Реферат по предмету "История"


Сковорода, Григорий Саввич



План
Введение
1 Биография

2 Мировоззрение

3 Философские трактаты и диалоги

4 Басни

Список литературы


Введение


Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Золочевский уезд, Харьковской губернии) — украинский[2] и русский[3][4][5] философ, поэт, педагог. Сковороду называют «первым философом Российской империи».[6]


1. Биография


Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург). В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся. В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).


2. Мировоззрение


Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной). Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа»[7][8]. В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков».[9]


3. Философские трактаты и диалоги


Почтовая марка СССР, посвящённая Г. С. Сковороде, 1972 (ЦФА (ИТЦ) #4186; Скотт #4034)


Сковорода на купюре в пятьсот гривен 2006


В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается.


Исключение составляет огромный пласт цитат из Священного Писания.


· Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе») [1]


· Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе») [2]


· Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко [3]


· Диалог, или разглагол о древнем мире [4]


· Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире) [5]


· Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире [6]


· Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776) [7]


· Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780) [8]


· Потоп змиин (конец 1780-х) [9]


· Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775) [10]


· Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783) [11]


· Пря бесу со Варсавою [12]


· Начальная дверь к христианскому добронравию (1769—1780)


· Икона Алкивиадская


· Сад божественных песен


4. Басни


· «Басни харьковские» (1774) [13]


· «Благодарный Еродий» [14]


· «Убогий жаворонок» [15]


· «Басня Эзопова»


Список литературы:


1. Некоторые источники указывают в качестве места рождения Сковороды Полтавскую губернию, однако это не соответствует действительности. Полтавская губерния была образована в 1802 году. Киевская губерния, образованная в 1708 году включала на тот момент в себя Киевская Малороссию, Севский и Белгородский разряды, части нынешних Брянской, Белгородской, Орловской, Курской, Калужской и Тульской областей Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет


2. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.


3. Лосев А. Г. С. Сковорода в истории русской культуры


4. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»


5. СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ / 1722—1794 русский и украинский философ поэт педагог Родился в сЧе


6. СКОВОРОДА Г. Сад божественных песней


7. И. И. Кальной, Ю. А. Сандулов
. Философия для аспирантов. От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу


8. Лосев А. Г.
С. Сковорода в истории русской культуры


9. Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. СПб., 1998. С. 122.


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сковорода,_Григорий_Саввич



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Египетская религия
Реферат Разработка настенного поворотного крана
Реферат Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного возраста с психомоторными нарушениями
Реферат Феноменологічна рецепція духовної кризи у романі Марії Матіос Майже ніколи не навпаки
Реферат Экологическое обоснование (ОВОС) проектов добычи полезных ископаемых
Реферат "Опровержение идеализма" Дж.Э.Мура
Реферат Реакция деления ядер. Жизненный цикл нейтронов
Реферат Некоторые вопросы интеграции
Реферат Беларусская музыка
Реферат Juliette Low Founder Of Girl Scouts Essay
Реферат Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи
Реферат Сословия в России до 16 века: их образование, функционирование, привилегии, влияние на государственную жизнь
Реферат Политическое лидерство. Курсовая работа
Реферат 446206, Самарская область г о. Новокуйбышевск, ул. Дзержинского,23а тел. 4-77-26
Реферат Анахарсис один из семи мудрецов античного мира