Введение
1 Биография
2 Творчество
3 Адреса в Санкт-Петербурге
4 Произведения
5 Галерея работ
6 Библиография
Введение
Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета.
1. Биография
Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 г. в Украине, в небольшом городке Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Отец, дядя, братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца. С 1774 г. служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.
В 1770-х Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.
В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. В 1795 году В. Л. Боровиковский удостоен звания академика живописи. Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 г. в Петербурге. Своё имущество В. Л. Боровиковский завещал раздать нуждающимся.
2. Творчество
Сравнительно поздно, в конце 1790-х, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.
В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизынька и Дашинька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, легкий румянец.
Художник тонко передает внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определенную ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 г. «Портрет Е. А. Нарышкиной».
Портретом М. И. Лопухиной, написанным Боровиковским в 1797 г., наслаждаются многие поколения восхищенных зрителей. Поэт Я. Полонский посвятил работе строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796).
В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.
В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).
В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золоченых и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.
Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А Менеласа, В. В. Капниста, Н. И Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.
Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.
В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.
3. Адреса в Санкт-Петербурге
1798—1820 — доходный дом — Миллионная улица, 12.
4. Произведения
Лизынька и Дашинька
Портрет Е.Н. Арсеньевой, вторая половина 1790-х, Русский музей
Портрет Е.А. Нарышкиной, 1799
Портрет Екатерины II, 1794
Портрет Павла I, 1801
Портрет А. П. Гагариной, 1801, Русский музей
А. И. Безбородко с дочерьми, 1803
5. Галерея работ
Портрет Павла I, ок. 1796 (Третьяковская галерея, Москва)
Лизынька и Дашинька
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794 (Третьяковская галерея, Москва)
Портрет Д. Г. Левицкого, 1796
Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского, 1799
Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина (1801-1802) (Третьяковская галерея, Москва)
Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802 (Третьяковская галерея, Москва)
Портрет Великой княжны Марии Павловны, 1804
Портрет Г. С. Волконского, 1806
Портрет Г. Р. Державина, 1811
Портрет С. А. Раевской, 1813
Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских, 1814.
Портрет Карагеоргия, 1816
Портрет Е. А. Архаровой, 1820
Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена.
6. Библиография
Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. М., 1975.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Боровиковский,_Владимир_Лукич
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |