I. ВВЕДЕНИЕСостояние дореформенной армии определялось социально-экономическойобстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIXвв. Первая половина XIXстолетия характеризовалась кризисом феодально-крепостническойсистемы и формированием новых капиталистических отношений.Отсталость дореформенной экономики определяли состояниерусской армии и военной промышленности в середине XIX в. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни укого сомнений в необходимости преобразований в военной области.
В 1956 г. Александр II назначаетвоенным министром генерала Н. О. Сухозанета и поручает ему проведение реформ, генералне имел никакого плана проведения военной реформы, все его действия сводились курезанию военного бюджета и сокращению армии. Царь изложил ему собственные идеи,но большинство их касалось изменения военной формы одежды. Более никаких серьезныхшагов в области военных реформ не предпринималось вплоть до назначения военным
министромв ноябре1861 г. Дмитрия Алексеевича Милютина. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Подробно разработанный план военной реформы Милютин представилцарю уже 15.01.1862 г спустя два месяца после своего назначения. Перед военнымминистром стояли две взаимоисключающие, казалось задачи сократить военные расходыи в то же время усилить боевую мощь армии.Он полагал, что сможет достичь этих целей путем преобразованиявоенной
администрации и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управлениябыл дорогостоящим и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службы приводила к тому, что армия имела незначительныепризывные резервы, и приходилось поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращениемсрока службы можно было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирноевремя содержать меньшую армию.Кроме этого, он предложил ряд других насущно необходимыхпреобразований.
Армия нуждалась в улучшении подготовки офицеров в то время толькочетверть офицеров имели военное образование , а также порядка назначения на командныедолжности. Одним из вопросов доклада была реорганизация системы военного образования.Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии.Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизациивоенного управления и созданию местных
органов управления - военных округов.В заключении доклада ставился вопрос о задачах инженерноговедомства - укреплению государственных границ и сооружению казарменных помещений.1.Реформы в области организации, комплектовании армии иуправлении войсками. Осуществление основной цели Милютина - создание небольшойкадровой армии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет призываобученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военной реформы.
Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мерпо к сокращению численного состава армии, главным образом за счет сокращенияее не боевой части - этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи 83 тыс. чел. .В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотренымеры преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы военнойорганизации по следующим направлениям n Превратить резервныевойска боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободивих
от обязанности обучать в военное время рекрут.n Подготовку рекрутвозложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.n Всех заштатных нижнихчинов резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призыватьв военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать изних новых частей.n Сформировать для мирноговремени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировавбатальоны внутренней службы.В отношении организации пехотных и кавалерийских частейуказывалось
на целесообразность включать в состав батальона 4 роты а не 5 , ав состав полка 4 батальона а для внутренних губерний - 2 батальона , причем вцелях избежания формирования новых частей в случае войны, содержать их в уменьшенномсоставе. Предполагалось установить для пехоты 3 штатных состава кадровый, по штатаммирного времени и по штатам военного времени кадровый составлял половину военного .Артиллерийские части должны были быть организованы по следующемупринципу при каждой пехотной дивизии
иметь одну артиллерийскую бригаду из 4 батарей, для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду из 2 батарей .Однако быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишьс 1864 г после подавления основных очагов восстания в Польше, была начата планомернаяреорганизация армии и сокращение численного состава войск. Были установленыследующие штатные составы полков военноговремени по 900 ряд. в батальоне , усиленный мирный по 680 ряд. в батальоне , обыкновенный мирный по 500 ряд. в батальоне и кадровый
мирный по 320 ряд.в батальоне . Вся пехота составила 47 пехотных дивизий 40 армейских, 4 гренадерскихи 3 гвардейских . Дивизия состояла из 4 полков, полк из 3 батальонов, батальониз 4 линейных и 1 стрелковой рот.Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из47 артиллерийских бригад по числу дивизий , каждая из 3-х батарей по 8 4 орудий.Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7 конно-артиллерийскихбригад по 2 батареи.
Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона 4 кирасирских,20 драгунских, 16 уланских и 16 гусарских , составлявших 10 кавалерийских дивизий.Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и6 понтонных полубатальонов.К действующим войскам относились крепостные полки и батальоны,а также 54 крепостных артиллерийских роты.К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные выполняющие теперь роль функции запасных
войск , так и войска внутренней службы губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные команды .К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты.При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилосьс 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. в основном за счет сокращения не боевого элемента .А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел.
При этом спереходом на штаты военного новых частей и соединений теперь не формировалось, ачасти разворачивались за счет резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованыдо штатов военного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось6 месяцев.Однако новая система организации войск содержала и ряднедостатков n Организация пехотысохранила деление на линейные и стрелковые роты при одинаковом вооружении смыслав
этом не было .n Артиллерийские бригадыне были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.n Из 3-х бригад кавалерийскихдивизий гусарской, уланской и драгунской , только драгунские были вооружены карабинами,а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейскихбыла вооружена пистолетами.Основным преобразованием в области реорганизации военногоуправления явилась военно-окружная система.
Создание стройной системы местного управления войск являлосьважнейшей задачей, стоящей перед Военным министерством, без выполнения которой былиневозможны дальнейшие преобразования в армии. Необходимость данных преобразованийобуславливалась тем, что штабы армий выполняли как командные, так и административно-снабженческиефункции по отношению подчиненных частей, аналогичные задачи возлагались и на корпусныештабы. Практически штабы не могли эффективно исполнять ни тех, ни других функций,особенно
если подчиненные им части были рассредоточены по разным губерниям.В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием Главныеоснования предполагаемого устройства военного управления по округам . В основе этогодокумента лежали следующие положения n Уничтожить делениев мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.n
Разделить территориювсего государства на несколько военных округов.n Во главе округа поставитьначальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командованиеместными войсками, а также поручить ему заведывание всеми местными военными учереждениями.Таким образом Милютин предложил создать территориальную,окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагалисьна штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках
дивизионныхкомандиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устранялся существенныйнедостаток - крайняя централизация управления в министерстве.В соответствии с этим указывалось на необходимость создания15 военных округов Финляндского, С - Петербургского, Балтийского Рига , Северо-Западного Вильно , Царства Польского, Юго-Западного Киев , Южного Одесса , Московского,
Харьковского, Верхневолжского Казань , Нижневолжского Саратов , Кавказского Тифлис ,Оренбургского, Западно-Сибирского Омск , Восточно-Сибирского Иркутск .Структура главного окружного управления должна была включатьв себя Общее командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийское управление,Инженерное управление и
Врачебно-госпитальное управление.Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский,Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г Одесский.В августе 1864 г. было утверждено Положение о военныхокругах , на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенныев округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличнымначальником, а не инспектором, как это планировалось раньше
при этом все артиллерийскиечасти в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа . В пограничныхокругах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лицесосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управленияосталась без изменений.В 1864 г. было создано еще 6 военных округов Петербургский,Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский.
В последующие годы былиобразованы Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирскийвоенные округа.В результате организации военных округов создалась относительностройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военногоминистерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения.Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае войны, при
их наличиистало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания.Наряду с реформой местного военного управления на протяжении60-х годов происходила и реорганизация Военного министерства, которая назрелатак как в Военном министерстве отсутствовало единство управления и одновременнос этим господствовала доведенная до абсурда централизация. На протяжении пяти лет- с 1862 по 1867 год происходила реорганизация
Военного министерства.Уже в 1862 г. были созданы два главных управления артиллерийскоеи инженерное. Эти главные управления по прежнему возглавлялись лицами императорской фамилии. В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генеральногоштаба. Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской академией генеральногоштаба, с наименованием его главным управлением генерального штаба.В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г.главное
управление генерального штаба и инспекторский департамент были объединеныв одно управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести отделений, азиатскойи судовой части, при Главном штабе находился военно-топографический отдел и Главномуштабу была непосредственно подчинена Николаевская академия генерального штаба.В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено,и с 1 января 1869 г. было введено
Положение о Военном министерстве, согласно которогооно состояло из императорской Главной квартиры, военного совета, главного военногосуда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных управлений интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений,военно-судовое, иррегулярных войск , а также управления генерал - инспектора кавалериии инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых.
Права военного министра были значительно расширены. Онявлялся главным начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однакопо ряду вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично,а лишь как его председатель.Военный совет также претерпел изменения. Как состав, таки его функции были расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов,военному совету подведомственно также и инспектирование
войск. При нем состоял рядкомитетов военно-кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный,военно-госпитальный и военно-тюремный.Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственноартиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет, которыйведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практики артиллерии и ручногооружия, новых изобретений в этой области и распространением научных знаний средиофицеров артиллерии. Начальник главного артиллерийского комитета подчинялся генерал-
фельдцехмейстеру великому князю Михаилу Николаевичу .По новому штату состав Военного министерства был уменьшенна 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Как положительноеможно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нитивоенного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т.к. начальникивоенных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховноекомандование
вооруженными силами.Вместе с этим организация центрального военного управлениясодержала в себе и ряд других слабых сторон n Структура Главногоштаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилосьнемного места.n Подчинение главноговоенного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органовпредставителю исполнительной власти.n Подчинение лечебныхзаведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск,
отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебнаяреформа. Основной причиной е внедрения было стремление приспособить военныесуды к разбору дел, связанных с революционным движением в армии.15 мае 1867 г. был принят проект военно-судебного устава,на основании которого устанавливались три рода военно-судебных инстанций полковыесуды, военно-окружные суды и главный военный суд.
Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из3-х человек председателя - штаб-офицера и 2-х членов - обер-офицеров. Состав суданазначался командиром полка и рассматривал дела, аналогичные мировому суду о нижнихчинах . Дела слушались по приказу командира полка и приговор утверждался командиромполка. Процесс судопроизводства в полковых судах исключал состязательность.Военно-окружные суды создавались при военных округах.
Емубыли подведомственны все дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновниках военноговедомства. Отдача под суд решалась командиром части. Процесс судопроизводства предполагалсостязательность.Главный военный суд создавался при Военном министерстве,в качестве верховного кассационного суда . Председатель и члены суда назначалисьиз генералов непосредственно царем. Функции главного военного суда заключались вследующем обсуждение дел в связи с кассационными жалобами
и протестами, рассмотрениедел о о пересмотре приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, решения о передачесуду лиц в генеральском звании, обсуждение законодательных вопросов, наложение дисциплинарныхвзысканий на лиц военно-судебного ведомства.5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, вкотором предусматривалось 2 вида наказаний - уголовные и исправительные. К уголовнымотносились смертная казнь, ссылки на каторжные работы, поселение с лишениемвсех прав и заключение в крепости.
Исправительные наказания определялисьв зависимости от сословной принадлежности для офицеров ссылка в Сибирь с увольнениеми лишением прав, временное заключение в крепости с увольнением, временное заключениев тюрьме с увольнением, содержание на гауптвахте, денежные взыскания , для нижнихчинов временное направление в военно-исправительные роты, заключение в военнойтюрьме, денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу с переводом вразряд штрафных . Наиболее тяжко каралось неповиновение в мирное время от4 до 12
лет, в военное - расстрел , нарушения обязанностей в карауле офицерам- разжалование с заключением в крепости, рядовым - военная тюрьма, а в военное- расстрел , преступления по должности ссылка и особенно строго наказывались нарушениеобязанностей во время военных действий.Новая организация военных судов предусматривала состязательностьпроцессов, гласность, однако суды сохранили зависимость от командования особеннополковые , что лишало их самостоятельности.
Одновременно с проведением военной реформы, в 1868 г. былоразработано Положение о полевом управлении войск в военное время, согласнокоторому при ведении боевых действий, войска на ТВД образуют одну или несколькоармий, во главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и подчиняющийся царю.Военные округа на ТВД подчиняются главнокомандующего и снабжают армию. На основании Положения была значительно упрощена структураполевого управления армии, уточнены взаимоотношения
главнокомандующего и военногоминистра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков Возможное наличиенескольких главнокомандующих с одинаковыми правами Не предусматривалось созданиеотдела военных сообщений.Вопрос организации полкового хозяйства в течениидлительного времени являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первыеполковые хозяйства стали внедряться с 1863 г.
С 1867 г. полковые командиры былилишены права пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим командирамполков было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в год, а командирамотдельных батальонов на 360 руб. Кроме того начальники дивизий могли выдавать полковымкомандирам ежегодно, в виде пособия, определенную часть экономии, полученной отведения полкового хозяйства.ВЫВОДЫ n На протяжении первых8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных
реформв области организации армии и управления войсками.n В области организацииармии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск,не прибегая к новым формированиям.n Уничтожение армейскихкорпусов и сохраненное деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные ротыимело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск.n Реорганизация Военногоминистерства обеспечила относительное единство военного управления.n
В результате проведениявоенно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняяцентрализация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.2. Перевооружение армии.Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлосьперевооружение армии. Развитие военной техники, обусловившее переход от гладкоствольногок нарезному вооружению, влекло за собой изменение всей боевой подготовки, требовалоиных тактических принципов.
В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка.В 1862 г. ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускаласьв Германии и Бельгии.К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейнымивинтовками. Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейногопроизводства. В 1855 г. Обухов разработал проект производства орудий из литой стали,и лишь в 1857 г. в
Златоусте началось строительство сталепушечного завода. В конце1860 г. в Петербурге были произведены испытания 12-фунтовой пушки Обухова. Пушкавыдержала 4000 выстрелов, а анализ стали показал, что она содержит в своем составе99,81 железа, в то время, как сталь Круппа - 98,54 при цене в 3 раза меньшей,чем Германская. В 1862 г. пушка Обухова заняла первое место на всемирной выставкев
Лондоне. Таким образом к началу 60-х годов в России были созданы все условия дляразвития отечественного сталепушечного производства. В 1863 г. началось строительствосталепушечных заводов в С-Петербурге и Перми, начали отливать орудия в Петрозаводскеи Александровском заводе.Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начатов 1860 г. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушкикалибром 3,42 дюйма, превосходящие
ранее выпускаемые, как по дальности стрельбы,так и по точности.В первой половине 60-х годов большое внимание уделялосьвопросу изготовления орудий, заряжающихся с казенной части. В 1863 г. в Германиибыло закуплено 100 полевых пушек, заряжающихся с казенной части. В течении рядалет группа ученых артиллеристов - Маиевский,Гадолин профессоры МАА разрабатывала улучшенные системы орудий, пытаясь устранитьнедостатки, присущие
немецким орудиям.В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии,по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиесяс казенной части орудия. 1 3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками,а все остальные батареи пешей и конная артиллерия - 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200орудий. В связи с тем, что заводы не могли в короткие сроки перейти к массовомувыпуску стальных стволов, было
принято решение добиться выпуска бронзовых орудий,заряжающихся с казенной части. Во второй половине 60-х начале 70-х годов под руководствомА.С.Лаврова проводились дальнейшие опыты по улучшению артиллерийской бронзы. К1870 г. перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 г.в запасе имелось 448 орудий.В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были принятыскорострельные 10-ствольные картечницы
Гатлинга и 6-стволльные Барановского со скорострельностью200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на вооружение 2,5 дюймовая скорострельнаяпушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельныхорудий. За границей такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов.Опыт франко-прусской войны 1870-1871 гг. привел к необходимостиувеличения количества батарей полевой
артиллерии. В 1873 г. было принято решениеусилить состав артиллерийских бригад до 6 батарей две вновь формируемых батареивооружались 9-фунтовыми орудиями . В 1870 г. профессором Маиевским была спроектирована4-фунтовая утяжеленная пушка с начальной скоростью 1700 футов в сек. против1000 у обычной . Но на вооружение она принята не была, в связи с отсутствием финансирования.По ее образцу на заводах Круппа для германской армии выпускалось аналогичное орудие.
Таким образом, на протяжении 12 лет с 1862 по 1874 гг. количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в запасе находилось 851 орудие, был осуществленпереход от деревянных лафетов к железным.Большое значение в совершенствовании тяжелой крепостнойи осадной артиллерии имело изобретение в начале 70-х годов полковником Семеновымжелезных поворотных и башенных лафетов. Несмотря на ряд мер, предпринятых Военнымправительством, дело перевооружения крепостной артиллерии
производились крайне медленно.На 1.01.1875 г. количество крепостных орудий составляло лишь 72 к штату Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано с развитием тесныхотношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морским министерством. В1859 г. морское ведомство заключило контракт на изготовление двух двигателей мощностьюпо 800 л.с. для фрегатов Дмитрий Донской и Александр Невский .Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства
счастной промышленностью, в 1860-е годы переросло в тесный союз, т.к. в этот периодморское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морской технике- строительстве броненосцев. В октябре 1861 г. была спущена на воду 270-тонную канонерку Опыт , с 4,5-дюймовой носовой броней, которая была выплавлена в Англии. Первый3277-тонный броненосец Первенец был построен в
Лондоне, где группа русских морскихинженеров, посланная для надзором за постройкой, одновременно и вела разведку сцелью ознакомления с новейшей технологией постройки броненосцев. В 1862-63 гг. былзаключен контракт с английским кораблестроителем Митчелом на постройку двух броненосцев Не тронь меня и Кремль уже в России. За три года Морское министерство смоглоперейти от закупок броненосцев за рубежом
к постройке их в России. В 1864 г. Морскоеминистерство приняло программу на строительство 8 броненосных кораблей с завершениемв 1869 г. В 1870-е годы был построен броненосный корабль Петр Великий общей стоимостью5,5 млн. руб после чего , вследствие скудности флотских ресурсов и финансовогокризиса в государстве, броненосцы сооружались лишь в малом количестве.В начале 60-х годов в армиях Европы возник вопрос о переходек нарезному стрелковому оружию, заряжающемуся
с казенной части. Таким образомперед Военное министерство, едва закончив к середине 60-х годов перевооружение армиинарезным оружием заряжающимся с дула, вынуждено было снова изыскивать новые системыстрелкового вооружения. Первоначально было принято решение на переделку стоящихна вооружении 6-линейных винтовок. В 1866 г. этот образец, со скорострельностью5-6 выстрелов в мин. принимается на вооружение, как временный.Наряду с изготовлением новых и переделкой старых 6-линейныхружей, в конце 1868 г. на вооружение принимается
малокалиберная винтовка системыБердана, усовершенствованная полковником Горловым и капитаном Гуниусом, калибром4,2 линии. К 1874 г. оружейные заводы окончательно освоили производство малокалиберныхружей, однако к началу русско-турецкой войны лишь третья часть пехоты была перевооруженана малокалиберные винтовки.В Ы В О Д Ы n Преобразования в областиперевооружения ставили своей задачей обеспечить армию современным оружием и былирассчитаны на создание отечественной военной промышленности.n
Изобретения и открытиярусских ученых и инженеров Обухова, Гадолина, Маиевского, Чернова, Лаврова, Горловаи др. В значительной степени способствовали реализации программы перевооружения.n Однако, экономическаяотсталость страны, являлась непреодолимым препятствием в деле перевооружения. Этитрудности усугублялись преклонением Александра
II и придворныхперед иностранным, в ущерб развития собственной промышленности.n В силу этих обстоятельств,к середине 70-х гг. перевооружение армии далеко не было закончено. Многосистемностьвооружения, отсутствие должного количества тяжелой и осадной артиллерии, а такжедальнобойных орудий полевой артиллерии, представляли серьезный недостаток, обнаружившийсяво время войны 1877-1878 гг.3. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК.Неудачи в
Крымской войне вызвали серьезную критику существующейсистемы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат готовитьих к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно было учить ихграмоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно.Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частяхвойск боевая подготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированыучебные батальоны для подготовки учителей искусной стрельбы , вошло
в практикуприкомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты, для обученияих стрельбе из орудий. Обращена было внимание на физическую подготовку солдат, вэтих целях в Петербурге и Москве в 1858 г. создаются учебные фехтовально-гимнастическиешколы для подготовки инструкторов гимнастики и фехтования.Были приняты меры для распространения грамотности в войсках.В 1858 г. помимо войск гвардии, обучение письму, чтению и арифметике осуществлялосьв гренадерском,
4,5 и 6 АК.В 1863 г. издается специальный приказ военного министраоб обучении рекрут, в котором указывалось на необходимость обучения рекрут строгопрактическим целям - обучению тому, что необходимо на войне, с главным упором наосмысленном усвоением солдатами приобретаемых ими знаний.Большое развитие получает новая отрасль военного образования- обучение саперному делу. С этой целью к саперным бригадам прикомандировывалисьна месячный срок команды для обучению саперному
делу инструкторов. На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новыеуставы. Основные положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрытыв учебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены триусловия обучения 1.Учить войска в мирноевремя только тому, что необходимо на войне. 2. Учить солдат боевому делу необходимов той последовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предметаобучения.
3. Учить преимущественно примером. Придавалось большое значение одиночнойподготовке солдата. Устанавливалось 2 вида боевого построения войск рассыпной при применении огнестрельного оружия и сомкнутый при применении холодного оружия . Устав строевой пехотной службы был разработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялсяновыми тактическими принципами ведения боя развитии огня пехоты в сочетании с действиемхолодным оружием, совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построениярот
и батальонов. Строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах по-прежнему большоевнимание уделялось плац - парадным приемам. Тактической единицей являлось орудие.Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчиксамостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии,явно не соответствовал новым видам вооружений. Однако более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристовпрепятствовали
непрерывные изменения в материальной части артиллерии, отсутствиедолжного количества боеприпасов и отсутствие разработанной теории стрельбы из нарезныхорудий. Лишь в 1874 г. был принят способ пристрелки путем захвата цели в вилку .Причиной невысокого уровня огневой подготовки являлся так же недостаток строевыхофицеров - артиллеристов так в Виленском военном округе некомплект офицеров - артиллеристовсоставлял 72 . Несмотря на все эти недостатки, общая тактическая подготовка артиллериизначительно повысилась.
Наиболее серьезным недостатком являлось отсутствие должноговзаимодействия с пехотой.Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. По которому состав полка определялся4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на 4 взвода, по 16 рядов в каждом.Главное внимание в уставе отводилось одиночному обучению всадников, был значительнорасширен раздел
Об атаке . Как недостаток можно отметить то, что значение оружейногоогня для кавалерии по-прежнему отрицалось. Новый устав был направлен на обучениекавалерийских частей тому, что необходимо на войне, однако плац - парадные традиции,действовавшие в кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлись серьезным тормозом внедренияновой системы обучения, что обуславливало слабую подготовленность отдельных частейкавалерии к действиям в боевых условиях.Распространение грамотности являлось вспомогательной отраслью военного образования .
Приток в армию новых командных кадров, окончивших военные и юнкерские училища, иподготовка значительного количества грамотных унтер-офицеров, способных обучать солдат чтению и письму - обусловилов конце 60-х, первой половине 70-х годовопределенные успехи в распространении грамотности в войсках. Во всех полках, бригадахи батальонах в начале 70-х г. создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открытысолдатские чайные.Успех обучения войск зависел в первую очередь от качестваподготовки офицерского
и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебныекоманды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров впехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В команды выделялись по 4-5 чел. откаждой роты и эскадрона ежегодно.В 1874 г. было принято решение о создании учебных командв артиллерийских и инженерных частях. Учебные команды в артиллерии создавались2-х типов при батареях, парках и крепостных ротах - для подготовки
бомбардиров,наводчиков и лаборатористов - со сроком подготовки 1 год в программу подготовкивключались строевое образование, знание караульной службы, гимнастика, грамота,арифметика и артиллерия . В учебных командах этого типа обучались 10 состава батарей.И второго типа - при артиллерийских бригадах и крепостях для подготовки фейерверкеровсо сроком обучения 2 года в программу подготовки включались русский язык, арифметика,геометрия, артиллерия, фортификация,
коневодство . В эти команды включались 50 успешно окончивших батарейные команды.Для сокращения некомплекта унтер-офицеров в 1871 г. былопринято положение о приеме на сверхсрочную службу чинов унтер-офицерских званий.В 1874 г. им было увеличено денежное содержание фельдфебелям и ст. вахмистрам- 84 р унтер-офицерам - 60 р.В качественном отношении состав офицерского корпуса, всередине 60-х годов был чрезвычайно низок. Большинство офицеров не имело никакоговоенного образования около 70 .
В 1872 г. Военным министерством был принят рядмер к улучшению материального положения офицеров значительное увеличение жалования,установление квартирных окладов, выдача жалования ежемесячно, а не 3 раза в год .Вместе с этим вводятся офицерские собрания и устраиваются библиотеки. Эти меры,в сочетании с регулярными занятиями с офицерами, введенными в 1873 г. способствовалиуменьшению некомплекта и повышению образованности офицеров.В Ы
В О Д Ы n Серьезным препятствиемв деле боевой подготовки являлось недостаточное финансирование Военного министерства.n Второй причиной, значительновлияющей на боевую подготовку являлось отсутствие казарм в них было размещено чутьбольше четверти солдат, а остальные расквартировывались среди населения и собиралисьв свои части только во время летних лагерей n Реформы в областиобучения войск являлись следствием развития новых тактических принципов, внедренияновых
образцов вооружения и были направлены на обучение войск тому, что необходимона войне.РЕФОРМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. В 1862 г. существовало четыре военных академии - НиколаевскаяГенерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая.Серьезные изменения в программе АГШ произошли в 1865 г.На первое место были вынесены вопросы подготовки высокообразованных офицеров
Генеральногоштаба, хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации. Число принимаемыхслушателей было ограничено 50 офицерами в год. Приему подлежали офицеры, прослужившиев войсках не менее 4-х лет, причем не менее 2-х из них на строевых должностях Продолжительность обучения составляла 2,5 года.В 1863 г. Артиллерийская и Инженерная академии были переподчиненысоответственно артиллерийскому и инженерному
ведомствам. Комплектование Артиллерийскойакадемии существенно изменилось. Если ранее в академию принимались выпускникиартиллерийских училищ, то теперь лишь офицеры, прослужившие в войсках на строевыхдолжностях не менее 2-х лет. В 1862 г. было произведено разделение академии на2 факультета строевой с продолжительностью обучения 2 года и технический с продолжительностьюобучения 3 года. В 1865 г в связи с преобразованием Михайловского артиллерийскогоучилища, разделение на факультеты
было упразднено. Контингент слушателей не превышал60 чел. которые предназначались преимущественно к занятию мест в артиллерийских учебных заведениях, в главном и окружныхартиллерийских управлениях . В 60-70-х гг. качество преподавания в академии значительноповысилось. Ее профессора Маиевский, Гадолин, Чебышев и др. превратили академиюв подлинный центр русской военно-технической мысли.В 1867 г. была создана еще одна академия -
Военно-юридическая.В 1863 г. были упразднены кадетские корпуса а на их местебыло открыто 3 военных училища - Константиновское, Павловское и Александровское.Продолжительность обучения в них составляла 2 года, а количество юнкеров в каждомсоставляло 300 чел. Оканчивающие училища по 1 разряду получали чин подпоручика,а по 2-му - прапорщика. В строевом отношении каждое училище составляла батальон,подразделяющийся на роты.
В 1864 г. Николаевское училище гвардейских юнкеров былопреобразовано в Николаевское кавалерийское училище с контингентом юнкеров в 240чел. Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища также подверглисьсерьезной реорганизации. С 1865 г. Михайловское артиллерийское училище было переведенона 3-х годичный срок обучения. Контингент юнкеров составлял 160 чел.Помимо перечисленных училищ военные кадры готовились вВоенно-топографическом
училище, созданном в 1860 г. и в специальных школах военно-фельдшерскихи артиллерийских.В общем, подготовка офицеров в военных училищах значительноповысилась, по сравнению с дореформенными кадетскими корпусами, однако полностьювопрос подготовки и укомплектования войск офицерами решен не был.Вследствие того, что военные училища не могли обеспечитьпотребности в офицерских кадрах, возник вопрос о создании юнкерских училищ. Такимобразом, основной контингент офицеров должны были давать юнкерские
училища, создаваемыепри военных округах. Осенью 1864 г. были созданы первые четыре училища Московское,Виленское, Гельсингфорсское и Варшавское. В последующие 2 года были открыты еще8 юнкерских училищ, в том числе 2 кавалерийских.Первоначально юнкерские училища создавались для подготовкик офицерскому званию войсковых юнкеров и вольноопределяющихся из дворян, а с1869 г. в них принимались и унтер-офицеры, призванные по рекрутскому набору.
Поступлениев юнкерские училища для всех вышеперечисленных категорий было не обязательно, ноникто теперь не мог быть произведен в офицеры, не окончив юнкерского училища, т.е.не получив определенной общеобразовательной и военной подготовки.Учебный курс юнкерских училищ был рассчитан на 2 года.Окончившие юнкерские училища делились на 2 разряда. Окончившим по 1 разряду присваивалосьофицерское звание в войсках не зависимо от имеющихся вакансий,
окончившие по 2 разряду- по мере открытия вакансий.К концу рассматриваемого периода, количество юнкерскихучилищ достигло 17, в т.ч. пехотных - 11, кавалерийских - 2, казачьих - 4. На1.01. 1877 г. в штатах юнкерских училищ числилось 4750 чел и было выпущено11536 чел.Юнкерские училища обеспечили потребности армии в офицерах.Приток в войска офицеров из числа не имеющих образования недорослей из дворян былостановлен.
В Ы В О Д Ы n Разработанная и внедреннаяВоенным министерством система военного образования явилась значительным шагом вперед.n Реорганизация военныхакадемий способствовала лучшей подготовке офицерских кадров высшей категории, однакоколичество выпускников академий было ничтожно мало.n Серьезным недостатком,являлось отсутствие краткосрочных курсов переподготовки старших офицеров.n Создание военных училищзначительно подняло уровень подготовки офицеров, однако из-за недостаточного
количествавыпускников, не удовлетворялись потребности армии офицерами даже по штату мирноговремени. Если для пехоты и кавалерии этот вопрос решался за счет юнкерских училищ,то для артиллерии и инженерных войск этот вопрос остался не решенным.РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРМИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСКВ 70-е ГОДЫ.Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаясязначительным ростом вооружений в ряде
европейских государств, требовала от Россииувеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностьюграниц Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительнаячасть войск не могла быть передислоцирована. Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем,из-за больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по штатувоенного времени так же отвергалось
Милютиным, т.к. во-первых не давало ощутимыхрезультатов введение по войне во всех полках четвертых батальонов увеличило быармию всего на 188 тыс. чел а во-вторых это привело бы к увеличению численностиармии в ущерб ее достоинству , при отсутствии должных условий увеличения. Отвергнувэти пути, Милютин приходил к выводу о необходимости формирования резервной армии.Которая должна формироваться из числа лиц, прошедших военную службу.
При этом планировалосьизменения порядка воинской повинности и сокращение сроков действительной военнойслужбы.Основным направлением в формировании резерва пехоты былоразвертывание на базе местных батальонов численностью 500 чел. резервных полков численностью до 3050 чел. и местного батальона, остающегося на месте для несениякараульной службы, обучения рекрут и формирования из них маршевых батальонов. Такимобразом, на базе 120 местных батальонов, в случае войны формировалось 120 полков 30 дивизий подвижного
резерва , 120 новых местных батальонов и 240 ополченскихдружин, общим числом 660 тыс. чел. Эти предложения были изложены в записке МилютинаАлександру II О развитии нашихвооруженных сил в ноябре 1870 г. и был положен в основу реорганизации армии.В августе 1871 г. Милютин составляет новую записку,в которой освещает новые соображения о увеличении вооруженных сил в случае войны,не прибегая к формированию новых частей.
Предполагалось увеличить число пехотных дивизий в мирноевремя до 64 без гвардейских и гренадерских , т.е. на 10 дивизий причем половинуих, расположенных в пограничных районах - с укомплектованностью 75 военного времени,а вторую половину, расположенных во внутренних округах - с укомплектованностью56 военного времени. Одновременно с этим сокращались армейские стрелковые бригады,в итоге общая численность войск возрастала всего на 80 батальонов. 2Состав артиллерии усиливался формированием новых 10 бригад по числу
дивизий и увеличением до 6 числа батарей в существующих бригадах. Конно-артиллерийскиебригады расформировывались, а их батареи включались по одной в состав кавалерийскихдивизий.Планировалось увеличить с 10 до 19 количество кавалерийскихдивизий, за счет ограничения их состава 4-мя полками драгунским, уланским, гусарскими казачьим.Таким образом, общее количество полевых действующих войскв мирное время должно было составлять 651 тыс. чел. увеличение на 113 тыс. чел. ,а в военное 1095
тыс. чел. увеличение на 119 тыс. чел. .Резервные или вспомогательныевойска должны были формироваться только в военное время. При каждом из запасныхбатальонов, создавался отдельных резервный батальон. Таким образом общее количествоэтих резервных частей должно было составлять 200. Резервные артиллерийский частипредполагалось формировать при запасных артиллерийских батареях.28 февраля 1873 г. открылось секретное совещание,под председательством
Александра II. На совещании была окончательно утверждены организацияи состав действующих войск. Количество пехотных дивизий осталось без изменений,за исключением формирования одной дивизии в Кавказской армии. Каждая дивизия разделяласьна 2-е бригады. Организационно дивизия включала 4 полка, полк - 4 батальона, по4 роты в каждом.В кавалерии существующие дивизии, состоящие из 6 полков,было принято разделить пополам, образовав 16
дивизий 4-полкового состава, для чего каждой из них придавалось по одному донскомуказачьему полку. Каждая дивизия так же разделялась на 2-е бригады.Состав артиллерийских частей определялся 8-батарейнымибригадами, из расчета на 1 пехотную дивизию - 1 артиллерийская бригада пешей артиллерии,а на 1 кавалерийскую дивизию - 2 конно-артиллерийских батареи.Создавались армейские корпуса в приграничных районах вмирное время. Корпусные командиры подчинялись главнокомандующим и командующим войскамиокругов.
Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет в 1856 г. срок действительной военной службы был официально уменьшен до 15 лет,в 1859 г до 12 лет, а в 1868 г до 10 лет. В результате этих мероприятий численностьармии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в 1868 г. Еще 500тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны из запаса в любой момент. Нопо численности солдат, способных в случае войны сразу встать под ружье,
Россия ещеотставала от ведущих европейских держав Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословнойповинности, остановимся на записке О главных основаниях личной военной повинности от 7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военной повинности 1. Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности,состоят в одном из 4-х разрядов
ВС а в регулярной армии или флоте, б в войскахиррегулярных, в в запасных войсках, г в ополчении.2. Зачисление на действительную службу решается жребием.3. Льготы по семейному положению - освобождение от жеребьевкипредоставляются а единственному сыну внуку - не имеющим сыновей вдовы вдовца ,б брату круглых сирот, в единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей,если он имеет семейство, хозяйство или дом.4.
Льготы по образованию - отсрочки предоставляются лицам,обучающимся к моменту призыва в средних и высших учебных заведениях.5. В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммойс зачислением в ополчение.6. Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срокдействительной службы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащийсостоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении.7. Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения предоставляетсяправо поступать в армию вольноопределяющимися,
и по окончанию службы, выдержав экзамен,зачисляться в запас офицерами.17 ноября было опубликовано высочайшее повеление о созданиикомиссии для разработки Положения о воинской повинности. 5 января комиссия приступилак работе. Остановимся на разработке ею важнейших разделов проекта устава.Воинская повинность распространялась на все население Империии Царства Польского, за исключением Закавказского края,
Туркестанского военногоокруга, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской, Тобольскойи Томской губерний.Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутныхвойсках в 15 лет 6 лет действительной и 9 запаса и по ее окончании - пребываниев ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодный контингентпризыва определялся в 30 от числа лиц, достигших призывного возраста, остальныезачислялись прямо в ополчение.
Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а приее отсутствии - жеребьевкой.Льготы по семейному положению определялись 1 разряда- единственному сыну при неработоспособном отце или матери - вдове и при смертиотца при наличии нетрудоспособных членов семьи. 2 разряда - единственному сыну,при работающем отце. 3 разряда - для лиц, непосредственно следующих за братьями,находящимися на действительной военной службе.
Льготы по образованию устанавливались 2-х видов отсрочкаот призыва до окончания высших и средних учебных заведений и сокращение срока действительнойслужбы, соответственно полученному образованию. Для лиц с высшим образованием -1,5 года при общей продолжительности службы в запасе до 36 лет . Для лиц, окончившихпрогимназии и училища - 3 года, в запасе - 12 лет. Для лиц, окончивших начальныеучилища - 4 года, в запасе -
11 лет.Льготы по имущественному положению предоставлялись бессемейнымодиночкам, владеющим и управляющим земельным участком с хозяйством или торговымиили промышленными заведениями - отсрочка на 1 год.Льготы по роду занятия предоставлялись полное освобождение- священнослужителям всех христианских вероисповеданий с зачислением в запас -медицинским и ветеринарным врачам, фармацевтам, пансионерам академии художеств иартистам императорских театров, преподавателям.В середине апреля 1873 г. проект
Устава о воинской повинностипоступил на обсуждение в Особое присутствие Государственного совета. В результатечего в проект Устава был внесен ряд изменений, не коснувшихся основных принципиальныхположений.1 января 1874 года Устав о воинской повинности был утвержденАлександром II.В Ы В О Д Ы n Обширная программапреобразования армии утвержденная секретным совещанием 1873 г. в
течении ближайших3-4 лет реализована почти не была в основном из-за отсутствия средств.n В деле разработкимобилизационного плана был предпринят ряд серьезных мер. В конце 1875 г. был созданмобилизационный комитет, который с 1875 по 1877 гг. привел в надлежащую системувсе сведения о готовности армии по всем отраслям ее личного и материального снабжения. обсудил и указал на меры, которые должны быть приняты управлениями для наилучшегораспределения имеющихся средств и пополнения
недостающих предметов. В мае 1876 г.он приступил к составлению общего мобилизационного плана, однако осложнение политическойобстановки весной 1876 г. заставила отказаться от этой работы и приступить к подготовкеряда неотложных мер, связанных с угрозой войны.III. З А КЛ Ю Ч Е Н И Е .Лучшей проверкой военных преобразований является война.В этом отношении огромное значение имела война 1877 -
1878 гг приведшая к освобождениюбалканских народов от турецкого гнета. Однако выводы, сделанные по результатам этой войны не могутбыть абсолютно точными, т.к. ряд реформ либо еще не был полностью реализован, либоне мог еще принести своих результатов. С другой стороны, русско-турецкая война непотребовала всеобщей мобилизации.Милютинские военные реформы в период 60 - 70-х гг.
XIX века составляли неразрывную часть буржуазных реформ, проводимыхАлександром II.Организация войск, принятая в 60-е гг ставила своей задачейсокращение до минимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличениев период войны.Реорганизация Военного министерства и введение военно-окружнойсистемы создали относительное единство управления, ликвидировали излишнюю централизацию.Мероприятия в области перевооружения армии сводились
кобеспечению ее новыми видами вооружения, однако эта задача осуществлялась крайнемедленно и к началу 80-х гг. не была полностью завершена.Преобразования в области боевой подготовки были направленына обучение войск тому, что необходимо на войне, внедрение новой техники и развитиеличной инициативы солдата.Реформы военно-учебных заведений существенным образом измениливсю систему подготовки офицерских кадров, был решен вопрос об укомплектовании войскофицерами в мирное время.
В результате введения всесословной воинской повинностив основном был создан мобилизационный резерв.Стремление к сохранению плац - парадных традиций мешалобоевой подготовке войскТяжелое финансовое положение страны обусловило крайне незначительнуюреализацию решений секретного совещания 1873 г.Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизациивооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однакоиз-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания
прочных основобороноспособности государства.СЛУШАТЕЛЬ 3111 УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯподполковник В.СЫСКОВ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |