Жизнь и творчество певцов казахской оперы Куляш (настоящее имя — Гульбахрам) Жасынкызы Байсеитова (1912—1957) — известная казахская певица (лирико-колоратурное сопрано), общественный деятель, одна из основательниц казахского оперного искусства. Музыкальный дар Байсеитовой был замечен еще в детстве. Отец Куляш, Жасын, был хорошим певцом, пел на праздниках.
Маленькая Куляш с инте-ресом прислушивалась к песням, которые пел отец, и внимательно слушала поэти-ческие сказания, которые он рассказывал. С малых лет ее называли "девушкой-певицей". В 1925—1928 гг. она училась в Алматинском педагогическом техникуме и участвовала в кружках художественной самодеятельности. Вокальные данные Куляш были отмечены деятелями искусства на смотре художественной само-деятельности городской молодежи и в 1930 г. она была принята в труппу первого
Казахского драматического театра в Кызылорде. Байсеитова не получила музыкального образования, но благодаря певческому дару, таланту, способности воспринимать новое, сыграла болыную роль в музыкальной культуре народа. В течение двух лет К. Байсеитова, продемонстрировав певческо-артистическое мастерство, стала одной из лучших артисток театра. Сыграв роль Пулиш в пьесе Б. Майлина "Майдан" ("Фронт"), она показала свои сценические способности.
В драматическом театре Байсеитова сыграла роль Агафъи Тихоновны в "Женитьбе" Н.В. Гоголя, Клавдии — в "Подводной лодке" М.Тригера, Зауре — в "Зауре" К. Байсеитова и А.Шанина, Енлик — в трагедии М. Ауэзова. В 1933 г. К. Байсеитова была принята в новую музыкальную студию.
В январе 1934 г. открылся Казахский музыкальный театр, где Ку-ляш сыграла главную роль в спектакле "Айман — Шолпан" (М. Ауәзов, И.В.Коцык), создала образ Айман, сильной, волевой натуры, которая смогла защитить честь народа, отстоять свою судьбу. Шуга в испол-нении К.Байсеитовой (Б.Майлин и И.В.Коцык) продемонстрировала свой высокий талант, а созданный
образ Жибек еще раз доказал, что у нее не только блестящие артистические способности, но и высокий творческий потенциал. Это первые образы, которые создала в области казахского оперного искусства К.Байсеитова, и они принесли певице славу. Для нее характерно высокое исполнительское мастерство, широкий исполнительский диапазон. На национальной сцене она создала образы главных героинь произведений казахских и зарубежных авторов. Сценические образы, созданные
К.Байсеи-товой, были школой творчества для казахс-ких артистов и певцов Ш. Бейсековой, Р. Жамановой и др. Великая актриса на сце-не Казахского оперного театра создала разнохарактерные образы. Исполняя главные вокальные партии в операх Е. Г. Бруси-ловского "Жалбыр", "Ер Таргын", "Золотой урожай", "
Вперед, гвардия!", "Бекет" ("Полустанок") Зильбера и "Глубокое озеро" Надирова, создала образы Хадиши и Ак-жунус, Айши и Сайры, Зере и Раушан. Осо-бенно интересной получилась роль Акжунус, изменчивой натуры. Образы Ажар и Сары в операх А. Жубанова и Л. Хамиди "Абай", М. Тулебаева "
Биржан — Сара" относятся к периоду расцвета творчества К. Байсеитовой. Впервые на казахской сцене она создала образы Маро и Алтыншаш в опере "Даисия" (3. Пав-лиашвили) и "Алтыншаш" (Н. Жиганова), исполнила партии классического репертуара, где затрагиваются темы жизни народа. В "Золотом урожае" она создала образ трактористки
Айши, партизанки Сайран—во "Вперед, гвардии!", Бану — в опере "Амангельды" (Е. Бру-силовского, М. Тулебаева), образ русской девушки Любы в опере "Тулеген Тохтаров"(А. Жубанова, Л. Хамиди). Впервые на казахском языке она исполнила партии Баттерфляй в опере "Чио-Чио-Сан" Дж. Пуччини,
Татъяны — в "Евгение Онегине" П. И. Чайковского, Тамары — в "Демоне" А. Рубинштейна. К. Байсеитова широко пропагандировала песни народов СССР и песенное творчество композиторов Казахстана. В результате неустанной работы над собой она достигла высоких творческих высот, зрители ее называли "соловьем казахского народа". Созданные ею прекрасные образы вызывали восхищение зрителей
в странах Европы, Азии, Африки, Америки. К. Байсеитова внесла огромный вклад в развитие казахского национального искусства. Она была лауреатом Государственной премии СССР (1948,1949 гг.), награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, народная артистка СССР. Была депутатом Верховного Совета КазССР (1938, 1947, 1951 гг.), членом
Казахстанского комитета по защите мира.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |