Реферат по предмету "История"


Эпоха Петра I. Северная война 1700 1721 гг

Интегрированный урок истории и информационных технологий


по теме:

"Эпоха Петра I. Северная война 1700—1721 гг."


(8 класс)


Учитель истории и обществознания


МОУ СОШ №4


Прокудина В.М.


Тип урока:


урок обобщающего повторения.


Форма урока:


урок-игра.


Время проведения:


два академических часа.


Цель урока:


развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;


реализация межпредметных связей;


использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира.


Познавательные задачи:


контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;


формирование исторического подхода к событиям;


закрепление умений и навыков работы в графическом редакторе Photoshop, электронных таблицах “Excel”, с Web-обозревателем “Internet Explorer”.


Развивающие задачи:


развитие творческого мышления учащихся;


развитие самостоятельности;


развитие умения работать в группе;


развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;


развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.


Воспитательная задача:


Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:


Индивидуальная, групповая и коллективная.


МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:


Используемое оборудование:


Персональные компьютеры (12 шт.), мультимедийный проектор, доска-экран.


Программное обеспечение:


Операционная система Windows 2000, компьютерная система управления учебным процессом “Microsoft Class Server 3.0”, графический редактор Photoshop 7.0, электронные таблицы “Excel 2003 ”, Web-обозреватель “Internet Explorer 6.0”, программа для презентаций “PowerPoint 2003”.


Демонстрационный материал:


Мультимедийные презентации.


Раздаточный материал:


Кроссворд “Великие сражения и полководцы (Северная война: места и лица)”.


Задания по картам “Северная война 1700-1721 гг.”, “Полтавская битва”.


ХОД УРОКА



Организационная часть –


1-3 мин.


Тема урока и постановка цели урока


– 2 мин.


Углубление и расширение знаний учащихся:



по истории - через мультимедийную форму подачи материала “Изображение исторических деятелей, указов, формы одежды, кораблей флота русской армии петровских времен” – 10 мин;


по информационным технологиям – использование функции ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ) – 5 мин.


Проверка знаний


– 55 мин.


ФОРМЫ ПРОВЕРКИ



  1. Блеф-клуб эпохи Петра I (соревнование команд).

  2. Работа с картой “Северная война” в графическом редакторе Photoshop 7.0.

  3. Работа с картой “Полтавская битва” в графическом редакторе Photoshop 7.0.

  4. Решение кроссворда “Великие сражения и полководцы (Северная война: места и лица)” в среде “Электронная таблица. Excel 2003”.

  5. Компьютерное тестирование “Эпоха Петра I”

  6. Обсуждение причин поражения шведов и победы русских в Северной войне.


Подведение итогов урока


– 5 мин.


Сформулировать краткое резюме по сумме знаний и навыков, приобретенных учащимися в ходе урока. Особо подчеркнуть важность использования междисциплинарного подхода в образовательном процессе.


Дать краткую характеристику активности учащихся во время занятия. Подвести итоги игры. Наиболее отличившимся учащимся выставить в журнал положительные оценки.


(Преподаватель информатики включает мультимедиапроектор и представляет презентацию, демонстрирующую цель и план урока.)


Вступительное слово преподавателя ИТ.


Сегодня у нас интегрированный урок информационных технологий и истории на тему “Эпоха Петра I. Северная война 1700-1721 гг.”.


Цель урока – проверка знаний, полученных вами при изучении данной темы на уроках истории, и навыков применения информационных технологий в конкретной предметной области.


При организации урока мы использовали разные формы и методы проверки ваших знаний, чтобы продемонстрировать прикладной характер информационных технологий. Это работа с картами в графическом редакторе Photoshop 7.0, работа с тестом, решение кроссворда в среде электронных таблиц “Excel 2003”.


Кроме этого, необходимо отметить, что сегодня урок проходит в виде игры. В течение всей игры будут подводиться итоги конкурсов, которые будут заноситься в “Итоговую таблицу”, выполненную в “Excel 2003”


Вступительное слово преподавателя истории.


В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Задачу “догоняющего” развития по отношению к Европе взял на себя царь Петр I.


Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и административные.


Для лучшего понимания духа того времени давайте окунемся в атмосферу петровской эпохи. И начнем с окружения Петра [1].


Вопрос к классу:


“Каких видных политических деятелей петровской эпохи вы знаете?”.


Давайте посмотрим портреты некоторых из них. На слайдах портреты и краткая информация.


(АПРАКСИН Федор Матвеевич (1661-1728 гг.), генерал-адмирал;


БУТУРЛИН Александр Борисович (1694 - 1767 гг.), генерал-фельдмаршал;


ГОЛИЦЫН Михаил Михайлович (1681-1764 гг.), генерал-адмирал русского флота (1756-1762 гг.), генерал-кригс-комиссар (1737-1739 гг.), президент Адмиралтейств-коллегии (1750-1761 гг.); Меньшиков Александр Данилович (1673-1729). Сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727)).


Но победа куется не только на полях сражений, но и в тылу. Петр большое внимание уделял снабжению армии.


На слайде демонстрируется Указ о назначении Языкова Семена Ивановича на должность генерала-провиантмейстера.


На следующих слайдах показаны строительство флота на реке Сясь, строительство форта Кроншлот, спуск первого фрегата “Штандарт”.


Преподаватель ИТ
демонстрирует презентацию с материалом по углублению и расширению знаний “Изображение исторических деятелей, указов, формы одежды, кораблей флота русской армии петровских времен”.


Преподаватель истории:


Итак, в начале XVIII века главной задачей России было приобретение выхода к морю. Начинается борьба за выход к Балтийскому морю. 9 августа 1700 г. Петр объявляет войну Швеции.


Сейчас мы с вами перенесемся в прошлое и повоюем. У нас две армии – русские и шведы. Пожалуйста, Карл и Петр, представьте свои эмблемы и девизы.


Представление команд.


Преподаватель истории:


Однако военным действиям предшествуют всегда дипломатические переговоры. Сейчас мы узнаем, кому – русским или шведам удастся добиться успехов на дипломатическом поприще.


Каждая армия может заработать 12 очков. Правильный ответ – 1 бал. Каждый участник должен ответить на два вопроса. Вопрос начинается со слов: “Верите ли вы, что…”


Преподаватель ИТ
демонстрирует презентацию “Блеф-клуб. Эпоха Петра I”.


Подводятся итоги “Блеф - клуба”.


Преподаватель истории:


Переговоры зашли в тупик. Началась Северная война. Теперь мы вас просим занять исходные (боевые) позиции за компьютерами.


Прочитайте задание:


Обозначить на карте места и даты важнейших сражений и боев. Если в сражении победили русские – использовать красный цвет (Х), если победу одержали шведы, то используйте синий цвет (Х).


Преподаватель ИТ демонстрирует на экране карту Северной войны 1700-1721 гг. задание к ней


Преподаватель ИТ:


Ребята, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание:


в графическом редакторе Photoshop необходимо открыть файл Карта 1.jpg (Приложение 2), используя инструмент “Текст” отметить места и даты сражений. Для закрашивания определенных областей на карте используйте инструмент “Волшебная палочка” (Magic Wang Tool), “Лассо” (Lasso Tool). Время выполнения задания – 10 мин.


Преподаватель ИТ
вносит баллы за предыдущие конкурсы “Эмблема” и “Блеф-клуб” в “Итоговую таблицу”.


Каждая армия представляет свои карты.


Необходимо было отметить следующие даты:



19 сентября 1700 г. – Нарва


28 сентября 1708 г. – Лесная


27 июня 1709 г. – Полтава


27 июля 1714 г. – м. Гангут


21 июля 1720 г. – о. Гренгам


Преподаватель истории:


В ходе военных действий их участникам постоянно приходится решать задачи.


Сейчас вам предстоит решить Кроссворд “Великие сражения и полководцы. Северная война: места и лица”.


Преподаватель ИТ:


Для создания кроссворда я использовала табличный процессор Excel. На листе “Кроссворд” располагается “сетка” с пустыми клетками для ответов на вопросы. Для каждого вопроса указывается адрес ячейки, начиная с которой нужно писать ответ на вопрос.


Правильность ответов проверяется на листе “Проверочный”.


На листе “Проверочный” для каждого слова - ответа в ячейку, с которой начинается слово, введена формула, определяющая, совпадает ли ваше слово с правильным ответом. Например, для двенадцатого вопроса записываем формулу в ячейку R6. Используем функции ЕСЛИ() и СЦЕПИТЬ(). Функция СЦЕПИТЬ() объединяет несколько текстовых строк в одну. С прошлого года вам известно, что для проверки условия в табличном процессоре используется функция ЕСЛИ(). Напоминаю формат записи функции ЕСЛИ():


=ЕСЛИ (Условие; Выражение1; Выражение2).


Формула для проверки слова “Петр” в ячейку R6 будет выглядеть следующим образом:


= ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ(Кроссворд!R6;Кроссворд!R7;Кроссворд!R8;Кроссворд!R9)=“ПЕТР”;1;0).


Если ответ, введенный вами правильный, то выражение в ячейке R6 будет равно 1, иначе – 0. На третьем листе “Итоговый” суммируется значения всех ячеек, в которых проверяется правильные ответы на вопросы. Максимальное количество баллов – 15.


Откройте файл Кроссворд.xls из папки “Урок истории”.


Время на выполнение задания – 10 минут.


Рекомендую вам использовать Caps Look при записи слов в ячейки. Обратите внимание на правильное грамматическое написание слов.


Максимальное количество баллов – 15.


Преподаватель ИТ
вносит баллы за Задание 1. “Работа над картой. Северная война”.


Преподаватель истории:


Успех военных действий зависит от моральных и материальных ресурсов. Каковы ресурсы армий поможет нам проверить тест “Эпоха Петра I”.


Преподаватель ИТ:


Тест необходимо запустить с Рабочего стола – файл “Microsoft Class Server – вход для студента”. Зарегистрироваться. Пароли у вас на листе с заданиями. Программа “Тест” содержит 22 вопроса разного уровня сложности. Каждый вопрос содержит только один правильный ответ. Максимальное количество баллов – 26.


Во время выполнения теста преподаватели проверяют “Кроссворд” у каждого ученика и заносят баллы в “Итоговую таблицу”.


Преподаватель истории:


Но время шло. Москва напрасно


К себе гостей ждала всечасно,


Средь старых, вражеских могил


Готовя шведам тризну тайну.


Незапно Карл поворотил


И перенес войну в Украйну.


Вопрос классу:


Чьи это стихи? Назовите произведение. (А.С. Пушкин “Полтава”).


О каком событии идет речь? (Полтавская битва (27 июня 1709 г.) - генеральное сражение между русской и шведской армиями в ходе Северной войны 1700 - 1721 гг.)


Полтавская победа оказала решающее влияние на исход Северной войны. После ряда крупных побед русских войск между Россией и Швецией был подписан мирный договор.


Задание классу:


На карте “Полтавская битва”:


Отметьте красным цветом расположение русского лагеря и синим – шведского.


Отметьте положение и действия армий в начале боя; укажите начало боя.


Отметьте положение и действия армий в конце сражения, укажите конец боя.


На карте “Северная война”:


Обозначьте место и дату заключения мирного договора


Закрасьте земли, отошедшие России по мирному договору в желтый цвет.


Преподаватель ИТ:


Ребята, вам необходимо будет выполнить за компьютером

следующее задание:


в графическом редакторе Photoshop необходимо открыть файл Карта 2.jpg, используя инструмент “Текст” указать начало и конец сражения. Для закрашивания определенных областей на карте используйте инструмент “Волшебная палочка” (Magic Wang Tool). Время выполнения задания 15 мин.


Во время выполнения задания преподаватель ИТ з
аносит баллы за “Тест” в “Итоговую таблицу”.


Представители армий демонстрируют свои карты.


Необходимо закрасить следующие области:


Ингерманландия


часть Карелии с Выборгом,


Кексгольм


Лифляндия (Рига, Дерпт)


Эстляндия (Нарва, Ревель)


О. Эзель,


Даго.


Преподаватель ИТ
вносит баллы за работу над картой в “Итоговую таблицу”.


Преподаватель истории:


Сейчас мы обсудим причины поражения шведов и победы русских в Северной войне.


"Армия шведов" говорит о причинах поражения. "Армия русских" предлагает свою версию поражения, и наоборот.


Преподаватель ИТ:


Наша война окончилась. К сожаленью, вопреки историческим фактам, победа досталась шведам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


www.tyl.mil.ru


http://www.sys-tema.ru


И.Н. Хоронжина. Создание кроссворда в среде Excel. М.: Информатика. № 19, 2005, с. 28-29.


ЦОР "история России XVII - XIX веков", "Отечественная история до начала ХХ века"



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.