Образование и воспитание в Древнем Египте. Дома жизни.
Образование и воспитание детей в Древнем Египте формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Описать подробно, как проходил процесс обучения в древности не представляется возможным из-за скупости сведений, которые мы имеем о древнеегипетских цивилизациях.
Простой люд грамоте, как правило, не обучался, да и ни к чему ему она была. Дети ремесленников, хлебопашцев, слуг обучались ремеслу у своих родителей и наставников в мастерских.
Но к обучению людей, которым предстояло заниматься управлением государства, заниматься архитектурой, строительством, врачеванием в Древнем Египте относились весьма серьезно. В конце второго тысячелетия до н. э. Египет стал бюрократическим государством, в котором все и вся подвергалось учету. Армия чиновников считала полученный урожай в хозяйствах, перераспределяла его, создавала законы и доводила до сведения людей приказы фараона, вела судебные тяжбы и оформляла брачные контракты.
Дети в египетской семье были в радость, особенно мальчики, которым предстояло стать наследниками. Наследники наследовали как имущество, так и должности своих родителей. Сохранились сведения, что будущий фараон Парамсес (Рамсес 1) за свою жизнь удостоился множества титулов: гражданских, жреческих, военных. В зрелом возрасте, когда он был возвышен фараоном и стал правителем всех рабов, большинство своих прежних титулов он передал своему сыну Сети.
Фараоны раздавали должности и титулы своим приближенным за заслуги перед государством. Эти должности и титулы были гарантированы государством им на всю жизнь, и не только, - они оставались в семье навсегда, то есть переходили по наследству. Если ты хочешь завещать свое место сыну, то должен уведомить об этом государственные органы. В то же время государство карало тех, кто вел себя недостойно. На одной гробнице существует надпись, что за недостойное поведение человек будет наказан. Надпись гласит: “Тебя не будет. Твой сын не будет на месте твоем” Существовали законы, по которым строптивый чиновник лишался должности, при этом одновременно его дети лишались всех привилегий и становились слугами.
Вот собственно те побудительные мотивы, в практическом плане, которыми руководствовалась основная часть населения Египта в древние времена. Кроме этого в своей жизнедеятельности египтяне руководствовались и установленными моральными принципами общежития. Существовали нравоучительные тексты, которые должен был знать каждый египтянин. Отступить от установленных моральных норм - это значит обеспечить себе жалкое существование в загробном мире. Все египтяне были верующими людьми и верили в загробную жизнь, которая для достойных людей будет достойной. Достойными людьми считались в Египте люди, строго выполняющие все божественные предписания наместника бога на земле – фараона. Вокруг фараона – его личности кипела жизнь в Древнем Египте. Проживая свою земную жизнь, фараон готовился к другой своей главной жизни – жизни, после смерти. О достойной загробной жизни вместе с фараоном мечтали все его подчиненные и, по мере возможности, для перехода в иной мир старались подготовить себе усыпальницы. Для создания усыпальниц для фараона и вельмож с их сложными мифологическими композициями, а также дворцовых комплексов, необходимы были обширные знания.
Судьба чиновника всецело была в руках непосредственного начальника, и, одновременно, судьба всех была в руках фараона. Не выполнивший свою задачу чиновник мог в одночасье лишиться всего, поэтому он был заинтересован, чтобы его подчиненные рьяно и квалифицированно выполняли свою работу, так как его жизнь всецело зависела от хорошей работы его подчиненных. Поэтому он принимал на должности детей своих подчиненных после того, как убеждался, что те обладают необходимыми знаниями. Существовала минимальная ступень для ответственного работника, с которой он начинал свою карьеру. Это был гарант государства, что дети чиновников будут иметь кусок хлеба. Далее продвижение молодого чиновника по служебной лестнице зависело от знаний и способностей.
Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет.
С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок. Мальчику перед школой давали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Но девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет.
Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Заглавие и начальные строчки текста писали красными чернилами, остальной текс - черными. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.
При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов.
На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам.
Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном далее.
Чиновник должен был знать все, что ему может пригодиться в работе.
Например, он должен знать:
Эти сведения чиновнику были необходимы, чтобы сделать карьеру при дворце, и, в случае необходимости, выполнять ту или иную работу в зависимости от нужд государства.
Чиновники и жрецы были самыми образованным людьми в Древнем Египте. Чиновниками считались архитекторы, инженеры, художники, организаторы производства и даже военных специалистов.
Но все же мудрецами – учеными следует называть жрецов, которые занимались не только организацией религиозных обрядов, но и науками: астрономией, магией, философией.
Как и сыновья чиновников, они, как правило, становились жрецами по наследству. Школьников, которых готовили стать жрецами, учили, как и всех детей, читать, писать, считать. Но, после того как они освоят азы обучения, им все свое внимание переходилось переключать на изучение религиозных догм и религиозных обрядов.
Ученики сдавали экзамены. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо, умащали тело благовоньями и одевали в жреческое одеяние.
Наиболее одаренные молодые люди, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам в университетах древности “Домах жизни”.
“Дома Жизни” располагались рядом с храмами. Там, кроме обычных помещений, где располагалась школа, были помещения, где жрецы хранили египетские ценности - религиозные и научные книги. Это были древние библиотеки, которые обслуживали жрецы- библиотекари. При библиотеках были залы для знакомства с книгами и рабочие места писцов, которые переписывали книги.
При Рамсесах "Дома Жизни" стали не только библиотеками и научными центрами, но и также политическими центрами, в которых обсуждались важные государственные дела. Позже в Домах Жизни стали ставить первые театральные постановки, театрализованные мистерии.
Древний Китай
Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Несмотря на принятые в других странах более свободные стили воспитания, воспитание детей в Древнем Китае всегда было очень ранним. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.
В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это были несколько простых игр, в которых могли участвовать несколько детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям исполнялось семь лет, все игры сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах.
Крупные кланы и влиятельные семьи имели храмы предков, находившиеся в поместьях родных провинций. Храм предков помимо поклонения также предназначался для обучения детей, то есть его использовали как школу. Причем обучаться могли все члены клана из различных семей, в независимости от их нынешнего статуса или материального положения. В Древнем Китае образование было подчинено государственным целям, все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.
В культуре Древнего Китая семейное воспитание дополнялось образованием. При обучении первоочередное значение исходно придавалось изучению истории, так как именно на материале конкретных исторических прецедентов и их последствий легче всего научить человека распознавать добро и зло, привить ему стремление к добродетелям и внушить ему страх перед пороками. Кроме истории в школах Древнего Китая детей обучали основным понятиям и представлениям о мироздании. Изучали три начала: небо, землю, человека; четыре времени года и четыре части света. Давалось представление о теории пяти элементов и пяти добродетелях. Изучали основы музыки и ритуалов, норм социального поведения.
Воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек. Мужскую половину учили вежливости и знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания. Девочкам в Древнем Китае было достаточно научиться быть скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.
Наибольшее влияние на развитие педагогики и воспитания, а так же в культуру Древнего Китая оказали идеи Конфуция и его последователей. Конфуций отмечал, что возможности человека от природы неодинаковы. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правдивостью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. В конфуцианстве всегда исключительное значение придавалось семье и нормам семейного общежития. По образу семьи в древнем Китае должны были строиться и взаимоотношения людей по социальной вертикали. В данном случае император Поднебесной является отцом, а подданные и народ — его дети.
К примеру, Чжугэ Лян (181-234 г.н.э.) был известным политиком и военным стратегом Древнего Китая. В 54 года он написал популярную книгу под названием «Рекомендации для моих детей». Чжугэ Лян посвятил ее своему восьмилетнему сыну Чжугэ Чаню. В этой книге он подытожил свой жизненный опыт, а также описал ответственность, возложенную на детей. В этой книге он просит своих детей быть миролюбивыми, постоянно совершенствовать себя и смотреть внутрь себя. Он сказал, что для того, чтобы стать благородным и достичь нравственного благочестия, человек должен вести скромный образ жизни. Чтобы достичь истинной мудрости, человеку необходимо быть спокойным и усердным. Чтобы достичь успеха в самосовершенствовании, человек должен быть непреклонным.
Таким образом, особенностью воспитания детей в Древнем Китае являлась многосторонность образования с упором на развитие и совершенствование нравственных качеств. Помимо общих представлений о мире и истории, обучение в Древнем Китае предусматривало воспитание эрудированного, вежливого, обладающего внутренним самоконтролем человека. Большое значение уделялось способности заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших поколений к старшим. Благодаря этому в древние времена достигалось приобретение большого терпения, сдержанности и самообладания, которое было свойственно всему китайскому народу.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |