МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории и социологии
РЕФЕРАТ
по отечественной истории
Выполнила: Григорьева М.,
студентка группы ПИ-171
Проверил: Вальц Л.Л..,
ст. преподаватель
кафедры истории
и социологии
Мурманск, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
………………………………………………………………стр.3
Гл.1 Экономическое и социальное развитие СССР
……………….5
1.1 Первые шаги «коллективного руководства»……………………….5
1.2 Сельское хозяйство…………………………………………………..7
1.3 Экономические реформы…………………………………………….10
1.4 Политические реформы………………………………………………13
Гл.2 Общественно-политическая жизнь СССР
……………………..16
2.1 Социальные процессы………………………………………………..16
2.2 Инакомыслие и борьба с ним ………………………………………..18
Гл.3 Внешнеполитическая деятельность СССР
…………………….20
3.1 СССР и страны социализма…………………………………………...20
3.2 СССР и страны Запада ………………………………………………..21
Заключение
……………………………………………………………….25
Список использованных источников
…………………………………27
ВВЕДЕНИЕ
Период от середины 1960-х до середины 1980-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, в советской литературе оценивался сторонниками коммунистической перспективы как «развитой социализм»[1]
. В годы «перестройки» и кризиса исторической науки этот период получил название «застой», что означало топтание на месте, чуть ли не движение вспять. Этот период стал временем упущенных возможностей.
Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно – командной системы.
В своем реферате я не стараюсь дать ответ на вопрос о причинах появления кризиса в СССР.
Цель работы – выявление основных этапов во внутренней и внешней политике СССР в середине 1960-х - середины 1980-х годов.
Основные задачи:
1. Исследовать экономические и социальные преобразования.
2. Выявить основные тенденции развития советского общества.
3. Выделить основные направления внешнеполитической деятельности Советского государства.
Актуальность моей работы заключается в том, и сегодня в России происходят процессы, негативно сказывающиеся во всех сферах жизни.
Как мы знаем, история никогда не развивается случайно. В глубине невидимых для многих процессов всегда лежат причинно-следственные связи. Поэтому события и сегодняшних дней начались не сегодня. Мы все участники и свидетели сценария, уходящего своими истоками. Чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, нам необходимо оглянуться назад.
В этом нам поможет возвращение к “брежневскому периоду”. Именно в тот период нашей истории скрытые негативные процессы, формировавшиеся в глубине общества много лет, вырвались наружу и расцвели буйным цветом самых негативных явлений в Советском Союзе.
Хронологические рамки моей работы охватывают период с 1964 г. до 1982 г. (период нахождения у власти Л. И. Брежнева).
ГЛАВА 1.
Экономическое и социальное развитие СССР
1.1
Первые шаги «коллективного руководства»
В октябре 1964 г. посты Хрущева поделили Леонид Ильич Брежнев, ставший первым секретарем ЦК КПСС, и Алексей Николаевич Косыгин, возглавивший Совет Министров СССР, чуть позже А.И.Микоян, занимавший пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, сменил Н.В.Подгорный.
Снятие Хрущева произошло неожиданно, но никаких протестов не вызвало, ибо социальная база его власти была чрезвычайно суженной. Его снял партаппарат, так как с его точки зрения деятельность Хрущева оказалась неэффективной: он не гарантировал стабильности этому социальному слою. Тронуть партаппарат – это затронуть только верхушку айсберга, так как номенклатурный принцип назначения спаял партийных, хозяйственных и военных руководителей. Постоянные реорганизации Хрущева затрагивали жизненные интересы этого слоя. Поэтому основными лозунгами Брежнева стали коллективное руководство, стабильность, устойчивость. Большинству же населению Хрущев попросту надоел.
Произошла десакрализация власти. Хрущев лишил ее эффекта недоступности и той предполагаемой высшей мудрости, которую прежде за этой властью признавало большинство граждан страны. Внешне простоватый Хрущев, выступавший с многочасовыми речами по любому важному и неважному поводу, разрушил те психологические барьеры, которые отделяли и защищали власть от критики и насмешек.
Призыв нового руководства КПСС к борьбе с «волюнтаризмом» Хрущева означал, прежде всего, ликвидацию хрущевских реформ в области партийно-государственного управления. Спустя месяц после отставки Хрущева, в ноябре 1964 г., состоялся пленум ЦК КПСС. С докладом «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организации и советских органов» выступил Н.В.Подгорный. Он признал необходимым вернуться к построению партийных организаций по территориально-производственному принципу. «Успешное организационное руководство партии, - заявил Подгорный,- несовместимо с субъективизмом, прожектерством и необоснованными импровизациями»[2]
.
На Пленуме было покончено со всеми хрущевскими реформами партаппарата. Прежде всего, был восстановлен так называемый территориально-производственный принцип построения партийных организаций и их руководящих органов. Выстраивалась вертикаль: ЦК – обком – райком. Каждый из этих уровней обладал всей полнотой партийной власти (с немалыми и государственными полномочиями) на своей территории – в республике, крае или области, в районе. Было воссоздано нижнее – пожалуй, самое массовое – звено партаппарата. Партийные комитеты производственных колхозно-совхозных управлений были преобразованы в сельские райкомы партии. Следом за перестройкой партийных органов была проведена реорганизация, а точнее – восстановление прежних советских, комсомольских и профсоюзных учреждений.
Укажем и другие следствия контрреформы: одновременно с усилением роли «партийной вертикали» (ЦК-обкомы-райкомы), ликвидацией двусмысленного разделения обкомов и райкомов на сельские и промышленные восстанавливался контроль партии над экономикой.Становилось ясно, что время совнархозов с их широкими полномочиями стремительно уходит. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК было объявлено о прекращении существования совнархозов и восстановлении отраслевых министерств. Это означало восстановление роли столичной бюрократии в системе государственного управления. Партийный аппарат по всей стране и столичная бюрократия стали теми социальными группами, которые непосредственно выигрывали от устранения Хрущева и контрреформ «коллективного руководства» во главе с Брежневым.
В процессе восстановления прошлых институтов власти и ликвидации хрущевских нововведений с неизбежностью возникал вопрос об отношении к Комитету партийно-государственного контроля. Опыт свержения Хрущева, успешно осуществленный при участии КПК, мог оказаться слишком соблазнительным для будущих борцов за руководящие посты в партии, а деятельность этого партийно-государственного монстра представляла опасность для партийного аппарата всех уровней. Не случайно поэтому Брежнев вскоре после снятия Хрущева постарался избавиться от КПК. Это было проделано с немалой ловкостью, даже коварством.
КПК не только переименовали, назвав народным контролем. Его лишили властных полномочий. А создатель КПК Шелепин, организатор и главный исполнитель свержения Хрущева, был понижен в своем статусе. Становилось ясно, что Брежнев убирает на вторые роли человека, который мог претендовать на высший пост в партии.
1.2 Сельское хозяйство
Первые шаги нового руководства КПСС подтверждали общую политико-экономическую закономерность отечественной истории – каждая новая смена советских руководителей начинала с критики нетерпимого положения, сложившегося в сельском хозяйстве, обещала скорое решение «продовольственной проблемы» (сам термин более позднего времени, в отличие от проблемы), а заканчивала предложениями о нормировании продовольствия и призывами к экономии хлеба. Не был исключением и Брежнев. Впрочем, необходимость стать «главным аграрником» страны носила не только экономический, но и политический смысл. Сельское хозяйство было вотчиной Хрущева, частью его личной политики. Тем важнее представлялся ее пересмотр. Параллельно с реорганизацией партийного аппарата новое, брежневское руководство попыталось провести ряд реформ в области сельского хозяйства.
На мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС с большим докладом выступил Брежнев. Он дал весьма нелестную оценку состояния сельского хозяйства страны.
По контрольным цифрам валовая продукция сельского хозяйства должна была в течении 7 лет (1959-1965) вырасти на 70%, фактически же за 6 лет она увеличилась только на 10%[3]
. Статистика свидетельствовала о глубоком кризисе сельскохозяйственного производства.
Брежнев навал три основных обстоятельства, которые, по его мнению, предопределили отставание этого сектора экономики:
-волюнтаристские методы управления селом, игнорирование экономического стимулирования;
-неподкрепленность экономическими мерами, и в частности ценовой политикой, огромных задач, которые ставились перед сельским хозяйством;
-низкий уровень культуры земледелия, отсутствие государственной политики повышения плодородия почв.
Из этого анализа следовали и решениями Пленума: снизить план закупки зерна в 1965 г. и определить этот план как неизменный до 1970 г.
Стабильный план должен был облегчить условия хозяйствования, избавить сельское хозяйство от постоянных «шараханий».
Предполагался и рост инвестиций в сельское хозяйство. В 8-ой пятилетке (1965-1970) в сельское хозяйство и связанные с ним отрасли был запланирован 71 млрд. руб. капиталовложений, в том числе на производственные объекты, сельхозтехнику, развитие энергетической системы для села, мелиорацию[4]
.
Брежнев не скупился на критику «волюнтаристских методов» Хрущева, однако необходимо отметить, что понимание необходимости изменений в экономике страны стало вызревать уже в последние годы правления Хрущева. Брежневское руководство сохранило преемственность в признании необходимости инвестиций в сельское хозяйство.
Меры, направленные на подъем сельского хозяйства, привели и к неожиданным последствиям. Крупным достижением брежневских мероприятий по поддержанию сельского хозяйства стало введение гарантированной зарплаты для колхозников. Однако сама гарантированность оплаты разрушила связь между трудовыми усилиями и экономической эффективностью, с одной стороны, и оплатой труда - с другой. Приведем в этой связи, что в 1962 г. плата за продукцию рабочих совхозов состояла только 4-6% их общего заработка[5]
. Заработная плата колхозников меняла свою суть, превращаясь скорее в форму социального вспомоществования. Колхозник, таким образом, отчуждался от результатов своей деятельности.
Были сняты наиболее одиозные ограничения на развитие личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Более того, в официальной пропаганде в середине 60-х гг. появились публикации, защищавшие экономическую целесообразность подсобных хозяйств[6]
. Однако воспользоваться продукцией, производимой в личных подсобных хозяйствах, для решения общегосударственных задач, как это удалось Маленкову в середине 50-х гг. через 10 лет оказалось нереальным. Благим пожеланиям властей уже не верили. Желающих воспользоваться льготами, предоставленными личным хозяйствам, оказалось очень мало.
1.3 Экономические реформы
Необходимость реформирования экономики осознавалась высшим руководством СССР. На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС с докладом выступил А.Н.Косыгин. В докладе содержались призывы к пересмотру системы управления, отказу от совнархозов и восстановлению отраслевого принципа управлению. Главным показателем для промышленных предприятий должен был стать объем выпускаемой продукции. Советская экономическая реформа хотя и предусматривала значительное расширение сферы «низового» планирования (на уровне предприятий и хозяйственных объединений), но ни в коей мере не означала отказа от централизованного планирования, задачей которого оставалось установление основных направлений, пропорций и темпов экономического развития.[7]
2-3 октября 1965 г. приняты законы об изменении органов управления и созданы 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств. В 1965 г. был осуществлен переход от территориального к отраслевому принципу управления. Было создано 11 общесоюзных и 17 союзно-республиканских министерств.[8]
Сентябрьский пленум стал началом экономической реформы. Переводили прежде всего те предприятия, где был более высок уровень рентабельности, поэтому реформа начиналась в легкой и пищевой промышленности.[9]
Однако проведение реформы вскоре столкнулось с противоречиями между экономическими закономерностями и политическими установками. Уже с первых ее шагов стали очевидны несообразности с ценообразованием.
Вместе с тем представляется вполне обоснованной оценка реформ бывшим Председателем совета Министров СССР Н.И.Рыжковым:
«Косыгинская» экономическая реформа 1965г. дала заметный толчок народному хозяйству. Только за восьмое пятилетие объем промышленного производства вырос в полтора раза, производительность труда – на одну треть. Темпы роста средств производства, которым всегда отдавалось предпочтение»[10]
Отказ от проведения экономических реформ был зафиксирован в решениях декабрьского (1969 г.) Пленума ЦК КПСС. Там содержались привычные требования – об улучшении использования резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве. На место экономических рычагов управления вновь выходят командные методы, призывы к борьбе с нарушителями государственной и трудовой дисциплины, против бесхозяйственности, к усилению контроля за соблюдением дисциплины.
Страна получила мощный и, по сути, неожиданный источник валютных поступлений. Страна все более оказывалась в зависимости от экспорта нефти и газа. В период с 1970 по 1980 гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла с 31 млн. до 312 млн.т; добыча газа за этот период – с9,5 млрд. до 156 млрд.куб.м.[11]
Кризисные явления в сельском хозяйстве СССР, определившие общий экономический кризис в стране, вынудили политическое руководство закупать продовольствие за рубежом. Для этой цели расходовались запасы золота и валютные ресурсы страны. (См. табл.1)
Таблица 1
Сведения об использовании золотого запаса
страны на закупку продовольствия (в т)*
Год | Общее количество | Экспорт | В том числе за закупку продовольствия |
1965 | 577,1 | 335,6 | 335,3 |
1966 | 739,2 | 5,2 | |
1967 | 864,4 | 50,2 | 50,2 |
1972 | 1243,7 | 458,6 | 458,2 |
1973 | 1032,0 | 382,5 | 382,5 |
1975 | 1221,0 | 141,0 | |
1976 | 1001,4 | 362,8 | 362,8 |
1977 | 774,4 | 390,0 | 390,0 |
1979 | 510,0 | 168,0 | 158,0 |
1980 | 502,0 | 156,0 | 156,0 |
1982 | 576,0 | 30,0 | 30,0 |
* Подсчеты подведены по данным Архива Политбюро ЦК КПСС А.В.Коротковым и А.С.Степановым
Зависимость страны от закупок продовольствия за рубежом становилась все более очевидной и опасной. Наблюдается практически постоянный рост экспорта хлебофуражных продуктов: в 1973 г. было закуплено 13, 2% зерна от его производства СССР, в 1975 г. – 23,9%, 1981 г. – 41,4%[12]
К концу 70-х гг. многочисленные проблемы в экономике становились очевидными. Громадные инвестиции в строительство промышленных предприятий не отдавали отдачи, нарастал «долгострой», в промышленности широко использовался ручной и неквалифицированный труд, что приводило к нехватке трудовых ресурсов.
Кроме так называемых макроэкономических характеристик в экономике есть простые и понятные каждому человеку критерии, эквивалентные содержанию его кошелька и его холодильника. Со второй половины 70-х гг. ухудшилось продовольственное снабжение населения. Росло недовольство промышленных рабочих размерами оплаты труда. Следствием этого недовольства стали поистине чрезвычайные для тогдашнего СССР события – забастовки. Это вынудило Секретариат ЦК КПСС принять в октябре 1980 г. специальное постановление, в котором сообщалось, что прошли забастовки рабочих в Свердловске, Литве, Челябинской области, на Украине, в Севастополе, Краснодарском крае.[13]
1.4 Политические реформы
Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия новой Конституции СССР.
Еще на XXII съезде партии Н.С. Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, отражающую переход СССР к коммунизму и создание в СССР “общенародного государства”. В 1962 году была создана Конституционная комиссия. Но только через 15 лет появился готовый текст новой Конституции. Ее основное содержание взяли из Конституции 1936 года. К этому времени советские руководители успели отказаться от мифа о скором переходе к коммунизму и отмирании государства, введя понятие “развитого социализма”.
Конституция 1977 года (брежневская) более решительно утверждала ведущую роль коммунистической партии. Она и узаконила формально КПСС как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций.
Подчеркивая важность участия общества в управлении страной и утверждая принцип коммунистического самоуправления посредством развития подлинной демократии (участие трудовых коллективов в обсуждении и решении государственных и общественных дел), Конституция признавала возрастание роли общественных организаций.
Проект конституции дважды обсуждался на Пленуме ЦК партии (майском 1977 года и октябрьском 1977 года) и 7 октября 1977 года был утвержден внеочередной сессией Верховного Совета СССР.
Исходные позиции новой Конституции в самом начале не учитывали в полной мере реальности общественного развития и не соответствовали им.
В Конституции 1977 года было записано, что “все партийные организации действуют в рамках конституции СССР”. Это ставило партию в юридическом плане в положение подзаконной общественно-политической организации. Это еще больше способствовало распространению в обществе командно-приказных методов партийного руководства, деятельностью Советов, органов государственного и хозяйственного управления.
В тексте Конституции СССР 1977 года, в соответствии с концепцией общенародного государства, говорилось, что “вся власть принадлежит народу”.
Нужно отметить, что в новой Конституции проблему прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности выделили в особую главу. Это был шаг вперед на пути признания прав человека. Но эффективный механизм реализации этих прав так и не появился.
Конституция закрепляла право каждой союзной республики на выход из состава Союза, но порядок реализации права так и не был разработан. Более того, она предусматривала бюрократическую сверхцентрализацию, что существенно ущемляло интересы республик.
Республики еще больше стали зависеть от центра. Общесоюзные ведомства хозяйничали на их территориях, не считаясь с мнением местных правительств.
Воздействовать на “центр” через своих представителей республики не могли и в Верховном Совете, ставшем больше декоративным органом, чем системой самоуправления страной.
Сама практика формирования Советов была направлена на то, чтобы подобрать достаточно “послушный” состав депутатов, способный обеспечить “единогласие”.
И это неудивительно. В 1970-е гг. все реальные рычаги власти уже сосредоточились у партии.
В руках партийного аппарата сосредоточилось фактическое распоряжение огромной государственной собственностью, хотя юридически она считалась общенародной.
Утвердив “демократические принципы управления страной, заботу о защите прав человека”, она так и осталась просто документом. Реально партийный аппарат не мог допустить в стране демократических преобразований в тех условиях.
В целом нужно отметить, что конституция СССР 1977 года не изменила жизнь советского народа ни к худшему, ни к лучшему.
В это время уже вовсю властвовал партийный диктат во всех сферах жизни страны.
ГЛАВА 2
Общественно-политическая жизнь СССР
2.1 Социальные процессы
С экономическим развитием СССР были тесно связаны социальные процессы.
Рождаемость в 1964 году снизилась с 16 до 13 человек на 1000 населения. Начавшийся в 1964 году спад рождаемости продолжался до 1968 года. К 1986 году рождаемость снова поднялась до верхней отметки в 17 человек на 1000 населения и в 1988 году резко пошла вниз[14]
.
По сравнению с послевоенным временем улучшились жилищные условия: в связи с 50-летием Октябрьской революции было принято решение переселить всех жителей бараков и подвалов в благоустроенные квартиры и дома. Но жилищная проблема все еще оставалась очень острой. Таким образом, в 70-80-е гг. условия жизни населения заметно улучшились. Однако уже в конце 70-х гг. рост уровня жизни стал заметно замедляться.
Социальный состав населения изменялся, и особенно заметно – в развитых регионах страны, прежде всего в России. Численность занятых в промышленности выросли с 23 млн. в 1960 г. до 38 млн. человек в 1986 г.; в то же время количество занятых в сельском хозяйстве сократилось на 5 млн. человек. Служащих, работников разного рода государственных, общественных, управленческих организаций насчитывалось 43 млн. человек.
Ведущей социальной силой советского общества официально признавался рабочий класс. Заметно выросла доля лиц, имевших высшее и среднеспециальное (профессиональное) образование: 35 млн. в 1987 г. против 9 млн. человек в 1960 г. Эти люди не могли не видеть несоответствия утверждений официальной пропаганды о социалистическом труде реальному положению дел на производстве. Их прежде всего не удовлетворяла неоправданная «уравниловка» в зарплате квалифицированного инженерно-технического персонала в среднем была даже меньше зарплаты рабочего. Эта самая «уравниловка», многолетняя жесткая экономия фонда заработной платы на самой инициативной части рабочих и специалистов вела к исчезновению стимула повышения квалификации, нарастанию апатии и равнодушия к производственным делам и общественной жизни. Дефицит рабочей силы в экономике страны самым парадоксальным образом уживался с ее избытком – около 32 млн. человек составили «излишки» рабочей силы.
Хроническое отставание легкой промышленности создавало постоянный дефицит товаров народного потребления. Возрастал разрыв между платежеспособным спросом и его товарным покрытием. За 1971 -1975 гг. вклады в сберкассы в 2,6 раза, а за 1976-1980 гг. – в 3 раза. Проблему насыщения потребительского рынка правительство пыталось решить за счет импорта товаров народного потребления.
С середины 60-х гг. начался быстрый рост интеллигенции, состоявший из людей различных социальных категорий, высокообразованных инженеров, ученых, артистов, преподавателей, врачей, административно-управленческого персонала. Их волновали проблемы, которые сдерживали развитие общества, явное противоречие между высоким профессионализмом, адекватным потребностям научно-технической революции, и системой устаревших производственных отношений. Особенно болезненно воспринимала техническая интеллигенция нараставший разрыв с мировым уровнем технического прогресса. К середине 80-х гг. млн. студентов обучались в высших учебных заведениях СССР. Многие из них, не находя ответа на злободневные вопросы, все больше теряли контакты с общественно-государственной системой и ее ценностями. Постепенно и комсомол утрачивал влияние на молодых людей.
Таким образом, апатия и равнодушие к производственным делам и общественной жизни во всех слоях населения страны, отсутствие эффективных реформ, невозможность для граждан влиять на политические процессы неизбежно приближали острый социальный кризис.
2.2 Инакомыслие и борьба с ним
С приходом к власти Л.И.Брежнева возросла нетерпимость к проявлениям свободомыслия. Группы научной и творческой интеллигенции открыто выступали против попирания гражданских прав. Основы диссидентства в СССР составляла правозащитная и миротворческая деятельность. Лидеры правозащитного движения А.Д.Сахаров, Ю.Ф. Орлов и другие открыто спорили с официальными доктринами, критиковали пороки системы и предлагали пути ее реформирования. Академик А.Д.Сахаров, известный ученый и правозащитник, предлагал проект неотложных реформ, которые предусматривали обеспечение и охрану прав граждан, свободу труда и передвижения, контроль общественности за исполнением законов, ликвидацию привилегий для номенклатуры.[15]
Представители правозащитного движения выступали против нарушений прав человека в СССР, особенно осужденных по политических мотивам, преследования религиозных и национальных меньшинств, препятствий, чинимых властями желающим уехать из страны, и т.д.
Диссиденты и правозащитники организовали открытые выступления против антидемократических действий властей: в защиту Ю.М. Даниэля и А.Д Синявского, издавших свои произведения за рубежом (декабрь 1965 г.), против введения войск в Чехословакию (август 1968 г.).
Появилась бесцензурная печать: по рукам ходили машинописные копии текстов книг неугодных властям ученых и литераторов. Часть этой продукции издавалась на Западе.
В ответ власти ужесточили борьбу с инакомыслием. Так, по данным КГБ, с 1967 – 1975 гг. за антисоветскую агитацию и пропаганду были осуждены более 1500 человек[16]
. К конце 1981 г. усилиями КГБ во главе с Ю.В.Андроповым диссидентское движение было приостановлено.
Правозащитное движение, несомненно, внесло свой вклад в подготовку перестройки. Идеи правового государства, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными, обеспечение личных прав и свобод граждан позднее начали утверждаться в обществе и явились идейной основой преобразования в стране.
ГЛАВА 3
Внешнеполитическая деятельность СССР
3.1 СССР и страны социализма
Укрепление мировой системы социализма было особой заботой советских руководителей. Сотрудничество между странами развивалось в различных направлениях – политическом, экономическом, научном, военном, идеологическом, культурном. С начала 70-х гг. стала действовать долговременная программа экономической интеграции стран СЭВ, которая предполагала совместное освоение природных ресурсов, строительство крупных промышленных комплексов и другое.
Торговля СССР со странами СЭВ в эти годы расширилась. СССР поставлял нефть, газ, железную руду, лесоматериалы, целлюлозу, металлургическое оборудование, грузовые и легковые автомобили, тракторы и т.п. Страны социалистического содружества ввозили в СССР суда, вагоны, станки и оборудование для химической, легкой и пищевой промышленности, средства автоматизации и механизации, сельскохозяйственную технику. В начале 70-х гг. Таким образом, складывался отдельный «мировой социалистический рынок».
К 1981 г. в соответствие с программой экономической интеграции было заключено около 120 многосторонних и свыше 1000 двусторонних соглашений в области экономики, науки и техники.
Проблемы специализации и кооперирования в экономическом развитии постепенно занимали все более важное место. Началось постепенное сближение национальных систем планирования, появились новые формы сотрудничества на уровне министерств и предприятий.
Брежневское руководство уделяло большое внимание укреплению военной мощи стран социалистического содружества. Действовали Объединенное командование вооруженными силами и совет министров стран ОВД; проводились совместные военные учения; в СССР готовились офицерские кадры для соцстран; Политический консультативный комитет разрабатывал единую, согласованную политику по конкретным внешнеполитическим вопросам.
Вместе с тем в мировой системе социализма накопились глубокие противоречия. Многие страны пытались освободиться от опеки Москвы и следовать своим путем. Нужны были радикальные реформы, однако все попытки обновить социализм, реформировать его политическую и экономическую системы исходя из национальных особенностей той или иной страны пересекались советским руководством.
Таким образом, в социалистическом лагере уже давно назревал внутренний кризис, который в конце 1980-х гг. привел к развалу системы социализма.
3.2 СССР и страны Запада
К концу 1960-х – началу 1970-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.
В 1969 г. страны Варшавского Договора выступили с инициативой о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В августе 1070 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе, и был зафиксирован отказ от применения силы. В 1972 г. был заключен договор между ФРГ и СССР, который положил конец периоду вражды и конфронтации и создал основу для развития добрососедских отношений между двумя странами.
Важнейшим событием 1970-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву американского президента Р.Никсона, в ходе которого были подписаны Договор об ограничении системы противоракетной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также «Основы взаимоотношений между СССР и США». В 1973 г., во время визита Брежнева в США, были подписаны соглашения о предотвращении ядерной войны, о сотрудничестве а исследовании космоса, в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения, сельского хозяйства, науки и техники и т.п.
В 1970-е гг. активизировались экономические связи СССР с капиталистическими странами, преодолевалась замкнутость социалистического рынка. Появились новые формы экономического сотрудничества: компенсационные сделки, строительство Советским Союзом предприятий в западных странах, организация совместного производства советских предприятий с иностранными фирмами.
В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором приняли участие лидеры 33 государств Европы, а также США и Канады. Подписание Заключительного акта Совещания явилось кульминацией процесса разрядки международной напряженности. Стержнем этого документа стала декларация о принципах взаимоотношений государств – участников совещания: неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мироне урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и другое. Подпись Советского Союза под этими принципами налагала на руководство страны обязательства по обеспечению прав и свобод граждан. Правозащитное движение СССР получило как бы законодательную основу и международную поддержку. Позднее государства – участники Совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ.
События первой половины 1970-х гг. показали возможность смягчения международной обстановки и сотрудничества государств с различным социальным строем. Однако разрядка оказалась недолгой. Главными причинами ее срыва были попытки обеих сторон использовать разрядку для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. Переговоры между представителями стран Варшавского Договора и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе вскоре зашли в тупик. С 1976 г. советское государство начало размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР, что изменило в пользу СССР стратегический баланс сил между Востоком и Западом. Очагом острой нестабильности стал Ближний Восток, где СССР фактически соперничал с США.
Страны «третьего мира» являлись предметом постоянного соперничества держав. СССР оказывал поддержку и помощь якобы марксистским режимам Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Южного Йемена, Никарагуа, ряда других стран.[17]
Но советская модель развития экономики к началу 1970-х гг. утратила свою притягательную силу для стран «третьего мира». США
Во второй половине 1970-х гг. способность СССР к соперничеству в глобальных масштабах пошла на убыль., рост национального продукта замедлился, а советская система не могла обеспечить разработку и внедрение в производство новых технологий. В такой обстановке брежневское руководство допустило стратегическую ошибку: в целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении в эту страну «ограниченного контингента советских войск» [18]
. СССР оказался втянутым в длительную и кровопролитную войну. Эта война еще более усугубила кризис советской системы и ускорила ее падение.
Таким образом, в начале 1980-х гг. проводимая советским руководством внешняя политика перечеркнула достижения, полученные в ходе разрядке. Советский союз столкнулся с проблемами, уход от решения которых явился причиной глубочайшего кризиса всей системы социализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве выводов отметим:
1. Результаты экономического развития :
- свертывание реформ во второй половине 1970-х – начале 1980-х годов;
- формализация планирования;
- Вкладывание денег, в основном, в строительство новых предприятий, а не в модернизацию, что обуславливало большой удельный вес ручного и малоквалифицированного труда;
-значительный рост военных расходов;
- значительный рост «теневой» экономики.
2. Противоречия в социальном развитии:
- многочисленные трудовые почины и разные формы соцсоревнования при отсутствии стимулов превращались в кратковременные кампании;
- уравниловка в оплате труда на общественном производстве пробуждала частную инициативу;
- росли не обеспеченные товарами и услугами денежные сбережения населения в сберкассах, что рассматривалось властями как показатель уровня жизни советских людей;
- Дефицит промышленных товаров. Низкое качество отечественных товаров пробуждало к погоне за импортными (это , в свою очередь, порождало спекуляцию).
3. Конец 1960 – начало 1070-х годов – время нарастания форм сопротивления, наиболее радикальная из которых – диссидентство
. Основы диссидентства составляла правозащитная и миротворческая деятельность. Зародившись в условиях идеологического контроля, в новых исторических условиях это движение активно включилось в процесс создания новой многопартийной системы.
4. Основные задачи СССР во внешней политике:
- устранение угрозы распада социалистической системы, ее сплочение в политическом, военном и экономическом отношении;
- нормализация отношений между Востоком и Западом « сосуществование в сотрудничестве»).
- поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира».
Таким образом, внешняя политика Советского Союза с середины 1960-х – до середины 1980-х гг. прошла непростой путь – от жестокой конфронтации с Западом ( во второй половине 60-х годов) – к разрядке международной напряженности (70-е годы) и от нее – к новому обострению международных отношений ( в конце 70-х –начале 80-х годов), поставившему человечество на грань новой мировой войны. Главной причиной этого явились не только взаимное недоверие между Востоком и Западом, продолжение гонки вооружений, но и крайняя идеологизация внешней политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акопов С.С. История России, 1953-1996: Личность и эпохи: (История повторяется от египетских пирамид до Московского Кремля) [Текст] / С.С. Акопов, Н.Д. Гуреев. - М. , 1997. - 799 с. - (Уроки всемирной истории).
2. Арбатов, Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.) [Текст] / Г.А. Арбатов. – М. : Международные отношения, 1991. - 398 с.
3. Деревянко, А.П. История с древнейших времен до конца XX века [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведениях / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М. , 2001. – 797 с.
4. Заметки бывшего партаппаратчика [Текст]. – Мурманск, 1994. – 76 с.
5. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства [Текст] / Сост. В.А. Козлов. - М. : Политиздат, 1991. - 366 с.
6. Козлов, В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 – 1980-х гг.) [Текст] / В.А. Козлов. – Новосибирск : Сибирский хронограф, 1999. – 413 с.
7. Конституция СССР 1977 г. // История России : Новое время (1945 -1999). М. , 2001. – с 174 - 177.
8. Пихоя, Р.Т. Советский Союз : История власти, 1945 – 1991 [Текст] / Р.Т. Пихоя. – Новосибирск : Сибирский хронограф, 2000. – 678 с.
9. Попов, В.П. Большая ничья : СССР от победы до распада [Текст] / В.П. Попов. – М. : ЗНАС, 2005. – 212 с.
10. Шубин, А.В. Истоки перестройки 1978 – 1984 гг. [Текст] / А.В. Шубин. – М. , 1997. – 154 с.
Статьи из журналов:
1. Пыжиков, А.В. Истоки диссидентства : Молодежь после XX съезда КПСС / А.В.Пыжиков // Свободная мысль. – XXI. – 2003. - № 12. – с 77 – 85.
2. СССР в годы правления Брежнева // Хронология российской истории. – М. , 1994. – с 255 – 264 .
[1]
Тезис о его построение был выдвинут Брежневым в 1967 г. В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму.
[2]
Коммунист – М., 1964. - № 16. – с. 4.
[3]
К итогам мартовского Пленума ЦК КПСС // Коммунист – М., 1965. - №6. - с.4
[4]
Коммунист – М., 1965. - №5. - с. 3-7
[5]
Панников В. Сельское хозяйство перед большим делом // Коммунист – М., 1965. - №6. - с. 39
[6]
Назаров Р. Подсобное хозяйство: его роль и место в сельскохозяйственном производстве // Коммунист – М., 1966. - № 16. - с. 68-74
[7]
Лекции по истории КПСС. Вып. 3. - Минск, 1974. - с. 327
[8]
Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 г. - декабрь 1991г. - М., 1994. - с.201
[9]
Бачурин А. Актуальные проблемы хозяйственной реформы // Коммунист – М., 1966. - № 11. - с. 40-53
[10]
Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений - М., 1995. - с. 44
[11]
Брежнев Л.И. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIII съезду КПСС – М., 1966. - с. 111
[12]
XXIII съезд КПСС: Стенографический отчет - М., 1966. - Т. 1. - с. 358.
[13]
Миф о застое // Страницы истории - М., 1991. - с. 70-71
[14]
И.А. Гундаров. Почему умирают в России, как нам выжить? - М., 1995. - с. 4
[15]
А.Д.Сахаров. Памятная записка - М., 1971. - с. 120-126
[16]
Л. Алексеева. История инакомыслия в СССР. Новейший период - М., 1992. – с. 267
[17]
Хазанов А.М. Политика СССР в странах «третьего мира» // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-19850): Новое прочтение - М., 1995. - с. 435-436
[18]
Марчук Н.И. Война в Афганистане: «интернационализм» в действии или вооруженная агрессия? // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-19850) : Новое прочтение - М., 1995. - с. 457-459
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |