Введение.
На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах.Когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории нисколько не утих, можно попытаться рассмотреть это время в истории нашего государства, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.
В данной работе, моей целью не является подробнейшее освещение абсолютно всех явлений и процессов, происходивших в стране в тот период. А изучение образования СССР.
Задачи работающие для этой цели:
1.Изучить литературу по проблеме «Образование СССР».
2.Проанализировать предпосылки образования единого государства.
3.Проанализировать основные документы:диклорацию и договор об образовании СССР,конституцию СССР 1924 года.
4.Охарактеризовать принципы внешней политики нового государства.
5.Рассмотреть таких личностей как: Михаи́л Ива́нович Кали́нин, Нариманов Нариман, Петровский Григорий Иванович, Алекса́ндр Григо́рьевич Червяко́в.
6.Выяснить значение образование СССР.
При изучении Истории России встречаются особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно интересным материалом. К таким можно отнести тему «Образование СССР».
Именно поэтому автор и выбрала эту тему. Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятный период в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин образования и распада союзного государства можно выделить множество.
Для того чтобы рассматривать данную проблему надо, хотя бы вкратце, ознакомиться с историей СССР. В этой главе я изложу вкратции, что лежало у истоков создания СССР.
Что же касается источников, в качестве таковых я использую периодическую литературу того времени и они издаются и в наше время, журналы «Вопросы истории», «Отечественная история», «Аргументы и факты».
Учебники «Истории государства и права России», «История России»,интернет-ресурсы [http://istrorijarossii.narod.ru]
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований.
В процессе укрепления своей власти большевики искали формы практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед. Посмотрим, какие это были формы.
Основа большевистской национальной политики.
В основе большевистской национальной политики(разработанной Лениным)еще до революционных времен лежала идея предоставления угнетенным народам страны национального самоопределения, возможности самим решать свою дальнейшую судьбу. Национальный вопрос, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В эксплуататорском обществе национальный вопрос возникает в ходе борьбы наций и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социального развития. После победы социалистической революции и в социалистическом обществе он охватывает проблемы отношений наций и народов в процессе установления 1090 их добровольного союза и дружбы, укрепления единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает национальный вопрос как подчинённый общему вопросу о социально-политическом прогрессе общества и исходит из того, что главным в национальном вопросе является объединение трудящихся вне зависимости от национальной принадлежности в борьбе против всех видов угнетения, за передовой общественный строй. Угнетение и эксплуатация одних народов другими и освободительная борьба начались при рабовладельческом строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере национальный вопрос возник в период уничтожения феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становление наций, и продолжает существовать и в современную эпоху, проявляясь в ходе борьбы против национального порабощения и во внутригосударственных отношениях наций и народов, национальный вопрос полностью отомрёт со слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире. Теория национального вопроса получила развитие в трудах В. И. Ленина ["О манифесте „Союза армянских социал-демократов"" (1903), "Национальный вопрос в нашей программе" (1903), "Рабочий класс и национальный вопрос" (1913), "Критические заметки по национальному вопросу" (1913), "Оправе наций на самоопределение" (1914),"О брошюре Юниуса" (1916), "Итоги дискуссии о самоопределении" (1916)], а также в работах др. российских марксистов. В. И. Ленин подверг критике взгляды по национальному вопросу ряда правых социал-демократических деятелей, которые не признавали право наций на самоопределение,выдвинули националистическую теорию культурно-национальной автономии.Он выступил также против взглядов левых (Р. Люксембург и др.), которые, борясь против буржуазно-националистических концепций, вместе с тем утверждали, что в эпоху империализма право наций на самоопределение неосуществимо, а при социализме излишне. В. И. Ленин разработал научные принципы национальной политики революционной, марксистской партии. В написанном им "Проекте программы Российской социал-демократической рабочей партии" (1902) в качестве основы решения национального вопроса было выдвинуто право наций на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории национального вопроса были положены в основу практической деятельности и программных документов Коммунистического Интернационала и коммунистических партий.
Предпосылки образования единого государства.
Нэп вызвал благоприятные тенденции в развитии страны. В начале проведения этой политики произошло важное событие, которое также способствовало улучшению как внутреннего, так и международного положения страны — образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). СССР был образован 30 декабря 1922 г. За 5 лет власти большевики сначала довели «единую и неделимую» Россию до развала (на ее территории возникли самостоятельные государства), а потом добились объединения советских республик в СССР. Разумеется, это была не вся территория бывшей Российской империи. От России отпали Финляндия, польские территории, Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия (осталась в составе Румынии), были потеряны Западная Украина и Западная Белоруссия, которые в результате советскопольской войны отошли к Польше. Только в 1940 г. Была восстановлена территория бывшей Российской империи, за исключением Финляндии и польских земель. Быстрый распад Российской империи начался после Февральской революции, необычайно активизировавшей национально-освободительное движение угнетенных народов. Состояние хаоса, экономической и политической нестабильности использовали национал-сепаратистские течения, активно поддерживаемые военными противниками России — Германией, Австро-Венгрией, Турцией. К осени 1917 г. Россия находилась на грани распада. Победа Октябрьской революции усилила сепаратистские настроения. За отделение от России стала повсеместно выступать национальная буржуазия даже тех окраин, которая раньше таких планов не строила. Стремление отделиться от России представлялось как спасение от анархии и хаоса, которые захлестнули страну после прихода к власти большевиков. Кстати оказался программный тезис большевистской партии о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, который они сделали законом, подтвердив в таких документах, как «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.) и Конституция РСФСР (июль 1918 г.). Используя это право, ряд народов, входивших в состав России, заявили о создании своих независимых государств. Это происходило на тех национальных окраинах, где не успела утвердиться советская власть, или где в ходе борьбы за власть верх взяли национальная буржуазия, умеренные социалисты. Способствовала этому и немецкая оккупация. С приходом немцев советская власть была свергнута там, где она установилась. Советское правительство признало государственную независимость Финляндии (декабрь 1917 г.), право на независимость Польши, отказавшись от договоров о ее разделе (август 1918 г.). После Октябрьской революции на Украине возникла ситуация, когда существовали две столицы, два правительства (советское и Центральной Рады), две армии. Совнарком фактически признал правительство Центральной Рады, также как и советское правительство Украины. 22 января 1918 г. Центральная Рада приняла IV Универсал, который объявлял Украину независимой от России. В период оккупации кайзеровской Германией Прибалтики, Белоруссии, Украины о своей независимости заявили Литва, Латвия, Эстония. 25 марта 1918 г. на территории Беларуси, занятой немцами, была провозглашена Белорусская Народная Республика, вскоре заявившая об отделении от России, что представлялось спасением от происходящих в ней революционных потрясений и анархии. В мае 1918 г. в Закавказье заявили о независимости Азербайджан, Армения, Грузия. Таким образом, советский выбор не поддержали преимущественно неславянские народы. После освобождения оккупированных территорий там восстанавливалась советская власть, были провозглашены советские республики: БССР (1 января 1919 г.); в Прибалтике — Литовская, Латвийская, Эстонская (ноябрь-декабрь 1918 г.). В Прибалтике советские республики просуществовали недолго. Территория, контролируемая ими, все сокращалась, и в 1919 г. советская власть пала под ударами внутренних антибольшевистских сил и интервентов и была вновь восстановлена только в 1940 г. В конце Гражданской войны произошла советизация Закавказья и Средней Азии. В Закавказье возникли советские республики — Азербайджанская ССР (апрель 1920 г.), АрмянскаяССР (ноябрь 1920 г.), Грузинская ССР (февраль 1921 г.). 12марта 1922 г. они объединились в Федеративный союз, 12 декабря 1922 г. — в единое федеративное государство — Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В Средней Азии были созданы Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР), Киргизская (Казахская) АССР (1920), Туркестанская АССР (апрель 1918 г.). Обе автономные республики входили в состав РСФСР.
Как заметил английский историк Э. Карр, в конце 1920 г. территорию былой России можно было подразделить на три категории:
1) территории, на которые власть Москвы не распространялась (Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва признаны независимыми; Бессарабия захвачена Румынией, полоска территории Закавказья (Батум, Каре, Ардаган) по условиям Брестского мира отдана Турции. Это подтолкнуло отделение Закавказья: 25 апреля 1918 г. была провозглашена Закавказская республика. Спустя месяц, вследствие национальных раздоров, она распалась на 3 независимых государства, каждое из которых возглавляли националистические партии: в Грузии — меньшевики, в Армении — дашнаки, в Азербайджане — мусаватисты.
В 1920 г. прокоммунистические силы с помощью" Красной Армии свергли их власть, установив советский строй. В 1918 г. заявила об отделении от России далекая Тува (Урянхайский край);
2) РСФСР, в состав которой к тому времени входило 20 автономных единиц (республик и областей), составляющая 92% территории и 70% населения;
3) 8 отдельных государств, номинальная независимость которых была действительна в разной степени. Это УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Дальневосточная Республика (ДВР), Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР).
К распаду России как унитарного государства разные силы относились неодинаково. Представители белого движения проливали слезы по «единой и неделимой», западные политики с Удовольствием наблюдали за распадом России, большевики заявляли, что с точки зрения пролетариата это не страшно. Пусть Россия будет союзом равноправных республик. Надежды на мировую революцию делали вопрос о границах несущественным.По национально-государственному вопросу программа большевиков, принятая в 1903 г., включала тезис о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Однако будущую Россию они хотели сохранить как унитарное государство, допуская возможность в его пределах областной автономии. Под влиянием бурного развития национально-освободительного движения незадолго до Октябрьской революции В.И. Ленин высказался за федеративное устройство России. Сразу после Октябрьского переворота Советская Россия представляла собой унитарное государство, разделенное только в административном отношении на губернии. Советская власть предоставила народам России право на самоопределение вплоть до отделения, рассчитывая, что если народы не будут насильно удерживаться в одном государстве, то они сами не захотят отделяться. Была надежда, что трудящиеся массы окраин не позволят отделиться от Советской России, где утвердилась диктатура пролетариата и осуществляются социально-экономические преобразования в их интересах. Но, как видим, эти расчеты оказались несостоятельными. Взаимоотношения существующих и возникавших советских независимых республик до образования СССР прошли ряд этапов, ставших своего рода ступеньками к объединению. Вначале это была взаимопомощь в установлении и защите советской власти (отправка вооруженных отрядов и т.д.). Фактически это был политический союз. Все республики объединяло то, что в них существовала советская государственная система; республиканские компартии были частью одной партии — РКП(б), входили в ее состав на правах областных организаций. В годы Гражданской войны сложился военно-политический союз. Он был оформлен 1 июня 1919 г. декретом ВЦИК «Об объединении советских республик: России, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии для борьбы с империализмом». 5 республик объединяли 5 ведущих ведомств: военную организацию и военное командование, совнархозы, железнодорожное управление и хозяйство, финансы, а в остальном они были самостоятельными. В 1920-1921 гг. была заключена серия таких договоров РСФСР с республиками. Складывалась договорная федерация. Через сложную систему двусторонних договоров республики прикреплялись к РСФСР, сужалась сфера их компетенции. Следующий шаг к более тесному единству — дипломатический союз республик. Он возник в связи с подготовкой к участию в Генуэзской конференции. 22 февраля 1922 г. было подписано соглашение о передаче РСФСР представительства советских республик на экономической конференции в Генуе. Однако соглашение о дипломатическом единстве касалось только Генуэзской и Гаагской конференций, не устанавливая общего правила. В каждом новом случае требовалось вновь заключать соглашение между республиками. Таким образом, взаимоотношения республик в 1918-1922 гг. носили поступательный характер и облегчали дальнейшее объединение. Этому содействовало и развитие двух основных форм федерации:
1) на основе автономии в пределах РСФСР [в конце 1922 г. в РСФСР имелось 10 автономных республик (политическая автономия) и 11 автономных областей (административная автономия)];
2) договорная — на основе договоров РСФСР с формально суверенными советскими республиками.
Однако чем дальше, тем больше обнаруживалось несовершенство и недостаточность договорной федерации. Статус независимых республик порождал постоянные осложнения и трудности для центра, возникали недоразумения, взаимные претензии. Между тем мирное строительство требовало укрепления экономических связей. План ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.) был разработан для всех республик как единого целого. В 1922 г. были объединены управления железнодорожного и водного транспорта, вводился единый бюджет. При этом чиновники в Москве не всегда считались с «независимостью» республик, республик также были свои амбиции. «Независимость» республик мешала развитию планового начала, остро встал вопрос о единстве законности в связи с кодификацией законов 1922-1923 гг., осуществлением монополии внешней торгов (тем более что была снята экономическая блокада). Постояв приходилось создавать комиссии по партийной линии, что разрешать возникающие недоразумения. Завершающая фаза объединения публик началась с лета 1922 г. Поначалу (в мае 1922 г.) была создана комиссия во главе с М.В. Фрунзе для уточнения федеративных взаимоотношений между РСФСР и УССР в связи с жалобами Украины на ущемление ее суверенных прав отдельными наркоматами РСФСР. Отношения были урегулированы. Однако это не решало проблемы. Возникали все новые и новые трудности. Политбюро ЦК РКП(б) 10 августа 1922 г. принимает решение создать комиссию с целью подготовки к очередному пленуму ЦК проекта предложения о дальнейшем сближении республик. Объединение республик диктовалось внутренними (политическими и экономическими) и внешнеполитическими причинами. Оно было необходимо прежде всего для того, чтобы сохранить советскую власть, обеспечить совместное выживание созданных политических режимов. С экономической точки зрения оно позволяло быстрее преодолеть разруху, отсталость страны, улучшить условия жизни народов, вести хозяйство по единому плану, эффективнее использовать разделение труда и т. д. Более тесное сплочение республик требовалось для совместной борьбы с врагами революции, обеспечения независимости страны, отстаивания ее интересов на международной арене в экономической и политической сфере: другие страны не преминули бы воспользоваться оплошностью отдельных республик. Такие примеры уже были в Закавказье. Для объединения народов существовали объективные условия — исторические, экономические, политические, культурные. Прежде всего, ранее они жили в одном государстве. С момента вхождения народов в Россию между ними возникала общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная связь, формировался общероссийский рынок, развивались культурные, языковые и другие контакты. Образование СССР не следует считать только результатом политики Москвы. Оно опиралось на значительную поддержку на местах. Этому способствовала экономическая помощь РСФСР окраинным республикам. Российская Федерация помогла Украине возродить Донбасс, предоставила 20 млрд рублей на восстановление промышленности Белоруссии. В Закавказье было вывезено несколько текстильных фабрик и типографий. При помощи РСФСР в 1921 г. был открыт нефтепровод Баку — Тбилиси, в Грузии строилась гидроэлектростанция. Объединение республик облегчалось тем, что в них была советская система, власть принадлежала коммунистической партии, руководство которой находилось в Москве. Кроме того, республики уже прошли путь от военно-политического союза к хозяйственному и дипломатическому, ощущали недостаточность договорной федерации. Имелись, безусловно, факторы, которые создавали помехи и трудности интеграционным процессам, порождали центробежные, сепаратистские тенденции. Сюда следует отнести русификаторскую политику прежнего режима, проявления великорусского шовинизма в деятельности некоторых ведомств РСФСР, местный национализм и национальную замкнутость, различный уровень экономики и культуры и т. д. В каждой республике центростремительные и центробежные тенденции проявлялись в разной степени. Оказывали влияние такие факторы: длительность совместного проживания в одном государстве, численность нации, наличие или отсутствие в прошлом своей государственности и др.
Состав комиссии по вопросу «О взаимоотношении РСФСР и независимых республик» был утвержден Оргбюро ЦК 11 августа 1922 г. В комиссию вошли В.В. Куйбышев (председатель), И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе, Х.Г. Раковский, Г.Я. Сокольников и представители национальных республик, в том числе от БССР А.Г. Червяков. 23-24 сентября был принят подготовленный И.В. Сталиным проект, известный как «план автономизации». Суть его состояла в том, что единым союзным государством провозглашалась Советская Россия, в состав которой на правах автономий должны были войти Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия. Высшими органами управления и власти должны были стать ВЦИК и СНК РСФСР. Проект был разослан в ЦК компартий союзных республик для обсуждения и фактически не был поддержан. Его одобрили ЦК компартий Азербайджана и Армении, ЦК КП(б) Белоруссии высказался за сохранение прежних (то есть Договорных) отношений, ЦК КП Украины не обсуждал проект, но председатель СНК УССР Х.Г. Раковский относился к нему отрицательно, а секретарь ЦК КПУ Д.З. Мануильский поддержал точку зрения И.В. Сталина. ЦК компартии Грузии однозначно отверг проект, заявив, что объединение в форме автономизации независимых республик преждевременно; объединение хозяйственных усилий и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. 25 сентября 1922 г. в Горки В.И. Ленину (он был болен) переслали первоначальный проект комиссии, материалы обсуждения в ЦК республик и материалы резолюции Оргбюро ЦК от 23-24 сентября, на котором был принят проект И.В. Сталина. Ознакомившись с документами, В.И. Ленин после трехчасовой беседы с И.В. Сталиным 26 сентября 1922 г. в письме Л.Б. Каменеву, для членов Политбюро ЦК РКП(б) решительно высказался против идеи автономизации самостоятельных национальных советских республик, выдвинув идею создания союза равноправных советских республик, а также общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в той же мере, что и над другими республиками. «...Мы признаем себя равноправными, — писал В.И. Ленин, — с Украинской ССР и др. и вместе с ними входим в новый союз, новую федерацию, Союз Советских Республик Европы и Азии» (чуть позже было принято название «СССР»). Затею с автономизацией В.И. Ленин считал крайне опасной, политически ошибочной. Государство на ее основе напоминало бы Российскую империю. Поэтому он предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик с сохранением необходимых «атрибутов их независимости». Идеи и предложения В.И. Ленина были одобрены Пленумом ЦК РКП(б), который состоялся 6 октября 1922 г.
Выдвигая идею автономизации, И.В. Сталин учитывал наличие централистского крыла в партии в 1921-1922 гг., которое выступало против изоляционистских и сепаратистских тенденций во взаимоотношениях РСФСР и других советских республик. Сепаратистские настроения среди национал-коммунистов усиливались. Это, в свою очередь, вело к укреплению позиций централистов в партии. Идею объединения республик на правах автономий в составе РСФСР помимо И.В. Сталина отстаивали В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин и др. Она имела немало сторонников в среде государственного аппарата всех уровней, коммунистов окраин. Конфликтные моменты при подготовке создания единого государства свидетельствовали о непростом раскладе сил в партии, необходимости чрезвычайной осторожности и деликатности при решении этого вопроса. Однако они не были проявлены. Доказательством служит так называемый «грузинский инцидент», когда групповая борьба со взаимными личными оскорблениями привела к тому, что глава Заккрайкома Г.К. Орджоникидзе ударил одного из своих оппонентов. Ярость Г.К. Орджоникидзе вызвало то, что партийные руководители Грузии заявили о коллективной отставке из-за несогласия, чтобы Грузия входила в единое государство в составе ЗСФСР. «Грузинское дело» и ход его урегулирования комиссией во главе с Ф.Э. Дзержинским вызвали большую озабоченность больного В.И. Ленина. На декабрь 1922 г. — март 1923 г. приходятся его последние диктовки писем и статей, в том числе касающихся этого вопроса. После преодоления многих трудностей формальное провозглашение СССР прошло без осложнений. 30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР. Это был съезд полномочных представителей 4х объединяющихся республик — РСФСР, Украины, Беларуси, ЗСФСР. На нем было провозглашено образование СССР с принятием Декларации и Договора. В Декларации излагались причины и принципы объединения, как и в Конституции СССР, ставилась конечная цель — «объединение трудящихся всех стран в мировой союз советских республик» (сказывалась приверженность концепции мировой революции). В Договоре определялись условия, на которых создавалось новое союзное государство, взаимоотношения между республиками. Союзное государство учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако о механизме выхода ничего не говорилось. Съезд избрал высший орган власти нового государства в период между съездами Советов СССР — ЦИК СССР и 4х его председателей: М.И. Калинина — от РСФСР, Г.И. Петровского — от УССР, Н.Н. Нариманова — от ЗСФСР, Л.Г. Червякова — от БССР (они должны были председательствовать поочередно). СССР представлял собой союзную федерацию. Вскоре после образования СССР ЦИК избрал комиссию для подготовки Конституции СССР, председателем которой стал М.И. Калинин. Пленум ЦК РКП(б) (июнь.1923 г.) одобрил проект Конституции. 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР — высший орган власти между съездами советов — утвердила Конституцию СССР и постановила немедленно ввести ее в действие. День введения Конституции в действие (6 июля) был объявлен праздничным. Острые дискуссии между централистами и сепаратистами имели место при разработке Конституции, на XII съезде партии при обсуждении советов В.И. Ленина о возможности реформирования СССР в сторону расширения прав объединявшихся республик, высказанных им в статье «К вопросу о национальностях или об автономизации». Важнейший результат работы II сессии ЦИК СССР — образование правительства Союза ССР — СНК во главе с В.И. Лениным. Конституция была официально утверждена 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов. Ее основу составляли Декларация и Договор об образовании СССР. В Конституции определялись вопросы, которые находились в ведении общесоюзных органов власти. К ним относились: внешняя политика, объявление войны, заключение мира, границы СССР и союзных республик, прием в СССР, вооруженные силы, пути сообщения, связь, планирование народного хозяйства. В остальном республики считались самостоятельными. Однако права союзных республик были формальными. Все основные решения принимались в центре. Республиканским властям отводилась роль исполнителей указаний центра. Высшим органом власти по Конституции являлся Всесоюзный съезд Советов, который собирался один раз в год. В промежутках между съездами высшую власть осуществлял ЦИК СССР, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Совет Союза выбирали на съезде Советов СССР из представителей республик, пропорционально населению каждой из них, а Совет Национальностей создавался из представителей союзных и автономных республик по пять от каждой и по одному — от автономной области. Закон имел силу, если он принимался обеими палатами. ЦИК СССР собирался 3 раза в год. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК. Двухпалатное устройство высшего органа власти должно было обеспечить не только интересы всей страны, но и специфические национальные интересы республик. Верховным исполнительным и распорядительным органом власти являлось советское правительство — Совет народных комиссаров. После смерти В.И. Ленина (январь 1924 г.) его председателем стал А.И. Рыков (до декабря 1929 г.). Выборы делегатов на Всесоюзный съезд Советов проходили на основе избирательного права, установленного Конституцией РСФСР 1918 г., то есть были не всеобщими, не равными, многоступенчатыми.
В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик. Они повторяли основные положения Союзной Конституции. Факты свидетельствуют, что во всех мероприятиях, связанных с образованием СССР, большую роль играли партийные функционеры. Они действовали с помощью интриг, закулисных маневров. Роль самих представительных органов сводилась к одобрению выработанных партией решений. В день провозглашения СССР вышла статья В.И. Ленина «К вопросу о национальностях или об автономизации». В ней ощущалось недовольство В.И. Ленина всем ходом событий, связанных с образованием СССР, была сделана попытка разобраться с проявлениями великодержавного шовинизма, дан ряд предложений по налаживанию отношений республик в составе СССР. В этом смысле создание СССР можно рассматривать как определенную перспективу в развитии национальных отношений. Сразу после образования СССР руководство страны было озабочено тем, как наладить совместную жизнь народов «под одной крышей». С 1923 года проводилась политика коренизации. В ней было два аспекта: первый — коренизация руководящего аппарата путем вовлечения в него национальных кадров, их ускоренной подготовки. Так создавались местные элиты. Второй аспект коренизации — культурный: забота о развитии национального языка, строительство национальных школ, создание национальной литературы, искусства и т. д. Государство много помогало отсталым в прошлом народам в выравнивании экономического, социального, культурного уровня. Важное мероприятие, проведенное в 1924-1925 гг., — национально-государственное размежевание Средней Азии. В результате в 1925 г. образовались Узбекская и Туркменская союзные республики, в 1929 г. — Таджикская, в 1936 г. — Киргизская, Казахская. Национально-государственное размежевание вело к укреплению стабильности в регионе. Однако национальная «чересполосица», несовпадение государственных границ с этническими, недостаточный учет мнения местного населения, поспешность при решении территориальных вопросов закладывали основу для будущих межнациональных конфликтов, которые с особой силой проявились в период распада союзного государства. Дважды, в 1924 и 1926 гг., проводились укрупнения БССР. В результате территория республики увеличилась почти в 2,5 раза, а население в 3 раза. В 1924 г. была образована Молдавская АССР в составе УССР, развивались автономные образования в составе РСФСР, других республик. Образование СССР, создав более широкие возможности для индустриального и культурного развития окраин, роста национального самосознания народов, складывания национальных элит, вместе с тем тормозило объективный процесс создания суверенных государств на территории бывшей Российской империи. СССР, провозглашенный как союзная федерация, быстро стал приобретать черты унитарного государства. Его развитие шло не по пути расширения прав союзных республик, а по пути их автономизации. Идеи интернационализма использовались для восстановления России как «единой и неделимой» державы, лидеры которой постепенно вернулись к геополитическим интересам царской России, к имперской, национально-державной концепции во внешней и внутренней политике.
Сталинский план автономизации.
В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. K тому же за Сталиным еще с дореволюционных времен закрепился авторитет специалиста по национальному вопросу. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, X. Раковский, Г. Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. Сталинская резолюция получила название проекта автономизации. ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Его одобрили ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК КП Грузии, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности. ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины. На заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под председательством В. Молотова) принимается проект Сталина. Грузинский проект отклоняется. Три республики фактически против автономизации, а принимается предложение Сталина! При этом комиссия предполагала свое решение после его одобрения на ленуме ЦК передать национальным ЦК как директиву к исполнению без всякого обсуждения. Пленум был назначен на 5 октября. Материалы обсуждения направили Ленину в Горки. Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин встречается, с вызванным в Горки, Сталиным и убеждает его изменить параграф 1 проекта. В тот же день Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в новый союз. Надо полагать, что такая формула, при всей демагогичности политики большевиков, была единственно приемлемой, возможной к реализации без новой гражданской войны. В конце сентября Ленин беседует с председателем СНК Грузии П. Мдивани, с членами ЦК КП Грузии. Он, считавший вопрос "архиважным", убеждается, что Сталин имеет устремление торопиться. Поэтому Ленин советует проявить максимум осторожности и терпимости в решении национального вопроса в Закавказье. Однако Сталин был недоволен ленинской критикой. Болезненно самолюбивый и обидчивый генеральный секретарь заявил, что позиция Ленина означает "национальный либерализм", По-прежнему Сталин полагал, что ВЦИК РСФСР должен стать высшим органом в новом союзе. Тем не менее, понимая, что в результате вмешательства Ленина комиссия не примет его предложений, Сталин переработал свой проект и указал, что новая резолюция - лишь "несколько измененная, более точная формулировка" старой, которая "в основе правильная и безусловно приемлемая". Интересно сравнить два первых параграфа сталинского и ленинского проекта:
Автономизация.
"1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками :Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР...
2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в пункте 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР - для объединенных комиссариатов этих республик..."
Союзное государство.
1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в "Союз Советских Социалистических Республик" с оставлением за каждой из них права свободного выхода из "Союза".
2. Высшим органом "Союза" считать "Союзный ЦИК", составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения. 6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. П. Мдивани на Пленуме настаивал на том, чтобы Грузия входила в СССР не через Закавказскую Федерацию, а непосредственно. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов, открытие которого назначили на 30 декабря.
Сталинский план «автономизации» был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.
Декларация и Договор об образовании СССР.
ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР.
Догово́р об образова́нии СССР — договор, принятый 29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырёх республик РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Был утверждён 30 декабря 1922 года на Первом съезде советов Союза Советских Социалистических Республик. Утверждение договора юридически оформило создание нового государства в составе четырёх союзных советских республик. Впоследствии стал составной частью первой советской конституции. Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма,- национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма,- взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов. Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальностях путём совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий всё более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов. Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнёт, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних. Только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить своё существование и приступить к мирному хозяйственному строительству. Но годы войны не прошли бесследно. Разорённые поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощённые хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения. Наконец, само строение Советской власти,интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью. Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов. Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических Республик", служит надёжной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику. Заявляя обо всём этом перед всем миром и торжественно .провозглашая незыблемость основ Советской власти, нашедших своё выражение в конституциях уполномочивших нас социалистических советских республик, мы, делегаты этих республик, на основании данных нам полномочий, постановляем подписать договор об образовании "Союза Советских Социалистических Республик".
ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР.
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство - "Союз Советских Социалистических Республик" - на следующих основаниях:
1
. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях;
б) изменение внешних границ Союза;
в) заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних государственных займов;
е) ратификация международных договоров;
ж) установление систем внешней и внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;
и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;
к) установление основ организации вооружённых сил СССР
л) утверждение единого государственного бюджета СССР установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;
м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;
н) общее союзное законодательство о переселениях;
о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;
п) установление основных законов о труде;
р) установление общих начал народного просвещения;
с) установление общих мер в области охраны народного здоровья;
т) установление системы мер и весов;
у) организация общесоюзной статистики;
ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
х) право общей амнистии;
ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.
2
. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.
3
. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей.
4
. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.
5
. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.
6
. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.
7
. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.
8
. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
9
. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.
10
. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19 членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырёх председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.
11
. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,Заместителей председателя,Народного комиссара по иностранным делам,Народного комиссара по военным и морским делам,Народного комиссара внешней торговли,Народного комиссара путей сообщения,Народного комиссара почт и телеграфов,Народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции,Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,Народного комиссара труда,Народного комиссара продовольствия,Народного комиссара финансов.
12
. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза - объединённый орган Государственного Политического Управления,, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с право" совещательного голоса.
13
. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.
14
. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).
15
. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.
16
. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.
17
. Распоряжения народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару Союза Советских Социалистических Республик.
18
. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик входят: Председатель Совета Народных Комиссаров, Заместители председателя,Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,Народный комиссар земледелия,Народный комиссар продовольствия,Народный комиссар финансов,Народный комиссар труда,Народный комиссар внутренних дел,Народный комиссар юстиции,Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции,Народный комиссар по просвещению,Народный комиссар здравоохранения,Народный комиссар социального обеспечения,Народный комиссар по национальным делам,а также с правом совещательного голоса уполномоченные наркоматов Союза: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения и почт и телеграфов.
19
. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
20
. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджета республик в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.
21
. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.
22
. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.
23
. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.
24
. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.
25
. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
26
. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в одно союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками.
Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.
Высшии органы государственной власти.
Декретом Всероссийского съезда Советов были утверждены следующие члены СНК: «Председатель Совета — Владимир Ульянов (Ленин); народный комиссар по внутренним делам — А. И. Рыков; земледелия — В. П. Милютин; труда — А. Г. Шляпников; по делам военным и морским — комитет в составе: В. А. Овсеенко (Антонов), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко; по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин; народного просвещения — А. В. Луначарский; финансов — И. И. Скворцов (Степанов); по делам иностранным — Л. Д. Бронштейн (Троцкий); юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов); по делам продовольствия — И. А. Теодорович; почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов); председатель по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин)».
Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. 542 депутата, избранные Съездом народных депутатов в Верховный Совет, составляли действующий законодательный орган СССР. Он созывался ежегодно на две сессии, каждая продолжительностью по 3–4 месяца. В нем было две палаты: Cовет Союза – из числа депутатов от общегосударственных общественных организаций и от мажоритарных территориальных округов – и Совет Национальностей, где заседали депутаты, избранные от национально-территориальных округов и республиканских общественных организаций. Каждая палата избирала собственного председателя. Решения принимались большинством депутатов в каждой палате, разногласия разрешались при помощи согласительной комиссии, состоявшей из членов палат, а затем на совместном заседании обеих палат; когда нельзя было достигнуть компромисса между палатами, решение вопроса передавалось на Съезд.
Законы, принятые Верховным Советом, мог контролировать Комитет конституционного надзора. Этот Комитет состоял из 23 членов, не являвшихся депутатами и не занимавших других государственных должностей. Комитет мог действовать по собственной инициативе или по запросам органов законодательной и исполнительной власти. Он имел полномочия временно приостанавливать действие законов или тех административных постановлений, которые противоречили конституции или другим законам страны. Комитет передавал свои заключения органам, которые принимали законы или выпускали указы, но был не вправе отменить рассматриваемый закон или указ.
Президиум Верховного Совета представлял собой коллективный орган, состоявший из председателя, первого заместителя и 15 заместителей (от каждой республики), председателей обеих палат и постоянных комитетов Верховного Совета, председателей Верховных Советов союзных республик и председателя Комитета народного контроля. Президиум осуществлял организацию работы Съезда и Верховного Совета и его постоянных комитетов; он мог издавать собственные указы и проводить общегосударственные референдумы по вопросам, поставленным Съездом. Он также давал аккредитации иностранным дипломатам и в промежутках между сессиями Верховного Совета имел право решать вопросы войны и мира. Верховный Совет СССР избирается гражданами всего Советского Союза на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Сталинская Конституция обеспечивает всем взрослым гражданам без всякого различия между ними право свободно избирать и быть избранным во все Советы, начиная от Верховного Совета СССР и кончая сельским Советом1. Избранники народа в органы власти – в Советы – называются депутатами.На выборах в Верховный Совет СССР 12 марта 1950 года избрано 1316 депутатов.
Депутатом Верховного Совета СССР от Сталинского избирательного округа нашей столицы – Москвы избран Иосиф Виссарионович Сталин – глава Советского правительства, генеральный секретарь Центрального Комитета коммунистической партии. В депутаты Верховного Совета СССР избраны другие виднейшие, известные всей стране руководители Советского правительства и коммунистической партии: В.. М. Молотов, Г. М. Маленков, Н. М. Шверник, А. А. Андреев, А. И. Микоян, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов, Н. С. Хрущёв, Л. П. Берия, Н. А. Булганин, А. Н. Косыгин.
В депутаты Верховного Совета СССР избраны выдающиеся люди из среды рабочих, крестьян, интеллигенции, руководители промышленного и колхозного производства, представители науки и культуры, командиры Советской Армии и партизанских отрядов. В числе депутатов 1211 награждённых орденами и медалями СССР, 60 Героев Советского Союза, 83 Героя Социалистического Труда, 76 человек, удостоенных Сталинской премии. Среди депутатов Верховного Совета СССР 418 рабочих, 269 крестьян, 629 служащих и интеллигентов. Женщин среди депутатов 280 человек. Значительную группу депутатов составляют служащие в Вооружённых Силах Советского Союза. Более четырёх пятых депутатов – коммунисты, остальные – беспартийные.
Полномочия Верховного Совета СССР. По Конституции Верховный Совет СССР избирается на срок в 4 года. Он работает на своих заседаниях – сессиях, которые созываются 2 раза в год. Могут быть созваны и внеочередные сессии.В Конституции СССР точно указаны полномочия, принадлежащие Советскому Союзу в лице его высших государственных органов. В Конституции также указано, какие из этих полномочий принадлежат самому Верховному Совету, а какие – другим высшим государственным органам Советского Союза, подотчётным Верховному Совету СССР.Исключительно Верховному Совету СССР принадлежит право принимать общесоюзные законы (статья 32 Конституции). Никакие другие государственные органы не имеют права принимать общесоюзные законы.Многие из общесоюзных законов всем известны. Назовём, например, закон о всеобщей воинской обязанности. Напомним законы о расширении прав союзных республик, о которых мы говорили в предыдущей главе. В 1946 году Верховный Совет СССР принял закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (1946–1950 годы). Ежегодно Верховный Совет СССР принимает закон о государственном бюджете Советского Союза (роспись доходов и расходов государства на 1 год).
Что же такое закон?
Общесоюзный закон есть выражение воли рабочего класса и всех трудящихся Советского Союза, записанное в виде постановления Верховного Совета СССР. Общесоюзные законы имеют силу на территории всех союзных республик. Они обязательны к исполнению всеми государственными органами, всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Они публикуются на языках всех союзных республик.
Исключительно Верховному Совету СССР принадлежит право изменять Конституцию СССР, осуществлять контроль за её исполнением и за соответствием с нею Конституций союзных республик.Только Верховный Совет СССР имеет право принимать в состав Советского Союза новые республики, утверждать изменение границ союзных республик и образование новых автономных республик, новых краёв и областей.Верховный Совет СССР имеет право назначать по любому вопросу следственные и ревизионные комиссии, требования которых обязаны выполнять все учреждения и должностные лица.Верховный Совет СССР утверждает единый государственный бюджет СССР и отчёт о его исполнении, заключает и предоставляет займы, решает важнейшие вопросы отношений с иностранными государствами, вопросы войны и мира, утверждает договоры с иностранными государствами, решает основные вопросы организации Вооружённых Сил СССР.В нашей стране нет другого органа власти, который стоял бы над Верховным Советом СССР или был бы ему равен по своим полномочиям. В статье 30 Конституции СССР сказано:«Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР».
Государственная символика.
Разработкой герба СССР занимались многие художники. Известно множество проектов герба.
окончательно утверждён Председателем Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе.
Государственный флаг СССР (Советского Союза).
Конституция СССР 1924 года.
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию.
Анализ частей основного закона показывает, что главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Первая союзная Конституция, в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.
Высшим органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.
Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.
По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.
Внешняя политика нового государства.
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа — советское социалистическое государство — и тем положила начало советской внешней политике, принципиально отличающейся от внешней политики всех эксплуататорских государств. В. И. Ленин обосновал принципы советской внешней политики. Руководствуясь ими, партия вырабатывает, прежде всего, на своих съездах, её направления в зависимости от конкретной международной обстановки. Внешняя политика государства трудящихся ставит целью создание благоприятных мирных условий социалистического и коммунистического строительства. В. И. Ленин, будучи главой Советского правительства, в исключительно сложной обстановке в мире первым применил основные положения советской внешней политики на практике. С Октябрьской революции противоборство двух систем — социалистической и капиталистической — является главным фактором, определяющим международную обстановку. Советский народ заинтересован в сохранении всеобщего мира, мирная советская внешняя политика заложена в самой природе социалистического строя, исключающего всякую агрессию, захват чужих земель и порабощение народов. Первый законодательный акт Советского государства, ленинский Декрет о мире [26 октября (8 ноября) 1917], провозглашал принципы интернационализма и мирного сосуществования государств с различным общественным строем как основу внешней политики социалистического государства. Советская внешняя политика интернациональна, т.к. интересы советского народа совпадают с интересами трудящихся во всех странах. Отличительные черты советской внешней политики — подлинный демократизм; признание равноправия всех государств — больших и малых, всех рас и национальностей, признание права народов на государственную самостоятельность; последовательная борьба за свободу народов, за мир и прогресс; честность и правдивость, решительное отрицание т. н. "тайной дипломатии". После Октябрьской революции принцип интернационализма означал взаимную солидарность трудящихся советской страны и трудящихся других стран в борьбе за прекращение империалистической войны и достижение справедливого, демократического мира, за сохранение и укрепление завоеваний социалистической революции. После 2-й мировой войны и образования мировой социалистической системы принцип социалистического интернационализма стал основой отношений между странами социалистического содружества, а также с трудящимися капиталистических стран и народами молодых независимых развивающихся государств, борющихся против империализма, против колониального гнёта. Принцип мирного сосуществования государств, утверждая равноправие нового, социалистического государственного и общественного строя наряду с капиталистическим, выражал стремление Советского государства развивать свои отношения с капиталистическими странами на основах взаимной выгоды. Он вытекал из ленинской теории социалистической революции (разработанной ещё до 1917) о возможности победы социализма первоначально в нескольких или даже одной стране, что предполагает длительный исторический период, в течение которого неизбежно сосуществование двух различных общественно-политических систем. Ленин отмечал, что мирное сосуществование означает не только отсутствие войны, но и возможность сотрудничества. Развивая ленинское учение применительно к новым историческим условиям, КПСС включила в 1961 в свою Программу следующее положение: "Мирное сосуществование предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путем переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между государствами, учет интересов друг друга; невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны, строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды. Мирное сосуществование служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними. Сотрудничество между странами с различными социальными системами не означает мира в области идеологии. Более того, на международной арене создаются благоприятные условия для борьбы пролетариата, всех трудящихся против капиталистического гнёта, для национально-освободительного движения народов развивающихся стран. Противоречие между социализмом и капитализмом — главное противоречие современной эпохи. Между ними велась и ведётся острая идеологическая борьба.Главная цель советской внешней политики состоит в том, чтобы не только предотвратить мировую войну, но и навсегда исключить войны из жизни общества. Настойчивые усилия СССР, направленные на ликвидацию очагов агрессии, на достижение разрядки напряжённости во всём мире и дальнейшее её углубление, отвечают интересам всего человечества. Ленинский курс советской внешней политики проводится совместно с братскими социалистическими странами, между которыми сложился и совершенствуется новый тип международных отношений.
Михаи́л Ива́нович Кали́нин (7 (19) ноября 1875 — 3 июня 1946) — советский государственный и партийный деятель. Получил прозвище «всесоюзного старосты».Из-за большой активности в подпольно-стачечном деле он неоднократно подвергался арестам и ссылкам, одновременно продвигаясь по партийной лестнице: делегат IV съезда РСДРП (1906), член Петербургского комитета РСДРП (1911), кандидат в члены ЦК (1912).В 1916 году арестован и приговорён к ссылке в Восточную Сибирь, но бежал из-под ареста и, перейдя на нелегальное положение, продолжал партийную работу в Петрограде.В Февральскую революцию был одним из руководителей разоружения охраны и захвата Финляндского вокзала.В 1926—1946 гг. член Политбюро ЦК ВКП(б).С 1937 года Калинин — председатель Президиума Верховного Совета СССР, де-юре первое лицо страны.В 1940 году голосовал за расстрел пленных поляков на территории СССР.Похоронен на Красной площади в Москве у Кремлевской стены.
Нариманов, Нариман (1871—1925) — азербайджанский, тюркский писатель, крупный общественный деятель, член ВКП(б). Первый пред, азербайджанск. совнаркома (1920—1922)Нариманов — крупный тюркский романист и драматург; выступал как видный представитель народничества в литературе, примыкая к реалистическому направлению, возглавлявшемуся знаменитым тюркским драматургом Ф. Ахундовым.Подпольная политическая работа шла в организации "Гуммет" до 1917 г., и в этом же году "Гуммет" сливается с партией большевиков. Нариманов снимается партией с должности врача и получает ряд ответственных постов. В 1918 г. он член Сов. Нар. Комисс. — комиссар городского хозяйства и вместе с тем редактор партийной газеты "Гуммет".В 1920 г. Нариманов — председатель Азербейджанского Революционного комитета, а затем председатель Совета Нар. Комисс. Азербейджанской республики.Октябрь выдвинул Нариманова как крупного революционера и пропагандиста революции на Востоке. В деле народного просвещения Азербайджана Нариманов сыграл особенно крупную роль, способствовав организации ряда школ, тюркского театра и т. д. С именем Нариманова тесно связан созыв первого всесоюзного тюркологического съезда. Нариманов был членом ЦИК СССР. Он умер на посту председателя ЦИК.
Петровский Григорий Иванович (23.01(04.02).1878—09.01.1958), член партии с 1897 г., в 1912 г. кооптирован в состав ЦК, член ЦК в 1921 1939 гг. (кандидат в 1918—1919 гг. и с 1920 г.), кандидат в члены Политбюро ЦК 01.01.26—10.03.39 гг. Родился в Харькове. Украинец. Окончил два класса школы при семинарии в Харькове. С 1917 г. член Екатеринославского комитета партии, нарком по внутренним делам РСФСР. В 1919—1938 гг. Председатель Всеукраинского ЦИК и ЦИК УССР, одновременно с 1922 г. один из председателей ЦИК СССР, в 1938—1939 гг. заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР. С 1940 г. зам. директора Музея Революции СССР. Член ВЦИК и ЦИК СССР, депутат Верховного Совета СССР 1 созыва. Похоронен на Красной площади в Москве.
Алекса́ндр Григо́рьевич Червяко́в (25 февраля (8 марта) 1892 — 16 июня 1937) — советский партийный и государственный деятель.13 февраля 1918 г. был назначен комиссаром по белорусским делам (Белнацком) при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР.Во время недолгого существования Советской власти в Белоруссии в 1919 г. занимал должность наркома просвещения ССР Литвы и Белоруссии (январь 1919 — 31 июля 1920).С восстановлением Советской власти в Белоруссии в 1920 г. Червяков был назначен председателем Минского губревкома, а затем Всебелорусского ревкома.И. о. Председателя ЦИК Белорусской ССР (1 августа 1920 — 18 декабря 1920), Председатель ЦИК Белорусской ССР (18 декабря 1920 — 16 июня 1937), Председатель СНК Белорусской ССР (18 декабря 1920 — 17 марта 1924), народный комиссар по иностранным делам Белорусской ССР (1921 — июль 1923).30 декабря 1922 г. I сессия ЦИК СССР избрала Червякова, а также М. И. Калинина, Г. И. Петровского и Н.Нариманова председателями ЦИК СССР. Член Центрального бюро ЦК КП(б) Белоруссии (25 ноября 1920 — 10 февраля 1924), Временного Белорусского бюро ЦК РКП(б) (4 февраля 1924 — 14 мая 1924), ЦК КП(б) Белоруссии (14 мая 1924 — 16 июня 1937), Бюро ЦК КП(б) Белоруссии (29 ноября 1927 — 16 июня 1937).На XVI съезде КП(б) Белоруссии (июнь 1937) был подвергнут резкой критике за недостаточную работу по уничтожению «врагов народа». По официальной версии покончил жизнь самоубийством «на личной семейной почве».
Значение образование СССР.
Выравнивание уровней отсталых народов.
Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры,преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.
Социально-культурное значение.
Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры,образования,системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы,театры,широко издаются газеты,литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так,если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача,то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности).Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.
Влияние административно-командной системы на национальную политику.
На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным,поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б).Ключевые политические,хозяйственные решения принимались центральными партийными органами,которые были обязательными для республиканских.Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов.Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму
национально-языкового многообразия.Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР ,но в неменьшей степени сам русский народ. Административные,унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти.
Заключение.
Итак, сформулируем основные положения, к которым мы пришли в соответствии с целью нашей работы.
Рассматривая предпосылки образования СССР,мы установили следующие факты.На территории, где к 1922 г.была установлена власть Советов,этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым.Здесь проживало 185 наций и народностей(по переписи населения 1926 г.) Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности,либо недостаточно определившиеся этнические образования,либо специфические ответвления других этносов.Для объединения этих народов в единое.государство,бесспорно,существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс обьедения,поддерживаемый «снизу».
С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного "проживания" различных народов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций, прочностью "сцепления" их связей, наличием или отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом и т.д. В то же время вряд ли можно провести аналогию между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империями и называть первую вслед за большевиками "тюрьмой народов". Отличия, характерные для России, бросаются в глаза — это целостность территории, полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку — необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.
Для определения наиболее целесообразных и рациональных форм объединения советских республик в единое государство была создана специальная комиссия ВЦИК, у которой с самого начала наметились расхождения с Наркомнацем. Сталин и его сторонники (Дзержинский, Орджоникидзе и др.), большей частью из числа так называемых "русопятов", т. е. лиц нерусской национальности, утративших связь со своей национальной средой, но выступавших защитниками интересов России, выдвинули идею автономизации этих республик в составе РСФСР. Случаи, когда именно такие группы являются носителями великодержавия, представляют любопытный психологический феномен человеческой истории.
Уже на Х съезде РКП(б), который знаменовал переход к нэпу, Сталин, выступая с основным докладом по национальному вопросу, утверждал, что именно Российская Федерация является живым воплощением искомой формы государственного союза республик. Выступление Сталина на съезде вызвало бурную реакцию. Член Туркестанской комиссии ВЦИК Г.И.Сафаров обвинил всю партию в невнимании к национальному вопросу, в результате чего большевики, по его мнению, наделали массу непростительных ошибок в Средней Азии. Выступавший был прав, ибо, действительно, левацкие загибы большевиков в Туркестане, принесли местному населению немало бед, которым в то время не видно было конца, о чем свидетельствовал рост повстанческого (басмаческого) движения в этом регионе.
Решение съезда по национальному вопросу было составлено с учетом высказанных мнений. Оно подчеркивало целесообразность и гибкость применения различных видов федераций: основанных на договорных отношениях, на автономии и промежуточных ступенях между ними. Однако Сталин и его сторонники вовсе не склонны были учитывать критику своей позиции. Это отчетливо проявилось в процессе национально-государственного строительства в Закавказье.
10 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Союз строился по модели, выработанной в Закавказье. Были приняты соответствующие Декларация и Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками, образующими союзное государство. Формально оно учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм "свободного выхода" не предусматривался. В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное считалось в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между его созывами — ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.
Во всей истории с образованием СССР нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что большую роль во всех мероприятиях играют партийные функционеры, их прихоти и капризы. Свои действия они воплощают в практику с помощью интриг и закулисных маневров. Роль самих представительных органов сводится к одобрению выработанных не ими, а партийными органами решений. Долгое время считалось, что с вмешательством Ленина удалось добиться устранения из большевистской практики неверных с точки зрения решения национального вопроса установок, выправления сталинской линии.
В день, когда состоялось образование союзного государства, вышла работа Ленина "По вопросу о национальностях и автономизации". В этой работе сквозит недовольство Ленина всей историей, связанной с образованием СССР, несвоевременной затеей Сталина, которая, по его мнению, "завела все дело в болото". Однако старания Ленина, его попытки "разобраться" с проявлениями великорусского шовинизма, наказать виновников "грузинского инцидента" особых последствий не имели. Поток событий в партии устремился в другую сторону и проходил без участия Ленина. Уже разворачивалась борьба за его наследство, в которой все больше возвышалась фигура Сталина. Можно сказать, что, показав себя сторонником централистского государства, крутых и грубых административных решений в национальном вопросе, Сталин мало изменился в своем отношении к национальной политике, постоянно подчеркивая опасности националистических проявлений и необходимость их беспощадного подавления.
Вместе с тем образование союзного государства, несмотря на обстановку, в которой оно происходило, имело немало положительных потенций, особенно в период нэпа, когда еще далеко не все зависело от Сталина и не существовало жесткой централизованной планово-распределительной системы. В этом смысле создание СССР следует рассматривать не как конечный, завершающий акт национально-государственного строительства, а как важный шаг вперед в решении национального вопроса, как определенную перспективу развития национальных отношений в рамках союзного государства, которая не нашла своего полного воплощения.
II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г. в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор, а в остальном ее положения зиждились на принципах конституции РСФСР 1918 г., отражавших ситуацию острого социального противоборства. В 1924—1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной.
Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.
Библиография.
1. Деревянко Н.А. История России.-М.,Проспект,2006.
2. Исаев И.А. История государства и права России.-М.,1996.
3. Мунчаев Ш.М. История России.-М.,НОРМА-ИНФРА .М,1998.
4. Титов Ю.П. . История государства и права России.-М.,Проспект,1999.
Интернет-ресурсы:
1.История нашей страны.Режим доступа: [http://istrorijarossii.narod.ru].
2.Учебное пособие по отечественной истории.Режим доступа: [http://lichm.narod.ru/index.ntml].
Приложение.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |