Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………. 2
I. Истоки знаний о Древнем Новрогоде………………………………………………… 3-4
II. Начало Новгородской истории………………………………………………………..5-6
III. Устройство Новгорода………………………………………………………………...7-11
IV. Военное дело и военная слава Новгорода…………………………………………...12-15
Заключение………………………………………………………………………………... 16
Список литературы………………………………………………………………………...17
Введение:
Идеалистическая философия истории, понимавшая мир как процесс саморазвития вселенского духа, находящего себе выражение в отдельных народах, неуклонно приводила к идеям «совершенного своеобразия» национальной истории всякого народа. С точки зрения этих идей легко было совершить ошибку как в ту, так и в другую сторону, представляя национальное наследие России или как ее исключительное богатство, или как ее неизбывную скудость.
Цель данной работы показать, что представлял собой Новгород, когда возник, как формировался, как менялось население.
Новгород давно стал в нашей историографии одним из популярнейших объектов исторического исследования и продолжает оставаться таким до настоящего времени. Это вполне оправдано общим выдающимся значением его в нашей истории и частными обстоятельствами его исторической, судьбы.
Новгород - один из древнейших русских городов, дата основания которого не зарегистрирована достоверными письменными источниками: они застали город уже существующим. Именно к таким городам, за отсутствием точных о них сведений, пытливая мысль древних летописцев привязывала странствующие международные легенды. Лопата современных археологов должна искать их «дна» на колоссальной глубине культурного слоя, порядка нескольких метров толщины.
Новгород - спутник и свидетель всей нашей истории. Наряду с Киевом, он был центром самостоятельного дофеодального государственного образования на территории Руси. Войдя в Киевское государство, он совершал общий с другими русскими городами путь исторического развития. В период XIII-XIVвв., когда нормальное развитие этих городов было нарушено татарским нашествием, Новгород его продолжал и для известного времени является для нас показателем направления и хода развития русской культуры.
I. Истоки знаний о Древнем Новрогоде
[1]
Основную часть сведений о Новгороде историки черпают из летописей. Летописи - историко-литературные произведения, в которых события излагаются погодно, или, как говорили в Древней Руси "по летам". Интересно, что сведения о Новгороде можно найти в любой летописи, где бы она ни была написана, однако более важны летописи, написанные непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (ХI-ХIII вв.) дошли до нас в списках ХIV-XV вв. Наиболее древний из всех списков русских летописей - так называемый Синоидальный список Новгородской Первой летописи. К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и повествование ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи систематически доводятся до 1333 года, и, к счастью, в более поздних списках этой летописи находятся упоминания о событиях, произошедших в Новгороде до 1015 года. Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние списки летописных сводов: Вторая, Четвёртая, Пятая Новгородские летописи, летопись Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись. Не прекращалась работа над летописями и в XVII веке. В этот период были созданы новые большие своды (Третья Новгородская, так называемые Погодинская и Забелинская летописи) . Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно. Бурная политическая жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к прошлому способствовали созданию многочисленных летописей. Как правило, летописи создавались людьми из духовенства: монахами, епископами, монахами и. т.д. Многие люди представляют себе летописца, как беспристрастного монаха, который "Добру и злу внимая равнодушно" записывал все события вокруг себя. По разного рода древним завещаниям можно судить о размерах владений тех или иных купцов, князей или бояр. Отсюда же мы можем узнать о порядке наследования, денежных, дарственных и обменных операциях. А государственные акты дают нам представление о политике новгородских правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной ХIII века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя, приглашенного на престол. Существовали также и международные грамоты, в которых засвидетельствовано отношение Новгорода со своими западными соседями Ливонским орденом, Литвой, Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные договоры, заключавшиеся после окончания войны.
Сохранились также несколько десятков грамот, в которых регулировались различные спорные вопросы новгородцев с их главным торговым партнёром - Ганзой, союзом северогерманских городов. Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до нас в своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный, процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который служил для судопроизводства.
Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти книги превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных угодий и проч. В последние десятилетия на первый план выходят источники археологические. Глазам археологов предстали целые кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних предметов орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие, ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика, всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы пользовались в быту. Интересно заметить, что на тысячу найденных единиц кожаной обуви пришлись всего лишь одни лапти. Этот факт ломает все наши представления о лаптях, как о традиционной русской обуви. Но самая главная находка, ставшая сенсацией в археологии состоялась 26 июля 1951 года - Первая берестяная грамота. Она и более семисот берестяных свитков, извлеченных из земли за последние несколько десятилетий, значительно обогатили наши знания о жизни древних новгородцев. В отличие от дорогого пергамента, который использовался для летописей и ценных документов, береста могла быть доступна каждому новгородцу в любой момент.
Многообразие берестяных посланий написанных крестьянами, ремесленниками, торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности среди населения Новгородской земли. Берестяные грамоты позволили проникнуть в ранее недоступный исследователям мир повседневных забот рядового новгородца.
II. Начало Новгородской истории
Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны. Основной загадкой много лет является происхождение города. [2]
Древнейшие упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под 859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных записей (они появились с Х-ХI века) , а записывали те устные легенды и сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую традицию погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя полностью доверять. Таким образом, мы не можем безоговорочно доверять датировке определённых событий IХ-Х века, которую даёт нам летопись. Новгород значит "новый город". Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами. Такими городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в Старой Руссе датированы ХI веком, когда Новгород был уже довольно крупным городом.
Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва (На территории современного кремля) . Лишь позднее это название распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. Этот факт навёл историков на мысль поискать "старый город " на территории собственно Новгорода.
В пределах Новгородской области имеется несколько городов, так и называющихся «старыми», в которых отдельные исследователи склонны видеть политические центры более древние, чем Новгород, уступившие позднее ему свое значение и определившие тем самое его имя - «Нов-города». С. Ф. Платонов видел такой древнейший центр приильменских славян в Старой Руссе, лежащей по другую сторону оз. Ильменя.
Б. Д. Греков считает таким центром Старую Ладогу, лежащую на другом конце р. Волхова.
Исследователи, искавшие объяснение названия города в нем самом, в обстоятельствах его собственной жизни, указывали или на перенесение центра города с места древнего поселения на восточном берегу реки, так называемого Славна, на западный, где образовался новый город (П. Л. Гусев), или на обрастание первоначального укрепленного ядра, Кремля, большим поселением, обнесенным новым валом, новым городом (Н. С. Державин).
[3]
Возвышенная юго-восточная часть города, ближайшая к Рюрикову Городищу, сама расположенная по типу древних городищ между р. Волховом и Тарасовцем и защищенная с третьей стороны искусственным рвом (современный Федоровский ручей), в непосредственной близости к которой оказались и княжеское дворище, и торг, имела особенно много преимуществ. Многозначимой представлялась связь ее топонимики - Славно, Славная улица - с самым именем ильменских славян и Славией арабских писателей. И название Holmgard, отнесенное к этой части города, представлялось естественным. Таким образом, «Славенский холм, по представлениям, основанным на анализе исторической топографии города, с одной стороны, и древнейших норманских и немецких источников, с другой, уже давно казался исследователям местом древнейшего славяно-финского поселения, еще не носившего даже имени Новгорода».
Древнейшее земляное укрепление города затем было усилено деревянным, скорее всего типа городниц, т. е. рублеными стенами, наполненными землею. Для этого рода городских укреплений летописи употребляют свой технический термин: «городы рубити», «городы ставити». Не будет большой ошибкой отнести возникновение деревянных стен Новгорода к IX в. Сообщение летописи о том, что Рюрик, «пришед к Ильменю сруби город над Волховом», важно не приурочением возникновения Новгорода к лицу мифического основателя, а отражением существовавшей в IX в. практики постройки деревянных укреплений.
Земли Новгорода. [4]
Территория древнего Новгорода простиралась от Северного Ледовитого океана до Торжка.
Новгородцы собирали дань с племени чуди, жившего в юго-восточной Эстонии, куда в 1030 году совершил поход Ярослав Мудрый и основал там город Юрьев (современный Тарту) . Совершались походы в Карелию, в земли соседских угро-финских племён. ещё в 12 веке новгородцы собирали дань далеко на севере. Однако не только военные походы способствовали расширению территории Новгородской земли.
Громадное значение имело мирное колонизационное движение русского крестьянства в северном направлении. В течении столетий русские земледельцы постоянно осваивали территории, чрезвычайно редко заселённые племенами угро-финского происхождения, которые, главным образом занимались охотой и рыболовством. Необъятная территория Новгородской земли имела основное ядро, которое на последнем этапе новгородской независимости делилось на пять частей, именованных пятинами. На север и северо-запад от Новгорода лежали земли Водской пятины, включавшие в себя и часть современной Карелии. По правому берегу Волхова далеко на север и северо-восток, к белому морю простиралась Обонежская пятина. К Юго-западу от Новгорода по реке Шелони, а также к Югу от неё и узкой полосой на север располагалась Шелонская пятина. К Юго-востоку от Новгорода была Деревская пятина. Бежецкая пятина - единственная, которая начиналась не у стен древнего Новгорода, а в стороне, к востоку от города, между землями Обонежской и Деревской пятин. Основная территория была земледельческой. Она разделялась на податные круга, называвшиеся погостами и управляясь посылаемыми из Новгорода должностными лицами.
Помимо основной территории от Новгорода зависели многие отдалённые от него земли, связь с которыми была менее тесной и осуществлялась, в основном, с помощью сборщиков дани. Новгородские сборщики дани доходили до Оби, где жиди ханты и манси. Дань собиралась в западной Карелии и на Терском берегу (Южная часть Кольского полуострова) . Уплачивалась она, как правило, мехами. Благодаря такому количеству уплачиваемой дани X-XIII веках Новгород был богатейшим городом. Именно с этих времён он стал называться Великим.
III. Устройство Новгорода
Новгородская земля до образования Киевского государства жила своей самостоятельной политической жизнью. Мало того, чаша весов некоторое время колебалась между Новгородом и Киевом, как между возможными центрами возникающего государственного объединения восточнославянских земель. Диалектика истории: Новгород, завоевав в конце IX в. Киев, должен был уступить ему первенство, войдя в качестве составной части в Киевскую империю Рюриковичей. Но, войдя в нее, этот большой и богатый город, обладавший, может быть, даже большими, чем Киев, средствами и возможностями, всегда тяготился своим подчиненным положением и делал попытки освободиться от него.
В течение XI-XII вв. обострению этой проблемы, также характерной для политической жизни всей средневековой Европы, способствовали быстрые успехи развития города.[5]
С одной стороны, мощь города и его феодальных верхов питала идеи государственного сепаратизма, которые отразились, как мы видели, на замыслах городского строительства и на самом облике города. С другой, - в недрах феодального «княжеского» города уже в это время получили большое развитие собственно городские элементы. Ремесленники составляют процентно наибольшую часть городского населения. Конечно, для данного времени трудно утверждать существование каких-либо ремесленных корпораций цехового типа; но за известными территориальными формами объединений ремесленного населения в виде таких улиц и целых районов города, как Гончарский конец, Кузнецы, Кожевники и т. п., можно чувствовать существование и каких-то форм общественного объединения. Существование же в Новгороде купеческих организаций типа европейских гильдий свидетельствуется сохранившимся от начала XII в. уставом «Иванского ста», - организации купцов-вощников при церкви Ивана на Опоках.
Эти городские элементы, несомненно, играли определенную роль в политической и культурной жизни города. Они должны учитываться и в вопросе долгого сохранения вечевого строя и постоянной тенденции Новгорода к политической самостоятельности, обеспечиваемой путем договоров с князьями.
[6]
В древнем Новгороде, в отличие от всех других русских земель была другая форма государства - республика. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (Ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами.
По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй.
Развитие ремёсел и торговли, более интенсивное, чем в древнерусских землях, что объяснялось выходом к морям, потребовало создания более демократического государственного строя, основой которого стал довольно широкий средний класс Новгородского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю. Купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с “заграницей” (“гостями”).
Городское население делилось на патрициат (“старейших”) и “чёрных людей”. Новгородское (Псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях, из смердов – общинников, половников – зависимых крестьян, работающих “из полу” за часть продукта на господской земле, закладников (“заложившихся”), поступивших в кабалу и холопов. Государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально, вече было высшим органом власти (каждое на своём уровне). Вече решало важнейшие вопросы экономической, политической, военной, судебной и административной сфер. Оно избирало князя. В вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками.
Высшими должностными лицами “Господина Великого Новгорода” были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.
[7]
Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управление которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород. Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельном политическом центре, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государственная организация Пскова повторяли Новгород: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого – два степенных посадника.
Источниками права в этом регионе были Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностранное законодательство. В результате кодификации в XV веке в Новгороде появились новгородские судные грамоты.
До 12 столетия Новгород был практически не отличим от других русских земель. А в 13 веке уже налицо были республиканские порядки. Откуда возникла республика? Изучая этот вопрос, историки натолкнулись на две грамоты, одна датирована 1130 годом, вторая 1148 годом. Первая начинается весьма торжественно: " Се яз Мстислав Володимир сын, держа Русску землю, в своё княжение повелел есмь сыну своеу Всеволоду отдати Буице святому Георгию... ". Начало другой значительно скромнее: " Се яз князь великий Изяслав Мстиславич, по благословению епископа Нифонта, испрошав есми у Новгорода святому Пантелеймону землю село Витославиц... ". Сравнивая обе грамоты, видно, что в 1130 году Новгородские князья были полновластны и распоряжались землёй как хотели. В 1148 году они уже были вынуждены просить разрешение на земельные пожалования монастырю " у Новагорода ", то есть у веча. Остаётся только выяснить какие события, происшедшие между этими двумя датами, так круто повернули ситуацию. Таким переворотом учёные с уверенностью считают восстание 1136 года. Во время восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с женой детьми и тёщей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце, а потом изгнали из города. В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки. Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на роль наёмного военноначальника. Им было запрещено владеть землёй на территории новгородских волостей. Они даже не имели права селиться в городе и обязаны были жить на Городище. Таким образом в Новгороде утвердился республиканский строй, который, практически в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия, вплоть до присоединения Новгорода к Москве. В 12 -13 веках на руси одновременно правили несколько сильных князей. Новгородцы заключали союз с каким либо из них и принимали к себе родственника то смоленского, то черниговского, то владимиро-суздальского князя. Недовольные тем или иным князем горожане изгоняли его, как нередко говорилось в летописи " Указывали ему путь ", что было осуществлением на деле " Вольности в князьях ". Смена князей на Новгородском престоле происходила довольно часто. За 2 столетия (1095-1304) князья менялись 58 раз, иные продерживаясь всего несколько месяцев. Ослабление великокняжеской власти приводило к постепенному усилению роли посадников и расширению их функций. Они не только контролировали действия князей, но и становились главными магистратами республики, сосредоточившими в своих руках всю полноту исполнительной власти. Следует отметить, что в отдельные периоды власть князей усиливалась, и чаще всего это происходило во времена военной опасности. Так, например, в середине 13 века, когда с запада Новгороду угрожали немецкие рыцари - крестоносцы и шведы, а с юга татары. В годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя, сильной рукой и осмотрительной политикой охранявшим новгородскую землю. Когда Александр Невский покинул Новгород, чтобы занять великокняжеский престол, новгородцы признавали его власть, вернувшись к древней традиции признавать господином Новгорода великого князя, как было во времена Киевской Руси. Таким образом, до падения новгородской самостоятельности в 1478 году новгородским князем считался тот, кто получал от татарских ханов особый документ- ярлык на великое княжение. При этом новгородцы добились от князей признание своих вольностей: князья не вмешивались во внутренние дела республики, ограничивались причитающимся им сбором налогов и только изредка приезжали в Новгород, оставляя там своих посадников.
В IX-X вв. развитие Новгорода, как бы он тогда ни назывался, шло общеевропейским путем. Город уже имел крепость, «замок» по европейской терминологии. Под ее защитою, к северу и югу от нее, на той же западной стороне Волхова, возникало городское поселение, предместье, быть может несколько предместий, давших потом начало так называемым «концам» - самоуправляющимся районам города. Население этих предместий состояло из людей, занимавшихся частично сельским хозяйством, а главным образом ремеслами. В непосредственном соседстве с крепостью в то время находился и городской торг, неизбежный во всяком городе.
Раскопками здесь найдены маленькие срубы лавочного типа, в них несколько больших ключей, свинцовый безмен; на деревянном настиле улицы - кожаный купеческий кошелек с бронзовыми весами и разновесами; в кошельке - арабский дирхем X в., важный для датировки находки и ее культурного слоя.
На территории древнего Новгорода существовали три разноэтничных поселения окружённые стенами. Позднее они объединились, и их жители построили общую крепость, получившую название Новгород по отношению к трём старым городам. Но тогда на территории этих разных городов до объединения должны были быть найдены изделия как-то различающиеся друг от друга.
В первые века своего существования Новгород очень небольшим, по современным меркам, и сплошь деревянным городом. Новгород расположился на холмистой местности, по обеим сторонам реки, что было уникальным случаем для своего времени (практически все города средневековья стояли на высоком холме на одном из берегов реки) . Первые жители строили свои дома по берегам, но не у самой воды а подалее, из-за частых наводнений. Улицы шли перпендикулярно Волхову. Позднее они были соединены так называемыми "пробойными" улицами, шедшими параллельно реке. На левом берегу реки высились стены первого новгородского детинца, который был намного меньше современного новгородского кремля и занимал его северо-западную часть. На противоположном берегу был княжеский двор и усадьбы Словенского посёлка. Летописные сведения о Новгороде Х-ХI веков очень скупы, но они представляют большую ценность.
[8]
В летописи под 882 годом говорится о походе князя Олега из Новгорода на Киев, в результате которого были объединены два крупных восточнославянских племени: ильменских славян и полян, откуда началась история великого Древнерусского государства.
В летописи под 912 годом содержится сведение о том, что Новгород платил скандинавам (Варягам) 300 гривен в год "мира деля " то есть во имя поддержания мира с этим небезопасным народом. В 947 году княгиня Ольга установила порядок сбора дани с новгородской земли. Кроме того сведения о раннем Новгороде можно найти не только в русских летописях, но и в Византийских. Так Византийский император Константин VII в десятом веке писал о руссах, приплывающих из Новгорода в Константинополь на своих ладьях. Также Новгород фигурирует под названием Холмоград в скандинавских сагах. [9]
Самые ранние саги о Новгороде появились со времён княжения в нём Владимира Святославича.
Согласно Русским летописям он стал княжить в 910 году. Тогда знаменитый князь Святослав Игоревич, отправляясь в поход, посадил своих сыновей Ярополка и Олега князьями в крупных землях своего государства. Летописец рассказывал, что к нему пришли новгородцы, заявив, что если Святослав не подыщет им князя, то они его сами найдут. Великий князь им ответил "Да кто ж к вам пойдёт? ", и действительно оба старших сына Святослава отказались. Небольшой северный город, по-видимому, не представлял для них интереса. Тогда новгородцы попросили у Святослава младшего сына, Владимира. Владимир согласился и вместе со своим дядей по матери Добрыней отправился в Новгород. После гибели Святослава между его сыновьями разгорелась острейшая борьба за власть. Великим князем стал Ярополк, разгромивший в 977 году войска Олега. Владимир, опасаясь, что его постигнет участь быть убитым братом, бежал из Новгорода в Скандинавию. Ярополк посадил в Новгород своих посадников.
В 980 году Владимир вернулся в город с наёмной варяжской дружиной, изгнал ярополкских посадников, а сам с войсками пошел в Киев и осадил там дружину Ярополка. Ярополк был изменнически убит и Владимир стал великим Киевским князем.
В 989 году, вслед за Киевом, произошло крещение Новгорода. Христианская религия с её единобожием усилила власть Киевской Руси. Церковная организация, построенная по иерархическому принципу, стала мощным инструментом русской государственности. В этот же год в Новгород был прислан византийский священник Иоаким Корсунянин. Однако христианство прижилось не сразу. Многие люди не хотели расставаться с верой отцов и дедов, часто возникали стачки, заканчивающиеся кровью. Археологический материал доказывает, что многие обряды язычества сохранились до XI-XIII веков. Такой языческий праздник как Масленица сохранился до сих пор, однако теперь ему придана более христианская окраска.
Владимир, став киевским князем прислал в Новгород своего сына Вышеслава, а после его смерти Ярослава. Именно с именем Ярослава была связана первая попытка отделить Новгород от Киевской зависимости. Так под 1014 годом в летописи сообщается об отказе Ярослава платить дань Киеву. Узнав, что сын не собирается платить дань, Владимир стал собирать дружину, но в разгар подготовки неожиданно скончался. Престол занял Святополк, который убил трёх своих братьев: Бориса и Глеба, причисленных впоследствии к лику святых, а также Святослава Древлянского. Ярослав оказался в трудном положении. Он сам был не прочь захватить власть в Киеве, но дружина его была мала, а варяги, нанятые ранее для обороны от Владимира были перебиты в результате инцидента. И тогда Ярослав (Не зря, видимо, названный в летописи Мудрый) обратился к новгородцам с речью о том, как неплохо было бы захватить Киев и вернуть себе всё, что Киев долгое время отбирал у них в виде дани. Новгородцы согласились, и спустя некоторое время Ярослав в битве у Любеча наголову разбил Святополка, который бежал в Польшу.
Однако в 1018 году Святополк Вернулся на Русь с дружиной своего тестя Польского короля Болеслава и смог разбить Ярослава основательно (тот бежал с поля боя всего с четырьмя дружинниками) . Ярослав хотел бежать в Новгород с последующим намерением двинуть в Скандинавию, но Новгородцы этого не допустили. Они порубили ладьи Ярослава, собрали деньги, создали новое войско и дали возможность князю продолжить борьбу.
В то время Святополк, уверенный в том, что крепко сидит на престоле, поссорился с Польшей. Лишенный таким образом поддержки он потерпел поражение на реке Альте. После этого Ярослав отпустил новгородцев домой и дал им особые грамоты - "устав" и "правду", согласно которым новгородцы должны были жить. В последующие десятилетия Новгород также зависел от Киевских князей. Сначала Ярослав прислал своим наместником сына Илью, а затем Владимира.
Владимир Ярославович в 1044 году построил новгородскую крепость, а в следующем году заложил вместо сгоревшего деревянного Софийского собора новый, каменный. С тех времён и поныне храм этот считается символом новгородской духовности.
В 1021 и 1066 году полоцкие князья совершали набеги на Новгород, причём город удавалось взять и разграбить. В обоих случаях Ярославу с войском удавалось догнать половцев и отнять награбленное. Надо отметить, что это были единственные (вплоть до шведской агрессии XVII века) набеги, когда врагу удавалось взять город. В основном же Новгород сам осуществлял захват территорий и в период Х-ХII столетия являлся центром огромной территории.
В труднейший для Руси XIII в. новгородское правительство сумело сохранить свою область, где нужно - дипломатией, где нужно - мечом.
В этот период получает особое развитие столь прославленная и исторически задокументированная внешняя новгородская торговля. Было бы неправильно придавать ей исключительно «заморский» характер. Новгород вел большие внутри-русские торговые операции с «низовской землей», т. е. русскими северо-восточными княжествами. В характерной былинной сцене состязания Садко с новгородским купечеством три дня скупаемые им склады в двойном и тройном размере пополняются русскими товарами; только тут Садко призадумался: а что будет, когда подоспеют товары заморские?
Но через низовские земли новгородские торговые связи простирались на Золотую Орду и на Восток. Еще больше в этот период Новгород был связан с Западом, входя вместе с другими балтийскими городами: Ревелем, Ригой, Висби, Любеком и прочими в Ганзейский союз.
Европейские связи отразились на многих явлениях внешней и внутренней жизни Новгорода - дипломатической, военной, культурной.
IV. Военное дело и военная слава Новгорода
Военное дело, т. е. развитие и состояние военной техники, военного искусства, военной мысли, - одна из важных сторон культуры народа.
Древнейшей частью городской оборонительной системы, ее ядром был Кремль, «детинець» русских летописей, «замок» западных описателей. Не касаясь, так сказать, «доисторического» периода новгородской крепости, напомним, что сопоставление исторических и археологических данных позволяет считать несомненным существование деревянной центральной крепости города ранее XI в. Большой город приильменских славян, один из древнейших, параллельно завязавшихся центров русского государства, несомненно уже в IX-X вв. нуждался в хорошем укреплении.
Вошедший в состав Киевского государства, Новгород в первой половине XI в. заменяет свою деревянную крепость каменною.
В этом смысле можно понимать первое достоверное историческое известие о Кремле, сообщаемое [10]
Новгородской летописью под 1044 г.: «Владимир заложи Новгород».
Меньше чем через столетие потребности обороны быстро разраставшегося города обусловили расширение крепости. В 1115 г., после похода на чудь, князь Мстислав увеличивает новгородский Кремль, может быть перестраивая его полностью.
Каменные стены XII в., если и уцелели в каких-либо частях, то кроме того, что они скрыты под обкладкой конца XV в., перестраивались в XIV в., и потому в техническом отношении могут быть характеризуемы условно, главным образом по аналогии с яснее выделяемыми частями XII в. Староладожской крепости. Это тонкая, около 1 м толщины, стена, сложенная из плит и булыжного камня на известковом растворе.
Новгород XII в. - большой и богатый город, с многочисленным населением - боярским, ремесленным, торговым, отчасти крестьянским, с рынками, церквями и соборами. Его площадь достигла пределов, за которые собственно более уже не переходила. Город мог постоянно ожидать врагов как чужеземных (шведов, немцев), так и соседей (вроде полочан, суздальцев), приводимых враждующими князьями. Военное руководство города должно было озаботиться его обороной в целом, т. е. не только детинца, но всей городской территории.
От второй половины XII в. имеем вполне достоверные сведения о работах по строительству наружного пояса укреплений, начатых, может быть, и ранее того: .«новгородци же сташа твьрдо о князи Романе Мстиславлици, о Изяславли вьнуце, и о посаднице Якуне и устроиша острог около города», - рассказывается в новгородских летописях под 1169 г.
Появляется, таким образом, наружное укрепление города, названное «острогом». Несомненно, это было деревянное укрепление с земляным валом и рвом. Его вид и техническую сторону с полной достоверностью установить трудно. В практике древнерусского оборонительного строительства существовали деревянные укрепления из вертикально или косо поставленных заостренных бревен - остроги в собственном смысле, по принятой терминологии, и деревянные укрепления из срубленных из бревен стен, с промежутком между ними, засыпанным землей, - городницы, кожухи, тарасы.
Каменное строительство наружных укреплений города было начато в 1335 г. посадником Федором и тысяцким Остафеем, при участии владыки Василия, выстроившими значительный участок «каменного острога», т. е. наружной каменной стены, в юго-восточной части города, в Славенском конце, «от Ильи святого к Павлу святому». Остатки стены, сохраняющиеся в третьем, нижнем стратиграфическом слое Славна, относящемся к XI-XIV вв., открыты раскопками А. В. Арциховского 1932-1937 гг. [11]
Они представляют собою каменную, изломанной конфигурации стену в среднем 2.3 м толщины, сложенную из тесаных серых известняковых плит, среднего размера 0.25 (длина) х 0.15 (ширина) х 0.08 (толщина) м, на известковом растворе с примесью песка. В основании стены - фундамент из валунов. Стена возвышалась прямо над поверхностью земли, без какой-либо насыпи. Общее протяжение стены - около 200 м.
[12]
В конце века (в 1391 г.) в Новгороде были предприняты большие работы по усилению наружного укрепления каменными башнями: «ставиша костры каменны по обе стороны острога у всякой улицы».
В течение многих столетий Новгород вёл вполне самостоятельную внешнюю политику. Вначале основной её целью было расширение государственной территории. В 13 - 15 веках главной задачей стало сохранение в неприкосновенности границ новгородской державы и защита государственной самостоятельности новгородской республики. Для того, чтобы добиться выполнения указанных задач Новгороду приходилось вести войны, отправлять посольства, заключать договора, вступать в союз и расторгать союзнические отношения. В целом, несмотря на отдельные неудачи, сила новгородского войска и искусство новгородских дипломатов обеспечивали выполнения обеих задач. Особенно тяжёлые испытания выдержал Новгород в 13 веке. Выдающейся была роль новгородцев в отражении крестоносной агрессии с Запада. Не прекращались попытки немецких и шведских рыцарей овладеть русскими землями и в дальнейшем. Первые века существования Новгорода сильных врагов у его границ не было, поэтому новгородское войско главным образом совершало походы на север, восток и юго-восточную Прибалтику с целью расширения территории Новгородских земель. В то же время новгородцы на стороне одного или другого князя иногда участвовали. Вспомним, как новгородское войско помогло Ярославу Мудрому завладеть великокняжеским престолом. Во второй половине 12 века - первой четверти 13 века новгородцы сталкивались с Владимиро-Суздальскими князьями, стремившимися подчинить Новгород своему влиянию. Например, в 1170 году огромное войско, посланное Андреем Боголюбским, подошло к неукреплённому тогда ещё Новгороду. Победа новгородцев у стен города самим победителям казалась чудом. Они считали, что выиграли битву только благодаря помощи пресвятой Богородицы. С тех пор икона Знамения Богородицы, которая, по приданию, спасла Новгород, стала одной из самых почитаемых реликвий. В 1216 году новгородцы вмешались в борьбу между сыновьями владимиро-суздальского князя Всеволода Большое гнездо. Войско, основу которого составляли новгородцы под предводительством князя Мстислава Удалого, наголову разбило многочисленную владимирскую рать в битве на реке Липцы. Каким же было новгородское войско, в чём секрет его победоносности? Основу новгородского войска составляло ополчение: бояре, житьи люди, ремесленники, крестьяне. В него не входили только не свободные жители и священнослужители. Люди посостоятельнее отправлялись воевать на конях. Бедные бились в пешем строю. Впереди войска располагались лучники, осыпавшие врага градом стрел. Вместе с ополчением в походы выступал и князь. Наличие в новгородском войске нескольких сотен княжеских дружинников, хорошо вооружённых и обученных укрепляло его боеспособность. Общая численность войска, которое могла выставить новгородская земля было 30 - 40 тысяч человек. Но это было только в последний период новгородской независимости, и причём в критические моменты. Обычная же численность войска при походе составляла 5 - 10 тысяч человек. Из защитного вооружения особенно распространены были кольчуга и щит, много образцов которых нашла археологи. В 13 веке кольчугу стал вытеснять "доспех" - рубашка с надежно закреплёнными на ней, заходящими друг на друга металлическими пластинками наподобие чешуи. Судя по летописям, "доспех" имел каждый свободный новгородец и при случае пользовался им. Для защиты головы использовались разнообразные шлемы. [13]
Наступательное оружие было двух видов - дальнего и ближнего боя. Главным орудием ближнего боя были прямые двухлезвийные мечи и копья. В 14-15 веке двуручный меч стала постепенно вытеснять сабля. Копья были, главным образом, ударным оружием. Наиболее мощные из них, с наконечником в виде листа лавра, назывались рогатинами. Были и лёгкие метательные копья - сулицы. В рукопашной схватке пользовались ножами, топорами, кинжалами, булавами, кистенями, шестопёрами. В дальнем бою, при приближении противника использовали луки. Лук часто помогал и всадникам - они могли выпускать до десятка стрел за минуту. Менее скоростными, но зато более точными и мощными были арбалеты или, как говорили на Руси самострелы. Для натягивания тетивы здесь уже использовался рычаг, зато стелы с металлическим наконечником могли "прошить" насквозь даже тяжёлые доспехи. Однако часто до самих битв дело не доходило. Сторона, совершающая поход проводила " ослабление " - то есть проникала на территорию врага, габила, убивала или уводила в рабство мирное население. Противоположная сторона часто производила в таких случаях ответные " подвиги ". Однако наряду с такими " войнами " существовали и настоящие, особо ожесточённые. С середины 12 века феодальный сосед Новгорода - Шведское государство начало проводить завоевательную политику в восточном направлении. Объектом агрессии шведских феодалов стала территория современных финдляндии и карелии. Новгородцы собирали в то время дань с племени еми, жившего в центральной Финляндии. Походы шведских феодалов были объединены одним поводом окатоличивание племён суми и еми (современных угров, финов, и ижоров) . Однако причина была совсем иная - захват земель, налаживание сбора с них дани, а при удаче, продвижение дальше, на Русскую Землю. Первый "крестовый поход " был предпринят шведским королём Эриком в 1157 году в землю племени сумь. Несмотря на сопротивление местных жителей, шведам удалось захватить часть территории и окрестить имеющаяся на нём население. Не ограничиваясь этим, в 1164 году шведы нанесли удар по новгородским землям. Флотилия из 55 шведских кораблей, пройдя Финский залив, Неву и Ладожское озеро, оказались у стен новгородской крепости Ладоги в устье волхова. Жители города сожгли посад и заняли оборону крепости, послав при этом гонцов в Новгород. Шведы попытались штурмовать крепость, но понесли тяжёлые потери. Через 5 дней пришедшее войско князя Святослава Ростиславича наголову разгромило шведов. Остатки их на 12 оставшихся кораблях бежали. После этого шведы не предпринимали более попыток взять Новгород до 1313 года. Однако всё время между 11-15 веками шла ожесточённая борьба новгородцев и шведов за территории, с которых собиралась дань - карельский перешеек и современная территория с северо-запада России до Новгорода. При этом обе стороны совершали походы, но новгородцы даже добирались до глубокой территории шведов, производя там многочисленные погромы. Новгородское войско могло бы и с успехом разгромить шведов как государство, но, состоящее из свободных новгородцев, было вынуждено возвращаться к родным землям, не воюя долго на чужой территории. В конце 12 - начале 13 века немецкие крестоносцы завоевали Литву и укрепились там, построив несколько крупных крепостей. Продвигаясь дальше на восток, они столкнулись с интересами новгородцев - жители юго-восточной части Эстонии, куда пошли немцы, платила дань Новгороду. Новгородцы совершили несколько походов в Литву (1210,1212,1217,1221,1223) Несмотря на успех некоторых таких экспедиций, остановить движение крестоносцев новгородцы тогда были не в силах: немецкие рыцари основывали укреплённые замки, у Новгорода же после потери 1224 году меченосцами Юрьева опорных пунктов не было. В 1234 году князь Ярослав Всеволодович с новгородскими и переяславскими войсками вторгся на территорию Ливонии и под Юрьевом нанёс тяжёлое поражение немецкому войску. Согласно заключённому договору Юрьев остался у Немцев, которые обязались выплачивать дань. Через три года началось Татаро-Монгольское нашествие и Новгороду пришлось мириться с утратой Прибалтики. По видимому, согласно предварительной договорённости ливонские немцы напали на Русь в 1240-х годах одновременно со шведами. Обстановка тому благоприятствовала - Русь была сильно ослаблена монголами. Им (немцам и шведам) удалось захватить Изборск, а затем и Псков. Над северо-западной Русью нависла опасность - немцы стремились захватить Новгород и другие русские города. Передовые рыцарские отряды стали появляться уже в 30 верстах от Новгорода. В критическом положении ликвидировать опасность ужалось исключительно благодаря героизму новгородских воинов и полководческому дарованию Александра Невского. Несколькими сильными ударами Невский выбил немцев из Пскова и Копорья. Но основное сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Это и было легендарное ледовое побоище, принесшее славу Александру Невскому. Не меньшее значение имела Раковорская битва, но в отличие от Ледового, эта известна гораздо меньше. Битва произошла 18 февраля 1269 года около города Раковор (Нынешний Эстонский Раквере) Против новгородцев выступили немецкие и датские рыцари, но новгородцы одержали победу и уничтожили большую часть войска. И хотя позднее Ливонский орден не раз угрожал северо-западным русским землям, его самый сильный натиск был остановлен. Русь не стала добычей немецкого рыцарства.
Заключение
Новгород не имел больших отличий от хода развития и уровня культуры других европейских стран. Здесь и там господствующая культура эпохи определялась общими основами феодальной системы и официальной церковной идеологии, а разные формы оппозиции к ним были движущей силой культуры. Однако вместе с тем выясняется и то, что сходство путей развития и уровня западноевропейской и русской средневековой культуры нельзя понимать как тождество их форм. Своеобразие многих явлений наглядно свидетельствует о самостоятельности русской культуры и в ее истоках, и в ее дальнейшем развитии. Новгород имел связи и с Востоком, и с Византией, и с Западной Европой, но никому из них рабски не подчинялась.
Культура, созданная Новгородской землей в период большая часть которого политически характеризуется как период феодального раздробления страны, исторически еще не была общерусской культурой, той, которую мы называем «национальной». «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». Если не все, то часть этих условий отсутствовала в период феодальной раздробленности, когда наша страна представляла собою ряд полугосударств, слабо между собою связанных феодальных миров.
Но и в период этой экономической и политической обособленности, на основе местных исторических особенностей и местных культурных связей развивались областные очаги русской культуры, послужившие позднее делу создания общерусской национальной культуры. Особо следует отметить, что, как мы видели, и в строительстве культуры раннего периода принимали участие не только князья, бояре и духовенство, но и широкие массы народа, в особенности горожан.
Нет надобности говорить о значении городов, подобных Новгороду, с их древними памятниками.
Список литературы:
http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv05p1.htm
4. Богусевич А. В. Военно-оборонительные сооружения Новгорода, Старой Ладоги, Порхова и Копорья. Киев, 1950
5. Арциховский А.В., Каргер М.К. Раскопки 1932 г. в Новгороде Великом. Проблемы истории материальной культуры. 1933. № 1-2
6. Греков Б. Д. Новгород и Русь. Вестник Акад. Наук СССР, 1942, № 4.
7. Нестор, Повесть временных лет
8. Новгородская летопись под 1044 г.
9. I Новгородская летопись под 1335 г.
10. III Новгородская летопись, под 1391 г.
[1]
Порфиридов Н.Г. , Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI - XV вв. Издательство Академии Наук СССР, М. - Л., 1947. с. 4-12
[2]
Нестор, Повесть временных лет
[3]
Арциховский А.В., Каргер М.К. Раскопки 1932 г. в Новгороде Великом. Проблемы истории материальной культуры. 1933. № 1-2
[4]
Порфиридов Н.Г. , Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI - XV вв. Издательство Академии Наук СССР, М. - Л., 1947. с. 5-23
[5]
Греков Б. Д. Новгород и Русь. Вестник Акад. Наук СССР, 1942, № 4.
[6]
Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция 26
[7]
Соловьев С. М. "История России с древнейших времен". Том 5, глава I. http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv05p1.htm
[8]
Нестор, Повесть временных лет
[9]
Нестор, Повесть временных лет
[10]
Новгородская летопись под 1044 г.
[11]
I Новгородская летопись под 1335 г.
[12]
III Новгородская летопись, под 1391 г. Позднее, в начале XVI в., каменные башни были заменены деревянными
[13]
Богусевич А. В. Военно-оборонительные сооружения Новгорода, Старой Ладоги, Порхова и Копорья. Киев, 1950 Глава 1 - 2
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |