ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА»
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории
Национально-государственное развитие СССР в 1953-начале 60-х гг
Курсовую работу выполнила:
студентка группы ГМУ 1-08
Патина Кристина Юрьевна
Научный руководитель:
Кожина Татьяна Николаевна
Чебоксары 2010
Содержание
Введение …………………………………………………………………….……3
Глава 1. Особенности административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели»…………………………………………………..5
1.1.Приход Хрущева к власти и изменение командно-административной системы управления СССР ……………………………………………….……..5
1.2. Развенчание культа личности и новые принципы управления государством……………………………………………………………………..11
Глава 2. Национальный состав советского государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг.…………………….………………..……….16
2.1. РСФСР: особенности организации управления в РСФСР…………….... 16
2.2. Изменение управление советскими республиками в эпоху «Хрущевской оттепели»……………………………………………………………………….. 21
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы ………………………….29
Введение
Данная курсовая работа посвящена национально-государственному развитию СССР в 1953-начале 60-х гг.
1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской "оттепели". В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.
Начнем с того, что попытка демократизации общественно-политической жизни политика десталинизации весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев - известный партийный деятель. На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. С позиций сегодняшнего дня они могут показаться недостаточными, но тогда они имели большое практическое значение. Во времена Хрущева было положено начало перелому в развитии сельского хозяйства: были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д. Была осуждена практика существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковался раздутый управленческий аппарат, недостаточная помощь города сельскому хозяйству.
С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны - на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан - прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).
В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, продажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими цепами на устаревшую технику. В конце 50-х – начале 60-х годов были проведены реформы, направленные на некоторую децентрализацию системы управления. В мае 1957 года по предложению Н.С. Хрущева было решено перейти от отраслевого к территориальному принципу управления гражданской промышленностью и строительством. Вместо десяти промышленных министерств были созданы совнархозы – органы регионального управления. В ряде законов и актов 1957 года значительно были расширены права союзных республик. Однако в главном и решающем положение не измени: суверенитет союзных республик как был, так и остался фиктивным. Им расширили круг административных полномочий.
Целью данной работы является изучение особенностей административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели», государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг. Основными задачами являются: рассмотрение того, как изменилась командно-административная система управления, также какие новые принципы управления страной появились, особенности в организации управления РСФСР, СССР и национальный состав и специфика управления советскими республиками.
Основой данной работы служит монография Искендерова А.А. Мемуары Н.С. " Хрущева как исторический источник, Зубкова Е.Ю. Реформы Хрущева: культура политического действия, Медведев Р. Н.С. Хрущев: политическая биография.
В настоящей работе дано представление как изменилась командно-административное управление, новые принципы в управлении страной, советскими республиками.
Глава 1. Особенности административной системы советского государства в эпоху «Хрущевской оттепели»
1.1. Приход Хрущева к власти и изменение командно-административной системы управления СССР.
5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин. Созданная им система государственного устройства, основанная в первую очередь на личном непререкаемом авторитете, рухнула, так как в его окружении не было и не могло быть ни одного человека, способного заменить вождя. Никто из окружающих Сталина соратников не имел достаточного веса, чтобы взять власть единолично, поэтому было принято совместное решение разделить власть.
Номинальной главой страны стал Г. М. Маленков, получивший пост Председателя Совета Министров. Его заместителями стали: Л. П. Берия (МВД), Н. А. Булганин (Министерство обороны), В. М. Молотов (МИД) и Л. М. Каганович (МПС). На пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР назначили К. Е. Ворошилова, 1-м секретарем ЦК КПСС, т. е. главой, стал Н. С. Хрущев.
Наиболее могущественными из этих лиц были Г. М. Маленков, Н. С. Хрущев и Л. П. Берия. Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Маленков - заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа, "заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей"1, призывая в 2 - 3 года добиться созидания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности. Берия - через контроль над органами и войсками госбезопасности. Берия был слишком одиозен для соперников в борьбе за власть как глава тайной полиции, державший их в страхе вплоть до смерти Сталина. Хрущев, Маленков и поддержавший их другие члены ЦК КПСС приняли решение уничтожить Берию. Он был вызван на заседание Президиума ЦК 26 июня 1953 г. и арестован при участии Г. К. Жукова. В аппарате МВД началась кадровая чистка. Только после этого, обезопасив себя, участники ареста Берии официально оформили на него уголовное дело. Через несколько месяцев Берия и его давние помощники по органам ГБ В. Н. Меркулов, Б. З. Кобулов, В. Г. Деканозов и другие были объявлены шпионами и расстреляны.
Воспользовавшись кадровой перестановкой в органах МВД, Хрущев смог провести на ключевые посты в этом ведомстве своих людей, что усилило его позиции. Он сумел повысить роль партийных органов (а стало быть, и свою как 1-ого секретаря ЦК), уменьшившуюся при Сталине в пользу министерств.
Накануне упомянутого Пленума ЦК, в августе 1953 года, Хрущев смог вернуть партийным работникам "конверты". "Конверты" - это полунегласные премии за преданность, введенные в практику Сталиным1.Размер ежемесячной выплаты "из партийной кассы" мог колебаться произвольно, но в любом случае это была существенная прибавка к зарплате. Тремя месяцами ранее Маленков отменил "конверты", Хрущев не только восстановил их, но и выплатил пострадавшим разницу за эти три месяца.
Как следствие, сентябрьский Пленум, восстановив должность первого секретаря ЦК, отдал ее Хрущеву.
В сентябре 1953 г. пленум ЦК КПСС избирает Хрущева на пост первого секретаря ЦК, и он становится единоличным лидером партии и государства. А Маленков остается председателем Совета Министров СССР до февраля 1955 г., фактически на вторых ролях.
В факте выдвижения на пост правителя страны именно Н. С. Хрущева в значительной мере отразилась закономерность, необходимость. Страна ждала перемен.
Вот основные две причины прихода к власти Хрущева:
- во-первых, назревшие противоречия нуждались в разрешении. Советскому Союзу нужен был руководитель-реформатор. Внешне могущественная держава уже начала хиреть. Технический прогресс в
промышленности шел крайне слабо. Гигантские расходы на армию разоряли экономику СССР и подрывали основы благосостояния его народов. Цены снижались, но население бедствовало. Крестьяне вообще нищенствовали. На 1 января 1953 г. в стране было около 2,5 млн. заключенных и около 3 млн. спецпереселенцев. Народ, задавленный диктатурой, в целом безмолвствовал, но глухое недовольство в нем нарастало.
- во-вторых, Хрущев обладал некоторыми качествами вождя-реформатора. Отметим, прежде всего, его большой природный крестьянский ум, выдающиеся организаторские способности, неуемную энергию.
Председатель КГБ при Совете Министров СССР в 1961 – 1962 гг. В. Е. Семичастный вспоминал: «Он смял таких, как Маленков, Молотов, всех. Ему, как говорят, природа и мама дали, дай Бог. Сила воли, сообразительность, быстрое мышление. Когда я шел к нему докладывать, я готовился всегда, дай Бог…» Хрущев никогда не был, как Сталин, «кремлевскими стенами живой от жизни огражден»1. Он и при Сталине часто бывал в колхозах, на заводах и стройках и видел жгучие проблемы, волнующие народ. А с приходом к поездки по стране, беседы с рабочими, колхозниками, учеными в непринужденной обстановке стали неотъемлемой частью его стиля руководства страной.
То, что Хрущев многие годы работал на высших постах в сталинском руководстве, что он вписал в себя психологию, привычки, понятия сталинского окружения, негативно влияло на глубину и характер проводимых в СССР реформ.
С другой стороны, Хрущев обладал качествами, благодаря которым ни Сталин, ни другие члены Президиума ЦК не видели в нем серьезного соперника. Сталинская обстановка сформировала в Хрущеве особую хитрость и особую скрытность.
Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
Реформирование построенной при Сталине модели социализма затронуло не только политическую, но и экономическую сферу.
В 1957 г. началась хозяйственная реформа, заключавшаяся в переходе от отраслевого, через министерства и ведомства, к территориальному принципу управления экономикой. В каждом экономическом административном районе образовывались советы народного хозяйства (совнархозы), подчинявшиеся непосредственно Совету Министров союзной республики. Всего было создано 105 совнархозов. Из общесоюзного подчинения в республиканское было передано более 3 500 предприятий1.
После первых успехов реформа стала буксовать. Многие руководители совнархозов защищали интересы своих областей в ущерб другим регионам. Взаимообмен между совнархозами стал затруднен, что вызвало в ряде мест острую нехватку сырья и комплектующих, для нормализации процесса государство прибегало к испытанному административному воздействия. Уже в 1960 г. были образованы республиканские Советы народного хозяйства, а в 1963 г.- Высший совет народного хозяйства СССР. Вскоре после отставки Хрущева началась ликвидация совнархозов.
Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу командно- административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.
Когда Г. М. Маленков возглавил правительство, большое внимание стало уделяться развитию легкой промышленности, благодаря чему выросло производство товаров народного потребления. На многих предприятиях были повышены зарплаты. Однако после отставки Маленкова с его поста вновь увеличились вложения в тяжелую индустрию за счет легкой.
Научно-технический прогресс, набиравший во всем мире все более и более быстрые темпы, не обошел, стороной и СССР. Советская промышленность переживала подъем. Наиболее динамично развивалась энергетика, машиностроение, маталлургия.
Однако высокие темпы развития производства оказались временными. Отсутствие конкуренции внутри страны и слабая материальная заинтересованность трудящихся привели к застою в производстве. Новые методы и способы не прививались на советской почве. Проще было выполнять и перевыполнять план, выпускаемая морально устаревшую продукцию, чем менять старые технологии на новые.
После прихода к власти Хрущева колхозы получили больше самостоятельности (корректировка Уставов, определение сроков посевных, выбор специализации). В колхозах ввели такие экономические категории, как хозрасчет, себестоимость, рентабельность, заработная плата. Хрущев стал требовать от руководителей хозяйств считать доходы и расходы.
Аграрная политика Хрущева дала значительные результаты в 1953 – 1958 гг. За пять лет прирост сельскохозяйственного производства составил 34%1. Таких темпов коллективное хозяйство никогда не знало. Но в конце 50-х годов Хрущев по многим направлениям повернул на 180°. Администрирование, командование колхозами вновь приобрело чудовищные размеры. Колхозников в массовом порядке принуждали продавать своих коров колхозам. Вновь главной задачей было объявлено увеличение поголовья.
Были значительно увеличены закупочные цены, по которым продукция колхозов приобреталась государством. В 1954 г. началось освоение целины в Северном Казахстане. Было осуществлено освоение целинных земель и залежных земель. За 20 лет (1954 – 1974 гг.) целина дала стране 500 млн. тонн зерна, был создан рад прогрессивных технологий (раздельная уборка хлебов, строительство крупных птицефабрик и т. д.).
Эта сельскохозяйственная программа потребовало от государства огромных затрат, а отдача от нее не могла сказаться сразу. Правительство же, желая быстро вернуть вложенные средства, а в 1958 г. потребовало от них выкупить сельскохозяйственную технику - принадлежавшие ранее государству машино - тракторные станции (МТС). Тогда же были значительно сокращены приусадебные участки. Людей заставляли продавать колхозам свой скот. Хрущев исходил из того, что государство само позаботиться о крестьянах, а их хозяйственная самостоятельность противоречит принципам социалистической экономики. Все это снизило производительность на селе. Освоение целины также не принесло ожидаемого изобилия для страны из-за плохой сохранности урожая.
Хрущев сделал немало ошибок в повсеместном насаждении кукурузы, внедрение кукурузы производилось безграмотно (чиновники спешили отчитаться о засеянных ею площадях), ее возделывали даже в Архангельской и Вологодской областях с их холодным климатом. Посевы же зерна сокращались. Это привело к его дефициту, с 1961 г. хлеб и мука стали выдаваться в строго ограниченном количестве. Но эта кукуруза сыграла огромную роль в обеспечении животноводства кормами.
В стране начались перебои с продовольствием, что вынудило руководство страны повысить цены на мясо - молочную продукцию. Правительству пришлось перейти к политике закупок продовольствия, в первую очередь кормовых сортов пшеницы, для прокорма скота, в США.
Были введены новые социальные льготы, существенно увеличены пенсии и зарплаты, и не за счет инфляции, а за счет внутренних резервов экономики. Т. е. произошло реальное улучшение жизни основной массы населения. Увеличившаяся денежная масса была обеспечена выпуском дополнительных товаров народного потребления. Советский человек так богато еще не жил никогда, но делалось это импульсивно, без должных экономических расчетов. Временность и неразумность такой политики стали видны позже.
1.2 Развенчание культа личности и новые принципы управления государства.
Ликвидация политических соперников позволила Хрущёву приняться за проведение своего политического курса. Именно при Хрущёве Сталин превратился из непогрешимого сверхчеловека в простого смертного (хотя и выдающегося), которому свойственно было ошибаться. Поворотным в этом отношении стал XX съезд партии, состоявшийся в феврале 1956 года.
XX съезд.
В феврале 1956 г. в Москве прошел ХХ съезд КПСС. На нем были подведены итоги прошедшей пятилетки (пятой) и утвержден план следующей (шестой). Было принято решение к следующему съезду подготовить новую программу партии, а также рассмотрен ряд организационных вопросов.
Но основной темой съезда стал не стоявший даже в повестке секретный доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях»1и его обсуждение, состоявшееся в кулуарах съезда. Впервые на высшем партийном уровне было объявлено, что Сталин не «отец народов», а преступник, виновный в гибели миллионов людей. В докладе, а затем и в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий» вся вина за репрессии и перегибы была возложена на Сталина и ряд его соратников. Недостатки социалистической структуры общества не только критиковались, но более того, были объявлены ее достоинствами.
В докладе «О культе личности Сталина» «…Мне хотелось бы рассказать о докладе Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС и о некоторых последующих событиях. Конечно конспективно и, может быть, сугубо приблизительно передать общее впечатление о докладе, рассказать о том, что осталось в памяти.
До сих пор с глубоким волнением вспоминаю я этот доклад, который состоялся на другой день после официального закрытия съезда, в обстановке полусекретной, когда все иностранные гости, в том числе руководители братских коммунистической партий, и были приглашены сотрудники идеологических отделов ЦК КПСС.
Это был и рассказ о гибели выдающихся полководцев и руководителей партии, и сообщение о самоубийстве любимца партии С. Орджоникидзе, затравленного Сталиным. С особой ненавистью и ожесточением говорил Хрущев о Сталине. Он объявил его, впавшего в состояние глубокой депрессии, прямым о косвенным виновником поражения на фронтах в первый период войны, провала Киевской операции, в результате которого миллионы наших солдат, оказавшиеся в «мешке» и не получившие по прямой вине Сталина, вопреки настояниям Жукова, своевременного приказа об отступлении, попал в гитлеровский плен. Явное раздражение и обиды за прошлые унижения прорывались, когда Хрущев с яростью кричал: «Он трус и паникер. Он ни разу за всю войну не выехал на фронты»1.
Главное содержание доклада составляет рассказ о чудовищных сталинских избиениях людей. Как раз это больше потрясло не только участников съезда, но и всех коммунистов в ту пору. Как говорил Хрущев, из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии, избранных на XVII съезде, 98 человек, то есть 70 процентов, были арестованы и расстреляны. Из 1966 делегатов этого съезда с правом решающего голоса и совещающего были голоса 1108 были арестованы по обвинению в контрреволюционных преступлениях – также подавляющее большинство.
Но в докладе Хрущев выплеснул все накопившееся глубокое негодование, протест и отвержение варварских методов допроса, избиения, уничтожение честных и ни в чем не повинных людей. Причины массовых репрессий, Хрущев видел их в том, что Сталин настолько возвысил себя над партией и народом, что перестал считаться и с Центральным Комитетом, и с партией.
Итак, Хрущев видел главную причину репрессий в совершенно неумеренном и беспрецедентном насаждении Сталиным своего культа личности.
В секретном докладе было впервые сказано о политическом завещании Ленина, в котором Владимир Ильич предлагал переместить Сталина с поста Генсека. Здесь же говорилось о его полном пренебрежении принципами коллективного руководства, установленными Лениным.
Далее Хрущев призывал сделать все, чтобы навсегда покончить с культом личности как чуждым марксизмуленинизму явлением, вернуться к тщательному осуществлению на практике ленинских принципов партийного руководства и, наконец, восстановить полностью социалистическую демократию, выраженную в Конституции СССР, бороться против отдельных лиц, злоупотребляющих своей властью.
Сам Хрущев на XX съезде в своем докладе говорил: «Партия провела большую борьбу против троцкистов, правых, буржуазных националистов, идейно разгромила всех врагов ленинизма»1.
Политическая драма внутри советского руководства, показала Хрущеву, какие мощные подземные движения он вызвал наружу своим докладом о Сталине на XXII съезде. Этим объясняется, вероятно, его попытки манипулирования вокруг проблемы десталинизации, которая характерна для последующих лет вплоть до XXII съезда партии (1961 г.), когда снова вздыбилась антисталинская волна.
Хрущев отмечает в своих воспоминаниях, что после смерти Сталина и вплоть до ареста Берии сталинские принципы управления страной продолжали действовать. Никто не думал о том, чтобы реабилитировать людей, которые погибли и были заклеймены как «враги народа», или освободить из лагерей заключенных. Хрущёв рассказал в подробностях. Рассказал о "ленинском завещании" с предложениями убрать Сталина с поста генсека; о фальсифицированных судебных делах 30-х годов; о применении пыток к честным партийцам; о расстрелянном XVII съезде; о роли Сталина в поражениях Великой Отечественной войне. При этом весь доклад был выдержан в духе верности ленинским заветам; социалистическая сущность советского государства под вопрос не ставилась.
Это был один из редчайших случаев в истории, когда политический руководитель поставил на карту свою личную судьбу и жизнь во имя высших общественных целей. В составе после сталинского руководства не было ни одного деятеля, который бы решился бы выступить с подобным докладом о культе личности. Хрущев по собственной инициативе выдвинул задачу создать прочные гарантии против рецидивов культа личности. Он вел бескомпромиссную борьбу за это внутри страны и на международной арене, не считаясь с теми издержками, которые такая борьба могла привести в отношения с теми или иными странами, входившими в социалистический лагерь. Главное значение Хрущев придавал идеологической стороне дела, необходимости до конца разоблачить культ личности, высказать правду о преступлениях 30-х годов и других периодов.
Таким образом, разоблачение культа личности Сталина хоть и было важнейшим шагом к установлению в СССР более либерального строя, а в конечном счете и демократии, все же было действием явно недостаточным. Особенно это заметно на примере процесса реабилитации, затронувшей лишь часть репрессированных. Не были оправданы даже некоторые высшие партийные деятели не говоря уж о сотнях простых людей.
Кроме того, сам Хрущев и практически все правительство так или иначе сами не могли пойти в разоблачении далее определенной границы. В итоге реформа структуры политического управления страны замерзла на несколько десятилетий.
Летом 1957 г. Президиума ЦК КПСС приняли решение о снятии Хрущева с поста Первого секретаря ЦК и Хрущеву назначении на этот пост Молотова. Однако Хрущева удалось с помощью Жукова и других своих тогдашней сторонников собрать пленум ЦК, где большинство составляли поддерживающие его программу, и отменить это решение. Оппозиционеры были выведены из состава Президиума и вскоре и Жукова, заподозренного в желании занять позицию второго человека в государстве, в чем-то не подоточетного даже первому.
Хрущев стремился сформировать у всех членов Президиума ЦК общее отношение к культу Сталина. По его указанию каждый из выступавших на XXII съезде представителей руководства должен был определить свое отношение к этому принципиальному вопросу. Хрущев уже на XXII съезде стал отставать от общественных потребностей. Главным же в период XXII съезда уже становилось другое – система управлении, сложившаяся в сталинскую эпоху.
В каждом экономическом административном районе образовались советы народного хозяйства (совнархозы), подчинявшиеся непосредственно Совету Министров союзной республики. Всего было создано 105 совнархозов.
Глава 2. Национальный состав советского государства и основные принципы союзных отношений в 50 – 60 гг.
2.1 РСФСР: особенности организации управления
РСФСР.
Конституция 1918 г. В январе 1918 г. состоялся III Всероссийский съезд Советов, на котором была принята «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа» - основа будущей Конституции. Стран получила официальное название – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Были приняты решения об основных принципах и направлениях политики. В состав предполагалось вступить и другим республикам бывшей Российской империи. Через полгода, в июне 1918 г., на V съезде Советов Конституция была утверждена. Высшим органом власти РСФСР, теперь уже по Конституции, стал Съезд, распорядительным – ВЦИК, исполнительным – СНК. Главной задачей было установление диктатуры пролетариата. Рабочие получили расширенное избирательное право, крестьяне – ограниченное, остальные вообще были лишены его. Вся власть на местах закреплялась за советами.
Распад единой Российской империи на целый ряд суверенных государств в 1918 г. выявил тенденции к дальнейшему размежеванию, так и к новому объединению. Центром притяжения, как и раньше, была фигура хозяина всей земли.
Постепенно были объединены военные, хозяйственные и финансовые функции национальных компартий, центром этого объединения стала самая мощная - Российская компартия. Однако это объединение не было легитимным и полностью централизованным, что не устраивало ЦК РКП(б), поэтому для полного слияния всех республик была создана согласительная комиссия.
Проект, предложенный главой комиссии – Сталиным, предусматривал полное подчинение национальных регионов России. Согласно этому плану «автономизации», республики входили в РСФСР на правах автономий, теряя всякую самостоятельность. Недовольство республик этим планом вынудило Ленина пойти на компромиссное решение. Республикам было предложено не войти в Россию, а объединиться с ней, имея свое представительство в высших органах власти и право при желании покинуть Союз. Это предложение устроило всех, и ленинский план стал основой Союзного договора.
В состав СССР вошли:
* по Договору об образовании СССР (30 декабря 1922) — РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика;
* в 1925 — Узбекская ССР, Туркменская ССР (образованы из Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР);
* в 1929 — Таджикская ССР (образована из Таджикской АССР, входившей в состав Узбекской ССР);
* в 1936 — Казахская ССР, Киргизская ССР (образованы из Казахской АССР и Киргизской АССР, входивших в состав РСФСР); Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР (входили в состав ЗСФСР, упразднённой в этом же году);
* в 1940 — Молдавская ССР (образована из части Молдавской АССР, входившей в состав УССР, и части территории, переданной СССР Румынией), Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР (бывшие независимые Латвия, Литва и Эстония) и Карело-Финская ССР (образована из Карельской АССР, входившей в состав РСФСР и части территории, присоединённой после Советско-финской войны).
В 1956 году Карело-Финская ССР была упразднена, а её территория вновь включена в состав РСФСР в качестве Карельской АССР.
В 1956—1991 Советский Союз состоял из 15 союзных Советских Социалистических Республик (ССР):
1. Армянская ССР
2. Азербайджанская ССР
3. Белорусская ССР
4. Эстонская ССР
5. Грузинская ССР
6. Казахская ССР
7. Киргизская ССР
8. Латвийская ССР
9. Литовская ССР
10. Молдавская ССР
11. Российская СФСР
12. Таджикская ССР
13. Туркменская ССР
14. Украинская ССР
15. Узбекская ССР
Крупные республики, в свою очередь, делилась на области. Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская и Армянская ССР областного деления не имели.
В состав РСФСР также входили края, а в состав краёв — автономные области. В состав областей и краёв РСФСР также входили национальные округа (впоследствии именовавшиеся автономными округами).
В состав некоторых союзных республик (РСФСР, Украинская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР) в разные периоды входили Автономные Советские Социалистические Республики (АССР) и автономные области.
Все вышеуказанные административно-территориальные единицы делились на районы и города областного, краевого и республиканского подчинения.
О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских
Социалистических Республик
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях,
ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и
иных договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование
вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых
республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских
Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних
займов союзных республик;
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей и установление системы
внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного
хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных
промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение,
заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от
имени союзных республик;
и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза
Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого Государственного бюджета Союза
Советских Социалистических Республик, в состав которого входят
бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и
доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих
на образование бюджетов союзных республик; разрешение
дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных
республик;
м) установление единой денежной и кредитной системы;
н) установление общих начал землеустройства и
землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по
всей территории Союза Советских Социалистических Республик;
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских
переселениях и установление переселенческого фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а
также гражданского и уголовного законодательства Союза;
р) установление основных законов о труде;
с) установление общих начал в области народного просвещения;
т) установление общих мер в области охраны народного
здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной статистики;
х) основное законодательство в области союзного гражданства
в отношении прав иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений
съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных
республик;
ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными
республиками.
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза
Советских Социалистических Республик.
О суверенных правах союзных республик и о союзном
Гражданстве.
3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах,
указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам,
отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная
республика осуществляет свою государственную власть
самостоятельно; Союз Советских Социалистических Республик
охраняет суверенные права союзных республик.
4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
5. Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции.
6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется согласие всех республик, входящих в Союз Советских
Социалистических Республик.
7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.
2.2 Изменение управление советскими республиками в эпоху «Хрущевской оттепели».
Создание Союза ССР – первого в истории добровольного союза суверенных наций – дало мощный импульс дальнейшему развитию марксистско-ленинской теории национальных отношений, ленинской концепции интернационализма. На основе обобщения новой практики были успешно решены теоретические вопросы соотношения суверенитета СССР и суверенитета союзных республик, разграничения компетенции между общефедеративными органами и органами союзных республик. Потребовалась новая теоретическая проработка проблем соотношения правового и фактического равенства наций, роли помощи передовых наций как средства преодоления наследия колониального прошлого, возможностей перехода ряда наций к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. В материалах партийных съездов, выступление руководителей партии и правительства нашел отражение весь комплекс проблем, касавшихся упрочнению государственного единства Союза ССР, укрепления национальной государственности на принципах пролетарского интернационализма, свободного развития национальных меньшинств и этнических групп, интернационального и патриотического воспитания трудящихся.
Большое значение для практической реализации ленинских принципов объединения народов, национальной политики партии и Советского государства имели решения V Всероссийского съезда Советов, состоявшегося в июле 1918 г. По инициативе и при непосредственном участии В. И. Ленина был разработан проект первой Конституции РСФСР, представленный V съезду Советов.
Законодательно решив проблему установления правового равенства народов, Конституция тем самым устранила взаимное недоверие между ними, способствовала их сближению и сотрудничеству в борьбе за победу и упрочение рабочее-крестьянской власти. В начале апреля 1918 г. была провозглашена Туркестанская АССР, ставшая первой формой совместной советской государственности народов Средней Азии. В январе 1919 г. образовалась Белорусская ССР, в апреле 1920 г.- Азербайджанская ССР, в ноябре этого же года – Армянская ССР, в феврале 1921 г. – Грузинская ССР.
Было осуществлено, в частности, объединение народных комиссариатов военных и морских дел, Высшего Совета Народного Хозяйства, наркоматов внешней торговли, финансов, путей сообщения, труда, почт и телеграфа.
Используя преимущества советского общественного и государственного строя, партия уделяла много внимания проблемам размещения производительных сил, расширению взаимосвязей между различными отраслями народного хозяйства республик, углублению кооперирования и специализации.
Важнейшие успехи в осуществлении ленинской национальной политики были предопределены решениями XX съезда КПСС. На основе решений съезда партия осуществила необходимые меры по устранению отрицательных последствий культа личности Сталина как в идеологической работе, так и в практике государственного строительства. Речь шла не только о реабилитации граждан, подвергшихся необоснованным репрессиям, но и о восстановлении ряда национальных автономий, которые были неоправданно упразднены. Это касалось прежде всего устранения несправедливости в отношении балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Восстановив их национальную автономию, Советское государство тем самым обеспечило этим народностям необходимые условия для их всестороннего экономического и культурного развития.
После XX съезда КПСС в стране были осуществлены крупные меры, направленные на расширение прав союзных республик. Был изменен порядок государственного планирования и финансирования хозяйств республик, в их распоряжении оставалась значительная часть продукции, выробатываемой сверх план. К компетенции Советов Министров республик был отнесен ряд вопросов, касавшихся труда, заработной платы, организации сельскохозяйственного производства. Республики получили большую самостоятельность в финансовых вопросах, в области культурного строительства.
Эти меры позитивно сказались на всех сторонах жизни советских республик. Однако их значение было в значительной степени ослаблено вследствие непродуманного решения о передачи управления промышленностью и строительством вновь организуемым Советам народного хозяйства основных экономических районов страны. Поспешно проведенная реорганизация привела к серьезным просчетам, сказавшимся и на национальных процессах. Усилилось местничество в технической политике, стали нарушаться планы взаимных поставок. После всестороннего изучения опыта территориального управления хозяйством было решено возвратиться к отраслевой системе.
Большое значение для регулирования экономических интересов республик имело образование в 1957 г. Экономической комиссии Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Она рассматривала вопросы размещения производительных сил, учета специфических интересов малочисленных народов, подготовки кадров и многие другие. Были приняты также меры для приведения действовавшего в республиках законодательства (в значительной мере устаревшего) в соответствие с назревавшими задачами развития советского общества. В законотворчестве ряда союзных республик – Армянской, Грузинской, Эстонской – были отражены специфические природоохранные меры, а также меры по охране культурного наследия.
Значительно расширялись права союзных республик и в области культурного строительства. Постановление Совета Министров СССР «О дополнительной передачи некоторых вопросов хозяйственного и культурного строительства на решение Советов Министров союзных республик»1 (1957 г.) касалось прежде всего руководства работой вузов, техникумов, школ рабочей и сельской молодежи. Законом Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» на союзные республики была возложена большая работа по совершенствованию всей системы народного образования. Одновременно расширились и права автономных республик, как в экономических, так и в вопросах административно-территориального деления.
Ярким примером нерушимой дружбы и братской взаимопомощи советских народов было освоение целинных и залежных земель, вошедшее в историю страны как героическая эпопея. Состоявшийся в конце февраля – начале марта 1954 г. Пленум ЦК КПСС одобрил выработанный партией курс на подъем целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе, в других районах страны и определил его как важнейшую государственную задачу. В поход на целину партия призвала молодежь. Сотни тысяч новоселов, в том числе более 350. тыс. юношей и девушек различных национальностей, прибыли на целинные земли Казахстана и Сибири. Они проявили трудовую доблесть, достойную строителей коммунистического общества. Особую роль в подъеме целинных и зележных земель сыграл героический рабочий класс. Славные представители рабочего класса разных национальностей из Российской Федерации, Украины, Прибалтики и других братских республик создавали в целинных районах совхозы, трудились механизаторами, работали на токах, хлебоприемных пунктах, строительных площадках.
В 50-е г. наряду с наращиванием мощностей в металлургической промышленности в традиционных промышленных районах (Центр, Украина, Урал, Западная Сибирь) создавались новые и реконструировались действовавшие предприятия черной металлургии в Казахстане и Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Эстонии, Белоруссии, Литовской ССР и т. д.
Быстрыми темпами развивались и другие важнейшие отрасли индустрии: машиностроение, химическая промышленность. Планомерно увеличивался экономический потенциал каждой из союзных республик на основе совершенствования внутриреспубликанской структуры производства, сочетания интересов каждой республики и всей страны в целом, развития межреспубликанской специализации и кооперирования производства, укрепления межхозяйственных связей между республиками.
Сильнейшим ускорителем процесса развития социалистического общества было крепнувшее всестороннее сотрудничество народов Советского Союза. Единый Народнохозяйственный комплекс страны развивался в интересах всего советского народа, каждой социалистической нации.
В соответствии с решениями XXIII съезда КПСС был сооружен крупнейший в мире газопровод Средняя Азия – Центр, проходящей по территории Узбекистана, Туркмении и Российской Федерации. Газопровод протяженностью 2750 км был построен за полтора года. Крупной интернациональной стройкой стал газопровод «Союз», по которому оренбургский газ пришел в братские социалистические страны Европы.
Новые районы нефтедобычи в Казахстане и Сибири, Камский автомобильный комплекс, Каракумский канал им В. И. Ленина, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль – таковы лишь некоторые адреса той гигантской концентрации усилий всех советских народов, которую обеспечила интернационалистская по своему духу и характеру политика нашей партии.
В условиях сложившегося единого народнохозяйственного комплекса все более интенсивным становился обмен материальными, духовными богатствами между нациями, возрастал вклад в общее дело коммунистического строительства. Между отдельными республиками и экономическими районами происходил интенсивный процесс взаимообмена сырьем, материальными ресурсами, готовой продукцией кадрами. Все союзные республики расширяли взаимные экономические связи. Важно подчеркнуть, что ввоз и вывоз каждой из них увеличивался за счет той продукции, которая вырабатывалась для общесоюзных нужд. Партия всесторонне учитывала и такой объективный фактор, как все углубляющееся социалистическое территориальное разделение труда. Специализация производства обеспечила преимущественное развитие тех отраслей народного хозяйства, для развития которых в данной республике создавались наиболее благоприятные условия.
"Развернутое коммунистическое строительство означает новый этап в развитии национальных отношений в СССР, характеризующийся дальнейшим сближением наций и достижением их полного единства...
Заключение
Итоги национально-государственного разития Н.С.Хрущева в 50-60-х гг. В промышленности рост производства осуществлялся, прежде всего, за счет нового строительства (введено в строй более 8000 крупных промышленных предприятий). В то же время серьезное внимание было обращено на необходимость интенсификации производства. В 1954 г. в стране была построена первая АЭС. Появились новые отрасли промышленности, новые виды транспорта, расширились масштабы электрификаци ж.д. Удалось решить острую жилищную проблему: переселить людей из бараков, подвалов, перенаселенных коммунальных квартир в более приемлемые. С другой стороны, этот гигантский по объему размах жилой застройки сопровождался снижением архитектурного качества по сравнению с мировыми стандартами. Вместе с тем массовое жилищное строительство на окраинах города сопровождалось созданием необходимой инфраструктуры и транспортной системы такими быстрыми темпами, которые уже в 70-80-е гг. были значительно снижены. Успешно развивалось при Хрущеве дорожно-мостовое строительство, был достигнут пик строительства московского метрополитена. Москва изменила свой облик и в основном приобрела свои нынешние границы и очертания.
В 1957 г. была проведена крупнейшая реорганизация управления народным хозяйством, которая на первом этапе дала эффект. Вместо отраслевых министерств и ведомств появились Совнархозы. Первые результаты реформы были обнадеживающими – прирост национального дохода в 58 г. составил 12% по сравнению с 7% в 57 г. темпы роста в экономике во второй половине 50-х гг., хотя и продолжали оставаться относительно высокими, стали снижаться по сравнению с первой половиной десятилетия. Главное – замедлились этапы роста производительности труда.
При реализации решений сентябрьского (1953 г.) Пленума по подъему с/х повысились доходы колхозников и продолжали повышаться до 1957-1959 гг. в то же время были допущены крупные просчеты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств, «кукурузная кампания». Освоение целинных земель происходило в зонах рискованного земледелия, которые отличались большой уязвимостью почв в отношении эрозии. К тому же зоны производства зерновых все больше удалялись от районов потребления, что обострило проблему транспорта.
С целью ускорения социальных преобразований в деревне укрупнялись колхозы. Это требовало крупных капиталовложений.
Тем не менее уровень жизни людей вырос. Регулярно повышалась заработная плата. Был принят закон о пенсиях. Прекратился выпуск обязательных займов. Государство поощряло строительство кооперативных квартир.
Сумел вычленить меры, отвечающие интересам и бюрократии, и народа.
Существенно облегчил жизнь народа. Освободил всех от страха репрессий. Дал паспорта и свободу жителям села. Признал законным стремление больше заработать. Обеспечил право на отдельную квартиру. Реабилитировал миллионы осужденных и целые народы.
Теперь бюрократия могла заботиться о себе и перекладывать все издержки на народ.
Были отменены снижения цен. Начались закупки зерна за границей, произошло первое повышение цен на мясо.
Расширение прав союзных республик по управлению промышленностью и строительством, вопросам бюджета, труда и заработной платы (1955-1956 гг.).
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Аджубей А.И. Те 10 лет. Воспоминания о Хрущеве / А.И. Аджубей //. М., 1989.
2. Аксютин Ю.В. Никита Сергеевич Хрущев материалы к биографии. Сост. Ю.В. Аксютин, 1989.
3. Искендеров А.А. Мемуары Н.С. Хрущева как исторический источник / А.А. Искендеров // Вопросы истории 1995. №5-6. C.95-100.
4. Зубкова Е.Ю. Реформы Хрущева: культура политического действия./ Е.Ю. Зубкова // Свободная мысль, 1993, №9.
5. Медведев Р. Н.С. Хрущев: политическая биография./ Р. Медведев // М., 1990. Наше Отечество. Т. 2. – М.,1991.
6. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России./ В. А. Тишкова// М., 1997. С. 145.
Литература:
1. Бернштейн А. Цена и щепки: (50-летию выступления Н. С. Хрущева с докладом «О культе личности») /А. Бернштейн // История. Приложение к газете “Первое сентября 2006” , С. 33-36.
2. Бурлацкий Ф.М. Хрущев. Штрихи к политическому портрету / Ф.М. Бурлацкий // Новый мир 1988.№10.
3. Козюренко Ю.В. Начало либерализации / Ю.В Козюренко // Независимая газета 1996. 23 февраля.
4. Кукушкин Ю.С. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.
5. Новопашин Ю. С. Размышление о героях вчерашних дней: [о Н. С. Хрущеве] / Ю. С. Новопашин // 2007-№5, С. 49-65
6. Скутнев А. В. Доктрина Хрущева (весна-лето 1960 г.)// Вопросы истории №3-2008, С. 143-147.
7. Хлевнюк О. В. Региональная власть в СССР в 1953- конце 1960-х г. устойчивость и конфликты// Отечественная история . №3-2007. С. 266.
1 Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989. С 36, 37.
1 Хрущев Н. Воспоминания. Избранные отрывки. Нью-Йорк, издательство В. Чалидзе 1979. С 92.
1 Федор Бурацкий. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них…М 1990. С. 384
1 Шестаков В. А. Политика Н. С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации. / В. А. Шестаков М 2006. С. 45
1 Шестаков В. А. Политика Н. С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации. М 2006. С. 52
1 Федор Бурлацкий «Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них…» / Федор Б. М., 1990. С. 384
1 Федор Бурлацкий. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них…М. 1990. С. 384.
1 Бернштейн А. Цена и щепки:( 50-летию выступления Н. С. Хрущева с докладом «О культе личности») //История : Приложение к газете Первое сентября. 2006. С. 33-36.
1 Кукушкин Ю. С. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат 1987. С. 377
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Традиции белорусской культуры |
Реферат | Средства ввода-вывода в Си |
Реферат | Построение компьютерных систем защиты информации |
Реферат | Жоржи, Паолу Тейшейра |
Реферат | Українська культура кінця XVIII ст.–початку ХХ ст. |
Реферат | І. А. Катвалюк «21» листопада 2011 р |
Реферат | Золотовалютные резервы Национального банка Республики Казахстан |
Реферат | Фанаты, Бримсон Дуги |
Реферат | Фаустовский тип культуры |
Реферат | Утверждение жизни |
Реферат | E-mail: eurocon[at]eurocon |
Реферат | Творчество А. Т. Твардовского |
Реферат | Федор Степанович Рокотов. Жизнь и творчество |
Реферат | Феномен коллекционирования |
Реферат | Феномен постмодернізму |