Реферат по предмету "История"


Реформы Екатерины 2 3

Начало царствования Екатерины II . «Просвещенный абсолютизм». Уложенная комиссия 1767-1768 «Наказ»

Реформы Екатерины II после восстания Е.И. Пугачева. «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам» 1785

Противоречивость внутренней политики Екатерины II. Французская революция 1789 г. и Россия. Русские просветители А.Н.Радищев, Н.И.Новиков, М.М.Щербатов


Тест

В результате сенатской реформы

а) улучшилось управление страной из центра.

б) укрепилась единоначальная власть Екатерины II

в) вводились ограничения власти монарха

г) расширились полномочия государственного аппарата


При Екатерине II в России впервые появились

а) бумажные деньги

б) ассигнации

в) единая денежная единица

г) серебряный рубль


Основные феодальные повинности крестьян данного периода

а) десятина и отходничество

б) барщина и оброк

в) месячина и отработки

г) подушная подать и барщина


Какие положительные стороны имела губернская реформа?

а) облегчала задачу управления на местах

б) развивала самостоятельность и инициативу на местах

в) давала центральной власти возможность полного контроля

г) более гибкой и компромиссной становилась система управления


Указ 1775 разрешавший крестьянскую промышленность, послужил толчком к …

а) расслоению крестьянства

б) расту заводчиков из купцов и крестьян

в) развитию крестьянского промысла

г) вкладыванию капиталов в промышленность


«Жалованная грамота дворянству» объявлена

а) дворянам привилегированным сословием

б) свободу дворян от государственной и военной службы

в) введение дворянского суда

г) разрешала куплю-продажу земли


Заслуга русского просветителя Н.Н. Новикова:

а) сделал допустимыми для широкого круга читателей произведения французских философов-просветителей

б) начал издавать детские, женские, экономические журналы

в) критиковал русскую действительность

г) пропагандировал европейский образ жизни



Введение.

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.

Я считаю данную тему достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, и мне кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

Прежде всего, в первой части мне хотелось бы рассказать о личности Екатерины II, о её приходе к власти и первых годах правления.

Во второй части я расскажу о тех делах Екатерины II, из-за которых время её правления названо “просвещённым абсолютизмом”.


2. Личность Екатерины II и первые годы правления.

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат матери был женихом Елизаветы Петровны, но скончался до бракосочетания. Отец Екатерины, принц Ангальт–Цербстский, был прусским фельдмаршалом, но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только затем, чтобы доставить удовольствие императрице Елизавете, покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.

В Штеттине Екатерина IIпровела и детство. Воспитание её было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы.

Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней.

Когда Елизавета Петровна выбрала Екатерину невестой для своего племянника Петра Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года её мать получила от Брюмера письмо с приглашением, от имени Елизаветы, приехать с дочерью в Петербург. В письме был намёк и на цель приезда.

30 декабря 1743 года Екатерина выехала, вместе с матерью, из Цербста в Москву. С этого дня она больше никогда не видела ни родины, ни отца и братьев. Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала мужу, что отныне их дочь – невеста будущего русского царя.

21 августа 1745 года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью.

Екатерина II была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоёвывать общие симпатии.

Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

28 июня 1762 года от лица Екатерины был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29 июня Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Несмотря на то, что Россия устала от издевательского правления Петра III, начали раздаваться голоса, что власть должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей. Понимая, что воцарение Павла приведёт к повторению того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало. И как мне кажется, именно больше по этой причине, а не из-за жажды власти, как утверждают некоторые историки. Потому что Екатерина, не являясь по происхождению русской, относилась к стране, которой правит так, как можно было пожелать некоторым русским. Её мудрое управление государством скоро заставило умолкнуть голоса всех недовольных переходом престола к ней.

Екатерина II начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. Домовые церкви были открыты, вербовка охотников в голштинские войска отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. Эти, и многие другие меры вызвали общее расположение к Екатерине.

Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. “Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному”. Императрица, разумеется, сгустила краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны совершенно недостоверной.

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.

Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

3. “Просвещённый абсолютизм” Екатерины II.

Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

“Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье “О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее “Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского “просвещенного абсолютизма”.

“Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: “Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании она предписывала: “Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать”.

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: “Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Я привела далеко не все дела совершённые Екатериной II. Чтобы сделать это потребовалось бы написать новую книгу. Но и перечисленные деяния Екатерины, ставят её в ряд действительно великих правителей, которых за всю историю России было не так уж и много.


4еформы Екатерина II после восстания Пугачева


Жалованная грамота дворянству и городам

Жалованная грамота дворянству 1785, "Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства", свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21 апреля. Дворянство резко отделялось от др. сословий, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы (провозглашенная в 1762), от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землёй и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило "дворянское общество". Ж. г. д. должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии.Права дворянства были окончательно закреплены в изданной 21 АП 1785 Жалованной грамоте дворянству. Однако в Жалованной грамоте не говорилось о праве дворян владеть душами.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Жалованная грамота городам, продолжавшая попытки создания третьего сословия. Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей.  Городское население (кроме живших в городе крестьян) делилось на шесть разрядов, составлявших "градское общество". Оно избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов) общей градской думы. Последняя избирала шестигласную думу - исполнительный орган управления, состоявший из представителей всех разрядов горожан. Жалованная грамота городам впервые объединяла в единое сообщество разрозненные группы "городовых обывателей".

Французская революция 1789 – 1794 гг. и Екатерина II

Внешнеполитическая задача — борьба с революционной Францией — только начиналась решаться при Екатерине II. Последовательное продолжение она получила при царствовании ее сына Павла I. Но и Екатерина заняла враждебную позицию по отношению к революционной Франции, щедро поддерживала французских эмигрантов-роялистов, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против Франции и в 1791 г. заключила союз со Швецией и Англией для совместной интервенции против нее. К походу во Францию готовился 60-тысячный корпус Суворова, но ее смерть помешала этому. Тем не менее, русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровождалась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.

Внутренняя политика Екатерины II сводилась к укреплению абсолютистского государства и поддержке его опоры — дворянства. Экономическую основу дворянства можно было усилить только поощрением дворянского землевладения. Для этого практиковалась раздача помещикам государственных и дворцовых крестьян. При Екатерине II фонд государственных крестьян существенно пополнился за счет секуляризации церковных земель в 1764 г. Крепостничество времен Екатерины II достигло апогея. Крепостные почти не отличались по правовому положению от рабов. При этом Екатерина выступала сторонницей просветительских взглядов XVIII в., состояла в переписке с Вольтером и Дидро. Эта противоречивость — типичная черта “просвещенного абсолютизма” 60 – 80-х гг., когда в Европе распространялись идеи о “союзе государей и философов”. Период “просвещенного абсолютизма” был временем заигрывания монархов с просветителями, временем очень робких реформ, не затрагивающих основы феодально-абсолютистского строя. Типичным маневром в этом духе стал созыв Екатериной в 1767 г. комиссии по составлению нового Уложения. К выборам Уложенной комиссии привлечены дворяне, купцы и государственные крестьяне. Никакого расширения политических прав свободных слоев населения, не говоря уже о крепостных, Екатерина не предусматривала. В конце 1768 г., воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина прервала работу комиссии, и больше ее не возобновляла. 
Для европейских монархов был характерен резкий отход от идей “просвещенного абсолютизма” и переход к реакции после французской буржуазной революции. Реакция Екатерины II началась раньше и была ответом на крестьянскую войну Пугачева в 1773 – 1775 гг. В 1775 г. Екатерина проводит губернскую реформу. Империя разделена на 50 губерний, во главе поставлены генерал-губернаторы, в их руках сосредоточивалась вся полнота власти — государственная, административная и т. д. Даже выборные должности находились под контролем местной администрации. Губернская реформа, носившая полицейско-бюрократический характер, была распространена и на окраины. К концу XVIII в. благодаря жесткой и последовательной политике Екатерины II абсолютистская монархия в России заметно укрепилась.

Эпоха Екатерины II — время активного усвоения и переработки идей французского Просвещения. Растет интерес к социально-политическим идеям Просвещения, вызванный не только интеллектуальной модой, но и реальными проблемами страны.

Идеология и политика просвещенного абсолютизма стимулировала живое обсуждение вопроса о пределах и источниках власти монарха, об общественном договоре, восприятие идей Руссо и Монтескье.

В этот период можно выделить две основные интерпретации общественного договора:

1) Общественный договор как договор подчинения народа правителю. Законодательная власть при этом принадлежит правителю. Народ не имеет суверенитета.

2) Интерпретация общественного договора как договора ассоциации, договора народа с самим собой. Законодательная власть, суверенитет при этом полностью принадлежит народу.

Понимая общественный договор как договор подчинения, многие представители русской мысли, несмотря на знакомство с просветительскими идеями, традиционно рассматривают власть монарха как неограниченную, самодержавную (И. Лопухин, П. Потемкин, М. Херасков и др.) Но даже в рамках традиционного подхода, обосновывая необходимость самодержавия, они зачастую ссылаются на идеи французских просветителей. Этот парадокс вызван интеллектуальной модой. Так, например, П. Потемкин, обосновывая необходимость самодержавия, ссылается на «Рассуждение о происхождении неравенства» Руссо.

Однако, в рамках интерпретации общественного договора как договора подчинения имеется и несколько другая тенденция, связанная с более глубоким усвоением просветительских идей. Это восприятие и переработка монархической концепции Монтескье, для которого монархия должна быть основана на законах. Радикально-демократическую в основе своей руссоистскую интерпретацию общественного договора как договора ассоциации дает А. Радищев. Но наряду с идеями Руссо, он использует и концепцию Монтескье, в частности, в обосновании федеративного устройства государства.

Принимая концепцию народного суверенитета в ее радикальном республиканском варианте (более радикальном, чем у Руссо) Радищев видит трудности осуществления этой концепции. Им затрагивается, хотя и неявно центральная для Руссо проблема «общей воли» и «воли всех». Пугачевский бунт заставил его задуматься над проблемой подлинных и мнимых интересов народа. Для Радищева свободными гражданами являются крестьяне, понявшие свои подлинные интересы и на основе этого, восставая против деспотизма, осуществляющие общую волю народа; когда же на бунт поднимаются рабы, не воспринявшие революционного просвещения, они не зная своих подлинных интересов, в конечном счете снова воспроизводят ситуацию рабства.


17




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.