Введение
1 Известные традиции
1.1 Семейные отношения
1.2 Обряд обрезания
1.3 Брак
1.4 Гостеприимство
1.5 Южные (шымкентские) традиции
2 Национальные виды спорта
3 Отношение к традициям
Список литературы
Введение
Почтовая марка с изображением традиционных казахских костюмов и юрты
Современный Казахстан переживает период национального возрождения[1][2] и возрождение национальной государственности[3].
Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».[4]
1. Известные традиции
Существует множество традиций в Казахстане причем многие из них характерны не для всего Казахстана, а только для его части.
1.1. Семейные отношения
Уважение к старшим.[5]
Принцип «жеты ата»(«семи колен») — институт родственных связей[4]
Казах считал своим «немере»(внуком) только того, кто рождался от сына.
Тот ребенок дочери назывался «жиеном» (племянником).
Было выражение — «жиен ел болмас» (племянника не считай своим)!
Рожденного от «немере» (прямого внука) называли «шобере» (правнук),
Рожденного от «шобере» (правнук) называли — «шопшеком» (праправнуком, что означает крохотный, маленький).
Сына «шопшека» (праправнука) было принято называть «немене»(непонятный)
потомство «немене» (непонятный) называлось «туажатом» (рожденный быть чужим).
бесике салу — укладка новорожденного в люльку
тусау кесу — первые шаги ребенка
В юрту, где ребенок делал свой первый шаг, звали самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.
Атка отыргызу — это посадка на лошадь с передачей в руки плетки и копья
Создания родовых кладбищ — кладбища, захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности.[4]
1.2. Обряд обрезания
Обряд обрезания
проводится в 5-7-лет
в «юрте»
«муллой»
после щедро вознаграждается родителями ребенка
потом родители должны сделать «той» (праздник).
Гости должны делать подарки ребенку и родителям.
1.3. Брак
Брак
«Адат» — Брак между родственниками запрещался до седьмого колена
Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка
Девушек выдавали замуж в 13 — 14 лет, сыновей женили в 14 — 15 лет.
считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков
Юноша просил согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты
часто невеста не знала своего суженого, но их родители были в дружбе.
Сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями.
Родственники юноши везли кольцо, два платка и два отреза на платье.
В доме невесты резали барана и готовили из него сорпу.
Родственница жениха надевала на безымянный палец невесты кольцо.
За смотрины будущей невесты, с гостей брали выкуп.
Обручение — особый день после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку.
вечером в комнату, где сидят гости, вводили невесту в сопровождении снохи
Сноха жениха надевала на невесту кольцо, ожерелье и серьги
Певец играет на «сазе» или «домбре» поет обрядовые песни «той бастар».
Танцуют только родственники жениха
День свадьбы назначают Аксакалы аула
В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки и остаются до утра.
Утром для соседей накрывали столы во дворе.
Родственники жениха и невесты танцуют и ждут главное угощение — «бесбармак».
Невесту вводили во двор дома под пение.
Впереди должен был идти один из родственников невесты.
Именно родной брат невесты обвязывал пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
Невесте давали проститься с родителями и увозили.
Невеста всё время праздника должна была находится в отдельной комнате вместе со снохой, до самой брачной ночи.
Только на следующее утро невесту с прикрытым лицом выводили в главную комнату.
Лицо новобрачной открывали и требовали склонить голову в знак уважения.
«Бет ашар» — особая песня исполняемая хором предназначена для данной ситуации.
Снохи держа молодую за руки выводили её во двор, где ее с песнями встречал жених с друзьями.
1.4. Гостеприимство
Гостеприимство[5]
Особая традиция заготавливать мясо, желательно конины называлась — «согым».
проводится с началом первых зимних холодов
одной из особенностей данной традиции является угощение родственников и друзей.
разные части лошади подавались в разные дни и имели различное ценностное и ритуальное значение
Приглашение на «согым» требует обязательного ответного приглашения[5]
Некоторые семьи разово закупают конину на базаре, приглашают гостей, а затем в течение длительного времени ходят поочередно ко всем приглашенным.[4]
Южные (шымкентские) традиции
Традиции Юга Казахстана заметно отличаются от традиций остального Казахстана сильным влиянием шариата, что не характерно для остального Казахстана. Так как в остальном Казахстане традиционно действовал гораздо более либеральный адат (мягкий вариант исламского права).
2. Национальные виды спорта
Байга — скачка на расстояние 10 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» — «звать».)
Аламан-байга — скачки на длинные дистанции (40 шакырым)
Жорга-жарыс — скачки иноходцев
Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем
Кокпар — козлодрание (борьба конников за тушу козла)
Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка
Саис — борьба сидя на лошадях
Казакша курес — национальная казахская борьба
Тогыз кумалак — девять шариков (настольная игра)
Асык [2] — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) [3].
Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей.
3. Отношение к традициям
В Казахстане к традициям относятся очень серьезно.
Традиця оказалось одним из составляющих девиза председательства Казахстана в ОБСЕ (четыре «Т» — «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность)).[6]
На этих же принципах (4T) базируется Доктрина национального единства[7]
11 октября 1997 года Президент страны в послании Казахстан 2030 отметил, что шовинизм и национализм, еще не полностью забыты. Но русофобия резко пошла на убыль. А процесс возрождения казахских традиций и языка стал восприниматься как естественный.[8][9]
При этом надо заметить, что в Казахстане поддерживаются не только казахские традиции, но и традиции других этносов.
Создана Ассамблея народа Казахстана важнейшей задачей которой является содействие развитию культуры и языков, распространение знаний об истории, традициях, обычаях всех этносов проживающих в Республике Казахстан.[10]
Выступая на втором Гражданском форуме Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев заявил[11]
Мы должны совместно оказывать поддержку языкам и культурным традициям всех народов Казахстана. Никто не должен быть ущемлен в правах пользоваться родным языком и культурой.
В основе разработки внешнеполитических задач лежат историческая традиция и экономические возможности и играют определенную и важную роль. Эти задачи были поставлены Главой государства как первостепенные и они нашли отражение во внешнеполитической концепции Казахстана.[12]
Казахстанские депутаты защищают казахские традиции делая замечания современным фильмам.[13]
Бекболат Тлеухан (депутат мажилиса парламента), коментируя фильм «Ирония любви», отметил — «Мы должны уважать наших женщин и не показывать их в таком неприглядном виде. Издревле говорили о целомудрии мусульманских женщин. Теперь же все эти нравственные понятия рушатся».
Нуртай Сабильянов (депутат мажилиса парламента), коментируя фильм «Ирония любви», добавил — «…самое плачевное то, что героиня использовала казахского бизнесмена и вышла замуж за представителя другой нации. Здесь есть скрытое завуалированное издевательство над национальным чувством.»
Список литературы:
unesco
Генеральное консульство Республики Казахстан во Франкфурте-на-Майне
Официальный сайт Президента Республики Казахстан
Возрождение традиций в современном Казахстане
Интернет-ресурс euroasiainform.com временно заблокирован. eServer.ru — хостинг-оператор № 1
Девизом председательства Казахстана в ОБСЕ будут четыре «Т» — Назарбаев — Gazeta.kz
Кто вбивает клин между нациями Казахстана? — Номад, Казахстан
Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан — 2030» от (10 октября 1997 года)[1]
Официальный сайт акима Костанайской области
Официальный сайт города Алматы :: Выборы 2007
Выступление Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева на втором Гражданском форуме — akorda.kz
Официальный сайт КИСИ при Президенте Республики Казахстан
Парламентарии недовольны моральным обликом казахской женщины в кино и рекламе | Информационный портал ZAKON.KZ
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Казахские_традиции
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |