Учреждение государственного
совета 1 января 1810 года (функции, состав).
Создание
министерств и реформа Сената 8 сентября 1802 года не принесли желаемого
результата. Слабость государственного аппарата перед лицом внешнего и
внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числе самого
императора, искать новые средства его усовершенствования.
В этих условиях
Александр I приближает к себе молодого, но уже опытного
реформатора М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществить прогрессивные
преобразования, которые, по мнению царя, должны были успокоить и народ, и
дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена программа либеральных
преобразований всей системы государственных органов. Она изложена в его работе
«Введение к уложению государственных законов».
Наиболее
прогрессивным и поэтому неосуществленным элементом планировавшейся Сперанским
системы государственных органов должны были стать представительные органы -
местные думы и Государственная дума. Последнюю предлагалось создать для
обсуждения законопроектов и контроля за деятельностью министров. Ей
предоставлялось право абсолютного вето на все вносимые проекты законов. Это был
заметный шаг в сторону конституционной монархии, если учесть, что право
избирать и быть избранным получали все собственники недвижимого имущества.
Как утверждал
Сперанский, в его проекте вершину всей государственной организации составляла
не Государственная дума, а Государственный совет, который должен был
представлять собой «сословие, в коем все части законодательной, судной и
исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят
к державной власти». Госсовет предстает во «Введении» в качестве
универсального, многофункционального, но совещательного органа. Члены госсовета
должны были назначаться императором, который являлся его председателем.
Напоминая предшествующие ему совещательные органы при царе в главных чертах,
госсовет вследствие изменения роли в системе самодержавия имел много нового.
Иной стала его структура - теперь наряду с общим собранием создавались
департаменты Совета. Новое устройство получила и его канцелярия.
Вопреки логике
записки «О необходимости учреждения Госсовета» и самому смыслу этой реформы
проект «Образования госсовета» не обсуждался ни в Сенате, ни Непременном
совете, ни в каком-либо другом органе.
Торжественной
церемонией открытия 1 января 1810 года начало свою работу общее собрание
Госсовета. На первом заседании выступил с речью, написанной Сперанским,
Александр I. Он заявил, что всегда желал, чтобы
благосостояние империи утвердилось в законе, а закон был недвижен на
постановлениях, а потому с начала года кладет твердое основание одному из
важнейших органов - госсовету.
«Коренные законы»
госсовета, изложенные Сперанским еще во «Введении к уложению госзаконов», вошли
в «Образование» с незначительными изменениями. «Образование» пополнилось только
одной новой статьей, запрещавшей министрам быть председателями департаментов
госсовета.
В «Образовании
госсовета» было немало недостатков и противоречий, которые лишь частично могли
быть устранены при реализации всего плана преобразований Сперанского, однако не
только Госдума не была создана, на даже одобренная императором реформа Сената
не проводилась, и поэтому организация Совета, которая должна была по мысли
создателя, упорядочить работу госаппарата и установить режим законности, на
практике привела не к разделению, а напротив, к смешению функций высших
государственных органов. Вместе с тем, как правильно заметил А. В.
Предтеченский, при абсолютной неприкосновенности прав самодержавной власти
сводилось на нет значение госсовета как органа, устанавливающего порядок в деле
законодательства. Госсовет, как и предшествующие ему советы при императоре,
продолжал оставаться универсальным совещательным органом, в котором также
постепенно возобладали не законодательные, а судебные и исполнительные дела.
«Образование
Государственного Совета» по структуре представляет собой двуединый акт,
состоящий из Манифеста и собственно «Образования». В первом раскрываются
причины, вызвавшие создание Госсовета, закрепляются основные законы,
определяющие компетенцию и состав госсовета, провозглашаются его первоочередные
задачи. «Образование» состоит из двух отделений, которые по содержанию и по
форме существенно отличаются одно от другого. Текст первого отделения,
названного «Коренные законы госсовета», разделяется цифрами на 16 частей.
Второе отделение состоит из 144 параграфов, объединенных в 8 разделов.
Некоторые разделы,
помимо параграфов, имеют и другие структурные подразделения.
По этому документу
госсовет разделялся на 4 департамента: законов, дел военных, дел гражданских и
духовных, государственной экономии. В департамент законов входит все то, что по
существу составляет предмет закона. Законодательная комиссия должна будет
вносить на рассмотрение этого департамента все законопроекты.
В департамент военных
дел входили предметы ведения военного и морского министерств.
В департамент
гражданских и духовных дел «Образование» включало дела юстиции, духовного
управления и полиции.
А к департаменту гос
экономии относились предметы общей промышленности, наук, торговли, финансов,
казначейства и счетов.
Возглавлял госсовет
его председатель. Он подписывал все документы, открывал и закрывал собрания,
назначал на рассмотрение госсовета дела. При работе госсовета должен был
охранять порядок и единство предмета рассмотрения.
В департаментах так
же были председатели. Они возглавляли департаменты, открывали и закрывали
заседания департаментов, назначали на рассмотрение дела и т.п. (то же самое,
что и у председателей госсовета).
Государственный
секретарь управлял канцелярией. Под его ответственностью находилась точность
сведений, предлагаемых совету и надлежащая ясность их изложения, а также
изготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем его
собрании, так и по департаментам.
При каждом
департаменте совета находился один статс-секретарь и несколько помощников. Их
обязанность состояла в собрании дополнительных сведений, нужных для слушания
дел.
К компетенции
госсовета относились:
·
изменение или отмена действующих законов
·
дача разъяснений по текущему законодательству
·
внутренняя политика
·
гос бюджет
·
налоги??
·
отчеты министерств в управлении принадлежащих к ним частей
Все дела, подлежащие рассмотрению
госсоветом, сначала поступали в департаменты. Их могли направлять туда от
министров. В них, путем голосования, отбирались дела, которые было необходимо
рассмотреть госсовету. Затем дела передавались непосредственно на рассмотрение
госсовета.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Теория познания В. Гегеля |
Реферат | Техника и человек |
Реферат | Теория мироздания Канта |
Реферат | Тема абсурду в екзистенціалізмі А.Камю. |
Реферат | Теория идей Платона |
Реферат | Т. Веблен как представитель институционализма |
Реферат | New York. Places of interest |
Реферат | Теорії зародження життя у Всесвіті |
Реферат | Технократизм как социальное явление |
Реферат | Река Замбези |
Реферат | Томизм и неотомизм |
Реферат | Тибетская книга мертвых - философия смерти |
Реферат | Техника как предмет философского осмысления |
Реферат | Тускуланские Беседы Цицерона. |
Реферат | Физический и феноменологический миры |