Реферат по предмету "История"


Жизнь Курихинской округи в годы Великой Отечественной войны

Жизнь Курихинской округи в годы Великой отечественной войны


Оглавление


Введение


1 Начало войны


2 Самые трудные годы


3 Безруков Иван Федорович


4 Сатаев Анатолий Матвеевич


5 Пленные немцы на Курихе


6 Православная вера в годы войны


Заключение


Литература



Введение


Раннее утро 22 июля 1941. Последние минуты без войны. Еще не забрезжил рассвет, но мирный сон советских людей был нарушен вероломным нападением фашистской Германии. Началась Великая Отечественная война. Война, которая своим безжалостным забралом прошлась по жизни миллионов людей. Война, которая сломала судьбы, искалечила души, уничтожила надежды, лишила жизней. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал все, что было нужно фронту, стране.


"Весь наш народ, не покладая рук, дни и ночи трудился для фронта, для победы. Без самоотверженного труда рабочих, крестьян, интеллигенции, без их материальной и моральной поддержки Красная Армия не смогла бы одолеть врага". Так была оценена роль тружеников тыла в приказе наркома обороны СССР №8 от 23 февраля 1946 года. Полководец Георгий Константинович Жуков говорил: "Тыл это половина победы, даже больше".


В этом году мы празднуем значимую для нас дату - 65-летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Это была самая страшная, кровопролитная, самая определяющая война для судеб людей всего мира. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа.


О том, как жилось в тылу, как нелегко приходилось на трудовом фронте, эту часть истории нам могут поведать непосредственные участники тех событий. Мы не должны оставлять их без внимания. Нам необходимо записать и сохранить воспоминания людей, чьим неимоверным трудом ковалась Великая Победа.


Актуальность
представленной работы заключается в том, что труженики тыла - это особый мир ориентиров нравственности и поведения человека в особых обстоятельствах, требующих мужества, воли, самопожертвования ради других людей, ради своего Отечества. Сохранение их имен, сохранение духовной чистоты – это одно из важнейших условий развития нашего государства и его защищенности. Ибо невозможно строить счастливое будущее, не зная своей истории.


Цель
представленной работы выяснить, как жили наши ровесники в те далекие военные годы, постараться взглянуть на события тех лет их глазами, понять их чувства и переживания.


Задачи
нашего исследования:


во - первых, проследить как жили и какие чувства испытывали подростки военного поколения;


во - вторых, показать, что судьбы отдельного человека тесно сплетаются с общей историей страны;


в - третьих, сохранить воспоминания очевидцев о событиях Великой Отечественной войны.


1
Начало войны


Накануне Великой Отечественной войны на территории Курихинской округи насчитывалось 12 поселков, которые были образованы в 20-е годы ХХ века. Центральным считался поселок Куриха, на котором находилась станция Сарма узкоколейной железной дороги Выксунского лесоторфоуправления (ЛТУ). В начале 30-х годов прошла коллективизация, в каждом поселке был организован свой колхоз. Земли, отвоеванные у леса, давали высокие урожаи, крестьяне хорошо получали на трудодни, много продукции получали с приусадебных участков, плюс дары леса грибы, ягоды, так что жить было хорошо.


Постепенно начали складывать свои традиции. Одной из таких традиций была встреча пассажирского поезда. Поезд ходил днем около 12 часов, к нему приходили как к празднику нарядные, с гармонью, с песнями, пляшут, поют. В этот воскресный день все было также. Пришли, а тут ВОЙНА. Сразу провели митинг. Митинг организовал начальник Сарминского подучастка Безруков Иван Федорович, бывший председатель Вознесенского райисполкома. В яме, что возле остановки проходили все торжества. На бугор ставилась временная, фанерная трибуна, народ собирался внизу, всем было все видать. Иван Федорович объявил, что началась война. Двое шоферов из Выксы, что возили дрова из леса, сразу пошли добровольцами.


Как справедливо заметила Быстрова Анна Ивановна, Куриха в годы Великой Отечественной войны была важным стратегическим объектом. Отсюда, с железнодорожной станции, по направлению к Выксе все четыре военных года уходили вознесенцы на фронт. Свыше 7700 мобилизованных! Сколько слез пролито перед отправкой!


Вспоминает Васюкова Нина Петровна, вспоминает и плачет. «Началась война. Для всех это конечно был удар, сразу стали забирать на фронт, начали брать и брать, моего отца забрали 29 декабря 41 года. Привозили обычно на лошадях, потому, что мобилизованные были со всей округи. Лошадей привязывали к коновязи и ожидали поезда на станции. Станция всех вместить не могла, поэтому все квартиры на Донке и на Мелькине были забиты отъезжающими и провожающими. В дом набиралось по 10-12 человек. Приезжали засветло, так как поезд стал ходить только ночью. Провожали с гармонями, и песни поют и плачут.


До поезда ждут, когда подходил поезд, тут конечно начинались страшные крики. Бабы начинали вопить, до сих пор помню эти душераздирающие крики. Погрузятся в вагоны, сядут, и поезд начинает разгоняться, а женщины бегут за поездом, за задний вагон цепляются, как будто думают, что они его остановят. А поезд идет все быстрее и быстрее, и гудит, гудит протяжно, заунывно, гудит долго, пока не преодолеет подъем, не свернет в лес и не скроется из глаз. До сих пор помню этот заунывный гудок. Это никогда не забыть. Через Куриху провожали всех, поэтому и эти душераздирающие крики были каждый день. Каждый день отправляли, отправляли и отправляли целыми партиями, а возвращались единицы покалеченные, хромые, на костылях».


Только в первые недели войны из района ушли на фронт 2656 мужчин, и все они или почти все прошли через Куриху. [4]


Вспоминает Кузнецова Анна Ивановна. «Когда по радио объявили о начале войны с Германией, мои сверстники повзрослели за несколько дней и даже часов, я была тогда еще девчонкой и с любопытством наблюдала картину проводов. Видела, как мальчишки проводив отца, тонкими руками обнимали и гладили плачущих матерей, будто давая им понять, что теперь они их опора. А матери поворачивали к ним лица и улыбались сквозь слезы. Глаза у тех мальчишек были уже взрослые, проникнутые ответственностью, и за мать, и за младших братьев и сестер, поэтому-то они так крепко держали за руки пока еще малопонимающих шустрых карапузов».


Конечно, нам сейчас трудно понять до конца всю глубину материнского горя, отправляющих на фронт своих сыновей, всю глубину человеческих страданий жен, провожающих своих молодых мужей, слезы детей, провожающих своих отцов, но все это было… . И мы молодое поколение России должны знать и помнить, ценой каких страданий и душевных мук завоевана наша победа.


2
Самые трудные годы


Самыми трудными, самыми тяжелыми были первые годы войны – 1941-1943. Вспоминает Васюкова Н.П. «В конторе лесоучастка был установлен репродуктор, черный такой, круглый, и каждый вечер мы ходили в контору и слушали сводки Совинформбюро. И каждый вечер Левитан сообщал: «После тяжелых и кровопролитных боев наши войска оставили…». А далее шло перечисление названий крупных сел, городов, железнодорожных станций. Каждую ночь с Курихи отправлялся состав с мобилизованными мужчинами на фронт, а немец все шел и шел».


Подростков постарше отправляли на рытье окопов у Мурома и Шиморского. Немецкие самолеты уже бомбили Горький, пытались бомбить железнодорожный мост через Оку у Навашина, на Курихе и окружающих поселках ввели затемнение. Ночью стали пролетали тяжелые самолеты. Рассказывает Макарова Татьяна Сергеевна: «Слышим, ночью летят, мать велит гасить свет, а какой там свет, гасилка какая-то, погасим ее, выйдем на улицу, а они летят высоко, только огоньками светят, страшно».


«А однажды – рассказывает Васюкова Нина Петровна – прямо над Курихой низко пронесся немецкий самолет, видать прорвался, а за ним два наших. Страшно стало, я подумала, один самолет пролетел и нам страшно, а каково им там на фронте». Атмосферу страха усиливали, появившиеся в лесах дезертиры. Они появились вскоре после начала войны, резали скот, останавливали даже обозы, которые везли зерно с Дивеевского района на станцию Сарма.


Во все времена на Руси отличительной чертой русской души были доброта, человечность и милосердие. Сколько пришлось нашей многострадальной Родине пережить горя и тягот, но выжить и радоваться этой жизни помогали русская сила духа, вера и, конечно же, желание в трудные минуты прийти на помощь друг другу. Все эти качества были характерны и для жителей Курихинской округи.


Васюкова Н.П. рассказывает, что до войны рабочие, занятые на лесозаготовке, жили вместе с семьями в лесу, в бараках. Когда началась война, с бараков всех мужиков взяли на войну, и семьи с ребятишками остались там одни, а ребятишкам в школу ходить надо. На Курихе, был совсем заброшенный барак, в этот барак их и перевезли с Алванейки. Барак – это единое помещение, в котором стояли нары, печка с плитой, на которой все варили, у кого что есть. Жили в нем в основном нарышкинские семьи: Дудины, Таютины, Туваевы, Модины, заменив мужчин, женщины пошли работать в лес. Жили очень плохо, курихинские хоть картошки накопали, а у них ничего не было. У тети Груши Модиной ребятишек было трое, бабка старая и она, и никаких запасов у них не было, что в лесу заработают тем и жили.


«Я помню», - вспоминает Нина Петровна – «у нас это, был как закон. В воскресенье мама наливала молока в кринку, накладывала картошки в ведерко, капусты, и говорила: «Неси тети Груши, у них совсем есть нечего». И так поступал каждый, давали все, у кого что было».


3
Безруков Иван Федорович


Добрым словом вспоминают жители Курихи начальника лесоучастка Безрукова Ивана Федоровича. Близко знала семью Безруковых Нина Петровна Васюкова, она дружила с их дочерью Мирославой.


«Иван Федорович был строгий, но добрый. Хозяин хороший. Он не обходил вниманием ни одну семью, был очень внимателен к женщинам, проживающим в бараке. После наряда он шел в барак спрашивал, что надо. Привозили дров с полукруга, но самим брать не разрешалось. Когда пошли американские товары, без его участия ничего не распределялось. Что приходило в магазин, он выписывал себе, шел в барак спрашивал: «Кому надо?» А нужно было всем, ребятишки бегали полураздетые. «Кому нужнее?» - уточнял он. Мы, ребятишки, постоянно были в поле его зрения, ведь у многих отцы были на фронте».


О том насколько Иван Федорович был человечным человеком можно судить по одной истории, рассказанной Анной Ивановной Кузнецовой.


«В ведении начальника лесоучастка находился и поселок, который тогда назывался рабочим. По штатному расписанию лесопункта разрешалась должность коменданта, в обязанности которого входил контроль за соблюдением противопожарных мероприятий, чистотой и порядком на улицах. У коменданта был ненормированный рабочий день, и каждое утро он должен был докладывать начальнику обо всем случившемся за прошедшую ночь.


Однажды утром он доложил о том, что в помещении станции находится семья Майорова Петра (отчество не помню). Родители и пятеро детей. Они возвращаются из ссылки на родину, в Криушу. Но там их никто не ждет, поэтому и встретить никто не может. Если они пойдут пешком, то погибнут. Стояли сильные морозы, а Майоровы ослабли от голода, были полуразутые, полураздетые.


Тогда Иван Федорович принимает решение: родителей и двоих старших подростков устроить на хозяйственные работы, чтобы выдать им продовольственные карточки и спецодежду, постель со склада. В лесу работать они не могли.


А вот поселить их было некуда, поэтому им разрешили жить в гараже, где круглые сутки топилась печь для подогрева воды в большой емкости, на которой был деревянный кружок из толстых досок. Это было самое теплое место для ночлега младших детей. А если кто-то приезжал из управления, то их предупреждали, чтобы они куда-нибудь уходили, потому что у начальника могли быть неприятности из-за этого».


О его отношении к рабочим можно судить по тому наказу, которое он дал Анне Ивановне при ее вступлении в должность конторского работника. Она вспоминает: «Я на всю жизнь запомнила напутственные слова Ивана Федоровича Безрукова. Он сказал, что освоить счетную работу – это еще не все, главное – научиться работать с людьми. «Трудности есть и в нашей работе, но мы находимся под крышей, а рабочие выполняют тяжелый физический труд в любую непогоду. А не будь их, и нам здесь делать нечего», - так он выразился».


4
Сатаев Анатолий Матвеевич


Примеру взрослых следовали и дети. Вот какую историю рассказала нам Васюкова Н. П.


«Во время войны к нам в школу прислали нового учителя Сатаева Анатолия Матвеевича, я училась тогда в 5-м классе. Пришел он к нам в класс, а у него в валенках пятки голые проглядывают, сам худенький, одежонка какая-то плохенькая.


После уроков мы все собрались и стали обсуждать, как нам ему помочь. Решили попросить дома и принести, у кого что есть. Я попросила у мамы валенки и костюм, которые остались после отца, Пресняков Толька с Димары привез пальто своего отца, кто-то принесли носки, шапку. А отдавать стесняемся. Пошли к директору школы Смирнову Николаю Владимировичу, попросили его дочь Римку позвать отца. Он вышел, узнав, в чем дело, пригласил нас к себе в квартиру, похвалил нас и попросил оставить собранные вещи у него. Он Анатолию Михайловичу все и отдал.


На другой день смотрим, Анатолий Матвеевич надел мой костюм, валенки одел, пальто одел, правда, оно ему великовато, но ничего, зато тепло. Радости нашей не было предела. А он жил на квартире в Луктосе. Всю войну он в этом и проходил. Мы его очень жалели, и все на Курихе ему помогали. Весь народ видели: самим плохо, а ему еще хуже, надо помочь».


Несмотря на тяжелое, бедственное положение Анатолий Матвеевич всю свою силу и душу вкладывал в обучение и воспитание подрастающего поколения, о чем свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года о награждении его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


Сейчас в нашей школе работает сын Анатолия Матвеевича, Сатаев Алексей Анатольевич, вот, что он рассказал о своем отце.


«Незадолго до войны мой отец поступил в Горьковский университет имени Лобачевского. После того, как был репрессирован отец-священник, его лишили стипендии, помощи ждать было неоткуда, чтобы продолжить учебу он ночами и в выходные разгружал вагоны, баржи. Этих денег хватало только на пропитание. Вслед за лишением стипендии последовало исключение из университета. Не закончив обучение, он пошел работать в школу, и был направлен на Куриху, где школа открылась в 1940 году. Вот почему Анатолий Матвеевич был так одет.


5
Пленные немцы на Курихе


Милосердие, доброту и сострадание проявляли даже по отношению к пленным немцам. Лагерь для немецких военнопленных находился на 72 километре, с правой стороны, ближе к Курихе. Жили они в бараках, заглубленных в землю, так, что над землей были видны одни крыши. Немцев привозили на Куриху для выполнения различных работ соль или муку разгружать так, как мужчин было мало, а товар приходил на весь район.


Рассказывает Васюкова Н. П. «Однажды летом пригнали немцев на Куриху, нам детворе все интересно – надо посмотреть, какие они? Одеты они были плохо, на них страшно было смотреть, одежда серовато-черная, подпоясаны ремнями, фуражки с козырьками. А нам их жалко. Посовещавшись, решили, дома попросим у кого, что есть, покормим. Пришла домой, попросила у мамы картошки с собой, объяснив это тем, что мы решили все вместе поесть, кто огурцов принесет, а я пообещала принести картошки. Я не сказала, что мы пойдем немцев кормить.


Принесли кто чего, кто картошки, кто огурцов, кто моркови, подкрались к вагону, а их охраняли. Все в подол сложили, выбрали момент, когда охрана не заметит, влетели в вагон, бух все на пол, высыпали, отбежали и смотрим, что будет дальше, они посмотрели на нас из вагона и один из них говорит: «Данке шён». Взяли они все, а мы долго на них смотрели, жалко нам их было.


И это не смотря на то, что была война, уж убили у кого-то, а вот не было такой озлобленности, мы понимали, что они тоже солдаты. Мы знали уже, что они умирают и их хоронят. Лет 12 мне тогда было». Отец самой Нины Петровны к тому времени также погиб на советско-германском фронте.


Рассказывает Кузнецова Анна Ивановна. Одну случайную встречу, она до сих пор помнит до мельчайших подробностей:


«Как-то возле конторы лесопункта конвоиры остановили группу пленных, и я обратила внимание на одного из них. Ссутулившийся, со впалыми бледными щеками, с нездоровым румянцем, он почему-то вызвал у меня жалость. Когда один из охранников отвернулся, я сунула ему кусочек сала, который припасла себе на обед».


А в это время отец Анны Ивановны защищал блокадный Ленинград. Своей самой высокой наградой он считал две ложки гречневой каши, которые ему и его боевым друзьям собственноручно положил полковник на листочки бумаги после прорыва блокады.


6
Православная вера в годы войны


Как же удалось сохранить людям в те далекие суровые годы все самые лучшие человеческие качества. По убеждению Кузнецова Анна Ивановна велика роль в этом родителей, дедушек и бабушек


Исключительно напряженная обстановка была в первые годы войны, но люди не пали духом, не начали сидеть и плакать. На неокрепшие плечи мальчишек легла работа, которая не каждому мужику по силам. Положение было безвыходное. Стране, а в первую очередь фронту нужен был хлеб, в колхозах же – бабы, старики и ребятишки. В поселках детям, кто постарше уже была знакома пахота, младшие учились. Не хватало лошадей – впрягались сами. В распутицу за 10 километров со станции несли за плечами мешки с зерном для сева. На целую зиму по насту наваживали дров. Тогда это было нормой, а ведь это был подвиг. И если бы не были родителями заложены в души и сердца этих детей чувства долга перед Родиной и семьей, любовь к земле, сострадание к ближнему, вряд ли такое было возможно.


На шее не было креста, в школе не говорили о Боге, а дома Бог был. Были иконы, перед которыми зажигались лампады, был Божий страх, благодаря которому в душах детей жила совесть. Она-то и породила в их сознании чувство ответственности перед природой и чувство стыда за неблаговидные поступки. И прививались эти качества благодаря личному примеру родителей, бабушек и дедушек, которые для них были образцом жизни.


Веру в победу, оптимизм вселяли и монахини закрытой в 1928 году Курихинской Знаменской женской общины.


Рассказывает Кузнецова Анна Ивановна. «После закрытия монастыря монахини разошлись, у кого были родственники, по родственникам у кого таковых не было просто по верующим селянам. Наиболее строптивые, которые не хотели покидать монастырь, были арестованы и отправлены в тюрьмы. Арестовывались не только монахи, но и послушницы это те, кто только готовились к постригу. Некоторые умерли в тюрьме, а некоторые вернулись. В 1941 году гонение на них было ослаблено. В Курихинских поселках их жило много и, хотя годы войны были трудными, но мелкие Курихинские колхозы жили лучше других. И если в любой Курихинской семье проживали монахини, это было частью каждой семьи. Обеденный стол семьи все равно был скудным, в основном питание было картошка, отчего у всех детей был диатез, а когда золотуха краснели и опухали глаза. А вот от этого лечили монахини, готовили снадобье из чистого дегтя и трав.


А самое главное меня всегда поражала их вера в победу, в которую они верили сами и вселяли уверенность в других. Они ссылались на Священное Писание, в котором говорилось, что Россия непобедима, потому что она православная. Эти женщины были отменные психологи, они всегда были рядом с теми, в чей дом приходила похоронка. До 40 дней читали псалтырь и своим умным словом помогали пережить это большое горе.


По моему личному мнению, то, что большинство женщин остались верными своей первой любви, мужчинам, сложившим голову на поле брани - это заслуга монахинь. Нас малолеток девчонок они ненавязчиво учили шитью и рукоделию из шерсти, мы вязали красивые кофты и шали, а свои цветные платки и шали мы прятали в сундуки и с нетерпением ждали дня победы, чтобы их повязать и это тоже были их влияния. Вот так, как то незаметно они учили нас нравственности. А в поле, где мы работали вместе с матерями вместо песен и частушек мы пели духовные стихи, этому тоже научили нас и наших матерей монахини.


Не знаю почему? Что даже у мальчиков, наших ровесников они пользовались уважением. Я помню хорошо, как мой брат, а ему было примерно лет 10-11, прибежал домой в слезах и стал рассказывать нашей бабушке, что он нечаянно кинул снежный ком и попал в монахиню, проходившую по дороге, ему было стыдно, хотя он и попросил у нее прощения.


Нашим бабушкам и матерям они помогали сохранить веру в Бога, обогащая их духовную нравственность, а последующим поколениям они помогли стать не безучастными к чужому горю, чужому несчастью.


И когда приезжала кинопередвижка, вся донковская детвора шла смотреть фильм про войну на Куриху. Возвращаясь обратно вечером, пока шли лугами могли, погалдеть, пошутить, а как только подходили к поселку все замолкали, потому что знали, что кому-то, недавно пришла похоронка, а в каком-то доме, был покойник, а поэтому по поселку шли бесшумно. В селе это можно было назвать правилами приличия, то это тоже было влияние монахинь.


В каждом поселке в каком-нибудь доме по праздникам собиралась все жители поселка на молитву. В Донке молились в доме Дяжкиной Надежды Егоровны, Юниной Анны Михайловны, а летом молились на родниках. А в такие праздники Троицы, Духов день, день Ильи пророка шли на родники Курихинского монастыря и жители и монахини со всех поселков. Отменные голоса, изумительная музыкальность, лесная акустика это было что-то невообразимое. А когда служили молебны о дожде, а после пели духовные стихи, один из них я очень любила, к сожалению, забыла слова «Господи дай влагу земле напой жито».


И я готова согласиться с пророчеством монахинь, что Россия справилась с тем злом, которое выпало на ее долю, потому что была православной. А все монашествующие люди, живя среди людей, внесли неимоверно большой вклад в дело победы, забыв обиду которую нанесли им власти и некоторые люди по своему недомыслию».


Заключение


В нашей работе мы хотели взглянуть на жизнь Курихинской округи глазами детей военных лет, которые проживают на территории Сарминской сельской администрации. К сожалению, их с каждым годом остается все меньше и меньше. А ведь они, наряду, с немногими оставшимися в живых ветеранами Великой Отечественной войны последние свидетели героического прошлого нашей страны.


В ходе работы над рефератом, к нам пришло осознание того, как важно знать молодым людям, приходящих на смену старшему поколению бабушек и дедушек то, как они работали, чем жили, что переживали. Поражает до глубины души, как все-таки смогли они в ту пору выстоять и победить. Когда слушаешь их рассказы, то невозможно сдержать слезы, тем более, что они сами, вспоминая свое детство, плачут, не стесняясь своих слез. Это слезы по несбывшимся мечтам, по не вернувшимся с войны родным, по страшным воспоминаниям о детстве.


Самым ярким воспоминанием у всех ветеранов является 9 мая 1945 года. Они помнят этот счастливый день. Как все радовались, обнимались, целовались и плакали. Но это были слезы радости. Не было счастья большего для них, чем окончание войны. Они все были победителями: и те, кто с оружием в руках изгнал врага с родной земли, и, безусловно, те, кто приближал Победу своим ратным трудом. Среди них были девчонки, и мальчишки практически нашего возраста. Они рано повзрослели, они не познали счастья беззаботного детства.


Сегодня эти люди состарились, тяжелый труд дает о себе знать многочисленными болезнями и недугами. Но они живые свидетели прошлого. При общении с ними, удивляет, что они вырвались из этого пекла испытаний и не потеряли любви к жизни и ближним, веры и мудрости жизни, невольно ловишь себя на мысли, что и с проблемами сегодняшнего дня смогут справиться только сильные духом и чистые сердцем люди.


Литература


1. Кузнецова А. И. Без срока давности. «Наша жизнь» от 14 марта 2008 года.


2. Кузнецова А. И. Запомнила на всю жизнь. «Наша жизнь» №78 от 10 сентября 2008 года


3. Кузнецова А. И. О семье, о себе, о России. «Наша жизнь» №7 от 28 января 2009 года.


4. Логинов В. И. Отчий край: прошлое и настоящее: историко-географический очерк. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.


5. На земле вознесенской. Сост. Н. А. Шемяков. – Арзамас. ОАО «Арзамасская типография». 2009.


6. Чернецкий В. Е. С лесных Курихинских делянок. В кн. «Вклад вознесенцев в Победу». Сост. Н. А. Шемяков. – Арзамас ОАО «Арзамасская типография». 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности
Реферат Голенищев-Кутузов, Иван Логгинович
Реферат Венская Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров
Реферат Тюлень-монах
Реферат Repeat After Me-The Taming Of The Shrew
Реферат Провал попытки установления парламентской монархии в России (1905 - 1907 гг.)
Реферат Oбщие принципы тренировки скоростно-силовых качеств в циклических видах спорта
Реферат Графические методы расчета цепей с нелинейными резистивными двухполюсниками
Реферат Understanding Of Suffering Essay Research Paper Understanding
Реферат Преддипломная производственная практика в АО "КТЖ"
Реферат Организация работы по подготовке к архивному хранению документов со
Реферат Рокфеллер, Джон Дэвисон
Реферат Character Essay Research Paper aracterPhilThe sun was
Реферат Рекреационный потенциал Российской Федерации
Реферат Эберт, Роджер