Реферат по предмету "История"


Язычество в древней Руси

Московский Государственный Университет путей сообщения


Институт: Экономика и управление на предприятии


Реферат по дисциплине «Отечественная История»


На тему: «Язычество в древней Руси»


Выполнила студентка


Группы ЭЭС-111: Николаева А.А.


Проверила: Харламова Юлия Александровна


Москва 2010г.


Содержание:


Введение………………………………………………………………..……3


Высшие божества славян…………………………………………….….….3


Низшие боги………………………………………………..……………….8


Обряды, предания, праздники……………………………………………..10


Волхвы и кудесники…………………………………………………...13


Заключение………………………………………………………….…14


Список используемой литературы……………………….……………...12


Введение.


²Природа, великая и неповторимая, ласковая и непредсказуемая, была главным божеством славян. Все в ней было священным для них – молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. Религиозный мир славян, фантастический и поэтичный, отражал все стороны окружающего мира. Религия с множеством божеств, главных и второстепенных называется многобожием, или политеизмом (от греческих слов «поли» — «много» и «теос» — «бог»). Позже на Руси ее назвали язычеством (от старославянского слова «языци» — «народы, еще не принявшие христианства»). В отличии от язычества более поздние религии — христианство ; и мусульманство — основывались на вере в единого Бога. Они называются монотеистическими (от греческого слова «монос» — «один»). Но, по существу,и в язычестве, и в монотеистических религиях человек все равно наделяет сверхъестественной силой природу, великий непознаваемый дух, который рождает все живое и погружает его в смерть.²[1]


Славянские Божества.


Высшие боги.


²Во главе славянских божеств стоял великий Сварог — бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) весьма почитался славянами, которые называли себя даждъбожьими внуками. Культ Рода и рожениц, бога и богинь плодородия, связанный с земледельческими занятиями, был особенно популярен. Скотий бог Велес почитался в качестве покровителя скотоводства. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами.


По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги становились и славянскими. Так, в славянских землях почитались популярные у иранских племен бог солнца Хоре и бог плодородия Симаргл. Женское божество Мокошь — было заимствовано славянами у угро-финских народов и олицетворяло собой рождение всего живого. Макошь была покровительницей женской части хозяйства.²[2]


²С появлением у славян князей, воевод и дружин в условиях военных походов на первый план вышел, бог молнии и грома непобедимый Перун. Со временем он стал главным-божеством нарождавшегося государства и слился с более ранними богами.


Древний бог самого начала весны и начала осени: бог смены времен года. Кроме того, Авсень покровительствует коням и пастухам, всячески им помогает. Ведь именно на коне - золотисто-рыжем, как солнце или кленовый лист, - привозит он вести о начале весны и осени.


Лада. Славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний. О человеке, который женился без любви, говорили: "Не с Ладою женился!" Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов приносила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды. Beликолепный храм Лады стоял в Киеве, а в том храме - статуя несравненной красавицы в розовом венке. Ее золотоцветые волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьем и драгоценностями. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля.


Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного - Нави. Он отделил Правду от Кривды. Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. (позднее) Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и древнее наименовани щур, дед. Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. (кстати именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай).

Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле. А еще согласно верованиям славян именно Рода посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.


Сварог, он же Святовит - сын Рода, бог неба, родоначальник богов природных сил - Дажьбога, Стрибога, Перуна. Иногда изображался в виде воина на коне, с четырьмя головами, символизирующими четыре стороны света и с рогом изобилия в руке. На острове Рюген (он же - знаменитый остров Буян) в Арконе стоял огромных храм этого бога. Сварог по некоторым легендам - бог-создатель Земли (в отличие от Рода, создателя Вселенной), и к его имени восходит слово "сварганить", правда, за годы христианства оно приобрело пренебрежительный оттенок. Кроме того, Сварог - бог единобрачия у южных славян, к его эре (около 2000 лет до н.э.) относят переход к моногамии.
Сварог-Святовит признавался и богом плодородия; к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных; по его рогу, наполненному вином (вино - символ дождя), гадали о будущем урожае. Время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Святовида над нечистой силой, получило название святок, а весенний праздник пробуждения природы, появления молниеносных облаков и дождевых ливней - название святой, или светлой,недели.


Белобог или Свентовид(Svantevit) - явий (”добрый”) бог. Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему Рожаница - с Артемидой. Описание: «В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием… Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской.”


Ний (зап.-слав) или Вий (вост.-слав.) в православии – св. Касьян - бог навьего подземного мира и посмертный судья, его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест.²[3]


²Славянский мир был наполнен целым сонмом сверхъестественных существ — упырей (злых духов и берегинь (добрых духов). Славяне «населили» лес лешими, а воду — русалками. Они верили, что это души умерших выходят весной на берега водоемов насладиться расцветающей природой.


Каждый дом, по представлению славян, находился под покровительством домового — духа-прародителя (пращура, или щура, чура). Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал чура (домового) защитить его: «Чур меня!» Славяне стремились пре­дотвратить действие злых сил оберегами (амулетами), поклонялись светлым озерам и священным деревьям, ветру и тучам.²[4]


Низшие боги славян — духи


²
БОЛОТНИК
— злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.


БАННИК
– дух бани.


ВОДЯНОЙ — дух, обитающий в воде. Водяной живёт в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, близ водяных мельниц. Ему также приписывают власть над русалками. Народ представляет водяного стариком, покрытым болотною травою. Водяной требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников.


РУСАЛКА
— дух в облике женщины, живущий в воде.


ДОМОВОЙ
— представляет дух, который живёт в каждом доме. Он не делает зла людям, а только шутит, иногда даже оказывает услуги, если любит хозяев. Перед смертью кого-либо в семействе он воет, производит стук, хлопает дверями и проч. По общему поверью, живёт он зимой близ печки, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается там. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает. Тому, кого любит, завивает волосы и бороду в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. В простом народе к домовому питают уважение. В разговорах называют его «дедушкой, хозяином». При переезде из дома непременно просят домового переселиться на новое место.


ЗМЕЙ
— существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающегося и человека.


КИКИМОРА
— злой дух в облике женщины, появляющийся в доме.


ЛЕШИЙ
— лесовик. Власть этого духа ограничивают одними лесами; а жилищем его являются густые камыши и лесные трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего показывается он дряхлым стариком. Считается, что леший любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить в глушь, и когда шутка удалась, хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведёт в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы выйти из лесу.


ЛИХО
– дух зла, несчастья. (Не буди лихо, пока оно тихо)


ОБОРОТЕНЬ
— существо, обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).


УПЫРЬ
— не мёртвый (живой мертвец) — существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их²[5]


Обряды, предания, праздники.


²Языческая религия наполняла жизнь славян красочными обрядами и праздниками, которые символизировали различные явления природы. Споворотом солнца на весну, а он приходился у славян, как и ныне, на 1 января, начинался празд­ник Коляды. В домах гасили огни, и люди добывали трением новый огонь. Они зажигали светильники и очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали, совершали жертвоприношение в виде быков и других животных, чтобы умилостивить богов.


В марте славяне праздновали день весеннего равно­денствия. Они сжигали чучело зимы, славили солнце и наступление весны. Начиналась Масленица с ее бли­нами, напоминавшими солнечный круг, и гуляньями.


1 — 2 мая отмечалось появление первых весенних всходов. Славяне убирали лентами молодую березу, украшали свои дома свежими ветками.


Всенародный праздник Купалы приходился на 23 ию­ня, день летнего солнцеворота. Наливались колосья, и люди молились о дожде. Девушки водили хороводы, бросали в реку венки. Самых красивых из них обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. А ночью вспыхивали купальские костры, через которые, как бы очищаясь прыгали юноши и девушки. В купальские ночи совершались «умыкания девиц», когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага


2 августа. Ныне этот день на­зывают Ильиным, прежнее название забыто, зато осталось его обрядовое наполнение.


Говорят: «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень» — с Ильина дня появляются холод­ные утренники.


Полагали, что в этот день зве­ри и гады (змеи) выходят из сво­их нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бу­дет растерзана зверями или ужа­лена змеями, ибо нечистые духи поселяются тогда в зверей и га­дов, мстят домашнему скоту и людям. И только один гром в состоянии разогнать этих врагов.


Но знахари, несмотря на все опасности, собирали змей и де­лали из них сало на свечи. Если в этот день лил дождь, собирали дождевую воду. Считалось, что и свечи, и эта вода помогают от всякого рода сглаза.


14 августа. Меловый Спас.


С этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Если пчель­ник не заломает соты, то го­ворят, что соседние пчелы вытаскают весь мед. В этот лень первая проба нового мела. Обычай освя­щать его в этот день идет от древ­нейшего жертвоприношения.


19 августа.
Яблочный спас.


С этого дня начинали есть яблоки. Люди приносили плоды в храм для освещения.


28 августа
. Дожинки или Осенины. В христианстве – Успение, или Хлебный спас.


Праздновали окончание жатвы. На мирскую складчину варили пиво, готовили мясо, пекли пи­роги.


Женщины выходили в поле, обвязывали последней соломой все серпы, потом катались по жнитве, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, да на молоти­ло и на криво веретено».


Дожинали последний сноп, именинный (тот, что оставляли на полосе для Перуна (позднее — Ильи-пророка)).


Нарядно одетые парни и де­вушки в два ряда, попарно взявшись за руки, так, будто собрались кого-то нести, шли к несжатой полосе. Словно пере­текая ручейком (последняя па­ра, проходя сквозь коридор, созданный впереди стоящими, перемещалась вперед, стано­вясь первой; следом то же са­мое проделывала пара, оказав­шаяся после этого последней). И так, пока не дойдут.


У передней пары на руках сто­яла красивая ловкая девочка в венке из колосьев. Она шагала от пары к паре (по скрещенным ру­кам тех, кто подошел с последне­го ряда).


У несжатой полосы девочка спрыгивала с рук и набирала колось­ев, сколько помещалось в ее руки.


После чего ее снова ставили на руки и тем же способом несли в деревню.


Когда ее опускали на землю, она бросала колосья, и каждый старался ухватить хотя бы один, ибо считалось, что он наделен магической силой.


Зерна из такого колоса добав­ляли:


© в еду больным, чтобы вы­здоровели;


© в зерно, которым осыпали новобрачных, — на счастье:


© к зерну, которым шедрова- ли (с припевками «Сею, вею, по- севаю»), и в посевное зерно — для повышения будущего урожая.


С этого дня начинались осен­ние хороводы. А также с этого дня наступало молодое бабье лето и продолжалось до 10 сентября (до Ивана Постного).


28 августа. Начало помочей — работ в пользу вдов и сирот. На­род говорил: «На вдовий двор хоть щепку брось». На таких сходках косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дро­ва, молотили снопы, то есть вы­полняли работы, требующие мужской силы. Эти традиции уходят корнями в родоплемен- ные отношения, когда благопо­лучие рода напрямую зависело от благополучия каждого его члена. С течением времени этот посту­лат не утратил своего значения, но, к сожалению, люди о нем за­были


Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы и похороны. Известен похоронные обычай славян. Тело умершего помещали в лады, и сжигали ее на костре. Это означало, что человек уплывает в подземное царство. Затем прах опускали в могилу — вместе с одной из жен (у славян-язычниковсуществовало многоженство),вмогилу опускали, если это были похороны воина, останки боевого коня оружие, украшения. Над могилой насыпали высок курган и совершали языческую тризну: родственники и соратники поминали умершего, здесь же проходили военные состязания.²[6]


Волхвы и кудесники.


²В славянском обществе имела категория людей, которые, как полагали славяне умели напрямую общаться с богами. Это были волхвы, кудесники — «любимцы богов», как назвал А. С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге». Они исполняли различные обряды, проводили религиозные церемонии в так называемых капищах, где стояли идо: или кумиры, — скульптурные изображения славянских богов. Наряду с вождями, а позднее князья волхвы руководили жизнью и племен, и союзов племен, и молодого государства.


Прежде чем выступить в поход, князь и дружина приходили к волхвам, и те пророчествовали, толковали знамения, приносили жертвы богам, чтобы они даровали успех.


Постоянное общение с природой, наблюдение за ее явлениями привели к тому, что волхвы оказались весьма сведущими и проницательными людьми. Они объясняли соплеменникам природные явления, лечили людей травами и кореньями. Все были подвластно духовной мощи волхвов.²[7]


Заключение


Языческие обряды, поверья и приметы не исчезли со сменой веры. Они присутствуют в нашей жизни. Многие праздники берут начало именно в языческой культуре. Некоторые пословицы и поговорки так же пришли к нам из язычества. Эта религия стоит того, чтобы о ней помнили и знали. Просто ей не осталось место в таком просвещенном обществе, ведь теперь мы точно знаем, что гром и молнии, рассветы и закаты - это не божественные явления, а просто природные.


Список используемой литературы:


1. А. Кузьмин «Падение Перуна. Становление христианства»


2. Научно-методическая газета «История» 2010г. выпуск №4.


3. Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.»


4. Официальный сайт славянской культуры www.claviane.ua.ru


5. Журнал «Читаем, учимся» 2008 г. выпуск №4



[1]
Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.» стр. 13


[2]
А. Кузьмин «Падение Перуна. Становление христианства» стр. 7


[3]
Официальный сайт славянской культуры www.claviane.ua.ru


[4]
Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.» стр. 24


[5]
Н. Дорожкина «Низшие боги славян» Научно-методическая газета «История» 2010 г. выпуск №4 стр. 32.


[6]
Е.Г.Тарасова «Прарусская культура». Журнал «Читаем, учимся» 2008 г. выпуск №4 стр. 24-28


[7]
Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.» стр. 28-29



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности культуры Древней Руси Язычество древней
Реферат Проблемы и основные методы социального обеспечения на примере муниципального образования
Реферат Сталинградская битва _6
Реферат Применение различных методик для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами песка и глины
Реферат Германия в мировом хозяйстве
Реферат Nintendo Essay Research Paper Nintendo SEGA
Реферат Романский и готический стили - архитектурные доминанты европейской культуры
Реферат Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу
Реферат Бизнес-план в системе маркетинга
Реферат Программируемая клеточная смерть
Реферат Фразеологизмы новозаветного происхождения
Реферат Языки программирования. Обзор, возможности, достоинства, недостатки
Реферат Музей М. Ю. Лермонтова
Реферат Порядок возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры
Реферат Проблема формирования среднего класса в современной России