Реферат по предмету "История"


Историческое развитие области трудового законодательства в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Институт (название института) Кафедра (название кафедры) РЕФЕРАТ по дисциплине История труда и предпринимательства вариант (тема) Историческое развитие области трудового законодательства в

России Выполнил(а) студент(ка) заочной формы обучения специальности специализации курса группы № студенческого билета (зачетной книжки) (подпись) (инициалы, фамилия) Проверил преподаватель (ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия) Москва – 200_ Содержание Введение 1. Правовое регулирование труда в России до октября 1917 года. Общая характеристика и источники 2.

Советские кодексы законов о труде. 3. Становление и развитие советского трудового права 4. Трудовое право в период военного коммунизма 5. Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет

его вечную естественную необходимость. Все, чем мы пользуемся в обыденной жизни, начиная от простой канцелярской скрепки и кончая сложной автоматической системой машин, результат целенаправленной деятельности многих поколений людей. Организация труда как в масштабе всего общества, так и в рамках отдельного хозяйства складывается под воздействием объективных и субъективных факторов. Ее объективную основу составляют производственные отношения, возникающие независимо от воли и сознания

людей и развивающиеся по установленным законам природы и общества. История материальной культуры и духовного развития человеческого общества свидетельствует о непрерывном прогрессе в развитии орудий производства и методов труда, их преемственности в процессе смены способов производства, обогащении производственного опыта, способов и навыков в организации труда. Общественная организация труда, объединяющая материальные (объективные) и волевые (субъективные) отношения,

с одной стороны, испытывает на себе влияние технических средств труда, а с другой - находится под воздействием различных форм общественного сознания (политики, морали, права, эстетики и др.). Необходимость в правовом регулировании организации труда обусловлена потребностями общественного производства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулирование является наиболее эффективным и техничным способом организации многочисленных и разнообразных общественных связей, обеспечения их стабильности

и исполнения, преодоления произвола в отношениях между людьми. Назначение права также состоит в том, чтобы путем регламентации меры труда и меры вознаграждения за труд обеспечить справедливое распределение между членами общества как самого труда, так и его результатов. Формирование российского трудового законодательства имеет ряд специфических особенностей, обусловленных сложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права в обществе.

Во-первых трудовое право России должно отражать федеративный характер государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России и органами власти входящих в ее состав республик. Во-вторых трудовое право России формируется при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное

нормотворчество. Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства. Основным отраслевым источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс, принятый 21 декабря 2001 года. Это новый и относительно революционный правовой акт. Значение этого кодекса, как основного отраслевого закона состоит в том, что он обеспечивает единый

подход к регулированию трудовых и непосредственно ( тесно) связанных с ними отношений, устанавливая, что трудовые нормы, содержащиеся в иных законодательных актах не должны противоречить нормам Кодекса. 1. Правовое регулирование труда в России до октября 1917 года. Общая характеристика и источники До реформ 1861 г. общественное производство в России основывалось главным образом на принудительном труде крепостных крестьян.

Промышленность как заводская, так и ремесленная была развита относительно слабо, а удельный вес работников, полностью свободных от крепостной зависимости, был невелик. Законодательство, регулировавшее труд, отражало черты феодально-крепостнической системы, преобладавшего натурального хозяйства, почти полного отсутствия свободного рынка труда капиталистического типа. Появление крупной промышленности в России историческая наука связывает с деятельностью и реформами

императора Петра I. Принятые им юридические акты способствовали развитию промышленного производства, обеспечивали возникавшие предприятия (мануфактуры и фабрики) рабочими руками с помощью методов, присущих феодализму (прикрепление к фабрикам крепостных крестьян, препровождение на заводы, рудники бродяг, нищих, преступников, а также установление максимального размера заработной платы и минимальной продолжительности рабочего времени). Характеризуя российские законы о труде феодальной эпохи,

Л. С. Таль отмечал, что они руководствовались в гораздо большей мере полицейскими и финансовыми соображениями, чем социальными мотивами. «Они заботились главным образом о снабжении фабрик достаточным количеством рабочих рук путем затруднения ухода рабочих и их закрепощения и о поддержании строгой дисциплины. В то же время они, правда, боролись с наиболее резкими проявлениями эксплуатации труда, особенно детского… Промышленное право этой эпохи имело строго централизованный или публично-правовой характер; оно составляло

лишь отрасль административного (полицейского) права». Законодательство, регламентировавшее взаимоотношения фабрикантов и свободных (или относительно свободных) работников в дореформенную эпоху, ограничивалось двумя главными актами. Положением от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму и Положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы

малолетних менее 12-летнего возраста. Первый акт регулировал некоторые аспекты взаимоотношений индивидуальных работников и нанимателей. Он разрешал имеющим паспорта лицам податного состояния (это были в основном оброчные крестьяне, отпущенные своими помещиками на заработки) наниматься на работу в фабрично-заводские заведения на срок не свыше срока действия паспорта, т. е. на срок определенный. До истечения срока договора работник не вправе был его расторгнуть, а помещик, выдавший паспорт отзывать

своих крепостных, работавших по найму на фабрике. Хозяин, однако, мог уволить работника до истечения срока договора в связи с невыполнением им трудовых обязанностей либо дурным поведением при условии предупреждения за две недели. В течение действия договора работник был не вправе требовать повышения размеров заработной платы. Хозяева могли заключать договоры с работниками в устной либо письменной форме или выдавать им расчетные листы. Они обязаны были вести особую книгу для записи расчетов с рабочими, а также иметь правила

внутреннего распорядка («правила о порядке»), написанные от руки или напечатанные. Закон не содержал указаний относительно их содержания. Эти правил требовалось вывешивать на стенах рабочих комнат или фабричной конторы. Указанные правила, а также расчетные листы и книги должны были приниматься во внимание при рассмотрении споров между фабрикантами и рабочими. Никаких санкций за несоблюдение установленных норм предусмотрено

не было. Второй акт запрещал фабрикантам назначать в ночные смены (от 12 часов ночи до 6 часов утра) детей до 12 лет. За нарушение этого закона также не было предусмотрено санкций, а наблюдение за его применением предоставлялось местным властям. Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882-го по 1903 г.) было последовательно принято девять главных законов, составивших костяк промышленного (рабочего) права.

Конкретное нормативное наполнение этих актов мы рассмотрим в последующих разделах книги при анализе отдельных институтов фабрично-трудового законодательства, сейчас же обратимся к их смысловому содержанию. Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» открывает собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого - охрана труда детей и женщин, ставших первой жертвой индустриального молоха.

Раннекапиталистическое мануфактурное и машинное производство во всех странах использовало, как известно, в массовом масштабе труд несовершеннолетних, безжалостно эксплуатировало их ради получения сверхприбылей, и первым шагом на пути ограничения такой эксплуатации, вызывавшей особое возмущение рабочих и общественного мнения, было появление законов о запрете детского труда. Закон 1882 г. не только запретил применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и

мануфактурах, но и установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет (ограничение продолжительности рабочего дня, запрет ночной работы, работы в воскресные и праздничные дни, привлечения малолетних, а также подростков от 15 до 17 лет к вредным и опасным работам), обязал фабрикантов предоставлять малолетним рабочим, не имевшим образования, возможность посещать народные училища. Фабриканты были обязаны регистрировать малолетних рабочих в особой книге.

Закон 1882 г. учредил специальную фабричную инспекцию численностью в 20 человек, находившуюся в ведении министра финансов и призванную наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном законе, составлять при участии полиции протоколы о нарушениях законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать там обвинение против нарушителей. За нарушение владельцами или руководством фабрик правил, касавшихся труда малолетних, была установлена ответственность (арест или штраф).

Закон не применялся на казенных предприятиях, но мог быть распространен на ремесленные заведения, если такое распространение власти находили возможным и полезным. Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал владельцам фабрик, заводов и мануфактур открывать при своих предприятиях школы, порядок посещения которых и программы преподавания должны были определяться директорами народных училищ по соглашению

с фабричной инспекцией. Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» представлял собой еще один шаг на пути развития законодательства об охране труда. Он запрещал привлекать женщин и подростков, не достигших 17 лет, к ночным работам на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках, предоставив министру финансов по согласованию с министром внутренних дел право распространить этот запрет и на другие промышленные предприятия.

Закон 1885 г. носил экспериментальный (временный) характер и вводил запрет ночного труда женщин и подростков в виде опыта на 3 года. Окончательное решение данного вопроса было отложено «до лучших времен». В 1890 г. был принят новый Закон о работе малолетних и женщин, который придал этим запретам (в ухудшенном для работников виде) постоянный характер (о нем речь пойдет далее). Закон от 3 июня 1886 г. «Об утверждении проекта правил о надзоре за- фабричной промышленностью, о взаимных

отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» представлял собой сводный комплексный акт, содержавший большое число правил, относившихся к самым различным институтам фабрично-трудового законодательства: регулированию договора трудового найма (общие положения, форма, срок, прием на работу, увольнение), охране заработной платы, внутреннему трудовому распорядку и дисциплине труда, регламентации штрафов, ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения

срока найма, за участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушения закона. Большое место в Законе 1886 г. занимали положения, относившиеся к административному надзору за соблюдением порядка на предприятиях, за охраной жизни и здоровья работников, за работой фабричных харчевых лавок (разрешение на их открытие, утверждение цен). Министру финансов по соглашению с министром внутренних дел было предоставлено право в случае необходимости распространять действие

Закона 1886 г. на значительные ремесленные заведения и исключать из его действия незначительные фабрики и заводы. Положение от 12 июня 1886 г. о найме на сельские работы регулировало трудовые отношения в сельском хозяйстве и содержало нормы, касавшиеся трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, дисциплины труда. Условия труда для сельскохозяйственных рабочих, нормы по охране их труда, установленные в указанном положении, были, как правило, хуже, чем в промышленности.

В сельском хозяйстве в большей мере использовались элементы внеэкономического принуждения к труду. Закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» придал Закону о воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам 1885 г. постоянный характер, но одновременно скорректировал его содержание в пользу фабрикантов, расширив

возможности применения труда малолетних, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также допустив в ряде случаев ночную работу для женщин. Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» заложил основу регламентации рабочего времени и времени отдыха для работников наемного труда. Этим Законом в России была впервые установлена максимальная продолжительность

рабочего дня для взрослых рабочих, предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени в ночные смены, по субботам, в канун праздников, допущены при определенных условиях сверхурочные работы и определена (за некоторыми исключениями) их максимальная продолжительность; установлены дни еженедельного отдыха (воскресенье) и праздничные (нерабочие) дни. Закон 1897 г. не содержал положений о ежегодных отпусках. В нем отсутствовало указание о санкциях за его нарушения.

Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» ввел материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате производственной травмы. Право на возмещение получили также члены семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве. Возмещение устанавливалось в виде пособий и пенсий,

выплачиваемых владельцами предприятий; определялся также порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Закон освобождал от материальной ответственности владельцев предприятий, застраховавших своих рабочих и служащих от последствий увечий на производстве в частных страховых учреждениях в этом случае ответственность, переходила к страховщикам, к которым работники могли предъявлять иски и требовать возмещения вреда. Закон от 10 июня 1903 г. «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» предусмотрел

образование на предприятиях представительств работников (фабричных старост), призванных быть посредниками между работниками и администрацией и представлять работников в их отношениях с властями. Перечисленные законы - главные акты фабричного законодательства Российской империи. В период с 1903 г. по февраль 1917 г. указанные акты в определенной мере корректировались, но новые крупные законы не принимались, за исключением

Временных правил о профессиональных обществах от 4 марта 1906 г которые легализовали профессиональные союзы. Как известно, в первой трети XIX в. в России под руководством М. М. Сперанского была проведена крупномасштабная систематизация всего законодательства и подготовлено Полное собрание законов Российской империи (45 томов), в котором были в хронологическом порядке помещены нормативные акты, принятые начиная с 1649 г. и заканчивая 12 декабря 1825 г.

Собрание законов в дальнейшем регулярно обновлялось путем дополнительного включения в него вновь принимаемых актов. Одновременно был подготовлен менее объемный Свод законов Российской империи. Он содержал акты действовавшего законодательства, причем принятые с XVIII в. и сгруппированные по отраслевому принципу. Акты о трудовом найме работников были первоначально разбросаны в разных частях

Свода, в различным уставах, главным образом в Уставе о промышленности, Горном уставе, Уставе путей сообщения, а также в Положении о найме на сельские работы. В редакции Свода 1913 г. законоположения, относившиеся к регулированию труда работников в промышленности, в том числе горнодобывающей, были выделены из различных уставов и объединены в отдельный акт, получивший название Устав о промышленном труде (УПТ):|. Вне УПТ остались нормы о труде рабочих и служащих, имевшиеся

в Уставе путей сообщения, Положении о найме на сельские работы и ряде других актов, вошедших и не вошедших в Свод законов. Как считал В. В. Громан - начальник отделения промышленного труда Министерства торговли и промышленности, «эти правила в названный Устав не включены, так как, с одной стороны, общие положения, касающиеся рабочих и служащих фабрично-заводских и горных предприятий, не касаются рабочих в прочих предприятиях, а с другой стороны, принято

во внимание, что многие правила, касающиеся рабочих в последних предприятиях, издаются в порядке инструкционном’». Устав представляет собой специализированный инкорпорационный акт, в котором составлявшие его законы подверглись определенной, самой минимальной обработке и редактированию. С выпуском Устава о промышленном труде он стал главным источником фабрично-трудового законодательства, и с этого момента юридическая наука и практика стали ссылаться не столько на

Полное собрание законов и на тексты соответствующих актов, сколько на статьи Устава о промышленном труде, Это позволяет рассматривать его как прообраз будущих российских кодексов законов о труде. Содержание УПТ показывает, что он не выходил за рамки действовавшего в момент его создания законодательства, не дополнял его новыми нормами, не корректировал и не изменял его по существу. УПТ представлял собой лишь сводку по определенной системе имевшегося нормативного материала с минимальными

редакционными поправками, т. е. был актом инкорпорационного характера. Вместе с тем создание УПТ значительно облегчило анализ и практическое использование законодательства о труде, ранее разбросанного по различным томам Полного собрания и Свода законов. Почти все основные нормы, регулировавшие применение наемного труда, были сконцентрированы в едином акте, произведена систематизация этих норм, позволившая обозреть фабрично-трудовое законодательство

в целом, выделить его основные институты, ясно увидеть его пробелы и недостатки. Следует признать, что и того и другого в законодательстве о труде и в УПТ было немало, особенно если оценивать этот акт с позиции сегодняшнего дня. Но для своего времени появление УПТ было выдающимся явлением в развитии правового регулирования труда не только в России такого свода действующего трудового законодательства в то время не было ни в одной

другой стране. Разработку УПТ можно с полным основанием рассматривать как первый шаг на пути превращения трудового права в самостоятельную отрасль, имеющую собственный систематизированный источник правового регулирования, специфический и отличный от других отраслей юридический инструментарий. Можно считать, что УПТ подготовил почву для кодификации трудового права в России после октября 1917 г. 2. Советские кодексы законов о труде.

Революционное свержение самодержавия в России в феврале 1917 г резкое изменение соотношения классовых и политических сил в стране, демократизация политического режима, усиление рабочего и профсоюзного движения, давление революционных, в том числе радикальных сил все это привело к активизации деятельности по осуществлению реформ трудового законодательства. В значительной мере они отражали требования рабочего движения и в немалой мере объективную необходимость буржуазной модернизации страны.

Наличие двоевластия в стране привело к тому, что законотворческие функции выполняли два органа: Временное правительство, принимавшее акты, имевшие силу закона, и Советы рабочих и солдатских депутатов, которые издавали постановления и распоряжения, относившиеся, в частности, и к правовому регулированию труда, а также заключали с организациями предпринимателей соглашения, часть из которых была санкционирована Временным правительством.

Наиболее известное из них - соглашение между Петроградским советом рабочих депутатов и обществом фабрикантов и заводчиков (март 1917 г.). В этом соглашении был закреплен (вплоть до издания соответствующего закона) 8-часовой рабочий день и 7-часовой рабочий день накануне воскресений без уменьшения заработной платы, и были учреждены два новых для России органа: фабричные комитеты и примирительные камеры. Эти нововведения отражали требования рабочего движения и пользовались широкой поддержкой общественных,

в том числе либеральных, сил. Фабрично-заводские комитеты должны были избираться на фабриках и заводах из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего равного избирательного права. На комитеты были возложены следующие задачи: представительство рабочих в их сношениях с правительственными и общественными учреждениями; формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих; разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими; представительство

рабочих перед администрацией и владельцами предприятий; дача согласия на проведение сверхурочных работ. Примирительные камеры из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации должны были учреждаться на заводах и фабриках для разрешения недоразумений, возникающих во взаимоотношениях владельца предприятия, администрации и рабочих. При недостижении со-глашения в примирительной камере предприятия спор должен был быть перенесен на разрешение центральной примирительной камеры, состоявшей из равного

числа выборных от советов рабочих депутатов и общества фабрикантов и заводчиков . 7 марта 1917 г. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов вынес постановление о введении 8-часового рабочего дня, которое Временное правительство, однако, не узаконило. На многих предприятиях, особенно в промышленных центрах, рабочие самовольно вводили 8-часовой рабочий день. Число актов по труду, принятых Временным правительством, было невелико, и они в основном санкционировали

то, что фактически возникало в общественной жизни в ходе развития революционных событий под напором масс. 12 апреля 1917 г. было издано Постановление о собраниях и союзах, которое признало за всеми гражданами право образовывать общественные объединения в целях, не противных уголовным законам. Однако регистрационный порядок возникновения общественных объединений сохранился, и право вступать в обязательственные отношения было предоставлено лишь тем обществам и союзам, уставы которых были зарегистрированы

судебной властью (в регистрационных отделах окружных судов). 23 апреля было издано Постановление о рабочих комитетах в промышленных заведениях. Это Постановление легализовало рабочие комитеты на предприятиях, которые могли создаваться по предложению по крайней мере ’/," работников, и возложило на них следующие функции: представительство рабочих перед администрацией по вопросам их взаимоотношений (заработная плата, рабочее время, правила внутреннего

распорядка и т. п.); урегулирование вопросов, касающихся взаимоотношений между самими рабочими; представительство рабочих в их сношениях с правительственными и общественными учреждениями; культурно-просветительская деятельность среди рабочих и иная деятельность, направленная на улучшение их быта. Было узаконено участие рабочих комитетов в составлении правил внутреннего распорядка. Согласно разъяснению Министерства труда (август 1917 г.) владельцы предприятий имели право увольнять

членов фабрично-заводских советов только при наличии согласия примирительной камеры. Как видно, данное постановление в основном воспроизвело содержание соглашения, заключенного незадолго до этого Петроградским советом с предпринимателями. В августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах.

Они создавались для разрешения трудовых конфликтов. Примирительные камеры учреждались в территориальных районах или отраслях промышленности. Третейские суды были второй инстанцией при разрешении трудовых споров. Своим Постановлением от 11 октября Временное правительство запретило под угрозой административной кары наложение каких-либо денежных взысканий на рабочих властью заведующих предприятиями.

Таким образом, были отменены дисциплинарные штрафы, существовавшие в России с самого начала формирования промышленного производства и ставшие предметом юридической регламентации с 1886 г. Впрочем, в одном случае дисциплинарный штраф был сохранен в скрытой форме: опоздавшие более чем на четверть часа рабочие не допускались к работе до перерыва или до следующего дня и лишались заработка за это время. 25 августа Временное правительство утвердило

Положение о биржах труда. Последние учреждались городскими и земскими общественными управлениями в населенных пунктах с числом жителей не менее 50 тыс. Управление биржами труда возлагалось на комитеты, состоявшие из равного числа представителей профсоюзов работников и организаций предпринимателей, под председательством нейтрального лица, избираемые городскими думами или земскими учреждениями. Биржи должны были вести регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги,

разрабатывать статистику рынка труда. 3. Становление и развитие советского трудового права Итак, как выглядит советское трудовое право в исторической ретроспективе? Прежде всего следует признать, что в нашей стране в XX в. был сформирован специфический тип трудового права, который во многом отличался от зарубежных национальных систем правового регулирования труда. После победы

Октябрьской революции 1917 г. в развитии правового регулирования труда произошел перелом, качественный скачок Нельзя не видеть, что советское трудовое право воплощало своего рода «социальный контракт» между государством и трудящимися, в соответствии с которым государство обеспечивало работникам определенные и вполне реальные социальные блага (полную занятость, стабильность рабочего места, профсоюзные права, социально-бытовые льготы), а работники со своей стороны сохраняли лояльность по отношению к государству

и мирились с его тоталитарным характером, с несвободой в обществе, массовыми репрессиями и принудительным трудом. Советское трудовое право было крайне идеологизировано. Его концептуальной основой были определенные неколебимые догмы: строительство социализма и коммунизма, отрицание частной собственности и эксплуатации человека человеком, диктатура пролетариата, роль государства как главного инструмента общественных преобразований, роль труда, право на труд и обязанность трудиться,

преимущества коллективистских начал в общественной жизни. Однако следует признать, что на разных этапах развития нашей страны после октября 1917 г. трактовка этих понятий менялась. Неоднократно происходившие повороты политической линии, изменения нюансов официальной идеологии оказывали серьезное воздействие на трудовое законодательство и трудовую теорию. Это отчетливо видно при рассмотрении истории советского трудового права по этапам, отразившим противоречия,

катаклизмы, драматизм советской эпохи. Советское трудовое право было рождено в результате коренных революционных преобразований в России после захвата власти большевиками 25 октября (7 ноября) 1917 г. Советская власть без промедления стала формировать новое трудовое законодательство на основе программных установок и требований РСДРП . 29 октября (11 ноября) 1917 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне2.

Он касался продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а также охраны труда женщин и молодежи. В этот же период появился первый акт советского законодательства, касавшийся коллективных договоров. 2 июля 1918 г. СНК одобрил Положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда. Не вводя обязательности заключения коллективных договоров, Положение детально определяло их содержание и предусматривало, что в них должны указываться: порядок

приема на работу и увольнений, рабочее время и время отдыха (продолжительность рабочего дня, перерывы на обед, сверхурочные работы, отпуска), заработная плата, норма выработки, организация производственного ученичества, порядок рассмотрения споров, вытекающих из коллективных договоров. В коллективном договоре должен был быть предусмотрен срок, на который он заключен, и порядок его изменений. 4. Трудовое право в период военного коммунизма В условиях

Гражданской войны 1918–1920 гг тотальной разрухи, катастрофического обнищания населения советская власть предпринимала отчаянные усилия с тем, чтобы одержать победу в войне, подавить сопротивление свергнутых классов, отразить натиск контрреволюции. Одновременно осуществлялись преобразования в экономике (национализация крупных и средних предприятий, сокращение сферы денежного обращения, ограничение свободы торговли), принимались меры по возрождению народного хозяйства.

Этому была всецело посвящена деятельность государственного аппарата, и именно это считалось главной целью принимаемого законодательства. В деятельности государственных органов преобладали насильственные методы, зачастую в самой суровой, жестокой форме, вполне соответствовавшей духу времени и идеологическим установкам диктатуры пролетариата. Многие меры экономической и социальной политики того времени, получившей название политики военного коммунизма, были вызваны экстремальной обстановкой, требовавшей незамедлительной

мобилизации всех имевшихся скудных ресурсов, крайнего напряжения сил ради выживания советской власти. Однако в законодательстве военного коммунизма отразились не только чрезвычайные обстоятельства тех лет, но и преобладавшие тогда в руководстве коммунистической партии и советского правительства представления о преобразованиях, необходимых для строительства социализма в нашей стране. Большая роль в осуществлении этих преобразований отводилась трудовому законодательству.

Поэтому именно с него началась кодификационная работа по созданию фундамента советского права. В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде - первый относительно широкий и комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, своего рода конституция труда, положившая начало череде последующих кодификаций этого законодательства и заложившая основу дальнейшего развития советскою трудового права. КЗоТ подытожил законодательство о труде первого года советской власти.

Он закрепил многие нормы предшествовавших ему юридических актов по труду, в том числе коллективных договоров, дополнил ранее действовавшие нормы, подразделив нормативный материал на 9 разделов, расположенных в следующей последовательности: «О трудовой повинности»; «Право на применение труда»; «Порядок предоставления труда»; «О предварительном испытании»; «О переводе и увольнении трудящихся»; «О вознаграждении за труд»; «О рабочем времени»; «Об обеспечении надлежащей производительности труда»; «Об охране труда».

КЗоТ 1918 г. наглядно отразил особенности социальной политики советского государства в период военного коммунизма, в которой сочеталось принуждение к труду, зачастую в самой жесткой и даже жестокой форме, и довольно высокий для тех лет провозглашенный уровень трудовых прав работников, охраны труда, предоставление профсоюзам особых прав и полномочий в сфере правового регулирования труда. Обращает на себя внимание то, что КЗоТ 1918 г. делал акцент на производственной функции трудового права,

на обеспечении предприятий необходимой рабочей силой, на содействии росту производительности труда. Символично то, что трудовой повинности посвящен первый раздел Кодекса, а охране труда - последний. Специальный раздел был посвящен обеспечению надлежащей производительности труда. Следует отметить, что на практике в полной мере действовали нормы, относившиеся к принудительному труду, к правам профсоюзов, и в самой минимальной степени остальные нормы, которые в связи с условиями

войны и в обстановке хозяйственной разрухи в значительной мере остались на бумаге Первый советский КЗоТ установил оставшуюся и при дальнейших кодификациях трудового законодательства так называемую узкую сферу действия трудового права (трудовые отношения только рабочих и служащих и домашних работников) и содержал ряд принципиальных положений, относившихся к трудовому праву в целом и к его отдельным институтам, большое число норм, юридических конструкций, которые составили остов,

сердцевину советского трудового права и в том или ином виде остались в нашем законодательстве до сегодняшнего дня. Вместе с тем многие нормы и положения КЗоТа 1918 г. впоследствии были отменены или существенно скорректированы. 5. Трудовое законодательство постсоветской России Трудовое право в период осуществления новой экономической политики. В начале 20-х годов в истории нашей страны произошел крутой поворот.

В соответствии с решениями X съезда РКП(б) советская власть объявила о введении новой экономической политики, допускавшей до определенных пределов частную собственность, свободную торговлю, свободу предпринимательства, частно-хозяйственную деятельность наряду с хозяйством государственным. Коммерческие принципы внедрялись и в управление государственными предприятиями. Россия сделала первую после октября 1917 г. попытку вернуться к рыночной экономике.

Новая кодификация трудового законодательства в 1922 г. имела целью заменить КЗоТ 1918 г созданный для осуществления «красногвардейской атаки на капитал», новым Кодексом, призванным регулировать трудовые отношения в условиях перехода к рынку, который, как провозглашал В. И. Ленин, утверждался в нашей стране «всерьез и надолго». Второй советский Кодекс законов о труде, одобренный

IV сессией ВЦИК IX созыва, 30 октября 1922 г завершил формирование советского типа трудового права. Использовав многие нормы и конструкции КЗоТа 1918г новый КЗоТ РСФСР вместе с тем существенно отличался от своего предшественника как по структуре, так и по содержанию. Оставшись «мини-кодексом», «кодексом-конституцией», КЗоТ 1922 г. не только больше прежнего Кодекса по объему (192 статьи против 137), но и значительно

шире по содержанию. КЗоТ 1922 г. по сути дела окончательно конституировал основные институты советского трудового права, дав им нормативное содержание. В 17 разделах нового Кодекса можно видеть каркас таких институтов советского трудового права, как трудовой договор, коллективный договор, положение профсоюзов, дисциплина труда, заработная плата, гарантии и компенсации, нормы труда и сдельные расценки, рабочее время, время отдыха, техника безопасности и гигиена труда, охрана труда

женщин и молодежи, материальная ответственность работников за ущерб, нанесенный имуществу предприятия, социальное страхование. Главное отличие Кодекса 1922 г. от его предшественника заключается в его концепции и функциональной направленности. Кодекс 1922 г. был создан для функционирования в условиях, принципиально отличных от военного коммунизма. Советское государство признало необходимость развития рынка, многоукладности и легализовало в определенных пределах первооснову рыночной экономики: право частной собственности и

свободу предпринимательства. Это делало необходимым существенное реформирование сложившегося трудового права. В отличие от КЗоТа 1918 г основная направленность и пафос которого были в полном отрицании рыночных отношений, всесилии и монополизме государства, тотальном принуждении, Кодекс 1922 г. включал частноправовые начала, правда, в четко обозначенных государством пределах. Ленинская концепция нэпа устанавливала жесткие границы действию рыночных сил, полностью отвергала идеи

экономического либерализма и делала акцент на социальную ориентацию экономики путем активного использования государственных рычагов. В КЗоТе 1922 г. была сделана попытка сформировать трудовое право, призванное функционировать в условиях государственного социализма, признающего жестко регулируемую рыночную экономику, трудовое право с оптимальным, с точки зрения правящей партии, сочетанием публично-правовых и частноправовых начал, трудовое право, учитывающее реалии и специфику

России того времени, ее прошлый опыт, как дореволюционный, так и послереволюционный. КЗоТ 1922 г. остается первоосновой нашего трудового права, хотя в последующие годы многие его нормы, конструкции, принципиальные подходы претерпели существенные изменения в связи с отказом от нэпа и политическими катаклизмами последующих лет, которые привели, в частности, к реставрации многих элементов правового регулирования труда периода военного коммунизма. Современные реалии

России, необходимость выбора наиболее подходящей для нашей страны модели рыночной экономики делают ознакомление с трудовым законодательством, принятым в годы нэпа, чрезвычайно интересным и поучительным, особенно в связи с предполагаемым принятием трудового кодекса, призванного содействовать формированию в России экономики рыночного типа и вместе с тем в полной мере учитывающего своеобразие России, ее исторического пути и, в частности, уроки не удавшегося в 20-х годах перехода к рынку.

Следующим этапом громко гласного реформирования стало 15 июля 1970 г когда Верховный Совет СССР одобрил Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (далее Основы законодательства о труде, или Основы). Это был первый в советской истории общесоюзный закон о труде кодификационного характера, объединивший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих.

Основы законодательства о труде, вступившие в силу с 1 января 1971 г сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его единство в масштабах СССР и в значительной мере определили дальнейшее развитие трудового права, стали его эталоном. Основы законодательства о труде внесли в действовавшее законодательство немало новых моментов, _как правило, улучшавших положение работников, повышавших уровень правовых гарантий для трудящихся1.

Это относится ко многим институтам трудового права, например, к трудовому договору. В регулировании его можно отметить следующие новшества: запрещение необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 9); ограничение прав администрации при временном переводе работников на другую работу в случае производственной необходимости или простоя и расширение гарантий сохранения заработной платы за переводимыми работниками (ст. 14); установление большей защиты работников при увольнении по инициативе

администрации (отмена права увольнения работников в связи с привлечением к уголовной ответственности и пребыванием под стражей более 2 мес. (п. 7 ст. 15), а также в случае приостановки работ на срок более одного месяца по причинам производственного характера); увеличение с 2 до 4 мес. срока отсутствия работника вследствие временной нетрудоспособности, дающего администрации право уволить работника, с установлением нового, льготного для работников правила, согласно которому за рабочими и служащими, утратившими трудоспособность

в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности (п. 5 ст. 17); увеличение периода оплаты вынужденного прогула при увольнении без достаточных оснований с 20 дней до 3 месяцев (ст. 92); увеличение материальной ответственности должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работников или незаконном переводе их на другую работу (ст.

93). Новшества были внесены и в регламентацию условий и охраны труда: допущение работы неполное рабочее время с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (ст. 26); запрет замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией (кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск (ст. 32); введение кратковременных отпусков без сохранения заработной платы (ст. 35); увеличение продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков с 12 до 15 рабочих дней

(ст. 33); расширение охраны труда и гарантий занятости для беременных женщин и женщин-матерей (ст. 68, 73). Наконец, следует отметить предоставление профсоюзам в лице ВЦСПС права законодательной инициативы (ст. 69) и возрождение правовой инспекции труда (ст. 104). Принятие Основ законодательства о труде было, бесспорно, шагом вперед в развитии нашего трудового законодательства. Многие из его норм полностью оправдали себя, действуют и сегодня и ни в коей мере

не устарели. Вместе с тем отдельные новшества, введенные Основами, как показал последующий опыт, оказались неудачными. К ним, например, относится отмена предупреждения работников при увольнении по инициативе администрации. Основы законодательства о труде явились правовой базой для принятия в 1971–1973 гг. кодексов законов о труде в союзных республиках, которые не только воспроизвели

Основы, но по многим вопросам дополнили, конкретизировали и детализировали их, включив в текст положения союзных законов о труде. Новый КЗоТ РСФСР был принят на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. КЗоТ РСФСР 1971 г. воспроизвел основные положения Основ законодательства о труде, дополнив и конкретизировав

Основы. Достаточно сказать, что число глав в Кодексе было увеличено с 15 до 18, а число статей - со 107 до 256. В числе дополнений нормы, относящиеся к работникам, работающим в районах Крайнего Севера, что отражает специфику РСФСР, отличавшую ее от других союзных республик СССР. Особенно большие дополнения были внесены в главы о трудовом договоре, о рабочем времени и времени отдыха, о заработной плате, гарантиях и компенсациях, о льготах для работников, совмещающих работу с

обучением, о трудовых спорах. КЗоТ 1971 г дополнив и конкретизировав Основы законодательства о труде, в течение трех десятилетий, с многочисленными поправками и дополнениями, действовал (и до сих пор действует) в России как основной законодательный акт по труду. Он существенно модернизировал КЗоТ 1922 г который давно уже превратился в анахронизм. Принятие Основ и новых кодексов дало толчок к существенному обновлению советского трудового законодательства

в целом. Уже в 70-е годы началось приведение различных актов по труду в соответствие с основополагающими актами кодификационного законодательства, прежде всего с Основами. Были приняты Положение о правах ФЗМК (1971 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.), Типовые правила внутреннего трудового распорядка (1972 г.),

Положение о правовой инспекции труда (1976 г.), Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда о порядке заключения коллективных договоров (1971 г.), Положение о постоянно действующем производственном совещании (1973 г.). Обновление законодательства в 70-е годы коснулось отдельных категорий работников. Появились новые акты об условиях труда временных и сезонных работников, положения об аттестации научных

работников, учителей общеобразовательных школ, инженерно-педагогических работников профтехучилищ, руководящих инженерно-технических работников. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и распада СССР новое руководство России во главе с Б. Н. Ельциным начало проводить решительные меры по демонтажу советской экономической системы и присущих ей политических и государственно-правовых институтов.

Был принят курс на формирование экономики рыночного типа, предполагавший глубокое реформирование советского права, всех его отраслей с учетом смены общественного строя. Реформы трудового права проходили постепенно, параллельно с изменениями в экономике и в политической системе. Новое трудовое законодательство, с одной стороны, отменяло или видоизменяло нормы и положения, действовавшие в советскую эпоху, а с другой стороны - формировало отдельные институты и пединституты

трудового права, отсутствовавшие при социализме. Нормативные акты по труду, принятые в 90-е годы, представляют собой первый, начальный этап преобразования советского трудового права в новое трудовое право России, отражающее требования и реалии рыночной экономики, специфику складывающегося в нашей стране экономического и политического строя, российской разновидности капитализма. Мы рассмотрим основные направления реформирования трудового права в 90-е годы, которые заложили лишь

основы нового трудового права России, окончательное формирование которого еще не завершено. Новая Конституция - исходная основа постсоветского развития российского трудового права. Важным первоначальным шагом на пути реформирования советской общественно-политической системы было принятие Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой составили основу главы 2 будущей

Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». В числе прочего впервые в наше законодательство была введена формула о запрете принудительного труда. Обращает на себя внимание то, что в указанной Декларации в отличие от Декларации прав и свобод человека, принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г отсутствовало право на коллективные переговоры и право на забастовку.

Конституция Российской Федерации 1993 г. создала прочную основу для развития на новых началах всех отраслей российского права, в том числе трудового. Статья 7 Конституции провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, установление минимального размера оплаты труда, поддержку материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, подняла на конституционный

уровень государственную деятельность по охране труда. Статьи 30 и 37 установили каталог трудовых прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В этой Конституции по-новому по, сравнению с советскими конституциями сформулировано право на труд, причем акцент здесь делается на обеспечении каждому свободы труда, права распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Впервые в истории нашей страны на конституционном уровне был запрещен принудительный труд, признано право на индивидуальные и коллективные споры, включая право на забастовку. Пункт «к» ст. 72 установил, что трудовое право входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поправки и дополнения КЗоТ. Изменения, происшедшие в экономической и политической жизни

России после 1991 г сделали необходимым внесение существенных поправок и дополнений в КЗоТ РСФСР, принятый в иных социально-экономических условиях. 25 сентября 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Этим законом в Кодекс были внесены многочисленные и весьма существенные изменения, которые затронули

почти третью часть его статей. По существу была осуществлена новая редакция Кодекса, имевшая целью исключить из него все то, что препятствовало развитию рыночной экономики, отражало системные черты советского строя (монополию государственной собственности, запрет частной собственности и предпринимательства, наемного труда, сверх централизацию и управлении экономикой и т. п.), а также все то, что явно устарело. Новая редакция КЗоТа была нацелена на либерализацию и демократизацию трудовых

отношений, на корректировку тех статей КЗоТа, которые противоречили ратифицированным Россией международным актам. КЗоТ в новой редакции включил также положения принятых в самом начале 90-х годов законодательных актов, повысивших уровень социальных гарантий для трудящихся. По-новому была очерчена сфера действия Кодекса. Если раньше он распространял свое действие только на рабочих и служащих, то в новой редакции было предусмотрено, что он регулирует трудовые отношения всех

работников. Эта поправка означала распространение сферы действия законодательства о труде на работающих членов хозяйственных обществ и товариществ, потребительских и производственных кооперативов, работников коллективных предприятий, т. е. работников, состоящих в отношениях, связанных с членством и собственностью. По-новому были определены основные трудовые права и обязанности. В новой редакции они ориентировались на Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую

Верховным Советом РСФСР, на акты ООН и МОТ. Самым важным изменением были отказ от социалистической концепции права на труд и принятие формулировки этого права, взятой из ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в котором акцент сделан на свободе и добровольности труда. Новое определение содержания права на труд включало право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

С 1992 г. в нашем Кодексе содержится норма о запрете принудительного труда. В числе новых основных трудовых прав, введенных поправками 1992 г - право работника на судебную защиту своих трудовых прав, на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой, право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации. Вместе с тем в новой редакции Кодекса отсутствовало имевшееся в прежнем тексте право работников на

участие в управлении предприятием. Обязанности работников были сформулированы более кратко; были исключены пропагандистские клише, принятые в советские времена («народное добро»). Кроме того, обязанность работника повышать производительность труда, профессиональное мастерство, качество работы и выпускаемой продукции была заменена обязанностью более общего характера - добросовестно выполнять трудовые обязанности. Новая редакция Кодекса решила вопрос о соотношении российского трудового законодательства

и норм Союза ССР. Было установлено, что на территории РФ до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации, а также международным соглашениям с участием РФ. С 1992 по 2001 гг. включительно КЗоТ подвергался редактированию со стороны законодательных органов

еще не один раз. Данные редакции некоторым образом изменяли нормы права, но не настолько, чтобы можно было говорить о существенном изменении и совершенствовании трудового права. Всем и работодателям и работникам и профсоюзам было понятно, что в условиях все более набирающего темпы рыночного реформирования в обществе основной документ не может оставаться прежним. Заключение Главное предназначение Трудового кодекса - обеспечение баланса, согласования интересов работодателя

и работников. Достичь же этого действительно сложно, т.к. интересы эти не только во многом различны, но и изначально противоположны. Работники стремятся к увеличению оплаты труда и защите посредством законодательных норм от произвола работодателей, так как стороны формально равны только на момент заключения трудового договора. После его заключения работник утрачивает автономию воли и обязуется исполнять приказы и распоряжения работодателя, требования должностных инструкций, подчинятся правилам внутреннего трудового

распорядка, установленного работодателем. Последний же прежде всего заинтересован в повышении прибыльности производства, в гибком маневрировании численностью работающих, которая зависит от конъюнктуры рынка. Еще одна трудность - необходимость приведения Кодекса в соответствие с Конвенциями Международной организации труда ( МОТ ), членом которой является Россия. Рекомендации МОТ направлены в основном на обеспечение социальной ориентации экономики, что закреплено

действующей Конституцией РФ ( согласно статье 7: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» ). Одна из основных целей Трудового кодекса - защита прав и интересов как работников, так и работодателей. Данное положение является принципиальным и вызывают основную критику.

В ходе дискуссий нередко звучит утверждение: работников - во много раз больше и к тому же их позиции слабее. Кодекс не какой то, а именно трудовой, и поэтому он должен защищать прежде всего их интересы. Но ведь это очевидно, что дело тут не в количестве. С юридической точки зрения работник и работодатель ( как и любой другой продавец и покупатель ) - должны быть равноправными субъектами отношений, в которые они вступают.

К тому же результативность производства решающим образом зависит именно от предпринимателя - от того, как он среагировал на конъюнктуру рынка, как организовал производство товаров. А значит чрезмерное правограничение предпринимателя незамедлительно негативно скажется на производственно-хозяйственных параметрах предприятия. Понятно, что эта ситуация не может быть выгодна никому. Иначе говоря, если законодатель действительно заботится об экономическом росте, он не может не защищать

интересы работодателя, отдавая предпочтение осуществлению прав работником. В законе, следовательно, не должно быть перекоса ни в одну, ни в другую сторону. Делая вывод о том, насколько удалось в новом Кодексе обеспечить такой баланс можно и нужно рассматривать анализировать все его отрицательные и положительные стороны. Но сама исходная принципиальная позиция здесь обозначена четко и недвусмысленно.

Для законодателя практика - критерий истины. Использование Кодекса в практической жизни выявит недоработки и пробелы, неочевидные на сегодняшний момент, но при всем при этом принятие нового КЗоТ - это серьезный шаг в формировании правовой базы социально- трудовой сферы. Список, используемой литературы 1. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы //

Государство и право. 1994. № 4. 2. Иванкина Т. В С. П. Маврин Под ред. А. С. Пашкова. Трудовое право России - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. 288 с. 3. Гусов К. Н Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е изд - М.: Юристъ, 2000 480 с. 4.

Куренной А. М. Трудовое право России: что впереди? // Законодательство. 1998. № 4. 5. Киселев И. Я. История развития трудового законодательства М, 2000 с- 201 6. Маврин С. П. Современные проблемы общей части российского трудового права. СПб 1993.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Порядок уплаты государственной пошлины
Реферат по Налогам и налогообложению 7
Реферат Поточный метод организации производства
Реферат Реєстрація і ліцензування комерційних банків
Реферат Потребительский кредит, проблемы его развития
Реферат Потребительский кредит понятие и формы
Реферат Подзаконные акты, как источник
Реферат Повышение эффективности использования заемного капитала на материалах ТОО Сельпром
Реферат Порядок сплати податку на доходи фізичних осіб
Реферат Понятие коммерческого банка и их операций
Реферат Податкова застава як засіб забезпечення виконання податкових зобовязань
Реферат Политика финансирования текущей деятельности промышленного предприятия
Реферат Синеспинный лесной певун
Реферат Годовая бухгалтерская отчетность организации, порядок составления и анализ ее основных показателей
Реферат Права и обязанности индивидуальных предпринимателей