Зарождение и возникновение термина «прокуратура»
Русский термин «прокуратура» происходит от лат. глагола procuro — забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I
Указом от 12 января 1722 г.
Указ Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора»
Приоритетным направлением деятельности прокуроров были наблюдение за интересами казны, надзор за соблюдением законов в арестантских делах, тюрьмах, за местами содержания заключенных под стражей.
В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны
В период царствования Екатерины II
При Павле I
Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II
Еще до судебной реформы, в 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре»
В целом до 1864 г. губернские прокуроры осуществляли надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями — «присутственными местами», как судебными, так и административными.
2.2. Развитие прокуратуры в Росси с 1864 по 1817 гг.
Судебная реформа 1864 г. подвергает правовой статус прокуратуры существенному изменению, фактически создав две системы органов прокуратуры с несколько различающимися полномочиями:
1) прокуратуры судов;
2) губернских прокуроров, которые не обладали функциями обвинительной власти, но имели полномочия по осуществлению общего надзора.
Период с 1864 по 1917 гг. не внес существенных изменений в организацию и деятельность российской прокуратуры, хотя неоднократно поднимались вопросы о необходимости усиления надзорной деятельности прокурора. Должность генерал-прокурора в этот период занимали Д.М. Замятин
2.3. Правовое регулирование прокурорского надзора в 1917—1991 гг. (советский период)
Смена в России политического режима революционным путем повлекла упразднение прокуратуры Декретом Совета народных комиссаров РСФСР № 1 от 24 ноября 1917 г. «О суде»
Надзор за законностью
28 мая 1922 г. III сессия ВЦИК приняла Положение «О прокурорском надзоре»
В Положении о прокурорском надзоре, прежде всего, нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры. К их числу относятся:
1) централизация и единоначалие органов прокурорского надзора;
2) строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;
3) независимость органов прокуратуры от местных влияний;
4) опора прокурорских органов на помощь широкой общественности.
Положение о прокурорском надзоре определяло как предмет, так и пределы надзора прокуроров за неуклонным исполнением законов. На органы прокуратуры было возложено:
1) осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования
2) непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания
3) поддержание обвинения в суде;
4) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Заметной вехой в дальнейшем развитии и законодательном регулировании прокурорского надзора явилось Положение «О судопроизводстве РСФСР»
Положение «О Верховном Суде СССР и прокуратуре Верховного Суда СССР»
Приобретение самостоятельности прокуратуры связано с постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР»
В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г.
В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. Важную роль в усилении прокурорского надзора в сфере экономики выполнил приказ Генерального прокурора СССР № 128 от 17 июля 1946 г. «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов»
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР 19 марта 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР»
Следует отметить, что в период 30-х — начала 50-х гг. прокурорский надзор был существенно снижен, а в области надзора за ОГПУ, НКВД и ИТУ он вообще был сведен к нулю.
24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение «О прокурорском надзоре в СССР»
Впервые в истории законодательства о прокурорском надзоре в Положении было сформулировано весьма важное требование к кадрам прокуроров и следователей относительно их образовательного ценза: эти должности вправе занимать только лица, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имеющие высшего юридического образования, могли быть назначены следователями и прокурорами только с согласия Генерального прокурора СССР. Речь шла о тех, кто обучался заочно в высших правовых учебных заведениях. Для прокуроров краев, областей, городов и районов был определен возрастной ценз — 25 лет.
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР»
Генеральный прокурор СССР в приказе № 54 от 10 апреля 1956 г.
В качестве совещательного органа при Генеральном прокуроре СССР создается Методический Совет
Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовала Конституция СССР
Конституция обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создавала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на территории Советского государства.
Характеризуя законодательство о развитии прокурорского надзора, принятое в конце 80-х — начале 90-х гг., нельзя не обратить внимания на то, что в это время существенно расширяется предмет и пределы прокурорского надзора. В связи с этим следует сослаться на Закон СССР, принятый Съездом народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления»
Были внесены также изменения в ст. 166 Конституции, регулирующую порядок назначения и подотчетность прокуроров республик. Было установлено, что прокуроры республик назначаются высшими органами государственной власти республик по согласованию с Генеральным прокурором СССР и им подотчетны. В деятельности по надзору за исполнением законов СССР прокуроры республик подотчетны также Генеральному прокурору СССР.
Были внесены коррективы и в ст. 168 Конституции СССР относительно того, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством Союза ССР и союзных республик.
История прокуратуры была бы неполной, если бы в ней не нашла отражения роль Закона «О прокуратуре СССР»
Принятие Закона «О прокуратуре СССР» было обусловлено не только Конституцией СССР, но и тем, что Положение о прокурорском надзоре в СССР, принятое в 1955 г., во многом устарело и не отвечало требованиям жизни, практика прокурорского надзора за исполнением законов выработала новые средства реагирования на установленные нарушения закона. За этот период были приняты Основы законодательства по различным отраслям права (около 20 Основ), уголовные, уголовно-процессуальные, гражданские и гражданские процессуальные кодексы союзных республик, в которых с учетом современных требований определялись сущность и содержание прокурорского надзора в сфере уголовного и гражданского судопроизводства. Все эти нововведения были отражены в Законе «О прокуратуре СССР».
В Законе «О прокуратуре СССР» получил закрепление принцип демократизации и гласности
Необходимо отметить, что в Законе «О прокуратуре СССР» получили дальнейшее развитие традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора с изложением задач и полномочий прокуроров в каждой из отраслей надзора. Определены средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Весьма четкая регламентация задач и полномочий прокуроров по каждой из отраслей надзора позволила устранить параллелизм в деятельности отдельных подразделений Прокуратуры СССР и нижестоящих прокуратур.
Для прокуроров и следователей было важно, что законодатель не только предусмотрел конкретные формы реагирования на установленные нарушения закона (протест, представление, постановление), но и определил их структуру, содержание и реквизиты. Это обеспечивало единство в реагировании прокуроров на установленные нарушения закона.
С принятием Закона «О прокуратуре СССР» получили дальнейшее расширение в деятельности прокуроров и следователей принципы гласности
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1989 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР»
С распадом СССР и образованием СНГ Прокуратура Союза ССР преобразуется в межреспубликанский орган прокурорского надзора — Прокуратуру Союза суверенных государств
Для выработки совместных с прокуратурами республик решений образовалась федеральная коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором СНГ. В состав коллегии входили его заместители и Генеральные прокуроры республик. Были преобразованы некоторые отрасли надзора и основные направления деятельности Генеральной прокуратуры по надзору, за исполнением законов в СНГ. Было ликвидировано Второе управление, осуществлявшее надзор за законностью на режимных объектах, его функции были переданы прокурорам республик. Преобразованы транспортные, природоохранные прокуратуры и прокуратуры исправительных учреждений. Их функции были переданы также прокурорам республик.
Поворотным пунктом в истории органов прокуратуры в целом и Прокуратуры СССР в частности явилось проведение в жизнь постановления Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР»
В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР
Генеральному прокурору РСФСР было предложено принять в свое ведение расположенные на территории Российской Федерации органы Прокуратуры Союза ССР, учреждения, в том числе ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров, Институт усовершенствования следственных работников.
2.4. Прокуратура Российской Федерации с 1992 г. (современный период)
Распад СССР приводит к ликвидации прокуратуры СССР и образованию единой системы органов прокуратуры РСФСР в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР»
Закон «О прокуратуре СССР»
Существенные изменения были внесены в этот закон 17 ноября 1995 г., которые послужили шагом к уравновешиванию системы, оформлению ее государственно-правового статуса, внеся определенность в ее надзорные полномочия. В частности, в соответствии с Конституцией РФ
5 июня 2007 г. в уголовно-процессуальное законодательство и Закон о прокуратуре внесены изменения, касающиеся системы прокуратуры РФ, а также процессуального статуса прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими дознание
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |