось обязательное изучение марксизма-ленинизма.


V. Наука


Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству.


После революции была сохранена сеть научных учреждений – Российская Академия Наук(с 1925г. – Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества.


Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США.


В 1920г. Около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО(Государственный план электрификации России). В связи с потребностями производства началась разведка нефти в разных районах страны.


VI. Литература и искусство


1. Интеллигенция.


В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественно культуры эмигрировали или подверглись репрессиям, некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда, представителям которого импонировала идея создания новой действительности средствами искусства. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции, «возвращенное революцией». В условиях революционного энтузиазма, первых успехов НЭПа и определенной творческой свободы. В среде старой и новой творческой интеллигенции развернулась борьба за пути и методы строительства новой литературы и искусства.


2. Художественная литература.


В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана «служить трудовому народу». Главным героем литературы и искусства стал «человек труда» с новыми моральными устоями.


Что касается литературных объединений и организаций, то в борьбе за пролетаризацию искусства участвовали такие организации как Пролеткульт, РАПП. Также в первые годы НЭПа были созданы такие литературно-художственные группы как «Октябрь»(1922г.), «Левый фронт искусств»(ЛЕФ,1922г.). в 1923г. Была создана Московская ассоциация пролетарских писателей(МАПП).


Однако далеко не все организации стояли на позиции формирования новой пролетарской культуры. Литературные общества «Серапионовы братья»(1921), «Перевал» и др. также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев их резкую критику как «попутчиков»


3. Изобразительное искусство.


В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников. Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственного управления искусством и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики»


Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона, а в особенности картина «Допрос коммуниста». Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.


4. Архитектура.


В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов – Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими планами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы.


Ведущим стилевым направлением советской архитектуры стал конструктивизм

. Архитекторы, продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно-полезного искусства.

Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.


5. Театр и кинематограф.


Декретом СНК в 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство» и здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра.


Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.


К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).


В августе 1919г. была национализирована киноиндустрия, которая сыграла большую роль в развитии советской пропаганды. «Кино для нас важнейший вид искусства, пока не ликвидирована неграмотность», - подчеркивал Ленин. С.М. Эйзенштейн(автор фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.


6. Музыка.


В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связанно с песенным творчеством. Партийным и государственным гимном СССР стал «Интернационал».


Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др.


VII. Заключение


20-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы.


Культурное развитие данного периода очень неоднозначно, что оставляет вопросы для размышления и по сей день:


С одной стороны, революция сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные зрители и слушатели: - рабочие и крестьяне, красногвардейцы и матросы. Были также достигнуты определенные успехи в повышении всеобщего интеллектуального уровня.


С другой стороны, Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.


Но в общем, Хотя партия игосударство установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля. В.И.Ленин говорил: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».


VIII. Список литературы


1. Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945 гг. Учебное пособие для педагогических институтов - М.: Просвещение, 1991.


2. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. - М., 1993.


3. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. Пособие. - М.: Астрель: АСТ, 2008.


4. История России, ХХ – начало XXI века : Учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2005.


5. Пономарев В.А. Советская культура и российская действительность. - М.: Дрофа, 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.