Реферат по предмету "История"


Китай.Концепция экономических реформ. Проблемы переходного периода

Концепция экономических реформ. Проблемы переходного периода


Экономическое развитие Китая в дореформенный период 50-70-х годов проходило в рамках стратегии догоняющего развития. В обобщающем виде она представляла собой, прежде всего, приоритетное развитие тяжелой промышленности за счет легкой промышленности и сельского хозяйства, ускоренный, мобилизационный рост базовых отраслей, которые, однако, не могли обеспечить свое развитие в условиях существовавшей производственной структуры и структуры ресурсов в условиях открытого дефицита капиталов.


Созданная к концу 50-х годов централизованная система обладала низкой экономической эффективностью и низкой конкурентоспособностью. На микроуровне лишенный самостоятельности хозяйственный механизм обусловил недостаточность стимулов для хозяйственной и производственной деятельности предприятий и их работников, в результате чего производство не могло выйти за границы предельных производственных возможностей. Деформированная макроэкономическая среда привела к искажению отраслевой структуры экономики и структуры занятости, приоритетное развитие получили капиталоемкие отрасли тяжелой промышленности, в то время как трудоемкие отрасли находились в подавленном состоянии. Чрезмерно завышенная норма накопления, которая к концу периода 50-70-х годов поднялась до уровня более 30% ВВП, консервировала крайне низкий жизненный уровень населения. Наконец, централизованная экономическая система характеризовалась чрезвычайной замкнутостью и закрытостью по отношению к внешнему миру и была очень слабо включена в систему международных экономических связей.


В 50-е годы ХХ в. не только Китай, но и многие развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки начали осуществление стратегии догоняющего развития. В результате в этих странах также сформировались экономические системы, страдающие недостатком экономической эффективности и имеющие неудовлетворительные результаты развития.


На рубеже 80-х годов Китай, как и другие восточноевропейские страны с плановой экономикой пришел к осознанию необходимости кардинальной смены экономического курса и проведения глубоких институциональных реформ. Однако характер и темпы проводимых в Китае преобразований определялись рядом важных социально-политических и экономических особенностей развития страны. В результате внутриполитических потрясений и дезорганизации экономической жизни, вызванной «большим скачком» и «культурной революцией», в стране серьезно ослабли административные, государственные и хозяйственные институты. Крайне низкий уровень жизни населения определил готовность его основной части к переменам.


В основу новой стратегии экономического развития был положен опыт прежде всего азиатских НИС – Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга. Новая стратегия сравнительных преимуществ, принятая руководством Китая, в отличие от стратегии догоняющего развития, акцентирующей внимание на развитии базовых капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, исходит из необходимости эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, позволяет раскрыть имеющиеся у страны сравнительные преимущества – занять избыточную рабочую силу в трудоемких отраслях, увеличить объем производства валового продукта и в конечном итоге повысить совокупную экономическую мощь страны..


Однако, как показывает опыт российских реформ, при быстром переходе к рыночной экономике существует опасность недооценки роли государства в регулировании рыночных отношений и, прежде всего, в регулировании социальной сферы, которая оказывается наименее защищенной в новых экономических условиях. Все это приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе, падению общественной производительности труда.


Такие негативные явления можно объяснить наличием «квазирынка», возникшего в результате быстрых реформ в России в соответствии с концепцией «шоковой терапии», то есть перехода к рынку через проведение политики либерализации цен и приватизации большей части государственного имущества. При этом большая часть российского населения за это время потеряла свои сбережения, не смогла принять участие в процессе приватизации, а ее доходы оказались намного ниже, чем были до 90-х годов. В результате проведения экономических реформ в России сложился рынок, основу которого составил потребительский рынок и рынок средств производства, где цены в значительной степени формировались под влиянием рыночной среды, при этом практически не сложился рынок факторов производства – рынок рабочей силы, природных ресурсов и капитала, где цены в основном формировались монопольно. В результате избыток капитала идет либо в прибыльные сферы деятельности, где все распределено между различными монополиями, либо уходит за рубеж, так как он не может быть востребован из-за убыточности большинства обрабатывающих и наукоемких отраслей.


Переходя к китайскому опыту, следует отметить ряд важных условий проведения экономических реформ. В основе проведения реформ в Китае лежит «градуалистская» стратегия, которая отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом экономическом росте и увеличении объемов производства можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, необходимых для поддержания уровня и формирования структуры потребления и инвестиций, создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации. Целью экономической реформы в Китае является перестройка экономической системы, урегулирование производственной структуры и поддержание высоких темпов экономического роста. На начальном этапе реформ в Китае государство не стало разрушать централизованную плановую систему, а сохраняло ее на протяжении длительного времени, по мере того как формировались и укреплялись элементы рыночной экономики. Экономическая реформа проводилась на основе экспериментов на уровне отдельных предприятий, отраслей и регионов, что позволяло своевременно оценить все плюсы и минусы проведенного эксперимента, внести в него необходимые коррективы или отказаться от него.


В отличие от России и стран Восточной Европы, для которых был характерен в течение длительного времени отрицательный экономический рост, Китаю, как отмечают китайские ученые, удалось совместить проведение реформ и высокий экономический рост. В годы реформ средний прирост ВВП повысился по сравнению с дореформенным периодом более чем на 3 процентных пункта, составив 9%, и что особенно важно, оказался стабильным в достаточно долгосрочной перспективе. В результате стабильно высокого экономического роста жизненный уровень населения значительно повысился.


Важнейшим условием проведения китайской реформы являлась необходимость постепенного перехода к рыночной экономической системе. Поэтому вначале проводились реформы на предприятиях, в отраслях и регионах, то есть реформы в системе управления хозяйственных субъектов на микроуровне, а затем под воздействием этих изменений происходила реформа макроэкономических условий или макроэкономической среды. Постепенное и последовательное проведение реформ способствовало снижению себестоимости и рисков реформ. За исключением введения семейного подряда в деревне, которое прошло в течение короткого времени (1982-1984 годы), все остальные реформы проводились достаточно медленно и поэтапно.


- В отношениях собственности было устранено монопольное положение общественной собственности, которая включала в себя государственную (общенародную) и коллективную, и сформирована многоуровневая система собственности (государственная, акционерная, коллективная, кооперативно-паевая, национальная индивидуально-частная, смешанная с участием иностранного капитала). Сформировавшаяся в результате реформ многоуровневая система собственности позволила создать конкурентную среду , оказывавшую существенное влияние на дальнейшее реформирование государственного сектора, а также обеспечивала динамику и взаимодействие всех экономических секторов.


- В экономике в основном создан рыночный механизм, выстроена современная конкурентная рыночная система, которая характеризуется, с одной стороны, высокой степенью рыночных отношений, а с другой стороны, высоким уровнем участия государства в рыночных отношениях, как субъекта этих отношений, выполняющего как предпринимательские, так и регулирующие функции, и достигнута довольно высокая степень маркетизации экономики.


- В результате проведения реформ финансовой, налоговой, денежной и инвестиционной систем в сфере макроэкономического контроля осуществлен переход от директивных методов регулирования экономики к применению косвенных экономических рычагов (процентная ставка, валютный курс)


- Государство перешло к проведению политики открытости, что означало привлечение иностранного капитала, заимствование относительно передовых технологий, импорт оборудования и техники, развитие экспортной торговли и экспортноориентированного производства, создание специальных экономических зон


- Произошли изменения в системе занятости (отмена системы пожизненного найма и закрепления работника за местом его работы) и системе распределения доходов (диверсификация источников доходов, создание зависимости между трудом работника и вознаграждением за труд).


- Произошел переход к новому типу экономического роста, который получил название восточно-азиатской модели экономического роста.


Экономический рост, который характеризуется через показатели объема ВВП и душевого ВВП, рассматривается как основа экономического развития страны. Динамика этого показателя характеризуется темпами роста. Восточно-азиатская модель экономического роста была реализована впервые Японией после второй мировой войны, а затем новыми индустриальными странами Восточной Азии (Южной Кореей, Сингапуром, Тайванем и Гонконгом).


Главная цель, которую ставили перед собой развивающиеся страны Восточной Азии, использующие восточно-азиатскую модель экономического роста, - трансформировать отсталое хозяйство в эффективную конкурентоспособную экономику. Несмотря на наличие множества культурных, политических и социальных различий между этими странами общим для них было активное присутствие и участие государства в экономике. Именно государство, а не рынок должно было определять вектор экономического развития.


Важнейшей составляющей присутствия государства в экономике развивающихся стран являлась промышленная стратегия и поддержка промышленности. Решение о том, какая отрасль промышленности будет процветать, а в какой производство будет сворачиваться, не отдавалось рынку или иностранным инвесторам. Формулируя промышленную стратегию, правительство проводило протекционистскую политику в отношении конкурентоспособных на внешних рынках отраслей, защищая эти отрасли от конкуренции импортеров, предоставляя экспортерам субсидии, налоговые скидки и другую финансовую помощь. Успешный экономический рост также обеспечивался путем использования валютных курсов как важнейшего инструмента экономической политики. Валютные курсы не отпускались в свободное рыночное плавание, а устанавливались таким образом, чтобы стимулировать экспорт и сбережения и сдерживать импорт.


Соответственно, следующей важной характеристикой восточно-азиатской модели экономического роста является открытость экономики, то есть степень включенности экономики страны в мировую экономику, внешнеэкономическая либерализация. Если в 80-е годы открытость экономики восточно-азиатских стран определялась преимущественно как соотношение произведенного в стране ВВП и экспорта или доля внешней торговли в процентах к ВВП, то в 90-е годы она стала определяться как институциональная, то есть открытость внешнеэкономических, инвестиционных и валютных систем внешнему миру.


Несмотря на безусловно значительные отличия экономической системы от других развивающихся стран в период экономических реформ Китай смог достаточно успешно использовать восточно-азиатскую модель экономического роста. Высокие темпы экономического роста обеспечивались прежде всего за счет государственных инвестиций, а также капитала негосударственных секторов. В промышленной стратегии в 80-е годы он отдавал приоритет развитию трудоемких производств, решив сначала проблемы внутреннего спроса в потребительских товарах, а затем в 90-е годы активно развивая экспорт потребительской продукции. Развитие трудоинтенсивных производств основывалось на использовании дешевых трудовых ресурсов и сыграло огромную роль в возрождении сельской экономики страны. Вместе с тем, китайская модель экономического роста, сформировавшаяся в период экономических реформ 80-90-х годов, носила экстенсивный характер, Вопросы интенсификации производства, улучшения качественных характеристик произведенной продукции не выдвигались в число первоочередных. Поэтому осуществляя данную модель экономического роста, государство несло огромное финансовое бремя по поддержанию убыточных государственных крупных промышленных предприятий, государственных банков, объектов транспорта и производственной инфраструктуры.


Важнейшей задачей государства в период экономических реформ в Китае становится проведение политики постепенного, поэтапного перехода к открытой экономике. В результате к началу 21 века Китай занимает ведущие позиции в мировой торговле, а показатель удельного веса внешнеторгового оборота в ВВП страны составляет более 60%.


Вместе с тем, Китай проводит крайне осторожную и постепенную политику в отношении либерализации движения капитала и валютной системы. До вступления Китая в ВТО прямой иностранный капитал был допущен исключительно в промышленный сектор и сельское хозяйство, существовало очень большое количество ограничений в отношении отраслей третичного сектора, еще большее количество ограничений сохранялось в отношении движения китайских инвестиций за рубеж. Очень жесткий контроль государство осуществляло в валютной системе, осуществляя так называемый «контролируемый государством» плавающий валютный курс.


Процесс разработки концепции экономической реформы и формирования новой модели экономического развития в Китае прошел несколько этапов. Отходя от концепции плановой централизованной экономики, в начале 80-х годов руководство страны выдвигает концепцию «плановой товарной экономики», которая представляла собой сочетание плановой и рыночной экономики, или так называемую двухколейную систему. Эта стратегия получила название «государство регулирует рынок, рынок регулирует предприятия». На 14 съезде КПК в 1992 году была объявлена стратегическая задача построения социалистической рыночной экономики.


Использование термина «социалистический» в модели рыночной экономики Китая призвано, с точки зрения китайских экономистов, подчеркнуть специфичность, особенность рыночной экономики, строительство которой осуществляется в стране. Он подчеркивает не только особую роль государства, но и социальную направленность экономического развития. Практически на протяжении всего периода реформ в процессе обсуждения путей развития, китайские экономисты подчеркивали специфичность китайской модели экономического развития, выступая против идеи общей для всех стран модели перехода к рынку. Они очень критически оценивали опыт экономических реформ в странах Восточной Европы и особенно России, считая его безусловно ошибочным и абсолютно неприемлемым для Китая.


Идеи либерализации и приватизации, перехода к свободному рынку, которые, как они считают, лежат в основе концепции «шоковой терапии», проводившейся в том или ином объеме во всех странах Восточной Европы и России, не могли стать основой китайских экономических реформ. Более того, китайские экономисты считают идеи либерализации и приватизации навязанными извне американскими и европейскими политиками и экономистами. По этой же причине они критически отнеслись к книге крупнейшего венгерского экономиста Я.Корнаи «Путь к свободной экономике», который до этого считался в Китае одним из наиболее авторитетных специалистов по переходной экономике. Переход к рыночной экономике, по их мнению, возможен только под контролем государства, которое должно учитывать политические, экономические и социальные особенности своей страны при проведении реформ, уделяя особое внимание институциональным преобразованиям, проводя политику последовательного и поэтапного перехода к рынку, а также учитывая способность всех слоев общества выдержать издержки реформ.


Дискуссии на тему о специфике национальной модели перехода к рынку развернулись в Китае в 90-е годы на фоне сопоставления китайского опыта постепенных преобразований с радикальными трансформациями в России и странах Восточной Европы. Однако на рубеже веков эта тема отошла на второй план, когда экономическая стабилизация и экономический рост в странах бывшего социалистического лагеря лишили это сравнение разительного контраста, выгодно оттенявшего успешность китайской модели. Однако в последние годы дискуссии о модели перехода к рынку в Китае вновь возобновились. Поводом для этого стал доклад Дж. Рамо, профессора Университета Цинхуа «Пекинский консенсус», опубликованный в 2004 г. Лондонским Центром Международной политики. По мнению Дж. Рамо, построенная на основе «пекинского консенсуса» китайская модель экономического развития имеет всеобщую ценность и может быть использована другими развивающимися странами, которые не только стремятся к достижению экономического роста и повышению уровня благосостояния населения, но и хотят сохранить независимость, защитить свой собственный образ жизни и политический выбор.


Это положение очень удачно вписалось в контекст официальной кампании по критике западных идей «нового либерализма», развернутой китайским руководством в 2004 г. В ходе обсуждения отмечалось, что попытки следовать модели экономического развития, предложенной западными экономистами и политиками, привели к возникновению у ряда развивающихся стран, например, Индонезии и Аргентины, многих серьезных проблем. Кроме того, китайские экономисты подчеркивают «всемирную ценность» китайского опыта реформ. Подобная постановка проблемы отличается от прежних трактовок национального опыта, в которых акцент ставился на специфичности китайского пути развития. Теперь китайские экономисты не только подчеркивают превосходство избранной в КНР модели перехода к рынку, но и делают вывод о ее всеобщей применимости.


В нынешнем виде широко обсуждаемый в КНР «пекинский консенсус» не является концепцией перехода к рынку. Это своевременно появившийся броский лозунг, который при соответствующей обработке и содержательном наполнении впоследствии можно будет использовать для демонстрации преимуществ китайского пути рыночной трансформации. Тем не менее, как отмечают известные китайские экономисты, многие элементы китайской модели перехода к рынку могут быть использованы при реформировании других переходных экономик.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Игровая психотерапия с детьми
Реферат Теоретичні та практичні аспекти операцій на міжнародному валютному ринку FOREX
Реферат Інформаційне забезпечення наукових досліджень
Реферат Кредитна система комерційних банків в налагоджені платіжного і розрахункового механізму в Україні
Реферат Психические расстройства при сексуальных дисгармониях
Реферат Крестовые походы. Царствования Готфрида и Балдуина I
Реферат Общий порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Реферат Гендерные стереотипы в спорте
Реферат *и спочатку служили засобом іменникового словотвору, первинне їх значення зараз вже не відновлюється. Суфікси -ъ, -ь, -а
Реферат Представления учителей об образе ученика и условиях учебного взаимодействия в различных формах обучения
Реферат Механизм обеспечения финансовой безопасности коммерческого банка на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ООО "ХКФ Банк")
Реферат Старый черт Савельич
Реферат А. А. Чувакин Эвокационное описание языка прозы В. М. Шукшина: материалы к словарной статье для энциклопедического словаря-справочник
Реферат Osteoporosis Essay Research Paper OsteoporosisOsteoporosis is a
Реферат Управление мотивацией персонала гостиницы Эрмитаж г. Екатеринбург