Реферат по предмету "История"


Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты "Правда" в социально-психологическом аспекте проблемы

Омский Государственный Университет Кафедра современной отечественной истории. Курсовая работа Тема 1935-1939 Выполнил Романенко Т.Л. Научный руководитель к.и.н. АЛИСОВ Д.А. ОМСК-1995. Содержание. Введение .3 Пропаганда и газета 8 Партия и пропаганда .18 Социально-психологическое содержание центрального органа страны 25

Заключение .36 Список использованных источников и литературы 39 Введение. Российская история всегда представляла интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство , религия и общество во все времена , будь то ранняя история или современность , настолько занимательны , что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции.

Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, всегда интересно общество , стремящееся к совершенству , и одним из таких обществ является российское. Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели , представляющий собою тайну , которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей

Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое , как можно более богатое событиями и происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки , которые не должны быть вновь совершены. Подходящим временным отрезком для познания и осознания служит так называемый период сталинского тоталитаризма ,выросшего на абсолютно гуманистической идее построения лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы

с гигантской и чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников. Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз. Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества , породила такую жесточайшую систему И почему эта самая система смогла просуществовать на протяжении многих лет

Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время. В данной работе не будет попытки ответить на оба эти вопроса целиком , но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том , что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы

террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям , со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития

СССР , которое шло за счет миллионов заключенных , работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в массах , готовых перевернуть горы для собственной Родины. И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии. Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности

и друг к другу , социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели программы социальной деятельности , направленной на закрепление или изменение развитие данных общественных отношений такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов , разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том , что идеология - это такое систематизированное отражение

общественного бытия , которое отражает интересы определенного класса 1- как пишет по этому поводу В.Иванов , а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его, говоря, что Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы.2 Таково было мнение ученых относительно идеологии в 60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А заявляя Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной

общности Она может содержать и содержит в себе объективное выражение и отражение интересов социальной группы , класса , профессионального сословия и др.3 Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в различные годы , присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание , поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом ,

а значит и те классы, из которых оно состоит. Классы общественные - ссылается на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства - а также по их роли в общественной организации труда , а следовательно , по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают. Это очевидно и спорить не приходится , не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает

наличие только трех классов органически слившихся в единый советский народ , и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем не по этой схеме , хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров трудового народа , именовавшая себя советской властью . Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии, 4- пишет А.П.Бутенко , и необходимо добавить , что эта самая бюрократия составляла

значительную армию людей , занимавшихся совершенно номинальной работой , которую в здоровом государстве трудно и представить. При этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни властьимущих , а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения. Таким образом , можно говорить о прослойке , и даже целом классе , имеющем , без сомнения , собственную

идеологию собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе. Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии , как можно более подходящей

для советских граждан. Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала замечательная идея , разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья , совершенно не склонные к насилию , и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей. Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации , созданной еще первым поколением большевиков.

Они достаточно хорошо понимали , что информация не является чем-то самостоятельным , не представляет собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус но имеет информационный характер только в отношении к системе , воспринимающей информацию.5 А в то же время- Информировать другие системы - это лишь особая форма управления,6 поскольку Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение,7-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что

Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны.8 Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели,9- а о целях сталинского режима мы уже говорили. Но теперь необходимо представить какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации.

Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе. 1 Иванов В. Идеология характер и закономерности развития. -М. Политиздат, 1977 С.25. 2 Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -

Л. Лениздат, 1961 С.234. 3 Колеватов В Носков А. Идеология ликвидация недоразумений или выработка новых подходов Коммунист. 1991. N4. С.43. 4 Бутенко А.П. Откуда и куда идем Взгляд философа на историю советского общества.Л. Лениздат, 1990 С.155. 5 Цит.по Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М. Изд-во МГУ, 1976 С.23. 6 Там жес.26. 7 Там же. 8

Там же. 9 Там жес.27. Глава 1. Пропаганда и газета. Для того , чтобы идеология любая идеология могла существовать , необходима поддержка миллионов людей , нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ . Соковнин пишет об этом так-Определенные идеи , чтобы существовать в виде идеологии , должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей.1

Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать без определенной цели и считает возможным взаимоотношение такого характера , тем самым уже провозгласил цель сообщает F.Fatorello2, и с этим трудно не согласиться. Применительно к пропаганде это может обозначать то , что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель, но ведь , говоря словами

P.Lianbugerа , Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели.3 Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей. В.И.Бровик и И.В.Попович пишут Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания , без учета особенностей его как определенного процесса.

Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации присущи материи лишь на таком уровне ее организации , на котором возникают процессы управления.4 Это может означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик , но в таком случае процессы управления возникают в социальной информации - а также в математических и естественнонаучных теориях.5

Но разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой. Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в процессе общения людей и отражает факты , события , явления 6 В свою очередь , математическая и иные информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации 7, что формально отделяет их от социальной сферы.

Из этого можно сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной. Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации присутствуют одни лишь цифры , она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты. Несколько слов необходимо сказать об основных принципах политической информации. Условно принципы политической информации можно разделить на две группы.

Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации , ее направленность. Это - научность , партийность , всесторонность информирования , его связь с жизнью Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др.8 Кроме того , хотелось бы выделить

Приемственность - важнейший принцип политического информирования. Он требует такого построения информационного материала , при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с тем подготавливает восприятие будущего.9 Теперь обратимся к принципам работы политической информации. В общих чертах процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации

сверху - вниз и снизу - вверх.10 Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение во-вторых , путем опосредованного воздействия на те явления и факты сознания, психику людей , которые способствуют процессу формирования общественного мнения как социально психологического феномена потребности , интересы , установки , ценностные ориентации и др 11

Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента появляются какие-то эмоции , отклики , поступающие к информатору. П.М.Якобсон описывает это так когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности , то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений.12

Таковы основные принципы работы политинформации , а как известно Значение осведомительно - информационной работы состоит в том , что без нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее.13 Но кроме того Политическая информация это составная часть и база агитационно-массовой работы а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать. Идеология с помощью пропаганды обращается к массам ,

стремясь представить политику господствующего класса как целесообразную и обоснованную , имеющей статус теоретической , научно обоснованной , мировоззренческой оправданности пишет Гуревич в своей работе.14, а В. Ф.Правоторов , в подтверждение этой мысли , говорит , что пропаганда - это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов , партий и государств.15 При всем , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на казалось бы пассивную

роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы. Безусловно пропаганда не может обойтись без идей , но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды. Конечно же существует и более широкое значение термина пропаганда , охватывающее полностью все возможные его отношения.

В самом широком смысле под пропагандой подразумевается особый род социальной деятельности , основная функция которой состоит в распространении политических , философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов , представлений и эмоциональных состояний , оказания влияния на поведение людей.16 Если рассматривать пропаганду под таким углом , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими

возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить внимание поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты к словам , фотографиям , рисункам. Пока же вновь обратим внимание на сам термин пропаганда. Слово пропаганда - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами , партиями и государствами для целенаправленного распространения своих

идей , воззрений и ценностей с целью оказать воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,17 - пишет Гуревич. Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания пропаганды как теоретического понятия представить точки зрения различных авторов , и мы последуем за ним , поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином.

При первом взгляде на различные определения пропаганды , которые дают буржуазные исследователи , может показаться , что они абсолютно тождественны. В самых общих чертах пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида , распространение определенных идей и представлений. Именно эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке термина , которую предлагают американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут

Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку влиять на поведение , воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией смысла и значения окружающего мира.18 С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду , а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном , повседневном и

практическом. Нас же более интересуют политический и психологический моменты. В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что образование в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т.е. такие представления , которые не носят противоречивого характера , одинаково оцениваются различными

группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального содержания , вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера пропаганды .19 На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент , который хотелось бы разрешить. Проблема в том , что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах , особенно в 30-е годы, и никогда не воспринимали тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории.

В обществе , где математика носит классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера , могут носить пропагандистский оттенок. Продолжив эту дискуссию обратимся к мнению другого специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является пропагандой.

Такой же точки зрения придерживается Davies I. Однако правомерно поставить вопрос , какое распространение взглядов можно считать нейтральными , чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.20 Французские исследователи Haratonic P.L. и Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной ортодокссии , а как совокупность определенных структур , абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и поведение.

Иначе говоря , пропаганда сводится к символическому отражению мира. Не подлежит сомнению тот факт , что средства массовой информации пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообще лишена идеологического и теоретического содержания - пишет Гуревич.21 Разумеется, в этих определениях фиксируются определенные грани пропагандистского процесса , но вместе с тем содержится конкретная тенденция замаскировать политические цели пропаганды

, свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации. При этом пропаганда нередко понимается настолько расширительно , что включает в себя фактически всю общественную жизнь. Так , английский историк Thomson O полемизируя с Lasswellом , предлагает следующее определение К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи образов , идей или информации , которые влияют

на человеческое поведение , взятое с его активной или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и коммуникации .22 Таким образом , для зарубежных специалистов характерны две основные точки зрения во-первых , представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числа людей по спорным вопросам , при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов , вторая позиция заключается в представлении пропаганды

в виде любых средств внедрения и передачи информации , влияющей на человеческое поведение. Но наиболее приемлемым определением , с моей точки зрения , является формула В.Соковнина , который в 1968 году писал Одной из форм общения , специально служащей для распространения идеологических взглядов , является пропаганда.23 Без всякого сомнения пропаганда - это форма общения , и подтверждение мы находим в работе другого советского исследователя.

Б.П.Базылв пишет Одна из основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально - психологического воздействия , которое предпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех , кто создает пропагандистские тексты , с теми , кто их воспринимает.24 Примем же на веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на примере Правды. Само собой , возникает вопрос - почему именно печать является объектом нашего исследования

Ответ состоит в том , что печатная пропаганда являлась наиболее эффективным средством пропагандистского воздействия в 30-е годы. После признания несостоятельности кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина рекомендовал сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати и организации лекционной системы пропаганды 25 Эти два вида пропаганды и стали основными на многие годы , но предпочтение всегда отдавалось печатной пропаганде , поскольку за ней было чисто психологическое преимущество.

По наблюдениям психологов , человек способен внимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.26 Сие и предопределило главенствующие позиции печати в деле пропагандирования. Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием нейтрального информирования , дающий прекрасные результаты. Таковы основные критерии выбора печати , как объекта исследования , а сейчас необходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана - проблему соотношения

пропаганды и агитации в печати. Хорошо разработан этот момент в работе В.А.Шандры , который различает понятия пропаганды и агитации. Он пишет для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью вооружить трудящихся системой политических знаний Агитация же Опирается преимущественно на разъяснение. В агитации также присутствует элемент просвещения , но он не определяет ее сущности.27

Кроме того , автор обращает внимание на то , что предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и общественно-исторической практики.28 А агитация обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач партии и народа.29 Таким образом , мы можем говорить о разделении пропаганды и агитации по характеру задач пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии , агитация занимается тактикой.

Но чего же больше в советской прессе 30-х годов В этом мы постараемся разобраться в III главе. 1 Соковнин В. Человеческое общение и идеология. Идеология и общественная психология Фрунзе, 1968 С.97. 2 Цит. по Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. -М. Изд-во МГУ, 1976 С.22. 3 Там же, с.27. 4 Цит. по

Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики М. Мысль, 1974 С.9. 5 Там же, с.10. 6 Политическая информация М. Политиздат, 1973 С.10. 7 Там же, с.9. 8 Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики М. Мысль, 1974 С.40. 9 Там же, с.66. 10 Там же, с.24. 11 Там же. 12

Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии. Проблемы социальной психологии и пропаганды М. Политиздат, 1971 С.63. 13 Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики М. Мысль, 1974 С.18. 14 Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе М. Высшая школа, 1987 С.110-111. 15 Правоторов В.Ф.

Пропаганда. Философский энциклопедический словарь М. Политиздат, 1983.С.539. 16 Там же. 17 Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе М. Высшая школа, 1987 С.100. 18 Там же, с.101. 19 Там же. 20 Там же, с.102. 21 Там же. 22 Там же. 23 Соковнин В. Человеческое общение и идеология.

Идеология и прсихология Фрунзе. Илим, 1968 С.97. 24 Базылев Б.П. О специфике употребления слова в системе буржуазной пропаганды. Язык и стиль буржуазной пропаганды М. Изд-во МГУ, 1988 С.49. 25 Цит. по Большевистская печать М. Политиздат, 1940 С.359. 26 См. Проблемы социальной психологии и пропаганда

М Политиздат, 1971. 27 Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь вопросы теории и методики М. Мысль, 1982 С.29 28 Там же, с.25. 29 Там же, с.30. Глава II. Партия и пропаганда. В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том , что Мало ведь назвать себя авангардом , передовым отрядом, надо и действовать так , чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать , что мы идем впереди,1- основательно занималось

проблемой пропаганды и агитации , поскольку от того , что увидят остальные отряды и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы. Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно , поскольку

Пропагандистское воздействие создает ситуации , в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации , затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,2 - свидетельствует Н.Л.Элива. И это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей , используя их в собственных целях.

И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал Есть еще одна область партийной работы , очень важная и очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов это партийная пропаганда и агитация , устная и печатная , работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма.3 Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем важная и очень ответственная работа должна была проводиться во всех направлениях

внутренней политики , будь то образование , производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно , наиболее ясно и живо 4 Но для того , чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды , которая обращается не только к жизненным убеждениям человека , к его взглядам и представлениям.

Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека , агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей , носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности , ожидания и идеалы, настроения и перживания , иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен.

Личность не только познает , она переживает , анализирует , вырабатывает жизненную позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность , но и присущие им многослойность , конкретность,5- выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан , но по поводу настроений , ожиданий , иллюзий и устремлений можно сказать практически

со стопроцентной уверенностью уж они то находились под постоянным наблюдением. Наблюдения за поведением народа , проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии , стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки , стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию. Но об это мы будем говорить ниже , а пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

Все ,что необходимо , для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений , как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКПб.

В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил Для того , чтобы успешно руководить делом марксистско - ленинской пропаганды в партии и государстве , для того , чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров , ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации.6 Оно должно было , по словам Сталина сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды

и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики , краевой и областной парторганизации.7 Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды , которая состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества.8 Наука о законах развития общества , в то же время , претерпела

коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал , поскольку та самая пропаганда , несшая науку в кадры , влияла и на членов ВКПб , которые должны были распространять ее науку в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия , ибо информация , подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна.

Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда , и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же. В конце концов , для верхушки тоталитарного режима , хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах , особую опасность представляет прослойка мелких управленцев , которые весьма желают стать управленцами покрупнее.

Но Сталину удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство - террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам , которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка , и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть возможность сравнивать правление

Сталина , продержавшегося у руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста. Так или иначе , партия как и социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс , призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность.9 Политическое просвещение , одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической

деятельности создает своеобразную массовую культуру , имеющую большинство признаков того явления , которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе. Психозы на почве этой самой культуры можно обнаружить и в СССР. Правда , массовая культура , советского пошиба отличается большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и было некогда думать о себе , но она так же эксплуатирует психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты , в реализации возмездия за

крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью,10- выражаясь словами Гуревича. Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных средств создания массовой культуры . По сему , для скорейшего достижения заданной цели , все шире используются средства массовой информации

и пропаганды , главной особенностью которых является всеохватность 11. Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи.12 Это прекрасно понимал и Ленин , писавший Газета может и должна быть идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое положения , общие организационные идеи , общие задачи всей партии в тот или другой момент.13 Без всякого сомнения , помимо печатной пропаганды существует

необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения , поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот лишь факт , что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные , так и пространственные привели к широкому распространению печатной продукции.

Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКПб 18 марта 1939 года Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы.14 Л.М.Каганович , выступая 14 сентября 1938 года в газете Гудок, говорил Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы получают в газете непомерно

много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого , следует ввести в газетах определенные разделы , в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки.15 Какая трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению оной на страницах об этом мы поговорим несколько позже. Да здесь еще и советы по информированию

Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,16- сообщает он , выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то , что нарком сказал в 1938 Действенность , эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания.17 Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропагандирования замеченный

Кагановичем. Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов , а в качестве. Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы 18говорит он. Таким образом , мы могли увидеть некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом пропагандировании , и прямое участие высших должностных

лиц в этом процессе , а также хорошо виден процесс централизации в структурах пропаганды и агитации. 1 Ленин В.И. Что делать ПСС.Т.6.с.83-84. 2 Элива Н.Л. Исследование мышления в советской психологии М. Наука, 1966 с.40. 3 Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКПб 10 марта 1939г. Большевистская печать

М. Политиздат, 1940 с.358. 4 Ленин В.И. ПСС.Т.41.с.95. 5 Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе М Высшая школа, 1987 с.234. 6 Цит. по Большевистская печать М. Политиздат, 1940 с.361. 7 Сталин И.В. Указ. соч с.359. 8 Там же. 9 Гуревич П.С. Указ. соч с.235. 10 Там же с.252. 11

Средства массовой информации и пропаганды М. Политиздат, 1984 с.65. 12 Там же с.66. 13 Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах. ПСС.Т.7.с.8. 14 Цит. по Большевистская печать М. Политиздат, 1940 с.361. 15 Там же с.355. 16 Там же. 17 Шандра В.А. Газета , пропаганда , жизнь вопросы теории и методики

М. Мысль, 1982 с.18. 18 Цит. по Большевистская печать М. Политиздат, 1940 с.356. Глава III. Социально-психологическое содержание центрального органа страны. Прежде чем говорить о содержании Правды и о действии этого содержания на массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность идеологического воздействия. Она эффективность в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и организационной

деятельности , пропаганды и агитации,1-говорит по этому поводу В.А.Шандра. Именно поэтому при при разработке методов воздействия любой мало-мальски уважающей себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты. И прежде всего внимание должно быть обращено к человеку , который как объект пропагандистского воздействия говоря словами Афанасьева представляет собой сложную совокупность систему качеств, воплощающих черты

общественной среды , а также конкретной среды , которая его окружает его микросреды , специфичность его исторического опыта , наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной степенью активности , избирательностью по отношению к общей и конкретной среде , к требованиям и принципам социальной идеологии.2 Такое сложное определение, разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения , в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно

никогда миллионы людей не будут слушать советов партии , если эти советы не совпадают с тем , чему их учит опыт собственной жизни.3 Таким образом любая пропаганда , которая ставит своей целью формирование взглядов людей , их мировоззрения , убеждений и побуждение их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений 4, и особенно пропаганда , от которой зависит судьба идеологии , просто обязана обращаться к отдельным личностям. В работах советских исследователей этот механизм хорошо

описан применительно к системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит так Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации. Она предлагает аудитории многочисленные варианты , позволяющие отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров , мстителей. Глубокое внутреннее влечение человека к осознанию собственного Я подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным самоудостоверением.5

Для Гуревича этой самой манипулятивной пропагандой представляется пропаганда Западная, буржуазная и антисоветская , но если внимательно проследить , то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и советских структур политического информирования , которые собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации.

В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме. С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой , но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой.

Вот и появляются на страницах Правды пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих , которые как правило с детства работали на шахтах и заводах , затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации. Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования.

В редакцию газеты приходят письма читателей. Эти материалы исключают практику фальсификации , поскольку они , с точки зрения пропаганды , совершенны в них присутствует четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика полувеком позже Шандра напишет наряду с теоретико - пропагандистскими материалами , которые рассчитаны на массовую аудиторию , в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам , максимально

созвучные их интересам , потребностям.6 Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму. Примером для сказанного может служить подборка писем в Правде от 1 января 1937 года под общим заголовком Мой самый счастливый день в 36 году .7 Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку

, которая представляет из себя звено , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие , начинающееся с воздействия внешнего мира на индивида, субъекта.8 Прибегая к простейшим приемам таким , как Употребление в речи нескольких синонимов из одного синонимического ряда которое способствует усилению смысла сказанного , нагнетанию основного семантического оттенка данного ряда 9 благополучный , удача , успех , полный счастья , счастливо , счастливый и наконец самый счастливый

до 3 слов из этого ряда, использование штампованных языковых средств любимая Родина , народная демократия, лучшее государство, коммунистическая партия и др приводит к появлению установки у читателей данных материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - В соответствии с усвоенными установками люди реагируют положительно или отрицательно на все , что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интересы , их осознанные

или бессознательные влечения , их ценности.10 Именно поэтому существует столь очевидное направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности , как к наиболее совершенному варианту. Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого , хотелось бы привести слова художника , которые долго блуждали по страницам прессы. Я глубоко верю в большое искусство наших дней писал

А.А.Дейнейка Красивое искусство современности Кого не захватят наши дни Кто останется к ним равнодушным Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс.11 Такие же материалы публикуются и на страницах Правды, доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию 12, и среди

них статьи и заметки, посвященные советскому государству, причем в этих материалах прослеживается тесная связь пушкинской поэзии и сталинского искусства. Появляется мысль о том , что Александр Сергеевич, без всякого сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени экспрессивности яркие порывы, титанические размахи, героическая борьба, протест поэта, реакция царизма и т.д использованием синтаксических средств усиления

вопросительные предложения, употребление тире, что несомненно должно было сказаться на появлении четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь. Стереотипы пишет В.Л.Артемов это представление или образ , которые схватывают то или иное явление в целом , сразу , без частностей и деталей.13 У стереотипов существует особый механизм действия - Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку которая есть сложившаяся у индивида на основе

имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта.14 Стереотип , как всякое психическое образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения , из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего.15 Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной пропаганде сталинского режима знание находится

в состоянии подчинения к отношению , поскольку государство обладало монополией на информацию. Но существует закономерность - двуединая структура стереотипа отношение плюс знание ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает , чьим интересам соответствует пропагандистский материал.16 Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах

Правды Для начала обратимся к газетным материалам , посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно же было посвящено событиям в Испании , боевые действия находили широкое отражение на страницах прессы всего мира и Правда не являлась исключением. Около 17 материалов относились к зарубежным новостям, и от 5 до 10 в каждом номере , за исключением специальных , было отдано под испанские репортажи, сводки, сообщения.

У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических государств. Поэтому товарищам по борьбе необходимо было помочь , для чего в Испанию высылались отряды добровольцев В добровольцах же недостатка не ощущалось, особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей

которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства. В этой работе хорошо помогают такие методы , как нейтральное пропагандирование в газете появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных источников, метод драматизации фактов выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной окраски, кроме того широко распространено комментирование сообщений.

Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта. Это замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что Факт - еще не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь настоящую правду. Нельзя жарить курицу вместе с перьями продолжает он нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта , нужно уметь извлекать из факта смысл.17 Факт действительности - это завершенный или незавершенный

процесс взаимодействия вещей , предметов , систем, а процесс противоречив , так как одновременно содержит в себе и момент изменчивости и момент устойчивости.18 Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами на общественное сознание. И даже не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных , которые в каждом случае будут абсолютно верны . За их достоверность можно ручаться под присягой.

Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом , делает их пропагандой.19 Комментарий же является одной из наиболее сильных сторон сталинской пропаганды. Пронин говорит комментарий можно понимать в узком смысле как прямое повышение однозначности и увеличения информационной избыточности в сообщении , иными словами сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом комментирование же , понимаемое широко это отбор и знаковое кодирование информации.20

Прекрасно это заметно на примере материалов Правды, посвященных судебным процессам по делам изменников и предателей Родины. Присутствие на ее страницах гневных , ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене , но где же статьи о предыдущей работе этих людей , а они были далеко не рядовыми в партии. Не может же быть такого , чтобы Радек, Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие государственные преступники на протяжении десятков лет совершали лишь

преступления , причем безнаказанно. Но так или иначе , в номерах Правды с 21 по 30 января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.21 Зато присутствует большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения, обличительных статей , выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы , которые недоступны для буржуазной прессы и поныне.

Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники, продавцы народной крови, подлейшие из подлых и т.д. Произошло лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике называется актуализацией значения путем наполнения старого слова формы новым содержанием.22 А при этом следует помнить , что Семантическая структура слова связана с различными категориями психики человека, а следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме разного рода коннотаций

оценочных, контекстуальных , стилистических , культурных и идеологических сфера субъективного , ко всему прочему может выражаться с помощью других средств языка лексических, синтаксических, стилистических и даже текстовых.23 Такие свойства средств языка в политике приводят к тому , что образуется языковое поле , которое объединяет ключевые политические термины и символы миф , название доктрин , специальную политическую лексику , слова-лозунги.24 Это языковое поле существовало и в советской политической системе.

И более того , оно переросло в Политический язык - основной язык пропаганды.25 Lasswell H. полагал , что Нельзя политические идеи преподносить в произвольной форме , она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда политический язык приобретает строгие нормы , эффект воздействия будет достаточным.26 Этого можно достичь при помощи политического мифа, а каждый политический миф состоит из большего или меньшего числа политических формул.

С помощью ключевых символов и лозунгов пропагандист коммуникатор и обрушивает на массы поток политических формул.27 Несколько опережая Lasswellа,об этом говорил Луначарский Если для данного времени имеется какой-то лозунг , надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом сознание той среды , к которой вы обращаетесь.28 Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот совет , насыщая лозунгами каждую пядь газетной полосы.

При этом в лозунгах присутствует прежняя тенденция , характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности , доведенная до полуистерии. Даже за , казалось бы , нейтральной фразой За большевистский стиль руководства скрывается выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина. А что уж говорить о таких лозунгах , как Смерть изменникам

Родины, Проклятие фашистам, Раздавить гадину и т.п да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми сталеварами и колхозниками.29 Вот и приходили в редакцию газеты все новые и новые отклики , продолжала действовать установка перерастая в прочный стереотип. И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину, Рыкову, Раковскому, Ягоде и многим другим , потому что партия всегда права.

А права партия вернее Сталин всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы , для создания политического мифа о непогрешимости и святости товарища Сталина , а вот Бухарин , например , будучи хорошим теоретиком , но слабым практиком , не сумел. Сталин оказался хитрее и практичнее всех своих товарищей - он вовремя понял и использовал суть пропаганды и уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля.

Это-то и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из смертных. 1 Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь вопросы теории и методики М. Мысль, 1982 С.25. 2 Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом М. Политиздат, 1975 С.398. 3 Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу. 22 мая 4 июня 1917г. ПСС.Т.32.С.178. 4 Свечников П.

В. У истоков партийной пропаганды М. Московский рабочий, 1978 С.110. 5 Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе М. Высшая школа, 1987 С.254. 6 Шандра В.А. Указ. соч с.63. 7 См. Правда от 1 января 1937г. 8 Цит. по Проблемы социальной психологии и пропаганды. М. Политиздат, 1971 С.38. 9 Стриженко А.А. Основные закономерности использования языка в буржуазной

пропаганде. Язык и стиль буржуазной пропаганды М. Изд-во МГУ, 1988 С.20. 10 Цит. по Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. Политиздат, 1971 С.38. 11 Цит. по Парамонов А.В Червонная С.М. Советская живопись М. Просвещение, 1981 С.69. 12 См. Правда от 9-12 февраля 1937г. 13 Артемов

В.Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде М. Политиздат, 1984 С.201. 14 Там же, с.213. 15 Артемов В.Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой. Проблемы социальной психологии и пропаганды М. Политиздат, 1971 С.95. 16 Там же, с.102. 17 Цит. по Володин Цифры и факты.

Как их использовать. М. Политиздат, 1968 С.9. 18 Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей М. Изд-во МГУ, 1976 С.29. 19 Там же, с.28. 20 Цит. по Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей С.30. 21 См. Правда от 21-30 января 1937г. 22 См. Язык и стиль буржуазной пропаганды М.Изд-во МГУ, 1988 С.15. 23 Стриженко А.А. Язык и идеологическая борьба

Иркутск Изд-во Иркутского ун-та, 1988 С.15. 24 Там же, с.7. 25 Ермоленко Д.В. Пропаганда и семантика. Проблемы социальной психологии и пропаганды М. Политиздат, 1971 С.49. 26 Цит. по Проблемы социальной психологии и пропаганды М. Политиздат, 1971 С.50. 27 Там же. 28 Цит. по Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати М.

Изд-во МГУ, 1982 С.8. 29 См. Правда от 28 января 1937г. Заключение. Подводя итог работе , можно говорить о том , что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение идеологического информирования масс или проще говоря пропаганды во всех сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом процессе. Ее функции писал в 1937 году Albert Williams не делать деньги или развлекать читателя, а информировать

его и стимулировать его интерес и веру в коммунизм.1 Для прессы и в часности для Правды это означало то же , что и формирование общественного сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами. Создание идеологических и политических мифов , воспринимаемых как абсолютная истина и служащих для

получения необходимых системе стереотипов, осуществлялось различными способами пишет о системе буржуазной пропаганды, не слишком отличающейся от советской, А.Д.Пароятникова здесь и простой обман, и дезинформация, и подтасовка фактов, и замалчивание, и другие методы и приемы манипулирования общественным сознанием 2 В случае с Правдой прекрасно использовались семантические особенности языковых единиц.

Четкая организация пропагандирования, скорее даже общественного внушения , с которым неизменно связана всякая пропаганда3, позволила газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов советских граждан. Под воздействием пропаганды и агитации в 30-х годах идет полным ходом становление нового типа личности, и невозможно было бы достигнуть такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и состоят, чтобы дать понимание социализма 175 миллионам людей союза усилить в них энтузиазм

для строительства социализма заменить старые индивидуалистические представления и взгляды на мир общественными, коллективными подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма.4 Но вся проблема в том, что параллельно с этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и представлений. Слепое поклонение партии и лично товарищу Сталину, бессознательное осуждение всякого неугодного партийной линии процесса, совершенно бессмысленные

поступки, единственным оправданием которых служила выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе. А в формировании самым непосредственным образом участвовали структуры пропаганды и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКПб. И прикрываясь ленинским лозунгом о постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку классы де обмануть нельзя5, Сталин и его команда проводили под прикрытием щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты.

Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал замечательную фразу Зло подобает приукрашивать словами.6 Но человечество не прислушалось к этим словам , за что ему и пришлось так тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят людей на путь истинный, на котором они не будут вновь совершены. 1 Williams A.R. The Soviets New York Harcort, Brace and Company,

1937 P.374. 2 Пароятникова А.Д. Конденсированные символы в буржуазной пропаганде. Язык и стиль буржуазной пропаганды М. Изд-во МГУ, 1988 С.75-76. 3 Артемов В.Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой.Проблемы социальной психологии и пропаганды М. Политиздат, 1971 С.96. 4 Williams A.R. The Soviets New York Harcort,

Brace and Company, 1937 P.369. 5 Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. ПСС.Т.43.С.58. 6 Nominibus millire licet mala.лат Зло подобает приукрашать словами. Овидий Наука любви Список использованных источников и литературы. 1 Большевистская печать М. Политиздат, 1940 472с. 2 История ВКПб.Краткий курс

М.Политиздат,1950-350с. 3 Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом.ПСС.Т.43.С.57-74. 3 Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах. ПСС.Т.7.С.3-72. 4 Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу 22 мая 4 июня 1917г. ПСС.Т.32.С.168-190. 5 Ленин В.И. Что делать ПСС.Т.6.С.3-195. 6 Правда.Январь-март.1937г. 7 Williams A.R. Nhe Soviets

New York Harcort, Brace and Company, 1937 p.554. 1 Артемов В.Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде М.Политиздат, 1984 270с. 2 Афанасьв В.Г. Социальная информация и управление обществом М.Политиздат, 1975 448с. 3 Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики Учебное пособие М.Высшая школа,

1980 366с. 4 Бутенко А.Н. Откуда и куда идем Взгляд философа на историю советского общества Л.Лениздат, 1990 288с. 5 Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей М. Изд-во МГУ, 1976 143с. 6 Володин В. Цифры и факты. Как их использовать М. Политиздат, 1968 63с. 7 Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе М. Высшая школа,1987-263с.

8 Иванов В. Идеология характер и закономерности развития М. Политиздат,1977 303с. 9 Идеология и общественная психология ФрунзеИлим,1968 119с. 10 Колеватов В Носков А. Идеология ликвидация недоразумений или выработка новых подходов Коммунист.1991.N4.С.41-55. 11 Маслов Н.Н. Идеология сталинизма История утверждения и сущность 1929-1956

М.Знание, 1990 64с. 12 Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати. -М. Изд-во МГУ, 1982 14с. 13 Парамонов А.В Червонная С.М. Советская живопись М. Просвещение, 1981 272с. 14 Политическая информация М.Политиздат, 1973 192с. 15 Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики

М.Мысль, 1974 140с. 16 Проблема социальной психологии и пропаганда М. Политиздат, 1971 183с. 17 Свечников П.В. У истоков партийной пропаганды М. Московский рабочий,1978 176с. 18 Средства массовой информации и пропаганды М. Политиздат, 1984 352с. 19 Страницы истории советского общества Факты, проблемы, люди - М.Политиздат, 1989 447с. 20

Стриженко А.А. Язык и идеологическая борьба Иркутск Изд-во Иркутского унив-та, 1988 152с. 21 Шандра В.А. Газета , пропаганда, жизнь вопросы теории и методики М.Мысль, 1982 143с. 22 Ядов В.А.Идеология как форма духовной деятельности общества Л.Лениздат, 1961 234с. 23Язык и стиль буржуазной пропаганды

М.Изд-во МГУ,1988 200с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.