Великий художник тюркского мира К. Бехзад Средняя Азия являлась центром развитой культуры, искусства. Труды древнего ученого Абу Райхан ал Ям» – Бируни свидетельствуют, что архитек¬тура, ваяние и изобразительное искусство были высоко развиты еще за 2 тысячелетия до н.э. на территории Хорезмского государства. Настенные росписи, которые украшали храмы и народные залы домов, найденные
при раскопках города Пенджикента, продолжают традиции древнего искусства, представителем которого является Кемаледдин Бехзад (ок. 1455—1535/ 1536) — миниатюрист, крупнейший представитель гератской школы миниатюры. Тяга к искусству у него появилась еще в детские годы. Особенно большой интерес он проявлял к настенной живописи. Искусству рисования Бехзад учился у Мавлина Мирака.
Мирак, владевший секретами изобразительного искусства, замечает необык¬новенную любовь юного художника к живописи, стремление совершенство¬вать ее. Рисунки, выполненные Бехзадом, полны гармонии. Небольшие по размерам, изящно выполненные художественные произведения искренне ра¬дуют наставника. Ученик, обладающий острым умом, быстро осваивает сек¬реты мастерства. Достаточно освоив методы изобразительного искусства, свою дальнейшую жизнь
Бехзад посвящает художественному творчеству. Вклад Бехзада в миниатюрное искусство огромен. Художник создал пора¬жающие красотой и жизненностью миниатюры к поэтическому произведе¬нию Саади "Бустон" и другим произведениям великих поэтов Востока. Со¬временники писали о Бехзаде: "Волос его кисти благодаря мастерству душу давал неодушевленной форме". В одной из картин изображены персидский царь и скотоводы.
Оно произво¬дит впечатление на зрителя. Удачно изображены лошади, особенности их окраса. Например, если конь под Дарием пегий, то в табуне имеются белогривая и пестрая лошадь, кормящая жеребенка, темно-рыжей масти, вороной. Скотоводы гармонично вписываются в окружающую природу. Очень выразительна окружающая природа: деревья, растения, переданные в золотистых, серебряных тонах. Несколько картин художника Бехзада находятся в музеях
Лондона. Его современники-искусствоведы высоко оценили творчество Бехзада. По определению шведского искусствоведа Ф. Мартина, К. Бехзад является "Рафаэлем Востока". Произведения Бехзада, основоположника искусства миниатюры, являются ценным наследием мировой культуры. Подлинные жемчужины средневекового искусства — это книжные миниатюры.
Искусство миниатюры глубоко созвучно содержанию и изысканной метафоричности поэтического языка классической литературы Востока, воспевающей возвышенные чувства своих героев. Бехзадом художественно оформлена книга — поэма "Хамса" — великого азербайджанского поэта Низами. До сих пор деятелей культуры волнуют неповторимый стиль художника, картины, полные неразгаданных тайн.
Бехзад иллюстрировал и книгу "Зафарнаме", автором которой является Шараф ад-Дин, летописец великого полководца Тимура. Поэма посвящена победам Тимура в боевых сражениях. Иллюстрации Бехзада способствуют более широкому раскрытию событий. Кемаледдин Бехзад сумел показать духовный облик человека, его внутренний мир.
В особенности это удается художнику при изображении личности хана Мухаммеда Шейбани — внука Абулхайр хана — правителя кочевых узбеков. В картине перед нами предстает конкретная историческая личность, человек, получавший немало ударов на своем жизненном пути, участвовавший во многих сражениях и, несмотря на преклонный возраст, он предстает во всей суровости, словно лев степной. Хан Шейбани — в голубом, с зеленоватым оттенком чапане, на голове
его белая чалма, он уверенно сидит на красном ковре, подобрав под себя ноги, руки его покоятся на коленях. По облику великого полководца нетрудно догадаться о том, что его гложет печаль. Перед ним табакерка — священное наследие предков. Черная подушка, лежащая позади него, висящий на стене желтовато-зеленый ковер в качестве фона как бы подчеркивают крупную фигуру этого человека. Это по праву ценное художественное произведение, выделяющееся
обилием теплых тонов и сочетанием нежных контрастных красок. В 1489 г. великий художник рисует портрет султана Хусаина — внука' эмира Тимура. В роду Тимура не было султана, подобного Хусаину, отважного, смелого воина. Авторитет и уважение к себе он заслужил, победив в схватке 60 противников. Великолепный мастер кисти Бехзад добивается внутренней выразительности образа.
Труды великого художника Бехзада хранятся в нашей республике, а два его произведения — в фондах Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Вклад Кемаледдина Бехзада в мировое искусство значителен.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |