Реферат по предмету "История"


Семь свободных искусств

Введение
1 Античность
2 Средние века
3 Возрождение и Новое время
4 Комментарии

Введение

Семь свобо́дных иску́сств (septem artes liberales), свободные искусства или вольные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или свободные занятия (liberalia studia), реже изящные искусства (artes ingenuae), хорошие искусства (artes bonae) — круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции (ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα), Древнем Риме и средневековой Западной Европе.

Эти термины не нужно путать с терминами «свободное искусство», «свобода искусства».

1. Античность

В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься только рабы. Ещё в античности начал вырабатываться список дисциплин, позже названных свободными искусствами. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание опредёленных учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, блаженного Августина (кн.2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.

Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars) в данном контексте следует понимать не как "художественное мастерство" (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, т.е. системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривий (trivium), второй цикл (из четырёх) — квадривий (quadrivium)[1]. Цикл математических наук оформился еще в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривия признавалась арифметика:

Итак, какую же из дисциплин нужно изучать первой, если не ту, что является началом и выполняет как бы роль матери по отношению к другим [дисциплинам]? Такова как раз арифметика. Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял ее первой за образец своего мыслеполагания и по ее [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие. Если гибнут последующие, то ничего в статусе предыдущей субстанции не меняется.

— Боэций. Основы арифметики I,1

Тривий оформился значительно позже, в раннем Средневековье. Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире.

Список свободных искусств по Исидору Севильскому:

2. Средние века

Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление. Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.

Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первой из дисциплин — грамматика), потом квадривиум (базовая дисциплина квадривия — арифметика). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium)). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.

3. Возрождение и Новое время

В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Атрибуты в искусстве:

Арифметика — абак

4. Комментарии

У Боэция, который ввёл это слово в обиход, оно пишется несколько иначе — quadruvium.

Литература

Cubberley E.P. The history of education. Boston, New York, 1920

Marrou H. Geschichte der Erziehung im klassischen Altertum.- Freiburg, 1957; Neudruck Mьnchen, 1977

Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / Пер. с франц. Е. Ф. Шичалиной. — М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2002. — 475 с.

Глава V. Школьная система и общая культура эпохи империи. (краткое содержание)


Иллюстрации

Средневековые иллюстрации из собрания библиотеки Зальцсбургского университета на портале «Российское образование»

Егоров? Алексей Егорович. Гений искусства, или Семь свободных искусств

Ковёр «Семь свободных искусств»

Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет Августу свободные Искусства. 1742

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_свободных_искусств



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расходы бюджетов на здавоохранение
Реферат Приемники излучения и изображения
Реферат Категория "имущество" в гражданском праве
Реферат Бухарин H. И. (политический портрет)
Реферат Развитие юридической и социологической науки во второй половине XVIII
Реферат Ислам. Деятельность пророка Мухаммада
Реферат Диалектизмы в произведениях С.А. Есенина
Реферат Сетевые методы планирования и управления 3
Реферат Стратегія розвитку підприємства на ринку феросплавів
Реферат Социальные проблемы в романе Д Стейнбека Гроздья гнева
Реферат Статус и деятельность юридических лиц в международном частном праве
Реферат Астероиды - малые планеты
Реферат Нормирование расхода трикотажного полотна
Реферат «Инновационные технологии в деятельности современных коммерческих банков»
Реферат Метод капитализации дохода и его использование при оценке объектов недвижимости