Введение. Для своего реферата я выбрала следующую тему Достижения и парадоксы цивилизации Древней Греции . Тема достаточно интересная и востребованная сегодня. Греческая цивилизация как часть античного мира явилась настоящим фундаментом для сформировавшихся позднее Европейских государств. Греко- римская культура завоевала и сегодняшний мир.
Современный человек постоянно испытывает влияние античной эпохи. Поскольку именно в это время были заложены основы большинства наук философия, математика, медицина, астрономия, география, физика, экономика, политология , новые традиции во взглядах на окружающий мир, и всё это вместе взятое явилось тем важнейшим импульсом, особенно повлиявшим на европейскую цивилизацию, как впрочем, и на цивилизацию стран Востока. Благодаря трудам многих античных мыслителей была разработана
теория государства в социальной жизни, сформирован критерий подлинной ценности человека. Именно в Древней Греции сложились понятия таких духовных ценностей как гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность. В Древней Греции зародилась и философия в полном смысле этого слова. Имена Пифагора, Гераклита, Анаксагора, Демокрита,
Сократа, Платона, Аристотеля не только являются символами начала философии как науки. Их рассуждения продолжают влиять на дальнейший ход развития философских мыслей. Именно в эту эпоху возникла и история как рациональная форма познания. Этим мы обязаны, прежде всего, отцам истории - Геродоту и Фукидиду. Оценивая вклад греков в науку, достаточно сказать, что почти до середины 19 века геометрию
учили по Евклиду, что основы механики заложены Архимедом, и астрономы-географы эпохи эллинизма впервые вычислили размер земного шара, предвосхитив в этом изыскании самого Коперника. Из всего вышеперечисленного вывод о значимости и актуальности древнегреческой цивилизации кажется абсолютно неоспоримым. Выбор темы продиктован личным интересом, обилием материала об античной эпохе, а также важностью данного этапа в истории человечества.
Цель данного реферата - рассматривая античную историю через определенные этапы, сформулировать некоторые общие, фундаментальные черты цивилизации античной Эллады, особенно повлиявшие на становление современного мира. Структура реферата выглядит следующим образом работа состоит из четырех глав, каждая глава- это этап, период в развитии греческой цивилизации. В каждой из глав я выбрала определенные области, представляющие для меня особый интерес, и в основном из сферы культуры религия, наука, искусство.
Именно здесь вклад эллинского мира особенно впечатляющ, огромен, уникален. Таким образом, наиболее пристальное внимание, я уделяю культурологическому аспекту в развитии античной цивилизации на определенном этапе. В конце работы я делаю анализ тех особенностей греческого мира, которые присутствуют на протяжении всей его истории и оказали особенное влияние на развитие более поздних цивилизаций, в том числе на нашу. Что касается литературы, то по выбранной теме написано много серьезных работ,
бесчисленное количество исследований, как по отдельным, так и по частным вопросам и не меньшее число научно- популярных книг. При написании работы я использовала совершенно разную литературу отечественных и зарубежных авторов, современную и прошлых лет. Среди всех источников хочется отметить книгу Кулитнецкого К. А. История культуры Древней Греции и Рима , сборные монографии Древние цивилизации , Античная культура ,
Античный мир , Античность и другие. Литературы много, однако, потребность в дальнейших исследованиях не иссякает и по сей день, а значит все главные открытия ещё впереди. Историю Древней Греции начинают с периода островной Крито-Микенской цивилизации, мало изученной, но сохранившейся до наших дней разнообразными археологическими памятниками. Именно с этого периода, с его характеристики, и начинается моё исследование.
Глава 1. Раннегреческая цивилизация - ?ІІ вв. до н.э. 1. Искусство ранней Эллады. Самобытная и многогранная Раннегреческая культура сформировалась в 3000 - 1200 гг. Стоит, прежде всего, отметить уровень и объем технологических знаний, позволивших населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство.
Металлургия включала только высокотемпературную до 1083 С плавку меди. Литейщики работали также с оловом, свинцом, серебром и золотом, редкое самородное железо шло на ювелирные изделия. Создание сплавов не ограничилось бронзой, уже в ?V - XVI вв. до н.э. греки изготавливали электр и хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы.
Все эти изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения. Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы
зажиточного земледельца. Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционной план рядового жилища. Он состоял из передней продомоса , главного зала демоса с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы,
фолосы. Мастерство архейских зодчих дополнялось достижениями других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями. На протяжении ХХ-ХП вв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали,
блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в Х1Х-ХV вв во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра. Широта художественных запросов общества проявилась в пристальном внимании искусства к человеку и его
деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи а домах гора Жан Акротии, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады в ХХХ-ХП вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности.
И если в искусстве Ш тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в ХХ-ХП вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры
в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку. Литература ранних треков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии - эпоса, прославляющего деяния предков и героев каждого племени. К середине
II тыс. эпическая градация греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в ХVП-ХП вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана в IX-VIII вв. В ХIV-ХШ вв. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со
своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером - гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовала строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти. Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранились также огромное количество исторических, генеалогичеких и мифологических преданий.
Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII - VI вв когда их включила распространявшаяся тогда письменная литература.Таким образом, раннегреческое искусство, известное нам лишь по немногим сохранившимся произведениям, отличает определенная традиционность, единство стиля, некоторая помпезность и пышность форм. 1.2. Письменность. Письменность в греческой культуре
ХХП-ХП вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине Ш тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда, немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги.
Такое слоговое линейное письмо сложившееся уже к 1700 г называется письмом А, которое до сих пор остается не разгаданным. После 1500 г. в Элладе была выработана боже удобная форма письменности -слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма.
Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом велись по-прежнему слева направо, однако правила письменности стали более строгими слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах.
Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан. 1.3. Религиозные верования. Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, она отражает лишь слабость
человека перед лицом тех сил , которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия , разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов.
Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохранила и в прежние эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении ХХХ-ХП вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую богиню позднее Деметра, что означает Мать хлебов , ведавшую плодородием растительного и животного мира.
Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Божества имели определенные атрибуты, изображения которых весьма часты, причем они служили символами этих небесных сил. Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов пантеон получило более определенную организационную
структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Подчиненные ему другие члены раннеэллинского пантеона имели специальные общественные функции. Ахейский эпос, сохранивший сведения о почитании многих раннеэллинских божеств, передает и присущий
только греческому мышлению несколько критический взгляд на небожителей боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости. Для раннегреческой культуры характерно удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью, человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему
миру каждого персонажа. Особенность культуры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с ХVП-ХVI вв. творчество Эллады полно жизненности Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная
традиционность сохранения ряда понятий, например, мотива бегущей спирали, сохранившегося ещё от культуры северобалканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных царских фолософ, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы.
Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилась потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место в искусстве. В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первообщинного к раннеклассовому строю.
Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры. Глава 2. Цивилизация Древней Греции. XI-IX вв. до н.э. Тёмные века . Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных,
до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце ХП в. Эпоха же античной цивилизации начинаете лишь через три с половиной и даже четыре столетия. Таким образом, имеет место довольно значительный временный зазор , и неизбежно встает вопрос какое место занимает этот хронологический отрезок в литературе его иногда обозначают как темные века в общем процессе исторического развития греческого общества?
Был ли он своеобразным мостом, соединившим две весьма несхожие исторические эпохи и цивилизации, или же, наоборот, он разделил их глубочайшей пропастью? Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже ХШ-ХП вв а также проследить основные этапы ее упадка в последующий период. Логическим завершением этого процесса была глубокая депрессия, охватившая основные районы материковой
и островной Греции в течении так называемого субмикенского периода 1125-1025 гг Основная отличительная его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление.
Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества. Их росписи крайне примитивны и невыразительны. Как правило, в них повторяется мотив спирали - один из немногих элементов декоративного убранства, унаследованных от микенского искусства. Еще одна отличительная черта субмикенского периода заключалась в решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Наиболее распространенный в микенское время способ захоронения в камерных гробницах вытесняется
индивидуальными захоронениями в ящичных могилах цистах или в простых ямах. Ближе к концу периода во многих местах, например в Аттике, Беотии, на Крите, появляется еще один новый обычай - кремация и обычно сопутствующее ей захоронения в урнах. В этом опять-таки следует видеть отступление от традиционных микенских обычаев господствующим способом погребения в микенскую эпоху было трупоположение трупоположение встречается лишь эпизодически
. Аналогичный разрыв с микенскими традициями наблюдается и в сфере культа. Даже в наиболее крупных греческих святилищах, существовавших как в микенскую эпоху, так и в более поздние времена начиная примерно с IХ-УШ вв отсутствуют какие бы то ни было следы культовой деятельности остатки построек, декоративные статуэтки, даже керамика. Важнейшим фактором, способствовавшим искоренению микенских культурных традиций, безусловно, должна считаться резко возросшая мобильность основной массы населения
Греции. Начавшийся еще в первой половине ХП в. отток населения из наиболее пострадавших от варварского вторжения районов страны продолжается также и в субмикенский период. В Греции подавляющее большинство микенских поселений, как больших, так и малых, было покинуто обитателями. Следы вторичного заселения микенских цитаделей и городков встречаются лишь эпизодически и, как правило, после длительного перерыва. Почти все вновь основанные поселения субмикенского периода, а их число
очень невелико, располагаются на некотором удалении от микенских руин, которых люди того времени, по-видимому, суеверно сторонились. Пожалуй, никакой другой период в истории Греции не напоминает так близко знаменитое фукидийское описание примитивной жизни эллинских племен с их непрерывными передвижениями с места на место, хронологической бедностью и неуверенностью в завтрашнем дне. Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка и регресса в недоступную нашему
непосредственному наблюдению сферу социально-экономических отношений, мы почти неизбежно должны будем признать, что в ХП-Х1 вв. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной черте, с которой когда-то в ХVII столетии начиналось становление микенской цивилизации. Глава 3. Достижения Архаической Греции III-VI вв. до н.э.
3.1. Новая система письма. Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VIвв. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было
доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан полиса, поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом
могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них например, широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о. Питекусса, датируется третьей четвертью
VIII в что позволяет отнести заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине того же VIII в либо даже к концу предшествующего IX столетия. Благодаря новой алфавитной системе письменности, более упрощенной по сравнению с существовавшей ранее, греки смогли сохранить для своих потомков, то есть для нас, такие выдающиеся образцы героического эпоса, как Илиада и Одиссея , с которых и начинается история греческой литературы.
3.2. Гомеровский вопрос . Одиссея и Илиада относятся к важнейшим и долгое время единственным источникам информации о периоде, который последовал в греческой истории за микенской эпохой. Однако кроме самого содержания этих произведений ученых уже продолжительный период волнует вопрос о происхождении поэм, о личности их автора или авторов, о времени создания. Согласно древней традиции автором обеих поэм считался
Гомер. Его именем открывалась и открывается история литературы и не только эллинской, но и прочих европейских. Уже со времен Платона Илиада и Одиссея были выделены из множества эпических произведений как единые достойные имени Гомера. Следует напомнить, что Гомеру приписывается также ряд гимнов. Несмотря на отсутствие какой-либо достоверной информации о Гомере как реальной личности, его существование не ставилось под сомнение.
Шли лишь споры о месте его рождения, о годах жизни. По наиболее распространенной версии он был уроженцем острова Хиос. Однако уже в древности шли ожесточенные споры между греческими городами за право называться родиной великого поэта. Свидетельством значимости подобного спора может служить также двустишие, сложенное в древности Спорило семь городов о рождении мудром Гомера
Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины . Отсутствие биографических сведений о Гомере кроме абсолютно мифических, что он был сыном бога реки Мелета и нимфы Крифеиды позволило некоторым исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности поэта. Однако это случилось уже в XVIII в до этого времени античная традиция оставалась незыблемой, в научной литературе господствовало
убеждение, что именно эта реальная личность,силой необыкновенного таланта и всестороннего опыта, задумала и чудесно исполнила две бессмертные поэмы. Однако с развитием исторической науки в XVIII в. вновь поднимается вопрос о происхождении гомеровских поэм так называемый гомеровский вопрос , и до сих пор он тносится к числу еще не решенных научных проблем. Но ожесточенная полемика не была бесплодной. Ученым далось установить хотя бы приблизительно время
и место их создания. Судя по ряду признаков, обе поэмы, приписываемые Гомеру, были созданы в VIII в. до н. э. Илиада примерно на полвека раньше Одиссеи . Время жизни Гомера датировалось по-разному - от XIдо начала VIII в. до н. э. Древние историки все же предполагали, что Гомер жил приблизительно в середине IX в. до н.э. и был уроженцем одного из греческих городов
Эгейского побережья Малой Азии. За последние два столетия так называемый гомеровский вопрос был предметом изучения специалистов различного направления литература по этому вопросу насчитывает тысячи названий. Действительно, в истории гомеровского вопросам появилось много гипотез, сомнений и построений. В истории критики Одиссеи главное место занимают немецкие исследователи Кирхгоф и Вольф. Под влиянием этих двух ученых и сложились все последующие гипотезы.
Так школа Вольфа придерживалась мнения, что Илиада и 0диссея являются механическим соединением многих песен, совершенным постепенно различными поэтами. Для разрешения научных дискуссий историков ифилологов проводились многочисленные исследования языка поэм, анализировалась их композиция, тщательному рассмотрению подверглась чуть ли не каждая строка произведений. Данные этих исследований затем сравнивались с эпосами других народов, археологическими памятниками микенского
и следующих за ним периодами греческой истории. Однако некоторую безнадежность всем этим поискам придает тот факт, что многие ученые, рассматривая поэмы, исходят с. позиций и понятий другого времени и другого общества. Они требуют от них композиционной, логической стройности. Нельзя забывать, что Илиада и Одиссея были подготовлены в свою очередь многочисленными предыдущими опытами певцов, типичными представителями которых являются в гомеровских поэмах образы
Фамириса, Демидока, Фемия. Имя Гомера, таким образом, завершает продолжительный период творчества, в котором складываются образы богов и героев, песни о современных и прошлых событиях и личностях, разрабатывается язык для литературных целей, устанавливается стихотворный размер и разнообразные так называемые принадлежности эпического вида поэзии. Внимательное изучение текстов Одиссеи и Илиады показали, что дистанция, отделяющая
Гомера от предшествующей ему микенской героической поэзии, была огромна и речь может идти лишь об усвоении создателем или создателями поэм случайных элементов более древней художественной традиции. Однако все исследователи соглашаются с тем, что в поэмах можно проследить ряд наслоений различных эпох, что является свидетельством длительного времени их Складывания. Отдельные излагаемые моменты можно отнести к домикенской эпохе.
Описаны также отношения и быт, характерные для микенской эпохи. Однако в большей части других эпизодов нашел отражение так называемый гомеровский период, который ,обычно датируют XI - IX вв. до н. э. Наконец, в поэмах нашел известное отражение и еще более поздний период VIII - VI вв. до н. э непосредственно предшествующий или уже совпадающий со временем их первой записи. Все эти напластования переплетаются между собой совершенно причудливым образом.
Зачатки гомеровского эпоса сложились до переселения дорян в Малую Азию, ещё в европейской Элладе, преимущественно в Фессалии и Аргосе. В пользу этого свидетельствуют и стихотворный размер, которым написаны, поэмы гекзаметр, и язык эпоса. Возможно, именно от этого периода в эпическом языке сохранилось значительное число эолийских форм в ионическом диалекте греческого языка. Однако создание
Илиады и Одиссеи свершилось в Малой Азии, вероятнее всего, в Смирне, со смешанным эолоионическим населением. Именно язык поэм и единство характеристики героев служит главным доводом в пользу единства автора обоих произведений. Несомненно так же и то, что в основу поэм лег так называемый троянский цикл преданий, который перерабатывался в течение нескольких столетий, еще до того, как его отдельные эпизоды послужили основой для составления
гомеровских поэм вероятно, конец- IX или начало VIII в. до н. э так как позднейшие циклические поэты, писавшие свои поэмы с 1-й Олимпиады, имели перед собой Илиаду и Одиссею примерно в теперешнем виде . Поэмы Илиада и Одиссея были созданы на основе популярного цикла произведений о войне союзных вождей греческих ахейских племен против Трои. Название этих эпических произведений напрямую связано с содержанием поэм.
Так название первой Илиада происходит от греческого названия Трои - Илион. В Илиаде описываются события последнего, десятого, года осады Трои. Это был один из самых тяжелых периодов осады. Поэма начинается описанием ссоры Ахилла с предводителем греческого - Агамемноном из - за дележа добычи. Ахилл отказался от участия в сражениях, что привело к победам троянцев.
И лишь после гибели своего друга Патрокла, который был убит в бою с Гектором, могучим сыном царя Приама, Ахилл решает вновь принять участие в битвах. Илиада заканчивает свое повествование описанием погребения сильнейшего защитника Трои - Гектора. Одиссея описывает десятилетние скитания одного из вождей ахейцев в Троянской войне - хитроумного Одиссея, царя небольшого острова
Итака. Вызвав гнев Посейдона, он не может вернуться и вынужден искать спасения на чужбине. После целого ряда фантастических приключений, преодолев множество опасностей, Одиссей возвращается на родину. Здесь он вынужден бороться за своё имущество. С помощью сына Телемаха и верных ему рабов он убивает многочисленных женихов, из знатнейших семей острова, которые добивались руки его жены Пенелопы таким образом он восстанавливает свои права на правление
Итакой. В Одиссее также сообщаются сведения о дальнейшей судьбе ряда героев Илиады . Таким образом, сюжеты поэм тесно связаны друг с другом одинаковыми героями и единством темы. Однако Одиссея не является логическим продолжением Илиады К тому же они резко отличаются друг от друга и по характеру изложения. Если в Илиаде ярко отображен быт военного времени - битвы, подвиги героев.
Исторический материал, вошедший в гомеровское повестввание, отличается большой сложностью. В нем, несомненно, есть элементы, восходящие к микенской эпохе, возможно, даже ко времени более раннему, чем сама Троянская война. Одновременно поэмы являются произведениями народного творчества богатый, насыщенный образами и сравнениями язык, великолепные характеристики действующих лиц, сложная композиция являются яркими свидетельствами длительного пути развития греческого героического эпоса.
Древние обороты эпического языка, сам образ мира, в котором герои сражаются бронзовым оружием, уводят нас в эпоху ахейских царей микенского периода. Всеми своими корнями эпическая традиция уходила в микенскую культуру. Однако, несмотря на то, что влияние традиционного материала очень велико, поэмы не погружены целиком в прошлое, а обращен и к современной эпохе. При всех условиях и оговорках гомеровский эпос представлят собой важнейший источник, отражающий историческую
жизнь Греции не столько микенского, сколько послемикенского периода с характерным для неё преобладанием черт ещё родового строя. Для исследлвателя произведения Гомера являются неоценимыми источниками о жизне и быте эллинов в конце II - начале I тыс. до н.э. 3.3. Искусство архаики. Важными областями искусства в период архаической Греции являлись поэзия, зодчество, скульптура, вазовая
живопись. Рассмотрим каждую из отраслей отдельно. Начнём с поэзии. Греческая поэзия послегомеровского времени VII-VI вв. отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта эпос героический, представленный так называемыми поэмами Цикла , и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода Труды и дни и Теогония . Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным
направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь, подразделяющаяся на несколько основных жанров элегию, ямб, методическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признав ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным
психическим особенностям. Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. Чувства любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой уверенности в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени откровенностью и прямотой, составляют основное содержание
дошедших до нас от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж многочисленных и в большинстве своем очень кратких нередко всего две-три строки . Что касается зодчества, то оно в этот период представлено каменными или мраморными монументальными сооружениями. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной периптер , иногда двойной диптер .
Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции Южная Италия и Сицилия , и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции.
Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считать храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии Пестум на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративные убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами
Геры на о. Самосее, Артемиды в Эфесе прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из семи чудес света , Аполлона в Дидимах недалеко от Милета. Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре. Последняя представлена образами как отдельных личностей, так и коллективными изваяниями.
Впрочем, все статуи как правило очень похожи и изображают прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или психических особенностей. Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной на самого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы зависели от освященных религией или государством канонов.
Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее откликалось на художественные открытия и эксперименты. Вероятно, именно этим и объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VIвв. Именно в казовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера.
При этом не ограничиваясь сюжетами, заимствованными из жизни аристократической элиты сцены пиршеств, ристалищ на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п греческие вазописцы особенно в период расцвета так называемого чернофигурного стиля в Коринфе, Аттике и некоторых других районах не пренебрегают и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь
Диониса и даже нелегкий труд рабов в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились гуманистические и демократические черты греческого искусства, которые были привиты ему окружающей общественной средой, начиная с архаической эпохи. Таким образом, период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности на основе финикийской , затем необычайное богатство лирической поэзии и др. Греки, умело используя достижения прежних культур
Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры. Глава 4. Классическая Греция V-IV вв. до н.э. 4.1. Религия и её роль. В первой половине V в. происходят важные изменения в религиозной идеологии греков. Современными исследователями отмечается рост религиозности среди греков.
Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого времени государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской гордостью, религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает
его значительно меньше, чем он себе представляет. Последняя треть V в. позволяет говорить об определенном кризисе религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и одновременно подорвали веру а благость богов - гарантов существующего порядка.
Вторая важная причина кризиса - усложнение характера общества, его социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой древности. Прежде это несоответствие оставалось вне поля внимания современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной обстановке несоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет полна насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами.
Однако парадоксальность ситуации заключалась в том что те самые граждане, которые вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире. В обстановке упадка старых представлений рождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становится популярной идея о личной связи человека
с божеством. Ее мы встречаем, например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося к традиционным взглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачевания Асклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов, фракийских и азиатских. Для религиозного сознания эпохи характерно также распространения
мистицизма. Однако, греческий пантеон богов окончательно своего значения не утрачивает. Верховенство в нем все так не принадлежит богу богу- отцу Зевсу и его ближайшим родственникам. Боги теперь строго охраняют устои государства, законы с их именами связывают нравственные, достойные или же не достойные члены общества, гражданина, модели поведения. Религия всё больше огосударствляется, становится неинтересной своим последователям.
4.2. Развитие науки. V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы деятельности. Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма существовали две медицинские традиции медицина заклинаний, сновидений, знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и целиком
светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны, но совершенно отличны друг от друга. В Гиппократовом сборнике можно различить трактаты трех больших групп врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит
Гиппократ со своими учениками, то есть Косска школа имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление они отказываются от произвольных предложений и постоянной константой считают разум. Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только Косская школа основала медицину как науку.
В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Важным для развития математики было создание дедуктивного метода логический вывод следствий из небольшого числа исходных посылок . Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии.
К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям. Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении истории. Рождение этой науки связано с именами Геродота, которого Цицерон называл отцом истории , и Фукидида. Основная тема
Истории Геродота - греко-персидские войны. Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. История с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы стихийные события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что обнимается понятием слепой случай . Взаимодействие рационального иррационального и образует реальный исторический
процесс. Значительную роль отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их способность осознать направление исторического процесса и действовать в соответствии с ним. В 4 в. до н.э. исторический жанр был представлен прежде всего известным историком Ксенофонтом, уроженцем Афин 428-354 гг Он происходил из состоятельной семьи, получил прекрасное образование, учился у Сократа. Основная историческая работа Ксенофонта,
Греческая история , хронологически продолжает труд Фукида, охватывая период с конца Пелопонесской войны до битвы при Мантинее, и служит одним из главных источников по истории IV в. История Ксенофонта написана в совершенно ином ключе, чем труд его предшественника. Она суше, в ней нет той продуманной концепции, широты взглядов на исторический процесс, тщательного
анализа причин событий, которые так привлекают в Фуккдиде. Главный недостаток сочинения Ксенофонта - сознательная необъективность он перекраивает историю по своему вкусу, создавая в целом искаженную картину, ибо одни события попросту замалчивает, о других, достаточно важных говорит мимоходом, третьи всячески раздувает. Ксенофонт известен также как автор трактатов о жизни и философии
Сократа военных мемуаров, произведений, посвященных экономике и организации хозяйства, этюда и тирании и специальных работ о кавалерии и охоте. Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон. Эфор 405-330 гг. известен как создатель Всеобщей истории , от которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов.
Современник Эфора Феопомп родился в 378 г. был автором Истории Греции и Истории Филиппа Македонского , тоже не дошедших до нас. Объективность, очевидно, не относилась к числу его достоинств, так как современники единодушно констатировали склонность автора к злословию. В философии Vв. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно материалистической натурфилософии
этого времени - Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит, например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц семян , которой придал движение ум нус . Анаксагорова концепция ума означала радикальное противопоставление источника движения инертной материи
она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие философской мысли идеи первичного толчка в философии нового времени . Эмпедокл видел четыре первичных элемента он их называл корнями всех вещей огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоит из этих четырех элементов, количественно и качественно не изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи как и у Анаксагора определяется находящимся вне ее разумом
- организующим принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до XVII в. Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее,
создав универсальную философскую систему. Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве Гипотезы. Но, поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на вопросы, поставленные предшественниками его времени, этому брошенному им слову перейти в века. Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания ,исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная природа вещей атомы , но Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью
мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие истечениями потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела . Большое место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы. Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию, наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук.В V Б. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии, материалистической
в своей основе, и пифагоризма. Пифагорейское учение по- прежнему пользовалось огромной популярностью в Великой Греции, чем в собственно Элладе. Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины V в. в духовной жизни
Греков происходит решительный поворот отныне в центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты от греч. слова софос - мудрый . Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний, необходимых дам успешной политической
деятельности. Софист, странствующий и обучающий за плату учитель мудрости и красноречия естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причина рождения софистического движения - логика внутреннего развития самого знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество отдельных эмпирических
наблюдений и выводов частных наук с такими генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептизма и стали софисты. Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки зрения обыденного сознания как, например, оно отражено у Аристофана сам Сократ - не только софист, но даже и глава их-
Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой, ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом, противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни греческого общества, в первую очередь
афинского. Он подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни. Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых . Откуда делались и политические выводы руководство государством - это тоже профессия, и необходимо,
чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа. IV век оказался очень плодотворным периодом для развития культуры, философии, ораторского искусства
В это время были созданы две самые известные философские системы - Платона и Аристотеля. Платон 426-347 гг. принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах. Его философская концепция оказалась тесно переплетенной с социально-политическими взглядами. В трактатах Государство и Законы Платон создал модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов.
Основой верного построения государства он считал правильную трактовку понятия добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться философы, люди, обладающие знанием. Не меньшей популярностью пользовалось учение Аристотеля 384-322 гг Философа, имевшего давние и прочные связи с македонским двором. Отец его был там придворным врачом, а сам Аристотель провел при дворе
Филиппа II восемь лет как воспитатель Александра Македонского. Ученик Платона, Аристотель занимался в Афинах научными исследованиями и преподаванием в гимнасии Ликее. Аристотель вошел в историю, прежде всего, как ученый-энциклопедист. Его наследие - настоящий свод знаний, накопленных греческой наукой к IV в. по некоторым сведениям, число написанных им работ приближалось к тысяче.
Аристотель в отличие от своего учителя полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны одного явления. Учение о природе предстает в его трактатах, прежде всего, как учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных.
Ученый выступал также в роли историка, педагога, теоретика красноречия, создателя этического учения. Его перу принадлежат этические трактаты, в которых под добродетелью понимается разумное регулирование деятельности, середина между крайностями мужество, например, располагалось между страхом и отчаянностью, Много внимания он уделял и поэзии, полагая, что они благотворно влияет на психику и важна для общественной жизни. Учение Аристотеля широко использовалось в европейской философии представителями самых разных
направлений. В середине века некоторые его положения легли в основу теологических теорий. Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными
считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Из известных ораторов наибольшей популярностью пользовались Антифонт, Андокид и Георгий. Выдающимся оратором был и Сократ 436-338гг его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен 384-322гг. также оставил о себе память как о выдающемся ораторе.
Но своим политическим взглядам оратор - сторонник демократии, которая ассоциируется у него с независимостью. Его речи позволили исследователям воссоздать многие положения демократической теории её понимание государства, законов, социальных отношений. 4.3. Классическое искусство. Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в отчетливо сказываются о литературе. Качало века видит закат хоровой лирики - того жанра литературы,
который господствовал в архаическую эпоху тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы. Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но отличалась двумя существенными особенностями 1 кроме хора, выступал актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с его предводителем
корифеем в то время как хор не покидал места действия, актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за сценой и при надобности мог менять обличиё, исполняя в свои различные приходы роли разных лиц 2 хор принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер. Количественные партии актера была еще очень незначительны, и он, тем не менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений менялись лирические настроения
хора. Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год затем - дважды во время праздника бога Диониса Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации
после зимних ветров, когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он белее демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов
Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он сформировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов.
Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя. Все представления делились на два вида комедийные или трагические. Последние нашли ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида. Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку.
И хотя в последующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое имела в V в имена её посредственных создателей оказались почти забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в школах и переписывались из столетия в столетие. Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать пародийно-
мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес. Античные авторы, однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них почти никакой роли не играл хор. Несколько позднее появились комедии и в Афинах, где официальное признание они получили позднее, через трагедии на Великих Дионисиях комедии стали ставиться к 488-486 гг, а на Ленеях - около 448г. Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное.
Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Гречаская комедия полна насмешек и издёвок, обличительных речей в адрес конкретных лиц. Наиболее выдающиеся её представители - Кратин, Евполид и Аристофан. Ее представители - Кратин, Евполид и Аристофан.
Но, к сожалению, от произведений первых двух дошли только фрагменты, а из 44 комедий Аристофана сохранились полностью лишь 11. Историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V н. принято делить на два больших периода искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако, границы в искусстве вообще довольно условны, переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных
сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством. В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы
против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается И достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит
гораздо большее разнообразие типов скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгипа, так называемый храм Е в Селипупте и храм Зевса в Олимпии. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится
главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека - героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Вторая четверть V в годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. В вазописи эти в эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного,
когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли черным лаком. Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады. Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее.
Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность, создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического
и ионического ордера снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется, прежде всего, с творчеством
Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов.
Фидий прославился своими скульптурными изображениями тожеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины. Ранние его произведения известны ещё мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статью Афины Промахос, возвышающуюся в центре
Акрополя. Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях
Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики. Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.
Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов- победителей в спортивных состязаниях. В 4 веке до н.э. ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились.
Нравственные основные события, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла, в частной и государственных сферах меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни. Утратила свою популярность трагедия, зато процветала комедия. К этому времени относятся две пьесы Аристофана - Женщины в народном собрании и
Плутос , но зенит творчества драматурга относиться к предшествующему периоду. После Аристофана смех перестал быть обличительным, утратил политическую злободневность. Место древней комедии заняла средняя , развлекающая публику обыгрыванием незначительных событий повседневности. До нашего времени не дошли произведения такого рода, известны лишь имена их авторов Алексид, Анаксандид, Антифан, Евбул и названия пьес.
VI в. обычно рассматривается как время поздней классики, период перехода к искусству эллинизма. В это время сократилось монументальное строительство, переместились его центры вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Самым красивым сооружением Пелопоннеса считался храм Афины Аллеи в Теге, заменивший старый, сгоревший в 394г. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр
Аркадского союза. Зодчество стало приобретать несколько иной характер если раньше в нём ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестам, гимнасиям. Новее тенденции в архитектуре выразились в стремлении создать общеэллинский стиль - койне, здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились
Филон, Сопас, Поликлет Младший, Пифей. Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Тимофей, Бриаксид. Достигла высокого уровня и живопись. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы
Евмолия, ученик которого Памфил, создал трактат о художественном мастерстве. Период классики - время наивысшего культурного подъема и прогресса во всех сферах жизни общества время величайших открытий, творческих исканий. Центром культурной жизни явилось Афинское государство, подарившее миру плеяду ученых и творцов. В центре их внимания- человек, его проблемы, интересы, эмоции, мироощущение.
Поиски смысла жизни сочетаются с наслаждением и извлечением мимолётной выгоды из сложившейся ситуации. Классическая Греция - время, наполненное живым очарованием, магическим обаянием и огромной духовной мощью великого народа Эллады. Заключение. В данной части реферата я остановлюсь на тех главных выводах, к которым пришла, работая над темой своего исследования. Сразу хочу отметить, что для изучения вклада древнегреческой цивилизации в историю человечества, я
выбрала только её культурологический аспект, то есть в своей работе я рассматриваю достижения Эллады лишь в духовной сфере. На мой взгляд, культура Древней Греции явилась самым главным сокровищем для более поздних цивилизаций, обогатив, а также в какой-то мере, и ускорив всё их дальнейшее развитие. Однако, эллины добились огромных успехов не только в духовной сфере, они заложили фундамент в вопросах о государственном устройстве, о социальной иерархии,
о рыночной экономической системе. Все эти области - предмет изучения для будущих исследователей. В развитии греческой культуры можно выделить следующие этапы древнейший, крито-микенский XXX- XII вв. до н.э. гомеровский XI-IX вв. до н.э архаический VIII- VI вв. до н.э. классический V- IV вв. до н.э Каждый период своеобразен и имеет свои специфические черты.
Так, саамы первый - крито-микенский представляет особый интерес для историков, поскольку сохранилось очень мало источников об этом времени и вопросов у учёных гораздо больше, чем ответов на них. Главная загадка - таинственное исчезновение этой ранней цивилизации эллинов то ли из-за природного катаклизма, то ли из-за вторжения врагов. Средоточением культуры в этот период стали города Микены, Тирлиф, а также острова Эгейского моря, например,
Крит. Это время легенд и приданий, мифов и сказок, среди которых главенствуют такие, как сказания о троянской войне, о царе Крита- Миносе. Это цивилизация особой монументальности, пышности в то же время все дошедшие до нас памятники абсолютно безлики и лишены индивидуальности. После исчезновения крито-Микенской цивилизации на балканском полуострове наступает время упадка, духовной нищеты . Это так называемый период тёмных веков XI-
IX вв. до н.э Греки забывают свой язык, письмо, искусство ремесла. Культурные достижения сводяться в основном к гигантским каменным храмовым сооружениям, безликим скульптурам, примитивным бытовым изделиям, к устным легендам и приданиям. Однако время упадка завершается, и эллинская цивилизация вновь расцветает. В Греции появляется новым алфавит, ставшим основой для письма у целого ряда европейских народов широчайшее
градостроительством, положившим начало единой храмовой архитектуре скульптура, в которой прослеживается стремление передать некоторую индивидуальность черт, образов также сформировавшийся религиозный пантеон и постулат о загробном возмездии. рождение театра, основы научных знаний, в частности философии, с её извечным желанием постигнуть смысл бытия и природу человека, рассвет литературы, связанным с творчеством великого Гомера. Период Архаики сменяется более значимым периодом классикой .
Время наивысшего подъёма и прогресса во всех областях культуры. Научный, литературный, архитектурный, живописный бум, переворот, когда человек становится центром мироздания, творцом, первооткрывателем новых законов природы. Это период гениев, мастеров, чьи мена навеки вписаны в летопись истории человечества Демокрит, Евклид, Гиппократ, Сократ, Платон, Аристотель,
Геродот, Фукидид, Эсхил, Еврипид. Достижения классической Греции стали достоянием всего человечества в последующие века. Для культуры древней Эллады на любом из этапов её развития характерны две черты выдумка и реальность. Там, где древнейшим людям не хватало знаний, они дополняли их фантазиями, мифами и таким образом объяснили окружающий мир, своё место и свою роль в нем. В этом и заключается главный парадокс античной цивилизации,
где вымысел переплетается с реальностью, легенды с действительными событиями и отделить одно от другого задача непростая даже для маститого исследователя. Главная трудность для меня заключалась в огромном количестве материала, противоречивого, с различными трактовками одних и тех же событий. Древняя история полны пробелов, загадок, которые все учёные активно пытаються разрешить. Обилие мнений стало для меня настоящей проблемой.
Я старалась придерживаться наиболее популярных и общепринятых суждений по спорным вопросам. Однако, окончательную точку ставить в исследуемой мной теме нельзя. Поскольку с каждым днем появляется все больше новых данных, проливающих свет на загадки давно минувших времён. Литература. 1. Античность. С П 2002, 500 с. 2. Античная Греция. М 1983, 423 с. 3. Античная культура.
М 2002, 351с. 4. Античный мир. М 2000, 475 с. 5. Античная цивилизация. М 1973, 270 с. 6. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М 1988, 470 с. 7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегречесокй культуре. М 1998, 600 с. 8. История Древнего мира. Древняя Греция.
Минск, 1998, 798 с. 9. Куманецкий К.А. история культуры Древней Греции и Рима. М 1992 380 с. 10. Цивилизации. М 200, 686 с. 11. Яковец Ю.В. история цивилизаций М 1995, 525 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |