Борьба за социальное и национальное освобождение способствовала духовному подъему украинского народа. Царская империя распалась, а большевистская не успела сформироваться, и это давало надежды на становление и развитие украинского государства и, соответственно, национальной культуры. Однако в условиях жестокой борьбы за власть образование, наука и культура стали заложниками политиков. Жестокие классовые столкновения порождали новую идеологию и мораль, которые не вкладывались в традиции украинского народа, извечные общечеловеческие ценности и гуманизм. Массовое деформирования сознания, многочисленные потери среди носителей культуры в результате гибели или эмиграции придавали культурному процессу 1917 - 1920 гг в Украине трагического оттенка.
В 1917 - 1920 гг образование в Украине оказалась в центре борьбы различных политических сил. Центральная Рада и Гетьманат проводили украинизация школы. Открывались новые украинские гимназии, вводились учебные программы, которые предусматривали обязательность изучения украинского языка, истории и географии Украины.
Зато большевики перерабатывали учебные планы на свой лад, заботясь прежде всего о воспитании детей в духе преданности идеям социализма. Советская власть с опаской относилась к проявлениям национальной жизни и перечеркнула украинизация народного образования. Неспособны добиться желаемого результата мирными средствами, большевики прибегали к насильственных действий и командных методов. Так, Всеукраинская учительская союз, не воспринимала советских реформ в школьной сфере, была распущена. Такая же судьба постигла национальные культурно-образовательные организации - «Просвиты». Они были особенно популярны на селе и объединяли всех, кто заботился об украинской культурное наследие.
Советская власть пыталась реформировать образование, сделать ее систему подконтрольной и направленной на укрепление большевистского режима. В 1920 г. увеличилось число школ и учащихся, определенных успехов было достигнуто в ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
Активная борьба развернулась за высшую школу. Прежде на обучение принимались выходцы из рабочего класса и крестьянства. Университеты были ликвидированы, вместо них появились институты народного образования. Поскольку вступление в вузы требовал определенного уровня знаний, то для подготовки будущих студентов были открыты рабочие факультеты.
В эпоху Гетьманат было создано Украинскую Академию наук. Ее первым президентом стал В. Вернадский. После установления советской власти некоторые выдающиеся ученые эмигрировали, но большинство продолжала плодотворно работать.
Нелегко складывалась творческая судьба украинских писателей и поэтов. Они болели за украинскую национальную революцию, мучительно переживали события гражданской войны. В это время громко заявили о себе талантливые поэты П. Тычина, В. Сосюра, В. Чумак. Немало талантливых поэтов, среди которых О. Олесь, вынуждены были навсегда покидать Родину.
Много сделал для развития украинской культуры гетман П. Скоропадский. Открывались украинские университеты, библиотеки, театры. В частности, в 1918 г. был основан Украинский театр драмы и оперы, Украинскую государственную капеллу под руководством О. Кошиця, Государственный симфонический оркестр. Новые музыкально-драматические учреждения и творческие коллективы появились в Украине и в 1919-1920 гг.
Заметным стало творчество нового драматического театра им. И. Франка, который возглавлял Г. Юра, коллектива художников во главе с Лесем Курбас, известных исполнителей А. Мар 'яненка, Г. Борисоглебская, композиторов М. Леонтовича, Б. Лятошинского, Г. Веревки.
Благодаря деятельности Центральной Рады в Киеве в конце 1917 г. было открыто Украинскую академию искусств, которая объединила выдающихся художников. В настоящее время в Украине творили мастера живописи и графики М. Бойчук (первый ректор академии), В. Ф. Кричевский, Г. Нарбут, О. Мурашко. Г. Нарбут является автором проектов денежных знаков Центрального Совета и гетманского правительства, государственного герба и печати, почтовых марок, военной формы.
В годы революции и освободительной борьбы в среде украинских верующих и духовенства зрелой стремление иметь самостоятельную (автокефальная) церковь. Однако Русская православная церковь пыталась не допустить потери контроля над епархия бывшей царской империи. Провозгласить автокефалию на Всеукраинском православном соборе в январе 1918 г. не позволили большевики. Большевистская партия развернула ожесточенную борьбу с религией и церковью. Закрывались храмы и монастыри, верующие и духовенство подвергались преследованиям. Идея провозглашения Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) стала частью украинского национально-освободительного движения.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |