План
Введение
1 Версии о происхождении иконы
2 Вид иконы
3 История
Список литературы
Введение
Белыничская икона Божией Матери
Чудотворная икона, издавна почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии.
1. Версии о происхождении иконы
Существуют два различных предания — православное и католическое, повествующие об истории иконы. Православное предание имеет две версии. Одна из версий говорит о том, что после разгрома Киева татарскими войсками Батыя несколько монахов, взяв с собой древнюю икону византийского письма, ушли, спасаясь, в леса. Свой долгий путь они завершили на возвышенности у реки Друть — правом притоке Днепра, где и основали церковь св. Ильи Пророка и мужской монастырь. Уже в первую ночь на выбранном месте от иконы начал исходить необычный свет. Чудо повторялось и в последующие ночи, ставшие от исходящего света белыми. В память об этом чуде местечко, где был основан монастырь, якобы и получило название Белыничи (Белыночи) Позже икона была похищена монахами-кармелитами[1].
По другой версии икона была похищена католиками с ворот православного Оршанского Кутеинского монастыря и передана в кармелитский монастырь. Костел и монастырь католического монашеского ордена кармелитов обутых был основан Львом Сапегой — великим канцлером литовским в 1622 г. Считают, что фундация была знаком благодарности Богу за победу в 1618 г. над войсками московского царя.
Обе версии католического предания говорят, что икона явилась в кармелитском Белыничском монастыре чудесным образом. По одной версии икона была нарисована Ангелом на оконной ставне. По другой — икону написал пилигрим-живописец во время пения монахами литании Божией Матери. Живописец завершил свою работу к моменту скончания пения. Живописцем был Ангел.
Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона в Белыничах была написана в 1634—1635 гг. неизвестным художником.
2. Вид иконы
Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава (тот же символ), правая — поднята в благословляющем жесте. Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед коронацией в 1761 г. Сделать такое предположение позволяют сведения о хранившейся в монастыре серебряной воте с текстом на латинском язьке — «Павел Иванович Сапега Канцлер Великий. На память чуд. иконы чистейшей Марии Девы Белыничской 8 декабря 1665 г.». На воте перед Богоматерью с младенцем, у которых отсутствовали символы царской власти, был изображен коленопреклоненный Павел Сапега.
Икона относится к одному из наиболее ранних иконографических типов — Одигитрия (Путеводительннца). На иконах этого типа Богоматерь — трон и престол Вседержителя — символ победительной крепости и силы Церкви. В то же время Одигитрия — хранительница и наставница рода человеческого на его пути к Богу.
3. История
Во время войны Речи Посполитой с Московским государством кармелиты в 1655 г. перевезли икону в укрепленное местечко — Ляховичи, которое долгое время потом находилось в осаде войск царя Алексея Михайловича. Осада Ляхович была снята после победы польско-литовских войск под Полонкой 2 июля 1660 г. Освобождение Ляховнч было приписано командиром крепости Михаилом Юрицким чудесной силе Белыничской иконы Богоматери, перед которой был исполнен благодарственный гимн «Te Deum» («Тебя, Бога хвалим»)[2].
Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Белыничской иконы: 1) написание ее ангелом; 2) осада ляховичской крепости; 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг.
Икона находилась в Ляховичах до 1760 г. В 1760 г. икону торжественно перенесли в Белыничи во вновь построенный костел. Еще во время нахождения чудотворного образа в Ляховичах епископ Виленский Михаил Зенькович получил в 1754 г. разрешение и буллу папы римского Бенедикта XIV на коронацию иконы. Золотые короны с гербами Сапег и Огинских были изготовлены на средства этих магнатских родов.
Торжественная коронация иконы состоялась 20 сентября 1761 г. Для проведения праздника перед домом Огинских построили беседка с триумфальными воротами, куда была помещена икона. Коронацию по поручению епископа Зеньковича совершил епископ смоленский Ежи Николай Гильзен. Проповедь произнес известный доминиканский проповедник — Вавжинец Овлочимский.
После возложения корон икона была перенесена в храм. Праздник продолжался целую неделю. В нем принимали участие жители Шклова, Мстиславля, Орши, Витебска.
Коронация расширила славу чудотворной Белыничской иконы Девы Марии. В монастырь в праздники Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной Богоматери, св. Ильи и Рождества Богородицы шли многочисленные группы паломников из Головчина, Кудина, Церковища, Эсьмон, Тетерина, Белевич, Княжич.
После первого раздела Речи Посполитой (1773 г.) Белыничи вошли в Российскую империю. Восстание 1831 г. послужило поводом к закрытию в 1832 г. только в Могилевской губернии 23 католических монастырей, в том числе и в Белыничах. Костел был передан дисоцезиальному духовенству. После польского восстания 1863—1864 гг. многие оставшиеся действующими костелы были закрыты и переданы православной церкви. В 1876 г. состоялась передача Белыничского костела с чудотворной иконой Русской Православной церкви. Считают, что последний приходской священник ксендз Люциан Годлевский спрятал оригинал и оставил в костеле копию. Оригинал же, — пишет ксендз Тадеуш Крагель (Белосток), — по предположению некоторых находится в Воле-Гутовской.
Глубоко укоренившийся среди населения белорусских земель культ чудотворной Белыничской иконы нашел отражение в созданных многочисленных живописных копиях, эстампах, которые бережно хранятся в христианских храмах. Пред иконой Пресвятой Богородицы молятся об исцелении от недугов, об утешении в скорби.
Праздник иконы ― 12 апреля.
Список литературы:
1. [Василий (Жудро), иером. Белыничская чудотворная икона Богоматери. Могилев, 1905]
2. [Wolyniak (Gizycki J. M.) Z przeszłosci karmelitów na Litwie v Rusi. Kraków, 1918. Cz. 2. S. 79]
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Белыничская_икона_Божией_Матери
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |