Реферат по предмету "История"


Куршские короли



План
Введение
1 История
1.1 Ливонский Орден
1.2 Курляндия
1.3 Россия
1.4 Латвийская республика
1.5 Советский период


2 Быт и традиции




Введение


Куршские короли (латыш. kuršu ķoniņi, нем. Kurische Koenige
) — конфедерация шести родов потомков местных вассалов Ливонского ордена, существовавшая в XIV—XX вв. в сегодняшней Латвии (Latvijas Republika), в краю Курземе (латыш. Kurzeme), в окрестностях гор Кулдига (латыш. Kuldīga).


1. История


Согласно преданиям, которые в письменных источниках упоминаются с середины XVI века, название «Куршские короли» происходит из вождей древних куршей (древнелатышская народность), которые в XIII веке добровольно приняли крещение и помогали Ливонскому военно-монашескому ордену в борьбе с язычниками, за что им была дана свободная от всяких податей и трудовых повинностей земля.


Предание отражает историческую действительность — Ливонский орден в своём государстве широко применял присуждение земель в лен лояльным лицам местного происхождения, чтобы привлечь их к орденской военной и административной службе.


Во времена владычества Ордена (1253—1561) куршским королям были даны следующие лены, на которых возникли вольные деревни — места жительства потомков первых вассалов. Имя праотца стало родовым именем.


· В 1320. г. — лен в 2 гакена земли (гакен — прибл. 200 га) роду Тонтегоде в вольной деревне Плики в сегодняшней волости Турлава Кулдигского района.


Старшая сохранившиеся ленная грамота куршских королей, данная Тонтегоде магистром Герхардом из Иоке 6 мая 1320 года. Перевод с латинского языка.
Всем верующим во Христа, которые будет читать или слушать эту грамоту, брат Герхард, магистр Тевтонских братьев в Ливонии, шлёт привет во имя Спасителя всех [людей]. Содержанием этой грамоты мы ясно извещаем, что по совету и согласию наших мудрых братьев мы предъявителю сей грамоты, Тонтегоде и его наследникам, дали в лен два гакена земли, которыми владел его предшественник, светлой памяти Кристиан в сих границах: идти вдоль речки Церенде вверх до озера по названию Сип; дальше до деревьев, меченных крестами; потом, следуя крестам и меткам, возвращаться к упомянутой речке Церенде с другой стороны. Всё это [Тонтегоде и его наследники могут] держать в своей власти и со всеми принадлежностями владеть на вечные времена по тому же праву, каким другие вассалы Ордена в Курляндии владеют своими феодами. Как свидетельство достоверности сего к грамоте приставлена наша печать. Дано в замке Дюнаминде, третьего дня после праздника Вознесения, в году Господнем 1320-ом.


· В 1333. г. — лен в 2 гак. земли р. Тонтегоде в вольной деревне Виесалги в сегодняшней волости Снепеле Кулдигского р-на.


· В 1439., 1456., 1500., 1504. г. — лен в 6 гак. земли р. Пеникис в вольной деревне Кёниньциемс в сегодняшней волости Турлава Кулдигского р-на.


· В 1470. г. — лен в 1/2 гак. земли р. Сиркантс (позже слился с р. Пеникис) в вольной деревне Кёниньциемс в сегодняшней волости Турлава Кулдигского р-на.


· До 1500 г. — лен примерно в 2 гак. земли р. Шмединьш в в вольной дер. Зиемели в Турлава Кулдигского р-на.


· В 1503 г — лен в 2 гак. земли р. Драгунс (с сер. 19. в. — Видиньш) в вольной дер. Драгуни в сег. вол. Варме Кулдигского р-на.


· В 1546 г — лен примерно в 1/2 гак. земли р. Бартолт (с сер. 19. в. — Бергхольц) в вольной дер. Саусгали в сег. вол. Падуре Кулдигского р-на.


· В 1550 г — лен 1/2 в гак. земли р. Калейс (с сер. 19 в. — Шмитс) в вольной дер. Калейи в сег. вол. Турлава Кулдигского р-на.


1.1. Ливонский Орден


Как и другие вассалы местного и немецкого происхождения, куршские короли в пользу Ордена исполняли служебные обязанности: в войнах Ордена с литовскими и русскими княжествами и Рижскими архиепископами служили в лёгкой кавалерии, а в мирное время охраняли путешественников на ливонских дорогах и перевозили почту.


Среди них выделялся род Пеникис, именно к которому до сер. XVIII века относилось название «куршские короли» как в быту, так и в документах. Впервые куршским королём в ленной грамоте 1504 года именован Андрейс Пеникис, которому магистр Вальтер фон Плеттенберг дал в лен гакен земли за верную службу в недавных боях с великим княжеством Московским. Пеникисы были командирами полка куршских лёгких всадников в войске Ордена.


1.2. Курляндия


После самоликвидации Ливонского ордена в 1561 году, образования республики немецкого дворянства — Курляндского герцогства и обращения курляндских латышских крестьян в крепостных начались постепенные и частые посягательства со стороны дворянства на права и земли куршских королей. Их оттеснили от военной службы, подчинили суду Кулдигского обергауптмана, наложили на них подати, а в начале XVIII века вопреки многим запретам герцогов принудили отрабатывать крестьянскую барщину в пользу Кулдигской герцогской мызы. Этому способствовало обстоятельство, что в герцогстве не был издан ни один законодательный акт о правах как куршских королей, так и всех вассалов местного происхождения в целом.


1.3. Россия


С середины XVIII века куршские короли совместными усилиями начали процесс восстановления своих прав судебным путём. После долгих лет тяжбы в судах герцогства, а после присоединения Курляндии в 1795 году к России — в судах империи, им в 1854 году удалось окончательно добиться освобождения от любых связей с Кулдигской казённой мызой, а в 1884 году — признания привилегированного статуса, освобождения от личных налогов и военной службы.


В 1860. г. в вольных деревнях проживали 790 куршских королей. Примерно 500 жителей вольных деревень были латышские, немецкие и еврейские сельские работники, ремесленники и торговцы, которые работали у куршских королей или арендовали у них место хозяйственного действия.


1.4. Латвийская республика


Автономия вольных деревень без ведома куршских королей была ликвидирована правительством Латвийской Республики в 1918 году вместе с привилегиями немецкого дворянства, и куршские короли были подчинены администрации волостей. В 1929 году правительство разделило формально общинные владения на частные участки.


1.5. Советский период


Культурную среду куршских королей окончательно разрушила советская власть в ходе сталинских репрессии 1941—1949 гг и принудительной коллективизации в 1950-х гг. На сегодняшний день сохранились лишь отдельные хутора к. к.. Многие потомки куршских королей проживают в Латвии и других странах.


2. Быт и традиции


Вольные деревни, которые состояли из хуторов отдельных наследников, были хозяйственно, административно и судопроизводственно самостоятельными единицами. Все вопросы, касающиеся рода в целом, решались в сходе хозяев хуторов, а в главе вольной деревни стоял бурмейстар (burmeistars), называемый также дедом (vecais tēvs) или начальником (priekšnieks), который представлял родовую общину в сделках с внешним миром, хранил архив вольной деревни, творил суд, надзирал за порядком, подготавливал юношей к военной службе. Чин бурмейстара передавался по наследству в более чистокровной линии потомков древних куршских вождей. С 1664. г. известны гербы вольных деревень куршских королей, в которых с различными вариациями изображены вооружённые всадники.


Земля деревни, называемая отцовской (латыш. tēva zeme), обрабатывалась всем родом вместе. Куршские короли могли неограничено пользоваться всеми ресурсами лена — пашней, лугами, лесами, водоёмами. Помимо земледелия, занимались коневодством, пчеловодством, торговлей лесоматериалами, кузнечным делом.


Куршские короли, за редкими исключениями, браки заключали только между своих родов. В народе славились как гордостью к своему происхождению, так и гостеприимством и щедростьюю В быту сохранили многие дохристианские традиции — культ предков и священных рощ, пышное празднование древних памятных дней солнечного года. Своеобразным средством сплочения рода, а также укрепления межродовых и соседских связей являлись знаменитые пиршества (латыш. dzīras), которые по случаю крестин, свадеб и похорон справлялись всей деревней 3—4 дня подряд при участии множества гостей, не жалея сьестного и пива.


По правовому положению, амбивалентным отношениям с государством и длительному сохранению прямой демократии возможно провести много аналогий куршским королям среди других общин вольных людей в Вост. Европе — русского казачества, чесских ходов и кунийцев.


Литература


· Назарова Е. История лейманов в Ливонии — Москва, 1990


· Dzenis A. Kuršu ķoninu ceļš laikā un telpā. I. daļa. [1]


· Dzenis A. Kuršu ķoninu ceļš laikā un telpā. II. daļa. http://apslepta-vesture.blogiem.lv/2008/05/17/18927.html


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Куршские_короли



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Целина: экономические, политические, демографические и экологические последствия
Реферат Маркетинг территорий: аспекты реализации
Реферат The Humpback Whale Essay Research Paper The
Реферат Организация работы испытательной лаборатории на примере Товарищества с ограниченной ответственностью «Научно-Технический Инженерный центр»
Реферат Единство мира в свете философских естественнонаучных и религиозных концепций
Реферат «Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»
Реферат Услуги как объект стандартизации и сертификации
Реферат Демонстрация стереотипов и предрассудков (расизм, сексизм, эйджизм)
Реферат Палестино-израильский конфликт возможности и пути решения
Реферат Механизм налогообложения физических лиц
Реферат Сравнительная характеристика методов принятия решений относительно инвестиционных программ
Реферат Духи как ироническая метафора искусства конца XX столетия по роману Патрика Зюскинда Парфюмер
Реферат Роль Минина и Пожарского в освобождении России от поляков
Реферат Соціологія шлюбу та сім’ї
Реферат Capital Punishment Essay Research Paper This page