Набережночелнинский Государственный Педагогический Институт
Студентка : Чекулаева Елена
Факультет: Дошкольной педагогигки и
психологии
Группа: № 011( 1 курс)
Семинар
по Отечественной истории
Тема: Советская Россия в годы гражданской
войны и интервенции ( 1917-1920гг)
г. Набережные Челны
Долгое время считалось, что гражданская война в России - это борьба с оружием одного класса против другого: война рабочих и беднейших крестьян, против помещиков и капиталистов. Несомненно, классовое сознание большинства рабочих и крестьян убеждено в том, что капиталисты и помещики в союзе с Антантой стремятся восстановить прежние порядки, это и позволило большевикам в, в конечном счете, заручиться поддержкой со стороны широких масс и победить в гражданской войне. Вместе с тем участие в войне на стороне белых красных или зеленых определяли не только классовым положением но и совокупностью многих конкретно исторических фактов, при этом личная позиция, не всегда совпадала с социальным происхождением. Часто борьба на стороне одного из лагерей мотивировалась не свободным выбором, а тем под чью мобилизацию попал человек, какова позиция властей, по отношению к нему и его семьи, на чьей стороне воевали или от чьих рук погибли их родственники, друзья.
Истоки, причины гражданской войны.
· Основная вооруженная борьба за власть в период гражданской войны, велась между РККА, большевиками и вооруженными силами Белого и интервентного движений, что получило отражение в устойчивых наименований главных сторон конфликта: «белые» и «красные». Обе стороны на первое время до полной со своей победы, предлагали осуществлять власть путем диктатуры. Дальнейшие цели были таковыми, со стороны красных: построение бесклассового коммунистического общества, как в России, так и в Европе, путем активной поддержки «Мировой революции», а со стороны белых созыв нового Учредительного собрания, с передачей на его усмотрение решений о политическом устройстве России.
Характерная черта гражданской войны 1917-1920 гг.- готовность и белых, и красных использовать насилие для достижения своих целей.
Что послужило толчком к этим боевым действиям?
Без сомнения это была Февральская революция 1917 года, итогом которой являлось прогрессивное разложение самодержавия, его упорство в непринятии даже конституционных начал! Революция в этом случае оказалась горящей спичкой в пороховой бочке, которая разожгла Гражданскую войну в России.
К основным причинам гражданской войны относят:
- национализация средств производства, банков и крупной недвижимости, и решение аграрного вопроса в соответствии с программой партии эсеров, вопреки интересам помещиков, что вызвало сопротивление ранее господствовавших классов, которые лишились собственности;
- разгон Учредительного собрания;
- выход из войны путём подписания разорительного Брестского мира с Германией;
Стремление большевиков любыми средствами, прежде всего насильственными, удержаться у власти, установить диктатуру партии и строить новое общество исходя из своих теоретических установок, сделало гражданскую войну неизбежной.
Гражданская война сопровождалась широким вмешательством иностранных государств во внутренние дела России. Иностранные государства поддерживали сепаратистские движения с целью распространения своего влияния на национальные окраины бывшей Российской империи. Вмешательство государств Антанты во внутриполитическую ситуацию в России путём иностранной интервенции против большевиков было обусловлено стремлением вернуть Россию в войну (Россия была союзником стран Антанты в. Первой мировой войне). При этом иностранные государства стремились получить возможности для эксплуатации ресурсов России [источник не указан 123 дня], поражённой гражданским конфликтом, под видом препятствования распространению мировой революции, которая была одной из целей большевиков…
Когда началась и закончилась гражданская война?
Если «Гражданская война» - это период нашей истории, когда вся жизнь страны была подчинена решению военных задач, то её хронологическими рамками будет с осени 1917 года - по конец 1920 года, поэтому саму войну можно делить на 3 этапа.
- Первый этап — с октября 1917 года по ноябрь 1918 года, когда происходило формирование и становление вооружённых сил противоборствующих сторон, а также образование основных фронтов борьбы между ними. Этот период характерен тем, что Гражданская война разворачивалась одновременно с продолжающейся 1-й мировой войной, что влекло за собой активное участие войск Четверного союза и Антанты во внутренней политической и вооружённой борьбе в России. Боевые действия характеризовались постепенным переходом от локальных стычек, в результате которых ни одна из противоборствующих сторон не приобрела решающего преимущества, к широкомасштабным действиям.
- Второй этап — с ноября 1918 года по март 1920 года, когда произошли главные сражения между РККА и Белыми армиями, и наступил коренной перелом в Гражданской войне. В этот период отмечается резкое сокращение боевых действий со стороны иностранных интервентов в связи с окончанием 1-й мировой войны и выводом основного контингента иностранных войск с территории России. Широкомасштабные боевые действия развернулись по всей территории России, принеся вначале успех «белым», а затем «красным», разбившим войска противника и взявшим под свой контроль основную территорию страны.
- Третий этап — с марта 1920 года по октябрь 1922 года, когда основная борьба происходила на окраинах страны и уже не представляла непосредственной угрозы власти большевиков.
С 1918 по весну 1921 год Советская Россия осуществляла политику так называемого «военного коммунизма»- это продовольственная диктатура, ранее упомянутый национализм крупной, средней, частично мелкой промышленности, а также транспорта, а также запрещение торговли рынка, свёртывание денежного обращения. Переход к регулированию государством прямого товарообмена, а также трудовая повинность и милитаризация народного хозяйства, подчинение всей экономической жизни страны единому плану.
В проведении такой политики Россия не была первопроходцем. Экономическое состояние многих стран –участниц Мировой войны, не позволило их правительствам осуществлять эквивалентный обмен между городом и деревней, и толкают страну к принудительному регулированию хозяйственных отношений. Так, Германия, ещё в 1915 году ввела: хлебную монополию, фиксированные цены, нормированное распределение промышленных товаров и продовольствия, а также установила трудовые повинности.
Таким образом «военный коммунизм» это российский вариант, широко практивовашийся в 1914 и 1915 годах государственного регулирования экономики. Но военный коммунизм в России оказался более радикальным, чем государственный капитализм в Германии, США, и других странах. Этот радикализм объясняется рядом причин. Главная из них состоит в том, что экономика России в наибольшей степени пострадала по сравнению с экономикой других стран, участвующих в Мировой войне. Важная причина радикальности советской экономики политики 1918-1920гг. по сравнению с её аналогами в других странах состоит в том, что большевики использовали военный коммунизм, не только как вынужденную меру, но и как инструмент перехода к новому общественному строю. Большевики были убеждены в том, что спасение России кроется в мировой пролетарской революции и пытались приблизить её всеми средствами, включая чрезвычайные, поэтому субъективно: «военный коммунизм» был вызван стремлением советской власти продержаться до мировой революции. Таким образом, оценка значения « политического военного коммунизма» не может быть однозначной. С одной стороны попытаться закрыть торговлю, а также с помощью бедноты, силой забрать хлеб у зажиточной части крестьянства, усилили классовое противостояние, и тем самым удлинили войну. С другой стороны военный коммунизм позволил мобилизовать массы на разгром белого движения. Однако как путь строительства нового общества, он себя не оправдал.
Итоги.
Гражданская война и военный коммунизм и военный оказали огромное влияние на последующее политическое, экономическое развитие, на социально-культурную сферу, а также психологическое состояние нар
ода.
- Хозяйственная разруха, приведшая к острой нехватке продовольствия и промышленных товаров первой необходимости.
-Людские потери. С 1917 по 1922 года сократилась численность населения России примерно на 10-25%, многие погибли от голода и эпидемии. С учетом снижения прироста населения по сравнению с мирным временем потери России составили 25 млн. человек. Войны и революции орудия отрицательной селекции, а если учесть, что 1,5-2 млн. эмигранты, значительная часть , которых интеллигенты, то одним из серьезных последствий гражданской политики военного коммунизма и войны, можно считать качественное ухудшение генофонда.
-Ликвидация целых классов российского общества- помещиков, буржуазии. Серьезный удар по зажиточному крестьянству, значительно сократилась численность фабрично-заводского пролетариата. Увеличения числа служащих.
-Карточное (пайковое) снабжение продовольствием, а также промышленными товарами первой необходимости, закрепляло порожденную общинными традициями привычку к общему, низкому, но более или менее равному уровню жизни. Не создавая должных материальных стимулов, уравнительность снижала эффективность и качество труда, что тормозило развитие страны.
Но вместе с отрицательными итогами, которые были подведены, произошли некоторые качественные улучшения в области культуры и системы образования.
- В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые музеи (изящных искусств при МГУ, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х гг. XIX в., Морозовского фарфора, живописи культуры, различные антирелигиозные музеи). Активно участвовала в этом процессе и Советская власть.
Всего только с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев.
- превращение трудового воспитания, школы в инструмент создания новой культуры. Коренные изменения коснулись, в первую очередь, системы школьного образования. Положение о единой "трудовой школе" от ноября 1918 г. ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму. Управление школой передавалось в руки "школьного коллектива", куда входили все ученики и школьные работники - от учителя до сторожа. Слово "учитель" отменялось, он становился "шкрабом". В 1918 г. на съезде работников народного просвещения было сказано: "Мы должны из детей ...сделать настоящих коммунистов".
- В 1919 г. принимается декрет, подписанный Лениным, "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". В нем записано, что "все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте; уклоняющиеся привлекаются к уголовной ответственности". Следует отметить, что для обучения широко использовались самые передовые для того времени педагогические теории (Дж. Дьюи, И. Павлова). Однако овладение знаниями всегда рассматривалось как обучение грамоте коммунизма
- Радикально изменился и характер приема в высшую школу: преимущество получали, в первую очередь, выходцы из среды пролетариата (без диплома, сдачи экзаменов, без платы за обучение).
С целью увеличения пролетарской прослойки среди студентов с 1919 г. образуются "рабфаки":
- Усиление влияния идеологии на искусство, художественное творчество. На VIII съезде партии было четко сказано, что нет таких форм искусства, которые не связаны с идеями коммунизма. В 1918 г. состоялась I Всероссийская конференция организаций Пролеткульта, где были выработаны методы и пути создания советской культуры. Основные принципы программы: художник независим от партии и государства, новую культуру можно создать лишь через разрушение старого ("сжечь Рафаэля, разрушить музеи"). Однако с конца 1920 г. Пролеткульт и другие учреждения культуры (библиотеки, синематограф, театры и др.) национализируются и подчиняются Наркомпросу.
Относительную самостоятельность сохраняют лишь представители ЛЕФа (Левый фронт искусства) - литературно-художественного объединения, теоретическими установками которого являлись: создание "действительно революционного искусства", примат "литературы факта" над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности
нарастание активной пропаганды новых социокультурных ценностей, массовые театрализованные представления - "Мистерии освобожденного труда", где участвовали 2 тысячи актеров и 35 тысяч зрителей; монументальное строительство - было открыто более 40 памятников).
Ряд художников (К. Юон, М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 г. вводится звание "Народный артист республики".
Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов.
В 20-е гг. началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.
- Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.
Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг. В конечном счете, это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.
- Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая революционная символика рассматривалась как обязательное условие продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены исторических названий на имена живущих.
.
- Например, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры.
В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись три творческие организации - Пролеткульт, РАПП, Окна роста.
Пролеткульт - это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 г. Теоретики Пролеткульта А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. На основании классового подхода все писатели и художники прошлого были разделены на прогрессивных, демократических, творчество которых следует изучать, и реакционных, классово чуждых, наследие которых можно оставлять в забвении или подвергать уничтожающей критике.
- Активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).
Известно, большевики отделили церковь от общества, назвав её безнравственной, устаревшей, мы знаем ещё и тот факт, что и сама церковь не хотела мириться с таким положением вещей, поэтому при упоминании церкви в 20-х гг. перед глазами непременно будут вставать перед глазами картины сносимых храмов, расстреливаемых священников и прочих ужасов, творимых проклятыми большевиками. И, в общем-то, эти картины отчасти будут отражать действительное положение дел. Однако для более объективной оценки тех событий, следует присмотреться к истокам конфликта Церкви с властью, которые демонстрируют нам, что довольно весомая часть вины за те бедствия лежит и на самой Церкви.
С самого начала своего существования советская власть принимает меры по построению светского государства: 11 декабря 1917 года принимается постановлении «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению», 16 декабря 1917 г. - декрет «О расторжении брака», а 18 декабря – «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».
С самого начала своего существования советская власть принимает меры по построению светского государства: 11 декабря 1917 года принимается постановлении «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению», 16 декабря 1917 г. - декрет «О расторжении брака», а 18 декабря – «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Завершилось все это принятым 20 января 1918 года Декретом об отделении школы от церкви и церкви от государства. Вот некоторые его положения:
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали, какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Само собой, подобные попытки лишить Церковь источников ее дохода и рычагов давления на общества вызвали немедленную и крайне резкую ее, Церкви, реакцию. Уже 19 января 1918 года патриарх Тихон выступил с посланием верующим, в коем он окрестил большевиков «извергами рода человеческого», предал их анафеме и запретил верующим «вступать с ними в общение». В качестве примеров гонений на Православную церковь патриарх в первую очередь привел поистине страшный факт: «Благодатные таинства, освещающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными». Заодно Тихон был недоволен тем, что «школы, содержащиеся на средства церкви Православной», «обращаются ими в училища безверия или даже прямо в рассадник безнравственности». Ну и, конечно, экономическую сторону вопроса патриарх также обойти стороной не мог: «Имущества монастырей и церквей Православных отбираются под предлогом, что это - народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волею самого народа».
Церковь своими действиями провоцировала народные волнения, организовывала антисоветские выступления, поддерживала все белые движения и войска интервентов (в качестве искупления грехов за «предательство верных союзников», вестимо). Большевики в свою очередь занимались всем тем, что, благодаря либеральным крикам про Кровавый Режим последних десятилетий, прекрасно известно нашему народу: расстрелом священников, уничтожением церквей, грабежами и прочими бесовскими деяниями.
И до сих пор можно лишь догадываться, кто прав и кто виноват в таких взаимоотношениях церкви и коммунистов, сами большевики, которые пытались подчинить себе все сферы деятельности русского государства или церковь, которая всеми правдами и неправдами настраивала русский народ против правительства, пытаясь таким образом сохранить экономическую и политическую независимость ….
1917-1920 гг., сам характер войны, кто не с нами, тот против нас,- содержал мало условий для развития демократии. Напротив в соотношении демократия и диктатура перевес склонялся в сторону последней. Однако такое развитие событий закономерно. Отсутствие победоносной мировой революции не оставляло большевикам другого способа удержать власть, решать сложнейшие экономические проблемы, кроме максимального использования возможностей государства, его политической системы. Но строительство нового общества при опоре на государственное принуждение вело к неизбежному свёртыванию демократии, уничтожение многопартийного республиканского правления и укреплению монопольной власти одной партии (Российской Коммунистической Партии).
К историческим личностям этого периода можно отнести весь русский народ, однако есть те, кто вели народ, через испытания, и именно благодаря военноначальникам и полководцам из народа, цельность этого народа осталась непоколебима! Одним из таких народных полководцев был «батька» Нестор Махно.
Нестор Иванович Махно́ (укр. Нестор Иванович Махно, по некоторым утверждениям Михне́нко, 26 октября (7 ноября по новому стилю) 1888, село Гуляйполе, Александровский уезд, Екатеринославская губерния — 25 июля 1934, Париж, Франция) — анархо-коммунист, в 1918—1921 годах предводитель отрядов крестьян-повстанцев, действовавших на южном театре Гражданской войны. Известен как батько Махно (официально подписывал так некоторые приказы). Автор мемуаров «Воспоминания».[
Махно — красный командир
Нестор Махно, 1919
В обстановке наступления войск генерала А. И. Деникина на Украину в середине февраля 1919 года Махно заключил военное соглашение с командованием Красной Армии и 21 февраля 1919 года стал командиром 3-й бригады 1-й Заднепровской дивизии, сражавшейся против деникинских войск на линии Мариуполь — Волноваха.
За рейд на Мариуполь 27 марта 1919 года, замедливший наступление белых на Москву, комбриг Махно, по некоторым сведениям, был награждён орденом Красного Знамени за номером 4.*
Неоднократно выражал недовольство, по его мнению, слишком агрессивной политикой Советской власти в подконтрольных ей районах .
10 апреля 1919 года на 3-м районном съезде Советов Гуляйпольского района он был избран почётным председателем; в своей речи заявил, что Советская власть изменила «октябрьским принципам», а Коммунистическая партия узаконила власть и «оградила себя чрезвычайками». Вместе с Щусем, Коганом и Мавродой Махно подписал резолюцию съезда, в которой выражалось неодобрение решений 3-го Всеукраинского съезда Советов (6-10 марта 1919 года, Харьков) по земельному вопросу (о национализации земли), протест против ЧК и политики большевиков, требование удаления всех назначенных большевиками лиц с военных и гражданских постов (позже при встрече с Антоновым-Овсеенко, отказался от подписи); одновременно махновцы требовали «социализации» земли, фабрик и заводов; изменения продовольственной политики; свободы слова, печати и собраний всем левым партиям и группам; неприкосновенности личности; отказа от диктатуры коммунистической партии; свободы выборов в Советы трудящихся крестьян и рабочих.
С 15 апреля 1919 года руководил бригадой в составе 1-й Украинской советской армии. После начала мятежа командарма Красной Армии Н. А. Григорьева (7 мая) Махно занял выжидательную позицию, затем выступил на стороне Красной Армии. В мае 1919 г. на собрании командиров повстанческих отрядов в Мариуполе Махно поддержал инициативу создания отдельной армии повстанцев.
За рейд на Мариуполь 27 марта 1919 года, замедливший наступление белых на Москву, комбриг Махно, по некоторым сведениям, был награждён орденом Красного Знамени за номером 4.
Неоднократно выражал недовольство, по его мнению, слишком агрессивной политикой Советской власти в подконтрольных ей районах.
Однако не только военные, сильные и смелые личности помогли выстоять эту сложную войну нашим людям, но и творчество советских поэтов, писателей прозаиков, да и простых людей. Наиболее ярким из них я считаю В.В. Маяковского, который, уже в послевоенного время помог осознать людям, осознать ситуацию, в которой они находятся. Он первым раскрыл людям сущности и цели коммунизма, не через сухой язык формальности, а при помощи, очень ярких и выразительных и необычных, по своей структуре стихов, писем и поэм!
Владимир Владимирович Маяковский (7 (19) июля 1893, Багдада, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва) — российский и советский поэт-футурист, драматург, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
В 1915—1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). 1917 год — «Революция. Поэтохроника».
Маяковский снимался в фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции.
17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919—1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909—1919». В 1918—1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции духа. В 1920 году закончил писать поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой революции.
Годы гражданской войны Маяковский считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!» благополучного 1927 года ностальгические главы.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РАБОЧИМ.
Товарищи!
Двойной пожар войны и революции опустошил и наши души и наши города. Выжженными скелетами стоят дворцы вчерашней роскоши. Новых строителей ждут разгромленные города. Смерчем революции выкорчеваны из душ корявые корни рабства. Великого сева ждет народная душа.
К вам, принявшим наследие России, к вам, которые (верю!) завтра станут хозяевами всего мира, обращаюсь я с вопросом: какими фантастическими зданиями покроете вы место вчерашних пожарищ? Какие песни и музыки будут литься из ваших окон? Каким Библиям откроете ваши души?
С удивлением смотрю я, как с подмостков взятых театров звучат «Аиды» и «Травиаты» со всякими испанцами и графами, как в стихах, приемлемых вами, те же розы барских оранжерей и как разбегаются глаза ваши перед картинками, изображающими великолепие прошлого.
Или, когда улягутся вздыбленные революцией стихии, вы будете в праздники с цепочками на жилетах выходить на площадки перед вашими районными советами и чинно играть в крокет?
Знайте, нашим шеям, шеям Голиафов труда, нет подходящих номеров в гардеробе воротничков буржуазии.
Только взрыв Революции Духа очистит нас от ветоши старого искусства.
Да хранит вас разум от физического насилия над остатками художественной старины. Отдайте их в школы и университеты для изучения географии, быта и истории, но с негодованием оттолкните того, кто эти окаменелости будет подносить вам вместо хлеба живой красоты.
Революция содержания — социализм-анархизм — немыслима без революции формы — футуризма.
С жадностью рвите куски здорового молодого грубого искусства, даваемые нами.
Никому не дано знать, какими огромными солнцами будет освещена жизнь грядущего. Может быть, художники в стоцветные радуги превратят серую пыль городов, может быть, с кряжей гор неумолчно будет звучать громовая музыка превращенных во флейты вулканов, может быть, волны океанов заставим перебирать сети протянутых из Европы в Америку струн. Одно для нас ясно — первая страница новейшей истории искусств открыта нами.
«Лозунг наш - гражданская война. Мы не можем ее “сделать”, но мы ее проповедуем и в этом направлении работаем. ...возбуждение ненависти к своему правительству, призывы... к совместной их гражданской войне...»-
так говорил сам Ленин, призывая, казалось к борьбе за лучшее будущее, во имя этого он отверг все прошлое, весь тот опыт, что русский народ копил столетиями, во имя коммунизма, во имя лозунга: от каждого по способностям, каждому по потребности». Получилось у него или нет, судить не мне, но высказывая своё мнение, я говорю, что всё чего он хотел добиться, можно было добиться, не возбуждением ненависти к своему правительству, а более гуманными методами, в число в которых входят реформы сверху, мягкие. Если бы правительство прислушивалось к народу, давал ему глас, и право выбора, ничего бы и не произошло. А то, о чем говорит Ленин в своей речи, я считаю варварским! Политика должна быть для людей, а не против них. Проповедовать войну, заставлять людей убивать друг друга, во имя, как потом выясняется утопии, потому что коммунизм в чистом виде, нам взрастить не удалось, это по-зверски, но понять осознать это, тогда было крайне сложно.… Почему, я думаю из-за того, что именно в гражданской войне не учли прошлых ошибок в истории России.
Словарь
основных
понятий
и
терминов
.
Белый террор
— понятие, которое обозначает крайние формы репрессивной политики антибольшевистских сил во время Гражданской войны. Понятие включает в себя совокупность репрессивных законодательных актов, а также их практическую реализацию в виде радикальных мер, направленных против представителей советской власти, большевиков и сочувствующих им сил. К «белому террору» относятся и репрессивные действия вне рамок какого-либо законодательства со стороны разнообразных военных и политических структур антибольшевистских движений различного толка. Отдельно от этих мер белым движением применялась система превентивных мер террора, как акции устрашения по отношению к сопротивляющимся группам населения на контролируемых им территориях в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Красный террор
— массовые репрессии, проводившиеся большевиками в ходе Гражданской войны в России, как против аристократии, офицерства, буржуазии, священников, деятелей оппозиционных партий, лиц сочувствовавших и причастных Белому движению, так и против мирного населения, широких социальных групп (кулаки, казачество), а также в ответ на Белый террор.
Интервенция
- (лат .-вторжение) - вмешательство одного государства во внутренние дела другого. Современное международное право рассматривает интервенцию в качестве правонарушения. Интервенция может быть как военной, так и экономической, идеологической, осуществляться в других формах.
Национализм-
буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Национализм трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармония, целое с тождественными основными интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии.
Карточная система
- карточно-талонная система — распределение и продажа товаров по карточкам, талонам, применяемое в условиях острой дефицитности товаров и услуг.
РАПП
- Российская ассоциация пролетарских писателей, советская литературная организация. Оформилась в январе 1925 как основной отряд Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), которая существовала с 1924 и теоретическим органом которой был журнал "На посту". РАПП была наиболее массовой из литературных организаций 2-й половины 20-х гг., включавшей рабкоров и литкружковцев. Активную роль в руководстве и формировании идейно-эстетических позиций РАПП играли Д. А. Фурманов, Ю. Н. Лебединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критики Л. Л. Авербах, В. В. Ермилов, А. П. Селивановский и др.
«Окна сатиры РОСТА»
— серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета.
Пролеткульт
-
литературно-художественная и культурно-просветительная организация ,возникшая накануне Великой Октябрьской социалистической революции и развернувшая активную деятельность в 1917—20. Провозглашала задачу формирования пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата, объединяла трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре.
ВЦИК
- Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (ВЦИК), высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917—1937. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами.
Наркомпрос
- Народный комиссариат просвещения — государственный орган СССР, контролировавший в 20-30-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др. В настоящее время государственное регулирование в данных областях осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.
РКП(
б
)-
Российская коммунистическая партия (большевиков).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |