Реферат по предмету "История"


Внутренняя политика Александра 1

Содержание Введение… 1. Восшествие на престол Александра I …2. Крестьянский вопрос… 3. Реформа народного образования и цензура… 4. Преобразование органов центрального управления…9 5. М. М. Сперанский… 11 Заключение….16 Список используемых источников… 18 Введение Внутриполитическая деятельность Александра

I (1801-1825) отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Он пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Столичные высшие круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр I обещал править «по закону и сердцу»

Екатерины II. С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Либеральное влияние на царя оказал его воспитатель - писатель Лагарп. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако эти начинания Александра ни в чем не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 г. он издал указ «О вольных хлебопашцах», который разрешал помещикам отпускать на волю

крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами “якобинской шайкой Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание

министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. В 1810 г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался

лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти. Прогрессивным характером отличалась политика с области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань,

Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра заметно влиял реформатор М. М Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывались одна за другой наполеоновские войны. Восшествие на престол Александра I I вызвало острое недовольство в кругах дворянства, интересы которого были сильно ущемлены.

К тому же при непредсказуемом поведении Павла никто не мог чувствовать себя в безопасности. Уже к середине 1800 г. против Павла возник заговор, который сначала возглавил вице-канцлер Н. П. Панин, а после его ссылки -петербургский военный губернатор П. А. Пален. В ночь на 12 марта 1801 г. группа гвардейских офицеров из числа заговорщиков беспрепятственно проникла в Михайловский замок и покончила с Павлом.

На престол вступил старший сын Павла Александр (1777-1825). В обнародованном им 12 марта 1801 г. Манифесте говорилось «Судьбам всевышнего угодно было прекратить жизнь любезнейшего родителя нашего, государя императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом в ночь с 11-го на 12-е число сего месяца». При известии о смерти Павла I «столичное общество предалось необузданной и ребяческой радости,

— вспоминал один из современников, — восторг выходил даже из пределов благопристойности». Дружный хор торжественных од приветствовал восшествие на престол Александра. Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп - высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам.

В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Главным образом он занимался нравственным воспитанием своего ученика.

Впоследствии Александр I говорил, что всем, что есть у него хорошего, он обязан Лагарпу. Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, — враждующие между собой «большой двор» Екатерины II в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними приучила

Александра, по меткому выражению В. О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, ловко пользоваться людскими слабостями. Он умел играть «в откровенность» как надежное средство управлять людьми

и подчинять их своей воле. «Сущий прельститель», — говорил о нем Сперанский. Наполеон, уже будучи на о. Святой Елены, так отзывался об Александре: «Царь умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; он неискренен; это настоящий византиец времен упадка Империи… Он может далеко пойти. Если я умру здесь, он станет моим настоящим наследником в

Европе». Современники отмечали и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбие и стремление «искать популярности по любому поводу», а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смешение философских поветрий ХVIII в. с принципами прирожденного самовластия». Александр вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами. В том же Манифесте 12 марта 1801 г. он объявил, что будет управлять

«Богом врученным» ему народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Екатерины Великия», тем самым подчеркнув свою приверженность политическому курсу Екатерины II, много сделавшей для расширения дворянских привилегий. Он начал с того, что восстановил отмененные Павлом I «Жалованные» грамоты 1785 г. дворянству и городам, дворянские выборные корпоративные органы — уездные

и губернские собрания дворян, освободил дворян от телесных наказаний, введенных Павлом I; была упразднена наводившая уж Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой, и освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники. Были возвращены из ссылки до 12 тыс. опальных или репрессированных Павлом чиновников и военных, объявлена амнистия всем бежавшим за границу от павловских репрессий. Были отменены и другие раздражавшие дворянство павловские указы, например, запрет носить круглые французские

шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы. В городах исчезли виселицы, к коим прибивали доски с именами опальных. Было разрешено вновь открыть частные типографии и дозволить их владельцам издавать книги и журналы. Александр I торжественно провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Так, в манифесте от 2 апреля 1801 г. об упразднении Тайной экспедиции говорилось, что отныне положен «надежный оплот злоупотреблению» и что «в благоустроенном

государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона». При каждом удобном случае Александр любил говорить о приоритете законности. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все эти заявления Александра I имели большой общественный резонанс. Вообще идея законности («утверждение власти закона») тогда была главнейшей во взглядах представителей

различных направлений общественной мысли — от Карамзина до декабристов. Крестьянский вопрос Уже в первый год своего царствования Александр I без какого-либо указа или манифеста прекратил практику раздачи казенных крестьян в частные руки. Во время его коронации в сентябре 1801 г. не последовало таких раздач, на которые надеялись некоторые приближенные к императору лица и которые ранее обыкновенно проводились при коронациях императоров.

Когда один из сановников (герцог А. Вюртембергский, родственник царя) обратился к Александру I с просьбой о пожаловании ему имения, тот ответил: «Русские крестьяне большею частию принадлежат помещикам; считаю излишним доказывать унижение и бедствие такого состояния, и потому я дал обет не увеличивать число этих несчастных и принял за правило не давать никому в собственность крестьян». 20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах.

Он предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию с помещиком, Впрочем, помещики и раньше могли отпускать по своему желанию крестьян на волю за выкуп; но указ 1803г. был призван поощрить помещиков к расширению такой практики, причем с обязательным условием наделения крестьян землей в собственность. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли

другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину. Реальные результаты указа 1803 г. были незначительными: за время царствования Александра I было заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тыс душ мужского пола крестьян (менее 0,5%). Всего же за время действия указа (до 1858 г.) выкупилось 152 тыс душ (около 1,5%). Причина этого заключалась не только в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже

за выкуп, но из-за тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа одной души мужского пола в то время составляла около 400 руб. ассигнациями (100 руб. серебром), т. е. 15—20 годовых оброков. Обычно получившие свободу на основании этого указа были не в состоянии внести сразу всю выкупную сумму, и договоры об отпуске на волю содержали кабальные условия: рассрочка выкупа под высокие проценты, отработки и пр. В указе также говорилось: «Если крестьянин или целое селение не

исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством по-прежнему». В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права, однако все они носили паллиативный характер. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась; только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-

то не «продается», а «отдается внаймы». Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках «в розницу», а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Крестьянам, незаконно записанным за помещиками, предоставлялось право возбуждать иски о предоставлении свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из плена

или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свободным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к своему владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В 1804—1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в

Остзейском крае — в Латвии и Эстонии. 20 февраля 1804 г. было издано Положение о лифляндских крестьянах, распространенное в1805 г. и на Эстонию. Крестьяне-«дворохозяева» объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. «Положение» однако не распространялось на безземельных

крестьян («батраков»). Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 г. о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государственным крестьянам (помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г.). Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность. По приблизительным подсчетам к моменту отмены крепостного права дворяне продали лицам других сословий

менее 3% своей земли. Реформа народного образования и цензура В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. «Об устройстве училищ» в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую.

Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй — уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей, ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты:

они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов. Указ 1803 г. предусматривал также и меру, стимулирующую получение образования. Один из пунктов указа гласил, что по истечении пяти лет после издания указа «никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище». Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы

ХIХ в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии Виленский, в 1804—1805 гг. также на базе гимназий — Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет.

Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов. Университеты имели четыре отделения (факультета): 1) нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия), 2) физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия), 3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное

дело, ветеринария) и 4) словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). В Петербургском педагогическом институте, приравненном к университетам, вместо медицинского было создано восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры

чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окончивших университеты оставляли «для подготовки к профессорскому званию». Вначале при недостатке преподавательских кадров, особенно в университетах, основанных на базе гимназий, обязанности профессоров выполняли учителя этих гимназий. В крупные университеты (например, в Московский) приглашались иностранные ученые, преимущественно профессора

из немецких университетов. Большинство их были преданны науке, честно служили России, которая стала для них второй родиной. К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи: открытый на средства заводчика А. П. Демидова в 1805 г. в Ярославле Демидовский лицей, в 1809 г Ришельевский в Одессе и в 1811 г Царскосельский. В 1810 г. были основаны

Институт инженеров путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию (до этого существовали основанная в 1757 г. Императорская Академия художеств в Петербурге и открытый там же в 1773 г. Горный институт). Была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса — закрытые средние

военные учебные заведения для детей дворян. 9 июля 1804 г. был издан Устав о цензуре, который считается самым «либеральным» в России ХIХ в. Цензуру проводили цензурные комитеты при университетах из профессоров и магистров. Общее руководство цензурными комитетами осуществляло Министерство народного просвещения. Цензорам рекомендовалось руководствоваться благоразумным снисхождением,

удаляясь от всякого пристрастного толкования сочинений или мест в оных, которые по каким-либо причинам кажутся подлежащими запрещению; когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать. Авторы и издатели получали право обжалования действий цензоров в Главном управлении училищ при Министерстве народного просвещения.

Цензурные послабления в первые годы царствования Александра I способствовали расширению издательской деятельности. Появился ряд новых журналов и литературных альманахов, увеличилось издание переводов иностранной литературы. По инициативе самого Александра I за счет казны были переведены на русский язык и изданы произведения известных западноевропейских просветителей — философов, экономистов, юристов —

А. Смита, дж. Бентама, Ч. Беккариа, Ш Делольма, Ш. Монтескье. Позже декабристы на следствии постоянно указывали на этих авторов, из произведений которых они заимствовали «первые вольнодумческие и либеральные мысли». Однако вскоре последовали изменения в цензурной практике в сторону ужесточения. С учреждением в 1810 г. Министерства полиции на него были возложены некоторые цензурные функции и контроль

за цензурными учреждениями. Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессионалъной политики. В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Преобразование органов центрального управления В 1801-1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден

Непременный (постоянный) совет - совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он заменил собой прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоял из двенадцати титулованных сановников, назначаемых императором. Однако этот Совет не играл серьезной роли в центральной администрации. Сенат был восстановлен в своих прерогативах высшего судебно-административного органа и «хранителя законов».

В 1802 г. был издан указ о правах Сената, который объявлялся верховным органом в империи, сосредоточившим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать «представления» по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Однако первая же попытка Сената возразить против царского указа 1803 г. о введении обязательной 12-летней службы дворян, не достигших офицерского чина (указ противоречил «Жалованной грамоте дворянству»), вызвала

резкое недовольство императора, а Сенату было «разъяснено», что он может делать возражения лишь по ранее изданным законам, а не по настоящим и будущим. В 1802 - 1811 гг в два этапа, была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной.

Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел (до 1832 г. оно еще сохраняло свое название Коллегия иностранных дел), юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления

и усовершенствование центрального аппарата управления. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой, екатерининской, знати (Г. Р. Державин, Н. С. Мордвинов, П. В. Завадовский и др.), так и новой, в том числе «молодые друзья» АлександраI (Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. Чарторыйский, С. М. Воронцов, П. А. Строганов). Первоначально структура и функции министерств еще не были четко определены.

Они были подробно разработаны в утвержденном царем 25 июня 1811 г. «Общем учреждении министерств», которое знаменовало собой завершение министерской реформы, К этому времени число министерств увеличилось до двенадцати. Были добавлены Министерство полиции и приравненные к министерствам Государственное казначейство, Главное управление духовных дел разных исповеданий (не входивших в ведение

Святейшего Синода), Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения (позже преобразованное в Министерство путей сообщения). Упразднялось Министерство коммерции его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Все министры (по должности) входили в состав Сената.

Закон устанавливал точное разграничение функций каждого министерства, единые принципы их структуры и общий порядок прохождения дел в них, проводил принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял взаимоотношения министерств с другими органами государственного управления. При министре создавались канцелярия во главе с директором «для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения, до всех департаментов относящихся», и

Совет министра, в состав которого входили все директора департаментов. При необходимости в Совет министра приглашались в качестве экспертов ученые, инженеры, заводчики, купцы. М. М. Сперанский В 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Среди политических деятелей дореволюционной России этому «русскому реформатору», по определению

Н. Г. Чернышевского, принадлежит бесспорно первое место. Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора

А. Б. Куракина. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, которым управлял тогда В. П. Кочубей. Поворот в дальнейшей карьере Сперанского произошел в связи со следующим событием. В конце 1806 г. Кочубей, будучи больным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору Сперанского. Доклад произвел самое благоприятное впечатление на

Александра I, который был изумлен его ясностью и изяществом стиля, а после беседы со Сперанским сразу оценил его незаурядный ум. Сначала Александр приблизил к себе Сперанского как «делового секретаря», а затем сделал его своим ближайшим помощником — стал давать ему и более важные поручения, брать с собой в частые поездки. 1808—1811 годы — время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после

императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. Он назначается членом Комиссии для составления законов, товарищем министра юстиции, входит в состав многочисленных комитетов, учреждавшихся по разным вопросам. В конце сентября 1808 г. Александр I, отправляясь на встречу с Наполеоном в г. Эрфурт, взял с собой Сперанского. Здесь

Сперанский имел несколько «приватных» бесед с Наполеоном и его министром иностранных дел Ш. Талейраном. По свидетельству сопровождавшего Наполеона герцога Г. Бассано, Наполеон, восхищенный умом Сперанского, обратившись к российскому императору, сказал: «Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!» После Наполеон отзывался о Сперанском как о «единственно светлой личности» в

России. В декабре 1808 г. Александр I поручил ему составление Плана государственного преобразования России. Сперанский принялся за разработку проекта с присущими ему энергией и обстоятельностью, веря в возможность осуществления разрабатываемой им реформы. Он весь ушел в дело, отдавая ему всю силу своего ума. Александр передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в

Комиссию составления государственных законов. Сам Сперанский, по его свидетельству, «изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был готов и представлен императору. Во вводной части проекта Сперанский подчеркнул неотложность преобразований. Французская революция и революционные потрясения в других странах, писал он, показывают, что такая

же опасность грозит и России. Поэтому для предотвращения такого исхода событий необходимы радикальные преобразования, ибо возможность «исправить зло частными мерами миновала». Цель плана Сперанского заключалась в том, чтобы модернизировать и европеизировать российскую государственную машину путем введения буржуазных по существу норм, однако при сохранении самодержавной власти императора. В основу государственного устройства страны по плану

Сперанского был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную при верховенстве власти самодержавного монарха. План предлагал четкую структуру всех трех видов власти на всех уровнях начиная с волости — первичной административной единицы. На основе принципа выборности формировались первые три инстанции исполнительной власти — волостные, окружные и губернские правления, избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях.

Высшей исполнительной властью («Управление государственное») являлись министерства; министры и их «товарищи» (заместители) назначались императором. Принцип выборности был положен и в основу формирования судебной власти: волостные, окружные и губернские суды избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Окружные и губернские суды состояли каждый из уголовного и гражданского отделений. В первых трех судебных инстанциях вводились суд присяжных заседателей и гласное судопроизводство.

Высшей судебной инстанцией («Верховным судилищем для всей империи») являлся Сенат Судебный (при сохранении и Сената Правительствующего). В составе его были два департамента по гражданским и два по уголовным делам (по каждому из них в Петербурге и Москве). Сенат_Судебный был высшей - контрольной, кассационной и апелляционной инстанцией в империи. В него императором назначались лица из представленных губернскими думами кандидатов.

Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет — связующее звено между этими ветвями власти и императором. «Все законы, уставы и учреждения, — говорится в проекте, — в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной (императорской) власти поступают к предназначенному их свершению в порядке законодательном, судном и исполнительном».

Члены Государственного совета назначаются императором, который и председательствует в Совете. Ни один закон не может вступить в силу без утверждения его императором. 1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении Государственного совета, и в тот же год состоялось его открытие. Это был высший законосовещательный орган при императоре.

В функции Государственного совета входили обсуждение внесенных в него законопроектов, «толкование» (разъяснение) смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь через исполнительные органы власти, распределение по министерствам и ведомствам расходов на их содержание, рассмотрение годовых отчетов министров. Государственный совет состоял из четырех департаментов: 1) департамента законов, рассматривавшего общегосударственные законопроекты,

2) гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства, 3) государственной экономии, в ведении которого находились вопросы финансов, промышленности, торговли и наук, и 4) военного. При Государственном совете существовали Комиссия составления законов и Комиссия прошений. Для организации деятельности Государственного совета учреждалась Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем

— им был назначен Сперанский. Поскольку все законопроекты первоначально направлялись в эту канцелярию, где они «редактировались» перед обсуждением в Совете, канцелярия и особенно ее начальник Сперанский приобретали большой вес и влияние. Окончательное обсуждение законов проходило в Общем собрании Государственного совета — объединенном заседании департаментов. Законы вступали в силу только после утверждения их императором.

При этом он мог внять мнению, как большинства, так и меньшинства Совета, мог отвергнуть и то, и другое, приняв собственное решение. В состав Государственного совета входили все министры (по их должности), а также назначаемые пожизненно императором лица из высших сановников. Во главе Государственного совета стоял назначаемый императором председатель, он же одновременно являлся и председателем

Комитета министров. Если император присутствовал на заседании Государственного совета, то занимал место его председателя. Первоначально Государственный совет состоял из 25 членов, в 1825 г. — из 36, в конце ХIХ в. в нем числилось свыше 70 членов. В виде законосовещательного органа при царе Государственный совет просуществовал до 20 февраля 1906 г когда в связи с образованием законодательной

Государственной думы ему был придан статус верхней законодательной палаты, а его состав существенно изменен. Учреждением в 1810 г. Государственного совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов центрального управления, которые с некоторыми изменениями просуществовали вплоть до1917 г. Приближалась «гроза двенадцатого года». Необходимо было готовиться к тяжелой войне с сильным противником — наполеоновской Францией. В первую очередь следовало укрепить финансовую систему.

Из-за почти беспрерывных войн, которые вела Россия, начиная с 1804 г резко возросли военные расходы, а присоединение к континентальной блокаде Англии усугубило расстройство финансовой системы, находившейся в состоянии кризиса. Дефицит в бюджете возрос в четыре раза, ценность ассигнационного рубля по отношению к серебряному за 1804—1810 гг. упала с 80 до 25 коп. Недовольство дворянства преобразованиями Сперанского и вообще политикой

Александра I в первое десятилетие его царствования нашло выражение в составленной для царя в 1811 г. Н. М Карамзиным записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Главный смысл «Записки» заключался в доказательстве того, что вся судьба России и ее величие зависят от могущества самодержавия: Россия «процветала», когда оно было сильно, и «падала», когда оно ослабевало.

Но вместе с тем Карамзин осуждал «властолюбие неумеренное и незаконное», яркие примеры которого он видел в царствованиях Ивана Грозного и Бориса Годунова. Но Карамзин выступал и против «аристократической гидры» — олигархического правления. Его идеал — самодержавие, опирающееся на строгую законность. Он протестовал против «излишней любви к государственным преобразованиям» и против «изобретения разных

министерств и Советов». «Требуем больше мудрости охранительной, нежели творческой, — писал он. — Новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданности, произволу». Не следует, по его мнению, создавать многочисленные законы: «для старого народа не надобно новых законов». Карамзин советовал собрать уже существующие законы, привести их в систему, исключить из них «обветшавшие», утратившие силу. Он считал, что достаточно «50 умных губернаторов» для нормальной работы администрации

на местах. Главный тезис Карамзина об укреплении самодержавия тесно связывался с требованием охраны прав и привилегий дворянства как важнейшей опоры самодержавной власти. Восхваляя Екатерину II за то, что она возвеличила дворянство, он осуждал Павла I, который своим «сумасбродством» дискредитировал самодержавие и ограничил права дворянства. Суровой критике Карамзин подверг и политику Александра

I, но уже в другом смысле: вводимые им новшества могут привести к ослаблению самодержавия. Карамзин признавал, что крепостное право есть «зло», но он — решительный противник его отмены Его аргументация такова. Земля, которой пользуются крестьяне, — бесспорно дворянская собственность, поэтому освобождение крестьян с землей невозможно, ибо оно ущемит коренные интересы дворянства. Но и освобождение крестьян без земли лишено смысла, даже опасно: помещики лишатся средств к существованию,

ибо безземельный крестьянин не в состоянии будет нести повинности; нанесет оно несомненный вред и государству — крестьяне «станут пьянствовать и злодействовать», в стране «воцарится безначалие». Отмена крепостного права лишит царя поддержки со стороны дворянства, которое воспримет эту меру как свое унижение. А без поддержки дворянства самодержавная власть царя ослабнет. Поэтому, делает вывод Карамзин, «для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей,

нежели дать им не вовремя свободу». Вокруг Сперанского плелись интриги. На него посыпались доносы, в которых он обвинялся даже в шпионаже в пользу Франции. Сначала он не обращал внимания на эти наветы и инсинуации, надеясь на поддержку и расположение к себе императора, но вскоре он почувствовал нависшую над ним опасность, В начале февраля 1811 г. Сперанский просил императора об отставке, но просьба была отклонена.

Более того, Александр демонстративно стал оказывать ему знаки «благосклонности», а это, как знали по собственному опыту царедворцы, служило верным признаком приближения опалы. 1 января 1812 г. Сперанский был удостоен ордена Александра Невского, а 17 марта был вызван на аудиенцию к императору. После двухчасового конфиденциального разговора он вышел из кабинета царя «в великом смущении».

В своем доме он застал министра полиции А. д. Балашова с помощником — они опечатывали его бумаги. У дома стоял возок для отправки Сперанского в ссылку. Сначала Александр I распорядился поселить его в Нижнем Новгороде. Через полгода, по новому доносу, Сперанского сослали в Пермь. Опала Сперанского вызвала бурю восторга в придворных кругах.

Некоторые даже удивлялись «милосердию» царя, «не казнившего этого преступника, изменника и предателя». Все эти обвинения были вздорны. Сам царь был убежден в невиновности Сперанского, но был вынужден, по собственному признанию, принести его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразовательными мерами. Характерно, что А. А. Аракчеев, ненавидевший придворную камарилью, встретил с тревогой опалу

Сперанского, полагая, что подобная участь угрожает и ему самому. Опала Сперанского с осуждением была воспринята Н. С. Мордвиновым, который в знак протеста подал в отставку. Заключение В первые годы царствования Александра I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще

всем европейским монархам приходилось считаться с новым «духом времени» — с влиянием идей Века Просвещения и французской революции на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. Любопытно заявление в те годы Александра I: «Самое могучее оружие, каким пользовались французы и которым они еще грозят всем странам, это общее убеждение, которое они сумели распространить, что их дело есть дело свободы и счастья народов», поэтому «истинный интерес законных властей требует, чтобы они вырвали

из рук французов это оружие и, завладевши им, воспользовались им против их самих». 20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. Он предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию с помещиком, Впрочем, помещики и раньше могли отпускать по своему желанию крестьян на волю за выкуп; но указ 1803г. был призван поощрить помещиков к расширению такой

практики, причем с обязательным условием наделения крестьян землей в собственность. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину. В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. «Об устройстве училищ» в основу системы образования были положены

принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй — уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей, ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями,

которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов. В 1801-1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден Непременный (постоянный) совет - совещательный орган при императоре для

обсуждения важнейших государственных вопросов. Он заменил собой прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоял из двенадцати титулованных сановников, назначаемых императором. Однако этот Совет не играл серьезной роли в центральной администрации. В 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Среди политических деятелей дореволюционной России этому «русскому реформатору», по определению Н. Г. Чернышевского, принадлежит бесспорно первое место. Историческая значимость того, что сделал Сперанский, определяется не только разработкой далеко идущих планов государственного преобразования России, но и его многогранной деятельностью политика-практика,

талантливого администратора, а также кодификатора законов и теоретика права. В 1814 г. Сперанский был вызван из пермской ссылки. По рекомендации А. А. Аракчеева в 1816 г. он был назначен пензенским губернатором, а в 1819 г сибирским генерал-губернатором, где провел крупную административную реформу. В 1821 г. Александр I возвратил Сперанского в Петербург, назначил членом

Государственного совета и. управляющим Комиссией о составлении законов. Но Сперанский уже не мог вернуть своего былого положения, находясь на второстепенных ролях. Список используемых источников 1. Богданович М. И «История царствования императора Александра I и Россия в его время» - СПб 1869 -1871. Т. 1 - 6. 2. Вандаль А «Наполеон и Александр I» -  Ростов-на-

Дону, 1995. Т. 1 - 3. 3. Мироненко С. В «Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в.» -М 1989. 4. Предтеченский А. В «Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в.» -  М.; Л 1957. 5. Сафонов М. М «Проблема реформ в правительственной политике

России на рубеже XVIII и XIX вв.» - Л 1988. 6. Сахаров А. Н «Александр I // Российские самодержцы (1801 – 1917)» -М 1993. 7. Соловьев С. М «Император Александр I. Политика. Дипломатия»- М 1996 8. Федоров В. А «М. М. Сперанский и А, А. Аракчеев» - М 1997



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Значение “Великого посольства” для преобразования России в европейское государство
Реферат Делопроизводство в туризме
Реферат Основи конституційно-правового статусу особи в Україні
Реферат Формування облікової політики підприємства
Реферат Реакция исламского мира на террористические акты 11 сентября 2001 и вторжение объединенных сил НАТО на территорию Республики Афганистан
Реферат Флаг Северной Каролины
Реферат Впровадження положень Болонського процесу в Україні
Реферат Организация финансового управления предприятием Детский сад 19 Пчелка
Реферат Анальгетики та спазмо анальгетики, плюси та мінуси терапії
Реферат Оценка царствования Екатерины II По ВО Ключевскому
Реферат Модемы и коммуникационные протоколы
Реферат Функционально-стоимостный анализ и создание стоимости нового товара
Реферат Eu 2 Essay Research Paper European Union
Реферат Случайные события
Реферат Совершенствование организации нефтепродуктообеспечения в ТНВ им. Димитрова