План
Введение
1 Этимология названия
2 История
2.1 Протоливийцы.
2.2 Ранняя история.
2.3 Ливийцы и Древний Египет.
2.4 Период античности.
3 Характеристические признаки
4 Культура и верования
4.1 Восточные ливийцы
4.2 Внутренняя Ливия и берег обеих Сиртов
5 Язык и письменность
6 Хозяйственная деятельность
Список литературы
Введение
Ливийцы (древние) (егип. транслит. rbw, rb, rbj[сн. 1], др.-греч. Λύβιοι, лат. Líbyes) — древнее европеоидное население в Северной Африке, вероятные предки современных берберов. У античных авторов коренное светлокожее североафриканское население, в противоположность финикийцам (пунийцам), грекам и египтянам.
1. Этимология названия
Этноним «ливийцы» появился вероятнее всего в Египте. В период Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) встречаются надписи с именем одного из западных кочевых племён — «ребу» или «либу» (егип. rbw, rb, rbj). В какой-то период это племя выделилось среди других кочевников и по его наименованию египтяне стали называть все народы к западу от долины Нила — «ливийцы». Это наименование, возможно заимствованное от египтян, упоминается в древнееврейских источниках, в Книге Бытия — «lubim» и, возможно, «lehabim»[1]. Библейская традиция считает их родственным египтянам хамитским народом, то есть потомками Хама. Иосиф Флавий называет их потомками Фута, сына Хама[2] (хотя в Библии о потомках Фута не упоминается). В эпоху ранней и классической античности древние греки, расширяя свою экспансию в Средиземноморье, переняли от египтян название «ливийцы» (др.-греч. Λύβιοι) и стали называть ливийцами всё светлокожее автохтонное население Северной Африки, не включая египтян и финикийцев (пунийцев).
С периода поздней античности постепенно начинается замещение этнонима «ливийцы» на — берберы (др.-греч. βάρβαροι, лат. barbari). Новое имя возможно произошло от греческого (βάρβαρος) и латинского (barbarus) названия «варвар» — «чужеземец», либо от местного «бер-абер» — «переселяться группами». Самоназвание берберов — амазиг, амахаг (кабильск. Imaziɣen — «человек») может восходить к наименованиям племён некоторой части древних ливийцев.
2. История
История ливийцев — это история тесных контактов, конфликтов и взаимопроникновения культур с постепенно осуществляющие экспансию в их земли египтянами (династический Египет), финикийцами (многочисленные колонии, одна из которых сформировалась в Карфагенскую державу), греками (эллинистический Египет, колонии разросшиеся в сильное государство в Киренаике), римлянами (оккупация и освоение всей Северной Африки) и евреями (многочисленные общины переселенцев в Киренаике, Триполитании).
Протоливийцы.
VIII—V тыс. до н. э.
Ряд исследователей предполагает, что начиная с VIII—VII тыс. до н. э. шла миграция неолитических племен из Передней Азии в Северную Африку. Их пути проникновения в Африку пролегали на севере — по суше через Синайский полуостров, и на юге — по морю через Баб-эль-Мандебский пролив. Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступления опустынивания Аравийского полуострова. Среди племён проходящих северным сухопутным путем были носители праливийского языка. Они выходили к дельте Нила, но не селились в ней, а двигались дальше, так как она представляла из себя до периода аридизации огромное болото или даже возможно залив. Далее миграция могла идти по нынешней пустыне между Красным морем и Нилом, а потом через бывший в то время нильским притоком Вади-Хаммамат. Таким образом мигранты в течение десятилетий и веков постепенно смещались в Северную Африку, где передвигались, оседали, сталкивались и смешивались самые разные группы населения и антропологические типы. Часть этих групп выделилась ещё в Азии, часть, возможно, в долине Нила, часть приходила с юга, но основным котлом для формирования протоливийцев стала цветущая тогда Сахара, где помимо них шёл этногенез протогуанчей, проточадцев, протофульбе и других народов.[3]
Сейчас известны многочисленные памятники наскального искусства — петроглифы, оставшиеся от древних жителей Сахары. Кроме ритуальных функций, эти рисунки возможно использовались для межэтнического и межъязыкового средства передачи культурной информации.[3] Особенно интересны петроглифы в юго-восточной части Алжира — плато Тассилин-Адджер. На плато найдены рисунки с VII тыс. до н. э., подтверждающие, что пустыня в древности была плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и рыбной ловлей. К древнейшим неолитическим культурам Сахары, согласно классификации наскальных рисунков по А. Лоту[4], относились — так называемые культуры «периода буйвола» и «периода круглоголовых», которые были созданы негроидным населением примерно в VIII—V тыс. до н. э.
Следующей волной миграций многовекового водоворота населения Сахары послужило начавшееся опустынивание восточной ее части. В связи с этим племенам, проживающим на территории современной Ливийской пустыни, приходиться перемещаться в Центральную и Западную Сахару. Но благодаря этому же явлению долина Нила становиться пригодной для проживания, и постепенно (не позже чем в V—IV тыс. до н. э.) по ней с юга из Эфиопии спускаются носители праегипетского языка.[3]
Ранняя история.
V—III тыс. до н. э.
В V — кон. III тыс. до н. э. наступила эпоха наибольшего расцвета неолитической культуры Сахары. Это был, согласно классификации А. Лота, так называемый «период полорогих»[5]. Культура была создана племенами скотоводов, разводившими огромные стада коз, коров и быков и, может быть, газелей. Наскальные изображения свидетельствуют о проживании здесь, по меньшей мере, трех антропологических рас: европеоидной (белой) и двух малых рас, негроидной расы — а именно эфиопской (как бы переходной между европеоидной и негроидной) и негрской.[3]
Ливийцы и Древний Египет.
Ко временам заката культуры «периода полорогих» в Египте эпохи Древнего Царства (около 2700—2200 гг. до н. э.) упоминаются кочевые племена к западу от долины Нила, одну группу которых египетские источники называют «чимх» (от kimhu — по-видимому, «черные», то есть брюнеты), а другую «чихну» (от kihn[aw]u — «светлые», то есть блондины)[6]. Принятые в исторической науке названия этих племён — темеху и техену. Также позже упоминаются каикаша, шаитеп, машаваша, исавада, ааса, вакана и либу — от последнего вероятно и произошло название ливийцев.
С кон. III тыс. до н. э.
наскальные рисунки исчезают, и новые появляются только по прошествии около тысячи лет. Происходит это в связи с усиливающейся аридизацией Сахары, особенно восточной её части. Всё II—ое тыс. до н. э. пустыня наступает, пересыхают уэды, люди начинают покидать обжитые земли. Ко времени появления новых петроглифов (cо второй пол. II тыс. до н. э.) расовый состав восточной Сахары становиться более однородным. Отсюда в основной своей массе переселились негроиды и эфиопоиды, и остаются одни европеоиды. В соответствии с описаниями египетских, греческих и латинских источников, ливийцы как раз и были европеоидами как смуглыми, так и светлыми. Именно этим племенам (в частности возможно гарамантам и фазаниям) принадлежит великолепная культура «периода колесниц» эпохи металла (вторая половина II—I тысячелетие до н. э.).
Именно эти ливийцы покорили Египет и создали в нем XXII и XXIII династии, правившие в X—VIII веках до н. э.
Наряду с rbw (rb, rbj), назывались также THnwyw, pywd, Tktn.
Период античности.
VIII в. до н. э.—II в. н. э.
Одним из первых античных авторов о ливийцах упоминает Гомер По Геродоту Максиями (Машаваша), Асбитами (Исавада), Овсеями(Ааса) и Маками(Вакана) К ним причислялись племена Ливии нумиды, маврусии, гетулы.
3. Характеристические признаки
Внешний облик ливийцев, в основном описываемый по древнеегипетским изображениям: белый цвет кожи, множество татуировок, своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое (или аистовое) перо на голове, спускавшиеся на виски косы, а также определённой формы борода.
4. Культура и верования
Среди древних ливийцев бытовали традиционные верования, на которые, как и на всю культуру этих племён, в той или иной степени, оказывали влияние соседние народы (египтяне, финикийцы, греки, римляне и евреи), постепенно осуществлявшие экспансию в земли обитания ливийцев, занимая их жизненное пространство. Взаимопроникновение культур было обоюдным, пришлые народы также что-то перенимали у местных племён (например, возможно, греки переняли у них искусство езды на колесницах запряжённых четвёркой коней, некоторые особенности погребальных обрядов[7]:189).
В V в. до н. э. описание и нравы племён Древней Ливии, одним из первых античных авторов, дал Геродот в своём труде «История» (Книга IV Мельпомена). Среди бытовых особенностей Геродот указывал, что ливийцы (те которые проживали от Египта до Малого Сирта) питаются мясом (но не едят говядину и свинину) и пьют молоко (некоторые иногда всыпают в него размолотую саранчу).[7]:172, 186 Про погребальные обряды он сообщал, что они такие же, как у греков (кроме обрядов насамонов),[7]:190 а брачные обычаи содержали элементы оргии.[7]:172 (см. также: верования и обычаи адирмахидов и насамонов)
4.1. Восточные ливийцы
На культуру восточных ливийцев (адирмахидов, гилигаммов и прочих обитавших в Киренаике, Мармарике и Нижнем Египте) оказывала сильное влияние древнеегипетская религия. В пантеоне некоторых племён ливийцев имелись божества, общие с египтянами — Исида[7]:186, Аш (отождествляемый с Сетом и Ха)[8]:29, 144. Вероятно влияние оказывал и знаменитый религиозный центр античности, расположенный по соседству с землями восточных ливийцев — храм с оракулом Амона (оазис Аммоний), в который, через ливийские земли, постоянно путешествовали паломники (известнейший — Александр Македонский[9]:43). Также восточные ливийцы имели тесные контакты с пришлыми колонистами — греками-ферейцами, с VII-V вв. до н. э. часть побережья попадает под контроль греческих городов-государств (Кирена, Барка и других) и начинает называется Киренаика, а ливийские местные племена попадают в зависимость, и всячески претисняются, что вызывало военные столкновения.[7]:159
4.2. Внутренняя Ливия и берег обеих Сиртов
На востоке Сиртики, юге Киренаики и Мармарики обитали насамоны (включая авгилов), отличавшиеся от прочих ливийцев наличием более выраженного культа поклонения духам предков и погребальными обрядами (хоронили умерших сидя).[7]:172, 190 В глубине пустыни (возможно область Фазания) расселялись гараманты, по одной из теорий, возникновении культуры которых связывают с нашествием «народов моря».
5. Язык и письменность
Древние ливийцы говорили на одной из африканских ветвей афразийской языковой семьи — берберо-ливийских языках. Этим языкам близко родственны вымершие гуанчские языки, бывшие в употреблении у жителей Канарских островов. К афразийским языкам относится мертвый сейчас язык соседей ливийцев — древних египтян.
Ряд исследователей предполагает, что изначальный язык афразийцев, так называемый «праафразийский» язык, начал распадаться на отдельные диалекты (в том числе праливийско-гуанчский) на территории Передней Азии (по-видимому, на Аравийском полуострове) около XI—X тысячелетия до н. э. и перенесён в Северную Африку в ходе миграций неолитических племен начиная с VIII тыс. до н. э. Существует и другая версия распространения афразийских языков — из северо-восточной Африки.[3]
Степень родства древнеливийских языков с современными берберскими языками не вполне установлена. Сейчас, на территории Северной Африки берберо-ливийский язык родной для отдельных небольших этнических групп, в том числе туарегов и называется — (Tamaziɣt, «тамазигхт»).
Письменность ливийцев — древнеливийское письмо, произошло от сильно видоизменённого финикийского алфавита. Оно существовало в двух разновидностях — восточная и западная. Направление письма уникально — справа налево, снизу вверх. Сейчас оно частично дешифрованно и разделённо на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Самые ранние из них датируются II веком до н. э.
Из современной письменности к древнеливийской восходит только письмо туарегов — (Tifinaɣ, «тифинаг»).
6. Хозяйственная деятельность
· Скотоводство
(кроме свиноводства [7]): разведение коз и овец, а также появившихся позже II века до н. э. верблюдов-дромедаров. Во время засух поголовье скота резко сокращалось.
· Собирательство и зачатки садоводства:
сбор фиников, оливок, и особо — заготовка и переработка сильфия. Из его корней, листьев и сока изготовлялись приправы и лекарства. Хотя ливийцы, вероятнее всего, не перерабатывали его, а поставляли экстракты продукта. Этот товар был предметом торговли местных племён и важной статьёй экспорта соседней Киренаики, так как активно потреблялся во многих странах античного мира. В I веке н. э. он почти весь исчез:
«[…] страна, производящая сильфий и киренский сок, который выделяется сильфием после выжимки. Это растение почти что исчезло, когда варвары из-за какой-то вражды вторглись в страну и уничтожили самые корни травы.»
— Страбон (География. Книга XVII.)
· На побережье — рыболовство
(тунец, сардины) и собирательство морских животных
: губок и багрянки (моллюск, из выделений которого делали пурпурный краситель).
· Торговля
велась, в основном, между местными племенами кочевников и киренскими греками побережья (далее экспортируемые товары (важнейший — так называемый «киренский сок», продукт из сильфия), могли идти транзитом через Киренаику в Грецию и Рим). Обитатели Ливии торговали также с Египтом и близ лежащими к нему областями (с Аммонием). Существовали торговые караванные пути и вглубь континента — в страну гарамантов и далее, в экваториальную Африку.
Список литературы:
Сноски
1. Использована система транслитерации Дж. П. Аллена (англ. J. P. Allen
).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ливийцы_(древние)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |