Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики технический университет Кафедра истории России и права Домашняя контрольная работа по теме Преобразования в России второй половины XVIII в. при Екатерине II и их значения. Характеристика важнейших исторических событий и выдающихся исторических личностей нашего Отечества в трудах классика Российской исторической науки
Ключевского Василия Осиповича. Выполнил Студент факультета РТС Хатюгов А. В. гр. РР-3-04 Научный руководитель Профессор Петров Герман Николаевич Москва 2004 План Введение 1. Краткая биография 2. Преобразования в России второй половины XVIII в. при Екатерине II и их значения 6 3.
Мое объективное отношение к историку Ключевскому В.О. 4. Список литературы 13 Введение Давно признанно, что без знания истории нельзя понять настоящее и предвидеть будущее. Интерес к истории существовал у всех народов. Человек всегда хотел знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Великий русский историк В.О. Ключевский писал Без знания истории мы должны признать себя случайностями,
не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу.1 Василий Осипович Ключевский был разносторонним человеком, он оставил замечательные труды по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Ключевский был убежден, что человеческая личность, людское общество и природа страны основные исторические
силы. Жизнь человечества в ее развитии и результатах - суть исторического процесса. Познать этот процесс считал Ключевский возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории в народном самосознании. 1. М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев. История России. стр 5. М. 1. Краткая биография Ключевский Василий Осипович 1841-1911 русский историк, публицист, родился 16 28 января 1841
года в Пензе, в семье сельского священника. В 1861 Московского университета, который окончил в 1865 со степенью кандидата и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. Первая монография Ключевского Сказания иностранцев о Московском государстве
М 1866 свидетельствовала о его огромной трудоспособности и интересе к истории быта. Ключевский по совету своего преподавателя С.М. Соловьева для магистерской диссертации взял тему Древнерусские жития святых как исторический источник М 1871, над которой работал 6 лет, изучив около 5 тыс. житий, что, по мнению его оппонентов, являлось научным подвигом. Ключевский пришел к выводу, что жития - ненадежный исторический источник и часто не
соответствуют реальной жизни причисленного к лику святых. Этот труд позволил Ключевскому приобрести богатый источниковедческий опыт. В 1867 Ключевский стал читать курс всеобщей истории в Александровском военном училище. В 1871 ему предложили занять кафедру в Московской духовной академии, а на следующий год начать чтение лекций на
Высших женских курсах. Вскоре Ключевский приобрел славу изумительного лектора Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую и в 1879 после смерти С.М. Соловьева занял его место в Московском университете. По подсчету М.В. Нечкиной, если годы лекторской работы Ключевского в разных учебных заведениях сложить вместе, то получится итог -
108 лет.2 2. М.В. Нечкина. Василий Осипович Ключевский. стр. 404 . М.1974 В 1872 Ключевский начал 10-летнюю работу над докторской диссертацией Боярская дума Древней Руси М 1881, во многом важной для его лекционных курсов, где боярская дума рассматривается в связи с классами и интересами, господствовавшими в древнерусском обществе, в которой нашло отражение его понимание русского исторического процесса. Наряду со специальным курсом
Истории сословий в России 1887, исследованиями, посвященными социальной тематике Происхождение крепостного права в России, Подушная подать и отмена холопства в России, Состав представительства на земских соборах древней Руси, истории культуры XVIII и XIX вв. и др. Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей.
К этой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, И.Н. Болтине, Н.И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом. Помимо преподавательской и исследовательской работы, Ключевский в 1887 - 1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором.
В 1900 Ключевский был избран действительным членом Академии наук, но это не изменило его жизнь. В 1900 - 1910 он стал читать курс лекций в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие выдающиеся художники. Ф.И. Шаляпин в своих воспоминаниях написал, что Ключевский помог ему уяснить образ Бориса Годунова перед бенефисом в
Большом театре в 1903. В.О. Ключевский создал главный труд жизни - Курс русской истории 1904-1910, в котором изложил свою концепцию исторического развития России. С 1902 и до конца жизни Ключевский готовил его к изданию и переизданию, прервавшись лишь в 1905 в связи с участием в работе комиссии по пересмотру законов о печати и учреждением Государственной думы. В Курсе русской истории Ключевский стремился раскрыть важнейшие черты исторической
личности русского народа. Особое место в Курсе занимает описание исторической жизни крестьянства. Предметом исторической науки, по Ключевскому, является исследование происхождения, развития и свойств людских союзов. В Курсе он подразделяет основные элементы общежития на физиологические пол, родственные отношения, экономические труд, капитал, политико-юридические власть, право и пр духовные религия, нравственность, искусство, наука. В игнорировании факта реального многообразия исторической жизни
Ключевский упрекал философию истории и, в частности, метафизическую теорию Гегеля, пытавшегося вытянуть историю в ровную философскую струнку. Этому умозрительному подходу он противопоставлял научный, объективный метод, исследующий исторические события как таковые, в их непрерывном течении. В конечном счете, считал Ключевский, объективный метод может привести к пониманию общесоциологических процессов в истории, к
определению исторических законов. Конец формы Умер Ключевский в Москве 12 25 мая 1911. 2. Преобразования в России второй половины XVIII в. при Екатерине II и их значения Василий Осипович Ключевский был учеником и продолжателем Соловьева С.М. Его полный курс лекций Русская история также начинается с древнейших времен, а завершается
правлением Николая I. Колоссальный объем материалов, изящество изложения, яркость характеристик вот важнейшие достоинства труда Ключевского. Будучи фактически официальным историком Российской империи, он умел тонко и точно соблюсти нелицеприятную историческую правду. Хитрый, читаешь будто хвалит, а вникаешь отругает, заметил о нем Л.Н. Толстой. Вторая половина XVIII века время правления
Екатерины II. Автор открывает пятый том Курса лекцией об Екатерине II, предпосылая ее биографии небольшой абзац с заголовком Основной факт эпохи. Начало тома начинается характеристикой захватчицы власти Как проводилось в государственную жизнь возвращенное начало законности - в этом, по Ключевскому, интерес царствования Екатерины и основания заняться прежде всего ее личностью, судьбой
и характером. Читатель знает, что обещание законов не было выполнено царицей, заставшей свою империю в восстаниях и бунтах в самом начале царствования. Век нашей истории, начатый царем-плотником, заканчивался императрицей-писательницей3 - таков еще один афоризм Ключевского, открывающий следующую лекцию о Екатерине и ее внешней политике. В Курсе русской истории
Ключевский дает оценку царствования Екатерины II. Значение известной исторической эпохи или исторического дельца всего лучше оценивается тем, насколько увеличились или уменьшились в эту эпоху под влиянием исторического деятеля народные средства. Средства, которыми располагает народ, бывают материальные либо нравственные итак, следует разрешить вопрос, насколько увеличились или уменьшились материальные и нравственные средства Русского государства в царствование Екатерины4. В царствование
Екатерины государственная территория почти достигла своих естественных границ, как на юге, так и на западе. Из приобретений, сделанных на юге, было образовано три губернии - Таврическая, Херсонская и Екатеринославская, не считая возникшей тогда же земли Войска 3. В.О. Ключевский. Курс русской истории. Сочинения том V. стр. 34. М. 1958 4. В.О. Ключевский. Курс русской истории.
Сочинения том V. стр. 178. М. 1958 Черноморского. Из приобретений сделанных на западе, со стороны Польши, было сделано 8 губерний - Витебская, Курляндская, Могилевская, Виленская, Минская, Гродненская, Волынская и Брацлавская сейчас Подольская. Итак, из 50 губерний, на которые была разделена Россия,
11 были приобретены в царствование Екатерины. Эти материальные успехи становятся еще более осязательными, если сравнить населенность страны в начале и в конце царствования Екатерины. По III ревизии 1762-63гг. считалось, что население составляет 19-20 млн. душ обоего пола и всех состояний. В 1796г. по V ревизии, проведенной по тому же расчету, жителей в империи считалось не менее 34 млн. Следовательно, население государства в продолжении царствования почти удвоилось, сумма
государственных доходов учетверилась. Значит, не только увеличилось число плательщиков, но и увеличились государственные платежи, увеличение которых обычно принимается за знак усиления производительности народного труда. Итак, материальные средства чрезвычайно усилились. Напротив, средства нравственные стали слабее. Нравственные средства, которыми располагает государство, сводятся к двум порядкам отношений во-первых, они состоят в единстве интересов, связывающих различные
племенные и социальные составные части государства друг с другом во-вторых, в способности руководящего класса руководить обществом. В свою очередь эта способность зависит от юридической постановки руководящего класса в обществе, от степени понимания им положения общества и от степени политической подготовки руководить им. Эти нравственные средства государства в правление Екатерины сильно упали. Прежде всего усилилась рознь интересов племенных, составных частей государства.
Разлад вносило польское население завоеванных провинций Речи Посполитой. Этот элемент стал силой, благодаря тому, что в состав Русского государства, кроме юго-западных областей, были введены и некоторые части настоящей Польши. Зато одна из важных областей Юго-Западной Руси, связанная органически с остальными Галиция очутилась за пределами Русского государства, усиливая разлад, внесенный в наши западные международные
отношения. Далее, усилилась рознь между социальными составными элементами коренного русского общества это усиление было следствием тех отношений, в какие поставлены были законодательством Екатерины два основных класса русского общества - дворянство и крепостное крестьянство. Дворянство укрепилось во власти благодаря ряду дворцовых переворотов. Точно таким же путем думало раскрепиться и крепостное крестьянское население вслед за дворянством и
оно хотело достигнуть свободы рядом незаконных восстаний. Таков смысл многочисленных крестьянских мятежей, которые начались в царствование Екатерины II и которые, постепенно распространяясь слились в громадный пугачевский бунт. Этого не следовало допускать. Положение этих сословий нужно было устроить законным путем, посредством правомерного определения отношений к земле. Этого правомерного определения не сделало правительство
Екатерины. Напротив, Екатерина издает ряд законов, увеличивающих роль и права дворянства 18.02.1762г закон о вольности дворянства, 1775г губернские учреждения, 1785г - жалованная грамота дворянству. В это же время Екатерина принимает законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. По указу 1763г. крестьяне должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений
если они признавались зачинщиками волнений. 1765г указ, позволяющий помещикам ссылать своих крестьян без суда и последствий в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. 1767г указ, запрещавший крестьянам подавать императрице жалобы на своих помещиков. Таким образом, общественное разъединение стало еще резче. Следовательно, в царствование Екатерины усилилась рознь как в племенном, так и социальном составе государства.
Можно сделать вывод, что во второй половине XVIII в. в России за правление Екатерины II увеличился экономический потенциал России, росли города, а следовательно развивалась промышленность, начали складываться капиталистические промышленные отношения. В ближних к Москве губерниях складывается наиболее крупный промышленный регион страны. Москва, Ярославль, Тула, Калуга, Владимир обладали развитым и разнообразным мануфактурным производством.
Вторым промышленным районом стал Урал.5 В сельском хозяйстве расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком. Вырос международный авторитет России. Екатерина II поощряла предпринимательство. Чтобы привлечь к этому к этому процессу наибольшее число дворян, в 1765 г. Было открыто Вольное экономическое общество. Оно опубликовало труды по агрономии, экономике, объявило конкурсы для решения насущных экономических
вопросов. Многие писатели того времени рассматривали в своих произведениях различные промышленные и экономические проблемы, обсуждали политику цен, выясняли причины дороговизны тех или иных товаров.6 Но при этом, пытаясь удержать власть в руках дворянства, Екатерина способствовала усилению сословных противоречий, которые впоследствии вылились в крестьянскую войну 1773-1775г. 5. И.А. Исаев. История Отечества стр.
95. М 2001 6. И.А. Исаев. История Отечества стр. 97. М. 2001 3. Мое объективное отношение к историку Ключевскому В.О. Ключевский не просто имя в истории русской науки, это явление мирового уровня. Уже через год после кончины Ключевского он был признан основателем первой научной исторической школы. Его книги не утратили своего значения и в наши дни, почти через сто лет после смерти ученого.
При всей противоречивости, двойственности явного и сокрытого, именно образ В.О.Ключевского, постоянно воспроизводимый, транслируемый многократно подвергающийся в бесконечных зеркалах отечественной культуры конца ХIХ-ХХ в различного рода мифологизациям и столь же часто де- и ре-мифологизации развившийся уже в первые десятилетия ХХ столетия в сложнейшее культо-семиотическое образование. В.О.Ключевский в глазах современников и последующих поколений здесь вполне применимо предложенное
М.К.Мамардашвили, для подобных многосложных идеологических структур, понятие форма превращенное наряду с подобными же образованиями, сопровождающими память о Н.М.Карамзине, С.М.Соловьеве, П.И.Бартеневе, Ф.И.Буслаеве, А.С.Лаппо-Данилевском, С.Ф.Платонове и некоторых других историках ХIХ-ХХ вв оказался одним из важнейших источников формирования и бытования нормативных и ценностных представлений
о типе русского историка, исследующего отечественную историю. Образ В.О.Ключевского - наряду с образом Н.М.Карамзина - стал одним из необходимых начал объединяющей соразмерности в том длительном споре-диалоге явном и неявном научного, художественного и философского историзма, который велся в России на протяжении ХIХ-ХХ вв. Знаменитый Курс русской истории Василия Ключевского, который считается вершиной его творчества,
замечателен не только как научный труд. Книга читается как художественное произведение благодаря особому, очень образному языку исторической прозы Ключевского. Задачей произведения автор считал не только изложение и осмысление исторических сведений, но и создание портрета нации, изучение исторической личности русского народа. В своем Курсе русской истории Ключевский дал историческую характеристику страны не по царствованиям
великих князей и царей, а наметил периодизацию, исходя из главных моментов определяющих, по его мнению, развитие исторического процесса в его труде очень много интересного материала, свидетельствующего о роли экономического и политического фактора в развитии страны и все это в тесной связи с географическими, природными условиями существования, расселения и развития народа. История в представлении Ключевского - это наука об общих законах строения человеческого общества.
Он ввел в эту науку новое понятие человеческое общежитие, которым обозначал единство общества, составляющих его людей и окружающей их природы. Литература 1. В.О. Ключевский. Курс русской истории. Сочинения том V. М. Издательство социально-экономической литературы 1958. 2. М.В. Нечкина. Василий Осипович Ключевский. М. Наука 1974. 3.
А.П. Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М. АСТ 1997. 4. М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев. История России. Для технических вузов. М. Высшая школа 2004. 5. И.А. Исаев. История Отечества М, Юристь, 2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |