Введение.
Древняя общинная организация сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перерастает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII-VI вв. до н.э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов – филы и фратрии – еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках.
История Древней Греции относится к I тысячелетию до н.э. Здесь происходят процессы разложения первобытно-общинного строя и формируется классовое общество. Основные знания о государстве и праве Древней Греции содержатся в трудах древнегреческих авторов. В частности, Плутарха, Геродота, Аристотеля и др.
В результате развития производительных сил формируются классы, и в VIII-VI вв. до н.э. здесь создаются так называемые города-государства (полисы).
Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах – древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократии.
В своей работе я попытаюсь провести сравнительный анализ общественного и государственного строя в Афинах и Спарте, сделать вывод о сходствах и различиях между ними, сравнить какой строй приемлемей для развития общества и государства.
Афинская рабовладельческая демократия.
Образование государства и государственный строй в Афинах.
Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большим рвением стали оберегать свою собственность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и другие.
В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомелевского эпоса – «Илиада» и «Одиссея».
В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней.
Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь-базилевс. Народное собрание – вместе с тем войско, а базилевс и старейшины – главным образом военные предводители. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией.
По всем своим признакам период военной демократии есть последний период первобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это, вместе взятое, служит основой для перехода к государству как к новой, высшей ступени общественного развития.
Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, - Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли.
Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.
В VIII столетии до н.э. в Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами.
Город стал средоточием людей, принадлежавших к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению происходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники – демиургов.
Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц.
В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н.э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушений религиозных предписаний).
Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии – стратегов и архонтов.
Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. «Бедные, - пишет Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая. – З.Ч.). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей».
Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога – ипотека – была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа – столь обыкновенной – переходила к кредитору.
«...Развивающееся денежное хозяйство, - справедливо пишет Ф.Энгельс, - проникало в сельские общины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный, основанный на натуральном хозяйстве образ жизни»1.
Начиная с VI века до н.э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н.э., и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» - «народом».
Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.
В 594 году до н.э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». «Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок оплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».
Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою». Избранный архонтом, солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».
Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства.
Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рынке того времени.
Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.
Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати – опора ее власти – включались в общий гражданский оборот.
Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые – ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.
Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.
Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие – феты – были зачислены в один четвертый и последний разряд.
За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л.). Для исчисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй – триста, для зачисления в третий – двести медимнов.
Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.
Высшим органом власти сделалось по конституции Солона, афинское народное собрание(экклесия). Народное собрание являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.
Полномочия народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании срока полномочий, решало дела по производственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм (изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа). Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными организациями всех основных законов афинского государства. Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предположения, которые нарушают существующие законы (графэпараномон). Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа и путем законодательных актов.
Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.
Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась , однако, системой сдержек:
а) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено;
б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;
в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования.
В конце V в. до н.э. была введена плата за посещение Народного собрания: в начале в размере обола (единица веса (массы) и медная, серебряная, бронзовая монета), а затем шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие народных масс.
Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, было ли эта деятельность правильной.
Такая форма контроля снизу было, по-видимому, достаточно эффективной.
В противовес Народному собранию были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя1 – суд присяжных заседателей. Но Народные собрания не один раз принимали бурный характер , выходили из под влияния стратегов и совета пятисот, навязывали им свою волю.
Плутарх рассказывает, что со времени Солона в Афинах действовал закон, по которому гражданин, не примкнувший во время междоусобиц, ни к той, ни к другой партии, лишался гражданских прав. Солон хотел, по-видимому, прибавляет Плутарх, «чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к общему делу... не дожидался без всякого риска, кто победит»2.
Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.
Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Она наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода; она утверждала международные договоры. Главным же ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам.
___________________________
1 Кто есть кто в мировой политике/Редкол.: КравченкоЛ.П. и др. – М.: Политиздат, 1990. – С. 418
2 От «Гелиос» - солнце: заседания начинались с восходом солнца и закрывались с заходом (не позднее)
В состав гелиэи входило 6 тысяч человек. Все они избирались жребием по 600 человек от каждой филы. Из общего числа гелиастов составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиастов не мог знать заранее, когда его призовут к деятельности. Этим стремились избежать подкупа судей.
Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.
Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец через 90 лет после Солона, в 509 году до н.э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.
Реформа 509 года окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.
Аттика делилась на десять территориальных «племен» (фил). Каждая фила состояла из четырех частей – тритий. Одна из тритий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая – к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы.
В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан – ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план.
Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы – демы. Их было около ста.
Сущность введенного Клисфеном деления станет более понятной, если прибавить, что аристократический род Аминандритов, например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих к разным тритиям и филам, род Керкиров – к 19 демам и т.д. Естественно, что выступать, как прежде, единым фронтом они уже не могли. Так, между прочим, впервые в истории была введена в практику «избирательная география».
Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот. Совет пятисот (булле), будучи одним из важнейших государственных инструментов афинской демократии не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по пятьдесят человек от каждых десяти фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.
В компетенцию совета входило много вопросов. Пританы (представители Народного собрания) созывали народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для вынесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета пятисот заключалась в организации строительства флота.
Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными заданиями и распоряжался совместно с остальными должностными лицами (совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств). Приговоры совета могли быть обжалованы в гелиэю.
Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.
Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть совета, т.е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал в Народном собрании.
По истечении срока полномочий (1 год) члены совета давали отчет народу. Повторное избрание решалось только через несколько лет и лишь один раз, т.е. каждый год Совет обновлялся. Члены совета получили жалование в размере 5-6 оболов.
Так в чем же значение реформы Клисфена? Почему ее называют так же, как и реформу Солона, «политической революцией»? Ответ на этот вопрос очевиден.
Общественное развитие привело к сосредоточению богатств руках значительного числа неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин. Политическая власть должна была отныне служить их целям. Родоплеменное деление препятствовало этому: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Вместе с тем окончательно побеждает государство рабовладельцев – знатных и незнатных.
Теперь на пути афинской демократии находится один ареопаг. Неписана афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых Греко-персидских войн (492-479 гг. до н.э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. Между тем время не повлияло ни на его состав, ни на его политическую линию. В 462 году до н.э. афинская демократия, руководимая Эфильтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций.
К середине V века до н.э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).
Оставалось последнее: ввести вознаграждение за службу, без чего граждане, живущие повседневным трудом, не могли занимать общественные должности.
По предложению стратега Перикла стали получать жалование члены совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших – стратегов.
Таковы причины и формы возникновения государства в Афинах. Энгельс справедливо замечает: «Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества»1.
___________________________
1 К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. – С. 169.
Общественный строй в Афинах в V в. до н.э.
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.
Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течении двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании.
Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежавших призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом.
Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка. Их земельные наделы не превышали 10 гектаров. Небольшое число граждан обладало значительным состоянием. Сотни семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производственного труда.
Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящие» профессии были уделом метеков (чужеземцев), вольноотпущенников, рабов.
Метеки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили налоги. Метэк, уклонившийся от уплаты налогов, продавался в рабство. Браки между метэками и гражданами запрещались.
Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, Метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб.
Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.
Единственное, что закон запрещал хозяину – убийство раба. Когда раб совершал преступление, заслуживающее казни, суд и наказание становились делом властей.
Государство, можно думать, опасалось, что собственник раба, заинтересованный в нем как в своем имуществе, пощадит его. Несмотря на формальный запрет, убийство раба хозяином влекло за собой наказания для последнего.
За этим исключением, все другие виды наказаний были правом господина. Допрос раба производился только под пыткой. Это считалось справедливым и «истинно демократическим».
Обычными способами наказания рабов были заковывание в кандалы, в железный ошейник, истязания, клеймение и пр. Пытали дыбой, заливанием уксуса в ноздри, прикладыванием к телу раскаленной черепицы, растягиванием членов («кобылой»).
Никакого имущества раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина.
Отпущенный на свободу раб подпадал под двойной надзор государства, относившегося к нему как к «иностранцу», и бывшего хозяина, по отношению к которому вольноотпущенный был обязан некоторым повинностям.
Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника. Эта участь не раз постигала и самих афинян. Заклейменные знаком лошади, они были сотнями проданы в рабство после неудачной силийской экспедиции (во время Пелопоннесской войны). Множество рабов поставляли на рынок морские разбойники. При покупке с рабом или рабыней обращались, как со скотом: раздевали, заставляли бегать, смотрели на зубы и прочее.
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.
Афиняне, по обыкновению, похвалялись тем, что их жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (то есть направлялись в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жила жена в особой половине дома.
Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становится муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей.
Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданное присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить.
Дети находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в его воле. Достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным.
Древняя Спарта.
Образование Спарты.
В противоположность демократическим Афинам Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Причины этого уходят в глубокое прошлое.
По преданию, Спарта была столицей значительного государства еще до вторжения дорян в Пелопоннес, когда Лаконию населяли будто бы ахеяне. Здесь царствовал брат Агамемнона, Менелай, игравший тайную видную роль в троянской войне. Несколько десятков лет спустя после разрушения Трои, большая часть Пелопоннеса была завоевана потомками Геракла («возвращение Гераклидов»), пришедшими во главе дорийских дружин, причем Лакония досталась сыновьям Аристодема, близнецам Эврисфену и Проклу (праправнукам Гилла, сына Геркулеса), считавшимся родоначальниками царствовавших в Спарте одновременно династий Агиадов и Эврипонтидов. Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по их имени была названа Axaией, оставшиеся были большей частью обращены в илотов. Восстановить, хотя бы в общих чертах, действительную историю древнейшего периода Спарты невозможно, за недостатком точных данных. Трудно сказать, к какому племени принадлежало древнейшее население Лаконии, когда и при каких условиях совершилось заселение ее дорянами, и какие отношения установились между ними и прежним населением. Несомненно только, что если Спартанское государство и образовалось благодаря завоеванию, то мы можем проследить последствия лишь сравнительно поздних завоеваний, путем которых Спарта расширялась на счет своих ближайших соседей. Значительная часть их принадлежала, вероятно, к тому же дорийскому племени, так как ко времени образования в Лаконии большого Спартанского государства племенная противоположность между первоначальным населением страны и пришедшими с северо-запада Греции дорянами уже успела сгладиться. Очень вероятно показание Эфора, что после так называемого вторжения дорян Лакония не составляла одного государства, а распадалась на несколько (по Эфору — 6) государств, которые находились в союзе друг с другом. Центром одного из них и была Спарта. Древнейшая Спарта представляла не город, а соединение нескольких открытых поселений. От нее зависела небольшая территория по среднему течению Эврота. В политическом и общественном строе этой маленькой общины не было еще в то время ничего такого, что выделяло бы ее заметно из ряда других греческих общин. Ряд войн привел затем к подчинению Спарте всей Лаконии.
Склад жизни в древней Спарте.
Вероятно, опасность жить среди враждебно настроенного и численно превосходного покоренного населения, заставила большинство свободных полноправных граждан поселиться в Спарте. Так установился взгляд, что полноправные граждане только те, кто живет в Спарте, откуда и название их «спартиаты». Завоевания дали государству возможность хорошо обеспечить землей большинство граждан. Спартиаты получили в наследственное пользование участки земли с явившими на них и обрабатывавшими их илотами (представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством). Эти участки были равны и назывались «жребьями» или «долями». Нет никаких данных для признания в Спарте общинного землевладения; переделов не было, и раз выделенный известной семье участок находился в ее пользовании постоянно. Очень сомнительно, далее, показание, что каждому ребенку старшины фил выделяли особый участок1. Спартиатские участки были невелики. Величину их можно приблизительно определить на основании показания, что каждый участок должен был давать 70 эгинских медимнов ячменя владельцу, еще 12 медимнов на долю жены и сверх того известное количество вина и масла. Эд. Мейер (во II т. «Истории древности»), принимая двухпольную систему и считая, что морген приносит около 6 эгинских медимнов, высчитал, что участок должен был равняться приблизительно 30 моргенам или шести с небольшим русским десятинам.
Завоеванием объясняется выработка в Спарте того особого склада жизни, который так долго привлекал к ней внимание политических теоретиков. Чтобы удержать в повиновении численно превосходную массу илотства и периэков (были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами), спартиатам необходимо было развить в себе постоянную боевую готовность. Чтобы не быть захваченными врасплох и перерезанными по одиночке, спартиаты сконцентрировались в городе, а это лишало их возможности заниматься хозяйством.
____________________
1 Плутархов «Ликург», глава XVI
Так утвердился взгляд, что спартиат не смеет заниматься трудом, дающим доход. Подготовка к бою, военная служба и участие в государственном управлении стали считаться тогда единственно достойными спартиата занятиями. Направляя все к одной цели — к выработай из граждан хороших воинов, государство мало-помалу совершенно стесняет личную свободу и подчиняет своему контролю всю жизнь граждан. С тех пор одной из специфических особенностей Спарты становится поглощение личности государством, стремящимся к сохранению гражданского равенства и простоты в образе жизни, как необходимых условий для развития воинских доблестей. Этими чертами объясняется та симпатия, которой пользовалась Спарта у некоторых представителей крайних направлений в новое время. Для достижения своей цели государство начинает отбирать у граждан детей и с 7 лет воспитывает их под надзором выбиравшихся из лучших семей пэдономов в особых «стадах», где все внимание сосредоточивается на физическом развитии детей, на закаливании их и развитии ловкости, находчивости и дисциплины. С 20 лет юноши начинали военную службу, но до 30 лет не вступали в пользование гражданскими правами. Теми же побуждениями объясняется подчинение суровой дисциплине взрослых граждан, которые и в мирное время были организованы по образцу военного лагеря. Граждане образуют группы (по 15 человек), которые обедают ежедневно вместе и вместе сражаются на поле битвы. Стремление сохранить суровую простоту быта привело к ряду искусственных мер, направленных к этой цели, как то, к запрещению чужеземцам пребывания в Спарте, спартиатам выезда заграницу, к попыткам по возможности отрезать Спарту от экономического общения с другими странами и от проникновения в нее богатства и роскоши, для чего искусственно удерживалась древняя малоценная железная монета и запрещалось частным лицам иметь у себя золото и серебро. Чтобы перевезти сравнительно небольшую сумму денег (10 мин), пишет Плутарх, требовалась упряжка волов, а для их хранения большой склад. По мере распространения новой монеты пропала охота воровать, брать взятки или грабить, «коль скоро нечисто нажитое и спрятать было немыслимо».
Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение.
В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Его занятие - военная служба. Свободное же время посвящалось «хороводам, пирам, празднествам, охоте, гимнастике».
Политическое устройство Древней Спарты.
Устройство Спарты в древнейший период было таким же, как и в остальных греческих государствах и в существенных чертах, совпадало с изображенным в гомеровских поэмах. Спартиаты делились на родовые филы (числом 3), подобно другим грекам. Впоследствии рядом с ними появляются территориальные филы, подразделяющаяся на обы. Этих фил было 5 (Питана, Лимны, Мезоя, Киносура, Дима) и к ним, по-видимому, перешли политические функции. Управление находилось в руках царя, которому помогала герусия(совет старейшин), она сохранилась от родоплеменной организации. Состояла из 28 виднейших представителей спартиатов. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.
Первым существенным нововведением было установление двойственной царской власти. Проследить обстоятельства, обусловившие и, сопровождавшие этот переворот, мы не можем, за недостатком данных.
Мы имеем основания предположить наличность в Спарте сильной политической борьбы уже в VIII веке, а может быть и ранее. Отголоском ее является так называемая Ликургова ретра1: «Воздвигнувши храм Зевсу Селланийскому и Афине Селланийской, установивши деление на филы и обы, поставивши герусию из тридцати с архагетами (царями), время от времени созывать народное собрание (апеллу) между Бабикой и Кнакионом (по Гильберту, реки Энус и Тиаза), так вносить (в апеллу предложения) и отклонять (апелле не нравящиеся ей проекты), у народа же быть власти и силе».
__________________
Ретра1 - так назывались в Спарте некоторые основные законы.
Борьбу между общиной равных и царской властью, отражает на себе и история важнейшего спартанского учреждения, эфората. Эфор сначала был, вероятно, один и назначался царями для замещения их в судебной деятельности. Это было необходимо вследствие увеличения государства и количества дел, а также вследствие продолжительных отсутствий царей во время войны. Эфоры были судьями в гражданских дедах (уголовные разбирались геронтами) и имели право полицейского надзора. Постепенно эфорат освобождается от зависимости, от царей и даже сам начинает подчинять себе царскую власть.
С течением времени число эфоров увеличилось до 5 (они составляли коллегию), и выбирать их стала апелла1. В эфорах избираемых народом на короткий срок (на год) из всех граждан, можно видеть орган общины «равных». В качестве представителей спартиатской общины эфоры, выступают в известной клятве, которую они и цари приносили каждый месяц: «эфоры за город, а цари за себя»; цари обещались править согласно с законами города, город же (т.е. эфоры от имени его) — сохранять в неприкосновенности царскую власть, если царь будет соблюдать свою клятву.
Шаг за шагом расширяют эфоры свои полномочия. Они наблюдают за периэками и илотами и пользуются по отношению к ним правом жизни и смерти. К ним перешли очень важные функции по надзору за воспитанием молодежи, за соблюдением взрослыми требований того «порядка» жизни, который устанавливается в спартанской общине под влиянием усиливавшейся потребности в сильной военной организации. Они получили право налагать штрафы за проступки и привлекать в важных случаях к суду герусии, ведавшему уголовные деда. Они подчинили своему надзору все остальные власти, даже самих царей, которых они также стали привлекать к ответственности перед герусией и собой. Такое расширение полномочий эфоров можно объяснить, во-первых, тем, что за их спиной стояла община спартиатов, готовая поддержать их притязания против царской власти, так как все, что выигрывали эфоры, косвенно выигрывала выбиравшая их община.
___________________________
Апелла1- народное собрание в Спарте; высший орган власти, но его решения, признававшиеся герусией или царем вредными, отменялись. Собиралось ежемесячно на открытом месте; голосовали криком.
Таким образом эфорат является в эту эпоху учреждением, в известном смысле, демократическим.
Но настоящей демократией Спарта не могла сделаться: спартиаты по отношению к массе населения составляли аристократию и стремились сохранить раз установившиеся, выгодные для них, отношения между собой и этой массой. Уже, поэтому, они были консервативны. Они воспитывались в привычке к суровой дисциплине и прекрасно понимали значение ее для них самих, знали что только ею они и сильны. Для развития личного начала в земледельческой, экономически отсталой Спарте не было тех благоприятных условий, которые были, например, в Афинах.
Поэтому спартанская апелла не развивается, подобно афинской экклесии (народному собранию), а преобладающее значение в делах законодательства и управления сохраняется за состоящей из пожизненных членов герусией и за эфорами. Сама же апелла не имеет ни инициативы, ни права обсуждать вносимые в нее предложения, ни делать к ним поправки, она просто принимает или отвергает их.
Заключение.
Рассмотренные нами полисы, как уже отмечалось, имели много общего в истории их формирования и много особенного. Эти общие и особенные черты, разумеется, отразились и на их политическом устройстве, которое имело множество черт, типичных для целого ряда греческих полисов, ориентировавшихся в своей внешней политике либо на Спарту, либо на Афины. Оба полиса имели некоторые политические черты, очень часто встречавшиеся и повторявшиеся в последующей истории, что делает их изучение актуальным и важным.
Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государство и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства.
Афины представляют самую развитую, законченную и самую совершенную форму демократического строя античных рабовладельческих государств. В афинской демократии воплотилась высшая форма государственности сформировавшегося в древнем мире античного гражданского общества. Вместе с тем эта демократия была ограниченной - всей полнотой гражданских прав пользовалось лишь 10-20% населения. Женщины, хотя и считались гражданками, в политической жизни не участвовали, а метеки и тем более рабы, вообще не имели гражданских прав. Кроме того, несмотря на существовавшую в Афинах оплату даже за участие в работе народного собрания, не все жители Аттики, особенно из отдаленных районов, имели возможность посещать все мероприятия полисной политической жизни. Свобода слова, несмотря на всю ее полноту, не допускала инакомыслия в некоторых вопросах, особенно религиозных. Жертвой этой ограниченности прав стал, например, Сократ, приговоренный к смерти за то, что он не почитал отеческих богов1. Однако, несмотря на ограниченность, афинская демократия в чисто политическом отношении надолго осталась совершенной
___________________________________
1 Немировский А.И. “У истоков исторической мысли”, Воронеж 1979г.
моделью такого рода государственного устройства, прогрессивного типа государственности, служившего на протяжении многих веков образцом для подражания.
Спартанское государственное устройство греки называли привычным им термином олигархия, хотя ближе всех к истине был "отец истории" Геродот, писавший о царящей в Спарте "деспотии закона". И лишь совсем недавно было найдено, как кажется правильное определение. Его дал, пожалуй, самый выдающийся отечественный исследователь спартанского феномена Ю.В.Андреев, определивший спартанскую государственность как одну из самых ранних форм тоталитарного государства. "Краеугольными камнями спартанского тоталитаризма, - отмечает он, - стали именно те социальные и политические институты, которые по замыслу их устроителей должны были служить главной опорой демократического строя". Так, государственный контроль превратился в административный диктат, эфорат из демократической диктатуры - в диктатуру без демократии, равенство наделов и находившихся на них илотов привело к отчуждению спартиатов от своих хозяйств и превратило их в простое приложение к этим наделам. Жесточайшая регламентация всей жизни имела следствием обезличение и нивелировку личности, и государство ассимилировало в себе и общество и всех его индивидов. Ценой консолидации спартанского общества стало ограничение гражданских прав и подавление свобод личности.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |