Реферат по предмету "История"


Доколумбовы цивилизации Америки

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ



Исторический факультет



Высший колледж социально-политических
наук



















КУРСОВАЯ РАБОТА



«Доколумбовы цивилизации Америки»













Выполнила: студентка Iкурса



                         Шуклина А.Н.



Научный руководитель:



                         Старкова
Н.Ю.











Ижевск – 2002



Оглавление



«Доколумбовы цивилизации Америки»





Введение..................................................................................................... 3



1.   Древние майя................................................................................. 4



2.   Религиозные представления древних
майя.................................. 7



3.   Ацтеки. Религия ацтеков............................................................... 9



4.   Календарь древних майя.............................................................. 11



5.   Письменность древних майя......................................................... 16



Заключение................................................................................................. 17



Список литературы.................................................................................... 18







Введение



Изучение становления, расцвета и гибели
мезоамериканских цивилизаций, таких как инки, ацтеки и майя не является
традиционной проблемой для курса истории древнего мира, учитывая то, что
территория Американского континента не входит в географический ареал древнего Востока.
В последнее время, в связи распространением взглядов о цивилизационном подходе
к истории, внимание многих специалистов было сконцентрировано на этом регионе,
хотя ранее доколумбовы цивилизации представляли интерес, прежде всего, для
этнологов. Особенно важна и интересна дешифровка письменности древних майя, а
так же полемика вокруг её характера. Данное обстоятельство обусловлено тем, что
основная масса письменных источников (майя) была утрачена или уничтожена в
течением времени.



В центре внимания этой
работы будет индийское общество в момент его расцвета: религия, политическое
устройство, культура и календарь.



Актуальность темы
исследования определяется, с одной стороны тем, что многие явления истории,
будучи подвергнуты анализу со стороны самых разных наук, не всегда остаются
неизменными. С другой, в современной публицистике часто говорится о
принадлежности тех или иных явлений к историческим реалиям, тогда как не
существует пока метода, с помощью которого можно было бы с достаточной
надежностью проверить подобные утверждения.



Однако прежде чем
решиться на построение целостной системы знания, следует обратиться к истории
вопроса с тем, чтобы выяснить, во-первых, существовали ли подобные попытки в
прошлом, а во-вторых, сформированы ли достаточные условия для существования
искомой дисциплины.







1.  
Древние
майя



Индейцы майя не являются
коренным населением земли Гватемалы и Гондураса, они пришли с севера; трудно
сказать, когда они заселили полуостров Юкатан. Скорее всего в первом 
тысячелетии до нашей эры, и с тех пор религия, культура, вся жизнь майя связаны
с этой землей.



Здесь обнаружено более
ста остатков больших и маленьких городов и городищ, развалин величественных
столиц, сооруженных древними майя.



Многие из названий
городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского
завоевания и, следовательно, не являются подлинными названиями на языке майя,
ни их переводами на европейские языки: например, название «Тикаль» придумали
археологи, а «Паленке» – испанское слово «крепость».



Многое еще остается
неразгаданным в истории этой удивительной и неповторимой ци­вилизации. Возьмет
хотя бы само слово «майя». Ведь мы даже не знаем, что оно обозначает и как
попало в наш лексикон. Впервые в литературе оно встречается у Бартоломе
Колумба, когда он описывает встречу сво­его легендарного брата Христофора –
первооткрыва­теля Америки – с индейской лодкой – каноэ, приплыв­шей «из
провинции, называемой майя».



По одним источникам
периода испанской конкисты, название «майя» применялось ко всему полуострову
Юкатан, что противоречит приведенному в сообщении у Ланды названию страны – «у
луумил куц йетел кех» («страна индюков и оленей»). По другим – оно относилось
лишь к сравнительно небольшой террито­рии, центром которой была древняя столица
Майяпан. Высказывались также предположения, что термин «майя» был именем
нарицательным и возник из пре­зрительной клички «ахмайя», то есть «бессильные
лю­ди». Впрочем, есть и такие переводы этого слова, как «земля без воды», что,
несомненно, следует признать  простой ошибкой.



Однако  в  истории 
древних майя остаются  до  сих пор нерешенными и куда более важные вопросы. И
первый из них – вопрос о времени и характере заселения народами майя
территории, на которой оказались сконцентрированы основные очаги их цивилизации
в период ее наивысшего расцвета, обычно называемого Классической эпохой (II – X века). Многочисленные факты
говорят, что их возникновение и стремительное развитие происходили повсеместно
и почти одновре­менно. Это неизбежно приводит к мысли, что к момен­ту прихода
на земли Гватемалы, Гондураса, Чиапаса и Юкатана майя, по-видимому, уже
обладали доста­точно высокой культурой. Она была единой по своему характеру, и
это служит подтверждением, что ее фор­мирование должно было происходить на
сравнительно ограниченной территории. Оттуда майя тронулись в далекий путь не
как дикие племена кочевников, а как носители высокой культуры (или ее
зачатков), которой предстояло  в дальнейшем, уже на новом месте, расцвести в
выдающуюся цивилизацию.



Откуда могли прийти майя?
Не вызывает сомнений, что они должны были покинуть центр весьма высокой и
обязательно более древней культуры, чем сама цивилизация майя. И действительно,
такой центр был об­наружен на территории нынешней Мексики. В нем со­средоточены
остатки так называемой ольмекской куль­туры, найденные в Трес Сапотесе, Ля
Венте, Веракрусе и других районах побережья Мексиканского залива. Но дело не
только в том, что культура ольмеков самая древняя на территории Америки и,
следовательно, она «старше» цивилизации майя. Многочисленные памят­ники
ольмекской культуры – застройки культовых цент­ров и особенности их планировки,
типы самих сооружений, характер оставленных ольмеками письменных и цифровых
знаков и иные остатки материальной  куль­туры – убедительно свидетельствуют о
родстве этих цивилизаций. Возможность такого родства подтверждается и тем, что
поселения древних майя с вполне сло­жившимся обликом культуры появляются
повсеместно в интересующем нас районе именно тогда когда внезапно обрывается
активная деятельность религиозных центров ольмеков, то есть где-то между III – I веками до нашей эры.



Почему было предпринято
это великое переселение, можно лишь догадываться. Прибегая к историческим
аналогиям, следует предположить, что оно  не  носило добровольного характера,
ибо, как правило, переселения народов являлись результатом ожесточенной борьбы
с нашествиями кочевников-варваров.



Казалось бы, всё
предельно ясно, но и сегодня мы не можем с абсолютной уверенностью назвать
древних майя прямыми наследниками культуры ольмеков. Современная наука о майя
не располагает необходимыми данными для такого утверждения, хотя всё, что
известно об ольмеках и древних майя также не дает достаточно веских оснований
сомневаться в родстве (во всяком случае, косвенном) этих наиболее интересных
культур Америки.



То, что наши знания о
начальном периоде истории древние майя не отличаются желательной точностью, не
представляется чем-то исключительным.



Огромные пирамиды, храмы,
дворцы Тикаля, Вашактуна, Копана, Паленке и других городов классической эпохи
по сей день хранят следы разрушений, нанесенных человеческой рукой. Причины их
нам не известны. Высказываются самые разные теории на этот счет, но ни одну из
них нельзя назвать достоверной. Например, восстания крестьян, доведенных до
крайности бесконечными поборами, благодаря которым правители и жрецы утоляли
своё тщеславие, возводя гигантские пирамиды и храмы своим богам.



Религия майя не менее
интересна, нежели их история.







2.  
Религиозные
представления древних майя



Вселенная – йок каб
(буквально: над землей) – представлялась древним майя в виде расположен­ных
друг над другом миров. Прямо над землей нахо­дилось тринадцать небес, или
тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров»,
составлявших преисподнюю.



В центре земли
возвышалось «Первоначальное де­рево». По четырем углам, строго
соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Во­стоке –
красное, символизирующее цвет утренней за­ри. На Севере – белое. Черное дерево
– цвет ночи – стояло на Западе, а на Юге росло жел­тое – оно символизировало
цвет солнца.



В прохладной тени
«Первоначального дерева» – оно было зеленым – разместился рай. Сюда попадали
души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого
тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем.



Древние майя не
сомневались, что земля была квад­ратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо,
словно крыша, покоилось на пяти подпорках – «небесных столбах», то есть на
центральном «Первоначальном дереве» и на четырех «цветных деревьях», росших по
краям земли. Майя как бы перенесли- планировку древних общинных домов на
окружавшую их вселенную.



Удивительнее всего, что
представление о тринадца­ти небесах возникло у древних майи также на материа­листической
основе. Оно явилось непосредственным ре­зультатом длительных и весьма
тщательных наблюде­ний за небом и изучения в мельчайших, доступных не­вооруженному
человеческому глазу подробностях движения небесных светил. Это позволило
древнейшим астрономам майя, а скорее всего еще ольмекам, в со­вершенстве
усвоить характер перемещений Солнца, Лу­ны и Венеры по обозримому небосклону.
Майя, вни­мательно наблюдая за движением светил, не могли не заметить, что они
перемещаются не вместе с остальными звездами, а каждое своим собственным путем.
Как только это было установлено, естественнее всего было предположить, что у
каждого светила имелось свое «небо» или «слой неба». Более того, непрерывные
наблюдения позволили уточнить и даже конкретизиро­вать маршруты этих
передвижений в течение одного годового пути, поскольку они действительно
проходят через вполне определенные группы звезд.



Звездные маршруты Солнца
майя разделили на рав­ные по времени их прохождения отрезки. Оказалось, что
таких отрезков времени тринадцать, и в каждом из них Солнце находилось примерно
двадцать дней. (На Древнем Востоке астрономы выделили 12 созвез­дий – знаков
Зодиака.) Тринадцать двадцатидневных месяцев составили солнечный год. У майя он
начинал­ся с весеннего равноденствия, когда Солнце находилось в созвездии Овна.



При некоторой доле
фантазии группы звезд, сквозь кото­рые проходили маршруты, легко
ассоциировались с реальными или мифическими животными. Так родились боги –
покровители месяцев в астрономическом кален­даре: «гремучая змея», «скорпион»,
«птица с головой зверя», «длинноносое чудовище» и другие. Любопытно, что,
например, знакомое нам созвездие Близнецов со­ответствовало созвездию Черепахи
у древних майя.



Если представления майя о
строении вселенной в целом нам сегодня ясны и не вызывают каких-либо особых
сомнений, а календарь, поражающий свой почти абсолютной точностью, досконально
изучен учеными, совсем иначе обстоит дело с их «подземными мирами». Мы не можем
даже сказать, почему их было именно девять ( а не восемь или десять). Известно
лишь имя «владыки преисподней» – Хун Ахав, но и оно пока еще имеет только
предположительное толкование.







3.  
Ацтеки.
Религия ацтеков



Ацтеки находились в той
начальной фазе общественного развития, когда чужеродный пленник-раб еще не был
полностью включен в экономический механизм за­рождавшегося классового общества,
когда еще не были до конца осознаны те выгоды и преимущества, которые мог дать
труд рабов. Однако уже возник институт долгового рабства, распространявшийся на
местную бедно­ту; раб-ацтек находил свое место в новых, развивавшихся производственных
отношениях, но он сохранял за собою право выкупа, которого, как известно, лишен
«классический» раб. Конечно, иноплеменных рабов тоже подключали к экономической
деятельности, однако труд раба пока не стал основой основ этого общества.



Подобную недооценку
рабского труда в высокоразвитом в государственном отношении классовом обществе,
по-видимому, можно объяснить всё еще значительным избыточным продуктом,
возникавшим благодаря использованию обильно плодоносящего сельскохозяйственного
растения, как кукуруза, чрезвычайно благоприятным условиям мексиканского
высокогорного плато для её разведения и высочайшей культуре земледелия,
унаследованной ацтеками от прежних обитателей Мексики.



Бессмысленное уничтожение
тысяч пленников-рабов на жертвенных алтарях ацтекских храмов было возведено в
основу культа. Человеческое жертвоприношение стало центральным событием любого
праздника. Жертвоприношения совершались чуть ли не ежедневно. В жертву
приносили одного человека с торжественными почестями. Так, ежегодно из числа
пленных выбирался самый красивый юноша, которому суждено было в течение года
пользоваться всеми благами и привилегиями бога войны Тескатлипока, чтобы по
истечении этого срока оказаться  на жертвенном камне-алтаре. Но были и такие
«праздники», когда жрецы отправляли в мир иной сотни , а по некоторым
источникам, и тысячи пленных. Правда, в достоверность подобных утверждений,
принадлежащих очевидцам конкисты, трудно поверить, но мрачная и жестокая, не
признающая компромиссов религия ацтоков с массовыми человеческими
жертвоприношениями не знала пределов в своем ревностном служении правящей
кастовой аристократии.



Нет ничего удивительного,
что все неацтекское население Мексики было потенциальным союзником любого
противника ацтеков. Испанцы великолепно учли эту обстановку. Свои жестокости
они приберегли до окончательного разгрома ацтеков и взятия Теночтитлана.



Наконец, религия ацтеков
преподнесла испанским завоевателям еще один «подарок». Ацтеки не только
поклонялись Пернатому змею как одному из главных оби­тателей пантеона своих
богов, но и хорошо помнили, историю его изгнания.



Жрецы, стремясь держать в
страхе и покорном повиновении народ, постоянно напоминали о возвращении
Кетсалькоатля. Они убеждали народ, что оскорбленное божество, ушедшее на
восток, с востока и вернется, чтобы покарать всех и вся. Более того, легенда
гласила, что Кетсалькоатль был белолиц и бородат, в то время как индейцы
безусы, безбороды и смуглы!



Испанцы, пришедшие в
Америку, завоевали континент.



Пожалуй, в истории вряд
ли найдется другой подоб­ный пример, когда именно религия оказалась решаю­щим
фактором разгрома и полного уничтожения тех, ко­му она должна была служить
верой и правдой.



Белолицые испанцы,
носившие бороду, пришли с Востока.



Как ни странно, первым, и
при этом безоговорочно, уверовал в то, что испанцы – потомки легендарного бо­жества
Кетсалькоатля, не кто иной, как пользовавшийся неограниченной властью
всесильный правитель Теночтитлана Моктесума. Страх перед божественным проис­хождением
чужеземцев парализовал его способность к сопротивлению, и вся дотоле могучая
страна вместе с великолепной военной машиной оказалась у ног за­воевателей.
Ацтекам следовало немедленно убрать сво­его обезумевшего от страха правителя,
однако та же религия, внушавшая незыблемость существующих по­рядков, препятствовала
этому. Когда же разум нако­нец победил религиозные предрассудки, было поздно.



В результате гигантская
империя была стерта с лица земли, цивилизация ацтеков прекратила свое
существование.







4.  
Календарь
древних майя



Календарь был неразрывно
связан с религией. Жрецы, изучившие движения планет и смену сезонов, точно
знали даты посевов и сбора урожая.



Календарь древних майя
привлекал и сейчас продолжает привлекать самое пристальное и серьезное внима­ние
исследователей, изучающих эту выдающуюся циви­лизацию. Многие из них надеялись
именно в календаре найти ответы на бесчисленное множество неясных во­просов из
таинственного прошлого майя. И хотя сам по себе календарь не мог, вполне
естественно, удовлетво­рить большинство интересов ученых, он все же многое
поведал о тех, кто создал его два тысячелетия назад. Достаточно сказать, что
именно благодаря изучению ка­лендаря мы знаем двадцатеричную систему счета
майя, форму написания цифр, их невероятные достижения в области математики и
астрономии.



В основе календаря
древних майя лежала тринадцатидневная неделя. Дни недели записывались цифровыми
знаками от • до •••. Вторым и третьим слагаемыми были названия дня
двадцатидневного месяца-виналя, а также его порядковый номер внутри самого
месяца. Счёт дням месяца велся от нуля       до девятнадцати ••••,
причем первый день считался нулевым, а второй обозначался единицей •. Наконец,
в дату обязательно входило название месяца, их было восемнадцать, каждый из
которых имел собственное имя.



Таким образом, дата
состояла из четырех компонентов – слагаемых:



–    число тринадцатидневной недели,



–    название и порядковый номер дня
двадцатидневного месяца,



–    название (имя) месяца.



Основная особенность
датировки у древних майя заключается в том, что любая дата майяского календаря
повторится лишь через 52 года, более того, именно эта особенность стала основой
из календаря и летоисчисления, обретя форму вначале математического, а позднее
и мистического пятидесятидвухлетнего цикла, который принято также называть
календарным кругом. Основой календаря стал четырехлетний цикл.



К сожалению, не
сохранилось достаточно достоверных данных о происхождении как компонентов –
слагаемых календарной даты, так и перечисленных циклов. Некоторые из них
первоначально зародились из чисто абстрактных математических понятий, например
«виналь» – двадцатидневный месяц – по числу единиц первого порядка
двадцатеричной системы счета майя Возможно, что и число тринадцать – количество
дней в неделе – тоже появилось в чисто математических расчетах, скорее всего,
связанных с астрономическими наблюдениями, и лишь потом обрело мистический
характер – тринадцать небес мироздания. Жрецы, заинтере­сованные в монопольном
владении тайнами календаря, постепенно обряжали его во все более сложные
мистиче­ские одеяния, недоступные разуму простых смертных, и в конечном итоге
именно эти «одеяния» стали играть главенствующую роль. И если из-под
религиозных одея­ний – названий двадцатидневных месяцев можно от­четливо
увидеть рациональное начало деления года на одинаковые по времени отрезки – месяцы,
названия дней скорее свидетельствуют о своем чисто культовом происхождении.



Таким образом, календарь
майя уже в процессе зарождения не был лишен и элементов
общественно-политического характера. Между тем институт смены власти по родам,
свойственный самой ранней стадии формирования у майя классового общества,
постепенно отмирал. Однако четырехлетний цикл как основа календаря сохранялся в
неприкосновенности, ибо он продолжал играть важную роль в их экономической
жизни. Жрецы сумели выхолостить из него демократические начала и целиком
поставить на службу своей религии, теперь уже охранявшей «божественную» власть
всемогущих прави­телей ставшую в конце концов наследственной.



Год майя начинался с 23
декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, хорошо известный их астрономам.
Названия же месяцев, особенно у древнего календаря, со всей очевидностью
показывают их смысловой и рациональный заряд.



Вот как назывались месяцы
календаря майя:

































































































ЙАШ-К'ИН


«Новое солнце» – после зимнего
солнцестояния солнце как бы заново рождается
23.XII-11.I (по григорианскому
календарю)

МОЛЬ


«Сбор» – по-видимому, уборка  кукурузы 12.I-31. I

ЧЕН


«Колодец» – наступает период засухи,
возникает проблема воды и ко­лодца (?)
1.II-20.I

ЯШ


«Новый» – время подготовки к новым посевам 21.II-12.III

САК


«Белый» – на поле сухие, побелевшие стебли
от старого урожая куку­рузы (?)
13.III-1.IV

КЕХ


«Олень» – начинается  сезон  охоты 2.IV-2I.IV

МАК


«Накрывание» – пора  «накрывать», или
тушить огонь на новых участ­ках, отвоевываемых у леса (?)
22.1V-1I.V

К'АНК'ИН


«Желтое солнце» – таким оно казалось
сквозь дым лесных пожарищ (?)
I2.V-3I.V

МУАН


«Облачный» – небо покрыто облаками;
наступал сезон дождей
1.VI-20.VI

ПАШ


«Барабан» – нужно отгонять птиц от
созревающих  початков кукурузы
21.VI – 10.VII

К'АЙЯБ


«Большой дождь» (?) – название не совсем
понятное: начинается уборка зерен кукурузы и, по-види­мому, могут ожидаться
дожди
11.VII-30.VII

КУМХУ


«Шум грозы» – разгар сезона дождей 31.VII-19.VIII

ПОП


«Циновка» – являлась символом власти,
поэтому значение не вполне ясное; древнее название – иероглиф Кнорозов
переводит как «месяц руб­ки деревьев» – «Ч'акаан», что сов­падает с
сельскохозяйственными ра­ботами. Возможно, что «циновка» как символ власти с
началом работ на новом участке когда-то переходила к новому роду (?)-
20.VIII-8.IX

ВО


«Лягушка» – идут по-прежнему дожди (?);
иероглиф из древнего ка­лендаря Кнорозов расшифровывает как «месяц
сгибания початков кукурузы» – «Эк-ча» – «Черный удваиdается»
(буквально). В этот период початки темнели и действительно их сгибали –
«удваивали»
9.IX-28.IX

СИП


Имя бога охоты – праздник и начало  охоты,
однако древний  кален­дарь дает другое толкование этому месяцу: сгибание
початков поздней кукурузы
29.IX-18.X

СОЦ


«Летучая мышь» – здесь также смысловое 
расхождение   с   древним календарем, по которому «социл» – «зима», «короткие
дни»
19.X-7.XI

ЦЕК



Точного толкования иероглифа нет,


однако «сеек» на майя означает «со­бирать
по зернышку»


8.XI-27.XI

ШУЛЬ


«Конец» – то есть до 23.XII
– зимнего
солнцестояния осталось пять дополнительных дней  по  календарю майя
17.XII – 28.XI




Они помогали четкому
своевременному проведению необходимых сельскохозяйственных работ во время
каждого из месяцев.



Название дней месяца не
содержали подобной рациональной нагрузки, они лишь плод жреческих фантазий.



Также майя создали
абсолютную датировку, в основу которой была положена мифическая начальная дата.



От нее-то путем простого
отсчета количества про­шедших дней и велось летосчисление. Чтобы найти со­ответствие
между летосчислением древних майя и тем, которым пользуются сейчас, нужно точно
установить хотя бы одну общую для обоих летосчислении дату, до­стоверность
совпадения которой не вызывала бы сомнений. Например, какого «числа» по
календарю майя было солнечное или лунное затмение, дата которого изве­стна по
григорианскому календарю. Можно найти и более простые примеры: когда по
календарю майя на Юкатане появились первые испанцы? Таких совпадающих дат
оказалось вполне достаточно, и современные ученые смогли с абсолютной точностью
высчитать и установить мифический начальный год, с которого майя вели свое
летосчисление: им оказался 3113 год до нашей эры.



Если бы жрецы майя,
следившие за календарем, вели счет прошедшему времени только по одним дням, им
бы пришлось уже в X – XII веках нашей эры тратить чуть ли не целую человеческую
жизнь на запись всего не­скольких десятков своих дат. Ведь к этому времени от
начальной даты прошло более полутора миллионов дней (365 4200). Поэтому им
ничего не оставалось, как на основе своей двадцатеричной системы разработать
срав­нительно простую «таблицу умножения» календарных дней, значительно
упростившую вычисления (названия некоторых единиц счета были придуманы учеными
уже в наши дни, так как не вся цифровая терминология майя дошла до нас):



К'ин = 1.



Виналь = 20 к'ин = 20
дней.



Тун = 18 виналь = 360
дней = около 1 года.



К'атун  =  20 тун   =  7
200 дней   =  около 20 лет.



Бак'тун = 20 к'атун =
144000 дней = около 400 лет.



Пиктун = 20 бак'тун = 2
880 000 дней = около 8 000 лет.



Калабтун = 20 пиктун =
57600000 дней = около 160 000 лет.



К'инчильтун = 20
калабтун  = 1152000000 дней = около 3 200 000 лет.



Алавтун  = 20
к'инчильтун  = 23040000000 дней  = около 64 000 000 лет.



Последнее число –
название, по-видимому, было создано на будущее, поскольку даже мифическая дата начала
всех начал отнесена к 5 041 738 году до новой эры.



Одна из наиболее ранних
и, очевидно, исторических дат, обнаруженных на территории древних городов и
поселений майя, была выгравирована за знаменитой Лейденской пластинке.



В более поздние времена
майя почти повсеместно отказались от «длинного счета» – так принято называть
датировку, примененную на Лейденской пластинке, – и перешли к упрощенному счету
по к'атунам – «короткий счет». Это нововведение, к сожалению, лиши­ло датировку
майя абсолютной точности.



Календарь и
летоисчисление майя были заимствованы ацтеками и другими народами, населявшими
Мексику.



В древнем городе майя,
Паленке, была развита астрономия. Для майя астрономия была не абстрактной
наукой.



То, что древние майя
познали в астрономии, просто потрясает. Лунный месяц, высчитанный жрецами-астро­номами
Паленке, равен 29,53086 дня, то есть длиннее фактического (29,53059 дня),
высчитанного при помощи современной точнейшей счетно-вычислительной техни­ки и
астрономического оборудования, всего лишь на 0,00027 дня. Столь поразительная
точность отнюдь не случайная удача жрецов Паленке. Жрецы-астрономы из Копана –
другой столицы древних майя Классиче­ской эпохи, отделенной от Паленке сотнями
километров непроходимой сельвы, – достигли не меньшего: их лунный месяц короче
фактического на 0,0039 дня!



Майя создали самые точные
календари древности.







5.  
Письменность
древних майя



Нам доступна немногая
часть информации о древний майя, но то, что известно, получено благодаря
описаниям испанских завоевателей и дешифрованным письменам майя. Огромную роль
в этом сыграла работа отечественных лингвистов под руководством Ю.В. Кнорозова,
который за свои исследования был удостоен докторской степени. Ю.В. Кнорозов
доказал иероглифический характер письменности древних майя и состоятельность,
так называемого, «алфавита Ланды», человека, который «украл» историю целого
народа, найдя в его рукописях содержание, противоречащее постулатам
христианской религии. Используя три созранившиеся рукописи, Ю.В. Кнозоров
насчитал около трехсот различных знаков письма и определил их прочтение.



Диего де Ланда, первый
провинциал, сжег книги майя, как еретические. До нас дошли три рукописи,
хранящие записи жрецов с описанием календаря, списком богов, жертвоприношений и
т.д. В ходе археологических раскопок бывают найдены и другие рукописи, но их
состояние так плачевно, что прочтению они не подлежат. Очень мала возможность
для получения большей информации путем расшифровки надписей, высеченных на
камнях, стенах храмов, так как они не были пощажены природой тропиков и
некоторые иероглифы не подлежат прочтению.



Многие частные коллекции
пополняются за счет нелегального вывоза частей или полного комплекса сооружений
из страны. Изъятие происходит так небрежно, с несоблюдением правил
археологических раскопок, поэтому многое утрачивается безвозвратно.







Заключение



Изучение истории
мезоамериканских цивилизаций, кроме всего прочего, особенно ценно тем, что
отражает специфику социокультурного феномена.



Поделанная работа
позволяет сделать вывод о том, что современная наука не может получить всю
необходимую информацию по данному вопросу. Кроме того, необходимо отметить, что
степень изученности этой темы в нашей стране и в мире вообще оставляет
надеяться на её дальнейшую научную разработку. Тем более, что в этом есть необходимость.



Завершая анализ проблемы,
подчеркнем несколько ключевых моментов. Невозможно дальше развивать изучение
вопроса, не закрепляя правовыми нормами запрет на нелегальный вывоз
исторических памятников в частные коллекции. Нельзя дальше строить изучение
материалов в атмосфере закрытости, непредсказуемых решений государств, без
должного представительства профессионалов. Сделать изучение истории
доколумбовых цивилизаций наукой ради науки, а не противоборством стран, как это
было с дешифровкой письменности майя.







Список литературы



1.  
Березкин Ю.Е. Из истории древнего Перу: социальная
структура мочика сквозь призму мифологии. // ВДИ.
1978. №3.



2.  
Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1989.



3.   Гуляев
В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972.



4.   Гуляев
В.И. По следам конкистадоров. М., 1976.



5.   Гуляев
В.И. Древние майя. М.,1983.



6.  
Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков.
М., 1974.



7.  
Кнорозов Ю.В., Гуляев В.И.. Заговорившие письмена.
//Наука и жизнь. 1979. №2.



8.  
Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1982.



9.  
Хейердал Т. Приключения одной теории. Л., 1969



10.      
Хайт Р. Рецензия на книгу В.И. Гуляева. //ВДИ. 1986. №3.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виктимология: учение о жертве
Реферат История возникновения посуды
Реферат Контроль в системе управления филиалом ЗАО Банк Русский Стандарт
Реферат Дорожно-транспортное происшествие и специфические экспертизы
Реферат Особенности правового положения индивидуальных предпринимателей в системе обязательного социального страхования
Реферат Психологические аспекты компьютерных игр
Реферат Инфраструктура рынка и ее основные элементы
Реферат Язык html: системы программирования html, особенности языка и реализация системы. Назначение, примеры программирования приложений
Реферат Theology Reflection Essay Research Paper Theology ReflectionChapter
Реферат Полимерные электреты
Реферат Качество жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России
Реферат Муниципальное стратегическое планирование в сфере налогообложения
Реферат Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической
Реферат Современные маркетинговые исследования
Реферат Как непротиворечиво понимать 'время'