Реферат по предмету "История"


Лукреций

Тит
Кар
(род. около 99—ум. 55 до
н. э.), — древнеримский философ и поэт, великий просветитель древности, один из
круп­нейших представителей античного атомистич. мате­риализма. Сведений о жизни
Л. почти не сохранилось. До нас дошла философская поэма Л. «О природе ве­щей»
(«De rerum natura», лучший рус. пер.—2 тт., 1946—47).
Эта поэма — не только великий литера­турный памятник, но одновременно важнейшее
сочи­нение в истории естествознания, содержащее наибо­лее полное и
мотивированное изложение одного из вариантов античного атомизма.



Л.—
последователь Демокрита и Эпикура (см.). Как и для них, атомистич. принцип был
для Л. уни­версальной гипотезой, призванной объяснить всё многообразие явлений
окружающего мира. Все вещи, по Л., возникают из первичных телец и на них по­сле
своей гибели распадаются. Тельца существуют объективно и вечно; в разных
комбинациях они обра­зуют различные вещи. Тельца неизменны, абсолют­но плотны,
крепки, неделимы; они отличаются друг от друга весом и конфигурацией. Наряду с
мель­чайшими материальными частицами, считал Л., объективно существует и
пустота, без к-рой невоз­можно движение телец, их соединение и распад. Пер­вичные
тельца вечно движутся. Причина их движе­ния — в тяжести, заставляющей их
падать, и в са­мопроизвольном отклонении телец от прямой. Тель­ца и пустота —
основные начала всего существую­щего. Движение телец — их необходимое и неотъем­лемое
свойство. Время вне движения лишено вся­кого содержания.



Вселенная,
по Л., не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве; она бесконечна
и, сле­довательно, вопреки взглядам Аристотеля, не имеет никакого центра. Во
Вселенной существует беско­нечное количество миров. Существующие миры воз­никли
в результате случайной комбинации хаоти­чески движущихся первичных телец. Земля,
как и все миры, не только имеет начало во времени, но осуж­дена на
исчезновение, гибель. Но жизнь во Все­ленной никогда не прекратится. Живые
организмы также возникли в результате случайного сочетания первичных телец.
Вначале возникли неприспособлен­ные к жизни организмы: уроды, существа
бесполые, безногие, безрукие, безротые и т. д. Они быстро погибали, пока в
результате того же случайного стихийного сочетания атомов не возникли существа,
приспособленные к окружающим природным усло­виям. Л. был противником
религиозных и мифологич. объяснений возникновения жизни и решительно выступал
против телеологич. понимания строения и жизнедеятельности организмов. С точки
зрения атомистич. теории он объяснял не только возникновение организмов, но и
все процессы жизнедеятельности:



сущность питания, роста,
размножения, психич. деятельности и т. д. Л. твердо и настойчиво заявлял, что
ни о каком бессмертии человека, ни о какой поту­сторонней жизни души не может
быть речи.



Отстаивая
линию философского материализма, Л. утверждал, что мир, природа познаваемы. Чув­ственные
ощущения он считал единственным до­стоверным источником познания. Ошибка может
быть лишь в суждениях, в размышлениях, но не в ощущениях. Обмануть может лишь
рассудок, когда он отрывается от чувственных данных или непра­вильно их
обобщает. От предметов, по мнению Л., отделяется их тончайшая оболочка, к-рая,
попадая в глаз человека, вызывает ощущение. Мышление — комбинация самых тонких,
самых лёгких, особенно быстро движущихся первичных телец.



В
общественно-историч. воззрениях Л., несмо­тря на их несомненный идеализм,
имелись отдельные ценные положения. Поступательному движению об­щества
способствуют, по Л., не божественное пред­начертание и не каприз правителя, а
умственное развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в
переходе от первоначальной дикости к че­ловеческой культуре Л. придавал трём
открытиям:



использованию огня, постройке
жилищ и примене­нию звериных шкур в качестве одежды. Л. отри­цательно отзывался
об истребительных войнах, от­рывающих людей от мирного труда, резко осуждал
хищничество и аморализм римских рабовладельцев. Но Л. не был идеологом
угнетённых классов. Сча­стье, считал он, состоит в ограничении желаний, в
невозмутимости и абсолютном спокойствии (ата­раксии), в познавательной
деятельности, к-рая из­бавляет человека от страха перед смертью и перед богами.
Л. решительно отвергал религиозную догму о божественном сотворении природы и
человека; допуская существование богов, он считал, что они бессильны перед
законами природы и, не вмешиваясь в дела людей, блаженствуют в межмировых
простран­ствах. Причину религиозных верований Л. видел в невежестве, незнании
явлений природы, неумении объяснить их истинные основания. Скудость позна­ния —
источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.



Просветительская
деятельность Л. навлекла на него ярость церковников, к-рые, стремясь
дискреди-тировать выдающихся античных атеистов, на про­тяжении тысячелетий
возводили на Л., как и на Эпикура, всяческую клевету. Философские взгля­ды
античных атомистов пытались исказить Г. Гегель и другие философы-идеалисты.



Вопреки воле церковников, поэма Л. «О природе
вещей», в к-рой в художественной форме изложено античное материалистич.
мировоззрение и высказа­ны ценные научные догадки и глубокие диалектич. мысли,
сыграла значительную роль в истории чело­веческой культуры, в формировании
мировоззрения многих естествоиспытателей и философов. Она оп-ределила многие
черты мировоззрения И. Ньютона и М. В. Ломоносова, приводила в восторг А. И.
Гер­цена, глубоко интересовала молодого К. Маркса. К двухтысячелетию со дня
смерти Л. она была вновь издана Академией наук СССР на русском и латин­ском
языках.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.