Реферат по предмету "История"


Вклад Аристотеля в формирование языкознания и теории частей речи

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ


Вклад Аристотеля в формирование языкознания и теории частей речи.


Реферат выполнила


Студентка 1 курса магистратуры


1 нем.группы кафедры немецкой филологии


Жигулина Елена Викторовна


Санкт-Петербург, 2010



Люди с самых древних времен в том или ином контексте задумывались о проблемах языка. Хотя в большинстве ситуаций люди не замечают языка, на котором говорят, однако на языковые проблемы приходилось обращать внимание при явных речевых ошибках, при том или ином непонимании собеседника и прежде всего в случаях, когда сталкивались между собой носители различных языков. Обращали внимание и на слово, превращаемое в дело: клятвы, обеты, проклятия, магические формулы играли заметную роль в жизни древнего человека. Представления о силе слова, о его обрядовом и магическом значении, о соответствии между словом и обозначенным им человеком или предметом весьма важны для многих традиционных культур.


Однако от такого рода первичных представлений о языке еще далеко до формирования традиции изучения языка. Обычно не приводило к такому формированию и появление письменности у того или иного народа. Многие культуры, даже обладавшие письмом, не создали сколько-нибудь развернутых концепций и описаний языка; по крайней мере, мы про них ничего не знаем. Например, очень трудно сказать, что думали о вопросах языка в Древнем Египте, хотя там безусловно учили чтению и письму. Ничего нам не известно о формировании лингвистических традиций у хеттов, жителей Урарту, в цивилизациях Америки и у многих других народов.


Древнейшие из известных нам лингвистических традиций — индийская, европейская (античная) и китайская — сформировались независимо друг от друга в первом тысячелетии до н. э.


В Древней Греции довольно долго языкознание, как и многие другие науки, не было отделено от «науки наук» — философии. Философы классического периода высказывали немало интересных догадок о природе и функционировании языка. Особенно интересны диалог «Кратил» Платона и ряд сочинений Аристотеля. Однако в классический период еще не было попыток описания языка. Можно говорить лишь о зачатках такого описания у Аристотеля, прежде всего в его сочинении «Об именовании», где появляются первая в античности классификация частей речи и определения имени и глагола.


Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественно-историческому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приобрела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.Аристотель был родом из Стагира, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Отсюда имя Стагирита, которое часто ему давалось.


Аристотель, как и Платон, считал исследование языка лишь вспомогательной частью логики, однако придавал ему большее значение. В работах «Категории», «Об истолковании», «Топика» изложена цельная логико–языковая концепция. Исходной точкой этой концепции является система понятий – слов, «логосов», разбитых на категории, а конечной - анализ разнообразных типов высказываний – суждений и их связей.В филосовскую систему Аристотель ввёл 10 категорий (сущность, количество, качество, отношение и другое), представляющих собой, по его мнению, высшие роды объективного бытия. Эти категории – построенный в строгой иерархии список всех форм сказуемого (от именных форм к глагольным и от более независимых к более зависимым), которые могут встретиться в простом предложении древне–греческого языка. Аристотель первый из античных мыслителей подошёл к проблеме грамматической формы, развивал учение о частях речи как грамматически различающихся классах слов. Основным типом суждения он считал высказывание: «Существительное – субъект – существительное – предикат» (например, Лошадь – животное»); другие типы суждений – высказываний он рассматривал как преобразование (трансформации) основного типа. Концепция Аристотеля развивалась в европейской логике и грамматике средневековья. Его логическая грамматика не потеряла значения до 20 века, особенно в школьной практике. Некоторые грамматические термины в русской грамматике – кальки введённых Аристотелем терминов.

В своих работах Аристотель предвосхитил появление теории частей речи, для которой непреходящее значение имеют все три принципа аристотелевской логики: она появилась и развивалась на фоне этих принципов классической логики, которым на протяжении более чем двадцати веков не было никакой альтернативы. Части речи как части речевой субстанции не могли не отвечать требованиям первой аксиомы – быть идентичными самим себе. Согласно третьему принципу употребление одной части речи предполагает неупотребление другой и наоборот, что для всей частеречной проблематики имеет важное системное значение, имплицируя различение и выделение с последующей классификацией самих частей речи. Вторая аксиома имеет в большей степени терминологическое значение: в частеречной терминологии один и тот же денотат называется нередко разными терминами, что свидетельствует о различных подходах к данному феномену со стороны разных исследователей. Данное положение может быть проиллюстрировано даже с употреблением самого термина «части речи». Сам Аристотель не употреблял ни термин «элементы речи», ни «части речи». В 20-й главе Поэтики» он перечисляет «части словесного изложения» и на равных правах называет «элемент» (т. е. отдельный звук), слог, союз, член, имя, глагол, «падеж» (т. е. форму имени или глагола, отличную от сходной), «речь» (законченное высказывание, любой величины). В этом перечислении уже выделены некоторые основные категории, на которых будет построено учение о частях речи, но они еще не осознаны как лексико-грамматические единицы, как классы слов.


Аристотелевская логика, грамматика и онтология были всегда неразрывно связаны между собой, так что структуры мира, языка и знания рассматривались как некое единство. Аристотель был первым ученым в истории философии, который глубоко и методически обоснованно задумался о структуре бытия и знания как такового, и эта его заслуга, разумеется, намного значительней заслуги деления речи на части. Категории сущности (субстанции), качества, количества, отношения, места, времени, положения, обладания, действия, страдания (претерпевания) образуют бинарную оппозицию, где категория сущности (субстанции) противопоставлена всем остальным (акциденциям). Таким образом Аристотель пытался свести не только мир, но и язык, и знание к их «элементарным» основным формам. Десять категорий или десять когнитивных образцов были созданы и для того, чтобы типологически классифицировать множество наших понятийных образований.


Эти десять категорий в течение более двух тысячелетий вплоть до Э. Канта были однозначно признаны, передавались из поколения в поколение и пользовались уважением. Слияние и взаимное определение логических, онтологических и языковых категорий было в творчестве Аристотеля научным фактом, последствия которого до сих пор значимы и в философии, и в филологии. Теория частей речи стала складываться на основе языка с ярко выраженными флективными характеристиками и на фоне определенных философских предпосылок. Самый факт, сколько и какие части речи выделял Аристотель, сам по себе не так уж важен в сравнении с ролью, которую сыграл ученый: он способствовал появлению на свет самой теории частей речи.


Дальнейшее развитие частеречной проблематики разворачивалось на фоне философской дискуссии аномалистов и аналогистов.


Значение Аристотеля Стагирита в формировании частеречной теории разными исследователями оценивается по-разному. Однако нет сомнения, что Аристотель – величайший ученый, не основавший, но предвосхитивший как появление языкознания так и теории частей речи.


Список использованной литературы


1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. - М., 2005.


2. Савельева О. М. Александрийская грамматика как явление культуры Эллинизма. – М., 1988.


3. Материал сайта http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/aristotel.php


4. Лукин О.В. Античная теория в контексте истории частеречной проблематики. Автореферат. – М. 2004



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физиология движений
Реферат Воспитание девушек
Реферат Автоматизированная интеллектуальная система классификации информационных сообщений средств массовой информации
Реферат Кредитные ресурсы на предприятии
Реферат Концепция нулевого экономического роста
Реферат Место и роль института законодательства в Российской Федерации
Реферат «ЮКОС» — история и перспективы
Реферат Діагностика фінансово економічного стану підприємства 2
Реферат пПоследствия деятельности и аварий ПО Маяк
Реферат Найпростіші задачі квантової механіки
Реферат Роль фантастики в романе Путешествие Гулливера
Реферат Развитие туризма в Иркутской области
Реферат История рукописной книги
Реферат Особенности словообразования в американском варианте английского языка
Реферат Австрийская (Венская) школа школа экономических учений