Реферат по предмету "История"


Борьба за власть после смерти Сталина

Введение. 9 марта 1953 года на Красной площади хоронили Сталина. До этого в течении двух суток тело покойного было выставлено в гробу для «всенародного прощания» с ним. В Колонный зал Дома союзов устремились сотни тысяч москвичей. Сотни из них были раздавлены в возникавших в разных местах давках. Количество жертв было бы гораздо больше, если бы не был принят ряд мер, чтобы воспрепятствовать приезду

в столицу иногородних. В Москву стали поступать ходатайства о присвоении имени Сталина промышленным предприятиям и высшим учебным заведениям, проспектам и площадям, городам и колхозам. Пропаганда призывала навечно сохранить память о Сталине – гениальном вожде и учителе, великом продолжателе дела Маркса-Энгельса-Ленина. Скорбь в стране была подлинной. Сталин олицетворял власть в стране и, как это бывало не раз в отечественной истории, саму страну.

Его смерть порождала тревогу – что будет дальше? Мертвый Сталин не должен был мешать живым. Превознесение Сталина могло стать серьезным препятствием для осуществления давно необходимых преобразований. Нужда в них была колоссальная. Страна не могла прокормить себя. Даже в Москве не хватало самого простого – картошки. Разоренные налогами крестьяне при любой возможности стремились уйти из деревни.

В стране было две огромные армии: армия как таковая, существовавшая по штатам военного времени, и равная ей по численности армия заключенных, занятых на «великих стройках коммунизма» - строительстве гидроэлектростанций, дорог, громадных заводов. Следовать «сталинским заветам» - это означало жить по придуманным им экономическим законам социализма, предполагавшим отказ от торговли, от товарно-денежных отношений. Абсурдность таких новшеств была понятна всем. Поэтому мало было похоронить

Сталина. Надо было по-тихому прикрыть и волну его почитания, нейтрализовать его «теоретическое наследие». 1. Борьба за власть после смерти вождя. В марте 1953г. Сталин умер и в руководящих кругах развернулась борьба за власть. 5 марта 1953г. Бюро Президиума ЦК КПСС, утвержденное ранее как оперативное структурное звено Президиума и созданное по инициативе И.В. Сталина, внесло предложение ликвидировать само

Бюро, как неуставное, и одновременно сократить число членов Президиума с 25 до 11 человек. Эти предложения были утверждены на совместном заседании Пленума ЦК, комиссии Совмина и Президиума Верховного Совета. Г.М. Маленков был утвержден в должности председателя Совмина СССР, Л.П. Берия – 1-го заместителя председателя

Совмина и министра внутренних дел с включением в его состав Министерства госбезопасности, В. Молотов – 1-го заместителя председателя Совмина и министра иностранных дел, Н. Булганин – министра обороны, А. Микоян – министра внешней и внутренней торговли. Был сформирован Президиум Совета министров, в который не вошел

Н.С. Хрущев, эму было предложено сосредоточиться на работе в ЦК КПСС. Первый «раунд» был выигран группой Г.М. Маленкова и Л.П. Берии. Но менее чем через 10 дней, 14 марта 1953г очередной Пленум ЦК избрал новый секретариат. На этот раз в члены секретариата не вошел Г. Маленков. Ему было предложено сосредоточится на работе

Совета министров. Это был парирующий удар Н. Хрущева, который теперь, как единственный член Президиума, входящий в секретариат, фактически его и возглавил. Вскоре по обвинению «в обмане партии и фабрикации дела врачей» из состава секретариата был исключен Д.С. Игнатьев, занимавший при жизни И.В. Сталина пост министра государственной безопасности СССР. Все эти события не имели отношения ни к чему другому, кроме борьбы за власть, но отражали определенную

нестабильность обстановки в целом. В этих условиях в области государственного управления начал выделяться Л.П. Берия, подчеркнуто демонстрирующий свою независимость и от Г. Маленкова, и от Н. Хрущева. 2. Начинания Л.П.Берии. Государственный пост Сталина – Председатель Совета Министров СССР – получил Г.М. Маленков, фактически контролировавший карательные службы страны в последние

годы жизни Сталина. Его союзник в последние годы – Лаврентий Павлович Берия – получил пост первого заместителя Председателя Совмина и министра нового министерства под старым названием – Министерство государственной безопасности. Таким образом, ликвидировалось соперничество прежнего МВД и МГБ, Берия становился во главе огромного ведомства, располагавшего собственными воинскими формированиями,

своими судьями и местами заключения, промышленными предприятиями, непосредственными возможностями вмешательства практически в любой вопрос внутренней и – через органы разведки – внешней политики страны. Другим заместителем Председателя Совмина СССР стал Н.А. Булганин, получивший пост военного министра. Заместителями Председателя Совмина стали также В.М. Молотов, вернувший себе после смерти

Сталина пост министра иностранных дел и Л.М. Каганович. Пост Председателя Верховного Совета СССР получил К.Е. Ворошилов, также находившийся в тени в последние годы жизни Сталина.1 Став министром внутренних дел Берия, начинает пересмотр политических процессов, которые велись в послевоенный период. Наряду, с реабилитацией обвиненных по отдельным политическим процессам

Берия предложил внести ряд изменений в существовавшую тогда судебную систему. Он выступил с инициативой проведения амнистии в стране. В записке, адресованной в Президиум ЦК КПСС 26 марта 1953г он сообщал, что в стране в тюрьмах, колониях, исправительно-трудовых лагерях находилось 2526402 человека, в том числе тех, которых считали особо опасными 221435 человек. 27 марта 1953г. Президиум

Верховного Совета СССР издал Указ «Об амнистии», по которому на свободу вышло около миллиона человек, осужденных на срок до 5 лет. На свободу выходило более трети советских заключенных.2 Выдвинув Г.М. Маленкова на пост первого человека в государстве и став его первым заместителем Берия, принимается за замену наиболее прогнивших опор социалистического режима. Вместе с привлеченным для разработки соответствующих партийных решений

Н.С. Хрущевым они понимали, что созданная Лениным и укрепленная и расширенная Сталиным социалистическая система исчерпала многие свои возможности и нуждается в срочном обновлении. Но отступаться от тоталитарного принципа они не собирались. Первое радикальное предложение Берии - об амнистии – они урезали таким образом, что в нем начисто отсутствовало даже упоминание о политических заключенных. В «кремлевском руководстве» сказывались разобщенность, отчужденность,

недоверие, подозрительность, культивировавшиеся в последние годы Сталиным и прочно укоренившиеся настолько, что их не могла пересилить, объединить общая боязнь, даже страх перед Берией. Никто не смел ему открыто возражать. Члены правительства отваживались с ним спорить только по мелочам, деталям или настаивать на том, чтобы отложить на какое-то время принятие окончательного решения.

Так, например, удалось поступить с инициативой Берии - ослабить налоги с колхозного крестьянства и разработать систему мер по подъему сельского хозяйства за счет материального стимулирования. Но были одобрены и спущены на места директивы по исправлению национальной кадровой политики. Центральным газетам разрешено было опубликовать полный текст выступления американского президента Д. Эйзенхауэра с призывом к мирному урегулированию всех больших мировых проблем.

Так же поступили с предложением британского премьер-министра У. Черчилля провести на высшем уровне конференцию ведущих держав мира. Согласились на восстановление дипломатических отношений с Югославией (как с капиталистической страной) и Израилем. Отказались от прежних требований к Турции о совместной обороне

Черноморских проливов и от территориальных требований к ней со стороны Армении и Грузии. Были достигнуты договоренности о перемирии в Корейской войне и подписано соглашение о прекращении огня. Позиции Берии были не такими прочными. У него не было поддержки в партийном аппарате страны. Он не был связан с собственно аппаратной деятельностью

ЦК КПСС. В Совете Министров СССР у него был достаточно узкий сектор деятельности. Его позиции в новом Министерстве внутренних дел отнюдь не были неколебимыми. Это министерство было образовано из двух враждовавших между собой ведомств – Министерства государственной безопасности и Министерства внутренних дел. Поэтому новое министерство не могло быть единым монолитом на который

Берия мог бы опереться. Берия был сторонником проведения более активной национальной политики в СССР, связанной, в частности, с преимущественным замещением руководящих кадров республик уроженцами этих республик. Эта работа была спешно проведена в его МВД. Берия замахивался на святая святых аппарата – номенклатуру, имевшую свои законы, позволявшие назначать Л.И. Брежнева первым секретарем в Молдавию, а П.К.

Пономаренко – в Казахстан. Берия становился все более опасной фигурой для разных людей и по разным причинам. Его боялись и ненавидели. Для одних он был опасным ревизионистом, пытавшимся подвергнуть переоценке основы сталинской политики. Для военной верхушки Берия – опасный противник, ненавидимый генералитетом за репрессии конца 30-х – начала 50-х гг. С его именем связаны преследования высшего командного состава послевоенных лет, его «особисты» были постоянной угрозой для любого командира.

Аппарат МВД на местах являлся «параллельной властью», хорошо оплачиваемой, во все вмешивающейся и ни за что не отвечающей. Поэтому он был опасен и для партийных и государственных чиновников, и для государственных руководителей. Для всех Берия был символом угрозы, превращения в «лагерную пыль» по его воле. Крушение Лаврентия Павловича Берии, его арест произошли на заседании Президиума ЦК КПСС 26 июня 1953г. в результате договоренности между

Маленковым и Хрущевым. К ним присоединились министр Вооруженных Сил Булганин, маршал Жуков, ряд членов Президиума ЦК. Арест Берии вынудил политическое руководство страны определить ряд важнейших направлений во внутренней политике. Ими стали официально выдвинутые Маленковым и Хрущевым на Пленуме ЦК 2-7 июля 1953г. критика культа личности

Сталина, осуждение «необоснованных репрессий», ответственность за которые всецело возлагалась на Берию, который и был превращен в символ этих репрессий. Со времени ареста Берии за Маленковым признается право быть первым и в партии, если он Председатель Совета Министров СССР, высшее должностное лицо в государстве. В его речи на Пленуме ЦК звучат основные обвинения в адрес

Берии: - стремление Берии проанализировать национальный состав руководящих кадров в союзных республиках и заменить их местными кадрами; - нарушение Берией директивы ЦК от 4 декабря 1952г. «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле», содержавшей требование покончить с бесконтрольностью в деятельности МГБ и поставить работу в центре и на местах под систематический и постоянный контроль партии. Вопреки этому Берия осуществлял систематическую слежку за руководителями

партии и правительства под видом охраны; - вмешательство Берии в международную политику, его стремление нормализовать отношения с Югославией и отказ от планов строительства социализма в ГДР; Маленков очень осторожно раскритиковал амнистию, проведенную Берией, он обвинил Берию в том, что тот несет ответственность за негативные оценки, данные

Сталиным Молотову и Микояну, за то, что это мнение Сталин сформировал под влиянием Берии и его Министерства внутренних дел. Хрущев обвинил Берию в создании «дутых дел» вроде «дела врачей». Подробно Хрущев остановился на попытках Берии провести разграничение между партийной и государственной властью, ограничить влияние партийных органов только кадровыми вопросами.

Третья точка зрения была отражена в выступлениях давних членов сталинского Политбюро – Л.М. Кагановича и А.А. Андреева. Их оценка Берии была редкой по ругательности - «антигосударственный преступник», «фашистский заговорщик», «шпион», «враг, хотевший восстановить власть для реставрации капитализма». В декабре 1953г. на закрытом заседании Верховного

Суда СССР были осуждены по знаменитой ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР по обвинению в измене Родине, совершении террористических актов в антисоветской изменнической группе и приговорены к смертной казни Л.П. Берия, В.Н. Меркулов, В.Г. Деканозов, Б.В. Кобулов, С.А. Гоглидзе, П.Я. Мешик, Л.Е. Влодзимирский. 3 Феномен Л.П. Берии в истории

СССР еще нуждается в специальном исследовании. Он ответственен за преступления, совершенные властью в той же самой мере, как и его соратники – Маленков, Молотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, не говоря уже о Сталине. Моральные принципы Берии были не выше и не ниже, чем у его товарищей по партийному руководству. Берия отличался от своих коллег другим. Он был наиболее информированным человеком в составе тогдашнего

руководства, при этом его информация была разнообразна, точна и независима от других ведомств. Его информация как заместителя Председателя Совета Министров СССР касалась экономики страны, отдельных ее отраслей. В качестве руководителя разведки Берия был в курсе многих вопросов политики и международных отношений, реальных проблем, возникавших между СССР и другими странами.

Он имел наиболее достоверную информацию о внутриполитической обстановке в стране, о настроениях людей, обо всех сколько-нибудь заметных выражениях протеста. Берия непосредственно отвечал за разработку ядерного оружия, а это связывало его с армией, с созданием новых видов вооружений и с теми изменениями, которые должны были произойти в Вооруженных Силах в связи с появлением ракетно-ядерного оружия.

3. Реформы Г.М. Маленкова. В СССР рост национального дохода шел в основном за счет развития группы «А» - тяжелая индустрия. После смерти Сталина руководители страны и партии взяли курс на гармоничное развитие группы «Б» - строительство, сельскохозяйственное производство, на социально ориентированную экономику. В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР была принята программа подъема производства товаров народного потребления.

3.1. Сельскохозяйственное развитие. В сельскохозяйственное производство, хотя и неуверенно, внедрялся принцип материальной заинтересованности. Было решено ослабить давление на колхозников – снижались сельхозналоги, увеличивались размеры приусадебных хозяйств, повышались закупочные цены, причем существенно – на мясо в 5,5 раза, молоко и масло – в 2 раза, зерно – наполовину, давались государственные дотации на выпуск ширпотреба. Эта линия открывала перспективу возможной интенсификации производства на базе возрастания

(но и всячески ограниченной) материальной заинтересованности в труде, в результате чего уже в первой половине 1953г. производительность труда возросла на 62%, материалоемкость снизилась на 5%.4 Сторонником снижения налогового пресса на крестьянство и попыток развития сельского хозяйства в его традиционных районах – в России, на Украине, в Белоруссии – был Г.М. Маленков. Он защищал «колхозно-крестьянский тип развития», обосновывая необходимостью снижения

налогов и невмешательство в подсобное крестьянское хозяйство. Это сочеталось с практическим отсутствием государственных инвестиций в сельское хозяйство. Деревня сама должна была выбираться из кризиса ценой предоставления минимума прав для крестьян – так можно было сформулировать смысл реформ по-маленковски. В это время ослабли государственные меры, препятствовавшие колхозникам уходить из колхоза.

Крестьянам начали выдавать по их требованию паспорта. Программа Маленкова была подвергнута критике. Первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым на январском (1955г.) Пленуме ЦК. Деятельность Председателя Совета Министров СССР Маленкова была оценена как некомпетентная, а сам Маленков был обвинен в попытках завоевать «дешевую популярность» в глазах народа.

Хрущев противопоставил политике Маленкова в области сельского хозяйства и осуществил программу «освоения целины», предполагавшую громадные инвестиции в неосвоенные районы страны, а затем сформулировал амбициозную задачу «догнать и перегнать Америку» по производству сельскохозяйственной продукции. Эти меры привели к глубочайшему кризису сельского хозяйства, возрастанию продовольственной зависимости СССР от закупок за рубежом. 3.2. Внешняя политика.

Принимаются меры по улучшению международного положения СССР, по снижению уровня военного противостояния СССР его потенциальным противникам. Смерть Сталина и приход в Белый дом нового президента Д. Эйзенхауэра позволили достичь договоренностей о перемирии в Корейской войне. Военный конфликт длился три года. 27 июля 1953г. было подписано соглашение о прекращении

огня. С прекращением боевых действий была устранена угроза «расползания» войны, превращения ее в мировую. В августе 1953г. Маленков, выступая на сессии Верховного Совета СССР, впервые употребил слово «разрядка», призвал к снижению военного противостояния. 12 марта 1954г. он заявил, что «Советское правительство стоит за дальнейшее ослабление международной напряженности и решительно выступает против политики «холодной войны», потому что это политика подготовки

новой мировой бойни, которая при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации». Высказывания Г.М. Маленкова свидетельствовали о возникавшем понимании невозможности добиться средствами ядерной войны желательных политических результатов. Его взгляды отнюдь не совпадали с мнением других членов политического руководства СССР. Позже рассуждения Маленкова о возможной гибели человечества в условиях ядерной войны будут поставлены

ему в вину. Зато Хрущеву удалось сохранить и укрепить образ СССР как угрозы для всего капиталистического мира. Форсированное развитие советской ракетно-ядерной программы стало средством держать паритет СССР с США, странами НАТО, со всем миром. СССР уверенно втягивался в гонку вооружений. 3.3. Внутреннее производство. Георгий Максимилианович

Маленков попытался изменить приоритеты в развитии экономики СССР, увеличить удельный вес производства товаров народного потребления. Эти предложения в области экономики вызвали решительный протест со стороны «идеологов-фундаменталистов», настаивавших, в полном согласии с Первым секретарем КПСС Н.С. Хрущевым, на сохранение прежнего, сталинского курса на преимущественное развитие тяжелой,

оборонной промышленности. В начале 1955г на январском Пленуме ЦК КПСС, Хрущев обвинил Маленкова в отсутствии необходимых знаний, опыта хозяйственной и советской работы. В вину Г.М. Маленкову было поставлено его выступление на 5-й сессии Верховного Совета СССР, где тот говорил о необходимости увеличения финансирования легкой промышленности за счет некоторого сокращения темпов развития тяжелой промышленности, выпускавшей товары для населения.

Сократить расходы на тяжелую (ориентированную на военную) промышленность, был оценен Хрущевым как «теоретически неправильное и политически вредное противопоставление темпов развития социалистической экономики». 25 января 1955г. начинает работу очередной пленум ЦК КПСС, официально созванный для обсуждения вопроса «об увеличении производства продуктов животноводства». Но 31 января Президиум ЦК дополняет его повестку дня «организационным вопросом о т.

Маленкове». Докладывал его Н.С. Хрущев. Он высказал мнение «коллективного руководства», что Маленков не обеспечивает надлежащего выполнения обязанностей председателя Совета Министров СССР, так как не обладает достаточными качествами, а также «очень робко и нерешительно, а зачастую и беспринципно подходит к решению многих вопросов». Особенно же досталось Маленкову за его социально-экономические и внешнеполитические новации.

Так, о его речи на августовской (1953г.) сессии Верховного Совета было сказано, что она «напоминала скорее парламентскую декларацию, рассчитанную на соискание дешевой популярности». Теоретически неправильным и политически вредным был назван лозунг форсированного развития легкой промышленности. Выступило еще несколько членов Президиума ЦК. Они указали на то, что Маленков не имеет навыков и знаний руководства народным хозяйством.

Много нареканий вызвал и его «личный склад характера». Покаяние Г.М. Маленкова позволило ему остаться членом Президиума ЦК и Президиума Совмина. От обязанностей председателя Совета Министров его отстранили единодушно. Формально Г. Маленкову было предъявлено обвинение в искажении экономической политики партии, которое, по словам

его оппонентов, состояло в изменении налоговой концепции в пользу крестьян, предпочтительном внимании к производству предметов промышленности и т. п. Решение пленума ЦК КПСС о замене Маленкова Булганиным, освободив его от обязанностей министра обороны, было оформлено 8 февраля 1955г. на сессии Верховного Совета. Министром обороны был назначен Г.К. Жуков, а Г.М. Маленков стал министром электростанций.

Заключение. Середина бурных 50-х годов стала временем, когда были сформулированы те политические принципы, которые легли в основу партийно-государственной системы СССР вплоть до второй половины 80-х годов. Прежде всего, именно тогда был провозглашен принцип стабильности номенклатуры. Приобщение, включение в номенклатуру обеспечивало существование в замкнутой, отдельной от других социальной группе, которой гарантировалась защищенность, то, что в

СССР называлось привилегиями. Принцип стабильности исключал массовые репрессии как способ управления, широко применявшийся раньше. Номенклатура разорвала свои связи с репрессивной частью сталинского политического наследия. В эти годы состоялась последняя в советское время схватка между партийным и государственным аппаратом. Авторитет «Главы Советского государства», как именовали в 40-х – начале 50-х годов Сталина, распространялся на Совет Министров СССР и его аппарат, на органы исполнительной власти.

Теперь на практике был утвержден принцип партийного руководства всеми сторонами деятельности государственного аппарата. Утратили свою ключевую роль такие ведомства, как Министерство внутренних дел, министерство обороны, КГБ СССР. Гораздо важнее, хотя и скрытнее, стала роль отделов аппарата КПСС, а после июньского (1957г.) Пленума ЦК значение партийного аппарата возросло.

Список используемой литературы. 1. Бондаренко В.М. «Борьба за власть. Троцкий. Сталин. Хрущев. Брежнев. Андропов.». М. ОЛМА Медиа Групп. 2007. 240с. 2. Под ред. Кулешова С.В. «Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация». В 2т. Т 2. М. ТЕРРА. 1996.720с. 3. Пихоя Р.Г. «Советский Союз: история власти.

1945-1991». Издание второе, исправленное и дополненное. Новосибирск. Сибирский хронограф. 2000. 684с. 4. Пыжиков А.В. «Хрущевская оттепель». М. ОЛМА-ПРЕСС. 2002. 511с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.