План
Введение
1 Биография
2 Роли
3 Литературная деятельность
Список литературы
Введение
Фёдор Алексеевич Бурдин (11 апреля 1827, Москва — 24 февраля 1887, там же) — актёр Императорских театров и писатель.
1. Биография
Родившись в Москве, сын московского мещанина из дворовых помещика Безобразова[1], учился в московской гимназии. Но с учёбой не заладилось: помешала любовь к театру. Гимназист не раз убегал из класса к известному артисту П. М. Садовскому, он-то и посоветовал юноше посвятить себя исключительно искусству. В результате нерадивый ученик оставил гимназию и четырнадцати лет от роду поступил суфлёром в Малый театр. Через два года, 6 января 1841 г., он с успехом дебютировал, после чего остался на московской сцене, выступая во второстепенных бытовых и комических ролях, главным образом в небольших комедиях и водевилях[2].
Постепенно его амплуа менялось, он переходил на всё более значимые роли. В это время на сцены императорских театров приходят пьесы Островского, драматург и молодой актёр становятся друзьями, и эти отношения они пронесут через всю жизнь. Островский читал в его доме свои новые пьесы перед постановкой их на сцене, отдавал Бурдину свои пьесы для бенефисов, поручая ему главные роли, в том числе и те, которые Бурдин сам для себя выбирал в ущерб драматургу; Бурдин не прочь был и критиковать произведения своего знаменитого друга.
В 1843 г. Бурдин был командирован для усовершенствования таланта в провинциальные театры (такое часто случалось — молодых артистов отправляли попрактиковаться в провинцию, чтобы те там доросли до императорских подмостков), а в 1846—47 годах прикомандирован к тифлисскому театру, откуда в 1847 г. перевелся в Петербург[1], в Александринский театр, однако в труппу был зачислен не сразу, только в 1851 г., где и оставался до 1883 г. Одновременно занимался литературной деятельностью, оставив пьесы и воспоминания.
Театральная критика однозначна в отношении него:
Умный, начитанный, беззаветно любящий свое искусство, Бурдин, не обладал ярким талантом, был одним из полезнейших деятелей Императорской сцены, на которой прослужил более сорока лет[2].
Дарование его, особенно комизм, почти не признавалось серьёзной критикой; все неудачное у других артистов А. Григорьев называл «бурдинизмом». Получив 100 тысяч рублей в наследство после смерти откупщика Г-ва, Бурдин завёл знакомство в высшем кругу и завязал дружбу с всесильным управляющим петербургскими театрами, П. С. Федоровым. Играя сперва в водевилях, Бурдин был зачислен в 1858 г. в первый разряд артистов и тогда же вошел в жихаревский комитет для рассмотрения новых пьес. Он тяготел к амплуа комика-резонёра, переиграл множество выигрышных ролей — и ни одной ярко, хотя все добросовестно[1][3].
В журнале «Эпоха» в статьях и рецензиях А. А. Григорьева и Д. В. Аверкиева неоднократно порицалась игра Бурдина и направление «бурдинизма» (претенциозность, ложная пафосность, дешёвая эффектность, рутина) на русской театральной сцене. Бурдин написал Достоевскому как фактическому редактору журнала письмо с протестом, на которое Достоевский ответил в 20-х числах октября 1864 г. Суть письма заключена в следующем абзаце: «Извините меня, милостивый государь, если я Вам замечу, что Вы принадлежите к тому разряду артистов, которые до того слишком уважают себя и ценят свои таланты и до того щекотливы, что почти всякое замечание, клонящееся не к прямому обожанию их артистических достоинств, считают за личную себе обиду. Вспомните, милостивый государь, что и Пушкин и Гоголь подвергались критике и хуле. Повторяю, — не знаю я никаких Ваших закулисных дел ни с Ап<оллоном> Григорьевым, ни с кем бы то ни было; но знаю наверно, что всё писанное ими о Вас совершенно совпадало с мнением редакции „Эпохи“…» Известно ещё одно письмо Бурдина к Достоевскому (от 29 окт. 1864 г.), на которое писатель не ответил[4].
Владимир Лакшин уже через много лет характеризовал его деятельность так (Читать А. Н. Островский):
Надо ли говорить, что для Островского такое знакомство было просто клад. Бурдин громко нахваливал его комедии. И дело не только в давнем знакомстве с автором, что всегда льстит актёрскому самолюбию. У Бурдина хватало вкуса, что искренне восхититься их сценической новизной. Фёдор Алексеевич был хвастлив, разговорчив и прилипчив, но Островский уже успел оценить его добропорядочность и деловую хватку. Еще до приезда драматурга в Петербург Бурдин выхлопотал в цензуре разрешение на постановку в столице «Утра молодого человека». А едва Островский появился в Петербурге, Бурдин буквально впился в него. Они вместе обедали, ужинали, Бурдин разъезжал с ним по городу, знакомил с театром, актёрами, настойчиво просил комментариев к роли Бородкитна, которую он взялся готовить, и впитывал, как губка, каждый совет, каждое слово автора[5].
В 1883 г. состоялся наградной бенефис Бурдина, после которого он был уволен в отставку. Островский, ценя опытность Бурдина и знание им сцены, прочил его в инспектора театрального училища, но смерть помешала осуществить это намерение[2]. Островский скончался в 1886 году. В последние годы своей жизни Бурдин стал часто болеть и ездил в Италию лечиться. На его здоровье сильно повлияла смерть его друга — Островского. Он совсем немного пережил его, менее чем через год умер сам. Похоронен Бурдин на Ваганьковском кладбище в Москве.
2. Роли
Как актёр Бурдин в первую очередь прославился исполнением пьес своего друга Островского: Краснов («Грех да беда на кого не живёт»), Бруснов («Тяжёлые дни»), Большов («Свои люди — сочтёмся»), Хрюков («Шутники»), Бородкин («Не в свои сани не садись»), Любим Торцов («Бедность не порок»), Шелемишев, («Общее благо»), Ильюшин («Не в деньгах счастье») и др.
3. Литературная деятельность
Наибольшая часть его произведений — театральные пьесы, переведенные или переделанные с французского:
· «Других спасай, а сам хоть в петлю полезай» («Un vilain-monsieur»), шутка-водевиль (Москва, 1850);
· «Орест и Пилад на чердаке, или Кинь им только кость — так что твои собаки», водевиль (Москва, 1850);
· «Воровка детей», драма в 5 действиях, перев. с франц. (СПб., 1873);
· «Последние дни Генриха IV и молодость Людовика XIII», драма в 5 д. и 10 карт., перев. с франц. (СПб., 1874);
· «Брошенный ребенок», драма в 4 д., перев. с франц. (переведена вместе с В. Родиславским; СПб., 1875);
· «Служанка-госпожа» («Edhard et sa bonne»), перев. с франц. (СПб. 1875);
· «Торговый дом Шнапс, Клакс и К°», комедия-шутка в 3 действиях (СПб., 1876);
· «Шестнадцатилетняя кокетка, или Тысяча первый урок мужьям» («La petite cousine»), комедия-водевиль (СПб. 1876);
· «Дурочка», комедия в 1 действии (Москва, 1878);
· «Роковая случайность», драма в 5 д., перев. с франц. (Москва, 1880);
· «Поветрие», шутка в 1 действии из современных нравов (написана вместе с Н. Д. Павловым; Москва, 1883);
· «Добрая фея, или Да здравствуют кредиторы», шутка в 1 действии (написана вместе с Н. Д. Павловым);
· «Обед на именинах», водевиль в 1 действии;
· «Чортова волынка», водевиль в 2 действиях, перев. с франц.;
· «Столетний дед», драма в 5 д., перев. с франц.;
· «Убийцы и сообщники», историческая драма в 5 д. и 10 карт., перев. с франц.
В 1876 г. Бурдин издал в Петербурге «Сборник театральных пьес, переведенных с французского» (2 тома), в который, кроме многих из перечисленных выше пьес, вошли «Было или не было? Во сне или наяву?», шутка-водевиль; «Доктор по случаю», ком. в 1 д.; «Ослицыно молоко, или Вот иногда чем потчуют влюбленных» («Le lait d’anesse»), водевиль; «Свирепый американец и его соперники», водевиль; «Услугу окажи, да после и тужи!» («Portes et placards»), комедия-водевиль; «Моряк Пьер, или Возвращение из плена», комедия-водевиль; «Бабушка», драма в 6 д.; «Железная маска», драма в 5 д., «Ограбленная почта», драма в 5 д.; «Парижский ветошник», драма в 5 д. и «Цыганская жизнь», драма в 5 д.;
Издал руководство для молодых актёров — книга: «Краткая азбука драматического искусства. Практические советы молодым людям, посвящающим себя сценической деятельности», Москва, 1886.
Написал много воспоминаний: «Воспоминания артиста об Императоре Николае Павловиче» («Исторический Вестник», 1886 г., кн. 1), «Из воспоминаний об А. И. Островском» («Вестник Европы», 1886 г., кн. 12) и «Воспоминания о первом представлении „Свадьбы Кречинского“» («Исторический Вестник», 1891 г., кн. 5).
Список литературы:
1. Рулекс.ру
2. Биография.ру
3. Биографический словарь, автор Пав. Рос-в
4. Энциклопедия «ДОСТОЕВСКИЙ»
5. В. Лакшин об А. Н. Островском
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурдин,_Фёдор_Алексеевич
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Биопсихосоциальная природа человека |
Реферат | Вoпpoc кaк фopмa paзвития мышлeния |
Реферат | Биография Анны Фрейд |
Реферат | Физические процессы в проводниках и их свойства |
Реферат | Внутриличностные конфликты |
Реферат | Влияние темперамента на взаимоотношения в семье |
Реферат | Принципы проектирования и использования многомерных баз данных |
Реферат | Воспитание детей с отклонениями в поведении |
Реферат | Внимание у детей с интеллектуальной недостаточностью |
Реферат | Выготский Л.С. о кризисе трех лет |
Реферат | Арт-терапия в школе |
Реферат | Восприятие ценности денег |
Реферат | Гражданская война и иностранная интервенция |
Реферат | Воля и ее нарушения |
Реферат | Воля и сила воли |