Реферат по предмету "История"


Адмирал П.С. Нахимов исторический портрет

Министерство образования и науки Украины.

Севастопольский национальный технический университет.


Кафедра: Философских и социальных наук.


РЕФЕРАТ

Тема: Адмирал П.С. Нахимов.

Исторический портрет.


Выполнила:

ст.гр. ФК-13д

Власова А.Ю.


Проверила:

доц. Кухникова Т.К.


Севастополь

2009


План:

Введение.

Начало славного пути.

П.С. Нахимов – герой Синопа.

Во главе обороняющегося Севастополя.

Заключение.

Список литературы.


Введение.

Среди замечательных русских флотоводцев прошлого исключительное место занимает П. С. Нахимов, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов.

Нахимов был ярким воплощением национального военного гения, представителем боевой школы русского военного искусства. Отличный моряк, видевший в службе на флоте единственный смысл и цель своей жизни, П. С. Нахимов, наряду с самобытным дарованием флотоводца, обладал редким даром привлекать к себе сердца подчиненных.

Офицеры и особенно матросы любили П. С. Нахимова за подлинное горение, за неподдельный самозабвенный героизм, за глубокую привязанность к морякам, с которыми делил он труды и опасности, радости и горе. Обращение Нахимова с матросами было пронизано истинным демократизмом. Он был с ними всегда прост, но вместе с тем и требователен.

“Нахимов, сам солдат по преимуществу, понимал прекрасную, могучую натуру русского солдата... Нахимов находил в ней ту чувствительную струну, которую лишь только умей привести в сотрясение, а потом делай, что хочешь. Он постигал это великое искусство одушевлять бранные полки и составлять с ними одно”.

П. С. Нахимов был подлинно русским флотоводцем. В процессе обучения и воспитания моряков, во время боевых действий он всегда учитывал выдающиеся национальные особенности русских людей: ясный ум, стой­кий характер и терпение; того же требовал он от своих офицеров, призывая их изучать свою родную страну и не подражать слепо иностранным порядкам. Он говорил: “…Да зачем же прельщаться до такой степени всем чужим, чтобы своим пренебрегать. Некоторые так увлекаются ложным образованием, что никогда русских журналов не читают и хвастают этим... Понятно, что господа эти до такой степени отвыкают от всего русского, что глубоко презирают сближение со своими соотечественниками, простолюдинами”.

Нахимов является ярким примером служения Родине, примером преданности долгу и чести русского флота. Имя адмирала Нахимова близко и дорого советскому народу.


I. Начало славного пути.

Павел Степанович Нахимов родился 23 июня 1802 г. в селе Городок, Вяземского уезда, Смоленской губернии. Отец Нахимова был небогатым помещиком. Нахимов и его четыре брата воспитывались в Морском корпусе. В корпус Нахимов поступил в 1815 г. Учился он прилежно и хорошо, вследствие чего уже через три года, в январе 1818 г., был произведён в унтер-офицеры, а в феврале этого же года он окончил корпус одним из лучших и был произведён в мичманы.

Хорошо поставленное обучение и воспитание в корпусе, а также - недюжинные способности Нахимова, дали ему возможность получить отличное общее и специальное военно-морское образование. Распорядок жизни в корпусе и строгая требовательность в учёбе привили Нахимову неутомимую жажду к труду и постоянное стремление к пополнению своих знаний.

В бытность ещё воспитанником корпуса Нахимов находился в учебном плавании на бриге “Симеон и Анна”, а под конец учёбы, в 1817 г., на бриге “Феникс”. На этот бриг посылались в плавание лучшие воспитанники, успевавшие в учёбе и примерные в дисциплине.

По выпуске из корпуса Нахимов вначале был оставлен на службе в Балтийском флоте. Затем, в 1821 г., был направлен в Архангельск для службы на вновь строящемся корабле, но вскоре был возвращён в Петербург, где получил назначение на 36-пушечный фрегат “Крейсер”, готовившийся к отплытию в кругосветное путешествие. Фрегатом “Крейсер” командовал капитан 2-го ранга М. П. Лазарев, будущий адмирал и преобразователь Черноморского флота. Назначение это было очень кстати для молодого и талантливого Нахимова.

Находясь три года в кругосветном плавании, Нахимов расширил свои знания, приобрёл большой практический опыт. Между Нахимовым, страстно полюбившим военно-морскую службу и жаждавшим совершенствоваться в плавании, и его учителем М. П. Лазаревым установилась за это время неразрывная дружба на всю жизнь. Эта дружба сыграла потом большую роль в формировании Нахимова как крупнейшего русского флотоводца, победителя у Синопа и героя Севастополя.

Возвратившись из плавания уже лейтенантом, Нахимов после четырёхмесячного отпуска (в 1825 г.) был назначен снова к Лазареву на строящийся 74-пушечный корабль “Азов”.

Славные боевые действия русского флота в Наваринском сражении 8 октября 1827 г. явились серьёзной школой для Нахимова. Известно, что в Наваринском сражении из всех кораблей соединённых эскадр союзников наиболее отличился “Азов”.

Наваринская победа прославила имя Лазарева, офицеров “Азова” и всю команду корабля. Офицеры и матросы “Азова” за проявленную в бою храбрость удостоились наград, а кораблю был присвоен георгиевский флаг. Нахимов за отличие и храбрость в Наваринском бою был произведён в капитан-лейтенанты и получил орден Георгия 4-й степени и три иностранных боевых ордена.

Нахимов тогда уже выделялся своими незаурядными военными способностями, храбростью, глубоким знанием военно-морского дела и большим практическим опытом, приобретённым им под руководством Лазарева. Производство в штаб-офицерский чин (капитан-лейтенант) давало право Нахимову получить в командование небольшой корабль. Лазарев, зная о достоинствах Нахимова и его стремлении стать командиром корабля, вскоре добился желаемого назначения для него. В 1828 г. Нахимов был назначен командиром захваченного у турок корвета, названного русскими в честь победы – “Наварин”.

Командуя корветом “Наварин”, Нахимов плавал в Средиземном море до 1830 г., затем пришёл в Кронштадт и был со своим кораблём снова включён в отряд М. П. Лазарева. Вскоре Нахимов был награждён новым орденом. Корвет “Наварин” всегда отличался прекрасной боевой выучкой офицеров и матросов, образцовой дисциплиной, примерным поведением людей и необычайной для того времени дружбой всей команды. Примером же для всех и во всём был сам П. С. Нахимов.

В 1832г. Нахимов был назначен командиром строящегося фрегата “Паллада” и в короткий срок сумел сделать его образцовым кораблём Балтики. Имя Нахимова как талантливого офицера становится популярным.

В январе 1834 г. Нахимов был переведён по просьбе Лазарева на Чёрное море. В это время Лазарев был начальником штаба Черноморского флота.

С переводом на Чёрное море Нахимов получил в командование строящийся корабль “Силистрия”. Вместе с на­значением Нахимову было присвоено звание капитана 2-го ранга. Корабль “Силистрия”, построенный под руководством Нахимова, был одним из наиболее прочных и красивых кораблей Черноморского флота. Команда “Силистрии” была буквально детищем Нахимова, Вскоре, однако, напряжённая и длительная работа без отдыха подорвала здоровье Нахимова. В начале 1838 г., по ходатайству Лазарева, а затем и начальника главного морского штаба князя Меншикова, Нахимова, тогда уже капитана 1-го ранга, не только освободили от службы, но и на казённые средства послали лечиться на воды в Германию. В Германии он пробыл до августа 1839 г. и, не окончив курса лечения, вернулся на родину.

С 1840 до, 1845 г. Нахимов снова командовал “Силистрией”. Он пользовался большим авторитетом, и сила его нравственного влияния на окружающих была огромна.

Так накануне Крымской войны Нахимов приобрёл все­общую известность во флоте и славу отличного моряка-флотоводца.


II. Нахимов П.С. – герой Синопа.

Наступил 1853-й год. Международная обстановка все более осложнялась, все более обострялись отношения между Россией и Турцией. Лишенное политической зоркости, правительство Николая I полагало, что военные действия будут происходить только между двумя странами, и шло навстречу войне.

Высшим командованием была разработана операция немедленной переброски войск на Кавказское побережье, в Анакрию. Нахимов, которому была поручена эта операция, блестяще ее выполнил.

За выполнение этой операции П. С. Нахимов был представлен к награде орденом Владимира 2-й степени.

Известие о начале войны между Россией .и Турцией Нахимов получил 3 ноября 1853 года.

4 ноября пароход „Бессарабия", посланный Нахимовым в разведку к берегам Турции, захватил турецкий транспорт. Из опроса пленных выяснилось, что в Синопе стоит турецкая эскадра.

П. С. Нахимов, с присущей ему энергией и решительностью, тотчас взял курс на Синоп.

Хотя в распоряжении Нахимова имелось лишь 3 корабля, он принял решение заблокировать Синопскую гавань. Осенние штормы не утихали, маневрирование под парусами представляло немалые трудности. Но воспитанные П. С. Нахимовым моряки преодолевали все трудности и все время держались перед Синопом.

За день до Синопского боя Нахимов собрал у себя всех командиров судов и обсудил с ними план действий.

В ночь с 17 на 18 ноября начались приготовления к бою. В половине десятого на флагманском корабле “Императрица Мария” был поднят сигнал: “Приготовиться к бою и идти на Синопский рейд”.

В половине первого дня раздался пушечный залп с флагманского турецкого корабля “Ауни-Аллах”, а за ним все остальные турецкие корабли открыли огонь против входившей на рейд русской эскадры. Турецкая артиллерия подвергла русскую эскадру, стоявшую на якоре на расстоянии 300 сажень от неприятеля, ураганному огню.

Синопская битва была проведена в полном соответствии с тактическим принципом Нахимова.

В Синопском сражении было уничтожено 13 неприятельских военных и 4 купеческих корабля, предназначены для высадки десанта на Кавказе. Был взят в плен командующий турецкой эскадры вице-адмирал Осман-паша. Синопская победа была одержана “малой кровью”. Потери русских были незначительны. На русской эскадре было 37 убитых и 234 раненых. Нахимов не потерял ни одного корабля.


III. Во главе обороняющегося Севастополя.

23 ноября эскадра Нахимова прибыла в Севастополь.

После Альминского сражения в Севастополе сложилось угрожающее положение. Нахимов отдал приказ: “Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в командирах, офицерах и командах, что каждый из них будет драться как герой.

П. С. Нахимов и В.А. Корнилов постоянно находились на самых ответственных участках. Деятельное участие в обороне Севастополя принимал также контр-адмирал Истомин.

Севастопольскому гарнизону противостояли: огромный флот союзников и 60-тыс. хорошо вооружённая армия. На 5-м бастионе Нахимов встретился с Корниловым. Кругом лопались бомбы, ядра свистели и, падая, обдавали землёй, но адмиралы продолжали оставаться на самых опасных местах оборонительной линии. Корнилов отправился на Малахов курган и 5 октября в 12 часов дня он был смертельно ранен в ногу. Вечером того же дня он скончался. Перед смертью придя в сознание, он сказал: “Приятно умирать, Когда совесть спокойна!” Это были его последние слова.

Нахимов оставался на прежнем посту – руководителя флота и начальника обороны Южной стороны. Ни один вопрос, связанный с обороной города, не решался без участия Нахимова. Все слушались его совета, старались во всём ему подрожать. Павел Степанович ежедневно обходил оборонительную линию под градом неприятельских пуль. Личным примером он учил войска не страшиться опасности. При этом он отнюдь не поощрял ненужного молодечества, он внушал защитникам Севастополя необходимость беречь себя, так как жизнь каждого из них принадлежит родине.

За блестящее руководства обороной Севастополя П. С. Нахимов в январе 1855 года получил орден “Белого орла”.

Велика роль Нахимова в обороне Севастополя. “Он был могучей физической силой обороны, - писал современник, - которой мог двигать по произволу и которая в его руках могла творить чудеса. Он был истинным хозяином Севастополя”. Влияние на гарнизон в эти последние месяцы его жизни было беспредельно. Матросов называли “нахимовскими львами”.

27 марта 1855 года Нахимов был произведён в полные адмиралы.

Профессор медицины Гюббенет, видевший Нахимова ежедневно в течение 9 месяцев, дает ему следующую характеристику: „Он ежедневно подвергался без малейшей осторожности неприятельскому огню, избирал места самые опасные, по крайней мере, никогда не обходил их; останавливался на самых беззащитных пунктах бастиона, а когда окружающие почти насильно увлекали его от опасности, то он, как бы с намерением, замедлял свои шаги.

Все это делалось без малейшего тщеславия, напротив, все поступки его носили явный отпечаток величайшей скромности, и, конечно, имея единственной целью возвысить общее мужество.

В этот роковой день пуля пролетела у самого локтя Нахимова. Он невозмутимо продолжал стоять на месте и смотреть вперед. Его высокая фигура в золотых адмиральских эполетах являлась мишенью для неприятельских стрелков. Нахимов смотрел в трубу в сторону противника.

“Они сегодня довольно метко стреляют”,– сказал Нахимов, когда следующая пуля попала в лежащий возле него мешок с землей. После этого он пошатнулся и упал. Очередная пуля попала ему в голову, выше левого виска и пробила череп. Павел Степанович Нахимов потерял сознание. Нахимова перенесли в квартиру.

Горестная весть мигом облетела гарнизон. К дому, куда перевезли Нахимова, начали стекаться толпы народа. Туда же немедленно съехались лучшие врачи города, но все их усилия были тщетны. 30 июня 1855 года Павел Степанович Нахимов скончался.


Орден Нахимова 1-й степени


Память

В 1959 году в Севастополе воздвигнут памятник адмиралу Нахимову работы скульптора Н. В. Томского (бронза, гранит). Он заменил стоявший у Графской пристани памятник работы Шредера и Бильдерлинга, разрушенный в годы Великой Отечественной войны. Гитлеровцы бронзовую скульптуру вывезли на переплавку, цоколь взорвали.

Во время Великой Отечественной войны были созданы военно-морские Нахимовские училища. В 1944 Президиумом Верховного Совета СССР были учреждены ордена Нахимова 1-й и 2-й степени, медаль Нахимова.

В 1946 году режиссёр Всеволод Пудовкин снял художественный фильм «Адмирал Нахимов». Роль Нахимова в нём сыграл актёр Алексей Дикий (за эту работу Дикий получил Сталинскую премию I степени и стал лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучший актёр»).

Марка СССР, 1987


Нахимов и противники

Крымский историк В.П. Дюличев такими словами описывает похороны Нахимова:

От дома до самой церкви стояли в два ряда защитники Севастополя, взяв ружья в караул. Огромная толпа сопровождала прах героя. Никто не боялся ни вражеской картечи, ни артиллерийского обстрела. Да и не стреляли ни французы, ни англичане. Лазутчики безусловно доложили им, в чём дело. В те времена умели ценить отвагу и благородное рвение, хотя бы и со стороны противника.

Грянула военная музыка полный поход, грянули прощальные салюты пушек, корабли приспустили флаги до середины мачт.

И вдруг кто-то заметил: флаги ползут и на кораблях противников! А другой, выхватив подзорную трубу из рук замешкавшегося матроса, увидел: офицеры-англичане, сбившись в кучу на палубе, сняли фуражки, склонили головы...

В то же время существует «Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина», датированный 23 апреля (11 апреля ст.ст.) 1858 года, составленный по результатам осмотра усыпальницы адмиралов.


Памятник П. С. Нахимову в Севастополе


Корабли

Имя Нахимова в разное время носили различные военные корабли и гражданские суда:

«Нахимов» — российский грузовой пароход (затонул 1897)

«Адмирал Нахимов» — российский броненосный крейсер (погиб в Цусимском сражении 1905)

«Червона Украина» — бывший «Адмирал Нахимов», лёгкий крейсер класса «Светлана» (погиб 13 ноября 1941 года в Севастополе.)

«Адмирал Нахимов» — советский крейсер класса «Свердлов» (слом 1961)

«Адмирал Нахимов» — бывший «Берлин III», советское пассажирское судно (затонуло в 1986 году)

«Адмирал Нахимов» — советский противолодочный крейсер (слом 1991)

«Адмирал Нахимов» — бывший «Калинин», линейный крейсер класса «Киров» (в строю)


Заключение

Среди них особое место принадлежит адмиралу Павлу Степановичу Нахимову, великому патриоту земли русской.

Человек изумительной храбрости, скромный в личной жизни, отзывчивый к нуждам окружающих, Нахимов проявил высокие дарования и как флотоводец, и как руководитель боевых действий на суше. Вместе с тем он продемонстрировал большой талант военного воспитателя.

Он создал целую систему обучения и воспитания личного состава флота. Он, как ни­кто, умел воспитать у моряков высокое сознание долга и любовь к службе. Его собственная неусыпная забота о флоте, его бескорыстие и трудолюбие, его превосходное руководство боевыми действиями под Синопом и в Севастополе - служили прекрасным дополнением к излагаемым им наставлениям и являлись образцами, на которых воспитывались целые поколения моряков.

П. С. Нахимов явился основоположником целой школы. Основываясь на принципах, высказанных М. П. Лазаревым, он углубил и развил их. Исходным положением Нахимова служило утверждение, что главной действующей силой на корабле является матрос. Обязанность офицера – разумно воздействовать на эту силу и притом справедливо и человечно относиться к матросам. „Пора нам перестать считать себя помещиками, а матросов крепостными..." – говорил Нахимов. В дворянско-крепостнической России эти слова при обретали особое значение.

Восставая против произвола, против презрительного или жестокого обращения с „нижними чинами", Нахимов шел дальше. „Необходимо поощрение, сочувствие, – заявил он. – Нужна любовь к своему делу, тогда с лихим нашим народом можно такие дела делать, что просто чудо".

Характерной чертой нахимовской системы являлось требование неустанно трудиться. „Все можно отнять у человека, – поучал Нахимов – славу, значение в обществе; можно приписать ему дурные качества... например, честолюбие, эгоизм, глупость, все, что хотите – одного невозможно отнять: благодетельных последствий деятельности, ежели она направлена на что-нибудь полезное для общества и правительства".

Другой характерной чертой нахимовской системы являлась борьба с низкопоклонством перед Западом, провозглашение и утверждение национальной гордости русского человека.

В области тактики Нахимов также оставил богатое и плодотворное наследие. Преемственно развивая, идеи Ф. Ф. Ушакова и М. П. Лазарева, он подчёркивал роль наступательного боя, активности обороны и решительности, требовал от командиров творчёской инициативы и быстрой оценки обстановки, от всего личного состава – мужества и героизма. Учитывая, что на противника всегда производит ошеломляющее впечатление гибель адмиральского корабля, Нахимов рекомендовал атаковать во время брожения со всей силой флагманский корабль – прием, с успехом примененный еще Ушаковым.

Дело Нахимова развивалось, жило, отозвалось в славной деятельности С. О. Макарова и вошло составной частью - в виде традиций, заветов и наставлений – в сокровищницу могучего Советского Военно-Морского Флота.


Список литературы:

Ф. Муравин “Адмирал Нахимов” Симферополь 1953

С. Найта “Адмирал Нахимов” Политиздат 1945



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей
Реферат Причины и механизмы развития заикания
Реферат Линейные корабли типа Южная Дакота 1920
Реферат Наказание в виде ареста и его исполнение относительно военнослужащих по законодательству Украины и других стран снг: сравнительно-правовой анализ
Реферат Психологический анализ урока английского языка
Реферат Проблема развития внимания на уроках немецкого языка
Реферат The Mighty Lion Essay Research Paper The
Реферат Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности
Реферат Современный подход к изучению резервуаров на базе многоволновой сейсморазведки с точечными датчиками
Реферат Социализация детей от рождения до 3 лет
Реферат Бердянское восстание
Реферат Программа по Технологии
Реферат Профориентация учащихся
Реферат Социальная структура и стратификация
Реферат Проблемы раннего развития ребенка