Реферат по предмету "История"


Украинская керамика

Содержание


I. УКРАИНСКАЯ КЕРАМИКА


ВСТУПЛЕНИЕ


1. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА


1.1. КИРПИЧИ


1.2 ПЛИТКА И МОЗАИКА


2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА


2.1. ГОРШКИ


2.2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА


2.3. ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Список используемой литературы


ВСТУПЛЕНИЕ


Украинская керамика имеет многотысячную историю, а ее славные традиции продолжают активно развиваться и сегодня. Ее корни уходят в глубины эпохи неолита (VI-IV тыс. к н. есть.) и Трипольской культуры (IV-II тыс. до н. э.). Она всегда была, прежде всего, бытовым искусством, творчество и усовершенствование мастерства ограничивались посудными формами и их сдержанным декором. Но даже те предметы, что дошли до нас с тех давних времен, донесли незаурядное художественное мастерство их авторов.


Ранняя славянская керамика в Украине наилучшим образом представлена достопримечательностями Черняхивской культуры (II-V ст.). Высокие художественные качества ее легли в основу керамики эпохи Киевской Руси (ІХ - начало XI ст.), которая оставила потомкам большое количество прекрасных образцов посуды, декора, облицовочных плиток, игрушек, светильников.


Появление усовершенствованного гончарного круга позволило создавать вещи с тонким черепком. Значительное развитие керамики наблюдается в XIV ст. с появлением цехов гончарного ремесла, которое достигло особого расцвета в XVI XVIII ст.


Пройдя огромный временной путь, керамика конца XX ст. выходит далеко за пределы утилитарности и становится своеобразным синтетическим видом творчества, которое объединяет в себе и скульптуру, и живопись, и графику, становясь лидером среди других видов декоративного искусства в художественном экспериментировании, проявляя разнообразие конструктивных и фактурных свойств керамических материалов - глины, каменной массы, фаянса, фарфора.


Современная гончарная и лепная керамика отличается большим разнообразием - это абстрактные и изобразительные, отстраненно-бессюжетные и философско-содержательные произведения, в которых художники воплощают свое понимание мира в его временных и пространственных измерениях. Произведения построены на традиционных, но значительно трансформируемых формах посудин - мисок, кувшинов, горшков, а также фигурной посуде - несут эстетическую функцию в интерьере и пространственно-организационную - в ландшафтной среде. Нередко профессиональная керамика переходит в ранг декоративной скульптуры.


Профессиональная керамика конца XX ст. отражает определенную эстетическую систему взглядов, представлений, критериев, которая существуют в современном декоративном искусстве. Произведения украинских профессиональных керамистов, в генетической памяти которых заложенные знаково-символьная система предков и традиции народного искусства прошлого, поражают оригинальностью мышления, неожиданными, временами парадоксальными решениями, новизной образно-пластических находок.



1. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА


1.1. КИРПИЧИ


В Киевской Руси, начиная с эпохи Владимира быстро развивается светское и церковное зодчество. В связи с этим расширялось производство кирпича, черипицы, рисованых облицовачных плиток, печных изразцов. Постепенно, кроме гончаров посуды и игрушки, появилась новая специальность – “ плинфоделатели” – кирпичники.


Оборудование кирпичных мастерских состоит кроме напольной печи из деревянных форм (рам) для формовки кирпича и изразцов, а также разнообразного инструмента для обработки и росписи изделий.


Начиная с эпохи Владимира, в русских городах развивается церковное и светское зодчество, требовавшее большого количества кирпича. Источниками знакомства с кирпичной техникой могли быть как византийские горо­да вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (напр. Саркельское городище). Не исключена возможность влияния и Дунайской Болгарии, где уже в эпоху царя Симеона (конец IX — начало X в.) в Преславе существовало местное изготовление кирпичей болгарами, что доказывается наличием на них болгарских букв.


Среди архитектурных памятников, построенных в Киевской Руси и дошедших до наших дней являются: Успенский собор Печеского моеастыря, Софиевский собор, Боголюбский дворец, Михайловский Златоверхий монастырь, а также другие памятники истории, правда, все эти памятники дошли в таком виде, что неспециалист опредилить в этих построениях элементы Киевской Руси не сможет, т.к. за период времени, который прошёл эти памятники много раз реставрировались или перестраивались.


1.2 ПЛИТКА И МОЗАИКА


Многие исследователи считают, что производство керамической плитки началось на рубеже X – XI вв. плитки употреблялись в строительстве дворцов и храмов.


«Самым древним памятником архитектуры, в котором использовались плитка и мозаика является Десятинная церковь, не дошедшая до наших дней. На месте Десятинной церкви был построен Софиевский собор в Киеве, построеный Ярославом Мудрым. В алтаре Софии хорошо сохранились облицовочные плитки этого времени. При шахматной разбивке рисунка они напоминают украинские ткани. Плиты политы жёлто-белой глазурью, заглушенной окисью олова. Рисунок плит простой: три зелёные продольные линии толщиной 2-3 мм. Растёки подглазурного слоя красок местами имеют вид разводов.


Раз мы начали давать характеристику архитектуре Киева с целью указания в ней на дошедшие до нас элементы плитки и мозаики, то сделаем это и для других городов.


Например, возьмём Чернигов. «Многочисленные разноцветные глазурованные плитки, мозаика, фрагменты резного белого камня, фигурная плинфа, которой украшались архитектурные сооружения Чернигова XII-XIII вв.,свидетельствуют о высоком уровне развития этих отраслей ремесла[1]
»


«Мозаики Михайловского златоверхого монастыря в Киеве были созданы позднее Софии Киевской, уже при Святополке. Подобно софиевским, михайловские мозаики принадлежат одновременному византийскому искусству.


Ещё одним городом, имевшим большое значение в культурном значении Руси, являлся Галич. В оформлении галицких монументальных зданий широко использовались рельефные кирпичные плитки с изображением разных фантастических существ – грифонов, орлов, соколов, павлинов.


При декорировании главных киевских храмов широко использовалась мозаика. Открытые археологами древние полы Киевской Софии выложены вдоль стен шахматным узором из смальты синего, тёмно-красного,лилогого, жёлтого, лилового и чёрного цветов. Наряду с византийскими мотивами в орнаменте широко использовались славянские сюжеты, например, четырёхконечные криныэ, известные ещё с IXв. Тогда их изображали на бытовых предметах, они были небольшими и разнообразными; на сводах и стенах храмов, Соединённые в небольшие полосы, они производят величественное впечатление. Те же крины всё в новых и новых вариантах воисппроизведены в фресковых орнаментальных росписях интерьера Софии.


С XII в. полы соборов ещё выстилали плитами красного шифера с мозаичной инкрустацией. Но постепенно особой популярностью стала пользоваться майолика (термин, происходящий из Италии от названия о.Мальорка – Майорка, через который в Италию ввозились предметы испано-мавританской керамики; изделия из гончарной глины, покрытые или расписанные цветными эмалями, - Попова О.С.), близкая народным вкусам. Подобно мозаичным полам XI в., майоликовые полы XII в. не сохранились и восстанавливаются лишь по археологическим данным. В то же время майоликовые плитки стали применяться и для декора стен. Такие плитки с рельефными рисунками были найдены в древнем Галиче, а позднее в Чернигове.


Галичские плитки особенно интересны. На них в орнаментных кругах изображены птицы, грифоны и др. фантастические существа. Этими плитками, по-видимому, декорировали стены княжеских палат или княжеского храма Спаса.


Майоликовые плитки были распространены и декоре деревенских теремов, домов горожан. Черниговские плитки – зелёные с белыми разводами украшали, вероятно, обмазанные глиной и побелённые стены.


Особый интерес составляет расписанная эмалью двух цветов плитка, найденная в старинном Галиче. На ней в четырехугольной узенькой рамке помещены изображения грифона в профиль (на фрагменте не хватает нижней части с лапами зверя). Гладенькое поле плитки покрыто эмалью темно-вишневого цвета, на фоне которого контрастно выступает рельефный светло-желтый силуэт грифона, рамка и растительный орнамент. Клюв грифона широко раскрыт — птица будто кричит. Растительный орнамент заполняет переднюю и верхнюю части плитки. Это — волнистая ветвь, которая идет от груди грифона и, поднимаясь кверху, заканчивается над ее головой. Рельефный эмалевый рисунок, который по своему характеру напоминает контурную чернь на украшениях из металла XII столетия, — это то новое, что галичские мастера внесли в искусство декоративной керамики давней Руси»[2]
.


2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА


2.1. ГОРШКИ


Говоря о керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое было непосредственно связано с сельским производством, сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.


Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых среди которых на первое место Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды».


Второй тип посуды — «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным материалам, напоминает горшок с иными пропорциями— низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными.


Иногда встречаются горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенные для откидывания творога.


2.2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА


Особым разделом керамического искусcтва было производство игрушек.


Наиболее выразительными являются древние глиняные скульптурные изделия, найденные на территории Киева и Киевщины. Они представлены свистульками-кониками, всадниками и птицами, почти не отличными от современных украинских, и фигурками женщин, держащих иногда левой рукой младенца.


В Донецком городище обнаружена мастерская в которой изготовлялись различные глиняные фигурки (бык, медведь, собака, птица, кошка, человек).


Очень интересным набор глиняных фигурок дала территория Киева. В разных местах – и в старом городе и на Подоле – в слоях X-XII вв. найдены различные глиняные фигурки. Среди них можно встретить и птицу, и коня, и кентавра, но наболее частым было изображение женщины в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках.


Эти фигурки, имевшие по всей вероятности, в X-XII вв. ритуальное значение богини-покровительницы дома, изготовлялись мастерами особенно тщательно. Лепка всего корпуса производилась вручную с заглаживанием поверхности водой. На готовых изделиях можно заметить, как отдельно вылепленная головка прикреплялась к туловищу.


2.3. ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА


Изобретение поливы, как и многими другими открытиями, человечество обязано Древнему Востоку. Стекловидным веществом – поливой или глазурью – покрывали бусы из мелкого камня стеатита в Египте ещё в эпоху неолита. Применения поливы. Делающий глиняные сосуды блестящими и непроницаемыми для влаги, был открыт и оценён позже.


В IX – X вв. Северное Причерноморье становится местом оживлённой торговли Руси с Византией. Важную роль посредника в этой торговле играл Херсон. Отдельные поливные изделия южных стран попадали в Х в. на Русь. Некоторые из них сохранились до наших дней.


В ХII –XIII вв. техника полихромной росписи в Византии уже клонилась к упадку. Чёткий рисунок сменился наброском исполненным рукой, сочный и разнообразный колорит уступил место стандартной гамме коричнево-зелёных цветов.


Среди украинских древностей поливные изделия занимают далеко не последнее место. Обломки посуды с зелёно-жёлтой поливой – не редкая находка в средневековых слоях украинских городов.


Среди посуды, относящейся к X-XI вв. выделяется одна наибольшая компактная группа с устойчивым единством признаков. Это белоглиняная посуда с ярко-зелёной поливой. Она найдена в Киеве, Чернигове, Любиче. Повсюду её отличают по плотности и непрозрачности ярко-зелёной поливы.


Технологическая поливная керамика этой группы близка к поливным плиткам. По-видимому, производство её возникло как побочное в мастерских по изготовлению поливных плиток для украшения первых храмов в Киевской Руси.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Керамика как отрасль прикладного искусства заняла важную позицию среди ремёсел Украины. Значительные успехи достигнуты были в гончарном деле и стеклоделии. Изготовлялись сосуды разных форм для различных нужд. Так, например, на юге были горшки с несколькими отверстиями на дне, предназначенных для откидывания творога, горшки и миски с плотными специальными крышками, крынки и др.


В художественной бытовой керамике распространены поливные игрушки. Обычно это птицы, кони, кентавры, но наиболее частым изображением было изображение женщин в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках.


Благодаря дошедшим до нас архитектурным памятникам мы можем видеть в них мозаики и плитки, которыми устланы полы. Часто плитки встречаются с изображением узоров, растений. Иногда на плитках. А также на горшках ставили клейма, но у исследователей возникает спор по поводу их появления.


В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. . Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . – М.: наука, 1985. – 429с.


2. Всеобщая история искусств, Т.II: Искусство средних веков, кн.1-я /Под ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1960. – 1014с.


3. История украинского искусства, Т.II / Под ред. Ю.П. Недельского, Л.Т. Калиниченко, Н.И. Марченко. – К.: Жовтень, 1967. –


4. История УССР, Т.1: Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества Киевской Руси (до пол.XIII в.) / Под ред. Кондуфора Ю.Ю. – К.: Наукова думка, 1981. – 495с.


5. Мусиенко П.Т. Керамика в архитектуре и строительстве . – к.: Академия архитектуры Украины СССР, 1952. – 126с.


6. Недилько С.А. школьникам о керамике. – К.: Радянська школа, 1990. – 141с.



[1]
История УССР/ Под ред. Кондуфора Ю.Ю,. – К.:Наукова думка, 1981. – С. 387.


[2]
История украинского искусства, Т.11/ Под ред. Ю.П Недельского., Л.П Калиниченко., Н.И. Марченко. – К.: Жовтень, 1967. – С.388-389.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мадридское соглашение
Реферат Rk-24sdm2, rk-30sdm2
Реферат Философия буддизма и её современное значение
Реферат Анализ пробного экзамена по русскому языку в 9 классе моу малощербединская сош 2010-2011 учебный год
Реферат The Constitution A Frontier Essay Research Paper
Реферат Вьетское государство в раннее средневековье и Кампучия в VI-VIII веках
Реферат Статистические методы анализа динамики численности работников 2
Реферат Концепции экономических циклов и их место в экономической теории
Реферат Дворянська історіографія в Росії у другій половині XVIII столітті
Реферат Расчет редуктора системы верхнего привода
Реферат Юрій Хмельницький
Реферат «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий» Из опыта работы Щербаковой Инны Викторовны музыкального руководителя мдоу «Инжавинский детский сад №2 «Березка»
Реферат Социология предпринимательства
Реферат Образ Шарикова в повести М А Булгакова Собачье сердце
Реферат 1 анализ предметной области