ГЛАВА 1. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ: ПРИЧИНЫ И ЗНАЧЕНИЕ………… ….6
§ 1 Принятие христианства на Руси…………………………………………………………… ….…6
§ 2. Основные причины принятия христианства…………………………………………………....9
§ 3. Культурно-историческое значение принятия христианства ……………………………….…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….……………..16
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..17
§1 Предпосылки развития российской революции……………………………………. …..18
ВВЕДЕНИЕ
Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. История - это важнейший способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве.
Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.
Христианство, издавна двуединое - западное и восточное, представленное после церковного раскола 1054 г. двумя церквами - западной (католической) и восточной (православной), имеет специфику при особенностях, обусловленных отличительными чертами генезиса, распространения и утверждения его в качестве господствующей религии на Западе и Востоке. Особенности восточного и западного христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии. В частности, особый интерес вызывают судьбы христианства восточного, его влияние на социокультурное развитие Руси.
Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу - прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) - все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций - прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.
Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке и литература была славяноязычной. Благодаря этому после принятия христианства на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще во второй половине 9 века) большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской.
В 1988 году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международную значимость этого события в истории, ЮНЕСКО приняла решение широко отметить эту дату. В нашей стране и за рубежом проходили встречи, конференции, выставки.
Нужно признать, что в конце 80-х годов 20 века нельзя было говорить о всеобщем признании христианства. Несколько поколений воспитанные в неверии, не могли смириться в сопричастности, единства действий церковных организаций и организаций государственных - прежде всего таких, как школа и вуз. Но даже тогда, в преддверии очередного крутого исторического перелома, думающие люди России признавали, что все мы, будь то верующие или неверующие, - соотечественники и все одинаково заинтересованы в благополучии и лучшем будущем нашей Родины. Вот почему разные люди, независимо от их отношения к религии, должны иметь возможность знать о системах ценностей, мировидении, нравственности друг друга.
На данном этапе современная действительность начала 21 века позволяет посмотреть на важное историческое событие, принятие христианства на Руси, не через призму религиозности, как это было до 1917 года, не через повальный атеизм, как в середине 20 века, а трезвым взглядом человека свободного от предрассудков в своих суждениях и оценках. Именно это стало главным критерием выбора темы «Крещение Руси» для моей работы. Мне кажется, что моему поколению настало время разобраться в отношении его к религии.
Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси. Цель моей работы состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была - ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и, наконец, насколько важным было это историческое событие. На тему крещения Руси, выбора между язычеством и христианством написано много книг, научных статей и работ, и иллюстративный материал.
Использованная мной литература в основном имеет обзорный характер, но объединяет ее то, что описывается как сам факт крещения Руси - неизбежный этап цивилизации, так и его историческое значение.
На сегодня современные историки называют три основные причины этого:
1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.
Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов.
Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. И, как известно, к 9 веку образовалось Киевское государство. Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различных культурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными воззрениями. Таким образом вставала объективная необходимость также и религиозного объединения народов Киевской Руси. Как всегда, следуя русскому менталитету, эта попытка объединения была произведена силовым путем. Так киевский князь Владимир попытался создать общегосударственный пантеон и государственный культ: "по рассказу летописи, он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различных богов (Перуна, Велеса, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и велел молиться им и приносить жертвы. Некоторые исследователи, гиперкритически настроенные, считали, что эти "Владимировы боги" были с самого начала княжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе. Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиня Макошь, видимо, были и народными божествами; Владимир лишь пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества." Однако по-видимому эта попытка не удовлетворила Владимира. Причинами его неудачи стало попытка частного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого они не верят. Однако сама суть - политеизм так и оставался нетронутым. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому богу. Именно такая религия как Христианство наиболее подходила для решения задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям. К этому надо добавить, что гуманное Христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека. Т.е. Владимир стремится укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.
К 10 веку нашей эры Русь представляла собой очень молодое, но быстро развивающееся государство. С чем же было связано это быстрое развитие? Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активной торговли. В то время Русь граничила на юге с Византией - государством, имевшим двух- тысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний. Конечно же Византия намного обгоняла Русь в развитие и с этим связан распределение потока товаров - из Руси шло в основном сырье - мех, зерно, а из Византии - предметы ремесла - различные приспособления, оружие, книги, картины. Но вместе с материальными товарами, Русь получала от Византии технологии, научные открытия, знания, культуру, ИДЕИ. Русские люди "питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным". Они, приезжавшие в Константинополь неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов. "Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там!"
Таким образом, процветающая Византия демонстрировала пример тому, что может сделать монотеистическая религия для развития государства. Как важно идеологическое единство народа, живущего в нем.
Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. [4]
.
Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.[5]
История любой страны складывается из взлетов и падений, периодов процветания и кризисов, побед и поражений. Изучение этих исторических процессов востребовано современным обществом и ставит своей целью непредвзято проанализировать события далекого и недавнего прошлого нашего государства.
Актуальность осмысления отечественной истории обусловлена происходящей в обществе и науке переоценкой ценностей, отказом от ряда традиционных концепций. В данной работе охвачен переходный период конца XIX - начала XX века. Работа посвящена анализу революции 1905-1907 годов, рассматриваемой как проявление системного кризиса властных и социальных отношений, политических институтов на этапе ранней модернизации аграрного общества в индустриальное.
Работа состоит из трех базовых частей:
1.рассмотрение причин и предпосылок возникновения революционной ситуации в России;
2.протекание революции:
3.результаты революции.
Основной целью работы является осветить этот период как закономерный процесс, отражающий объективные отношения во всех сферах жизни общества, а также адекватность реакции власти на внутренние и внешние вызовы.
Основная задача заключается в представлении сжатого анализа основных событий и идей, отражении закономерностей возникновения революционных настроений в обществе.
К XX веку Россия оставалась единственной страной в Европе, где власть монарха не была ограничена ни конституцией, ни парламентом. Начало XX века было для России исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения многих экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятельности все социальные группы и классы российского общества.
В условиях назревающей революции правительство стремилось к сохранению существующего строя. Основной социальной опорой самодержавия были дворянство, армия, полиция, разветвленный бюрократический аппарат, церковь.
Глава 2. Предпосылки и развитие первой российской революции
§ 1.
Предпосылки развития первой российской революции
.
В начале XX в. в России сложились объективные и субъективные предпосылки революции, обусловленные, прежде всего особенностями России как страны второго эшелона. Важнейшими предпосылками стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительству партий. После реформ середины XIX в. крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции.
Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний в начале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат).
Причины революции коренились в экономическом и социально-политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900 - 1903 гг. и русско-японской войны 1904 - 1905 гг.[9]
Задачи революции
- свержение самодержавия и установление демократической республики; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; установление равенства народов России.
Движущие силы
. В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, служащие. Поэтому она была общенародной, по целям и составу участников имела буржуазно-демократический характер.
Начало революции
. 3 января 1905г. началась давно готовившаяся стачка на Путиловском заводе в Петербурге. Рабочие требовали повышения заработной платы, отмены обязательных сверхурочных работ и установления 8-часового рабочего дня. Их поддержали другие заводы и фабрики Петербурга, и 8 января стачка охватила уже 111 тыс. рабочих столицы, принимая всеобщий характер. В это время в организации Георгия Гапона созрел план устроить мирное шествие к царю для подачи петиции о нуждах рабочих. Содержание петиции в первой части отражало бедственное и бесправное положение рабочих. В ней говорилось о том, что рабочие, их жены, дети и беспомощные старцы родители пришли к государю «искать правды и защиты», так как положение их невыносимое. По настоянию социал-демократов в петицию помимо экономических требований были включены и политические: амнистия политическим заключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, равенство всех перед законом, разрешение на создание профессиональных рабочих союзов, отмена выкупных платежей крестьян за землю и передача ее во всенародное достояние, отделение церкви от государства и созыв Учредительного собрания[10]
.
Власти заранее были осведомлены о готовившемся шествии и приняли необходимые меры для предотвращения «беспорядков». Город был поделен на 8 военных участков, а его гарнизон был усилен войсками, вызванными из Петергофа, Ревеля и Пскова. Войска заняли подступы к Зимнему Дворцу и другим правительственным зданиям.
Николай второй в это время находился в Царском Селе. 8 января делегация демократической интеллигенции во главе с Максимом Горьким явилась на прием к министру внутренних дел князю П. Д. Святополк-Мирскому с ходатайством о предотвращении возможного кровопролития, но министр не принял ее. Вскоре весь состав делегации был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
Утром 9 января 140-тысячная толпа мужчин, женщин, стариков и детей, возглавляемая Гапоном, с хоругвями, иконами, портретами царя и пением молитв двинулась к Зимнему Дворцу. На дворцовой площади им перекрыла путь заградительная цепь солдат. Раздалась команда открыть огонь по толпе. Попадали убитые и раненые. Расстрелы, конные атаки казаков на мирные шествия к Зимнему Дворцу происходили и в других правительственных зданиях.
Весть о расстреле мирной демонстрации в Петербурге вызвала взрыв возмущения во всей стране. Вечером 9 января в Петербурге появились баррикады.
События 9 января произвели ошеломляющее впечатление в России и за границей. Во многих городах были распространены листовки социал-демократических и эсеровских комитетов с призывом к революционной борьбе с самодержавием. В январе бастовало 440 тыс. рабочих, в феврале около 300 тыс., что превышало число стачечников за предыдущие четыре года. Гапон остался жив. Он уехал за границу и основал там фонд, призывал рабочих к вооруженному восстанию против царизма. В Россию он вернулся после амнистии в октябре 1905 г. и возобновил связи с полицией. В марте 1906 г. Гапон был казнен[11]
.
Революция 1905 - 1907гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий, как русских, так и национальных. Все они в те годы действовали вполне легально. Число их вместе с ранее возникшими нелегально партиями к исходу революции было более ста. Эти партии являлись выразителями различных социальных, национальных и даже религиозных интересов, что было отражено в их программах. Все политические партии можно свести к трем основным классификационным группам: 1) революционно-демократические партии (социал-демократические и неонароднические), 2) либерально-оппозиционные (в основном партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции) и 3) консервативно-охранительные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические, черносотенные).
Среди партий первой группы ведущую роль играли возникшие на рубеже XIX - XX вв. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры)[12]
.
§ 2. Развитие и итоги революции
.
Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.) В своем развитии она прошла несколько этапов.
Периодизация революции: 1-й этап - начальный - с 9 января до осени 1905 г .; 2-й этап - кульминационный - с осени 1905 г . по декабрь 1905 г .; и этап - завершительный - январь 1906 г . - июнь 1907 г .
Первый этап
. С 9 января до конца сентября 1905 г. - начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание ее вглубь и вширь. В нее втягивались все новые массы населения. Она постепенно охватывала все районы России.
Основные события: январско-февральские стачки и демонстрации протеста в ответ на Кровавое воскресенье под лозунгом «Долой самодержавие!»; весенне-летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Баку и Риге; создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти - Совета уполномоченных депутатов; восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»; движение крестьян и сельскохозяйственных рабочих в 1/5 части уездов центральной России, в Грузии и Латвии; создание Крестьянского союза, выступившего с политическими требованиями.
На первом этапе революции впереди шли рабочие Петербурга, Польши, Прибалтики. Волнения охватили многие города в разных регионах страны. Были созданы различные органы руководства забастовками (стачечные комитеты, собрания уполномоченных и т. п.). Основными экономическими требованиями были: сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, улучшение условий труда. Комитеты революционных партий выдвигали политические антиправительственные лозунги: Учредительного собрания, демократических свобод, республики, но чисто политических стачек было не много. Гораздо чаще рабочие поддерживали требования трудового законодательства, введения 8-часового рабочего дня, государственного страхования, примирительных комиссий с выборными от рабочих, которые социалисты тоже считали политическими. Таких стачек было около половины.
Под напором этого движения правительство вынуждено было пойти на некоторые политические уступки. 18 февраля рескриптом царя на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина было предписано приступить к разработке закона о создании выборного представительного учреждения. Был подготовлен проект создания Государственной думы. В начале мая 1905 г. он поступил на рассмотрение Совета министров, а в июле в Петергофе под председательством царя были проведены секретные совещания по данному проекту. Секретные протоколы «Петергофских совещаний» попали за границу и там были опубликованы, что произвело сенсацию в России.
6 августа были обнародованы утвержденные царем «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Согласно этим актам учреждалась законосовещательная Государственная дума, в которую предстояло избирать депутатов по типу выборов в земства - по трем куриям: землевладельческой, городской и сельской. Выборы для первых двух курий устанавливались двухстепенными, для третьей четырехстепенными. Избирательное право распространялось на лиц мужского пола не моложе 25 лет. В выборах в Думу не могли участвовать военнослужащие, рабочие, ремесленники, батраки и «бродячие инородцы». Эта «булыгинская дума», как ее именовали, вызвала активный бойкот со стороны рабочих, крестьян, интеллигенции, всех левых партий и объединений. Бойкот сорвал попытку правительства созвать такую Думу.
Революционное движение в 1905 г. развивалось неравномерно, нарастая волнообразно. В марте оно пошло на убыль, число стачечников (70 тыс.) было уже в 4 раза меньше, чем в феврале. Все революционные партии и группы связывали надежды с международным пролетарским праздником 1 мая и усилили агитацию среди рабочих. В большинстве городов распространялись листовки с призывом к стачкам и демонстрациям. К этому времени социалистические партии имели довольно крупные организации. Например, большевистские ячейки насчитывали в Москве 1435 человек (123 ячейки), в Минске - 600, Екатеринославе - 200, Риге - 250, Вильно - 400 человек. В результате широкой агитации революционерам удалось добиться нового подъема стачечного движения. В мае бастовало 220 тыс., в июне 155, в августе - 104 тыс. рабочих. Если сначала в стачечном движении было заметное преобладание металлистов, то затем вперед вышли текстильщики. Наиболее крупной была стачка в Иваново-Вознесенском регионе, в которой участвовало 70 тыс. текстильщиков. Она продолжалась 72 дня. Под ее влиянием поднялись рабочие ближайших текстильных городов и поселков - Шуи, Кохмы, Тейкова, Вичуги. В ходе ее был создан первый в России общегородской Совет рабочих депутатов, который не только руководил стачкой, но и фактически превратился в орган рабочей власти в городе. Он создал рабочую милицию для поддержания порядка в городе, закрыл все кабаки, запретил торговцам повышать цены, вел переговоры с фабрикантами и городской администрацией. По требованию Совета фабриканты на 10% увеличили заработную плату рабочим. Фабричная инспекция зарегистрировала в период (май-сентябрь) 670 тыс. стачечников.
Под воздействием роста стачечной борьбы рабочих пришла в движение и деревня. Уже в феврале - марте крестьянские бунты охватили 1/6 часть уездов страны - в губерниях Черноземного центра, Польши, Прибалтики и Грузии. Летом они распространились на Среднее Поволжье, Украину и Белоруссию. В мае 1905 г. образовался Всероссийский крестьянский союз, руководящую роль в котором играли правые эсеры во главе с В. М. Черновым. 31 июля - 1 августа в Москве нелегально состоялся его учредительный съезд, на который прибыло 100 делегатов от 22 губерний. Съезд высказался за отмену частной собственности на землю и экспроприацию земледельцев; выдвинул требования о передаче всей земли «в общую собственность народа», отмены сословной иерархии и налогообложения крестьян, избрания путем всеобщих выборов Учредительного собрания.
14 июня вспыхнуло восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Матросы овладели кораблем, выбрали новый командный состав и судовую комиссию - орган политического руководства восстанием. В тот же день восставший броненосец и сопровождавший его миноносец подошли к Одессе, где в это время началась всеобщая забастовка рабочих. Но судовая комиссия не решилась высадить десант в городе, ожидая присоединения к восстанию остальных кораблей Черноморской эскадры. Однако присоединился лишь один броненосец « Георгий Победоносец». После 11 дней рейда, истощив запасы топлива и продовольствия, «Потемкин» прибыл в румынский порт Констанцу и сдался местным властям. Впоследствии «Потемкин» вместе с его командой был передан российским властям.
Часть стачек была подавлена войсками и полицией, большинство прекращалось после отдельных уступок капиталистов или из-за недостатка средств у бастующих. Правительство тоже сделало ряд уступок рабочим. Были приняты «Временные правила» о выборных рабочих и о 9-часовом рабочем дне на железных дорогах, даны обещания о введении конфликтных комиссий и о других уступках. В августе начался спад забастовок, а в сентябре число стачечников уменьшилось еще в три раза (до 37 тыс.)[13]
.
Второй этап
. Октябрь - декабрь 1905 г. - высший подъем революции. Основные события: всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка и вырванный у правительства Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать законодательную Государственную думу на основе нового избирательного закона; бунты крестьян, приведшие к отмене выкупных платежей; выступления в армии и на флоте (восстание в Севастополе под руководством лейтенанта П. П. Шмидта); декабрьские стачки и восстания в Москве, Харькове, Чите, Красноярске и других городах.
Пик революционных выступлений рабочих и крестьян пришелся на осень. Ведущее место в стачечной борьбе заняли железнодорожники. Еще весной 1905 г. явочным порядком оформились профсоюзы рабочих и служащих железных дорог и состоялся их первый съезд, учредивший Всероссийский железнодорожный союз. В ночь на 7 октября Центральное бюро Всероссийского железнодорожного союза обратилось по телеграфу к рабочим и служащим всех дорог начать всеобщую забастовку.
7 октября забастовали Московско-Казанская и Ярославская железные дороги. На следующий день к ним присоединились еще несколько дорог. 12 октября бастовало 14 дорог, на которых работало 700 тыс. рабочих и служащих. Ведущую роль играли рабочие мастерских и депо. 10 октября в Москве началась общегородская стачка рабочих. 12 октября стачечное движение охватило и Петербург. К середине октября стачка распространилась на всю страну. В ней участвовало свыше 2 млн. человек. Остановились фабрики и заводы, не работали почта, телеграф, транспорт, закрылись коммунальные учреждения и учебные заведения. В крупнейших промышленных центрах стали создаваться Советы рабочих депутатов по примеру Ивано-Вознесенского совета. Основными требованиями, выдвинутыми бастующими рабочими, были: установление 8-часового рабочего дня, введение демократических свобод и созыв Учредительного собрания.
Правительство решило принять для подавления стачки крутые меры - вплоть до применения оружия. Петербургский генерал-губернатор Д. Ф. Трепов издал приказ полиции и войскам: «Холостых залпов не давать и патронов не жалеть». Однако для подавления нараставшей революционной волны у правительства было не достаточно сил, так как основная масса войск находилась на Дальнем Востоке.
Под воздействием Октябрьской стачки самодержавие вынуждено было пойти на новые уступки. 17 октября Николай II подписал Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, о предоставлении новой Государственной думе законодательных прав, причем указывалось, что никакой закон не может получить силы без одобрения его Думой. Европейские биржи ответили на этот акт повышением курса русских ценных бумаг.
С целью преодоления ведомственной разобщенности и Консолидации высшей исполнительной власти, расширения ее прерогатив 19 октября 1905 г. был издан указ о превращении Совета министров в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, на которое возлагалось «направление и объединение действий» всех ведомств в вопросах законодательства и управления. Устанавливался порядок, при котором законодательные предложения министров не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.
Содержание Манифеста 17 октября 1905 г. и издание 23 апреля 1906 г. в развитие его положений акта под названием «Основные государственные законы» свидетельствуют о противоречии их характера. В них декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной думой, однако реальную силу законы получают после утверждения их императором. По этим законам Государственная дума как законодательный орган нисколько не подрывала прерогатив самодержавной власти императора. Депутаты Думы присягали на верность не народу и государству, а «его величеству императору и самодержцу всероссийскому».
Осень 1905 г. отмечена ростом крестьянских бунтов и революционных выступлений в армии и во флоте. В ноябре - декабре крестьянское движение достигло кульминации. За это время было зарегистрировано 1590 крестьянских выступлений - примерно половина их общего числа (3230) за весь 1905 г. Они охватили половину (240) уездов европейской части России, сопровождались разгромом помещичьих усадеб и захватом помещичьих земель. Было разгромлено до 2 тыс. помещичьих усадеб (а всего за 1905 - 1907гг. - свыше 6 тыс.). Особенно широкий размах крестьянские бунты приняли в Сибирской, Саратовской, Курской и Черниговской губерниях. На подавление крестьянских восстаний посылались карательные войска, в ряде мест было введено чрезвычайное положение.
6 - 10 ноября 1905 г. в Москве состоялся II Всероссийский съезд Крестьянского союза. В нем приняло участие 187 делегатов от 27 губерний европейской части России. К этому времени Всероссийский крестьянский союз насчитывал в своем составе до 200 тыс. членов, объединенных в 470 волостных и сельских организаций. Он подтвердил основные требования и решения, выказанные еще на I съезде летом 1905 г., добавив к ним требование введения всеобщего избирательного права и демократизации местного управления. Съезд способствовал пробуждению политического сознания крестьянства.
На местах крестьяне стали создавать свои комитеты, которые выдвигали не только экономические, но и политические требования, сформированные на съезде Всероссийского крестьянского союза. В ряде селений и волостей комитеты Крестьянского союза возглавили вооруженные крестьянские восстания. Кое-где стали возникать и своеобразные «крестьянские республики». В отдельных волостях или группах волостей крестьянам удавалось отстранить местную администрацию и на короткое время захватить в свои руки власть. Примером этого могут служить «Марковская республика» в Волоколамском уезде Московской губернии, «Старо-Буянская» в Самарской губернии, «Люботинская» в Харьковской, Новинская волость в
Тверской (в октябре - ноябре 1905 г.). Однако они существовали недолго и через два-три месяца прекратили свою деятельность.
3 ноября 1905 г., под влиянием широкого крестьянского движения, был издан царский манифест, возвестивший об уменьшении выкупных платежей с крестьян за надельную землю наполовину и о полном прекращении их взимания с 1 января 1907 г.[14]
В октябре - декабре 1905 г. произошло 89 выступлений в армии и на флоте. Самым крупным из них было восстание 11 - 16 ноября матросов и солдат Черноморского флота под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. Восстание началось на крейсере «Очаков». К нему примкнули 12 судов Черноморского флота (в их числе и броненосец «Святой Пантелеймон» - бывший «Потемкин»). Однако восставшие действовали не решительно, и восстание приняло оборонительный характер. Царское военное командование приняло к его подавлению самые энергичные меры. С помощью береговой артиллерии и верных правительству кораблей «Очаков» был подвергнут обстрелу. Большинство из его команды погибло. Лейтенант вместе с другими руководителями был схвачен и по приговору военного суда расстрелян. Другие участники восстания были приговорены к каторжным работам и тюремному заключению.
2 декабря 1905 г. в Москве восстал 2-й гренадерский Ростовский полк. Солдаты взяли командование в свои руки, избрав полковой комитет, который выдвинул требования созыва Учредительного собрания, передачи земли крестьянам, освобождения политических заключенных и обратился с воззванием ко всем войскам Московского гарнизона поддержать его требования. Оно нашло отклик в других полках. Был создан Совет солдатских депутатов из представителей Ростовского, Екатеринославского и некоторых других полков Московского гарнизона. Но командованию гарнизона удалось подавить солдатское движение в самом начале и изолировать ненадежные воинские части в казармах.
4 декабря 1905 г. Московский Совет рабочих депутатов принял решение начать с 7 декабря всеобщую стачку рабочих, с тем чтобы перевести ее в вооруженное восстание. Однако никакого заранее разработанного плана восстания не было. В полдень 7 декабря заводские гудки возвестили о начале стачки. В тот же день произошли отдельные вооруженные столкновения рабочих групп с полицией, но в течение последующих трех дней стачка и мирная демонстрация оставались главными средствами борьбы. Между тем московские власти, осведомленные о готовящемся вооруженном восстании, принимали меры к его предотвращению. 8 декабря были арестованы члены Московского комитета РСДРП - потенциальные руководители готовившегося восстания. В тот же вечер войска разогнали рабочий митинг в саду «Аквариум», а 10 декабря окружили реальное училище Фидлера на Чистых прудах, где дружинники обсуждали план захвата Николаевского вокзала, городской Думы и других учреждений, и предложили им сдаться. Дружинники ответили отказом. Училище было обстреляно и взято штурмом. В тот же день произошло столкновение дружинников с войсками у типографии Сытина на Пятницкой улице.
Эти события послужили сигналом к началу вооруженного восстания в Москве. В рабочих окраинах стали сооружаться баррикады. Группы вооруженных рабочих-дружинников стали разоружать на улицах города. В Декабрьском вооруженном восстании в Москве приняли участие до 8 тыс. человек, из них около 1 тыс. вооруженных дружинников. Восстание было плохо подготовлено, не имело единого руководящего центра, проходили разрозненно, и охватило лишь некоторые рабочие окраины города, не имевшие между собой никакой связи. В таких условиях о каких-либо активных наступательных действиях восставших не могло быть и речи: дело ограничилось постройкой баррикад и их обороной.
Главным опорным пунктом дружинников была Пресня - крупный рабочий район, - где им удалось продержаться около 10 дней, и то лишь благодаря тому, что московские власти не могли использовать для подавления восстания войска столичного гарнизона, которые сочувствовали восставшим, а разоруженная в начале восстания дружинниками городская полиция была деморализована.
На подавление московского восстания из Петербурга был направлен гвардейский Семеновский полк, а из Польши прибыл Ладожский полк. Сопротивление дружинников, плохо вооруженных и не имевших никакого воинского опыта, было быстро подавлено регулярными частями, применившими артиллерию. 19 декабря пал последний оплот восставших на Пресне - Прохоровская мануфактура. Вооруженные выступления проходили в декабре 1905 - начале января 1906 г. в Нижнем Новгороде, Харькове, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Красноярске, Чите, Владивостоке, в ряде рабочих центров Урала и Грузии. Везде власти с помощью регулярных войск легко подавляли эти плохо вооруженные и разрозненные выступления, а затем чинили жесткие расправы над их участниками.
Третий этап
. С января 1906 г. по 3 июня 1907 г. - спад и отступление революции. Он ознаменовался новыми формами общественной борьбы. Основные события: «арьергардные бои пролетариата» (в стачках участвовало в 1906 г. 1,1 млн. рабочих, в 1907 г. - 740 тыс.);крестьянские волнения (горела половина помещичьих имений в центре России); восстания моряков (Кронштадт и Свеаборг); национально-освободительное движение (Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина). Постепенно волна народных выступлений ослабевала[15]
.После декабрьских событий 1905 г. начинается отступление революции. В первую очередь оно выразилось в постепенном спаде стачечного движения рабочих. Если в течение 1905 г. было зарегистрировано 2,8 млн. участников стачек, то за 1906 г. - 1,1 млн., а в 1907 г. - 740 тыс. Однако накал борьбы был еще высок. Весной - летом 1906 г. поднялась новая волна аграрного крестьянского движения. Однако, несмотря на свой размах и массовость, крестьянское движение 1906 г., как и в 1905 г., представляло собой серию разрозненных, локальных бунтов, не имевших между собой практически никакой связи. Всероссийский крестьянский союз не смог сыграть роль организующего центра движения.
Происходили восстания в армии и на флоте. Они приняли более угрожающий характер, чем в 1905 г. Наиболее значительными из них были восстания в июле 1906 г. моряков в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле. Они были подготовлены и руководимы эсерами, которые разработали план окружить столицу кольцом военных восстаний и принудить правительство к капитуляции. Восстания были быстро подавлены верными правительству войсками, участники восстаний преданы военному суду, 43 из них казнены.
Внушительные размеры в 1906 г. приняло национально-освободительное движение в Финляндии, Прибалтике, Польше, на Украине, в Закавказье под руководством местных националистических партий[16]
.
Итоги революции
.
Революция 1905 г. имела незавершенный характер. Она не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили. Но, тем не менее, она заставила власти пойти на некоторые уступки.
Рабочему классу удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9 - 10 часов (некоторые предприниматели по собственному почину установили даже 8-часовой рабочий день), повышение заработной платы. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, в которых определялись минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, пособие по болезни.
Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими более 40 лет с 1861 г., снижена арендная плата за землю[17]
.
Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные, страховые организации и т. д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные демократические права: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов, издания печатных органов. Был отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. Наконец, был решен вопрос о создании первого представительного органа власти - Государственной думы.
Произошли большие изменения в духовной жизни общества. Революция втянула в активную политическую деятельность миллионы людей, заставила их задуматься над такими вопросами, которые раньше казались незыблемыми: о справедливости самодержавного и сословного устройства общества, о личностных качествах монаршей особы и т. д. Демократическая интеллигенция, так долго звавшая народ к топору, увидев реальные масштабы и результаты русского бунта, начала задумываться об иных альтернативах разрешения проклятых русских политических организаций объявили первую российскую революцию «генеральной репетицией», учли ее уроки и начали подготовку к новому «штурму самодержавия».
И все же одним из главных итогов революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Революция, безусловно, дала дополнительный импульс процессу буржуазной модернизации России, но он был не настолько силен, чтобы коренным образом изменить обстановку в стране и заставить власть извлечь из революции все необходимые уроки и продолжить новый тур больших реформ, начавшийся в 1905 г., но так и оставшийся незавершенным.
Конечно, революцию 1905-1907 гг. нельзя отнести к числу самых кровавых и разрушительных мировых социальных катаклизмов, хотя нельзя сбрасывать со счетов ни ее человеческие жертвы, ни тот материальный ущерб, который был нанесен экономике страны в результате многочисленных забастовок, терроров, демонстраций, стычек и восстаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. А. С. Орлов, В. А. Георгиев. История России - Москва 1999
2. В. П. Дмитриев История России XX в. - Москва 2001.
3. В. И. Ленин Доклад о революции 1905 г. Полное собрание сочинений. Том 30.
4. В.А. Поцелуев История России XXстолетия. Москва -1997 год. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»
5. Исторический опыт трех российских революций. Том 1 - Москва 1989.
7. Новое в революции 1905 - 1907 гг. в России. - Ленинград 1989.
8. Новейшая история Отечества XX век - Том 1. - Москва 1998.
9. С.Ф. Платонов - Лекции по Русской истории Ч. I. Москва, М. ВЛАДОС, 1994 г/
10. Ш.М Мунчаев., Устинов В.М., "История России", М., 1998
[1]
А.С. Орлов, В.А, Георгиев, Н.Г, Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник по Истории России рекомендовано для ВУЗов. М.: ПРОСПЕКТ, 2005 г. С.28
[2]
С.Ф. Платонов Лекции по Русской истории Ч.1. ВЛАДОС - Москва 1994г., стр. 83
[3]
Ш.М. Мунчаев Отечественная история вопросы-ответы ЮНИТИ – Москва -2002 г. стр. 31.
[4]
А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кощенко, М.Ф. Флоринский. Отечественная история до 1917 г. М.: Гардарики, 2002, 445 с.
[5]
Н.И. Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.1 \ -Р-на-Д: Феникс, 1992г., стр.12.
[6]
Е. Шмурло. История России от
IX
до
XX
в.в. М.: АГРАФ, 1997 г. С. 48
[7]
Л.А. Кацва, А.Л. Юрганов «История России VIII-XV веков»
[8]
Там же.
[9]
Ш.М. Мунчаев Отечественная история вопросы-ответы ЮНИТИ – Москва -2002 г. стр. 157
[10]
Исторический опыт трех российских революций. Том 1 - Москва 1989.
[11]
А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кощенко, М.Ф. Флоринский. Отечественная история до 1917 г. М.: Гардарики, 2002,
[12]
Исторический опыт трех российских революций. Том 1 - Москва 1989.
[13]
В. И. Ленин Доклад о революции 1905 г. Полное собрание сочинений. Том 30
[14]
В. И. Ленин Доклад о революции 1905 г. Полное собрание сочинений. Том 30
[15]
Новейшая история Отечества XX век - Том 1. - Москва 1998.
[16]
В.А. Поцелуев История России
XX
столетия. Москва -1997 год. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
[17]
Новое в революции 1905 - 1907 гг. в России. - Ленинград 1989.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |