План
Введение
1 История
1.1 Предпосылки
1.2 Заключение конкордата
1.3 Последующая эволюция
Список литературы
Введение
Конкордат 1933 года (нем. Reichskonkordat
, Имперский конкордат
) — договор (конкордат), заключённый 20 июля 1933 года между нацистской Германией и Святым Престолом и определявший статус Римско-католической церкви в Германии. Он действует по настоящее время, хотя вступает в определённые противоречия с послевоенным немецким законодательством.
1. История
1.1. Предпосылки
Исторически на юге Германии (в частности в Баварии) преобладало католичество. После Объединения Германии канцлер Бисмарк проводил антикатолическую политику, известную как Культуркампф. Она сопровождалась законодательными ограничениями и репрессиями, к концу 1870-х до четверти приходов лишились священников[1].
Заключение конкордатов с различными государствами было частью внешней политики папы Пия XI. Начиная с 1922 года было заключено несколько десятков соглашений, в том числе Латеранские соглашения 1929 года с фашистской Италией. В Веймарской республике Ватикан представлял нунций, а затем кардинал Эудженио Пачелли (будущий папа Пий XII), который добивался заключения конкордата, однако не достиг в этом успехов[2].
НСДАП пришла к власти в 1933 году в том числе и при поддержке католической Партии Центра, влиятельный представитель которой Франц фон Папен стал вице-канцлером в правительстве Гитлера. Гитлер, ставший канцлером 30 января, возобновил переговоры. Его целями было закрепить легитимность НСДАП и подавить политическую активность католических организаций. Выступая в рейхстаге 23 марта (в день получения фюрером чрезвычайных полномочий), Гитлер обещал соблюдать права христианских церквей как «важных элементов сохранения души немецкого народа»[3].
1.2. Заключение конкордата
Переговоры, которые вели фон Папен, Пачелли и бывший руководитель Партии Центра Людвиг Каас, прошли быстро и завершились подписанием соглашения 20 июля 1933 года. 10 сентября состоялась ратификация[4].
Согласно конкордату Германия декларировала свободу церкви в решении внутренних вопросов, предоставляла широкие возможности для католического образования, расширяла сферу применения церковного брака, позволяла священникам служить в государственных госпиталях, тюрьмах и схожих государственных учреждениях[5]. В свою очередь, важной уступкой со стороны церкви был роспуск католических политических организаций и запрет священнослужителям вступать в такие организации[6]. Партия Центра самораспустилась незадолго до подписания соглашения, что было предварительным условием заключения конкордата[2].
При этом многие католические деятели, в том числе вероятно Пий XI и Пачелли, понимали, что заключение конкордата являлось «сделкой с дьяволом», поскольку нацистская идеология была антиклерикальной по сути и противоречила принципам христианства. Тем не менее конкордат рассматривался как защитная мера в преддверии будущих репрессий и меньшее зло по сравнению с временами Культуркампфа[7].
Уже в первую неделю после подписания конкордата нацисты начали проводить политику, которая была прямым нарушением соглашения. Уже 25 июля был принят закон о принудительной стерилизации, вызвавший возмущение церкви[8]. Позднее нацисты репрессировали множество священников и католических общественных деятелей, закрыли множество организаций и журналов. 10 марта 1937 года Пий XI, окончательно утративший иллюзии относительно природы нацистского режима, опубликовал энциклику Mit brennender Sorge, критиковавшую нацизм.
1.3. Последующая эволюция
Конкордат остаётся в силе до настоящего момента, однако некоторые его положения фактически не применяются, так как противоречат законодательству Германии и/или морально устарели. Так, статьи, касающиеся католических школ, утратили актуальность, поскольку вопросы школьного образования находятся в ведении федеральных земель. Статья 26, касавшаяся церковного брака не применяется, поскольку немецкое законодательство в настоящее время отменило ограничения на заключение церковного брака. Не применяется закреплённый в статье 29 принцип, согласно которому возможность использовать в религиозных организациях в Германии родного языка католиков, не являющихся этническими немцами, ставится в зависимость от наличия аналогичных прав у этнических немцев в соответствующем государстве. Условие отделения церкви от любой политической деятельности также устарело[9].
Список литературы:
1. Helmstadter, R.
Freedom and religion in the nineteenth century. — Stanford University Press, 1997. — С. 19. — 446 с. — ISBN 9780804730877
2. Гергей, Е.
Понтификат Пия XI (1922-1939) // История папства = A papasag tortenete. — М.: Республика, 1996. — 463 с.
3. Ширер, У.
Преследование христианских церквей // Взлёт и падение Третьего рейха = The Rise and Fall of the Third Reich. — М.: Захаров, 2009. — Т. 1. — С. 339—340. — 704 с. — ISBN 978-5-8159-0920-5
4. Robbers, G.
Religion and Law in Germany. P. 176.
5. Lewy, G.
The Catholic Church and Nazi Germany. P. 80-83.
6. Lewy, G.
The Catholic Church and Nazi Germany. P. 84.
7. Wolf, H., Kronenberg, K.
Pope and Devil: The Vatican's Archives and the Third Reich. P. 10.
8. Ширер, У.
Преследование христианских церквей // Взлёт и падение Третьего рейха = The Rise and Fall of the Third Reich. — М.: Захаров, 2009. — Т. 1. — С. 340. — 704 с. — ISBN 978-5-8159-0920-5
9. Robbers, G.
Religion and Law in Germany. P. 183—184.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Конкордат_с_нацистской_Германией
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |