МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ мОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ Кафедра Истории и политологии Методические рекомендации студентам по теоретическому изучению курса Россия в мировой истории Восток и Запад общее и особенное
На материале истории Древнего мира и Европейского средневековья. Москва 1998. Г канд.ист.наук Ларионова И.Л. Восток и Запад общее и особенное на материале истории Древнего мира и Европейского средневековья . Методические указания по теоретическому изучению курса Россия в мировой истории Моск.гос.институт электроники и математики
Сост.Попова Т.Г Ларионова И.Л. М 1998. I курса всех специальностей для подготовки к семинарским занятия. 1.Восток и Запад общее и особенное на материале истории Древнего мира и европейского средневековья. После изучения Древнего Востока, Античного мира, Европейского средневековья, эпохи
Возрождения и Реформации студентам предлагается по желанию написать реферат на одну из указанных ниже тем. Вам предстоит сравнить Древний Восток с двумя европейскими цивилизациями античной и средневековой. Возможность такого сопоставления определяется тем , что восточное общество в периоды Древнего мира и Средних веков характеризовалось в основном одними и теми же чертами. Сравнение рекомендуется провести по следующим направлениям 1.Преобладающий тип государства.
Следует дать развернутую характеристику древневосточного , античного и средневекового европейского государства , и объяснить , почему в обозначенный период в рассматриваемом регионе преобладал именно этот тип . Говоря о государствах Древнего мира нужно обратить внимание на их функции .Характеризуя средневековые государства , учтите тот факт , что государственные образования в средневековой Европе возникли по преимуществу путем завоевания территорий
Римской империи племенами , находившимися на стадии разложения родового строя и до конца XII века существовали в условиях господства натурального хозяйства . 2.Формы собственности на землю. Подробно охарактеризуйте древневосточные , античные и свойственные европейскому средневековью формы собственности. Обратите внимание на связь форм собственности с типом государства и с развитием товарно-денежных отношений.
Объясните , почему в условиях абсолютного преобладания натурального хозяйства и на Древнем Востоке и в период Европейского средневековья формы собственности резко отличались. Чтобы объяснить причины этих различий , обратите внимание на роль государства в жизни древневосточного человека и человека европейского средневековья. 3.Город пути образования , характер деятельности населения , роль в жизни общества , взаимоотношения города и государства.
Обратите внимание на то , что существование города всегда предполагает наличие общественного разделение труда , но во-первых , выделяться могут разные функции сравните образование городов на Востоке и в период европейского средневековья , а во-вторых , если город является основой города-государства античность то общественное разделение труда не предшествует возникновению города , а осуществляется в его пределах выделение различных функций внутри гражданской общины .
Учтите также, на удовлетворение чьих потребностей было рассчитано ремесло , которое развивалось в древневосточных городах с одной стороны , в античных и средневековых с другой. Объясните почему взаимоотношения городов и государства в древневосточных цивилизациях и в средневековой Европе существенно различались. Чтобы объяснить это , обратите внимание на тип государства и формы собственности. 4.Социальная структура общества основные сословия, их отличия друг от друга, основные производители
материальных благ. Покажите, что сословная структура была сложной. Охарактеризуйте положение каждой категории населения в древневосточном обществе, античном, средневековом. Укажите, какой социальный слой являлся основным производителем материальных благ в каждой из рассматриваемых цивилизаций. Обратите внимание на сходство в этом отношении цивилизаций Древнего мира в отличие от европейской средневековой цивилизации.
Однако необходимо показать, что сходство между Древним Востоком и античностью было далеко не полным. Объясните, в чем заключалось разница в положении основных производителей в древневосточном и античном обществах. 5.Община и ее роль в жизни человека и государства. Охарактеризуйте древневосточную и средневековую европейскую общину.
Отметьте специфику античной общины подробно характеризовать ее не надо, так как это уже было сделано, когда речь шла об античном государстве. Объясните, почему корпорации, существовавшие в европейском средневековом обществе, не препятствовали развитию полной частной собственности. Чтобы объяснить это, обратите внимание на быстрое разложение соседской общины у германских племен и на тот факт, что, хотя средневековые цехи и гильдии имели некоторую общую собственность, но основные
средства производства в нее не входили. 6.Картина мира. Покажите то общее, что было свойственно сознанию древневосточного и античного человека. Чтобы объяснить, в чем причина особенностей мировосприятия, обратите внимание на то, что в рассматриваемых цивилизациях человек всегда был членом какой-либо общности, вне которой его существование было немыслимо. Отметьте принципиальную разницу картины мира древневосточного и античного человека.
Чтобы объяснить причины этой разницы вспомните о степени развития товарно-денежных отношений, степени насыщенности жизни политическими событиями, о роли отдельного человека в достижении благополучия общности, к которой он принадлежал. Покажите, в чем заключалось сходство мировосприятия древневосточного человека и человека средневековой Европы. Для обоснования причин этого подобия привлеките знания об указанных выше процессах применительно к Древнему Востоку и европейскому средневековью.
Отметьте, в чем, тем не менее, заключалась принципиальная разница картины мира древневосточного и средневекового человека, обеспечившая способность к самопроизвольной перестройке европейской средневековой цивилизации. Чтобы объяснить причину этой разницы, обратите внимание на тот факт, что восточное государство в отличие от европейского полностью подавляло человека, а это требовало значительно более мощного компенсаторного механизма. 7.Способность цивилизации к саморазвитию.
Охарактеризуйте способ развития древневосточной, античной и средневековой цивилизации. Чтобы определить, насколько была способна античная цивилизация к внутренней перестройке, обратите внимание на то, что Византия продолжала свое существование в Средние века, превратившись в общем и целом в средневековое государство, но в конечном итоге все же была завоевана турками. Учтите также, что античная цивилизация и средневековая европейская представляют
собой две стадии развития цивилизации Европы. Дайте оценку способа развития восточной цивилизации с одной стороны, европейской цивилизации - с другой. В конце работы должен быть сделан вывод. Вы можете выбрать один из предлагаемых выводов, или сформулировать собственный. В любом случае он должен быть аргументирован. 1. Отличие Древнего Востока и античного мира от европейского средневековья больше, чем различия между
древневосточной и античной цивилизациями. Поэтому Древний Восток и античность представляют собой одну стадию Древний мир развития мировой цивилизации, а их специфика объясняется региональными особенностями. 2. Отличие Древнего Востока от античности и средневековья больше, чем различия двух последних цивилизаций между собой. Поэтому Восток представляет собой один тип развития, а
Запад - другой. Сходство между древневосточным и античным обществами носит случайный и непринципиальный характер. 3. Древний Восток имеет явное сходство с европейским средневековьем, а античность - с Новым временем. Это говорит о том, что историческое развитие происходит путем отрицания отрицания, а Древний Восток, греко-латинская цивилизация и европейское средневековье - стадии этого процесса. 4. Обозначенные цивилизации имеют мало сходства. Каждая из них уникальна.
Исторический процесс реализуется через возникновение и гибель неповторимых цивилизаций. В ходе работы рекомендуется использовать следующие источники из хрестоматии и комментарии к ним из методических указаний 1. Преобладающий тип государства. а Предписания о служебных обязанностях верховного сановника. б Аристотель. Афинская полития. в Плутарх. Ликург. г
Полибий. Всеобщая история. д Из Великой Хартии Вольностей. е Карл IV. Золотая булла. 2. Формы собственности на землю. а Законы Хаммурапи. б Саллическая правда. Титул Об аллодах. в Эдикт короля Хильперика. г Прекарная грамота. д Феод. е Капитулярий о поместьях. ж Древнейшее городское право
Страсбурга ст. 5 и со ст. 102 до конца. 3. Город. а Древнейшее городское право Страсбурга место города в средневековом обществе. б Из хартии города Сент-Омера место города в средневековой Европе, отношение средневековой власти к городам. 4. Социальная структура общества. а Законы Хаммурапи. б
Плутарх. Солон. в Страбон. География. г Марк Порций Катон. О земледелии. е Дигесты. ж Прекарная грамота. з Коммендация. и Капитулярий о поместьях. к Феод. л Цеховой устав кельнских ткачей. м Купеческая гильдия. н Древнейшее городское право Страсбурга. о Диктат папы. 5. Община. а Саллическая правда. Титулы
О переселенцах, Об аллоидах. б Эдикт короля Хильперика. 6. Источников нет. 7. Способность цивилизации к саморазвитию. а Восстание Желтых повязок в Китае . б Документы посвященные распространению христианства . в Дигесты. г Документы посвященные средневековому городу. В процессе написания работы рекомендуется также использовать параграфы 1 и 2 учебника, обобщающий материал
методических рекомендаций после тем Древний Восток, Античный мир и Европейское средневековье, а также следующую литературу и комментарии к ней в методических рекомендациях 1. Л.И.Семенникова. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. Л.И.Семенникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций.
Брянск, 1995 2. И.М.Дьяконов. Введение И.М. Дьяконов. Пути истории. М 1982 3. С.М.Стам. К проблеме города и государства в раннеклассовом и феодальном обществе Город и государство в древних обществах. М 1984 4. С.Л.Утченко. Цицерон и его время. М 1973. Отрывки их книги. Ксеркс с.4-6, 7-8, 13-17, 18-19, 21 5. А.Ф.Лосев.
Двенадцать тезисов об античной культуре А.Ф.Лосев. История Античной эстетики. Кн.1. М 1992 6. Е.А.Косминский. Церковь, христианство и ереси в Средние века Феодализм в Западной Европе. М 1932 7. А.Я.Гуревич. Картина мира средневекового человека А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М 1984 8.
Западная Европа в X - XI вв. Общие процессы и региональные особенности социально-политического развития Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч.II. М 1995 9. Город в средневековом мире Средневековая Европа глазами современников и историков . ЧII. М 1995 2.Античность - Средние века-Новое время. Причины и механизмы смены эпох.
1.Следует иметь в виду, что античность, европейское средневековье и Новое время - этапы развития европейской цивилизации. Поэтому несмотря на качественное своеобразие каждой эпохи, между ними существует преемственность. При написании контрольной работы нужно показать специфику каждого периода и то общее, что их объединяет. 2. Необходимо учесть, что период Возрождения и Реформации- своеобразная эпоха, представляющая собой
переходный период между средневековьем и Новым временем. Поскольку эта эпоха имеет почти все основные черты последующего периода, ее иногда называют ранним Новым временем. Поэтому, говоря о механизме перехода к Новому времени, следует дать характеристику Возрождения и Реформации. Этот механизм не исчерпывается обозначенным содержанием, но становление всего комплекса
характеристик Нового времени произошло значительно позже в силу несовпадения во времени действия ведущих к этому факторов. Примерный план работы. 1.Характеристика античного мира а Полис б Социальная структура античного общества.Основные производители. Место рабского труда в системе производства материальных благ. в Внешние связи полиса торговые, политические, культурные войны. г
Картина мира античного человека. 2.Причины гибели античной цивилизации. а Кризис полиса. б Кризис римской цивилизации. в Нашествие варваров. 3.Становление европейской средневековой цивилизации. а Распространение христианства бПеренесение центра тяжести общественной и политической жизни из города в поместье.Процессы феодализации. в Падение роли государства в жизни общества гСинтез античных и варварских
элементов 4.Характеристика европейского средневековья. а Феодализм формы собственности, способ производства, организация господствующего класса, социальная структура общества. б Католическая церковь и ее роль в жизни средневековой Европы. в Преобладающий тип государства. д Картина мира средневекового человека. 5.Начало внутренней перестройки средневековой цивилизации в рамках средних веков . а
Образование и рост городов, их борьба с феодалами городское самоуправление. б Усложнение социальной структуры. в Изменения в идеологии и психологии под воздействием развития образования, философии в форме теологии, светской рыцарской и городской литературы, ересей. 6.Эпоха Возрождения и Реформации. а Великие географические открытия б Зарождение раннебуржуазных отношений в Объективная потребность в образовании единых национальных государств
г Гуманизм как светское мировоззрение, противостоящее идеологии католической церкви д Реформация как религиозное движение, направленное против идеологии, вероучения и организации католической церкви. 7.Выводы. Выводы должны подвести итог вашего анализа причин и механизмов смены эпох. Сравните механизмы перехода от античности к средневековью и от средневековья к Новому времени все ли сферы общественной жизни они охватывали экономическая, социальная, политическая,
духовная, изменения в какой сфере играли, на ваш взгляд, ведущую роль в процессе перехода, было ли какое-то сходство в обозначенных механизмах, прямое или зеркальное. Определите свою точку зрения по вопросу о том, была ли какая-то общая причина, обусловившая прохождение европейской цивилизацией рассматриваемых этапов развития, или такой причины не было. По большинству обозначенных проблем в науке существуют различные точки зрения, так что вы смело можете
сформулировать собственную. При написании контрольной работы рекомендуется использовать следующие источники и комментарии к ним в методических рекомендациях 1.Характеристика античного мира. а Аристотель. Афинская политика. б Плутарх. Ликург. в Полибий. Всеобщая история. 2.Причины гибели античной цивилизации а Аммиан Марцеллин. История. 3.Становление европейской средневековой цивилизации а
Плиний Младший. Письма б Цельс. Правдивое слово в Дигесты г Прекарная грамота д Прекарий с возвращением е Феод 4.Характеристика европейского средневековья а Прекарная грамота б Коммендация в Феод г Капитулярий о поместьях д Диктат папы е Осада и взятие Иерусалима ж Крестовый поход против альбигойцев з Карл IV. Золотая булла. 5.Начало внутренней перестройки средневековой цивилизации а
Древнейшее городской право Страсбурга б Из хартии города Сент-Омера в Цеховой устав кельнских ткачей г Купеческая гильдия д Свадебный регламент 6.Эпоха Возрождения и Реформация а Акт против разрушения деревень б Организация шерстяной промышленности в Город Антверпен г Возвышение личности человека д Джордано
Бруно. О бесконечности Вселенной и мирах е М.Лютер. Тезисы ж М.Лютер. К христианскому дворянству немецкой нации и Т.Кромвель. Инструкция английскому духовенству В процессе написания контрольной работы рекомендуется использовать параграфы1,2 и 3 учебника, обобщающий текст методических рекомендаций после тем Античный мир, Европейское средневековье, Эпоха Возрождения.
Реформация, а также следующую литературу и комментарии к ней в методических рекомендациях 1.И.М.Дьяконов. Введение И.М.Дьяконов.Пути истории. М 1994 2.Л.И.Семенникова. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. Идея Запада Л.И.Семенникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск,1995 3.С.Л.Утченко. Цицерон и его время. М 1973.
Отрывки из книги. Ксерокс с.7-8,20.21. 4.Последние века Римской империи Средневековая Европа глазами современников и историков . Ч.I М 1995. 5.А.Ф.Лосев. Двенадцать тезисов об античной культуре А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Кн.I. М 1992. 6.Е.А.Косминский.Церковь,христианство и ереси в средние века
Феодализм в Западной Европе. М 1932. 7.Переход от античности к средневековью Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч.I. М 1995. 8.Западная Европа в Х-ХI вв. Общие процессы и региональные особенности социально-политического развития Там же.Ч.II. 9.Город в средневековом мире Там же. Ч.II. 10.А.Я.Гуревич. Картина мира средневекового человека
А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М 1984. 11.А.Ф.Лосев. Западное Возрождение. Основные принципы. А.Ф.Лосев. Эстетика Возрождения. М 1978 12.С.Д.Сказкин. Возрождение, гуманизм и реформация С.Д.Сказкин. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. М 1981. 13.С.М.Стам.
Гуманизм и церковно-реформационная идеология Культура эпохи Возрождения и Реформация. М 1981
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |