Реферат по предмету "История"


Реформы вооруженных сил

-Развитие и становление Вооруженных Сил России, их предназначение неразрывно связаны с развитием Российского государства, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты государства от внешней агрессии.

Истоки зарождения в нашем Отечестве новой военной организации приходятся на период правления Ивана III Великого.

  Иван Грозный. 1550 – 1571гг. Проведение реформ.

Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации продолжил Иван IV, создавший крупную по численности армию в Европе, 250-300 тыс. человек (около 3% от населения России того времени). Иван Грозный положил начало реформам Указом от 3 октября 1550 года - эта дата предполагается в качестве Дня создания Российской армии.

Основное содержание реформы:

                     упорядочение комплектования поместного войска;

                     организация централизованного управления и снабжения армии;

                     создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе;

Поместное войско, дворянская конница, составлявшая основной род русского войска 15-17 веков, имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни.

Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.

Стрелецкое войско - этопервое постоянное войско в Русском государстве. Организационно вначале состояло из приборов (отрядов), приказов (по 500-1000 человек). В период 1632 – 1634 гг. века было реорганизовано в полки “нового строя”. Постепенно полки нового строя вытесняли старое войско. К 1680 г. полки нового строя составляли 67% всего войска, в них числилось 90 тыс. человек.

Эти полки носили уже черты регулярного войска, они разделялись на роты, был определен порядок назначения офицерских чинов, с личным составом проводились строевые и тактические занятия.

Итак, каково содержание реформ Ивана Грозного?

Основное содержание реформы:

                     упорядочение комплектования поместного войска;

                     организация централизованного управления и снабжения армии;

                     создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на южной границе.

Каков результат этой реформы?

Расформированы по указу Петра I в начале 18-го века.

  Реформы Петра I. 1701 – 1711г.

Основное содержание реформы:

                     введение рекрутского набора;

                     создание регулярной армии;

                     военное обучение;

                     создание русского флота.

Реформы Петра I начались после поражения русских войск под Нарвой от шведской армии. Тогда русская армия потеряла более 6 тыс. человек, а стрелецкие полки и дворянская конница показали свою беспомощность. Петр ввел новую систему комплектования войск. Это были в полном смысле регулярные войска.

Кто из вас вспомнит, по какой причине Петр I расформировал стрелецкое войско? Основная причина - в бунте стрельцов из-за уменьшение им денежного довольствия, и длительностью войн в тот период, а также из-за недовольства по поводу проводимых реформ, которые ущемляли права стрельцов..

Рекрутский набор.

--10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Этим самым Петр I увеличил численность армии. Кроме рекрутов, были еще и “охочие люди” из числа лично свободных подданных различных званий.

--Для проведения наборов, комплектования частей, обучения рекрутов в селе Преображенское была учреждена комиссия во главе с Федором Головиным и Вейде

(вместе с ними работал Иван Суворов – дед будущего полководца). В итоге было создано 27 пехотных и 2 драгунских полка. 25 июня 1700 года в селе Преображенском состоялась торжественная передача первых 14 полков командирам дивизий.

--Этот день принят русской военно-исторической наукой как дата учреждения регулярной армии России (официально подтверждено при Николае I в “ Хронике Российской Императорской армии 1852 года ”). Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительственный сенат и подчинённая ему Военная коллегия (прообраз министерства обороны).

--В сравнении с западными армиями, где комплектование проходило по наемно-вербовочному типу, в русской армии был однородный национальный состав.

Военное обучение.

--Военное обучение при Петре проводилось не по ратному обучению, а “артикулу”, по единому строевому уставу. Были составлены два уставных документа: “Ротные пехотные чины” и “Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться”.

--Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. “Всякий начальный человек и солдат должен и обязан товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять и знамя свое, елико возможно, боронять так коль ему люб живот и честь его” -говорится в “Воинских статьях”.

--Для поощрения отличившихся в бою Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты. Первый российский орден – святого Андрея Первозванного- был учрежден в 1698 году.Награду №1 получил генерал-адмирал Федор Андреевич Головин 10 марта 1699 году. Сам Петр I получил награду под №7 в 1703 году за взятие шведских кораблей “Астрильд” и “Гедан”.

--Главной заслугой Петра I стало создание русского флота на Балтике. Это позволило России заявить о себе еще как о морской державе.

Итак, реформы Петра I - это:

Основное содержание реформы:

                     введение рекрутского набора;

                     создание регулярной армии;

                     военное обучение;

                     создание русского флота.

  При Екатерине II продолжилось совершенствование вооруженных сил.

Основное в реформе:

                     создание военного министерства;

                     новая тактика ведения боевых действий.

Это позволяло быстро перестраивать войска, но реформы Петра I, организация вооруженных сил и управление ими принесли русским войскам немало побед в отдельных сражениях и целых компаниях.

Военная коллегия перестала зависеть от сената и стала превращаться в военное министерство.

  Военная реформа Д.А.Милютина. 1864 – 1874 г.

Основное содержание реформы:

                     создание мобилизационного запаса на время войны;

                     повышение профессиональной подготовке;

                     обучение грамоте солдат;

                     перевооружение армии.

В 1861 году на должность военного министра был назначен граф Дмитрий Алексеевич Милютин. По его инициативе была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время - максимальной за счет обученного состава. За три года численность войск уменьшилась почти в 2 раза. Проводилась первая демобилизация в армии.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21-40 лет. В “общих основаниях” сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”. Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, из них 7 на действительной службе и 3 года в запасе.

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава Расширена сеть специальных военных учебных заведений, а также стала обязательным обучение грамоте солдат.

Важной составной частью преобразований в армии является ее перевооружение. На вооружение была принята нарезная винтовка Мосина калибра 7.62 мм. На вооружение артиллерии поступили орудия с нарезным стволом, что позволило увеличить дальность стрельбы.

Особое место в перевооружении занял флот, на смену парусному флоту пришел паровой. К концу столетия Россия имела 107 боевых паровых судов различного водоизмещения.

Итак, в чем состояли реформы Милютина?

Основное содержание реформы:

                     создание мобилизационного запаса на время войны;

                     повышение профессиональной подготовке;

                     обучение грамоте солдат;

                     перевооружение армии.

Граф Д.А.Милютин вспоминал: “Самые записные враги мои должны были признать, что никогда русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной”. Это высказывание относится к русско-турецкой войне 1877-1878гг., где проявились положительные стороны проводимых реформ. Главный итог – это возвращение к государственной жизни болгарского народа, несколько веков находившегося под турецким игом. В городе Плевен есть панорама, которая рассказывает о взятии перевала Шипка. Я, посетив панораму, ощутил запах боя, услышал звуки выстрелов, крики ура. Это потрясающее зрелище».

  Николай II. 1912 год

Основное содержание реформы:

                     усилена централизация военного управления;

                     сокращены сроки службы; омоложен офицерский состав;

                     приняты новые программы для военных училищ, новые уставы;

                     новые образцы артиллерийских орудий;

                     улучшена материальное снабжение.

В истории развития вооруженных сил России были и поражения. Самое горькое – это поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. Япония к войне подготовлена была лучше и, несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Каждая неудача влечет за собой кризис, который без дополнительных реформ невозможно преодолеть.

Николай II принял меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. Необходимость и своевременность преобразований диктовалась надвигающейся первой мировой войной.

Но первая мировая война стала для России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

  В.И. Ленин. Военная реформа 1917-1918 гг.

Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии в декабре 1917 г.

Совет Народных Комиссаров принял декреты;

                     отменены воинские чины, звания, отличия;

                     отменено единоначалие;

                     выбор командиров на общих собраниях;

                     командиры выше полкового уровня – на съездах соединений или на совещании комитетов соединений;

                     формирование армии на добровольных началах.

В январе 1918 г. СНК издал декрет “О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии”. Армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным руководящим органом становится СНК. Но такой принцип не оправдал себя так, как в частях не было должного порядка. В апреле 1918 перешли от принципа добровольности – к принципу воинской повинности, от выборов командиров – к их назначению. В мае же проводится воинская повинность.

Основным ядром новых вооруженных сил стала Красная Армия. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В 1925 г. был принят Закон “Об обязательной военной службе”, а в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности. В армии были введены воинские звания, боевые награды, была установлена строгая дисциплина.

Международная обстановка требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала: в 1935 г.-903 тыс., в 1938 г. – 1,5 млн. и к началу 1941 г. – 5,7 млн. человек. /А скажите, за счет чего выросла численность армии?/

Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения, (танк Т-34, Катюша, штурмовики и др.).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.