Реферат по предмету "История"


Вадим Сидур. Жизнеописание советского "Генри Мура"

ВАДИМ СИДУРОбщая информация для чтенияВадим Сидур 1924-1986 - крупнейший российскийхудожник и скульптор, советский Генри Мур , как его еще в 70-е годыназывали западные журналисты. Художник-нонконформист, он подвергалсяпритеснениям со стороны советских властей за то, что его работы - как по форме,так и по содержанию - резко контрастировали с канонами социалистическогореализма. За тридцать лет творческой жизни он создал более пятисот скульптурныхи тысячи графических работ.

Еще при его жизни многочисленные выставки ипубликации принесли Вадиму Сидуру широкую известность на Западе. В разное времяего работы пополнили собрания канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, лауреатовНобелевской премии по литературе Самюэля Беккета и Пабло Неруды, председателясовета директоров Дойче Банк Фридриха Кристианса, лауреатовНобелевской премии по физике

Яна Оорта и Джона Бардина, композитора Бенджамина Бриттена,писателей Милана Кундеры и Генриха Белля, промышленника Нортона Доджа и многихдругих. После смерти Вадима Сидура, совпавшей с началом горбачевскойперестройки, его творческое наследие было публично признано национальнымдостоянием России.Вадим Сидур испытал на себе все то, чтоиспытывали его современники голодал в детстве, участвовал

в самой страшнойвойне двадцатого столетия, в девятнадцать лет стал инвалидом ВеликойОтечественной войны. Окончив в 1953 году Строгановское училище и ставпрофессиональным художником, постоянно ощущал давление беспощадной тоталитарнойвласти. Отрезанный от всего мира железным занавесом , лишенный прававыставлять и устанавливать свои скульптуры на родине, долгие годы даже неимевший представления о том, что происходит в современном искусстве,

Сидурсамостоятельно создал свой собственный формальный язык, пройдя долгий путь отпервых реалистических работ до Гроб-Арта - коллажей изканализационных труб, деталей автомобильных моторов и прочих отходов второй природы - человеческой цивилизации.Наибольшую известность принесли Вадиму Сидурускульптуры из цикла Памятники - самые характерные для творчествахудожника 60-х годов. Предельно лаконичные по форме, они доведены до знака,символа, формулы.

При внешнем спокойствии все они выражают огромный внутреннийэмоциональный взрыв. Именно этим можно объяснить такое сильное их воздействиена зрителя. Почти все работы этого цикла установлены в монументальном размерееще при жизни Вадима Сидура в городах Европы, а после его смерти и в России.Новая форма, новый материал не были для Сидурасамоцелью.

Это была внутренняя потребность на языке своего времени рассказатьсовременникам о волновавших его проблемах, найти форму, наиболее адекватнуюсодержанию. Сказанное в полной мере относится к созданному Сидуром в 70-е годыновому направлению в искусстве - Гроб-арту , которое он сам назвалискусством эпохи равновесия страха. Шаткий баланс на грани войны между двумясверхдержавами, накопившими в огромных количествах страшные

вооружения, беспрецедентноепо масштабам загрязнение окружающей среды, глобальные эксперименты надприродой, такие, как повороты рек вспять могут закончитьсяуничтожением всего живого на Земле. Аккуратно уложенные в деревянныеящики-гробы подобия человеческих тел - Гроб-девушка , Автопортрет в гробу, в кандалах и с саксофоном и другие - молчапредупреждают о том, что и вся Земля может легко превратиться в летящую сквозькосмическое пространство

Гроб-планету. Возможно, именно Гроб-арт имел в виду Вадим Сидур, написав незадолго до смерти в одном из своихстихотворений следующие слова Я предсказал чернобыльскийкошмар .Совсем другой мир открывается в нежных иэротичных скульптурных работах из циклов Мой гарем и Неосалон , ироническое название которого вызывает ассоциации сизысканными парижскими салонами ХIХ века, в акварелях на тему Мужчина иженщина .

Их насыщенные краски, иногда яркие, иногда чуть приглушенныецветовые пятна напоминают россыпь драгоценных камней, а прорисованные тушьюконтуры человеческих фигур и фантастических растений придают каждой из нихособую утонченность. С ними перекликаются и немногочисленные живописные работыСидура. Самые значительные из них - композиции Райская жизнь вкоридоре и Адам и Ева и Господь Бог , расписанные художникомдверцы стенных шкафов в его квартире.

Истоки своего творчества Вадим Сидур видел вклассическом искусстве. Это греческая архаика, древнеегипетское иассиро-вавилонское искусство, русская иконопись. На протяжении всей жизни еговолновали одни и те же т.н. вечные темы - проблемы, стоящие передчеловечеством еще со времен Библии Жизнь и смерть, рождение, страдание,любовь, материнство. Отрицание смерти и насилия во всех его проявлениях,кошмарные видения

Гроб-арта и радостное восприятие жизни как праздникаи величайшего чуда - два полюса в творчестве Вадима Сидура, основныесоставляющие его внутреннего мира. Свое мировоззрение он выражал всемидоступными ему художественными средствами. Помимо скульптуры, живописи играфики Вадим Сидур оставил сборник стихов Самая счастливая осень М 1990 , большое прозаическое произведение

Памятник современномусостоянию , жанр которого он определил как миф и первая частькоторого в сокращении опубликована в журнале Знамя 8-9, 1992 ,подпольно снял в 1974 году двухчасовой немой художественный кинофильм под темже названием, где он сам играет главную роль, является автором сценария ирежиссером.Создание Московского государственного музеяВадима Сидура, начавшего работать в 1987 году, было данью уважения талантувыдающегося российского художника.

Выставленные здесь многочисленныепроизведения великого искусства создают вокруг себя мощную ауру, располагаютлюдей к творческом общению, как это было при жизни художника в его подвальноймастерской. Особенно это чувствуется во время многочисленных литературных имузыкальных вечеров, научных конференций и встреч, регулярно проходящих в музееуже не первый год непосредственно в экспозиционном зале. Эта особая атмосфераусиливается тем, что здесь нет сцены, зрители и выступающие сидят рядом, почтибок

о бок, среди сидуровских скульптур и развешенных по стенам графическихработ. Иногда возникает ощущение, что мощным имонументальным - несмотря на малый размер - пластическим работам Сидурастановится тесно в небольших залах музея, они пытаются вырваться наружу, вбольшое пространство. Так случилось с установленным в 1991 году неподалеку отнего Памятником оставшимся без погребения . Шагнувшая за стены музеятрехфигурная композиция объединена с

ним общим эмоциональным полем, вместе ониобразуют единое художественное пространство. Эта небольшая информация дает лишь самое общеепредставление о творчестве художника, философа, писателя и поэта Вадима Сидура,одного из последних классиков уходящего ХХ столетия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.